Украшению некоторых предметов домашнего быта придавалось особенно много внимания. Это крестьянская прялка — древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи. В тех местах, где были сильно развиты художественные традиции обработки дерева, возникли центры прялочного производства. Такими районами были Ярославская, Нижегородская и северные губернии с их богатыми традициями орнаментальной резьбы и росписи по дереву.
Следует обратить внимание на прялки лопатообразной формы Вологодской области. Для них характерен широкий прямоугольный гребень на довольно тонкой, почти гладкой ножке. Лицевую сторону гребня обычно покрывали резным узором с крупной розеткой. Вся резьба у вологодских прялок крупная, сочная, декоративная.
Прялки Тарногского района выделяются глубокой, четкой и строгой по своим композициям резьбой. Часто на лопасти не оставалось и сантиметра дерева, не тронутого резьбой, но все выдерживалось в одном ключе величавости, торжественности и наивной простоты, которые характерны лишь для подлинных произведений народного искусства.
СЕВЕРСКИЙ ДОНЕЦ. Экскурсия по реке. Чистая ли вода?
В некоторых районах Архангельской области прялки также было принято украшать резьбой. Так, например, в Каргополье, на Кенозере, в Лядинах техника трехгранно-выемчатой резьбы имела широкое распространение. Необычной была здесь форма самой прялки — с более приземистой и низкой ножкой, которая подчеркивала ее устойчивость и тяжеловесность.
Черты монументальности характерны для прялок Калининской области. В основе их конструкции лежит прялка со стояком из сплошной широкой доски. Мастера покрывали лопасть крупной декоративной резьбой, в узоре которой основное место занимала розетка.
В Ярославской области бытовали два типа прялок. Одни прялки «столбчатые». Они состоят из донца и вставляющегося в него стояка в форме столбика с окошечками. Стояк заканчивается маленькой головкой, украшенной трехгранно-выемчатой резьбой. По форме и резному декору столбчатые прялки напоминают высокие стройные шатры колоколен XVII века.
Резали их из твердых пород дерева.
Совсем иные «теремковые» прялки. Донце и стояк ярославской теремковой прялки делались из единого куска дерева, куда входил и корень. Широкая у основания ножка постепенно суживается и заканчивается маленьким гребнем в виде остроконечного кокошника. На ножке контурной и ногтевидной техникой резали сцены чаепитий, танцев, катаний, сцены свиданий, а выше помещали изображение терема с часами. Вероятно, поэтому за прялками закрепилось название «теремковые».
Не менее широко, чем резьба, применялась в декоре прялок и роспись. Особенно значительна по разнообразию и богатству художественных мотивов роспись, распространенная на обширной территории Северной Двины. Особое место среди северодвинских росписей занимает Пермогорье.
Мастер сначала на лопасть прялки наносил кистью четкий контур рисунка черной краской, а затем уже раскрашивал его ярко-красной киноварью, зеленым и солнечно-желтым цветом. Прялки Пермогорья отличаются гармонией колорита и большим разнообразием’ жанровых сцен, размещенных среди растительного орнамента. Особенно любили писать сцены чаепитий, посиделок и катаний.
Истоки реки Северский Донец
В изображениях коней и выездов с молодцами и девицами в санях непревзойденными оказались мастера Борка, Нижней Тоймы и Пучуги. Обилие позолоты, композиция росписи с делением на «три става» (где нижний став занимает обычно возок) и нарядность отличают их от гармоничных по цвету прялок Пермогорья.
Совершенно оригинальна роспись прялок села Палощелья на реке Мезени. Для мезенской росписи характерен геометрический орнамент, который выступает в соединении с фризами с изображением оленей, коней и птиц. Колорит ее сдержанный, цветовая гамма скупа. Мастера Палощелья использовали для росписи только сажу и темно-красную береговую глину, которую потом заменил сурик.
Кроме прялок на Мезени широкое распространение получила роспись лубяных коробов.
В XIX веке большой известностью пользовалась городецкая роспись на донцах. В центральных областях прялкой служил гребень с резным донцем. Кленовый или березовый гребень с большим количеством тонких зубьев, поднятый на высокую ножку, вставлялся в головку донца. Исследователи предполагают, что трехгранно-выемчатая резьба на донцах бытовала в бывших Ярославской и Костромской губерниях.
В Городце (Горьковская область) возник в начале XIX века редкий в русском народном искусстве прием скобчатой резьбы с инкрустацией мореным дубом. На донцах изображались сцены охоты, выезды в каретах, всадники, дамы и кавалеры.
Во второй половине XIX века резьба на городецких донцах сменилась росписью. Мастер не наносил предварительного рисунка. Роспись исполнена быстрыми и свободными движениями кисти. Мастеров увлекали красочные сочетания яркой росписи, виртуозное исполнение пышных розанов и жанровые сцены, взятые из жизни городского мещанства.
Писались даже исторические композиции, например, на донце 1881 года дана сцена сражения русских войск у стен Андрианополя. Роспись имеет подпись автора — Поляков Гавриил Лаврентьевич из деревни Хлебаихи.
В северных областях России, особенно в Архангельской, имели распространение в XIX веке прялки, украшенные кистевой росписью. Художественные особенности кистевых росписей в значительной степени обусловлены приемом выполнения орнамента кистью от руки, без предварительного рисунка. Поэтому в ней свобода и непринужденность композиции, нет точной симметрии, большое разнообразие мотивов. Живопись наносилась крупными, сочными мазками с применением белых оживок.
