Mikimoto – легендарный бренд, который вписал свое имя в ювелирную историю благодаря неповторимым украшениям в классическом стиле из культивированного жемчуга Акойя.
История Mikimoto
От идеи к ее воплощению
Говоря о Японии, мы подразумеваем Короля Жемчуга Кокичи Микимото. Его жизнь — национальное японское предание, которое гласит, что, мечтая, можно достичь любых высот. Родился Кокичи Микимото в 1858 году в городе Тоба. Там же пошёл в школу. Но в возрасте 13 лет был вынужден закончить обучение, чтобы помочь семье в тяжёлые времена.
Спустя несколько лет он связал свою судьбу с 17-летней дочерью фехтовальщика Умэ, а на ее приданое приобрел целую устричную плантацию в заливе Симмей. Дело росло и развивалось. Но после выставки в Уэно Микимото решил заняться выращиванием жемчуга из раковин Акойя.
Много сил и упорства потребовалось от пытливого Кокичи, чтобы спустя бесчисленное количество неудачных экспериментов получить «идеально ровную жемчужину». Свою победу над непокорными устрицами-жемчужницами он посвятил своей жене, которая все время поддерживала его и была рядом. В 1896 году Микимото получил патент на свое изобретение.
Акоя-морской японский жемчуг
И в то же время основал бренд Mikimoto на берегах японского острова Оджима, где вырос его первый жемчуг, позднее переименовав остров в «Жемчужный остров». В самой Японии сегодня существует персональный музей Кокичи Микимото, который расположился в родном городе мастера, Тоба. Кроме того, Кокичи Микимото по сей день почитают не только, как блистательного «жемчужного художника», но и как великого предпринимателя всей нации и поставщика императорского двора.
Жемчуг Mikimoto
Форма, размер и блеск
Жемчужины Mikimoto вне конкуренции. Строгий отбор ювелирного бренда проходят лишь те, что выгодно отличаются блеском, формой, совершенством поверхности, толщиной перламутрового слоя, размером и, конечно же, цветом. Эталонным является округлый жемчуг с идеально гладкой поверхностью и насыщенным блеском.
Встречается он крайне редко, поэтому ювелиры Mikimoto ставят ему наивысший бал ААА (по шкале качества Микимото). Помимо идеальной сферической формы жемчуг Mikimoto бывает и других экзотических очертаний – «овал», «барокко» и «слеза», которые, как правило, используются при создании «пластичных» украшений. Размер жемчуга, к слову, также имеет значение. Особенно ценится крупный жемчуг – за сложность культивирования – и очень маленького размера, диаметром в 3-4,5 мм.
Жемчуг Mikimoto
Цвет и совершенство поверхности
Ювелиры Mikimoto также предъявляют высокие стандарты качества к совершенству поверхности жемчуга. Согласно оценочной шкале Микимото, отбираются лишь те жемчужины, на чьей поверхности нашлось минимальное количество крошечных пятен природного происхождения. Не менее важен и перламутровый слой. Его толщина проверяется опытным путем: просвечиванием жемчуга рентгеновскими лучами.
Чем перламутровый слой толще, тем более равномерный цвет у жемчужины. В противном случае, экземпляры с тонким слоем, лишенным эффекта мерцания, в украшениях Mikimoto не используются. Безусловно жемчуг Mikimoto привлекает коллекционеров и своей неповторимой палитрой. Его цвет меняется от волнующе серебристо-голубого до холодного белого, оттенок шампань плавно перетекает в насыщенный персиковый, а черный распадается на мириады оттенков, в том числе на графитно-серый и коричневый цвета.
МИКИМОТО: как бедный продавец лапши стал королем жемчуга
Искусство и наука жемчуга
Виды и их происхождение
Акойя. Самый популярный вид жемчуга, секрет культивирования которого первым открыл Кокичи Микимото. Его добывают из японских устриц Акойя. В зависимости от размера устрицы, круглые жемчужины с ярким, чистым блеском достигают размеров в 3-10 мм. А их цвет различается от белого, кремового и розового до светло-зеленого, голубого или серебряного.
