Высокая ценность жемчуга вызвала к жизни всевозможные его подделки и имитации. Порой фальшивый жемчуг является лишь слабым подобием природного, и его искусственная природа понятна даже неспециалисту. Однако чаще всего исполнение подделок достаточно искусно, поэтому их трудно отличать от оригинала.
Впервые поддельные жемчуга появились в Венеции еще в начале XVI века. В 1656 году французский монах Жакен использовал для изготовления искусственных жемчужин пигмент, полученный из серебристой чешуи мелких пресноводных рыбёшек – уклеек. Жакен отделял от рыбной чешуи хлопья серебристого органического вещества и смешивал их с соответствующим связующим веществом, получая перламутровую краску. Этой краской, положенной густым слоем, монах покрывал алебастровые и восковые шарики.
В конце XIX века французская фирма «Бургильон», пользуясь методом Жакена, наладила промышленное производство поддельного жемчуга.
Все существующие на сегодняшний день способы получения ненастоящего жемчуга сводятся к двум технологиям. Это получение полых жемчужин (1 сорт) и сплошных (2 сорт). Оба способа имеют богатую историю и восходят к XVII веку.
Жемчуг и имитация жемчуга
В основе первого способа лежит использование полых шариков, получаемых из легкоплавкого стекла. Выдувая воздух в тестообразное стекло через трубку подходящего размера, получают шарики, чаще неправильной формы, похожие на настоящие жемчужины. В момент появления техники и некоторое время спустя на внутреннюю поверхность этих шариков сначала наносили клей, а затем загоняли в их внутреннюю полость ртуть. Позже стали использовать менее опасный пигмент, изготавливаемый из серебристой чешуи мелких речных рыбёшек – уклеек.
Для получения одного литра перламутрового пигмента требовалось два миллиона уклеек. Позднее стали использовать чешую норвежской сельди, плотвы, леща, отличающуюся особым блеском и клейкостью. После высыхания пигмента окрашенную полость шарика заполняют горячим воском. Иногда вместо воска используют песок.
Для получения сплошных поддельных жемчужин используются самые различные материалы. Стеклянные шарики отливают из опаловидного или обычного стекла, покрывая затем перламутровым лаком. В стеклянных подделках, как правило, имеются пузырьки воздуха. Рассматривая края просверленного в жемчужине отверстия, видно, как разрушается слой лака или плёнка иного красящего состава, обнажая при этом стеклянное ядро. Всемирную известность ныне приобрели стеклянные имитации, производимые в большом количестве в Чехии.
Молочно-белая или подкрашенная в розовый цвет пластмасса сегодня является одним из самых дешёвых имитационных материалов. После штамповки шариков их неоднократно покрывают перламутровым лаком. Отличить «чудо» рук человеческих несложно: по весу, по кромке отверстия, по прыгучести, по гладкости поверхности и по другим признакам.
Нередко материалом для плотных шариков служило минеральное сырьё. Классической имитацией стали алебастровые шарики, пропитанные горячим воском, а затем покрытые жемчужным лаком или жемчужной глазурью. Глазурь получают, соскабливая с внутренней стороны раковины перламутр, перетирая его в порошок и, после неоднократной промывки водой, перемешивая с рыбным клеем.
Жемчуг природный vs имитация
Прежде чем покрыть миниатюрную шаровидную основу специфическим лаком, её обычно предварительно грунтуют. Для этого используют коллаген, получаемый из плавательного пузыря или чешуи осетровых рыб, предварительно обезжиренных 2%-ным раствором соляной кислоты. Полученное сырьё промокают полотняной тряпкой, загружают в воду (пятьдесят граммов на литр) и доводят до температуры не более 70°С. В полученную таким образом грунтовку засыпают горошины, после чего достают из раствора и подсушивают. В завершение покрывают шарики жемчужным лаком.
