Тайны драгоценных камней — Старцев Руслан Владимирович
Перейти на страницу:
Конец ознакомительного отрывка Купить книгу
Многие минералы, которые нашли применение в ювелирном деле, используются также и в технике. Например, сапфир благодаря его повышенной твердости применяют в буровых коронках, а также в лазерах и транзисторах.
Кроме всего перечисленного, драгоценные камни, и сапфир в том числе, играют немаловажную роль как эквивалент валюты. Это связано с тем, что они часто представляют собой огромную ценность. Вместе с тем, как показал опыт, их ценность сохраняется на протяжении веков. Более того, драгоценные камни не только не теряют ее, но и с течением времени приобретают. Они не подвержены инфляции и этим качеством намного превосходят любую валюту мира.
Помимо всех этих интересных вещей, с сапфирами связано множество самых разнообразных легенд и мифов, один из которых приведен ниже.
В древности в Скандинавии жила юная дева необычайной красоты. Глаза ее были цвета морских волн, омывающих берега родной страны в ясную погоду, волосы — цвета спелой пшеницы в короткое северное лето. И любила эта девушка молодого, не менее прекрасного и весьма знатного викинга, одно имя которого наводило на врагов ужас и приводило их в дрожь.
Галилео. Бриллианты (часть 1)
Молодой викинг любил девушку не меньше, чем она его, и однажды пришел к ее отцу просить руки возлюбленной. Отцу девушки сильно польстило это предложение, и он без долгих раздумий и колебаний согласился отдать свою дочь в жены этому смелому и удачливому мореходу и воину, но поставил одно условие: Стуннгарт (так звали молодого викинга) должен был освободить от врагов остров, находящийся в трех неделях пути от берегов славной Скандинавии, на котором род возлюбленной Стуннгарта жил издавна и откуда был изгнан наглыми и сильными захватчиками. Стуннгарт, не медля ни минуты, собрал свою боевую дружину, погрузился на корабль и отплыл, успев на прощание лишь поцеловать свою невесту.
Много долгих дней и бессонных ночей провела несчастная на морском побережье, вглядываясь вдаль в надежде увидеть знакомые паруса. Дни шли за днями, а парусов все не было видно. Проходили недели, месяцы, но долгожданный «Дракар» — корабль любимого жениха — все не возвращался.
Погиб ли Стуннгарт в битве с врагами, томится ли в плену, настигла ли его «Дракар» буря в открытом море — неизвестно. Так шли годы. А корабля все не было. Но исстрадавшаяся невеста все равно целые дни проводила у моря, всматриваясь с надеждой в синюю даль и плача до тех пор, пока милосердный Тор — скандинавский покровитель мореходов и бог молнии — не обратил ее в камень.
И до сих пор у берега холодного скандинавского моря стоит одинокая скала, которую местные жители называют Скалой ожидания, а слезы несчастной девушки могущественный Тор обратил в камни, столь же синие, как и ее глаза, и люди назвали эти камни сапфирами.
Вот такая красивая и печальная легенда связана с сапфиром — одним из красивейших драгоценных камней.
Подлинники и оригиналы
Везде, где существует подлинник, существует и подделка — копия. Драгоценные камни не составляют исключения в этом ряду, скорее наоборот: именно их чаще всего и подделывают с разными целями. Наиболее распространенная — продать подделку, выдав ее за настоящий драгоценный камень. Таким образом, существует множество так называемых синтетических камней, которые созданы искусственно.
Как все редкое, дорогое и красивое, драгоценные камни испокон веков вызывали в людях попытки воспроизвести их искусственно. В конце концов, все опыты сделать это увенчались успехом. Человек научился синтезировать драгоценные камни. Причем они практически ничем не уступают настоящим, разве лишь тем, что созданы искусственно. Они имеют такой же блеск, красоту и тот же набор качеств, что и настоящие камни.
Еще Плиний сообщает в дошедших до наших дней летописях о стеклянных имитациях разнообразных драгоценных камней.
