Рассказы о драгоценных камнях — Петров Валерий Петрович
Перейти на страницу:
Искусственный алмаз уже трудится в полной мере, но дешевых алмазных драгоценностей пока искусственно получить не удается. И для украшений пока еще используют алмаз, добытый из кимберлитов, пришедших к нам с огромных глубин.
Только огромные давления, господствующие на больших глубинах, могут пока родить крупный кристалл алмаза — сверкающий самоцвет.
Перспективы синтеза. Вряд ли кто-нибудь сомневается, что возможности техники очень велики и что с течением времени, а точнее, через небольшой срок, техника сумеет обеспечить создание приборов и оборудования, с помощью которых можно будет выращивать кристаллы любых минералов, встречающихся в пределах земной коры; более того, можно не сомневаться, что будут созданы совершенно новые материалы, которые будут привлекательнее любого известного сейчас драгоценного камня и найдут применение в ювелирных изделиях.
Уже сейчас имеются синтетические камни, которые очень широко используются в украшениях (например, фианит). Пользуется большой популярностью синтетический александрит, вернее, синтетические корунд и шпинель с «александритовой» окраской. Природные камни с такой окраской очень редки и почти никогда не дают крупных кристаллов. Однако такая окраска настолько красива и оригинальна, что многие женщины стремятся получить то или иное украшение с искусственным александритом.
Lineage 2 Essence Шанс синтеза драгоценных камней
Использование искусственных камней в ювелирной промышленности, как показал опыт последних десятилетий, не исключило использование природного камня. Несмотря на дешевизну искусственного рубина, цена природного рубина в общем сохранилась; усиленно разрабатываются месторождения природного рубина и природного сапфира, и требования на природный камень не снизились. Выявилась очень интересная картина — синтетический камень почти не конкурирует с природным камнем.
Синтетические кристаллы, как оказалось, являются и важнейшим техническим материалом. Из огромного количества получаемого искусственного рубина только очень небольшая часть идет в ювелирную промышленность. Значительно большие количества, и притом наилучшее кристаллы, идут как технический материал — это и часовые камни, и лазерные стержни, и абразивный инструмент.
Синтетические алмазы и кварц также, главным образом, являются техническими материалами, обладающими зачастую совершенно уникальными свойствами. Если в прошлом столетии и начале нынешнего исследователи в первую очередь пытались синтезировать различные драгоценные камни, то сейчас главной задачей промышленности синтетических кристаллов является задача синтеза различных технических продуктов.
Таковы в первую очередь полупроводниковые материалы. Огромное значение имеет синтез пьезокристаллов самого разного типа, оптических и лазерных материалов. Новейшие сводки по методам кристаллизации и получению крупных кристаллов показывают, что в этом направлении идет огромная работа, и, как оказалось, для многих отраслей промышленности требуются крупные кристаллы очень многих веществ. Уже существует крупная промышленность синтеза кристаллов, и она, безусловно, будет расти еще более интенсивно.
Синтез драгоценных камней в Lineage 2 Essence.
Несколько слов в конце книги
Книга моих рассказов закончена, и прочитывая ее вновь, я не могу не признать, что рассказал далеко не все, что хотел. Камней, которые используются в ювелирной промышленности, очень много — более сотни. Много интересного можно рассказать о янтаре. Замечательным драгоценным камнем является турмалин.
Турмалин, богатый железом, — один из самых распространенных минералов, содержащих бор, но железистый турмалин, или, как его обычно называют, шерл, — совершенно непрозрачный черный минерал. Только очень редкие, безжелезистые разности, встречающиеся в литийсодержащих пегматитах, прозрачны и красиво окрашены в розовый (рубелит) или желтый, светло-бурый и зеленый цвета (эльбаит). Существует и много других драгоценных минералов. Так, из пегматитовых жил Памира и соседних районов Афганистана геологи привезли большие прозрачные кристаллы травяно-зеленого гидденита и розовато-красного кунцита. В сущности, это один и тот же минерал — скаполит, только различно окрашенный.
