Что такое взыскание погибших

Что означает икона «Взыскание погибших», о чем ее просят и какое значение она в себе несет. История обретения образа, текст молитвы и подробное описание святыни.

Содержание

Икона Богородицы «Взыскание погибших»

С неза­па­мят­ных вре­мен рус­ский на­род, свя­то ве­ря во все­силь­ную по­мощь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, усво­ил Ей име­но­ва­ние "Взыс­ка­ние по­гиб­ших", как по­след­не­му при­бе­жи­щу, по­след­ней на­деж­де по­ги­ба­ю­щих лю­дей.

О про­ис­хож­де­нии об­ра­за "Взыс­ка­ние по­гиб­ших" до­сто­вер­ных све­де­ний не со­хра­ни­лось. Из­вест­но несколь­ко чу­до­твор­ных икон под этим на­зва­ни­ем, через ко­то­рые Ма­терь Бо­жия яв­ля­ла Свою ми­лость лю­дям, уже пе­ре­сту­пив­шим по­рог ги­бе­ли.

В се­ре­дине XVII ве­ка в се­ле Бор Ка­луж­ской гу­бер­нии бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин Фе­дот Обу­хов на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня был за­стиг­нут в пу­ти пур­гой. Ло­ша­ди вы­би­лись из сил и оста­но­ви­лись у непро­хо­ди­мо­го овра­га. Не ви­дя средств ко спа­се­нию, Обу­хов лег в са­ни и стал за­сы­пать, не со­зна­вая, что со­всем за­мерзнет. Но в эти страш­ные ми­ну­ты он всем сво­им су­ще­ством воз­звал к Ца­ри­це Небес­ной о по­мо­щи и дал обе­ща­ние сде­лать для сво­ей при­ход­ской церк­ви ико­ну "Взыс­ка­ние по­гиб­ших". И Она услы­ша­ла его сер­деч­ную мо­лит­ву: в со­сед­нем се­ле­нии один кре­стья­нин вдруг услы­шал под ок­ном чей-то го­лос: "Возь­ми­те". Он вы­шел и уви­дел в са­нях по­лу­за­мерз­ше­го Обу­хо­ва. Вы­здо­ро­вев, спа­сен­ный немед­лен­но вы­пол­нил свой обет и за­ка­зал спи­сок с ико­ны из Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви го­ро­да Бол­хо­ва Ор­лов­ской гу­бер­нии. С то­го вре­ме­ни Бор­ская ико­на "Взыс­ка­ние по­гиб­ших" про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Из­вест­ны чу­до­твор­ные об­ра­зы "Взыс­ка­ние по­гиб­ших": из се­ла Ма­ли­жи­на Харь­ков­ской гу­бер­нии, яв­лен­ная в 1770 го­ду, трое­крат­но из­ба­вив­шая жи­те­лей от хо­ле­ры; из се­ла Крас­ное Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, из Во­ро­не­жа, Коз­ло­ва Там­бов­ской гу­бер­нии. В 1835 го­ду при Мос­ков­ском Алек­сан­дров­ском Си­рот­ском ин­сти­ту­те был освя­щен храм в честь ико­ны "Взыс­ка­ние по­гиб­ших".

ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ. Матушка Матрона

Осо­бен­ный ин­те­рес пред­став­ля­ют со­хра­нив­ши­е­ся пре­да­ния об иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри "Взыс­ка­ние по­гиб­ших", на­хо­дя­щей­ся в хра­ме в честь "Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го" в Москве. Эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на из хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в Па­ла­шев­ском пе­ре­ул­ке. По­след­ний вла­де­лец ее ов­до­вел и был на по­ро­ге пол­ной ни­ще­ты. Усерд­ная мо­лит­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це спас­ла его от от­ча­я­ния и устро­и­ла судь­бу его до­че­рей-си­рот. Че­ло­век этот счел се­бя недо­стой­ным иметь в сво­ем до­ме чу­до­твор­ный об­раз и пе­ре­дал его в храм. В 1812 го­ду Па­ла­шев­ский храм был раз­граб­лен фран­цу­за­ми. По­ру­ган­ная свя­ты­ня бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той на три ча­сти сре­ди вся­ко­го хла­ма. При об­ре­те­нии ико­ны со­вер­ши­лось мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний. К этой иконе об­ра­ща­лись неве­сты, вы­хо­дя за­муж, чтобы брак был спа­си­тель­ным, при­хо­ди­ли к ней лю­ди, по­гряз­шие в пьян­стве, по­ги­ба­ю­щие в ни­ще­те, страж­ду­щие в бо­лез­нях, с мо­ле­ни­я­ми об­ра­ща­лись к ней ма­те­ри о по­ги­ба­ю­щих де­тях. И всем Ца­ри­ца Небес­ная нис­по­сы­ла­ла по­мощь и под­держ­ку: "Взы­щи нас, по­ги­ба­ю­щих. Пре­свя­тая Де­во, не по гре­хом бо на­шим на­ка­зу­е­ши нас, но по че­ло­ве­ко­лю­бию ми­лу­е­ши: из­ба­ви нас от ада, бо­лез­ни и нуж­ды и спа­си нас" (тро­парь, гл. 4).

