Отрывки из сочинений европейских путешественников посвященные военному делу Московии в 15-16 вв. Русское войско того времени мало отличалось от татарского — почти вся армия Русского государства состояла из конницы, главным оружием был лук и стрелы; тактику войны также заимствовали у татар — это были преимущественно конные набеги, осыпание противника множеством стрел на расстоянии; в Московии использовались татарские низкорослые лошади, всадники сидели на них тоже по-татарски — с короткими стременами и подогнутыми ногами, такая посадка на лошади позволяла лучше стрелять из лука; все очевидцы отмечали необычную выносливость русских воинов, не уступающую татарской. Сигизмунд Герберштейн одного из московских воинов прямо называет тюркским словом батыр (богатырь).
ДЖОН МИЛЬТОН
МОСКОВИЯ
Пехотинцев у него нет, кроме пионеров или пищальников, которых тридцать тысяч человек. Остальные составляют конницу, все вооружены луками и ездят на коротких стременах подобно туркам. Одеяние воинов состоит из дощатых лат и шишака; некоторые латы покрыты бархатом, или золотою парчою; потому что Pyccкиe любят пышность в военной одежде.
Почему европейские мечи прямые, а восточные — изогнутые?
Московиты отстреливаются из луков от наседающих поляков. Фрагмент картины 16 века «Битва под Оршей в 1514 году»
Они сражаются без порядка и неохотно вступают в сражение, а воюют хитростью и засадами. Удивительно терпеливо переносят они стужу и дурную пищу; ибо в такую пору, когда земля покрыта обледенелым снегом глубиною в ярд, рядовой воин проводит месяца по два в поле без шатра или навеса над своей головой: развесит только свой плащ с той стороны, откуда дует непогода, разведет огонек, и ложится перед ним спиной к ветру; пьет холодную воду из реки, смешанную с овсяной мукой, и это вся его пища; конь его кормится древесными сучьями и корою, все время остается в открытом поле и, не смотря на то, отправляет свою службу.
Царь ни платит вовсе жалованья никому, кроме иностранцев, но за военные заслуги награждает землями в пожизненное владение, и все лица, которые чаще посылаются на войну, считают себя в большей милости, хотя и служат без жалованья.
СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН
ЗАПИСКИ О МОСКОВИТСКИХ ДЕЛАХ
В сражениях они никогда не употребляли пехоты и пушек, ибо все, что они делают, нападают ли на врага, преследуют ли его или бегут от него, они совершают внезапно и быстро [и поэтому ни пехота, ни пушки не могут поспеть за ними].
При первом столкновении они нападают на врага весьма храбро, но долго не выдерживают, как бы придерживаясь правила: “Бегите или побежим мы”.
Города они редко захватывают штурмом и после сильного натиска; у них более в обычае принуждать людей к сдаче продолжительной осадой, голодом или изменой.
Готовясь вступить в сражение, они возлагают более надежды на численность, на то, сколь большим войском они нападут на врага [а не на силу воинов и на возможно лучшее построение войска]; они удачнее сражаются в дальнем бою (НГ на расстоянии полета стрелы), чем в ближнем, а потому стараются обойти врага и напасть на него с тыла.
Рыцарь-скелет вступает в параллельный мир | Все серии подряд марафон аниме | озв: ShizaProject
Обыкновенное их оружие — лук, стрелы, топор (НГ копье) и палка [наподобие (римского) цеста (coestus)], которая по-русски называется кистень (kesteni), а по-польски — бассалык (bassalick) (НГ Это в две пяди (Spanne) деревянная рукоять, к которой прибит крепкий ремень, а на его конце привязан кусок меди, железа или оленьего рога; ремень также длиной почти в полторы пяди.)