Очень важным драгоценным камнем является прозрачная шпинель. Особенно высоко оценивается ювелирами красная и розовая шпинель. В древности ее не отличали от рубина, и стоимости их были близки. В нашей стране розовая шпинель встречается в древних высокометаморфизованных мраморах Слюдянки на Байкале, а также на Памире. Светлые, окрашенные в розовый цвет кристаллы шпинели мне удавалось собирать в цементном карьере «Перевал» к югу от Иркутска, в районе Слюдянки; к сожалению, все собранные здесь кристаллы оказывались трещиноватыми.
Находки прозрачного камня, годного для огранки, возможны буквально везде. Очень интересна для любителей камня такая широко распространенная порода, как кианитовый сланец. Голубые кристаллы кианита (его еще называют дистеном) часто совершенно прозрачны и тогда очень красивы в огранке.
Геолог А. М. Корчагин, изучавший карбонатитовую интрузию Инагли на Алдане, обратил внимание, что некоторые жилы сложены крупнокристаллическим ярко-зеленым довольно прозрачным диопсидом. Химический анализ показал, что в составе этого диопсида довольно много хрома. Эта новая разновидность диопсида — хром-диопсид — оказалась прекрасным ювелирным камнем. Несмотря на большие трудности, на этом месторождении была организована его добыча. Сейчас инаглинский хром-диопсид — один из известных самоцветов нашей страны.
Инициативный исследователь и любой любитель камня всегда могут рассчитывать на выявление нового ювелирного сырья. Важны только большое желание и хороший вкус. Приходилось видеть очень изящные броши, подвески к ожерельям и вставки в кольца, сделанные из черных кристаллов — двойников ставролита — крестового камня. В некоторых кристаллических сланцах этот минерал образует идеально ровные блестящие призматические кристаллы, сросшиеся под прямым или косым углом. Никакой обработки эти кристаллы не требуют, нужно только очистить их от вмещающей породы и оправить в металл.
Вряд ли возможно предусмотреть все случаи встречи хорошего художника с красивым камнем. Пути и возможности здесь безграничны, и следует ждать новых больших открытий.
Источник: mir-knigi.net
Искусственные алмазы не могут конкурировать с натуральными
Существующие в мире мощности по производству синтетических алмазов ювелирного качества оцениваются в 2 млн карат, это 5% от производства натуральных бриллиантов ювелирного качества (всего 40 млн карат). Такие данные приводит Bain & Company в своем обзоре алмазной отрасли за 2018 г.
Большая часть синтетических камней — мелкие, их размер не превышает 0,18 карата. Такие камни ближе к категории бижутерии, отмечает партнер Bain & Company Ольга Линде. К 2030 г. рынок синтетических бриллиантов может вырасти до 10–17 млн карат, если текущие темпы роста — 15–20% в год — сохранятся. Но эксперты Bain & Company сомневаются, что мощности будут расти так быстро в среднесрочной перспективе.
Алмазы в лабораторных условиях начали выращивать 60 лет назад. Сначала новая технология не оказала существенного влияния на рынок природных ювелирных алмазов, но по мере совершенствования лабораторий синтетические камни начали конкурировать с натуральными. Развитие технологий позволило снизить себестоимость производства крупных алмазов ювелирного качества в лабораториях. Сегодня производство карата синтетического алмаза стоит от $300 до $500, в 2008 г. себестоимость составляла $4000 за карат, приводят данные эксперты Bain & Company.
«Бриллиант – это не айфон, который устареет через полтора года»
Гендиректор Ассоциации производителей алмазов (DPA) Жан-Марк Либеррер рассказывает, как привить поколению миллениалов вкус к бриллиантам, где и почему на них высокий спрос
Снижение стоимости производства привело к падению стоимости самой продукции: за два года розничные цены на выращенные в лабораториях алмазы снизились вдвое, оптовые — втрое, пишут аналитики, и цены продолжат падать. Низкая себестоимость производства привлекает новых игроков, конкуренция давит на цены, а сам сегмент становится перенасыщенным, следует из обзора. Такая ситуация в секторе не позволяет производителям синтетических алмазов претендовать на покупателей продукции с натуральными камнями.