Черный жемчуг Южных морей. Один из самых красивых сортов жемчуга, выращиваемый в раковинах Черно-створчатых устриц-жемчужниц. Обитают моллюски в водах Таити и Окинавы и способны производить крупные жемчужины, диаметр которых достигает 8-15 мм. В действительности цвет черного жемчуга не ограничивается лишь черной палитрой.
Ему также присущи оттенки от синевато-серого, серебристого и фисташкового до павлиньего зеленого и темного цвета ночи с полутонами зелёного, розового и голубого. К примеру, наибольшую ценность, и, как следствие, стоимость, имеет жемчуг переливчато-зеленого цвета. Белый жемчуг Южных морей.
Необычным, атласным блеском обладают жемчужины, добываемые из серебристогубых устриц Южных морей. Золотой жемчуг Южных морей. Теплый натуральный золотой цвет этого жемчуга считается более редким, чем само золото. Добывают его из Золото-створчатых устриц-жемчужниц, обитающих у берегов Индонезии, Бирмы и Филиппин.
Средний диаметр жемчуга составляет около 13 мм, а некоторые экземпляры достигают 20-30 мм. Конк. Этот вид жемчуга трудно спутать с другим, поэтому его по праву относят к редчайшим сокровищам мира. Производят конк гигантские одностворчатые моллюски, обитающие в Карибском море. При вскрытии раковины погибают, поэтому конк не культивируют.
Цвет жемчуга варьируется от оливковых, фиолетовых и янтарных оттенков до наиболее ценных – розовых, пурпурных и лиловых. И к тому же, конк настолько редкий вид жемчуга, что его ценность измеряют в каратах. Мело. Этот натуральный жемчуг собирают из огромной улитки мело с тяжелой блестящей раковиной. Образцы жемчуга высокого качества не имеют перламутрового блеска.
Его цветовая палитра состоит из коричневых, красных и редких – желтых и оранжевых оттенков. Мело не поддается культивации и очень чувствителен к солнечному свету, а его вес также, как и у жемчуга конк, измеряется в каратах. Пресноводный.
Или как его еще называют «речной жемчуг», преимущественно выращивают в пресных водоемах Южной Японии (в частности, в озере Бива), а также в китайской провинции Шанхай, заменяя устриц мидиями. За раз из одной такой мидии можно получить от десяти до четырнадцати мелких пресноводных жемчужин. Их размер в среднем не превышает 4-6 мм, а цветовая гамма варьируется от пастельно-лилового, персикового и мандаринового до зеленоватых и коричневатых оттенков.
Ювелирная коллекция
От скромных пуссетов до эффектных колье
Fortune Leaves. Эффектные серьги, кулон и кольцо в виде трилистников, которые непременно гарантируют удачу. Laurel. В переводе с английского Laurel означает «лавр». Неудивительно, что в одноименной коллекции ювелиры Mikimoto укрыли жемчужины лавровыми листьями из бриллиантов.
И сделали это максимально деликатно, выстлав из листьев драгоценную «перину» для великолепного жемчуга. Classic. Идейный вдохновитель бренда Mikimoto Кокичи Микимото мечтал украсить ниткой жемчуга изящную шею каждой женщины на планете. И его мечта воплотилась в жизнь.
Классические украшения из жемчуга стали поистине универсальным атрибутом женского гардероба – они идеально подходят как для повседневной жизни, так и для торжественных случаев. Их красота и элегантность в сочетании с непревзойденным мастерством ювелиров Mikimoto превращают их в настоящие произведения искусства, где сольную партию играет исключительный по своим свойствам жемчуг.