Основой для изготовления многих фальшивых драгоценных камней служит чистый бесцветный стеклянный сплав, который носит название «страз» (по имени своего изобретателя австрийского химика Йозефа Штрасса). Этот ученый путем долгих и многочисленных опытов получил бесцветную массу, которую можно было шлифовать и гранить, после чего она приобретала блеск и сверкание, присущие настоящим алмазам.
Существует еще один способ подделки камней — дублирование. Он заключен в том, что верхнюю настоящую часть драгоценного камня наклеивают на основу из стекла, горного хрусталя или синтетического материала. Таким образом получается фальшивый драгоценный камень, который часто выдают за настоящий.
В настоящее время существует синтетический камень сапфир. Французский химик М.А. Вернейль в 1892 г. сумел синтезировать драгоценный камень — корунд (как известно, к этой породе минералов принадлежит и сапфир). Вскоре, после того как им был синтезирован рубин, появился и искусственный сапфир. Это произошло после 1902 г. С тех пор появилось такое понятие, как «синтетический сапфир».
Изготавливается синтетический сапфир следующим образом: порошкообразная шихта (измельченный глинозем) доводится до состояния плавления под дутьем гремучего газа (в водородно-кислородном пламени) при температуре примерно 2 100 °C в плавильной печи. Затем мелкий дождь из капелек расплава падает вниз на жаропрочный штифт-держатель, на котором образуется «монокристалл». Корундовые «монокристаллы» весят в среднем около 250 каратов, но их можно без особого труда довести и до 500 каратов. Первоначально эти кристаллы бесцветны, но впоследствии им можно придать цвет путем добавки в них соединений соответствующих металлов. Так, например:
— синий синтетический сапфир TiO2+Fe2O3;
— желтый синтетический сапфир NiO;
— зеленый синтетический сапфир Co2O3+V.
Это лишь некоторые из возможных вариантов.
А у синтетических сапфиров путем введения в них включений рутиловых иголочек, ориентированных в трех направлениях, удалось даже воспроизвести астеризм. Как известно, астеризм — это три пересекающиеся луча внутри камня, которые создают переливающуюся и сверкающую шестиконечную звезду. Настоящие драгоценные камни с астеризмом ценятся гораздо больше точно таких же, но без звезды. То же относится и к синтетическим камням с астеризмом.
Пожалуй, с синтетическими камнями все ясно. А вот какая существует легенда, связанная с появлением в природе натурального сапфира. Драгоценные камни могли образовываться в вулканах. Но в соответствии с мифом филиппинских тангалов, мог произойти и обратный процесс.
Миф гласит, что однажды в далекие времена жил один старый и добрый царь. Вот как-то он собрал всех своих подданных и сказал, что отныне он запрещает им подниматься на гору, расположенную неподалеку. После этого царь неведомым образом исчез.
После его исчезновения жители соблюдали закон и не взбирались на гору, жили в благоденствии и согласии, но через некоторое время, когда запрет был ими то ли забыт, то ли желание испробовать «запретного плода» пересилило табу, но так или иначе люди поднялись на гору и увидели там большую глубокую яму, наполненную сапфирами. Пораженные подданные не успели даже полюбоваться камнями, не то что собрать их, как вдруг раздался громкий голос их пропавшего повелителя: «Вы нарушили мой запрет! И будете за это наказаны!» И все сапфиры в тот же миг превратились в обжигающую огненную лаву. Так, согласно мифу, на Филиппинах появился первый вулкан.
Вот такие легенды и мифы складывало человечество, чтобы как-то объяснить явления живой и неживой природы, им непонятные и оттого пугающие.
Источник: mir-knigi.net
Синтетические драгоценные камни: зачем они нужны?
Для человека, который не разбирается в тонкостях геммологии и не является специалистом в ней, разницы между синтетическим и искусственным камнем не существует. Тем не менее, она есть, и весьма существенная.
Изначально никакой проблемы с ненатуральными драгоценными камнями не существовало. Они либо были ценными, либо менее дорогими – вот и все. Имела место путаница с отнесением того или иного камня к определенному минералу, например, на Руси все красные прозрачные камни называли лалами. Но к их происхождению это не имело никакого отношения – все были природными.