Рынок синтетических алмазов может развиваться по двум направлениям: стремиться занять свою нишу на розничном рынке ювелирных украшений с драгоценными камнями или производить камни для высокотехнологичных отраслей. «В конечном счете маркетинг и восприятие потребителя определят место лабораторных алмазов на рынке природных алмазов», — пишут эксперты Bain & Company. По их мнению, потребители могут воспринимать выращенные в лаборатории и природные алмазы как взаимозаменяемые, как два разных продукта или как что-то среднее. Вероятнее всего, потребители будут рассматривать синтетические алмазы как повседневные ювелирные изделия, но не как предметы роскоши, что ограничит их воздействие на рынок природных бриллиантов.
Крупнейший в мире производитель алмазов — российская «Алроса» (39,6 млн каратов в 2017 г.). В следующие 5–6 лет глобальный спрос на природные алмазы будет расти примерно на 3–4% в год вслед за повышением спроса на ювелирно-бриллиантовые изделия, привел данные представитель компании. «Основная задача участников рынка — эффективно разграничить синтетику и натуральные бриллианты, вывести синтетику в категорию бижутерии. В большей степени спрос на природные алмазы определяется экономической ситуацией и динамикой доходов населения в основных регионах потребления ювелирно-бриллиантовых изделий – прежде всего в США, Китае, Индии, Европе и Японии», — отметил он. По его словам, «Алроса» не склонна преувеличивать степень влияния синтетических алмазов на рынок.
Но, например, De Beers взяла рынок синтетических алмазов под контроль, чтобы влиять на спрос и предложение, работать над снижением популярности украшений из синтетических камней, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. De Beers купила компанию по производству синтетических алмазов, выпустила коллекцию с этими камнями и ведет активную информационную кампанию, поясняющую, что синтетический алмаз — это дешево и не уникально, напомнил он.
«Увеличение благосостояния среднего класса в Китае и Индии приведет к росту потребления бриллиантовой продукции на 2–3% в год. Крупнейшим потребителем этой продукции традиционно останутся США», — прогнозирует эксперт. На долю американского рынка приходится 40% мирового потребления ювелирной продукции с бриллиантами, рассказывал в июле «Ведомостям» гендиректор Ассоциации производителей алмазов (DPA) Жан-Марк Либеррер. Возрождение интереса к роскоши наблюдалось и со стороны китайских миллениалов, отмечают аналитики Bain & Company в своем отчете. По их прогнозам, в 2018 г. производство ювелирных украшений с бриллиантами и их продажи вырастут на 4–6% от уровня 2017 г.
Источник: www.vedomosti.ru
Предметы украшения из дешевых материалов, например из стекла, недрагоценных металлов и камней, керамики, кожи и пластмассы, имитирующие и заменяющие у широких масс населения дорогие модные ювелирные украшения, 9 букв
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Предметы украшения из дешевых материалов, например из стекла, недрагоценных металлов и камней, керамики, кожи и пластмассы, имитирующие и заменяющие у широких масс населения дорогие модные ювелирные украшения», 9 букв (первая — б, последняя — я):
б и ж у т е р и я
Другие определения (вопросы) к слову «бижутерия» (42)
- Украшения, не представляющие ценность
- По-французски это буквально означает торговля ювелирными украшениями
- Имитация драгоценных украшений
- Не драгоценные украшения
- Какие украшения под драгоценности косят
- Отдел бус и запонок
- Имитация женских драгоценностей
- Женские украшения из недрагоценных металлов
- Украшения с искусственными камнями
- Украшения, возомнившие себя драгоценностями
- Стекляшки, подаренные Наташке от скупого ухажёра
- Не ювелирные дамские штучки
- Женские украшения не из драгоценных камней
- Украшения, сделанные из недорогих материалов
- Женские украшения, сделанные не из драгоценных камней и металлов
- Дешёвые украшения
- Недрагоценные драгоценности
- Украшения из стекляшек
- Дешевые женские украшения из недрагоценных материалов
- Мнимые драгоценности
- Неювелирные украшения
- Женские украшения из недрагоценных камней
- Украшения пониженной драгоценности
