В эпоху Страны Советов, как мы помним, повсеместно царила атмосфера равенства и братства, правда кое-кому посчастливилось быть чуть равнее остальных. Тем, кому не так повезло, оставалось лишь вздыхать и мечтать о дефицитных штучках и недосягаемых путешествиях. Чтобы не быть голословными, поговорили со старшими товарищами, а они рассказали о самом заветном из детства, юности и зрелости, проведенных в СССР.
Отпускное
О санаториях не мечтали — в них ездили, и, в основном, бесплатно по льготам от профсоюзов. Поездки по стране, в том числе на море, тоже были доступны большинству.
Другое дело, что на море обычно жили не в хороших отелях или гостевых домах, как это принято сейчас, а у хозяев в небольших комнатушках. А еще можно было выбраться на отдых с палатками.
Ни о каких заграничных поездках рядовой советский гражданин, конечно, и не думал. Такая роскошь была доступна лишь избранным — артистам, ученым, спортсменам, инженерам (и то далеко не каждым), руководителям предприятий. Там, в заветных загранкомандировках, можно было купить желанное импортное, которое хранилось в семейных закромах или продавалось втридорога.
Продуктовое
Дефицит был, причем довольно серьезный — в провинции остро не хватало продовольственных товаров. Например, в позднем Союзе (1970-1980-е) растворимый кофе, апельсины, копчёные колбасы просто так в регионах купить было практически невозможно.
Везли из Москвы неприподъемными сумками, баулами. В столице даже было такое понятие — «продовольственные» электрички, люди из Подмосковья и ближних к Москве городов приезжали закупать продукты.
Модное
Одежда и обувь в свободном доступе была только от советских фабрик, по большей части кондового вида. Женщины шили по модным выкройкам самостоятельно или в ателье, мечтали о колготках, итальянских или финских сапогах, особенно зимних.
Доставали через третьи руки и спекулянтов, душились в очередях, если «выбрасывали». Мечтали о хороших джинсах. Вообще хорошая и модная импортная одежда была в крайнем дефиците.
Капроновые или нейлоновые колготки были отдельной болью и предметом вожделений советских женщин. Обладательница этого аксессуара в 1960-х причислялась, если не к небожителям, то точно к представителям высокого социального слоя.
Тонкий, телесного цвета, капрон берегли, зашивали, красили, а в износившихся колготках хранили лук, обвязывали ими трубы и использовали для мытья посуды.
Культурное
Молодежь мечтала о грампластинках с записями лучших зарубежных групп. Кумирами были Битлз, Роллинг Стоунс, Лед Зеппелин и другие. Достать их было практически невозможно, а на черном рынке, привезенные из-за рубежа, они стоили бешеных денег.
Еще один культурный дефицит и показатель статуса — книги, причем о них грезили не только представители читающей интеллигенции. Стеллажи и шкафы с книгами, особенно с собраниями сочинений, считались престижем — купить или достать их простым гражданам было очень сложно.
Из показаний свидетелей тех времен — существовали магазины «Книга по подписке». Если объявлялась подписка на какое-то собрание сочинений (любое!), люди вставали в живую очередь, стояли в ней с предыдущего дня всю ночь до открытия магазина. В течение этого времени проводились переклички по спискам и номерам на руках.
Движимое и недвижимое
Пожалуй, самой крупной мечтой была отдельная квартира, ждали своей очереди на получение от производства обычно по 20-25 лет. Но — из хорошего — получали государственное жилье бесплатно. Альтернатива — так называемое кооперативное жилье, за которое приходилось выплачивать в течение 15-20 лет, зато без всяких процентов.
Дача как вид отдыха рассматривалась далеко не всеми. В основном, предприятия выделяли своим сотрудникам участки, а строительство домиков было делом сугубо персональным и очень непростым в условиях тотального дефицита стройматериалов.
Мечтали о собственном автомобиле («Жигулях» или «Москвиче») — просто так купить «ласточку» было нельзя, их тоже выделяли на производствах. А чтобы получить и выкупить, приходилось «отстоять» многолетнюю очередь — для большинства такой шик был совершенно недоступен даже при наличии нужной суммы.
