Покрытие предмета твореным золотом
Иногда при выполнении высокохудожественной позолоты (стильная мебель, рамы) приходилось производить покрытие не листовым, а твореным золотом.
Твореное золото приготовляется следующим способом.
Листы золота с чистым медом мелко растираются курантом на мраморной плите. Хорошо растертую смесь роговым шпахтелем собирают с плиты в чистую стеклянную
посуду, наполненную чистой холодной водой. Мед в воде растворяется, а золото садится на дне посуды. Золото необходимо хорошо промыть. Для этого воду меняют до четырех раз. Промытое золото (без воды) закрывают от пыли стеклом и ставят в теплое место для просушки. Просохшее золото имеет вид мельчайшего порошка, который по мере надобности берут на чистую стеклянную пластинку и разводят до требуемой густоты клеем гуммиарабиком. Если требуется больше глянца (блеска), вызолоченную поверхность полируют зубком из агата или сердолика.
Не помню, в каком году, в мастерскую, где я работал, поступил заказ: несколько кресел и кровать позолотить твореным жидким золотом. И кресла, и кровать были сделаны руками искусных мастеров. Сложный орнаментальный резной рисунок в некоторой степени усложнял золочение.
Приготовление твореного золота
За дело принялся с интересом. Хотелось «набить руку» на разнообразных видах позолоты.
Золочение твореным золотом производилось на полименте. Все черновые и подготовительные операции ничем не отличались от полиментного листового золочения. Сам же процесс золочения проходил по-иному. В чем он заключался?
Перед полиментовкой я приготовил раствор, но уже не на яичном белке, а на желатинном клее (так же, как и под бронзу). Покрытую полиментом и высохшую поверхность выкрасил мелкой французской тертой бронзовой пудрой под цвет золота и дал просохнуть в течение 1—2 часов.
Затем разводил на гуммиарабике (можно и на желатинном клею) золотую пудру и покрыл жидким раствором поверхность щетинной (можно и беличьей) кистью. При выполнении этой операции движения должны быть ровными, плавными. На те места, которые необходимо было полировать, наводил полер.
Обработанные таким способом кресла и кровать приобрели красивую, мягкую и нежную поверхность, отсвечивающую золотом.
В Вышпаровка или окраска
7. практике позолотных работ мне иногда приходилось наряду с золочением предмета окрашивать отдельные места различными колерами или вышпаровать (табл. 4). Каждый позолотчик в той или иной мере должен быть знаком с малярными и альфрейными работами. Что представляет собой процесс вышпаровки?
Однажды я участвовал в золочении одного из залов Мариинского дворца (ныне здание Ленинградского Горисполкома). Ротонда представляет собой круглое помещение, перекрытое стеклянным куполом со сложным резным орнаментальным рисунком, выполненным из папье-маше. Фон надо было вызолотить на мордане, а украшения вышпаровать молочной краской.
Прежде всего я начал подготавливать те места, которые надо было вызолотить. Вся черновая подготовительная работа до покрытия этих мест лаками, а затем морданом аналогична любой .позолотной работе на мордане или полименте (см. табл. 1).
Рецепт приготовления твореного золота
Перед покрытием лаком мордан поверхность, предназначенная под позолоту, грунтовалась под цвет колера. Следует иметь в виду, что краска должна быть чисто растертая, не густая. Грунтовка зависит от колера: при клеевом применяется купоросная грунтовка, а масляном — масляная.
Затем места, предназначенные для золочения, вначале покрыл морданным лаком (можно применить и полиментовку), а затем листовым золотом. Надо следить за тем, чтобы не испортить полиментом или морданом отгрунтованные под колер места.
После покрытия золотом (серебром, бронзой и т. д.) приступил к вышпаровке отдельных мелких мест (резьба, углубления). Прокрашивание осуществлял клеевой краской (можно применить и мастичную). Использование той или иной краски зависит от характера работ. Если помещение сухое, не подверженное сырости, лучше вышпаровывать мастичной краской. Лепку покрывают иногда молочной краской (молоко и цинковые сухие «белила).
Окрашивание производится два раза мягкими щетинными кистями. Движения должны быть ровными, быстрыми, чтобы не запачкать золоченые места.
Молочной краской покрывают только лепные детали и сложный профили.