Саблю употребляют те, кто [познатнее и] побогаче. Продолговатые (НГ кривые) кинжалы, висящие, как ножи (НГ вместе с другими кинжалами на правом боку), спрятаны в ножнах до такой степени глубоко, что с трудом можно добраться до верхней части рукояти и схватить ее в случае надобности (НГ тыльная сторона их значительно толще, чем у хлебного ножа.). Далее, повод узды у них в употреблении длинный, с дырочкой на конце; они привязывают его к (одному из) пальцев левой руки, чтобы можно было схватить лук и, натянув его, выстрелить (не выпуская повода). Хотя они держат в руках узду, лук, саблю, стрелу и плеть одновременно, однако ловко и без всякого затруднения умеют пользоваться ими.
Некоторые из более знатных носят панцирь, латы, сделанные искусно, как будто из чешуи, и наручи (НГ похожий на coraczin); весьма у немногих есть шлем [заостренный кверху наподобие пирамиды].
Лошади у них маленькие, холощенные, не подкованы; узда самая легкая (НГ сидят они так низко, что колени их почти сходятся над седлом); седла (НГ маленькие и) приспособлены с таким расчетом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться во все стороны и стрелять из лука. Сидя на лошади, они так подтягивают ноги, что совсем не способны выдержать достаточно сильного удара [копья или стрелы]. К шпорам прибегают весьма немногие, а большинство пользуется плеткой, которая всегда висит на мизинце правой руки, так что в любой момент, когда нужно, они могут схватить ее и пустить в ход, а если дело опять дойдет до оружия (НГ лука или сабли, которой они, впрочем, по их собственным словам, пользуются весьма редко), то они оставляют плетку и она свободно свисает с руки.
Много лет в поединках с иноземцами: немцами, поляками, литовцами — московиты чаще всего терпели поражения. А совсем недавно один литовец двадцати шести лет от роду вступил в бой с неким московитом, который вышел победителем более чем в двадцати поединках, и убил его. Государь пришел от этого в негодование и велел тотчас позвать к себе победителя, чтобы взглянуть на него. При виде его он плюнул на землю и приказал, чтобы впредь ни одному иноземцу не определяли поединка с его подданными.
Множеством разнообразного оружия московиты скорее обременяют себя, чем вооружаются, иноземцы же вступают в бой, полагаясь более на ловкость, чем на оружие. Они прежде всего остерегаются вступать в рукопашный бой, зная, что московиты очень сильны руками и (вообще) телесно, и обычно побеждают их, утомив под конец только своим искусством и ловкостью (НГ Юному литовцу заранее в определенных местах припрятали камни; поначалу он делал вид, что отступает перед батыром (Bathyr) — так они называют славных мужей, сам же двигался к камням, подхватывая которые один за другим и швыряя в московита, он и победил.).
АЛЕКСАНДР ГВАНЬИНИ
ОПИСАНИЕ МОСКОВИИ
Московиты еще лет сорок назад не знали ни метательных орудий, ни пушек, ни пехоты, теперь же они часто и умело пользуются и пушками и метательными орудиями, научившись от перебежчиков из Италии, Германии и Литвы, и великолепно (странно сказать) штурмуют крепости. На поле же боя они редко сталкиваются с поляками и литовцами, так как те их всегда рассеивают; и иностранцы обычно побеждают московитов одной лишь быстротой и рвением, ибо почти все они не умеют биться врукопашную и неискусно владеют оружием, за исключением некоторых, очень немногочисленных вельмож. Сражающемуся с московитом нужно иметь в виду, что следует искусно владеть оружием, чтобы не попадаться к нему в руки, так как у них очень сильные руки, плечи и все тело; но в искусстве сражения они по большей части уступают. Ведь они настолько сильны, что осмеливаются схватываться безо всякого оружия с неукротимыми, свирепыми медведями, полагаясь только на свои силы; схватив медведя за уши, они утомляют его до тех пор, пока, совершенно ослабевшего, не свалят на землю.
Московские всадники на картине С. В. Иванова «На сторожевой границе Московского государства».
