Теперь о серебре сасанидском, найденном в Прикамье. Поскольку никакого серебра в Приуралье и Западной Сибири не добывали ( по крайней мере в промышленных масштабах), то еще в 19 веке возникло предположение, что «закамское серебро» русских летописей (точнее летописи) – привозное. Но кто и когда связвал его с находками серебрянных предметов на берегах Камы – сказать затруднительно. Скорее всего, это произошло во второй половине 19 века, а может и в конце оного.
Первые сообщения о находках серебра относятся к 18 веку. Одно из первых известий принадлежит шведскому полковнику Ф. Страленбергу, попавшему в русский плен под Полтавой, затем жившему в Сибири. В 1730 году он издал в Любеке труд «Историческое и географическое описание полуночной восточной части Европы и Азии», в котором, в частности пытался обосновать существование торгового пути из Индии в Бьярмию, ссылаясь на «находки серебра южного происхождения», как пишут Бадер и Смирнов. Впрочем, какие находки имел ввиду Страленберг – неясно.
Засада способ разведки
Известно, что в 1750 году какой-то крепостной Строгановых нашел близ деревни Слудки серебрянный сосуд, а спустя 30 лет дети из той же деревни нашли серебряное блюдо. После этого серебро стали находить довольно часто, но, в основном это были случайные находки: при пахоте, во время корчевания деревьев и т.д. Зачастую невозможно даже точно указать место, где были найдены те, или иные предметы. Вот карта находок кладов:
Сколько было найдено серебра, опять же, точно неизвестно. Но если почитать некоторых беллетристов, именуемых историками, может сложиться впечатление, что чуть ли не все берега Камы и ее притоков были завалены серебром:
Именно иранское серебро, так сказать, ханты-мансийского происхождения и составило когда-то основу личной коллекции Строгановых, которая в конечном итоге и незадолго до революции поступила в Эрмитаж. До этого будущие музейные экспонаты находились на частной вилле в Италии, и владельцы опасались, что разразившаяся Первая мировая война отрежет им путь в Россию.
Но и строгановские сокровища — всего лишь малая толика того, что в разное время было обнаружено приполярных областях. И коллекция Строгановых — когда-то некоронованных королей этих краев — отнюдь не была самой большой. Сибирские и уральские древности собирали все кому не лень, ибо попадалось оно повсюду.
Среди местных любителей старины особенно славилось собрание одного из чердынских купцов по фамилии Алин. Как истинный коллекционер, одержимый навязчивой идеей, смекалистый купчина скупал и выменивал восточное серебро, где только мог, не жалея никаких денег.
Полюбоваться восточными сокровищами стекались обыватели со всей округи, тем более, что это доставляло удовольствие тщеславному хозяину. Но в самом начале ХХ века случился в Чердыни пожар, и дом купца Алина сгорел вместе со всем добром. От баснословного богатства остались одно пепелище. Сгорело все, кроме серебра, но, увы, оно расплавилось и превратилось в слитки металла.
Учебное занятие. Засада
Сколько, как вы думаете, его оказалось по весу? 16 пудов!
Это пишет Валерий Демин, известный своими поисками Гипербореи. Но все это «серебро купца Алина» и прочих купцов – т.н. «неучтенка». Откуда вообще известно, что оно было на самом деле, а если и было, то откуда известно, что это именно серебро Сасанидов?
Если отбросить фантазии и обратиться к тому серебру, которое реально присутствует в музеях, то окажется, что изделий из «сасанидского серебра», найденных в Приуралье всего лишь 174 штуки: 80 блюд, 40 чаш, 12 кувшинов, 7 кувшинчиков, 3 ковша, 23 кружки и кубка, 6 ведер, 3 светильника.
Непонятно, правда, почему не считаются монеты, но ясно, что монет этих тоже не ахти как много. Причем, по заверению историков, это — более половины находок серебряных вещей этой категории и времени в мире.
Мне опять же не ясно, что подразумевается под «категорией». Скорее всего, то самое сасанидское серебро. Но что получается? Выходит, что всего в мире сасанидского серебра не более ~340 предметов? Причем только 3 из них были найдены на территории Ирана.
Сразу же возникают сомнения в датировке и атрибуции всего этого серебра. Ведь получается, что большая часть предметов для датировки непригодна. Непонятно, как сасанидское серебро попало в наши северные края, и когда это произошло. По одной версии, это случилось до 8-го века, и серебро поставлялось на север по Волге.
Подругой – серебро поступало на север вплоть до 12-13 веков, причем уже из Средней Азии. Какую функцию серебро исполняло у остяков и вогулов – тоже не до конца ясно. Самая распространенная версия – что серебрянные блюда использовались в религиозных обрядах не может считаться до конца подтвержденной (во всяком случае, это касается тех предметов, что ныне находятся в музейных коллекциях).
