Что такое синтетические камни
Когда мы слышим словосочетание «синтетические камни», на ум приходит много ассоциаций. К сожалению, часто они не основаны на научном определении. Поэтому цель этой статьи – систематизировать знания и понять, что есть что в мире драгоценных камней.
Во-первых, все камни можно разделить на 2 большие группы: натуральные и искусственные.
Среди натуральных камней всё не однозначно. Можно выделить необлагороженные и облагороженные (в английском варианте «treated») группы. В мире существует множество способов облагородить (улучшить) камень: от нагрева на бытовой плитке до покрытия слоем специального высокотехнологичного стекла.
Разумеется, выше всего ценятся полностью натуральные экземпляры. Однако наибольший объем на рынке, например, сапфиров занимают именно гретые. И это абсолютно нормально, так как окраска от природы довольно блеклая, либо слишком темная. Облагораживание делает камень более яркого и заметного цвета.
К отдельным видам камней (опалы, бирюза или изумруды) применяются различные пропитки. А некоторые виды сырья могут подвергаться облучению (топазы, кварцы).
Синтетические имитации драгоценных камней,часть 6.Вьетнам Нячанг 2016
Что касается «синтетических камней», здесь тоже существует несколько понятий. Обычно искусственные камни делят на две большие группы:
- выращенные / рекристаллизованные / синтетические камни (англ. «created», «lab created», «lab grown», «man-grown», «grown», » recrystallized» ,»synthetic gem»);
- имитации.
В первую группу входят камни, которые на 100 процентов идентичны своему природному аналогу, а в имитации – любые материалы, которые по своему внешнему виду могут быть похожими на драгоценную ювелирную вставку.
Выращенные камни имеют абсолютно тот же состав, все физические и оптические характеристики и растут почти в тех же условиях, что и их натуральные братья. В России в лабораторном геммологическом сертификате для таких камней пишут, например, «синтетический изумруд».
Для получения выращенных камней существует несколько методов, но все они сводятся к одной идее: измельчить низкокачественное натуральное сырьё соответствующего минерала, стабилизировать необходимый цвет при помощи тех же природных элементов, расплавить полученную шихту (порошок) и снова заставить кристалл расти. Рекристаллизовывать под наблюдением. По сути, в лаборатории создается абсолютно тот же процесс формирования кристалла, что и в природе, но человек значительно ускоряет его, контролирует цвет и обеспечивает нужные параметры драгоценного камня. Тем не менее цикл роста может занимать несколько месяцев.
Часто технология предполагает использование драгоценных металлов с их особыми физико-химическими свойствами. Разумеется, это также отражается на себестоимости производства.
Без ложной скромности RusGems – крупнейший производитель и агрегатор в мире выращенных камней. За более чем 20 лет работы, мы произвели и собрали все возможные виды сырья и камней. Включая уникальные образцы, которых нет даже в крупных геммологических музеях мира (например, рубин Степанова или ортоалюминат иттрия). На сегодняшней день мы имеем более 200 наименований сырья, которые продаем и граним под заказ.
Синтетический сапфир – Из чего это сделано? (Как это сделано?)
Сейчас наиболее популярными для создания цветных драгоценных выращенных камней являются:
-
*** (для фабулита и рутила); *** (для сапфиров, шпинели, александрита, танзаниона, редкоземельных гранатов (ГГГ и ИАГ); *** (для изумрудов и бериллов других цветов, сапфиров и кварцев);
- метод зонной плавки*** (для рубинов и хризобериллов, том числе александрита).
В качестве имитаций драгоценных камней могут быть использованы:
- стекло,
- разные виды керамики,
- фианит,
- пластик,
- Наноситал.
Для примера можно взять фианит желтого цвета: он полностью идентичен по цвету как цитрину, так и желтому сапфиру. Таким образом, его можно использовать как имитацию обоих этих драгоценных вставок. При этом фианит по своему составу и свойствам не имеет отношения ни к одному минералу.
Имитации неверно называть синтетическими рубинами, изумрудами или, например, бриллиантами, потому-что:
- во-первых, в сертификатах таких камней будет написано: «стекло, стеклокерамика, фианит» и прочее, то есть именно вид материала без указания какого-либо драгоценного минерала;
- во-вторых, они имеют уникальный состав, не имеющий отношения к какому-либо драгоценному камню;
- в-третьих, имитации – это обычно монопродукт с одними физическими и оптическими характеристиками, но разного цвета (фианит может имитировать сапфир, топаз, аквамарин, бриллиант, кварц и пр.), тогда как каждый натуральный драгоценный камень обладает своим уникальным набором оптических и физических свойств.
Естественно, важным вопросом остается возможность отличить синтетический камень от натурального***. К сожалению, не существует универсального ответа, здесь требуется опыт, знание специфики конкретных видов камней, их особенностей цвета, блеска, видов включений и т.д.
Поэтому в рамках разговора об искусственном происхождении камня необходима системность и некоторый геммологический опыт. Лучше всего покупать сертифицированные камни у проверенных поставщиков.
Понятие «синтетический камень» очень обширно и не всегда однозначно. Совершенно очевидно, что в современном мире синтетические камни заняли свою большую нишу. И дело не только в сравнительно низкой цене и удобстве для крупных заводов. Сейчас решающим фактором становится красота, привлекательность и нестандартность. Всё это дают синтетические камни.
Дешёвые или дорогие, редкие или повсеместно распространённые – они помогут решить любые поставленные задачи. А рост кристаллов в лаборатории — одно из наиболее финансируемых направлений развития ювелирной отрасли.