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших», глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Cвои́х Предве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сын бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы припа́дающе, мо́лимся/ и наде́ющиися на Тя, да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:/ Ты бо еси́ Влады́чице, // Взыска́ние поги́бших.

Перевод: Радуйся, Благодатная Богородица Дева, в объятиях Своих Предвечного Младенца и Бога носившая. Проси Его дать миру умиротворение и душам нашим спасение. Ибо Сын Тебе, Богоматерь, говорит, что все испрошенное Тобой исполнит во благо. Потому и мы коленопреклоненно молимся, надеющиеся на Тебя да не погибнем, имя Твое призывая, ибо Ты Владычица, Взыскание погибших.

Читайте также:
Арагонит камень магические свойства

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших», глас 4

Взыщи́ нас, погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши нас,/ но по человеколю́бию ми́луеши,/ изба́ви нас от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ нас.

Перевод: Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дева, ибо по грехам нашим не наказываешь нас, но по человеколюбию милуешь, избавь нас от ада, болезни и скорби и спаси нас.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших», глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших», глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица, Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»

О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належа́щия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.

« Взыскание погибших » — почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь — это «не Бог мертвых, но Бог живых». Божия Матерь — последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Борская икона « Взыскание погибших » стала чудотворной. Немало исцелений и историй спасения произошло по молитве перед ней. Образ иконы очень интересен — Богородица склоняется к Младенцу Иисусу.

Икона «Взыскание погибших»: значение образа, в чем помогает верующим

«Взыскание погибших» – печальное название, не правда ли? Но оно ни в коей мере не отражает сути образа Пресвятой Богородицы соответствующего извода. Напротив: икона «Взыскание погибших» побуждает к жизни и спасению, очищению и возвращению на путь истинный.

Читайте также:
Из чего состоит крест

Эта икона Божьей Матери очень любима и почитаема в народе. Конечно, она не сравнится по популярности (если можно так выразиться) с Владимирским или Казанским образом Пресвятой Богородицы. Однако в минуты печали, уныния и душевных мук многие верующие идут именно к иконе «Взыскание погибших», дабы укрепить веру и восстановить внутреннее равновесие.

История обретения образа Божией Матери

Начало истории иконы «Взыскание погибших» относится, скорее всего, к VI-VII веку. В это время была написана апокрифическая повесть «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане».

Феофил служил экономом при епископе Аданы. После кончины епископа эконома хотели избрать на его место, но Феофил отказался. Делать нечего: епископскую кафедру занял другой, более амбициозный человек, который, видя в Феофиле соперника, повелел изгнать его из ближайшего окружения.

Смиренный Феофил воспылал гневом и совершил страшное: он нашел колдуна-чернокнижника и с его помощью совершил сделку с сатаной. Главным условием договора было отречение экс-эконома от Господа и Богородицы. Феофил отрекся и через некоторое время получил сан епископа.

Прошли годы. Феофил обеспокоился о своей бессмертной душе, которую с такой легкостью продал. Он искренне раскаялся, начал поститься и молиться, и Богородица услышала его. Пресвятая Дева ходатайствовала за грешника перед Богом, и однажды утром он нашел на груди свиток с тем самым злосчастным договором с сатаной. Свиток был сожжен, Феофил поведал эту историю миру и остаток дней провел в покаянии.

В истории о Феофиле не сказано, какому именно образу Пречистой молился несчастный. Однако считается, что он называл Деву Марию «Взысканием погибших», что и положило начало одноименному иконографическому изводу.

Существуют и другие версии происхождения иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Одна из них повествует о некоем разбойнике, который имел привычку молиться Богородицей перед каждым «делом», прося ее благословения на страшные грехи.

Пречистая Дева не смогла вынести такого кощунства и явилась к грешному богомольцу зримо, укоряя его за святотатство. Разбойник был вразумлен: он покаялся, отказался от греховного промысла и стал вести праведную жизнь.

Все версии о происхождении иконы объединены одним смысловым посылом: даже закоренелый грешник имеет надежду на спасение. В этом случае именно Пресвятая Богородица способна стать последним якорем, удерживающим погибающего во грехе от окончательного падения.