Только во второй половине XVIII века появились стразы – имитация драгоценных камней из стекла, часто с блеснением, то есть, с подложкой из отражающей свет амальгамы, усиливающей блеск страза. Это как раз и есть искусственные камни, то есть подделка драгоценностей, выполненная из дешевого материала, изготовленного человеком, а не природой.
Синтезировать драгоценные камни научились относительно недавно, в 60-х годах XX века. Отличие синтезированных камней от натуральных состоит в том, что их вырастили в специальных лабораторных условиях, а не добыли в природе, на руднике или в шахте. По своему составу, свойствам, внешнему виду синтетические драгоценные камни ничем не отличаются от натуральных. Единственное различие – это их происхождение. Естественно, что стоимость таких камней значительно ниже, чем натуральных такого же качества, окраски и размеров.
Семантические сложности
Люди часто путаются в названиях «синтетический», «искусственный». По сути, это взаимозаменяемые понятия, просто в отношении камней «искусственный» чаще всего означает «поддельный», «имитация», то есть, не имеющий ничего общего, кроме внешнего вида с натуральным минералом.
Поэтому, если речь идет о синтезированном камне, логичнее и правильнее употреблять фразу «искусственно выращенный камень», «лабораторный камень» (не путать с «техническим»).
Для чего нужны синтетические драгоценные камни
Природа – не лаборатория, она редко создает идеальные образцы, поэтому они стоят столь дорого. В большинстве же драгоценных камней имеются включения, вкрапления, трещинки, «угольки», «пузыри», «шелк» и иные дефекты. Несмотря на то, что они служат доказательством природного происхождения камня, на его качество и стоимость они влияют негативно. Особо чистые крупные камни стоят баснословно дорого.
Синтезированные драгоценные камни изготавливаются со следующими целями:
- Получение ювелирных вставок идеального качества.
- Удешевление изделий для повышения спроса на них.
- Удовлетворение потребностей массового покупателя.
- Создание изделий с камнями, которые в природе уже крайне редко встречаются. Например, чистые и крупные рубины и изумруды стоят очень дорого, а рубинов с насыщенной окраской и высокой прозрачностью более 4 карат вообще сложно найти.
В использовании синтезированных драгоценных камней нет ничего плохого, только не в том случае, если их применяют для подделки настоящих природных драгоценностей и получения незаконной прибыли.
При покупке изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями нужно отличать синтезированные вставки от облагороженных. В последнем случае для этого используются натуральные камни природного происхождения, немного не «дотягивающие» до общепринятого стандарта качества. Иногда это недостаточно яркий цвет, не тот оттенок, наличие трещин или включений.
Такие камни облагораживают различными способами. Например, некоторые камни после нагревания под давлением меняют свой цвет, и тусклый невыразительный камешек становится ярким и привлекательным. При этом, он остается натуральным, а не становится синтетическим или тем более искусственным.
Добросовестный производитель всегда указывает, какого типа камень использовался в ювелирном изделии.
Источник: okamne.com
Драгоценный, имитация, самоцвет: разбираемся в ювелирных вставках 13/08/2019
В эту группу входят полные аналоги природных камней. Они имеют аналогичную кристаллическую решетку, так как при их выращивании имитируется природный процесс формирования камня. Единственное отличие заключается в том, что в лаборатории и в промышленных условиях камни выращиваются за несколько дней или недель.
Изначально технологии синтеза кристаллов были дорогостоящими, но в наши дни синтетические драгоценные камни стоят дешевле натуральных аналогов. При этом они могут иметь максимальную чистоту и насыщенность цвета, которая встречается в природе редко. Камни в этой группе получают названия природных минералов с дополнением «синтетический» или «выращенный»: «синтетический рубин», «выращенный изумруд».
Сколько стоят искусственные камни?
Всегда ли цена у таких камней ниже, чем у натуральных? Ответ: не всегда.
Есть разные камни и соответственно структура у камней разная. Например, алмаз. У алмаза очень сложная структура и повторить ее сложно, поэтому даже выращенные человеком камни искусственно часто стоят как натуральные алмазы.