Московиты употребляют на войне, преимущественно, такое оружие: колчан со стрелами, лук, топор, копье, кистень, длинные ножи, которыми они пользуются вместо кинжалов. Многие, особенно пешие, пользуются пиками, некоторые же конные-более короткими дротиками, не похожими на венгерские и польские. Вооружены они также длинными кольчугами, иногда двойными, запястьями, панцирями, шлемами. Лошади у них небольшие, холощеные, без подков, узда очень легкая, а седла устроены так, что всадники безо всякого затруднения могут поворачиваться во все стороны и стрелять из лука, На лошадях они сидят, подогнув ноги, так что не могут выдержать удара копьем или пикой.
ИОГАНН ГЕОРГ КОРБ
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Оружие, которым пользуются московские всадники, суть, лук, стрелы, короткий дротик или копье, у некоторых только сабли, и все это по образцу турецкому. Пешеконным солдатам царь, в течение двух последних лет, дал ружья и пистолеты, ежели судить об этих людях по их дерзкой отваге на злодеяния, то они более способны к грабежу, чем к правильной войне
Конные московские лучники обстреливают польско-литовское войско. Фрагмент картины 16 века «Битва под Оршей в 1514 году»
МАРКО ФОСКАРИНО
ДОНЕСЕНИЕ О МОСКОВИИ
Молодежь упражняется в разнообразных играх, весьма близких, однако, к военному искусству; она состязается, напр., в бегании [взапуски], кулачном бою, верховой езде и т.п. В каждой игре есть своя награда, и особенная честь оказывается тому, кто лучше всех владеет луком. Игры в карты, кости и т.п. [здесь] не в употреблении, вследствие совершенного запрещения их на зло нам, Итальянцам, у которых от такого беспутства сумасбродные юноши приводят к разорению бесчисленные семьи, а бедные и несчастные солдаты едва в состоянии заплатить свой проигрыш.
Но в рассуждении о военном искусстве уместно, кажется, сказать [о том], как Москвитяне упражнялись в нем прежде. Их лошади ниже среднего роста, сильны и быстроходны. На них они обыкновенно сражались копьями, железными палицами, луками и стрелами. [Войска] были немногочисленны, [воины] носили оружие за спиною, а тело хорошо прикрывали круглым или четырехугольным щитом, подобно Туркам, Азиатам и Грекам. Некоторые из низ – правда, немногие – носили латы и остроконечные шлемы. Их манера сражаться состояла в том, что они, подобно Скифам, спасаясь ранили неприятеля; они считали постыдным побеждать врага обманом, скрытой хитростью и из засады; сражались же храбро и как на поединке (con disfide reali)
Московский конный лучник
Источник: maximus101.livejournal.com
глава 859-серебряная линия и Золотое копье (Часть 1)
Размер однорогого белого кита колебался от ста до трехсот ярдов и не имел никакого отношения к их возрасту или полу. Независимо от того, насколько большим был кит, их боевые способности были поразительны. Гигантские магические ядра в их мозгу обеспечивали их мощными способностями. Их оборона была даже лучше, чем у черепах пана; поэтому у них почти не было врагов в океанической ледяной глыбе.
Серебристо-полосатый золотой копьеносец был одним из немногих существ, которые могли убить однорогого белого кита, но их было очень мало. Копья обычных копьеносцев были острыми, но они не могли сравниться с однорогими белыми китами. Только сочетание скорости, взрывной силы и копья позволило серебряной линии золотого копьеносца легко пронзить свою жертву.
Даже Салин была осторожна, чтобы не дать черепахе-алхимику пана проткнуть свою лодку копьем, иначе в корабле наверняка остались бы дыры.
Салин испытывала сильное искушение. Копье серебряной линии золотой копьеносец был мощным магическим оружием сам по себе, даже без необходимости очищения. Если бы он немного очистил его с помощью водяного пламени, убийство однорогого белого кита стало бы гораздо более простым. По крайней мере, если они встретят на кладбище живого белого кита, им не будет слишком грозить опасность. Они должны охотиться на серебряную линию золотого копья успешно!
