Стропы — отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обеспечивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.
Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, траверсам, скобам.
Стальные канатные стропыполучили широкое распространение при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых грузов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и обладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
Спецкурс: зачем нужен трос (стропа).
По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подразделяются:
· на одноветвевые (1 СК);
· двухветвевые (2 СК);
· трехветвевые (3 СК);
· четырехветвевые (4 СК);
Цепные стропычаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, заготовок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и другой тары.
По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:
на одноветвевые (1 СЦ);
двухветвевые (2 СЦ);
трехветвевые (3 СЦ);
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.
Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):
а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г — четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 — соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа
Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.
Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки станков, аппаратов, строительных деталей и конструкций, имеющих две, три и четыре точки крепления.
Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами.
Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):
а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).
Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновыестропы используют для обвязки мягких и легких грузов.
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
2.4.2. Изготовление и браковка стропов
Процесс изготовления стропов включает в себя следующие операции.
· Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6×19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 проволок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается применение канатов других типов.
· Определение длины каната. Длина заготовки должна включать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образования петель, заплетки и технологического припуска.
· Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффициент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пеньковых канатов и 5 — для цепей).
· Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитывают места крепления и способы обвязки груза (для деталей с фланцами — струбцины или штыри, с отверстиями — коромысла, с проушинами или цапфами — крюки), а также необходимость наличия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей.
Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диаметра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетенной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концевого элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктивно.
Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополнительных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках). Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверхность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховатости. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12. 16-кратный запас прочности без коушей.
· Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стропов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.
· Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуговая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8.
10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5. 2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1. 4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 2.24).
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.
Источник: kran-info.ru
Концевые захватные элементы
К ним относятся: крюки, петли, кольца различной конфигурации, скобы, серьги, карабины, коромысла, коуши и др. (рис. 13.3-13.5). Грузовые крюки и петли являются универсальными грузозахватными органами. К крюкам груз может подвешиваться непосредственно за проушины, скобы, цапфы, рым-болты или с помощью грузозахватных приспособлений, например, строп. К петлям груз подвешивается, как правило, с помощью строп. Крюки широко применяют как в качестве самостоятельных грузозахватных устройств (грузовые крюки), так и в качестве концевых элементов ГЗУ. Грузовые крюкипо форме разделяют на однорогие и двурогие, а по способу изготовления на кованые (штампованные) и пластинчатые (рис. 13.3). ГОСТом предусмотрено изготовление 26 типо— размеров однорогих крюков грузоподъемностью от 0,4 до 100 т для применения в механизмах с ручным и машинным приводом и 14 типоразмеров двурогих крюков грузоподъемностью от 5 до 100 т для применения в механизмах только с машинным приводом. Крюки изготавливают ковкой или штамповкой из низкоуглеродистой стали марКИ 20 ИЛИ 20Г. В качестве концевых захватных элементов используют преимущественно крюки кованые или вырезанные из листовой стали. Чтобы предотвратить самопроизвольное выпадение съемного ГЗУ из зева крюков, их снабжают предохранительными устройствами различными скобами подпружиненными, перекрывающими зев действием силы тяжести и натяжением грузового каната. Грузовые петли. Для строповки грузов больших размеров применяют грузовые петли (рис. 13.4), которые могут быть коваными или составными из шарнирно-соединенных элементов. Стропальные кольца изготавливают неразрезанными, круглыми из пруткового материала, овальными из стали круглого и прямоугольного сечения. Их выбирают в зависимости от конфигурации и массы груза (рис. 13.5, в — д). Овальные кольца используют чаще, так как они лучше центрируются относительно крюка. Их недостаток — невозможность разборки и замены строп. Более удобными элементами являются карабины и серьги. Карабины.Разборные концевые элементы удобны в эксплуатации, выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 2,5 т (рис. 13.5, е).Серьги (подвески).Разъемные серьги обеспечивают легкую и быструю замену изношенных ветвей стропов. Грузоподъемность от 2 до 5 т (рис. 13.5, а). На базе основных узлов и деталей универсальных ГЗУ изготавливается большое количество универсальных приспособлений.
- Классификация стропов общего назначения. Требования к безопасной эксплуатации. Методика выбраковки стропа.
Стропаминазывают отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми захватными элементами, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов (рис. 13.6).


Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Стропы канатные стальные 4СК и канаты петлевые СКП
В строительстве, на складах, в портах при погрузочно-разгрузочных, монтажных, такелажных, портовых, складских, и других грузоподъёмных работах, широко используют стропы канатные стальные, обладающие высокой прочностью и достаточной гибкостью.
Оглавление:
Канаты стальные ГОСТ
Стропы из стальных канатов — долговечны, удобны и надёжны. Их выпуск регламентирует ряд нормативных актов, в частности:
- ГОСТ 25573-82 и РД 10-33-93;
- ГОСТ 2688-80 – стандарт на сортамент стальных канатов;
- ГОСТ 3241-91 определяет требования, предъявляемые к стальным канатам разного назначения, порядок их испытания, маркировки, хранения;
- ГОСТ 3241—66 предусматривает разнообразие стальных канатов.
Для производства строп идут канаты круглого сечения, обычно одинарные (спиральные) и одинарной свивки. Изредка для изготовления пауков используют стальные канаты двойной свивки — тросы; канаты тройной свивки (кабеля стальные) не используются.
Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о принципе работы аксиально-поршневого насоса.
Детали строп
Основные виды стальных канатных строп с маркировкой показаны на фото:
Обычные детали строп, изготовленных из стальных канатов:
- Серьга (коромысло) — двуплечее металлическое приспособление, одним концом одеваемое на гак, а другим удерживающее за петли свисающие стропы; изредка вместо серьги используется неразъёмное кольцо или разъёмное кольцо с предохранителем
- Петли плетёные — обычно верхняя петля крепится за серьгу, а нижняя удерживает крюк
- Втулка (трубка) из алюминия или стали — ею опрессовывают конец оплётки петли, чтобы она не расплеталась
- Коуш в стропе — это металлическая оправка, вставленная в небольшую петлю вместе с крюком, с целью свободного скольжения продетого в неё кольцевого крепления крюка, обеспечивает удобное и длительное пользование
- Крюк, захватывающий чалки, петли, рымы и прочее
- Защёлка (подпружиненная пластина, работающая как предохранительный замок) для удержания чалки на крюке
- Карабин удлиняющий — устройство, обычно используемое в паре для подъёма лестничных маршей и других асимметричных грузов, с целью удлинить одну пару строп; также используют струбцины, захваты и другие приспособления
Цельное грузозахватное устройство, включающее стропы канатные стальные, именуют пауком. Обычно это группа из 4, реже иного количества строп, она крепится на серьге, одеваемой и снимаемой с кранового или иного большого подъёмного крюка (гака). Помимо канатных строп, на грузовой паук иногда ставят стропы цепные, реже текстильные.
Стропы или чалки?
В узком смысле под стропами понимают часть грузоподъёмного устройства типа паук. Если на пауке четыре стропа (четырёхветвевой паук), изготовленных с использованием канатов, тогда он маркируется как 4СК. Это ходовой ГОСТовский товар с указанием (как правило, высокой) грузоподъёмности. На стропы канатные 4СК цена — чуть выше, чем на текстильные стропы той же грузоподъёмности. Но выбор что купить, довольно простой: текстильные менее долговечны и гораздо менее универсальны (подвержены оплавке, горению, обледенению).
В широком смысле стропами также называют чалки («стропы канатные петлевые»). Часто это приспособление типа отдельный металлический канат с петлями, маркируемое как СКП (по ГОСТ 25573-82). Помимо маркировки «СКП», встречается её аналог — «УСК1»; изготавливаются петли чалки как методом плетения, так и простой опрессовкой.
Также, чалки изготавливают и из текстиля, а конструктивно они бывают и круглопрядные (заделанные цельным кольцом). Цены — в зависимости от материала и грузоподъёмности (часто невысокой) — в широких пределах. Что купить? Для малой грузоподъёмности и большого комплекта удобнее текстиль. Для высокой грузоподъёмности и универсального комплекта лучше купить канат СКП.
Обычно чалки используют в паре, охватывая ими груз при строплении, затем одевая их петли на крюки паука, для удержания груза при подъёме.
Почему «канатные стальные»?
Стальным канатом называют, как правило, изделие, изготовленное из прядей проволоки, обвитых вокруг центрального органического сердечника — маркируется «ОС», (реже — металлического сердечника — «МС») пропитанного смазочным материалом (реже — без пропитки). На смазку органического сердечника распространено действие ГОСТ 15037-69.
Органический сердечник обеспечивает стропам и другим изделиям повышенную гибкость, устойчивость на излом и долговечность (смазка препятствует коррозии).
Обычно в качестве сердечника используют пеньку. В качестве универсальных лучше всего именно пеньковые канатные стропы купить (в том числе стропы канатные петлевые СКП).
Но, при работе в помещениях с высокой температурой обычные стропы грузовые канатные заменяют канатами с асбестовым шнуром без пропитки, изредка — со стальным сердечником. Также, согласно ГОСТ 5269, материалом сердечника может быть одна, три, или семь прядей полипропилена; изготавливают их и из полиамидных нитей. Цена этих изделий обычно выше.
Маркировка стальных канатов: первая цифра означает диаметр каната. После цифры — его назначение ГЛ — грузо-людское, либо Г — грузовое. Далее следует марка. При использовании оцинкованной проволоки это марка С, Ж, ОЖ.
Источник: instrument.guru