Что касается датировки предметов, и времени их попадания на север России, то здесь, опять же, одни вопросы. Ясно, что верхний предел – 18-19 века, когда предметы были найдены в кладах. Кстати, в Прикамье. в условиях, аналогичных находкам сасанидской и византийской посуды, найдены русские серебряные блюда XVIII века.
Ну и вот еще в довесок информация:
Спрос XIX века местных североуральских племен на старинную серебряную посуду попытался покрыть подпольный центр где-то под Петербургом, изготавливавший тарелки и блюда из серебра с имитацией сасанидских изделий. Такие «обманки» тоже встречаются в кладах.
Вот интересно, даст ли кто-нибудь гарантию, что все «обманки» (что уж там, фальшивки) вычислены? И что среди предметов сасанидского серебра, выставляемых ныне в музеях нет изделий очередного Рухумовского?
Про «закамское серебро» сочиняется много легенд. Якобы за ним ездили викинги в Бьярмию, потом оно было целью походов новгородцев на «югру». Большинство из этих рассказов – позднего происхождения, 19-20 вв. Факты я изложил, м.б. несколько сумбурно. Но людская фантазия поистине неистощима, и порой она порождает такие перлы, что диву даешься. Вот один из них(почувствуйте логику изложения!):
В научной литературе прикамское серебро получило название сасанидского — по имени династии, правившей в Иране с 268 по 651 гг. Однако внимательному человеку следует помнить, что находки сасанидских изделий из драгоценных металлов в самом Иране исчисляются единицами. Достоверные случаи находок зафиксированы в количестве. трех экземпляров!
Казалось бы, ситуация ясна. Серебряные изделия в небольшом количестве добрались до Ирана из тех земель, где они находятся в изобилии и стали примером для копирования — но уж никак не наоборот. Почему же историки столь старательно настаивают на обратном?
Да потому, что во время поздневалийского оледенения случившегося где-то от 33 до 10 тысяч лет назад, толстый ледяной щит лежал от полюса и до современного Валдая. Причем многие ученые считают это похолодание частью Тверского первого позднеплейстоценового покровного оледенения, начавшегося аж 70 тысяч лет назад! То есть, в это время в Прикамье никто не мог жить чисто физически.
Разве только в подземных убежищах. А потом был неолит: Рязанская культура, Льяловская культура, Карельская культура. Каменный век, примитивные изделия из кости и кремния. Потом, конечно настал железный век. Но не сразу. И не везде.
К моменту появления новгородских охотников народы лесистого севера не то что до изготовления (и разбрасывания по земле во все стороны) но и даже до понимания ценности серебряных изделий еще не доросли. Не успели развиться до нужного уровня.
Получается, все серебряные находки — это память о некоей развитой працивилизации, существовавшей в Прикамье до прихода туда современных народов. Народы пришли практически сразу после схода ледников. Значит, существовать же такая цивилизация могла только до превращения своей родины в ледяную пустыню. Ну не остается для нее другого времени.
Доледниковая эпоха — это не меньше тридцати тысяч лет назад! Не меньше. А скорее всего — и значительно больше.
Древние иранцы некогда имели свою священную книгу, частично сохранившуюся до сих пор и называющуюся «Авеста». Кроме религиозных текстов и молитв, важное место занимают в ней рассказы о жизни легендарных предков иранцев, ариев, описывающие те времена, когда их культура и религии только-только складывались. Согласно «Авесте», арии переселились в Иран в незапамятные времена. Из-за некоего катаклизма планетарного масштаба и последовавшего за этим сильного похолодания предкам ариев пришлось уйти далеко на юг со своей родины.
Требуются ли тут комментарии? Или может, лучше санитаров позвать?
Источник: tito0107.livejournal.com
Аффинаж сплавов
Для изготовления проволоки слиток пропускают через специальные вальцы и протягивают через волочильную доску. На вальцах имеются желобки, которые, соединяясь вместе, образуют отверстия различной формы и диаметра. В волочильной доске (стальной или чугунной) имеется ряд постепенно уменьшающихся отверстий разной формы.
Проволоку протягивают, начиная с отверстия наибольшего диаметра. Таким образом, можно получить проволоку круглую, полукруглую, квадратную и др. Во время протягивания проволоки ее необходимо несколько раз прокаливать с последующим медленным охлаждением.
Отделение золота от лигатурных примесей называется аффинажем. Наиболее старый и распространенный метод аффинажа основан на свойстве азотной кислоты растворять серебро, в результате чего образуется азотнокислое серебро (белые кристаллы ляписа), растворимое в воде. Надо иметь в виду, что все серебро можно перевести в раствор только тогда, когда серебра в сплаве будет в 3—4 раза больше, чем золота. В противном случае часть серебра не растворится, и в золоте образуется, как говорят, засада серебра. Если серебра в сплаве недостаточно, то добавляют необходимое количество его; это называется квартованием.