Алхимическая лодка черепахи Пана была всего около тридцати ярдов длиной, в то время как серебряная линия золотого копьеносца была близка к ста ярдам длиной. Вода там была глубиной более трех тысяч ярдов, и давление воды было огромным. На самом деле Салин не пострадала, так как его тело состояло в основном из водных элементов, но Николасу было не так хорошо. Хотя она была в девятом классе, его боевые способности были значительно снижены в таких глубоких водах. Найлиси не мог сравниться с крылатым скелетом в таком состоянии.
— Наилиси, мы оба пойдем. Николай, приготовь свое исцеляющее божественное заклинание. Я могу получить травму. Элеонора, дай мне одно из твоих целебных лекарств.”
— Господин!- Крылатый скелет запаниковал. Салин махнул рукой и сказал: “только моя специальная техника сможет подавить его. Вы не сможете этого сделать.”
С этими словами Салин приняла от Элеоноры целебное лекарство. Это была зеленая таблетка, которую он сунул себе в рот. Осмотрев свой дьявольский костюм, он надел свое Хрустальное кольцо и вызвал Найлиси, чтобы тот покинул черепашью алхимическую лодку пана.
Покинув корабль, Салин сказала крылатому скелету: «солдат, я не смогу догнать это существо. Используйте свой костяной дух, чтобы напасть на него и заманить его.”
Лицо Салин было скрыто под маской дьявола, когда он издалека уставился на серебряную полоску золотого копья. Это большое существо было с группой терки. Терки были разновидностью рыбок — волшебных зверей, которые были не очень умны и нападали на все, что попадалось им на глаза. Зубы у них были даже острее, чем у железных акул.
Терки были довольно большими и длиною в два-три ярда. Каждая школа из них состояла из нескольких тысяч человек. Терки были ничто по сравнению с серебряной линией золотого копья рыбы, но последний не ожидал, что первый попытается напасть на него.
Терки были не так быстры, как серебряная линия Золотой копьеносец, просто последний попытался срезать путь через ряд подводных гор, прежде чем наткнуться на стаю терок. Сотни терок мгновенно набросились на него, и они без колебаний укусили серебряную линию золотого копьеносца.
Тело серебряной линии золотого копьеносца выглядело гладким, как молниеносный дракон с липкой серебряной жидкостью на нем. Его обтекаемая форма тела позволяла ему двигаться быстрее, чем любому другому существу в море. Конечно, у него также был уникальный способ плавания, который был невозможен для других рыб, чтобы подражать.
Серебряная линия копьеносца росла внутри его плоти и вокруг всего тела, точно так же, как кровеносные сосуды людей. Бесчисленные серебряные нити в конце концов собирались вместе в его позвоночнике, чтобы войти в мозг и соединиться с его магическим ядром. Терки набросились и хотели укусить серебряную линию золотого тела копьеносца. Магическое ядро копьеносца выпустило мощную элементарную пульсацию, заставляя его серебряные линии судорожно сжиматься вместе с мышцами.
Устье каждой терки было пронзено длинным и узким ледяным шипом. Ледяной шип был больше трех ярдов длиной и пронзил все тело терки. Сотни терок были проткнуты до смерти, прежде чем быть замороженными в ледяные глыбы.
Остальные терки впереди не боялись смерти и продолжали набрасываться на серебряную вереницу золотых копейщиков. Это большое существо находилось в пределах ста ярдов и было идеальной мишенью для терки.
Серебряное копьё Горимона (книга)
(англ. Silver Spear of Gorimon) — это одна из немногих историй Аркадии, посвященных Матери, Белой из Драйк Кинов. Впрочем, большинство знатоков относятся к этой «сказке» без особого уважения, считая ее скорее выдумкой, чем реальной историей. Единственный известный экземпляр этой книги хранится в библиотеке Анклава Часовых в Меркурии.