Ювелирное
С ювелирными украшениями дело обстояло чуть проще: купить кольца, серьги, подвески и даже гарнитуры в крупных городах можно было относительно свободно, если позволяли средства.
Правда, выбор был невелик, а сами украшения выглядели скучновато. Чтобы прикупить что-то особенное — с драгоценными камнями или нестандартное — надо было или подождать, когда «выбросят» в продажу, или поискать блат среди продавцов ювелирных магазинов.
Но, когда драгоценные аксессуары все же приобретались, они становились этакой семейной реликвией и передавались по наследству, а иногда переплавлялись в новое по дизайну изделие. Частенько родительские золотые украшения превращались в обручальные кольца для молодоженов — обручалки тоже были в относительном дефиците.
Любимые модели сережек советских женщин — «Самовары» , «Калачи» , «Сударушки» — можно найти и сейчас. Производители периодически пополняют свои ностальгические и современные коллекции этой красотой, которая смотрится сейчас максимально свежо.
Слева — «Сударушки» 1989г Кишинёвский Ювелирный завод СССР; справа — серьги с фианитами из красного золота 000-249719 на ourgold.ru
Особенно актуально — в сочетании с джинсами, платьями оверсайз и нарочито небрежными свитерами.
Атмосферное
Вообще так называемый «блат», то есть возможность достать дефицит через знакомых или знакомых знакомых за какие-то встречные услуги , был нормой.
И даже при всеобщем дефиците практически у всех советских граждан было все необходимое и даже сверх того: полные холодильники еды, одежда, в том числе импортные вещи, книги и уж точно один-два золотых гарнитура с рубинами.
Люди жили небогато, но вполне достойно и с уверенностью в завтрашнем дне. Абсолютное большинство, по воспоминаниям современников, было убеждено, что гарантированно будут сыты, одеты и с крышей над головой.
Источник: dzen.ru
Что такое социальное доказательство и как его использовать бизнесу
Сколько раз перед покупкой нового продукта или бренда вы сначала вбивали в поисковике его название? А как часто вы читаете отзывы на товар на маркетплейсе, прежде чем положить его в корзину?
Если ваш ответ на эти вопросы «иногда», «часто» или «всегда» — этот материал точно для вас. Если вы удивились, что кто-то так делает, а сами никогда так не делали — скорее всего у вас очень высокое доверие к бренду.
Говорим про социальное доказательство — что это такое, зачем нужно и почему отсутствие отзывов на ваших товаров, как позитивных, так и негативных, играет против вас, а не за вас.
Социальное доказательство — что это и зачем нужно
Социальное доказательство — это практика использования рекомендаций, рейтингов, верификации и других видов информации, которые подтверждают надежность и качество продукта или услуги. С помощью социального доказательства компании стремятся создать доверие у потенциальных клиентов и убедить их в пользе и выгоде своих предложений.
Способ использования положительных отзывов от клиентов — текстов, фотографий, видеообзоров — для увеличения доверия к бренду и стимулирования продаж.
Согласно исследованию компании BrightLocal, 77 % потребителей регулярно или постоянно читают отзывы перед покупкой товара или услуг от местного бизнеса. А это значит, что обычный отзыв по важности может с легкостью перевесить большую часть маркетинговых активностей бренда — и заставить покупателя принять решение в пользу или против покупки.
Поэтому для привлечения новых клиентов и сохранения старых, компании стоит уделять должное внимание социальному доказательству. Как работает этот принцип — рассмотрим на примере простой цепочки ⬇️
Из этой цепочки мы видим, что социальное доказательство, конечно, в большей степени работает именно для новых пользователей. Старые и преданные клиенты, как правило, не видят необходимости каждый раз «гуглить» вас перед покупкой. Но в том случае, если вы запускаете новый продукт или в целом занимаетесь продажей разных брендов — эта цепочка будет актуальна даже для лояльных покупателей.
Поэтому важно работать над социальной репрезентацией вашей компании, бренда и продукта.
О том, как управлять репутацией в интернете мы писали в этой статье. А также бонусом написали 10 рекомендаций для положительной репутации в сети.