Зато например камень изумруд созданный не природой стоит намного дешевле натурального. Цена на искусственные камни может отличаться в десятки раз от натуральных, что позволят создавать шедевры ювелирных изделий, которые доступны не только миллионерам, но и покупателям с разным достатком.
Аппарат Огюста Вернейля
Чаще всего с помощью этого прибора выращивают рубины и сапфиры
Чтобы выращивать рубины на дому, можно использовать аппарат, созданный французским изобретателем Огюстом Вернейлем ещё в XIX веке. Благодаря этому изобретению можно за 2–3 часа вырастить рубин разных оттенков (голубой, прозрачный, зелёный, жёлтый). Аппарат работает на электричестве.
Состоит прибор из следующих частей:
- воронка, в которую опускают соли;
- отверстие для проникновения кислорода;
- горелка;
- муфель (камера для запекания изделий);
- катетометр;
- устройство для встряхивания.
Для производства понадобятся окиси хрома и алюминия. Процесс изготовления:
- Соли окисей насыпаются в воронку.
- Аппарат нагревается в горелке.
- Соль плавится.
- На дне воронки образуются кристаллы рубина. Под давлением оно проседает вниз, подстраиваясь под размеры камня.
Итоговая стоимость кристалла будет выше затраченных ресурсов, поэтому такой бизнес можно считать рентабельным.
Имитация камней при помощи стекла и пластмассы
Цветные стекла использовались вместо драгоценных самоцветов еще в Древнем Египте и Древнем Риме, 3 тысячелетия до нашей эры. В 19 веке, с открытием технологии изготовления страз (подробнее о стразах — в статье о синтетических камнях), появилась возможность создавать очень похожие на драгоценные аналоги стеклянные имитации. Бесцветные стразы использовались для имитации бриллиантов. При добавлении в шихту красителей (оксидов меди, кобальта и так далее), стали получаться отличные аналоги изумрудов, сапфиров и прочих драгоценных и полудрагоценных камней. Особым преимуществом страз перед обычными стеклами стала их повышенная прочность, позволявшая делать практически любые виды огранки.
Для имитаций применяют различные виды стекол: бутылочное, оконное, оптический кронглас (известково-щелочное стекло), свинцовое стразовое стекло, авантюриновое стекло (сплав с металлической стружкой).
Стекла имеют разную степень прозрачности, что также способствовало их применению для имитации разного типа камней. Например, полностью непрозрачные стекла носят название смальты, из которой иногда получаются особенно изящные и недорогие украшения, имитирующие поделочные камни. Прочность и физические свойства стекол зависят от их состава, например — от содержания свинца. Для имитации непрозрачных природных камней (бирюзы, сердолика, христопраза и других) кроме стекол, также применяется цветная пластмасса.
Как отличить подделку драгоценных камней аналогом из стекла и пластмассы?
И стекло, и пластмасса не могут считаться «полноценными» способами имитировать драгоценный камень — опытный ювелир легко различит подделку. Пластмассовые украшения слишком легки по весу в сравнении с камнем. При постукивании пластмассы о твердую поверхность (некоторые предпочитают постучать о собственный зуб) раздается характерный «пустоватый» звук, который не спутаешь с камнем или стеклом. Стеклянные же «камни», в отличие от природных, обычно ощущаются чуть тёплыми на ощупь из-за низкой теплопроводности стекла. Просто сравните с природным камнем, который чаще всего остается прохладным.
Как отличить драгоценный или полудрагоценный камень от фальшивого?
Драгоценные камни, согласно законодательству большинства стран, должны продаваться с сертификатами. Бумажку эту выдает геммологический центр после проведения экспертизы. В сертификате указываются все характеристики самоцвета: вес, размер, чистота, дисперсия, вид огранки и т.д.
Сам камень тоже имеет микро-пометку: несколько крошечных циферок, нанесенных лазером на рундист. Эти символы дублируют номер сертификата. Невооруженным взглядом они не видны, но при многократном увеличении по ним можно сверить соответствие вставки приложенному сертификату.
Рекордсмен по количеству фальсификаций – алмаз. Точнее, его ограненная разновидность.