Процесс золочения с вышпаровкой
Подготовка детали под
полиментное или морданное
золочение (см. табл. 1)
Полиментовка или покрытие
Полимент, лак мордан
Молочение, поталь, серебро,
(подушка, нож, кисти,
Грунтовка больших поверхностей
(зависит от колера)
Вышпаровка мелких мест
Колера разных цветов
у Золочение «через огонь»
Раньше применялся, еще один способ золочения — «через огонь», или, как его еще называют, ртутное золочение. Этот способ применялся главным образом при наружных позолотных работах (купола, балконные решетки, фонтаны, мостовые решетки и т. д.). В Ленинграде им вызолочены многие замечательные памятники русского зодчества (Смольный собор, собор Петропавловской крепости, купола Исаакиевского собора и другие здания).
Способ золочения «через огонь», или ртутное золочение, (табл. 5) заключается в том, что поверхность покрывается амальгамой из чистого золота и ртути. В готовой амальгаме должно содержаться 33 части золота и 67 частей ртути, по консистенции она напоминает сливочное масло. Прежде чем приступить к нанесению амальгамы, металл очищают от окиси и жировых веществ.
Амальгаму предварительно заворачивают в. кожу и обжимают, чтобы удалить избыток ртути, а затем щеточками из латунной проволоки накладывают на предмет, стараясь по возможности скорее и ровнее распределить ее по всей поверхности.
После этого деталь некоторое время держат над горящими углями, выпаривая ртуть. Для получения равномерной позолоты предмет во время выпаривания ртути следует беспрерывно обрабатывать щеткой или тряпкой. Последняя операция требует большого опыта и навыка, строгого соблюдения правил техники безопасности.
Когда ртуть испарится, а это узнается по золотистому цвету предмета, то для быстрого охлаждения его погружают в холодную воду, а затем приступают к полировке с помощью гладил из кровавика, агата или кремня.
Достоинство этого способа заключается в том, что: 1) при выпаривании ртуть испаряется, а золото остается на поверхности металла; 2) слой золота может быть любой толщины и любого цвета; 3) золото прочно соединяется с покрываемым металлом.
Соединение происходит от того, что во время выпаривания ртути в нижней части золотого слоя частицы золота переплетаются, если можно так выразиться, с частицами
покрываемого металла, и это обеспечивает прочное сцепление золота с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится до 100 лет.
ИсточникТвореное золото
Творёное золото — это золотой металлический порошок, изготовленный из самого тонкого золотого листа. Твореное золото при рассмотрении через микроскоп имеет вид мельчайших пластинок. Благодаря этим микроскопичным золотым пластинам и достигается эффект золотого штриха, который широко используется в иконописи и росписи.
Твореное золото традиционно используется мастерами-позолотчиками наравне с применением cусального причем как в чистом виде, так и с добавлением пигментов. Получение и применение твореного золота несколько веков назад описал Теофил в своих трактатах (ХIIв.). Монах-просветитель подробно изложил способ изготовления золота «чтобы украшать им нимбы вокруг голов святых, подол платья и кайму на нем, и все остальное, что ты пожелаешь». Как и столетия тому назад, мастера алтарной живописи применяют его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.
Широкое распространение твореное золото имеет в книжной и настенной графике. Золотой порошок десятки столетий назад уже использовали мастера Египта для росписи стен, колонн, пола, пергамента.
В Российской империи особо популярной была расписная позолоченная мебель. Именно в работах по золотой росписи наравне с золочением мебели мастера использовали и сегодня используют твореное золото. Старинные кресла, кровати, изысканные столики, рамы для картин и другие предметы интерьера можно сейчас увидеть в музеях или частных коллекциях. А привил России эту моду Петр I. Заложив основу Петергофа, царь Петр долгое время путешествовал по Европе. В то время царила мода, указываемая блестящим двором короля Франции Людовика XIV. И в 1715 году, наглядевшись на французские красоты, Петр I приказывает своему представителю в Париже Конону Зотову прислать планы, фасады и перспективы лучших дворцовых сооружений Франции «особливо королевскому дому и саду в Марли». Так, учитывая европейский опыт, но с российским колоритом и царским размахом началась особая история Петергофа и… твореного золота.