Типы социального доказательства
Существует несколько типов социальных доказательств, которые могут так или иначе быть использованы компаниями:
Отзывы
Это письменные или фото- или видеоотзывы, которые оставляют клиенты о продукте или услуге. Они могут быть размещены на сайте бренда, в социальных сетях, маркетплейсах, на сайтах-отзовиках — в общем везде, где есть такая возможность.
Пример отзыва с сайта Aliexpress. Покупатель сопроводил отзыв фотографиями продукта на фоне линейки, что позволяет другим пользователям не только прочитать впечатления, но и оценит габариты товара.
Как правильно работать с отзывами в интернете и как отрабатывать негатив – читайте в нашей статье.
Обзоры
Подобная информация о продукте или услуге, которую оставляют опытные пользователи. Обзоры отличаются от отзывов тем, что они содержат более подробный разбор всех плюсов и минусов товара, могут содержать полезные советы, рекомендации по использованию и много другой информации.
Так выглядит обзор на наушники logitech от блогеров
Выше – пример, как выглядят обзоры от блогеров. Но также важно, чтобы обзоры были от обычных пользователяей — не блогеров и инфлюенсеров.
Публиковаться они могут на самых разных площадках — на тех же сайтов-отзовиках, в комментариях магазинов и заканчивая YouTube.
Так, например, выглядят реальные обзоры от пользователей в комментариях магазина DNS на Bluetooth-гарнитуру Sony
Рейтинг на сайтах с отзывами
Оценка продукта или услуги, которую ставят клиенты. Рейтинги могут использоваться как на сайте компании, так и на маркетплейсах и других площадках.
От отзывов рейтинги отличаются тем, что пользователю не нужно дополнительно описывать свои впечатления от товара. Достаточно поставить какое-то количество звездочек или баллов, которые соответствуют оценке.
Плюс таких рейтингов в том, что от покупателей практически ничего не требуется — а значит, им проще решиться оценить продукт. Минус в том, что и доверия к такому социальному доказательству ниже.
За абстрактными звездочками или баллами не видно человека, его индивидуальный стиль текста, его эмоции — из-за этого хуже считывается, что это оценка реальна.
Тем не менее полезно стимулировать пользователей оставлять рейтинги и отзывы для вашего сайта. Делать это можно через email-рассылки с просьбой оценить товар — пользователю нужно только нажать на нужное количество звездочек и верифицировать свое действие.
Еще один пример с Aliexpress. Покупатель поставил рейтинг товару, но не написал отзыв. Сравните этот скриншот со скриншотом выше и ответьте себе на вопрос: какой из двух оценок вы сами больше доверились бы?
Верификация в соцсетях
В случае с социальными сетями верификацией считается подписка на страницу или сообщество. Сюда же можно отнести и комментарии, отметки «нравится» и прочая активность.
Почему это работает как социальное доказательство: когда другие пользователи видят, что у бренда много подписчиков в соцсетях, которые охотно взаимодействуют с контентом — это повышает их доверие. Они видят, что есть другие люди, которым нравится бренд, они довольны качеством продукта — и это снижает их тревогу перед покупкой.
Так, у Sendsay есть верификация в социальной сети TenChat
Так что, если вы задавались вопросом, зачем брендам и компаниям SMM — этот пункт может быть ответом на ваши сомнения.
Рекомендации лидеров мнений
Отзывы и рекомендации от тех, на чье мнение ориентируется аудитория, может повлиять на решение потенциального клиента о покупке продукта.
Правильно выбранные блогеры и инфлюенсеры часто приносят бренду очень хороший приток новых покупателей. Нюанс в том, что пользователи охотнее прислушиваются к рекомендациям в том случае, если не видят в них рекламной цели.
И это очень важное замечание: те люди, которые внимательно следят за любимыми блогерами и которым действительно важно их мнение, очень чутко отслеживают рекламный тон. И, чтобы он не оттолкнул человека от покупки, должен быть либо очень высокий уровень лояльности, либо очень качественная актерская игра блогера — чтобы свести рекламность к минимуму.