Кистевая роспись исполнялась на крупных бытовых предметах— люльках, сундуках и даже на стенах изб. Пышный цветочный узор покрывал во многих домах филенки перегородок и дверей, шкафов и судниц, подпечков и голбцев. Он шел по балкам и столбам полатей, украшал полочки для икон. Такой интерьер крестьянской избы выглядел весело, нарядно, празднично.
Источник: gorod-zagorsk.ru
Серебряное донце – золотое веретёнце
Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (и не только) чаще всего за прялкой. И действительно, в эпоху, когда все предметы повсе-дневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины — помимо приготовления пищи — было одевать всех членов семьи.
Соответственно ткачество — производство ткани на станках — считается одним из древнейших ремёсел. Потому не случайны интерес и любовь к текстилю, к его истории, тем более в таком классическом текстильном городе, коим является Серпухов. В прежние годы о высоком качестве здешней парусины знали во всем мире. Вот и у нас, в Музейно-выставочном центре, текстильные выставки рефреном проходят через всю нашу деятельность.
Те, кто регулярно следит за экспозициями центра, знают о двух выставках, работавших в декабре и январе: «Барановские ситцы — российский триумф» и «Текстильные фантазии города С». Последняя выставка охватывала историю текстильного производства Серпухова на протяжении почти трёх веков. В предновогодние и каникулярные дни горожане приходили со своими детьми на развлекательно-познавательную программу «Волшебный клубок» — с мастер-классами, играми и сладким сюрпризом, где ребята могли познакомиться со старинным миром ткачества от ручных станков до английских машин, а в «Городе мастеров» овладеть навыками ткачей и набойщиков — именно так называли людей, создававших рисунки на ткани.
29 января в Музейно-выставочном центре состоялся «круглый стол», затронувший очень важный и действительно серьёзный вопрос: как обстоят дела сейчас, что станет с серпуховской текстильной историей завтра. Важным его итогом стала идея открытия в одном из корпусов бывшей Ситценабивной фабрики музея серпуховского текстиля, где можно будет сохранить память о когда-то градообразующей отрасли промышленности Серпухова. Но какие бы идеи не возникали, и как бы рьяно их не обсуждали, всё упирается в финансирование. И потому только время покажет, удастся ли выполнить задуманное.
Но уже сейчас коллектив МВЦ сделал первый шаг на пути к увековечиванию текстильной славы Серпухова. Им станет I межрегиональный фестиваль-выставка мастеров художественного текстиля «Текстильный букет Поочья», которому мы придаём очень большое значение. Ведь любовь к текстилю не ослабевает! Об этом можно судить по тому, как ценятся промысловые вещи.
Мастера Тарусы, Калуги, Каширы, Алексина поделятся на фестивале и своими удачами, и проблемами. А как популярен сейчас пэчворк? Это ведь тоже текстиль! Возможно (во всяком случае, нам бы этого очень хотелось), фестиваль станет традиционным.
Кроме того, сама текстильная тема в перспективе войдёт в постоянную экспозицию нашего центра и найдёт отражение во временных выставках. В 2009 году в МВЦ поступили предметы из художественной мастерской и образцового кабинета ЗАО Холдинг «Серпуховский текстиль», которое в советское время возникло на месте знаменитого на всю Россию «Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина».
Это уникальные экспонаты: образцовые книги с тканями и кроками второй половины XIX в. из западной Европы, альбомы и папки с образцами тканей коншинской мануфактуры 1900-1910-х г.г., образцы тканей, кроки, документы советского времени — с 1920 по 2000-е годы. Особо можно отметить уникальные зарубежные издания — журналы, книги, образцы орнаментов, посвящённые технологии текстильного производства и текстильному дизайну. Пока сложно оценить весь большой комплекс предметов, но в том, что это станет одним из главных направлений нашей работы в ближайшие годы, мы уверены.
Ну, а весной приходите к нам на текстильные мастер-классы и ярмарки-продажи, которые состоятся в рамках межрегионального фестиваля «Текстильный букет Поочья». Мы ждём вас!
Ольга Острецова,
сотрудник Музейно-выставочного
центра
Источник: podmoskovye.bezformata.com
Макошь и Геката Единая истина
Некоторые разделы не доступны для Гостей нашего форума. Доступ ко всем разделам автоматически открывается после регистрации.
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ГОСТИ ФОРУМА «ЧАРОДОРО»! ПРОСЬБА ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ, ЧТО ВСЕ МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ ДЛЯ ВАС В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ. ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИК, ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ, ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Дорогие друзья! Для Вас на форуме добавлены новые разделы! В которых любой желающий пользователь может задать вопрос единомышленникам на тему ритуально-обрядовой или графической магии, делать друг для друга расклады с помощью карт Таро, Оракулов или Рунической мантики, проводить акции по проработке различных колод.
Также в разделе есть тема для тестирования Ваших или новых для Вас графических работ. Это отличная возможность живого общения с единомышленниками! Присоединяйтесь, ждем Вас у себя на форуме -хватит уже отмалчиваться, давайте делиться опытом и все вместе помогать друг другу решать возникающие вопросы. Всем добро пожаловать в раздел форума «ПРАКТИКУЕМСЯ»
Сахар
Администратор
Команда форума
Администратор
Модератор
26 Апр 2016 4,838 1,704 151
Макошь и Геката Единая истина
Современниками язычества Макошь отождествлена с Гекатой.