High Jewellery. В ювелирном собрании сочинений Mikimoto High Jewellery представлена вся палитра украшений Rare https://www.mercury.ru/brands/mikimoto/» target=»_blank»]www.mercury.ru[/mask_link]
Немного о жемчуге и о том, как его добывали в Японии
SneznyBars все записи автора Жемчуг не образуется, а рождается, появляясь на свет из небольшого и герметично закрытого поначалу пространства. Он живет отмеренный ему срок, а потом превращается в прах. Неудивительно, что этот камень обладает собственным характером: многие считают, что жемчуг сам выбирает себе владельца.
На заре цивилизации человечество не осваивало земные недра. Одним из первых способов прокормить семью было рыболовство, к которому располагали тогда еще богатейшие водные ресурсы. И именно жемчуг раньше других драгоценностей оказался символом роскоши и богатства.
Безупречность от природы К слову сказать, жемчуг всегда ценился в древних государствах, ставших впоследствии кузницами, где ковались мировые культурные ценности. В «Ведах», священных книгах Древней Индии, жемчужина на шее человека означала, что он причислен к высшей касте браминов.
В книге «Эрья», одном из китайских артефактов, жемчуг описывался как наидостойнейший из императорских подарков. Он был подарен легендарному правителю по имени Юй, восседавшему на троне сорок два века назад. Поэтому жемчуг в этой книге обозначен иероглифом «шарик, принадлежащий повелителю». Жемчужина казалась древним китайцам природным совершенством.
В ней все было безупречным и бесконечным: образуя сферу, красота и форма не имели границ и пределов. Нетрудно понять, почему в дальнейшем прочие драгоценности в Поднебесной подвергали огранке, округлявшей их подобно жемчужному шарику. Так сложилась одна из древнейших ювелирных традиций, которую у китайцев вскоре переняли японцы.
В Европе в тайну удивительной гармонии жемчуга пытались проникнуть древние греки. Затем римляне. Но пик «жемчужной лихорадки» у европейцев пришелся на эпоху Средневековья. Все торжественные церемонии того времени были немыслимы без украшения жемчугом. Жемчужинами различных размеров и расцветок стремились окружать себя и знатные персоны, и короли, и епископы.
Японские церемонии Открывший западному миру замкнутую Японию Марко Поло был поражен ее жемчужным изобилием. «Он розовый и очень красив, круглый, крупный: дорог он так же, как и белый».
Именно в Японии жемчуговодство стало сверхприбыльной отраслью, хотя выращивать перлы первыми додумались китайцы. Известно, что уже в 8-ом веке жители тамошней провинции Чжэцзян вставляли под створки раковин уплощенные миниатюрные фигурки божественного Будды, которые, обволакиваясь перламутром, превращались в драгоценности.
Аутентичный морской жемчуг в Японии добывали вплоть до XX века. Это занятие было уделом ныряльщиц ама. Женский организм, как известно, выносливее мужского, и болевой порог у слабого пола чаще всего занижен. С такими данными нырять на глубину в 50 метров было делом техники. Некоторые исследователи уверены, что ама – это целый этнос, издревле проживавший на юге Японии.
Ама пренебрегали типичным занятием японцев: они не ловили рыбу, предпочитая собирать со дна моря все его дары. Это было исключительно женским делом, и слабый пол обладал в обществе ама наиболее высоким статусом, в противовес японской патриархальности. Мужья и братья были для «морских дев» чем-то вроде рабочих лошадок: они гребли на лодках, предупреждали о приближении акул. При виде треугольного плавника над морем гребец начинал судорожно тянуть за веревку, которая была обвязана у ныряльщицы вокруг пояса. Но если он не успевал или веревка вдруг обрывалась, на волнах разыгрывались кровавые драмы.
По большому счету, ама по сей день остались неоценимой рабочей силой в жемчужной отрасли. В заливе Тоба они и сегодня ныряют с корытообразных лодочек с камнем в руках. Жемчуг Страны Восходящего Солнца Японские перлы имеют разнообразную видовую палитру.
Большой популярностью у любителей жемчуга пользуется серебристо-белый и желтоватый «акойя». Самым редким и дорогим является розовато-белый жемчуг. Особо ценятся жемчужины более семи миллиметров в диаметре. Начиная от диаметральных восьми, стоимость перла стремительно возрастает с каждым миллиметром.