Основу лака (эссенции) составляют: жемчужный пат (смесь пигмента чешуи рыб с нитроцеллюлозным лаком), ацетон (или грушевая эссенция) и белый прозрачный целлулоид. В ста миллилитрах ацетона в герметически закрытом сосуде сначала растворяют 20–25 граммов прозрачного целлулоида, а потом 3–5 граммов жемчужного пата. Спустя 24 часа лаком можно пользоваться. Загрунтованную жемчужную основу покрывают эссенцией и дают ей высохнуть. В случае появления на изделии пятнистого налёта, последний смывают ацетоном, а затем изделие окрашивают вновь.
Некоторые используемые для изготовления поддельного жемчуга материалы требуют только вытачивания. Это белый, шелковистый, полупрозрачный минерал селенит (разновидность гипса), имитирующий чёрный жемчуг-гематит, который заметно тяжелее природного перла.
Существуют также и экзотические способы получения ненастоящего жемчуга. Один из них заключается в покрытии глиняных шариков распыленным порошком прокаленного минерала мусковита (разновидность слюды).
Для получения поддельного жемчуга нередко обращались к его собрату по среде возникновения – кораллу. Из светло-розового коралла вырезали шарики. Под микроскопом на таких шариках хорошо видна характерная коралловая структура. Известны также успешные попытки получения поддельных жемчужных бусинок из растёртого в порошок розового коралла, который прессовали при высокой температуре в специальных формах.
Естественно, что родственный жемчугу перламутр также использовался как исходное сырьё. Вырезание горошин из утолщённой части перламутровых раковин было излюбленным приёмом подделки жемчуга у индейцев Америки.
Наконец, имитации жемчуга прекрасного качества получают из рыбьей чешуи, которую растворяют в одном из нефтепродуктов, после чего в смесь вводят жемчужный пат. Производят подобный самоцвет на средиземноморском острове Малорка (Болеарские острова).
Среди уникальных способов сотворения самоцвета – вырезание шариков из зубов ныне практически вымершей морской коровы-дюгоня.
Отличие натурального жемчуга
от искусственно выращенного
Внешний вид природного и культивированного жемчуга одинаков, поэтому их трудно отличить. Иногда диагностическим признаком может служить плотность, так как у большинства культивированных жемчужин она превышает 2,73 г/см 3 , а у природного жемчуга она часто ниже этого показателя. Иногда помочь может исследование с помощью облучения.
Например, при ультрафиолетовом облучении искусственно выращенный жемчуг обычно проявляет желтоватую люминесценцию, в рентгеновских лучах – зеленоватую. С уверенностью различить природный и культивированный жемчуг возможно путём проверки внутренней структуры. У природного жемчуга концентрически-зональное строение, культивированные жемчужины имеют иную ст руктуру, в том числе зависимую от вида ядра (рис. 4.2).
Специалисты листы используют приборы такие, как эндоскоп, с помощью которых вдоль просверленного отверстия проверяется строение жемчужины. Эффективен метод просвечивания рентгеновскими лучами (метод рентгеновской дифракции и метод рентгеновской теневой картины). Их можно применять как к просверленным, так и к целым жемчужинам. У культивированных жемчужин этими методами одновременно определяется толщина природной жемчужной оболочки.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Что такое жемчуг Swarovski. Отличается чем-то от обычного искусственного жемчуга?
Жемчуг Swarovski — это имитация натуральной жемчужины. Грубо говоря, пластик, имеющий покрытие под жемчуг. Swarovski- это бренд бижутерии, и он далек от ювелирного искусства. Натурального жемчуга у этого производителя не бывает.
Комментировать ответ… Комментировать…
Поддерживаем геммологию и русскую огранку цветных драгоценных камней с 2008 года. · 12 июл 2020 · basnoslovno.ru
Смотря что подразумевать под «обычным» 🙂
Жемчуг Сваровски это имитация натурального жемчуга. Состоит из синтетического ядра и покрытия, имитирующего оптический эффект поверхности натурального жемчуга.