- Украшения из недрагоценных камней и металлов
- Бусы, запонки
- Неювелирные дамские штучки
- Женские украшения, изготовленные не из драгоценных камней и металлов
- Женские украшения не из драгоценных камней и металлов
- Недрагоценные украшения
- Украшения из недрагоценных камней
- Украшения, имитирующие ювелирные изделия
- Украшения из металлов, пластмассы, имитирующие ювелирные изделия
- «Живое доказательство» того, что «не все то золото, что блестит»
- Пластмассовые украшения
- По-французски это буквально означает «торговля ювелирными украшениями»
- Недрагоценный аналог ювелирного изделия
- Клипсы, колечки
- Металлические вещицы
- Украшения для небогатых
- Эрзац женских украшений
- Квазидрагоценности
- Недорогие женские украшения
- собир. (собирательное) женские украшения не из драгоценных камней и металлов
- собир. (собирательное) перен. (переносное значение) о различных предметах специального назначения, сопровождающих какую-либо деятельность ◆ Сегодня уже глупо полагать майки, ручки с клубным лого, видеокассеты с голами и прочую футбольную бижутерию милым пустяком. Дмитрий Навоша, «Некоторые особенности глобализации», 2001 г. // «Известия»
- перен. (переносное значение) о том, что имитирует что-либо, создаёт видимость чего-либо
Значение слова
БИЖУТЕ́РИЯ, -и, женский род
Женские украшения не из драгоценных камней и металлов.
[Чешск. bižuterie от франц. bijouterie — торговля ювелирными изделиями]
Бижуте́рия (французское bijouterie — торговля ювелирными изделиями; фр. bijou — драгоценность, прелесть, украшение) — украшения, в отличие от ювелирных изделий, сделанные из недорогих материалов. Разновидность декоративно-прикладного искусства.
В производстве бижутерии используют разнообразные металлы и их сплавы: бронзу, латунь, мельхиор (сплав меди, цинка и никеля), шпиатр, нейзильбер, алюминий, а также полудрагоценные (поделочные) камни, кораллы, янтарь, прозрачное и цветное стекло, пластмассы, керамику и даже дерево. Бижутерия в художественном отношении может не уступать ювелирным изделиям, всё зависит от мастерства и таланта художника, но стоимость таких изделий гораздо ниже, что и обеспечивает их популярность даже у состоятельных заказчиков.
Искусство бижутерии возникло во Франции, в конце XVII века. Это связано с печально известными в истории искусства указами короля Людовика XIV «Против роскоши» 1689 и 1700 годов. Согласно указам, все серебряные и золотые изделия в стране необходимо было сдать на Королевский монетный двор для переплавки. Король намеревался таким способом поправить свои денежные дела.
Королевские гвардейцы ходили по домам, включая, особняки приближённых ко двору, и отбирали всё, что могли найти. Хозяевам удавалось спрятать немного. Денег королю всё равно не хватило, а страна лишилась многих выдающихся произведений ювелирного искусства.
После отмены Нантского эдикта о свободе вероисповедания в 1685 году многие мастера: чеканщики, златокузнецы, гравёры и ювелиры, бывшие по цеховой традиции гугенотами голландского или немецкого происхождения, эмигрировали из Франции. В аристократических домах вынуждены были использовать фаянсовую посуду вместо золотой и серебряной и украшения из накладного серебра — плаке (французское plaqué doublé ). В средних слоях общества стали использовать изделия под названием «simili-luxe» (подобны роскоши) — суррогаты, багатели из дешёвых сплавов.
Ещё в XVI веке в Венеции стали изготавливать поддельный жемчуг, используя стеклянные бусины, заполненные изнутри воском. Позднее применяли специальную эссенцию (essence d’orient).
В 1730 году немецкий химик и ювелир Йозеф Штрасс из Страсбурга наладил в Париже производство поддельных бриллиантов из стекла с относительно высоким показателем преломления световых лучей за счёт примеси глинозёма, извести и окиси натрия. В 1758 году он усовершенствовал способ изготовления стеклянного сплава из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды. Такие «бриллианты» хорошо поддавались огранке и шлифованию. Они получили название по фамилии создателя: стразы. Штрасс сотрудничал с известным парижским ювелиром Георгом Михаэлем Бапстом.