Отдельного слова заслуживают жемчужины «мабэ» и «кэси». Особенностью жемчужин этих видов является нестандартность: среди них нет круглых шариков, а их цвета нередко просто сложно обозначить, настолько они могут быть необычны. Причем, штучный спрос ничуть не умаляет достоинства этих жемчужин.
Искусственный или настоящий Век ловцов жемчуга недолог, ведь занятие требует феноменальной выносливости и быстро подтачивает самое крепкое здоровье. Однако прежде чем уйти на покой, один профессиональный ловец извлекает из морских глубин сотни тысяч жемчужных раковин, ощутимо опустошая природные ресурсы. По этой причине в XX веке торговля жемчугом могла совсем зачахнуть, если бы не японец Кокити Микимото, который создал первую в мире натуральную жемчужину, используя оригинальную технологию.
Ничего лучше того, что придумал Микимото, не смогли создать до сих пор. В моллюске делаются разрезы, через которые подсаживается кусочек перламутра от другого моллюска. После такого «экстракорпорального оплодотворения» ракушка отправляется обратно в водоем, где она вынашивает свой драгоценный плод в течение нескольких лет.
Cудя по экспертным оценкам, практически весь жемчуг в ювелирных салонах сегодня является именно культивированным. Но осознание этого факта представляет собой не более чем психологический момент: отличить такой жемчуг от камня, созданного природой, практически невозможно.
Но если продавец настаивает на натуральности, покупатель имеет полное право потребовать справку об идентификации от солидной лаборатории.
Его перлы могут достигать 16 мм в диаметре, а цветовая гамма считается дуальной: жемчужины делятся на белые и черные. При этом белые жемчужины могут иметь множество оттенков. В Персидском заливе добывают жемчуг нежно-кремового цвета, а у австралийских берегов – белого. Панамские жемчужины – золотисто-коричневые, а шри-ланкийские – бледно-розовые.
Черный жемчуг «прописан» в прибрежных водах гряды, растянувшейся от островов Кука до Французской Полинезии, включая Таити и Туа. Особым вниманием пользуется карибский естественный жемчуг «конк». Редко встречаясь, он, безо всякого преувеличения, является раритетом.
Вынашивающие его моллюски живут на коралловых рифах, в результате чего жемчужины приобретают ярко-красные оттенки, неизменно поражающие человеческое воображение. Идеальная жемчужина Она пленяет своей гармоничностью. Даже неспециалисту становится ясно, что ее блеск, округлость, цвет и поверхность лишены изъянов и сливаются в единое целое самым оптимальным образом.
Жаль только, что жемчужины правильной сферической формы встречаются все реже и обходятся покупателю в десятки тысяч долларов. Следующий в ценовой иерархии – симметричный жемчуг, имеющий продолговатые очертания. Самыми демократичными являются жемчужины барочной формы, с каплевидным или эллипсовидным абрисом.
Случается и так, что жемчужина, имея незначительные дефекты, все равно может получить очень высокую экспертную оценку. Все зависит от блеска. Если он завораживающий, мягкий и одновременно интенсивный, и жемчужина не просто переливается, а будто бы светится изнутри, то можно закрыть глаза на мелкие грехи.
Но как бы жемчуг ни оценивался человеком, одно его качество остается неизменным. Этот камень подходит не всем. По этой причине его приобретение всегда предусматривает ритуал примерки. Потенциальному владельцу нужно обязательно убедиться, что жемчуг гармонирует с цветом кожи, глаз и волос.
Сухой остаток Самое грустное в истории любой жемчужины – это ее недолговечность. Увы, редкие перлы способны перейти за 150-летний рубеж. Входящее в состав жемчуга органическое вещество высыхает и разлагается, камень теряет блеск, трескается, рассыпается в пыль и превращается в обыкновенный карбонат кальция.
