Значение слова Зернь по Ефремовой:
Зернь — Старинная игра в кости. 1. Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни).
2. перен. разг. Что-л., имеющее вид мелких крупинок.
Зернь в Энциклопедическом словаре:
Зернь — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики(диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто наорнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игрусветотени.
Значение слова Зернь по словарю Ушакова:
ЗЕРНЬ
зерни, мн. нет, ж. (истор.). Игра в кости или в зёрна.
Значение слова Зернь по словарю Брокгауза и Ефрона:
Зернь (стар.). — Так называются небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры, особенно распространенной в XVI и XVII вв. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искуссники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось.
Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы простолюдинки в Древней Руси
Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., З. вместе с картами была отдана на откуп, в Сибири. В. P-в.
1. Старинная игра в кости. [Шуйский:] Бояре, дело просто: в зернь да в карты Именье он до нитки проиграл. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного.
2. Мелкие золотые или серебряные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
ЗЕРНЬ, и, мн. нет, ж. (истор.). Игра в кости или в зёрна.
зернь I
1. мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани
зернь II
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
зернь, зерни, мн. нет, жен. (ист.). Игра в кости или в зёрна.
Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь
1. Название карточной игры.
◘ Существует ещё игра юрдовка, иначе зернь, основанная на игре в оставшиеся от выброски карты: двойки, тройки, четвёрки и пятерки. С.В.Максимов. Сибирь и каторга, 1871.
Клады Древней Руси
♠ Обычно зернь игра в кости. Тем не менее, ср. с зерновать. Вариант — юрдовка.
Энциклопедический словарь
разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.
Словарь Ефремовой
- ж. Старинная игра в кости.
- ж.
- Мелкие золотые, серебряные или медные шарики, напаиваемые в ювелирных изделиях на орнамент (обычно из филиграни).
- перен. разг. Что-л., имеющее вид мелких крупинок.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(стар.). — Так называются небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры, особенно распространенной в XVI и XVII вв. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искуссники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось. Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., З. вместе с картами была отдана на откуп, в Сибири.
Приятно, что не только вождь мирового пролетариата Владимир Ильич «видел то, что временем закрыто»!!
Любопытное эссе на неожиданную тему. Только почему «. и политика». С историей понятно, а вот при чем здесь политика? Для меня осталось загадкой. И потом, слово-то отнюдь не забытое. Скорее забытое значение этого слова.
А «зернью» с давних пор и до настоящего времени называют технику напаивания маленьких золотых или серебряных шариков на ювелирные украшения: кольца, броши, серьги, диадемы и т.д. Да и сами украшения, выполненные по такой методе часто называют именно «зернь», в особенности в среде ювелиров.
На Руси, как мне довелось читать в справочнике по ювелирному делу, эта техника применялась уже с 9-10 веков и пришла с ближнего востока. У меня есть ощущение, что на самом деле, что здесь первично, а что курица — это еще большой вопрос. То ли ювелиры перенесли название с игральной кости на драгоценную капельку, то ли наоборот, изготовители камней применили к этим круглым «впуклостям» уже известное «ювелирное слово по внешней схожести?! Я не оспариваю предложенную трактовку происхождения названий, но при этом вижу и иные пути развития слов. Но то, что слово «зернь» точно не исчезло из русского языка — это однозначно!
Неужели?! Каждый ли день, неделю , месяц мы его слышим? Кстати про день: 22 сентября, равноденствие ( подробнее Глас Круглого Года). Про зернь когда отгадывал, осталось неясным, почему у китайцев и европейцев разменка граней разная
Политика сама влезла: кнопочки история не нашел, только история и политика ( ведь гонишь ее в дверь — она в окно!)
Именно так-шпионки с крепким телом.
А разве только слово «зернь» мы произносим далеко не каждый день?Извините, но это не довод. Я знаю массу слов, а вы возможно, еще больше, которые не произносит обычный человек годами, например, дивиргенция, ультрамарин, агава, ностальгия, крикет, лобок, триппер, гонорея, факториал и т.д. и т.п. Но значит ли это, что эти слова являются забытыми?