Часто бренды предлагают создателям контента бартер за честное ревью продукта. В таком случае право похвалить или поругать товар остается за блогером и полностью зависит от его личных вкусов и предпочтений — это риск. Но если инфлюенсеру правда нравится ваш продукт — бренд только выиграет от такого сотрудничество.
Еще один вариант — искать тех блогеров, которые уже любят ваш товар и пользуются им. В таком случае даже рекламная интеграция может звучать убедительно и живо.
В видеообзорах от Золотого Яблока известные блогеры часто рекомендуют определенные бренды и их продукты
Если у блогера есть лояльная аудитория, даже прямая реклама будет приносить лиды. Его мнению доверяют и верят, что он рекламирует продукт только потому, что он ему нравится. Впрочем, так действительно бывает: многие инфлюенсеры берут «на пробу» продукт прежде чем согласиться его продвинуть — потому что дорожат доверием аудитории.
«Открытая кухня» производства
Любой контент, который показывает «закулисье» бренда или компании, тоже относится к социальному доказательству и позитивно воспринимается аудиторией. Это фотографии с производства или офиса, интервью с сотрудниками, статьи и рассылки о происхождении сырья — в общем любая информация, которая так или иначе свидетельствует о качестве работы, продукта, добросовестности компании и так далее.
В этом ключе отличный пример — косметическая компания Lush, которая прямо на упаковке своих продуктов размещала стикер с информацией о том, кто его сделал, и графическим изображением этого человека. Это маленькая деталь, но она хорошо работает с лояльностью: покупатель видит конкретного мастера, заочно с ним знакомится — и за счет этого и продукт становится ему ближе.
Пример от Lush
Публикации в СМИ
Статьи, интервью и другие материалы в СМИ также относятся к виду социального доказательства — конечно, в том случае если это не прямая реклама.
Под СМИ мы подразумеваем не только и не столько печатные и онлайн-издания, сколько в целом медиа, в том числе в соцсетях и даже в рассылках. У крупных медиа, как правило, тоже есть своя аудитория, которая доверяет их рекомендациям, разделяет ценности, взгляды и вкусы.
При этом стоит осознавать, что не каждое СМИ располагает достаточной лояльностью пользователей, чтобы публикация там могла рассматриваться как социальное доказательство. Если у медиа плохая репутация, скорее всего, такая публикация, напротив, сыграет против вас.
Поэтому все бренды и компании стремятся попасть к тем СМИ, к которым у аудитории уже есть какой-то кредит доверия.
Бренд OpenFace с гордостью пишет на своем сайте о том, какие издания написали об их продукте. Это крупные уважаемые СМИ со своей верной аудиторией — так что их признанием действительно можно гордиться. Оно придает бренду «вес».
Партнерство
Никогда не задумывались над тем, зачем некоторые бренды создают свои продукты в партнерстве с блогерами, артистами и другими лидерами мнения? Зачем добавляют логотипы компаний, с которыми они работают? Почему стартапы обязательно говорят о том, какие инвесторы в них вложились.
Все это также работает как социальное доказательство: если этот важный человек дал деньги на развитие моего бизнеса — значит, я делаю что-то стоящее. Если мы выпускаем крем совместно с известным блогером или дерматологом — значит, это классный продукт.
Партнерство как инструмент, стимулирующий продажи, давно используют Organic Kitchen. У них есть целая линейка продуктов от разных блогеров — и, судя по тому, как быстро она «разлетается», такой подход действительно пользуется популярностью.
Как получить социальное доказательство: советы от Sendsay
Итак, мы подробно разобрали, какие виды социального доказательства существуют и как они работают — а теперь сделаем выводы. Использовать этот инструмент можно по-разному — можно сфокусироваться на чем-то одном или сразу на нескольких пунктах.
- Периодически просите подписчиков вашей рассылки оценивать товары и оставлять отзывы. В случае с простым рейтингом дополнительной стимуляции, скорее всего, не потребуется. Но за отзывы можно предлагать скидки, бонусные баллы или любые другие поощрения.
- Проводите в соцсетях конкурсы на лучший обзор вашего продукта или бренда. В качестве приза может быть набор вашей продукции.