Сегодня декорирование твореным золотом используется в реставрационных и иконописных работах, а также в декоре частных коллекций — для придания эксклюзивности предметам. При выполнении высокохудожественной позолоты — стильная мебель, рамы, — мастера часто используют твореное золото. Благодаря природному блеску твореное золото создает эффект свечения красок. Покрытые твореным золотом предметы приобретают красивую, мягкую и нежную поверхность с бархатным золотым оттенком
Твореное золото, как и сусальное листовое золото торговой марки «Раритетъ», имеет стабильно высокое качество и гарантирует четкое соответствие с цветом объектов, позолоченных в разные исторические периоды.
Незаменимо твореное золото в декоре, имеющем сложный орнамент или лепку. В таких случаях твореное золото используется для создания особого эффекта. Часть объекта покрывают сусальным листовым золотом, а углубления, выемки, выступающие детали золотят с помощью твореного золота. Благодаря этому достигается игра тени и света на объекте. Покрытие получается блестящим глянцевым за счет листового золота и матовым в отдельных местах, покрытых твореным золотом.
Большую роль при использовании твореного золота играет правильный выбор основы для нанесения, т. е. лака, клея и пр. У каждого мастера свой рецепт основы твореного золота. Как правило, это гуммиарабик, но используют и яичный желток и белок, шеллак и прочие. При нанесении твореного золота на поверхность ему дают высохнуть и в дальнейшем обязательно полируют «гладилами», «лощилами» или зубками, изготовленными из агата, оникса и других камней.
Твореное золото, представленное под торговой маркой «Раритетъ», поставляется в свободном виде различных цветов в упаковке по весу: 0,25 гр.; 0,5 гр.; 1 гр.; 2 гр.; 5 гр.; 31,103 гр. Использование твореного золота торговой марки «Раритетъ» позволит Вам оптимизировать расходы при проведении реставрационных и иконописных работ.
ИсточникТворёное золото: техника, советы
Коллеги, мне, видно, придётся писать разделку творёнкой. Никогда не делала подобного. Только на лаке ассист.
Пока даже не знаю с чего начинать. Купила гладилку.
Теперь надо творёнку купить. Посоветуйте.
И вообще: как это делается ?! Что надо ещё? Где почитать, если есть какое руководство? Какие подводные и надводные камни?
Видела отличную работу Димитрия (свт.Николай). вдохновилась и стало не так страшно.
Творенку покупать не надо, фабричное качество не соответствует совершенно.
Как творить- на форуме выложена книга Зиновьева, подробно написано, но далее все равно дело в собственном опыте.. здесь добавить, тут убавить, не сложно.
Потом, ассист и творенка, разные вещи, что представил Дмитрий, имитация ассиста (творенка использована для тонкой разделки), а золотопробел- совсем другое.
Потом, ассист и творенка, разные вещи, что представил Дмитрий, имитация ассиста (творенка использована для тонкой разделки), а золотопробел- совсем другое.
Илья, то, что ассист и творёнка разное — понимаю, поэтому и чувствую себя совсем в незнакомом месте.
А что есть золотопробел ? Как это? А для тонкой разделки у Димитрия ведь всё же творёнка ? или нет? Я думала, смотря на работу, что это творёка.
Из словаря- ИНАКОПЬ.
Термин русских иконописцев: графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями, листиками сусального золота, положенными на асист (клей). Часто И. неправильно называют асистом.
Хотя уже принято асист и клей называть одинаково, в зависимости от контекста понятно, когда что.
Для тонкой разделки удобно писать творенным золотом.
Про золотопробел Вы уже спрашивали-
http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=9753&view=next
Например, золотопробельное письмо-
Вообще изначально АССИСТ делался только листовым золотом на чеснок или клеевые заменители оного. Всё остальное не более как имитация.
«Изначально» .. откель будем считать начало? Этот прием (инакопь на клей)- «определитель» для атрибуции, не более. Иначе, можно договориться до того, что темпера есть имитация энкаустики.
Кстати, про изначально . не вем, озвучена ли в науке искусствоведения сия гипотеза, про ассист, откуда он, т. с., .. что это есть стилистический прием- реминисценция в темперной живописи золотой смальты в мозаике. (с).И.