И уверяю вас, что , если в среде математиков слово факториал употребляется достаточно часто, как и названия болезней в среде венерологов, так и слово «зень» тоже весьма употребимо среди ювелиров. А в кости сейчас играют все-таки далеко не массово, как, впрочем, и в нарды. Вероятно, намного чаще кости бросают дети в настольных играх. Но они-то точно слова зернь не знают. С теплом, Ю.Я.
Зернь ювелирная зарам ЗЕРНИ рознь: зары на каждом углу, где кромсают Шаверму экстремистскую! Постараюсь быть пОнятым ( не понятЫм!): Мурава, по которой муравей — и гусли муравчатые. Хотя, Муравский шлях. Омонимы, знакомая тема.
Евгений, я не знаю, как обстоит дело с шавермой, там, где обитаете вы, но у нас в Питере отнюдь не накаждом углу обитают ребята из южных краев. Их не так уж и много, чтобы можно было говорить о массовой игре в нарды и массовом употреблении обсуждаемого слова.
При этом замечу, что многозначность здесь не причем, ибо в вашем эссе вопрос многозначности не обсуждался, а речь шла исключительно о самом слове. Также и с происхождением слова не все понятно.Также и с муравой, которая отнюдь не от муравьев. Так, например, словарь Ушакова утверждает, что от перс. mur — эмаль, глазурь.
Выводить происхождение слов от созвучности — этот прецедент с Задорновым уже известен. Спрашивается, почему именно муравей, а не Мурка? или мурашки? А может, мурена?
Намёк понял, придется написать подробнее (название уже пришло: «А ты азартен, Парамоша!»)
Я вижу, что слово «зернь» вас околдовало и отсюда корни вашего «азарта»
Они меня околдовали по-русски, не церемонясь: Обло. Терезы. Диканя. Оселедец. Авось. Олух.
Вертопрах.
А я и рад
Уважаемый Евгений! Неоспоримый факт заключается в том, что язык и профессии суть отражение общественных отношений в среде носителей этого языка. С течением времени кардинально изменяется вся общественная , да и личная , индивидуальная жизнь людей. Разумеется исчезают профессии, а вместе с ними уходят и слова, которыми пользовались люди этих профессий.
Развиваются технологии, общество воспринимает новые открытия ученых, начинает пользоваться новыми предметами и материалами. Соответственно, на смену названиям исчезнувших вещей или понятий пришли новые. Стоит ли как-то печалиться по этому поводу? Стоит ли нервничать от того, что с Земли исчезли динозавры или саблезубые тигры.?
По мне, так и слава Богу, что этого «добра» нет в наших лесах! Исчезновение и появление слов — это закономерный естесственный процесс, не зависящий от наших желаний и переживаний.
Некоторые слова сохраняются только в литературных произведениях, но не используются в живой разговорной речи, например, алтын, аршин, сажень, верста, оселедец, стиляга, худоба(в значении скотина), смарагд, позументы, дротик, гривенник, кольчуга, и т.п. Некоторые со временем меняют свое значение, подобно вашей любимой зерни, облотеперь не значит огромный, тучный, а всего лишь спобос рубки венцов в домах, слово сволочь утратило значение челяди, сопровождающей господина(Приехал барин Филимонов со все своей сволочью) и приобрело некий ругательный характер.
Разумеется, чем шире словарный запас конкретного человека, тем более высоким уровнем культуры он обладает. Но правильно ли будет утверждать, что , в первую очередь, человеку необходимо знать и уметь использровать устаревшие слова?! Не и еще раз нет! Знать, разумеется, неплохо.
В противном случае будет сложно или невозможно понимать классическую литературу, где отражены времена, когда эти слова еще не были устаревшими и использовались в речи людей. Однако с тех пор, когда носили оселедцы прошло много веков и до последних событий на Украине никто о таких прическах даже не вспоминал ни среди казаков, ни среди индийских брахманов, ни в Китае или в Скандинавии. На смену оселедцам пришли коки стиляг 50-х-60-х годов, скины современных модников, ирокезы панков или модные сегодня женские бобы. Практически исчезли из употребления плетеные лапти, и постепенно уходит и само это название. Взамен появилось немеряное количество разного рода угги, оксфорды, дерби и блюхеры, ламбутены, плейн той и кэп той, аделаиды, казаки и балморалы и т.д. и т.д.