Расплавленный металл выливают в воду, чтобы получить его в гранулированном (зернистом) виде. Сплав гранулирую? для того, чтобы процесс растворения серебра в азотной кислоте проходил легче и быстрее. Измельченный (гранулированный) сплав кладут в фарфоровую чашку, заливают разбавленной азотной кислотой и нагревают.
Серебро и медь переходят из сплава в раствор, а золото не растворяется и выпадает на дно чашки в виде осадка. Собранный осадок золота еще раз кипятят в азотной кислоте для окончательного удаления серебра, затем промывают в дестиллированной воде, сушат и плавят. Полученный слиток практически представляет собой чистое золото.
Серебро извлекают из раствора следующим образом. К раствору добавляют поваренную соль. При этом выпадает белый осадок хлористого серебра. После полного осаждения хлористое серебро собирают и сушат. Затем перемешивают его с половинным по весу количеством соды, добавляют немного буры и селитры и плавят в тигле.
Получается высокопробный слиток серебра.
Источник: circa.su
Тайна «ясашного серебра» для Алтайской республики
В этом бравом офицере трудно увидеть изверга и злодея, которого рисовали советские художники во времена Сталина. Сто лет прошло — и к нам возвращается живой облик одного из героев Белой гвардии.
В декабре 1919-го, когда «красные» вошли в Ново-Николаевск, партизаны взяли в осаду купеческий Бийск. Белогвардейцы понимали, что городу уже не выстоять, и были вынуждены сдать его на разграбление. Они искали пути отступления по «железке» до Барнаула, а дальше — на Семиречье, в Китай, через Владивосток на Австралию, Америку. Но не все уходили с Алтая по правилам бегства. Отряд штабс-капитана Дмитрия Сатунина шел на юг — в сторону Кош-Агача.
В одной из книг краеведа Василия Гришаева сообщается, что в ночь на 9 декабря 1919 года белогвардейцы вместе с «туземным дивизионом» покинули Бийск и отправились по Чуйскому тракту в Монголию. Военные сопровождали семьи купцов и чиновников, выбравших для себя путь эмиграции. По свидетельству В.Гришаева, кроме продовольствия, взятого на бийских складах, колчаковцы увозили с собой 360 пудов (почти 6 тонн) серебра из Бийского казначейства. Колонна беженцев, насчитывавшая до трех тысяч конных подвод, растянулась по зимней дороге на десяток вёрст…
Как оказался штабс-капитан Сатунин в Бийске? По одной из версий, сам адмирал Колчак поручил ему в Омске «воспользоваться» казначейским серебром в интересах Белого движения. Но есть и другие предположения, не связанные с омским правителем.
Известно, что осенью 1914-го студент Новороссийского университета Дмитрий Сатунин, желая победы Государю Императору в войне с кайзеровской Германией, перешел в Александровское военное училище. Ускоренный курс подготовки — и командир взвода подпоручик Сатунин уже на фронте. В апреле 1915-го на его груди засиял Орден Святого Георгия. Революция и гражданская война застали героя на Алтае. Его отряд был невелик, не более 100 сабель, но под командованием доблестного офицера «банда Сатунина», по выражению советских историков, сумела вытеснить большевиков за пределы Горного Алтая.
Сатунин был самостоятелен и независим. Он отказался от прямого подчинения Сибирскому временному правительству, настаивая на признании свободной Алтайской республики — только в этом случае он гарантировал колчаковцам безусловную поддержку. До сих пор остаётся «белым пятном» его идея провозглашения Алтайской республики. Какими капиталами она могла быть подкреплена?
И почему адмирал Колчак отказался признавать независимую республику на Алтае? Нет ли здесь косвенного доказательства в пользу того, что часть «золотого запаса» Верховный правитель припрятал от белочехов где-то в горах Алтая? В итоге меньшевистско-эсеровское правительство сформировало карательный отряд и параллельно с «красными» отдало приказ: подавить мятеж.
Сатунину пришлось пойти на службу в войска Директории и провозгласить себя первым атаманом новообразованного Алтайского казачьего войска, именуемого в трудах историков «туземным дивизионом». Факт, который дал возможность народной молве причислить его по происхождению к алтайскому народу. Хотя и в самом деле алтайцы-казаки сражались в его дивизионе наравне с русскими крестьянами, недовольными продразвёрсткой и всей политикой военного коммунизма.