Бриллиант легко отличить от некачественной подделки по прочности, которая у этого минерала максимальная
Сделать это можно прямо в ювелирном магазине, так как у продавца должно быть специальное оборудование для контактной проверки вставки на месте. Настоящий бриллиант невозможно поцарапать ни сталью, ни каким-либо другим металлом. Поэтому никакого ущерба такая проверка истинному сокровищу не нанесет. Если продавец настойчиво отказывается от проверки – вставка, скорее всего, фальшивая. Отказ может быть связан и с политикой обслуживания клиентов, но в приличных салонах крайне редко позволяют себе подобное ущемление интересов клиента.
Какие драгоценные камни, помимо алмаза, подделывают чаще всего?
Однозначно, это рубины, изумруды и синие сапфиры. Но не стоит забывать, что разделение самоцветов на драгоценные и полудрагоценные носит условный характер. Один и тот же минерал, в зависимости от цвета, может принадлежать к обеим категориям. Так бывает с топазом, бериллом, шпинелью, рубелитом.
Непрозрачные поделочные камни – бирюза, оникс, яшма, агат, лазурит, янтарь – тоже часто становятся предметом имитации. И, конечно, мошенники не забывают периодически выдавать пластмассу за натуральный жемчуг.
Как же отличить настоящий драгоценный камень от недорогой подделки?
Есть несколько способов:
- по весу – поддельные камни всегда легче натуральных;
- по прочности – алмаз, корунд и изумруд имеют высокую оценку по шкале Мооса, их поверхность нельзя поцарапать подручными средствами;
- по ультрафиолетовому излучению – есть таблица оттенков, которыми разные минералы должны отсвечивать под УФ-лучами.
Для определения качественных имитаций нужны более надежные методы: анализ под микроскопом или, в идеале, профессиональная экспертиза. Только так вы сможете узнать наверняка, что обладаете подлинным природным камнем, а не синтетическим аналогом.
Составные имитации: дуплеты и триплеты
Помимо цельных подделок из одного материала, мошенники делают «драгоценности» со слоеной структурой. В них присутствует и натуральный камень, и синтетический аналог. При изготовлении они поочередно накладываются друг на друга тонкими слоями. Получается, что природное ископаемое разбавляют синтетическим веществом.
Верхний слой выполняется из натурального камня, поэтому визуально такие подделки тоже трудноотличимы без специального оборудования. Под микроскопом же не сложно выявить место склейки, вокруг которого группируются пузырьки газа. Иногда их можно разглядеть даже под обычной лупой.
Дуплеты и триплеты могут изготавливаться и для честных целей: технология позволяет укрепить хрупкие самоцветы вроде янтаря более прочным материалом
Преимущества наноситала
Серьги с наноситалом. Фото: MASKOM
Брошь с аметистом, фианитами и наноситалом. Фото: Московский ювелирный завод
Кольцо с наноситалом под султанит. Фото: ЮК ЭСТЕТ
Основные преимущества наноситала:
- С ним удобно работать ювелирам. Он хорошо полируется, можно вставлять в литьё, приближен по характеристикам к натуральным камням.
- Он доступен. Наноситал стоит значительно дешевле, чего его природные аналоги, при визуально на них похож.
- Разнообразие. Как было сказано выше, оттенки и цвета наноситала могут быть абсолютно разными: от классических натуральных до светящихся в УФ-свете и радужных.
- Безопасность. В составе наноситала не содержится никаких компонентов, способных причинить вред человеку или вызвать аллергию.
Синтезированные камни: немного истории
Первый синтетический камень – 10-каратный рубин – был получен в 1891 году французским минералогом Огюстом Вернейлем. По методу Вернейля стало возможным выращивать кристаллы, пригодные для ювелирного использования, и в 1910-м аналогичным образом удалось получить синтетический сапфир. Искусственный изумруд, идентичный натуральному, впервые выращен в 1935 году.