Кто теперь из женщин пользуется муфтами? Очень редко. И рискну предположить, что на вопрос что такое муфта, вам скорее расскажут о механизме с таким названием, чем о меховом предмете для согревания рук и ношения мелких вещей с одеждой без карманов.
Подобного рода слов, вышедших из употребления вместе с предметами или понятиями, которые они обозначали, неисчислимое множество: существуют многотомные словари устаревших и вышедших из употребления слов, как и словарей неологизмов, пришедших в язык в последнее время. И, повторюсь, это нормальный процесс развития живого организма, каковым является и любой язык, в том числе и русский.
В организме человека ежедневно отмирают многие клетки, а вместо них возникают новые, которые замещают умершие. Обновляется кожа, отрастают новые ногти и волосы и т.д. Евгений, как мне кажется, вы придаете излишнее значение этому процессу. Я зык не5 может законсервироваться на какой-то временной отметке.
Простите, но зачем современному человеку знание таких терминов, как чересседельник, узда и другие предметы конской упряжи, если, конечно, он не работает ездовым и не занимается конным спортом? Дя него намного важнее понимать, что такое генератор, трамблер или стартер. А в случае необходимости, можно легко узнать все значения из словаря.
Честно говоря, мне кажутся ненужными подобные изыскания и просветительские потуги. Но отдаю должное вашему трепетному отношению к родному языку. С уважением, Ю.Я.
Благодарю Вас, дорогой Евгений, как русский русского, за отношение к русской языковой культуре! Здоровья Вам и сил!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
Зернь Древней Руси — техника изготовления ювелирных изделий
Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.
Возможно, что при этой работе применяли медные паяльники, раскаленные в той же жаровне. Паяльниками подправляли те места, где припой плохо, схватывал зерно или нить.
Зернь и скань, известные в инвентаре русских курганов начиная с IX и., и в дальнейшем являлись излюбленнейшей техникой городских златокузнецов. В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы (в старых памятниках «месяца гривеньная», т. е. лунница ожерельная). На некоторых из них напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5—6 раз меньше булавочной головки. На 1 кв. см приходится 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходит до 5000.
Зернь
Мелкие шарики из золота или серебра (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни . Зернь создаёт впечатляющую игру фактуры , света и тени, вносит дополнительные оттенки в орнаментальную ритмику изделия.
Зернь известна с глубокой древности (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.
Техника изготовления ювелирных изделий, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро).
Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства , точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни , мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки.
Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени.
Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля , а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью.
На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни . Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции , в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой.
Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты ХII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца ХII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.
Секрет искусного припоя изделий из скани и зерни
Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни , припой настолько незаметен, что кажется, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали .
Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Издавна этот вопрос интересовал ученых и мастеров разных стран. На нем подробно останавливается в своем трактате о ювелирном деле знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI века Бенвенуто Челлини; много попыток повторить древние подлинники с присущей им чистотой работы делалось в разные годы западноевропейскими учеными, но все было безуспешен.
Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт в результате опытов, проведенных советским исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.
Листы тонко расплющенного, так называемого сусального золота и серебра растирались в должной пропорции небольшим добавлением ртути, чтобы получить амальгаму нужной густоты. Этой амальгамой смазывали отдельные детали сканого орнамента и шарики зерни, после чего сильно нагревали предмет. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись между собой.
Ложная скань и зернь
Колты, серьги и другие сканые украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и большой затраты времени.
Ювелиры XII-XIII веков нашли способ удешевить и ускорить процесс изготовления украшений: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рисунком.
Старинная азартная игра в кости. Выигрыш определялся тем, какой стороною упадут брошенные косточки; искусники умели всегда бросать так, что они падали той стороною, какой им хотелось. Эта игра считалась предосудительной: в наказах воеводам предписывалось наказывать занимающихся ею. Однажды только, в 1667 г., зернь вместе с картами была отдана на откуп, в Сибири.
Игральные кости. Так называются небольшие косточки с белой и черной сторонами, служившие предметом игры в зернь, особенно распространенной в XVI и XVII вв.
Источник: vseprokamni.ru