ИсточникСинтетические ювелирные камни и их свойства
Еще менее 100 лет назад все было просто — производить синтетические камни тогда не умели. Знать и богатые люди украшали себя ювелирными изделиями со вставками из драгоценных камней природного происхождения. Менее богатые — довольствовались украшениями попроще, где вместо природного драгоценного камня могла присутствовать его стеклянная имитация, либо камень из менее ценной категории — например, поделочный. Тем не менее, имитации драгоценных камней определялись ювелирами «на глаз», обмануть кого-либо было сложно, и владение «настоящими» драгоценными камнями считалось признаком статуса их обладателя.
Ситуация изменилась в середине 20 века (хотя первые «признаки будущего» проявились еще в веке 18-м, с изобретением страз, имитирующих бриллианты). Открытие технологий синтеза ювелирных камней сделало драгоценные камни доступными практически всем.
Что такое синтетический ювелирный камень, и каковы его свойства?
Синтезированный драгоценный камень — это полный аналог природного, но — созданный искусственно в лаборатории или на фабрике. Этот камень по своей структуре, химическим и физическим свойствам полностью идентичен природному аналогу. Так, синтетический рубин будет по праву считаться именно рубином, а не его имитацией (подробнее о том, как проверить настоящий ли камень).
Про эти камни еще говорят — «выращенный ювелирный камень», потому что технологии иногда буквально имитируют природный процесс создания камня. Камень рождается и растет в тех же условиях, как бы это было в природе, но только значительно быстрее — благодаря современным технологиям и воздействию специальных факторов. Первоначально, подобные технологии и оборудование были едва ли не более дорогими, чем стоимость природного камня с учетом затрат на его добычу. Однако, с усовершенствованием процесса стоимость создания искусственных ювелирных камней постоянно падает.
Для чего люди стали производить синтетические драгоценные камни?
Мы нашли четыре основные причины, «кому все это нужно». Ювелирные камни выращивают лабораторным путем, чтобы:
- Сделать менее дорогими украшения из драгоценных камней — чтобы они стали более доступны, и вырос объем продаж
- Добиться совершенства камня (максимальной его чистоты и насыщенности цвета) — ведь природа не всегда создает их идеальными
- Заменить исчезающие природные камни (из истощаемых месторождений) их искусственными аналогами
- Подделывать драгоценные камни
Как и всегда в жизни, часть мотивов выглядят вполне благородно, другие же — к сожалению — открывают путь мошенничеству и соблазнам.
Таким образом, по целям и применению созданные руками человека ювелирные минералы можно разбить на 4 группы:
Синтезированный камень — полный аналог природного камня- «тёзки», повторяющие их структуру и химический состав (искусственный алмаз, изумруд, и так далее).
Камни, имеющие природные, но не ювелирные аналоги, повторяющие структуру и состав оригинала, но с улучшением внешнего вида. Их применяют как имитацию ювелирных камней (пример — искусственный муассонит, который создан по аналогу с крайне редко встречающимся природным муассонитом «метеоритного происхождения», который, в свою очередь, был крайне похож и даже блеском превосходил бриллиант).
Новый вид камня, не имеющий природных аналогов,и существующий только в искусственном виде (пример — фианит, который иногда считают «искусственным бриллиантом», но на самом деле он таковым не является).
Синтетические минералы, которые называют именами традиционных ювелирных камней (бирюза, лазурит и т.д.), но которые имеют совершенно другую структуру и свойства, и похожи на них лишь внешне. Правда, в данном случае, нам кажется, так называть искусственные камни все-таки некорректно — это вводит в заблуждение.
Группы 1 и 2 можно назвать синтетическими аналогами природных камней, а группы 3 и 4 — скорее, их имитациями.
История появления синтезированных ювелирных камней
Археологи обнаружили, что еще в Древнем Египте (3 тысячи лет до нашей эры) применялись украшения с цветными стеклами, заменявшими драгоценные камни. Аналогичные имитации были в обычае также и в Древнем Риме.
Однако, настоящие аналоги природных камней впервые появились только в 19 веке, когда технологии позволили это сделать. Первым оказался французский ученый — химик Вернейль. В 1892 году он смог разработать синтетический камень — рубин. Его метод вскоре стал применяться в промышленности, и с рубина перешел на другие камни — сапфир, шпинель и так далее.
Далее, техника выращивания монокристаллов различных минералов только совершенствовалась. Появились другие, более прогрессивные способы получения синтетических аналогов камней — изумруда, кварца, александрита. Были разработаны и совершенно уникальные кристаллы, не имеющие природных аналогов — например, ИАГ или фианит. Постепенно стоимость производства искусственных ювелирных камней снижалась, делая технологии более доступными. Сейчас лаборатории и фабрики по производству синтетических драгоценных камней существуют по всему миру, включая Россию.
А что касается аналога бриллианта (правда, относимого скорее к имитации, чем к минералу с аналогичной структурой), то здесь первым оказался изобретатель знаменитых «страз». В 1758 году Иозиф Штрасс, химик из Австрии, придумал способ производства стеклянного сплава, который отлично обрабатывался. Получив название «стразы», это вещество, играющее гранями, стало отличной заменой бриллианта и быстро вошло в моду. Добавляя по разработанной им же технологии в шихту специальные компоненты, ученые смогли получить очень красивые имитации рубина, сапфира и других самоцветов.
Источник