Правда, при надлежащем уходе есть шанс отложить надвигающуюся старость. Для этого жемчуг нужно чаще носить. Тот факт, что в разлуке с хозяином камень начинает тускнеть, был замечен очень давно, и долгое время объяснения этого феномена носили сугубо мистический характер.
Истина, как водится, оказалась где-то рядом: дело в том, что на теле человека жемчуг постоянно контактирует с потовыми железами. Это и замедляет процесс высыхания жемчужин и позволяет им дольше сохранять свой чудесный блеск. Спору нет: обезвоживания жемчуг боится, словно женщина, но в отличие от слабого пола, не выносит косметики и духов. Ювелиры обычно «оживляют» жемчуг, обрабатывая его раствором соляной или уксусной кислоты. Впрочем, знатоки уверяют, что такое незатейливое вещество, как картофельный крахмал, также является идеальным средством ухода за самой прекрасной и дорогой жемчужиной.
Рубрики: | Япония/история/традиции/фото |
Метки: япония история жемчуг
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Источник: www.liveinternet.ru
Как появилась первая жемчужина идеальной формы: Кокити Микимото и его великая японская мечта
«Я осыплю жемчугом всех женщин мира!» — говорил он, но все свои труды посвятил лишь одной, той, кого так рано потерял. Он прошел путь от торговца лапшой до «жемчужного короля», был ученым, бизнесменом, ювелиром, он обуздал случайность и сделал чудо контролируемым. Кокити Микимото – отец искусственного жемчуга, не уступающего, а то и превосходящего «природный».
Современное колье марки Mikimoto.
Кокити Микимото родился в 1858 году, в небогатой семье. Он вырос на побережье и с детских лет был очарован тайнами происхождения жемчуга. Именно в тех краях находили устриц-жемчужниц, скрывающих в своем чреве жемчужины невероятной красоты – но огромные масштабы добычи устриц поставили этот вид на грань уничтожения. В юности будущему «отцу жемчуга» пришлось бросить учебу, чтобы помогать отцу – тот продавал лапшу в харчевне «Авако». И самого Кокити ждала головокружительная карьера продавца лапши или овощей.
Современное колье марки Mikimoto.
Современные украшения марки Mikimoto.
Но Микимото повезло с женитьбой – в семнадцать лет он заключил брак с девушкой из обеспеченной семьи. Сперва он не думал отказываться от привычной жизни, торговал в лавке, но дела шли плохо. Посоветовавшись с женой, он решил начать новое дело. Ее приданое позволило Микимото приобрести устричную ферму.
И уже тогда он задумался о том, как сделать процесс создания жемчужин более эффективным и контролируемым. Сегодня искусственный жемчуг кажется чем-то само собой разумеющимся, но во второй половине XIX века считалось, что идеально круглые жемчужины «неестественным» образом создать невозможно. Многие ученые и фермеры бились над этой проблемой – безрезультатно.
В Китае удалось вырастить искусственный речной жемчуг, но недостаточно высокого качества. Жемчужины получались… какими угодно – только не идеально круглыми. Но ведь именно этот жемчуг был особенно ценен!
Жемчуг, выращенный по технологии Кокити Микимото.
Оттенки искусственного жемчуга Микимото.
В тридцатилетнем возрасте Микимото приступил к собственным экспериментам, выбрав два удобных местечка — бухту Симмэй в заливе Аго и остров Одзима. В те годы на устричной ярмарке он познакомился с ученым-биологом, давшим ему несколько ценных советов о выращивании жемчуга.
Кокити использовал миллионы песчинок разных форм, размеров и состава, чтобы заставить привередливых устриц выращивать жемчужины правильной формы. Устрицы не соглашались. Наблюдения показывали, что они упорно отторгают инородные тела. Во время красного прилива (удивительного, но опасного природного явления – скопления водорослей) множество устриц Микимото погибло… И ему пришлось начинать с нуля.
Кольца с жемчужинами Mikimoto.