Явление иконы в Русских землях

Исследователи полагают, что на Руси икона «Взыскание погибших» появилась примерно в XVII столетии, после перевода упоминавшейся выше притчи о Феофиле на русский язык. Поначалу она не относилась к особо почитаемым, но прославилась на всю империю после случая с Федотом Обуховым, крестьянином из села Бор Калужской губернии.

Предание гласит, что как-то на Крещение Федот возвращался домой из соседнего Болхова. Путь был неблизким, стужа стояла страшная, разыгралась метель и крестьянин начал замерзать. Он выпряг коня, закутался в тулуп и лег в сани.

Замерзая, крестьянин молился Пресвятой Богородице, дабы она ниспослала ему спасение. Он дал обет, что если останется жив, то закажет список с иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», которую видел в храме Болхова.

Через некоторое время одному из крестьян близлежащего села послышался голос, говорящий «Возьмите». Он вышел из избы и обнаружил сани с практически замерзшим Федотом.

Спасенный выполнил обет: он заказал икону «Взыскание погибшим» и попросил мастера написать вверху эпизод с крещением Христа. Помните, что дело было на Крещение?

Икона была помещена в небольшой приходской церквушке в родном селе Обухова, Бору. Она немедленно начала творить чудеса, благодарные люди стали оставлять богатые дары и приходская церквушка превратилась в богатый храм.

Одна из версий предания говорит о том, что Федот поначалу не спешил исполнить обет, так как иконописец запросил за работу немыслимую цену. Говорят, что клятвоотступник ослеп, но Божья Матерь вернула ему зрение, как только он раскаялся в корыстолюбии.

Где находится оригинал и известные списки

Борская икона (та самая, написанная по заказу Федота Обухова) «Взыскание погибших» творила многочисленные чудеса. В частности, известно, что в 1871 году свирепствовавшая в Серпухове холера отступила после того, как в город внесли Борскую икону Пресвятой Богородицы.

Читайте также:
Вышивка бисером схемы для начинающих простенькие

С тех пор чудотворный образ ежегодно гостил в Серпухове. Но, к сожалению, родной храм иконы не пережил послереволюционного лихолетья. А вместе с ним – и бесследно утраченный Борский образ.

Но, к счастью, до нас дошло немало старинных почитаемых списков. Наиболее значимый из них находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Брюсовом переулке.

Этот образ, удивительно трогательный и реалистичный, был написан итальянским мастером по заказу русской дворянской фамилии. Он передавался из поколения в поколение, пока один из потомков рода не овдовел и не встал на черту разорения. Он впал в отчаяние, и только искренняя молитва иконе Пресвятой Богородицы помогла ему вернуть твердость духа, спастись от разорения и устроить судьбу детей.

Благодарный дворянин передал святыню Рождественскому храму в Палашах, где она стала одной из самых почитаемых икон. Однако во время войны 1812 года храм был разграблен, а икону нашли разрубленной на части, но впоследствии восстановили. Она страдала, но выстояла вместе с русским народом.

После революции Палашевский храм был закрыт, а его настоятеля арестовали. Его жена осталась с малолетними детьми без средств к существованию. Она даже помышляла о самоубийстве, однако молитва иконе «Взыскание погибших» спасла несчастную от тяжкого греха. А утром она обнаружила сумку с золотыми червонцами!

Икона сама выбрала место пребывания: когда после закрытия Рождественского храма ее хотели первезти в Пименовскую церковь, лошадь, запряженная в подводу, не тронулась с места. Зато к Воскресенскому храму в Брюсовом переулке она пошла без понуканий.

Известно еще несколько особо почитаемых списков иконы «Взыскание погибших». Они находятся в:

  • Покровском храме в Мариенбурге (Санкт-Петербург);
  • Покровском соборе (Самара);
  • Высоцком мужском монастыре (Серпухов);
  • Покровском женском монастыре (Москва);
  • Свято-Успенском монастыре (Новомосковск).

Этот образ очень любила святая Матрона Московская. Последние два списка из вышеперечисленных были созданы по ее воле. С тем, что пребывает ныне в Покровской обители, святая не расставалась до самой смерти.

Иконография

Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» относится к иконографическому типу Елеуса, то есть, «Умиление». Это одно из самых трогательных и реалистичных изображений Марии и Иисуса во всей православной иконографии. Здесь нет никаких признаков величия, только безмерная любовь и нежность.

Пресвятая Богородица нежно обнимает сына обеими руками, будто хочет защитить его от предстоящей великой, но невероятно тяжелой миссии. Иисус доверчиво прижимается к матери. Кажется, что Мать и Сын заняты лишь друг другом, но это обманчивое впечатление: они слышат и внемлют каждому из нас.