Текст книги [ ]
В дни процветания Бакшевы, ещё до Великой Засухи, Горимон был величайшим городом в мире. Однажды Парек из Бакшевы решил выковать самое мощное в мире оружие, чтобы вызвать на поединок Белую Драконицу. Парек был очень жадным, его сокровищница ломилась от богатств, но он мечтал лишь об одном.
Он мечтал получить в жёны ещё не рождённую дочь Белой Драконицы, самое светлое, чистое и прекрасное существо во всей Вселенной. Он просил у Драконицы руки её дочери, но та отказала Пареку. Разъярённая мать прогнала его и сказала, чтобы впредь он держался подальше от бессмертных созданий.
Разъярённый Парек решил убить Белую Кин, и спросил у жестокого тёмного колдуна по имени Аос. Колдун сказал, что оружие, способное поразить дракона, можно выковать только из белого серебра с Горы Тиреней. Когда армия Парека привезла ему этот редкий металл, он вызвал в свой замок лучшего кузнеца Бакшевы, чтобы тот выковал копьё. Колдун Аос прочёл заклинание, и в кузницу разгорелся тёмный огонь. Десять дней и ночей горело пламя, и, наконец, копьё было готово.
Но прежде, чем идти с копьём на дракона, нужно было выкупать его в крови. Парек тут же срубил голову кузнецу и всем солдатам, что плавали за серебром, и наполнил их кровью бассейн. Как только он погрузил в кровь копьё, раздался леденящий душу крик, и от бассейна поднялось облако кровавого пара.
Когда пар рассеялся, крови в бассейне уже не было, а лежавшие на дне копьё светилось зловещим красным светом. Парек немедля бросил вызов Белой Драконице. Он требовал отдать ему в жёны дочь, либо же принять смерть от его руки.
Разъярённая Драконица вновь отказала Пареку и полетела на поле близ Горимона, где её уже ждал сам Парек, его колдун и тысячная армия. О копье она ничего не знала, а Парек держал его рядом с собой завёрнутым в ткань.
«Уведи своих людей — сказала Драконица Пареку. — Иначе я испепелю их всех!»
«Я не хочу, чтобы пострадали мои люди, — соврал Парек. — Это дело касается только нас двоих».
Сказав так, он выехал вперёд на лошади, спешился, но остался поблизости от копья.
Белая Кин приземлилась рядом и сказала: «Ты, должно быть, очень храбр, раз решился сражаться со мной. Ведь ты не сможешь причинить мне никакого вреда!»
Тогда Парек поднял руку, словно приветствуя дракона, но на самом деле это был сигнал колдуну.
Аос тут же прочитал заклинание, которое обездвижило Белую Драконицу, а Парек тем временем вытащил своё серебряное копьё. Драконица яростно сопротивлялась, и ей почти удалось разрушить чары колдуна, но Парек стремительно пронзил её грудь копьём. От крика боли и ярости чары, сдерживающие Белую Кин, разрушились, и она на своих прекрасных крыльях поднялась над землей, роняя капли крови.
Драконица прокляла Бакшеву, императора Парека и всех её жителей на все времена. Там, где падала кровь, обугливалась земля и трава превращалась в песок. Парек послал своих людей принести ему яйцо дракона, но настала великая Засуха, и в считанные дни империя Бакшевы превратилась в пустыню.
Вслед за засухой налетел шторм, который бушевал сто дней и ночей, и не оставил от Бакшевы камня на камне. Из всей великой империи осталось только два прибрежных города и несколько оазисов. Говорят, что глубоко под землей, в руинах, всё ещё покоится труп Парека, сжимающего в руках серебряное копьё Горимона.
Интерпретации [ ]
- До сих пор неизвестно, кто именно имеется в виду под «ещё не рождённой дочерью Белой Драконицы, самым светлым, чистым и прекрасным существом во всей Вселенной», но, теоретически, это мог быть кто-то из четырех существ: еще не родившаяся Мать, «сестра» Эйприл, перерожденная Белая Драконица, сама Эйприл, «дочь» Белой Драйк Кин, или другое вопрощение Матери.
Источник: tlj.fandom.com