Французский химик Огюст Виктор Луи Верней в 1870-х годах наладил процесс изготовления синтетических драгоценных камней. В 1902 году он открыл процесс «синтеза пламени», так называемый процесс Верней, который до настоящего времени используется в качестве недорогого средства для изготовления искусственного корунда, рубинов и сапфиров. С 1742 года богемский мастер Йозеф Ридль также проводил опыты по имитации драгоценных камней цветным стеклом. На заводе Ридля в городе Полубны (Чехия) изготавливали разновидности опалового цветного стекла, названные по имени его супруги Анны: аннагельб («жёлтый Анны») и аннагрюн («зелёный Анны»). В дальнейшем производство стеклянной бижутерии сконцентрировалось в г. Яблонец на севере Чехии, а вначале XX века за подобными изделиями закрепили названия «бижутерия», или «композит».
Древние римляне успешно имитировали натуральный жемчуг. Стеклянные бусины покрывали тонким слоем серебра, а затем, ещё раз, прозрачным стеклом. Такой «римский жемчуг» следует отличать от позднейших имитаций под тем же названием, при которых полую стеклянную бусину заполняли воском, а снаружи покрывали специальной эссенцией.
В конце XVII века некий Жако, изготовитель чёток в своей мастерской в Пасси недалеко от Парижа стал имитировать жемчужины, обрабатывая стеклянные бусы эссенцией из чешуи уклейки, мелкой рыбки, которую он вылавливал в Сене. После небольшой обработки бусины приобретали перламутровый отблеск. Свою эссенцию он назвал «веществом для блеска» (французское essence d’orient ). Слово «orient» в то время означало и «восточный», и «блеск», в чём видят косвенное свидетельство того, что подобный рецепт был известен в Китае и Японии.
Имитацию драгоценных металлов и камней следует отличать от искусственно выращенных фианитов, рубинов, сапфиров, изумрудов, гранатитов, аметистов или культивированного жемчуга. Имитация относится к бижутерии, а искусственные камни используют в ювелирном искусстве. Многие знаменитые ювелирные фирмы, как например, Картье, наряду с необычайно дорогими ювелирными изделиями, производят бижутерию, причём самого высокого художественного качества. В некоторых изделиях мастера Картье смело сочетают изысканно обработанные драгоценные материалы с самыми простыми: алюминием, деревом.
Существуют предприятия, обязанные своей славой исключительно бижутерии. В 1891 году чешский скрипач и талантливый инженер из Богемии Даниэль Сваровски изобрёл электрическую машину для шлифования хрусталя. В 1895 году основал вблизи Инсбрука (Тироль) завод по варке хрусталя и изготовлению бижутерии. Продукция фирмы Swarovski и в наши дни впечатляет высоким качеством обработки хрусталя, сверкающим не хуже бриллиантов, и художественной фантазией мастеров.
- Поиск занял 0.027 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.
Источник: sinonim.org
Термоядерный синтез, превращение мусора в золото и не только: самые яркие научные открытия 2022 года
Термоядерный синтез, превращение мусора в золото, болезнь Альцгеймера у дельфинов — в уходящем году британские (и не только) ученые не сидели без дела. Специально для «Зимы» научный журналист, ведущий канала «Редакция.Наука» Илья Кабанов выбрал самые яркие открытия 2022 года.
Термоядерная надежда
Год начался с рекорда: в январе сотрудники Объединенного европейского токамака, расположенного в Оксфорде экспериментального реактора, сообщили, что произвели 59 мегаджоулей термоядерной энергии. Это более чем в два раза превышает предыдущий рекорд, установленный четверть века назад. А в конце года пришла новость из Ливерморской лаборатории в США, где физики впервые получили больше термоядерной энергии, чем потратили на реакцию. Это важные достижения, которые вселяют надежду, что появление экономически выгодного термоядерного синтеза не за горами.