Один из коллекционеров серебра предполагает, что в Бийском казначействе хранили так называемое «ясашное серебро», без которого невозможно было с конца XVIII века вплоть до начала Первой империалистической торговать с купцами из Монголии и Китая. Ясашное (иначе говоря, собираемое в виде дани с местного населения) серебро выглядело по форме как обширная коллекция мелких «гирек» весом от нескольких десятков до нескольких сот граммов. По сути, это был овеществленный труд аборигенов, плативших ясак помещикам Романовым со 2-й половины XVIII века. После того, как царь отрёкся от престола, его богатства лишились собственника. И почему бы не предположить, что установивший тесные контакты с коренным населением атаман Сатунин мог поддерживать их права на «серебро предков»?
Из Бийска, окружённого «красными орлами», Сатунин уходил с казаками на Кош-Агач, как сказано в самом начале. В зиму 1919-1920 его отряд прочно удерживал Чуйский тракт, раз за разом срывая военные операции «красных».
Есть один краевед, который не поленился «опровергнуть» написанное Василием Гришаевым и взялся убеждать читателей в том, что счёт бийского серебра шел отнюдь не на пуды, а всего лишь на килограммы. Не исключено, что такая версия запускалась в расчете на то, чтобы сбить нездоровый ажиотаж в среде кладоискателей — особенно после статьи в «Молодежи Алтая» в начале 90-х, где приводились свидетельства деда Гребёнкина — обозника, который шел вместе со штабс-капитаном Сатуниным в сторону Кош-Агача.
Старик припоминал, что одна часть обоза ушла в Монголию, а другая по тайной тропе свернула в направлении Усть-Кана. Но до Усть-Кана казначейские ценности так и не дошли. Вдобавок ко всему горно-алтайский профессор А.М. Маринин в интервью «Молодёжке» с уверенностью утверждал, что старожилам в районе Белого Бома частенько встречались монеты царской чеканки в окрестных пещерах.
Известно предположение, по которому после боя в районе Семинского перевала одной части обоза Сатунина пришлось отступить. по направлению Апшуяхта—Каспа. В другом случае утверждается, будто в конце декабря 1919-го в урочище Иодро штабс-капитан Сатунин получил смертельное ранение. Но есть и другие свидетельства, по которым весной 1920-го Сатунина заподозрили в намерениях присвоить себе весь запас серебра, по этой причине вспыхнул бунт, и участь Сатунина была предрешена.
Как бы то ни было, не позднее весны 1920-го капитан Сатунин оказался в лучшем из миров, а обоз с серебром бесследно исчез. И скорее всего судьба «серебряного каравана» решилась с декабря 1919-го по март-апрель 1920-го где-то в треугольнике Топучая—Шебалино—Каспа. Если это так, то «ясашное серебро» было на время запрятано в здешних горах — чтобы облегчить отступление отряда, в надежде вернуться после разгрома комиссаров и распорядиться сокровищами в интересах Алтая. Но будущее сложилось иначе, и серебряный запас надолго застрял где-то в горах.
Зная об этом, кладоискатели могли поднять на уши всю республику, и скорее всего поэтому родилась «версия о килограммах». Но если бы в самом деле счёт шел лишь на килограммы, могло бы это каким-то образом возбудить партизан 4-го полка повстанческой армии Ефима Мамонтова? Ведь сам же автор «килограммовой версии» проговаривается: в 20-х числах декабря 1919-го у деревни Топучей мамонтовцы «поджидали весь «серебряный караван», но колчаковцы, наткнувшись на засаду, обошли село стороной» — и поминай как звали. Ради чего засаду устраивать, спрашивается, если серебра в караване (по такой версии) было не больше пяти-шести мешков?
С другой стороны, как можно доверять мамонтовцам, которые проворонили уход «серебряного каравана» из Бийска? В их интересах — как раз «килограммы» царского серебра, от которых не было бы особого прока для «диктатуры пролетариата». Разоблачители версии Василия Гришаева почему-то склонны верить каждому слову сподвижников Ефима Мефодьевича, а свидетельства таких очевидцев, как старик Гребёнкин или оказавшийся в Сан-Франциско царский офицер Камбалин, для них просто «фольклор», «красивая легенда» и т.д. Но, видит Бог, спор еще не окончен.
В начале 1920-го пуля настигла бравого штабс-капитана во время непредвиденного мятежа внутри его отряда. Или, может, это были провокаторы от Колчака либо Бийского совдепа — пойди теперь разберись. После гибели атамана Сатунина командование отрядом перешло к подъесаулу Кайгородову — другому герою алтайского Сопротивления (по определению белоэмигрантов).
Был ли посвящен его преемник в тайну серебряного запаса, вывезенного из Бийска? Или ему доверили только золото Колчака на алтайском отрезке долгого пути на юг после решения отделить часть золота от всего царского запаса, отправленного на восток? Это еще одно «белое пятно» в истории Горного Алтая. И до сих пор 6 тонн «ясашного серебра» так и не найдены.
Источник: gorno-altaisk.ru