А вот с лучшими друзьями девушек – бриллиантами – не все так просто. В 1954 году в лаборатории американской компании General Electric «созрел» первый искусственный алмаз, чей цикл роста можно было повторить в промышленных масштабах. Но это был минерал технического значения, а не ювелирного. Ныне в мире ежегодно производятся миллионы каратов алмазов и алмазной крошки для нужд изготовителей различных приборов, устройств, инструментов.
Искусственные алмазы ювелирного качества были получены Гербертом Стронгом и Робертом Уэнторфом (оба из General Electric) в 1970 году, но аналогам и сегодня не удалось заполонить рынок украшений. Процесс выращивания короля камней долог, сложен и затратен по сравнению с другими самоцветами лабораторного происхождения. Бриллиант, ограненный из синтетического кристалла, может стоить от 50% до 90% цены аналогичного по весу и обработке натурального самородка, а то и превышать его по себестоимости. По мнению ученых, за этим направлением будущее, но пока не стоит опасаться, что настоящие алмазы в ювелирном деле будут вытеснены выращенными.
Как производится наноситал?
Наноситал производят только в России, фабрика находится в Московской области. Технология производства этого искусственного камня запатентована, поэтому другие бренды не могут его копировать.
Учёные синтезируют наноситал путём плавления исходного многокомпонентного состава с последующим кристаллизационным нагревом. Эта технология позволяет получить вставку, наиболее похожую на натуральный прототип. У производителя есть возможность корректировать состав, чтобы добиться нужного цвета и внешнего вида.
Реклама — Продолжение ниже
Источник: goldautumn2020.ru
Почему на мировом рынке дешевеют алмазы
Источник фото: socketmira.ru
Время «дорогих» алмазов прошло, считает Эдан Голан, владелец Edahn Golan Diamond Research and Data и отраслевой аналитик. Цены держались на высоких уровнях в 2021 году. Но со второй половины 2022 г. наблюдается спад. О его причинах Голан рассказал в эксклюзивном интервью для Rough&Polished
Ситуация на рынке: почему дешевеют алмазы
Сейчас отрасль сосредоточилась на реальном потребительском спросе, объяснил эксперт. На алмазном рынке наблюдаются признаки цикла замедления. Покупатели сырья стали избирательнее из-за снижения спроса. Компании сосредоточились на:
Игроки рынка стремятся снизить цены на камни, чтобы обеспечить продажи. Такой подход спровоцировало «подорожание» денег, отметил Голан, назвав процесс замечательным. Аналитик отметил, что на рынке, скорее, происходит коррекция цен. Компании оценивают реальные спрос.
Что будет с ценами на драгоценные камни в 2023 году
Дальнейшие решения представители рынка будут принимать после окончания праздничного сезона активных продаж ювелирных изделий. Основным фактором, влияющим на цены, останется спрос. Также компании будут учитывать стоимость денег и наличие сырья. Если существующие условия сохранятся, Голан ожидает дальнейшего падения цен бриллиантов.
Сильное влияние на рынок оказывает сектор драгоценностей. В частности – свадебных украшений. Обручальные кольца с бриллиантами в США остаются наиболее востребованными. На них приходится около 85,5% покупок. Кольца без драгоценных камней с сильным отрывом занимают второе место – примерно 8,5%.
Изделия с бриллиантами сохраняют лидерство, несмотря на завершение кампании De Beers Diamonds are Forever, отметил Голан. Но дополнительные сложности для продавцов создает происхождение камней.
Спрос на искусственно выращенные бриллианты растет, объяснил аналитик. В начале 2021 года на них приходилось около 20% всех продаж ювелирных магазинов США. К ноябрю доля выросла в 2 раза. Сохранение спроса на свадебные украшения с природными бриллиантами стала одной из основных задач отрасли, считает Голан. Компании используют разные подходы.
Так, HB (Бельгия) при продвижении крупных камней делает упор на их происхождение. Предполагается, что покупатель будет готов выбрать дорогой продукт, если он был получен с большей этичностью и меньшими затратами энергии. De Beers сосредоточена на потребительском спросе. Для его повышения компания прибегает к помощи Совета по природным алмазам. Организацию поддерживают и представители среднего алмазного бизнеса.
Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.
Источник: trmzk.ru