Почитала я Зиновьева, издание 2-е, 1975г, Приложение 2 «Технология палехской живописи»..
Dimitr, Илья, так вы, значит, вот так пальцем по описанной технике творите золото? Стр.237 -Приготовление золота для росписи палехских изделий. А чем плохо в работе покупное творёное золото? Потому интересуюсь, что — такое возможно — испорчу книжечку на 10 листов золота, а толку что и денег жалко.
Заинтересовал момент на стр.233, гл.Позолота: «При полировке агатовую лопаточку нужно крепко нажимать обеими руками.» С просушкой — как понять, когда полировать — не написано.
Интересен ещё момент: на стр.234 про приспособления и инструменты: «5-ю и 6-ю кисти после работы никогда не моют, они засушивается и между работами тщательно хранятся». И вы так действовали?
Сейчас пойду по материалам на сайте.
Почитала. Два вопроса осталось: а чем прикрывать творёнку? Катерина К не олифит. Dimitr, а вы чем на Казанской и на свт.Николае прикрывали?
Второй: так кто-нибудь пользуется акрилом в разделке? «Mаimeri-707»?
5. Покрытие предмета твореным золотом
Иногда при выполнении высокохудожественной позолоты (стильная мебель, рамы) приходилось производить покрытие не листовым, а твореным золотом.
Твореное золото приготовляется следующим способом.
Листы золота с чистым медом мелко растираются курантом на мраморной плите.
Хорошо растертую смесь роговым шпахтелем собирают с плиты в чистую стеклянную посуду, наполненную чистой холодной водой. Мед в воде растворяется, а золото садится на дне посуды. Золото необходимо хорошо промыть. Для этого воду меняют до четырех раз. Промытое золото (без воды) закрывают от пыли стеклом и ставят в теплое место для просушки. Просохшее золото имеет вид мельчайшего порошка, который по мере надобности берут на чистую стеклянную пластинку и разводят до требуемой густоты клеем гуммиарабиком. Если требуется больше глянца (блеска), вызолоченную поверхность полируют зубком из агата или сердолика.
Не помню, в каком году, в мастерскую, где я работал, поступил заказ: несколько кресел и кровать позолотить твореным жидким золотом. И кресла, и кровать были сделаны руками искусных мастеров. Сложный орнаментальный резной рисунок в некоторой степени усложнял золочение.
За дело принялся с интересом. Хотелось «набить руку» на разнообразных видах позолоты.
Золочение твореным золотом производилось на полименте. Все черновые и подготовительные операции ничем не отличались от полиментного листового золочения. Сам же процесс золочения проходил по-иному. В чем он заключался?
Перед полиментовкой я приготовил раствор, но уже не на яичном белке, а на желатинном клее (так же, как и под бронзу). Покрытую полиментом и высохшую поверхность выкрасил мелкой французской тертой бронзовой пудрой под цвет золота и дал просохнуть в течение 1–2 часов.
Затем разводил на гуммиарабике (можно и на желатинном клею) золотую пудру и покрыл жидким раствором поверхность щетинной (можно и беличьей) кистью. При выполнении этой операции движения должны быть ровными, плавными. На те места, которые необходимо было полировать, наводил полер.
Обработанные таким способом кресла и кровать приобрели красивую, мягкую и нежную поверхность, отсвечивающую золотом.
6.4. Покрытие Terraza
6.4. Покрытие Terraza Немецкие производители (компания «Werzalit») создали совершенно новый материал, который искусно «замешан» на древесной стружке (60 %) и полипропилене (40 %). Покрытие имеет бархатистую поверхность, внешне и на ощупь похоже на дерево, прочно и износостойко. Эта
Глава 1. Магнолии на золотом бархате
Глава 1. Магнолии на золотом бархате Магнолия – удивительное древнее растение, появление которого относят к меловому периоду мезозойской эры – эпохи господства динозавров. Роскошные цветы магнолии в то время можно было встретить вплоть до границ современной
Покрытие скатов
Покрытие скатов Черепица на скатах укладывается по-разному в зависимости от своей формы. Различают плоскую, пазовую ленточную, пазовую штампованную и желобчатую рядовые черепицы из глины или цементно-песчаного раствора.Плоская черепица (рис. 52) образует довольно
Источник