- Работайте над публикациями в СМИ, рассмотрите вариант коллаборации с медиа.
- Задействуйте лидеров мнений — по бартеру или на рекламной основе.
- Запустите кросс-промо с разными компаниями.
- Создавайте контент с экспертами и лидерами мнений.
- Показывайте «кухню» вашего производства и работы сотрудников в соцсетях и рассылках.
И самый главный совет, который мы намеренно вынесли из общего списка: не пытайтесь подделать социальное доказательство. Не накручивайте отзывы и рейтинги, не используйте ботов в соцсетях — это всегда забирает много ресурсов у команды, а эффективность дает низкую. Пользователи довольно легко считывают «подделку» — и в итоге все вложенные усилия дают обратный эффект.
Сосредоточьтесь на планомерной работе по нашему списку — и это точно принесет свои плоды.
Источник: sendsay.ru
Что такое социальное воздействие и почему НКО полезно его измерять
Разбираемся вместе с аналитиками фонда «Нужна помощь».
Социальное воздействие (эффект или импакт) — это значительные или устойчивые изменения в жизни людей, которые происходят из-за определенной деятельности государства, бизнеса и некоммерческого сектора.
Термин «социальное воздействие» впервые был использован 1969 году в Йельском университете на семинаре по этической ответственности для инвесторов. Тогда участники рассматривали социальные и экологические аспекты инвестиционной деятельности, а не только финансовую выгоду. В следующем году в Законе о национальной политике в области окружающей среды США был сформулирован набор методов, которые назвали «Оценкой социального воздействия» (SIA). Она была необходима для прогнозирования социально-экономических последствий крупномасштабных промышленных проектов, связанных с окружающей средой.
С 1990-х годов Всемирный банк и Международный валютный фонд начали внедрять строгую отчетность по оценке социального воздействия по своим проектам. Наиболее заметное распространение термина «социальное воздействие» наблюдается после мирового финансового кризиса 2008 года. По сути кризис подстегнул интерес общества к бизнесу, который мог бы приносить прибыль не только акционерам. Предприятия, инвесторы, потребители и правительства хотят действовать целенаправленно, добиваясь положительных социальных и экологических результатов.
Обсуждение проблем, связанных с оценкой социального воздействия в сфере благотворительности, также началось в США. Внимание к устойчивым результатам от деятельности некоммерческих организаций стало следствием обсуждения вопросов подотчетности, которыми задавались доноры НКО. Их интересовало, меняется ли что-то благодаря их поддержке или же средства можно использовать более эффективно.
Главные вопросы о социальном воздействии
Когда заходит разговор о социальном воздействии конкретного проекта НКО, главные вопросы, на которые нужно ответить, это:
Действительно ли есть какие-то реальные изменения в жизни благополучателей некоммерческой организации? Зачастую в отчетах НКО могут акцентировать внимание именно на своей деятельности, а не на том, какой эффект она оказала на людей. Например, закупка лекарств, проведение мероприятий — это реальные результаты работы, но непонятно, отразилось это хоть как-то на благополучателях, было ли им это нужно.
Действительно ли изменения, которые произошли в жизни благополучателей, являются устойчивыми? То есть эти изменения для людей должны быть продолжительными, а не заканчиваться через короткое время после получения услуги от НКО.
Действительно ли именно эта конкретная деятельность НКО привела к определенным результатам? Например, есть две НКО, которые помогают взрослым с ментальными нарушениями. Они заявляют, что включают их в социум, помогают с трудоустройством и развивают их самостоятельность.
При этом так может говорить и представитель организации, которая имеет свою мастерскую и реально работает с благополучателями. Так и представитель НКО, которая проводит 5 мастер-классов в год. Очевидно, что эффект от данных практик в жизни благополучателей все же будет различаться.
Что дает измерение социального воздействия
- Придает смысл деятельности НКО и позволяет организации изменить подход к работе. Главное не то, что и в каких объемах делает организация для своих благополучателей, а как именно это помогает конкретным людям, какое позитивное влияние на них оказывает, какие проблемы решает.