Кольца с жемчужинами Mikimoto.
Но наконец, в 1893 году усилия Кокити Микимото принесли свои плоды. Он получил искусственный жемчуг полукруглой формы. Целых три года ушло на оформление патента – дело в том, что Микимото оказался первым японцем, которому принадлежало «биологическое изобретение». Жемчужная ферма Микимото приносила стабильный доход и создавала рабочие места в регионе.
Но останавливаться на достигнутом он не собирался. Погоня за идеальной жемчужиной продолжалась, совершенство оставалось недостижимым. В 1897 году жена Кокити, которая преданно сопровождала его на этом нелегком пути, тяжело заболела. Врачи были бессильны помочь ей. У постели умирающей Микимото поклялся, что в память о ней создаст самую прекрасную жемчужину в мире…
Современные украшения марки Mikimoto.
Современные украшения марки Mikimoto.
Едва он оправился от потери любимой, как его постигла новая трагедия. В 1905 году очередной красный прилив свел на нет все труды Кокити. Но он не мог сдаться. Откуда-то невидимо за ним наблюдала женщина, которую он мечтал осыпать жемчугом с головы до ног – а значит, он не имел права отказаться от мечты.
И в 1908 году одна из устриц преподнесла ему долгожданный подарок – роскошную жемчужину нежно-розового оттенка. Технология ее выращивания была невероятно сложной, но теперь ее можно было повторить. Жемчуга Микимото не уступали редчайшим жемчужинам естественного происхождения, которыми славились Индия и Цейлон, и тем самым жемчужинам, которые, рискуя жизнью, добывали ныряльщицы в его родной Японии. Правда, высококачественными были лишь пять процентов жемчужин, а значит, требовалось расширить производство.
Сегодня Mikimoto используют и так называемый барочный жемчуг — он в тренде.
Жемчужная ферма Микимото преобразила тот край, где он провел детство. Там, где он когда-то бегал босиком по побережью, там, где он торговал домашней лапшой и подгнивающими овощами, теперь создавалось нечто прекрасное. Многочисленные постройки, цеха, помещения для сортировки и магазины, как грибы после дождя, появлялись на острове.
Менялась инфраструктура, Микимото поспособствовал появлению новых шоссе и железной дороги, руководил посадкой садов и строительством новых зданий. А еще там открылись рестораны и водные шоу. Остров же получил теперь новое название – Татокудзима, Остров большой выгоды.
Теперь красные приливы не представляли опасности для устриц – Микимото изобрел специальную корзину, оберегающую нежных морских существ от жутких водорослей. Сегодня использование таких корзин повсеместно на устричных фермах.
Реконструкция средневековой византийской короны, выполненная мастерами Микимото.
Но почивать на лаврах было не в характере Кокити Микимото! Вскоре он задумался о том, чтобы найти применение своим жемчужинам. Он начал собирать из них, как из конструктора, наборные украшения и безделушки – статуи Будды и храмы, птичек и бабочек. Так Mikimoto из устричной фермы стал ювелирным брендом. Да еще и самым продаваемым в мире!
Серьги бренда с белым жемчугом, инкрустированным бриллиантами, обожает королева Великобритании Елизавета II. Технология «внедрения» бриллианта в жемчужину тоже была новаторской.
Брошь с жемчугом. Копия лютни-бива из императорской сокровищницы Сёсоин.
Сегодня Mikimoto – это настоящая жемчужная империя, где наука и искусство плотно переплетены друг с другом, а бутики бренда разбросаны по всему миру. Сам же Кокити Микимото прожил почти сто лет – и до последнего вздоха не оставлял работу. На родине ему установили памятник – бронзовую статую, обращенную лицом к морю. С 1951 года в городе Тоба открыт музей Микимото, куда любят заходить и монаршие особы, и простые туристы. Там хранятся шедевры ювелирного искусства, созданные мастерами Mikimoto, архивные фотографии, видеозаписи и лучшие жемчужины фермы.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru