Что такое шитье жемчугом

История украшений
04:34 pm September 30th, 2007

ИСКУССТВО ВЫШИВАНИЯ ЖЕМЧУГОМ

В древнерусском искусстве жемчуг имел самое широкое хождение. Обилие жемчуга в реках и морях послужило основой для его применения в различных видах творчества.
Одним из излюбленных и распространённых на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было украшение их шитьём, достигшее с веками высокого мастерства. Овладение им составляло предмет воспитания и княжны, и крестьянской дочки. Именно в этой области жемчуг имел наибольшее применение. Так повсеместно возникли и получили развитие различные приёмы шитья жемчугом, создалось своеобразное народное искусство жемчужного шитья.

Шитьё жемчугом – «низанье», «саженье» – является почти исключительно женским искусством. Если в кружевном деле иногда встречаются соперники в лице мужчин-кружевников, то в искусстве низанья жемчугом славится долгие века именно умение женщины. Даже иностранцы, которых нельзя было заподозрить в излишних симпатиях к инородцам, и те отмечали великое умение русских женщин шить жемчугом.

Вышивка жемчугом. Двуручный способ шитья


Вышивальщицы, иногда самостоятельно, иногда (в поздние эпохи) уже по заданным контурам, творили свои произведения из шёлка, золотяных нитей, камней и жемчуга. Последний накладывался, «садился» с особым чувством. Мастерицы в созданных ими шитье и украшениях, сотворили целую область народного искусства: искусства коллективного, не знавшего школ, руководимого лишь чувством красоты, гармонии и тонкого художественного вкуса.
Основным предметом быта, на который распространилось шитьё жемчугом, была одежда. Им украшалась главным образом праздничная одежда, а в правящих кругах – и повседневная.

Значение одежды в быту древней Руси было очень велико. Это можно объяснить тем, что изготовление даже простой ткани требовало очень много труда, умения и времени. Изготовление же узорной, богатой ткани из ценной пряжи – тонкой шерсти, шёлка, золотяной нити, – требовало большого мастерства, порой переходившего в искусство.
Высокая стоимость материала, из которого изготавливалась одежда, и его добротность вызывали бережное отношение к одежде. Она передавалась, как ценная вещь, по наследству. Это практиковалось и у простого народа, и у знати.
Главное внимание обращалось на материал, из которого была сшита одежда, на то, чем она была украшена. Покрой оставался единым во всех слоях общества, но одежда простолюдина существенно отличалась от одежды знатного человека. Отличалась именно материалом и украшением. В народе главным образом бытовали ткани домашней выработки – из шерсти, льна, конопли.
Богатые слои общества пользовались и отечественными тканями более тонкой выработки, и привозными – золотяными, шёлковыми, шерстяными. Наряды, построенные из этих тканей, часто покрывались жемчужным шитьем. Им вышивалось всё: от головных уборов до обуви – кокошники, воротники, обшлага, пояса, рукавицы, подолы… При этом покрытая жемчугом одежда помогала человеку сохранять своё сердце, тело и дух в чистоте и святости, символом чего по-прежнему являлся этот благородный материал.

Читайте также:
Как подобрать зажим для галстука

Шитье жемчугом по бели

Обилие жемчуга на одеждах поражало видавших виды иностранцев. Они отмечали, что: «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин». «У всех женщин, которых я тут видел, даже у самых бедных рыбачек, было на шее по крайней мере 3-4 нитки настоящего жемчугу; у более зажиточных бывает по 10-12 ниток и даже головные уборы, вышитые жемчугом, наподобие диадемы. На здешние купеческие свадьбы купчихи приезжают совершенно унизанные жемчугом и драгоценными каменьями. Костюм, стоящий 100 000 ассигнациями, считается у них ни по чём».
Жемчуг также применялся при создании ожерелий, наручных браслетов, перстней и поднизей.

И русичи, и их потомки различали понятиея «жемчуг» и «жемчужина». Под последним названием понимался особой добротности жемчуг. А название «жемчужина» – для определения красоты вообще и редкости предмета – сохранилось в повседневной речи и до сих пор (говорят, например, «Крым – жемчужина юга»). И в древности слово «жемчужный» обозначало самое высокое качество предмета или наивысшую ценность: «Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие», – писал автор «Слова о полку Игореве».

Несмотря на изобилие жемчуга в быту древней Руси, он всё же был в большой цене, что видно из частого упоминания о жемчугах как о драгоценностях, передающихся из рода в род. Хотя этому могут быть и другие объяснения. Ведь знающие цену подлинным сокровищам – красоте, чистоте, святости – наши предки могли вкладывать их в свои работы и наказывать своим детям хранить эти святыни, передавая мудрость поколений из рода в род!

Читайте также:
Как сделать браслет из речного жемчуга

Особая область применения жемчуга – религиозная. До нас дошли свидетельства и произведения бисерного искусства уже времён после принятия христианства. Все ранние работы были либо уничтожены, как языческие, либо разнизаны и использованы для создания образов новой веры.
Наиболее древнее письменное упоминание о таком жемчужном шитье относится к X веку. Древнерусская живопись – фреска, икона и мозаика – с XI века также свидетельствует о широком применении жемчужного шитья в русской одежде, головных уборах, обуви. В церкви Св.Софии в Новгороде, на фреске «Константин и Елена» XII века видим контурные линии одежд, переданные жемчугом, а от начала XV века до нас дошло изображение жемчужного шитья на фреске Андрея Рублёва (Успенский собор во Владимире) с изображением «праведных жён, идущих в рай».
В куполе собора Св.Софии в Киеве XI века из четырёх мозаичных фигур архангелов сохранилась лишь одна. Одежда этого архангела покрыта жемчужным шитьём. Линии одежд святых и нимба низаны жемчугом так же, как и нимбы над головами других персонажей.

Посвятившие себя богослужению монахи и монашенки, отгороженные монастырскими стенами от мирских тревог и суеты, вышивали жемчугом иконы, оклады, пелёны и ризы во славу Того, Кто создал всех нас. Конечно же, по чистоте и внутреннему сиянию, духовности эти работы равняться с лучшими произведениями человеческого духа.
Традиция эта была бережно пронесена сквозь века смут и потрясений, пережила все нашествия и братоубийственные войны, времена застоя и реформ. И по сегодняшний день жемчугом окаймляются церковные атрибуты, убранство и утварь, а также одежды священнослужителей и патриархов.
Источник

Место изготовления — Россия. Москва(?).
Материал, техника — бархат, жемчуг, нить золотная, нить серебряная, полудрагоценные камни, серебро с позолотой, швы ручные, шитье орнаментальное, гравировка.
Размер — Высота 20см, диаметр 21,5см.
Дата — 1690г.

Читайте также:
Как узнать бренд ювелирного изделия

Митра.
Украшена золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом, эмалью. 1626 г.

Бархат, канаус, золотные нити, золото, серебро, алмазы, сапфиры, рубины, турмалины, изумруды, альмандины, жемчуг, хрусталь, стек; ачество, шитье, резьба, чернь, эмаль, золочение

Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия

Кокошник — XIX век.

Кокошник
Первая половина XIХ в.
Олонецкая губ.
Плоский, круглый;
узор: в виде птиц и лировидных фигур;
саженье по бели белым мелким бисером и перламутровыми зёрнами на фоне из блёсток;
9,5х14х16;

Икона в окладе. Богоматерь Донская. Дерево, левкас, темпера, латунь, чеканка, гравировка, золочение, жемчуг, стразы, бисер, кружевное плетение. 31х26,5 см. Россия, вторая половина XVIIIв.

Источник: jewellery-hist.livejournal.com

Что такое шитье жемчугом

Старинное высокое искусство шитья продолжало развиваться и в XVIII веке. Однако лицевое шитье для этого времени— большая редкость. Зато орнаментальное жемчужное шитье еще довольно широко употреблялось для украшения облачений высшего духовенства и других предметов церковного культа, а также в народных костюмах.

Троицкий монастырь, как и прежде, получал богатые вклады из царского дома, духовенство заказывало новые вещи известным столичным мастерам.

Представленные в экспозиции произведения — одни из лучших образцов этого искусства XVIII века. Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей фоном, расположения жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейся в сложный узор, или плотным густым настилом одинаковых по размеру бусин.

Отвечая запросам своего времени, они обращались к поискам новых выразительных качеств древнего материала, использовали новые мотивы узора. Характер церковного жемчужного шитья также подчинен стилю времени, а иногда и моде.

Стихарь из золотой парчи шит в первой половине XVIII века. Его оплечье и зарукавья украшены пышным орнаментом, подчеркнутым темно-вишневым бархатным фоном. На зарукавьях исполнен стилизованный растительный узор, упругие завитки которого живо напоминают узорочье XVII века. Оплечье расшито с более тяжеловесной роскошью.

Читайте также:
Как сочетать украшения

Оно в избытке украшено жемчугом и различными ювелирными изделиями, нашитыми в виде громадной звезды. Драгоценные камни воспринимаются яркими декоративными пятнами на общем сверкающем фоне. Характерная для барокко любовь к живописи и яркости сказалась здесь также и в обилии декоративного материала, его массе.

В ином плане украшена епитрахиль, вложенная в монастырь императрицей Елизаветой Петровной. Ее отличительная черта — монохромность. Фоном для узора, шитого одним жемчугом, служит белый атлас. Вдоль всего полотнища епитрахили дан ритмичный узор из трех параллельных извивающихся полос, изображающих широкие стилизованные листья и цветы, и между ними — повторяющиеся изображения креста. Крест удачно использован мастерами и в качестве декоративного мотива.

В отличие от спокойно текущего узора епитрахили в набедреннике (вклад Екатерины II) все линии как бы извиваются и узор словно пульсирует на поверхности ткани.

С изысканной роскошью шита фелонь, также вложенная Екатериной II. Жемчужное шитье здесь приобретает характер почти скульптурной лепки из этого хрупкого и драгоценного материала. Интересно отметить, что на оплечье в картуше шита изящная монограмма Троице-Сергиевой лавры, данная латинскими буквами.

В светском духе украшен и бархатный саккос митрополита Платона, выполненный известной петербургской мастерицей Дарьей Лихновской. Роскошь, праздничная нарядность отличают и другие произведения, представленные в экспозиции.

В XVIII веке мастера продолжали сочетать жемчужное шитье с ювелирным искусством. Особенно часто это сочетание встречается в украшении головных уборов высшего духовенства — митрах.

Источник: gorod-zagorsk.ru

Что такое шитье жемчугом

Жемчужное шитье на Руси

Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. историко-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль». – М.: ООО «Азбука», 2007. – 64 с.: цв. ил.; – Формат 70х100/16. – 3000 экз. – ISBN 978-5-88678-180-92 (в обл.) Жемчуг на протяжении многих столетий был одним из самых распространенных и любимых материалов декорирования на Руси.

Читайте также:
Какие свойства глины

Из него выполнялись ювелирные украшения, жемчужная обнизь подчеркивала красоту золотой и серебряной поверхности церковных предметов, жемчужное шить дополняло различные вещи светского и культурного назначения. Иностранцы, оставившие записки о своем пребывании в Русском государстве, всегда отмечали обилие жемчуга на одежде царя, иерархов церкви. Вне сомнения, они воспринимали его как часть русского быта, как символ всего русского. Автор рассказывает о хранящихся в Музеях Московского Кремля уникальных памятниках шитья, украшенных жемчугом. Предназначенные для оформления различных светских придворных церемоний и торжественных богослужений в кремлевских соборах, они демонстрируют особенности использования жемчуга на Руси, несут на себе черты официального художественного вкуса.

  • Экскурсионное бюро
    +7 495 695-41-46,
    +7 495 697-03-49
    с 9:00 до 18:00
    Без выходных
  • Сайт создан ООО «СБС-Контакт»
  • Редакция китайской версии сайта

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

Источник: www.kreml.ru

Рейтинг
Загрузка ...