Традиции русской огранки в магазинах драгоценных камней Баснословно
Комментировать ответ… Комментировать…
turionline
Первое, что нужно понимать, начиная охоту за жемчугом, — в основной своей массе, представленный в ювелирных магазинах жемчуг — либо культивируемый, либо искусственный (имитация). Натуральный жемчуг, в исконном понимании этого слова — о-очень большая редкость.
Комментировать ответ… Комментировать…
Магазин полу драгоценных камней и изделий из них. · 2 июл 2020 · dolinakamnej.ru
Жемчуг Swarovski это имитация натурально жемчуга. Делается без использования жемчужной эссенции и имеет секрет производства. Говорят что он не уступает по красоте натуральному жемчуг. По сути это специальная краска, которой покрывают бусины разной формы. Эта краска сияет как натуральный жемчуг.
От обычного искусственного жемчуга отличается качеством и соответственно. Читать далее
Источник: yandex.ru
Виды жемчуга. Часть вторая. Искусственный жемчуг и облагороженный
Натуральный жемчуг — как отпечатки пальцев, нет ни одной похожей жемчужины.
Искусственный же жемчуг делают идеально круглым, он значительно дешевле — в этом его большой плюс. Правда некоторые имитации жемчуга, такие как майорика (majorica — высококачественный вариант жемчуга Shell Pearl), будут дороже, чем натуральный жемчуг, но самого низкого качества.
Пластиковый жемчуг: имитация жемчуга из акрила, пластмассы, всегда будет тёплой на ощупь и более легкой, чем натуральный жемчуг. Искусственный жемчуг из стеклянного шарика, покрытого перламутровой краской тяжелее пластикового и прохладный на ощупь, но в просверленном отверстии такой жемчужины будет видна стеклянная основа. Если провести таким «жемчугом» по зубам, он будет проскальзывать, совершенно не цепляясь за зубы.
Shell Pearl — шэлл перл, поддельный жемчуг, шарик из перламутра, стекла или пластмассы покрывают слоями жемчужной эссенции, сваренной из чешуи рыб и покрывают лаком, либо эссенция уже на лаковой основе.
Как отличить Shell Pearl от настоящего жемчуга? Он почти всегда идеально круглый, сейчас стали изготавливать Shell Pearl более неправильной формы, но в любом случае, он будет идеально белый, таким натуральный жемчуг почти никогда не бывает, он всегда имеет какой-то оттенок: слоновая кость, розоватый, сероватый, бежевый, синеватый, я говорю не о переливах жемчуга(обертоне), а именно о его цвете, он не будет снежно-белым, если сравнить с листом офисной бумаги.
Он тоже тяжёлый, как и натуральный жемчуг, но если потереть две жемчужины друг о дружку, останется царапина. Поверхность у него гладкая, без неровностей, присущих натуральному жемчугу, он будет скользить, если потереть им о зуб. Если раздавить плоскогубцами натуральный пресноводный жемчуг, он легко расколется, получится кучка слоистого песочка и слоистых перламутровых чешуек. А вот Shell Pearl раздавить не так-то просто, кусками скалываются верхние слои лака.
Жемчуг мабэ или маби -ядро крепят не в мантию моллюска, а к раковине, поэтому такой «камень» имеет форму полусферы, как только жемчужина вырастает, её вырезают из раковины, середину высверливают, заполняют эпоксидной смолой и закрашивают специальной перламутровой эссенцией. Такой жемчуг и натуральный и искусственный одновременно!
Натуральный белый жемчуг — уже сам по себе идеальный камень, он не требует никакой дополнительной обработки, но всё же его облагораживают. Не всегда он имеет достаточно белый цвет или гладкую поверхность: отбеливают пребыванием на солнце и другими способами, покрывают сверху лаком, красят в любой другой цвет.
На первой фотографии попытка раздавить Shell Pearl, а на второй -раздавленная натуральная пресноводная жемчужина.
Поделиться
Мои страницы в соцсетях:
Источник: pearlsworld.ru