На большинстве образов «Взыскание погибших» Мария изображена без головного убора, простоволосой. Это еще больше повышает градус нежности и доверия к Пресвятой Деве: она дома, где можно позволить себе такую вольность. Более того, она считает всех нас близкими и родными.

Несмотря на безмерную любовь Марии к сыну, она готова молить его о каждом грешнике, приумножающем его страдания. Человек по своей природе грешен, но любовь и всепрощение Пресвятой Богородицы абсолютны.

Значение иконы «Взыскание погибших», в чем она помогает

«Взыскание погибших» – не слишком точное для современной трактовки название. Скорее, «погибающих», ведь Пречистая Дева готова внемлет молитвам людей, находящихся на грани и даже переступивших ее. Она не отворачивается даже от тех, кто совершал тяжкие грехи, неустанно умоляя Господа об их прощении и спасении.

К иконе обращаются с молитвами о:

  • прощении грехов и спасении;
  • обретении счастья в супружестве и материнстве
  • исцелении самых тяжких недугов (у себя и близких);
  • избавлении от пагубных зависимостей;
  • обретении сил для преодоления различных бед;
  • победе над врагами;
  • защите в период боевых действий;
  • поиске без вести пропавших.

Наиболее чутко Пресвятая Богородица прислушивается к молитвам матерей, просящих за детей. Ей очень близки чаяния каждого из нас, но матери и дети находятся под ее особым покровительством.

Дни празднования иконы

День памяти иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» широко отмечается православным миром 18 февраля по григорианскому (современному календарю).

В этот день нужно позабыть о ненависти и распрях, но вспомнить собственные прегрешения и покаяться в них. Пречистая Дева услышит каждую искреннюю молитву и попросит за нас Иисуса.

Молитва перед иконой «Взыскание погибших»

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Как определить что монета серебряная

Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» имеется во многих православных семьях. А некоторые приобретают карманные иконы и медальоны с этим образом для личных молитв, которые можно возносить в любой момент, как только в том наступит нужда.

Икона Богородицы « Взыскание погибших » – одно из известнейших каноничных изображений Пресвятой Божьей Матери в Христианстве. На Руси образ появился впервые в восемнадцатом веке. До нашего времени дошло несколько списков оригинального образа. На них традиционно изображается Богородица, обнимающая Младенца Иисуса, который прижимается своей щекой к ее щеке. Икона является символом погибших душ, людей, далеких от истинной благодати. История происхождения. Первые упоминания об иконе Пресвятой Богородицы « Взыскание погибших » относят к шестому веку. По легенде, образ избавил инока Феофила от вечной гибели и помог ему достигнуть духовного совершенства.

Икона Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане.

В некоем архиерейском доме служил эконом — весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию. Инок Феофил, достиг впоследствии высшего духовного совершенства и был прославлен Церковью в лике преподобных.

В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.

Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века. В селе Бор жил один благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов, любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, его настигла в пути страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре до­рогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мыс­ленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших». В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал чей-то голос под окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. Кто и как его привез – осталось тайною. По выздоровлении Обухов немедленно приступил к вы­полнению своего обета, С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Особенностью этой иконы было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Обухова в этот праздник. Когда икона была готова, Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Читайте также:
К чему снится потерять левую сережку

Через некоторое время в России стали известны и другие образы «Взыскание погибших». Один из них был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресвятой Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями художника Т. Г. Мягкова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. В настоящее время икона находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Однажды от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

Особенность московского образа в том, что волосы Богома­тери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Известны и другие списки иконы, например: в Санкт-Петербурге в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре в Покровском кафедральном соборе.

«Взыскание погибших» — это икона отцов и матерей, мо­лящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, раз­лука с которыми неминуема.

Тропарь глас 7

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая. Проси Его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения Твоя во благое исполнит. Сего ради и мы припадающе, молим Тя и надеющийся на Тя, да не погибнем, имя Твое именуем: Ты бо еси, Владычице, Взыскание погибших.

Кондак глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

“ Взыскание погибших ” – почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь – это “не Бог мертвых, но Бог живых”. Богородица готова «взыскать», то есть простить и помочь человеку, который ищет ее защиты и покровительства. Икона Божией Матери « Взыскание погибших » по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане. В некоем архиерейском доме служил эконом — весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию.

"Источники"
  • https://azbyka.ru/days/ikona-vzyskanie-pogibshih
  • https://sunlight.net/wiki/ikona-vzyskanie-pogibshih.html
  • http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/34343

Рейтинг
Загрузка ...