Если в реакторах традиционных атомных станций используется деление ядер с высвобождением энергии, то при термоядерном синтезе ядра сливаются, выделяя мощную энергию. По данным МАГАТЭ, это позволяет получать в четыре раза больше энергии на килограмм топлива, чем деление ядер. Сравнение с углеводородами совсем неспортивное: «термояд» почти в четыре миллиона раз эффективнее сжигания нефти или угля. Поэтому как только человечество разберется с термоядерным синтезом, про энергетические кризисы можно будет забыть.
Картинки из космоса
Пожалуй, самая яркая научная новость 2022 года пришла из космоса. Телескоп «Джеймс Уэбб» начал передавать на Землю данные и сразу зашел с козырей: сделал селфи. После этого «Уэбб» показал одни из первых появившихся после Большого взрыва галактик и подробно изучал атмосферы экзопланет. В 2023 году ждем еще больше космических фотографий, которые помогут людям расширить кругозор и лучше понять свое место во Вселенной.
Философский камень из графена
Рецепт получения золота очень простой: нужно растворить отходы электронной промышленности, добавить графен в получившийся раствор и через несколько минут на листах графена появится чистое золото — без дополнительных химикатов и затрат энергии. Чтобы извлечь золото, нужно лишь сжечь графен, при этом одного грамма угллеродного материала достаточно для получения почти двух граммов благородного металла. Кажется, что у открытия есть экономический потенциал, ведь грамм графена стоит менее 0,1 доллара, а золота — около 70 долларов.
Болезнь Альцгеймера у дельфинов
Шотландские ученые впервые обнаружили у дельфинов признаки болезни Альцгеймера. Посмертные тесты выявили у трех старых особей изменения мозга, характерные для болезни Альцгеймера у человека: в частности, разрушающие нейроны бляшки и скопление глиальных клеток, вызывающих воспаление мозга.
Исследователи пока не смогли установили причину деградации мозга у дельфинов, но она может объяснить, почему дельфины и киты выбрасываются на берег и погибают. Согласно теории «больного лидера», животные заплывают на мелководье, потому что следуют за вожаком, который заблудился или потерялся. Возможно, проявляющаяся с возрастом болезнь Альцгеймера мешает лидерам ориентироваться в пространстве и принимать верные решения.
Искусственный интеллект на службе медицины
В 2022 году наметился прорыв в области диагностики болезни Альцгеймера и у людей: ученые Имперского колледжа Лондона разработали искусственный интеллект, способный точно диагностировать болезнь на ранней стадии всего лишь по одному МРТ-снимку мозга.
А в лондонском Институте исследований рака создали алгоритм, который менее чем за два дня определяет, какие комбинации лекарств могут помочь больным раком. Тест на основе искусственного интеллекта использует данные о белке из образцов опухоли и точно предсказывает реакцию пациентов на лекарства.
В июле 2022 лондонская компания DeepMind объявила о том, что ее алгоритм AlphaFold предсказал структуру более 200 миллионов белков — практически всех известных науке. По сути, искусственный интеллект открыл людям целую белковую вселенную. Практических применений этого огромного массива данных множество: например, он поможет ученым разрабатывать новые удобрения и сорта растений, а также создавать новые лекарства. Процесс уже начался: в мае исследователи из Оксфордского университета использовали AlphaFold, чтобы определить структуру белка, обнаруженного в малярийном паразите. Понимая, как антитела блокируют передачу белка, важного для выживания паразита, ученые смогут разрабатывать новые способы лечения малярии.
Квантовая связь с инопланетянами
Ученые на Земле давно исследуют квантовую коммуникацию — способ связи, который использует квантовую механику для безопасной передачи информации. Он работает путем кодирования информации с использованием квантовых свойств частиц вроде фотонов. Это делает невозможным перехват информации и обещает революцию в передаче данных. Но одной из проблем остается деликатная природа квантовых частиц, которые теряют свои свойства при взаимодействии с окружающей средой.
В этом году стало понятно, что космос не будет помехой для квантов. Частицы света, или фотоны, могут преодолевать сотни тысяч световых лет, не теряя своих квантовых свойств, выяснили физики из Эдинбургского университета. Это означает, что развитая инопланетная цивилизация может отправить квантовое сообщение на Землю. Людям только нужно изобрести способ такое сообщение принять.
Источник: zimamagazine.com