- Делает проект доказанным и позволяет НКО презентовать его, привлекать доноров, масштабировать . Если определенная практика НКО привела к конкретным изменениям в жизни благополучателей, и это можно подтвердить, тогда эта практику можно будет показать государству или бизнесу, внедрить в другие организации и использовать как инструмент для решения конкретной проблемы.
- Демонстрирует ответственность перед благополучателями. Если организация нацелена на устойчивые изменения в жизни благополучателей, то она не будет проводить деятельность, которая будет бесполезна или даже вредна. Например, есть НКО, которая работает с детьми-сиротами. Она не будет дарить новогодние подарки, а будет заниматься социализацией детей, формировать у них реалистические представления о жизни и необходимые навыки.
Почему НКО сложно
Устойчивые изменения связаны в первую очередь с благополучателями конкретных организаций. Но на людей и изменения в их жизни влияет огромное количество факторов. Кроме того, «исходные данные» — физическое и ментальное состояние, статус, пол, возраст, финансовое положение — у людей могут сильно различаться.
Кроме того, изучение социального воздействия — отдельная профессиональная область и сложный процесс. Он занимает много времени, а также требует особых навыков и экспертных знаний у сотрудников. Не у каждой НКО есть такие ресурсы.
Поэтому некоторым организациям сложно начать работать, ориентируясь на социальное воздействие. Они больше сосредоточены на тех мероприятиях, которые проводят в рамках своей работы, а не на тех результатах, которые эти самые мероприятия приносят благополучателям.
Сервис от фонда «Нужна помощь»
Фонд «Нужна помощь» запустил сервис « Социальное воздействие », который поможет организациям определиться с тем, какого эффекта, каких изменений для благополучателей они хотят добиться или уже добиваются своей деятельностью. Проект реализуется победителем конкурса по приглашению «Школа филантропии» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
В сервисе есть библиотека результатов, с помощью которой можно построить логическую модель проекта. Это один из инструментов определения социального воздействия. Логическая модель представлена в виде интерактивной блок-схемы , которая наглядно передает смысл всего проекта:
- С какой категорией благополучателей работает организация в конкретном проекте;
- Какая деятельность ведется по проекту;
- На какие промежуточные результаты для благополучателей она рассчитаны;
- К каким основным результатам — изменениям в жизни людей — должна привести эта деятельность.
Сейчас сервис охватывает проекты пяти направлений:
- Профилактика социального сиротства;
- Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни;
- Социальная адаптация взрослых с ментальной инвалидностью;
- Проекты паллиативной помощи;
- Деменция.
Для каждого направления подготовлена своя библиотека социальных результатов. Она была разработана в ходе фокус-групп с НКО и верифицирована у экспертов, а также протестирована пилотной группой пользователей сервиса.
НКО зачастую сложно перейти от формулирования деятельности к формулированию результатов. Эти понятия довольно часто путаются. Сервис позволяет развести их. На выходе НКО получает описание своего проекта в виде логической модели с указанием того социального воздействия, которое она хочет достичь своей деятельностью.
Для чего может быть полезна логическая модель
- Для обучения сотрудников организации;
- Для четкой формулировки результатов деятельности НКО;
- Для структуризации проекта;
- Для подачи на гранты, потому что это еще и наглядный образец описания собственного проекта;
- В качестве подспорья для отчетности перед донорами;
- В качестве подспорья для организации фандрайзинга.
Марина Левина
президент СПб ОБФ «Родительский мост»
Мне кажется, что подобный сервис не только помогает выстроить практическую работу, но предоставить ее потенциальным донорам. По сути, описание деятельности и ее результатов, может лечь в основу любой грантовой заявки, презентации для компании. Этот сервис может быть частью обучения специалистов НКО проектной деятельности и подготовки заявок. Кроме того, этот сервис позволяет сосредоточить внимание на благополучателях, отсекая все лишнее, что позволяет повысить качество предоставляемой помощи, не распылять усилия, двигаться к понятной измеряемой цели.
Сервис доступен для авторизованных пользователей платформы «Ядро».
Спасибо, что дочитали до конца!
Источник: nuzhnapomosh.ru