Что такое золото фракии

Вылчетринский клад

К знаменитому кладу золотых изделий из Вылчетрина определение «самый-самый» можно применить многократно, потому что это — самое древнее фракийское золото, найденное на территории Болгарии. Это и самый большой золотой клад Фракии. Наконец, это и самая таинственная находка, относящаяся к фракийской эпохе: действительно, что можно сказать о назначении загадочного сосуда, состоящего из трёх соединённых друг с другом золотых ковшей, явно не предназначавшихся для черпания жидкостей, ибо в каждом из них имеется сквозное отверстие?

Эти удивительные предметы были найдены при случайных обстоятельствах в 1924 году в урочище Долгите лозя, к северо-востоку от села Вылчетрин в Плевенском округе. В тот день, 28 декабря, местные жители братья Тодор и Никола Цветановы, собрав человек пятнадцать батраков, отправились на виноградник укрывать лозы на зиму и во время работ неожиданно наткнулись на скрытые в земле сосуды из жёлтого металла. Они лежали совсем неглубоко, всего в каких-то 30 см от поверхности, и возле них не было следов истлевшей ткани или деревянного короба, где они первоначально могли бы находиться. В большой сосуд, по форме напоминающий суповую миску, просто были сложены несколько сосудов поменьше, а сверху его накрывали несколько плоских не то крышек, не то тарелок.

Наследие фракийцев

Виноградник зимой

«Где-то рядом должен быть клад», — решили крестьяне. О том, что клад уже находится в их руках, они и не подозревали, так как в их глазах «супница с крышками» не представляла собой большой ценности. Оставив сосуды на пашне, они принялись перекапывать всё вокруг на большую глубину в поисках спрятанных денег. Наконец, убедившись, что больше здесь ничего нет, крестьяне поделили найденные предметы. Большая их часть попала в руки собственников земли — братьев Цветановых.

В попытке продать находку братья обратились к местному ювелиру Косте Златареву. Рассмотрев находки, тот был весьма удивлён, ведь это было очень высокопробное и, несомненно, очень древнее золото.

В начале 1925 года клад поступил в Археологический музей в Софии. Он состоит из 13 золотых предметов общим весом 12,425 килограмм. Некоторые из них имеют настолько необычную форму, что даже трудно определить их назначение. В состав клада входят большой круглый сосуд с двумя ручками («супница»), один большой и три малых ковша, два больших (диаметром 0,37 метра) и пять малых дисков, а также один совершенно необыкновенный сосуд в виде трёх соединённых друг с другом ковшей эллиптической формы. Когда крестьяне извлекли эти предметы из земли, они находились в полной сохранности, но позже при дележе добычи часть их была серьёзно повреждена.

Вылчетринский клад

Металл, из которого изготовлены сосуды, содержит приблизительно одинаковый процент золота, серебра, меди и железа. В их обработке и украшении использовались электрон (сплав золота и серебра), никель и олово. Все изделия выполнены в едином стиле и с использованием одной и той же техники, часть их (малые ковши и диски) даже имеют почти одинаковую массу. Они просты по форме и разительно отличаются от подобных изделий, созданных древнегреческими мастерами. Мастерство, с которым изготовлены сосуды, поражает — лишь с помощью микроанализа удалось установить, что верхние части некоторых из них не представляют собой одно целое с нижними, но искусно спаяны с ними серебряным припоем.

Читайте также:
Сколько за олимпийское золото спортсмен получает

Фракийское сокровище Панагюриште #находка #новости

Ряд исследователей Вылчетринского клада считают, что комплект драгоценных сосудов неполон — в нём не хватает подставки к трёхчастному сосуду (возможно, она была изготовлена в виде колесницы) и других явно «напрашивающихся» предметов. Неясно, присвоили ли их крестьяне (хотя они клялись, что сдали все предметы полностью) либо они были утрачены ещё до того, как сокровище попало в землю. Неясно и то, когда были пробиты отверстия в ковшах трёхчастного сосуда, ведь их наличие полностью исключает использование этих ковшей по их прямому назначению.

Вылчетринский клад

Учёные уверены, что все эти сосуды, несомненно, имели ритуальный характер. Возможно, ими пользовались фракийские жрецы, о которых упоминает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее», или фракийские цари. Но означает ли это, что в окрестностях села Вылчетрин в 1400–1300 годах до нашей эры (именно этим возрастом датируется клад) существовало древнее святилище или резиденция фракийских царей?

Археологи тщательно исследовали место находки и всю прилегающую территорию. Увы, никаких следов древних построек найдено не было. При расспросе местных жителей выяснилось, что землю здесь начали обрабатывать сравнительно недавно. Ещё в 1860–1870 годах на этом месте простирались густые леса. Под одним из деревьев и был зарыт удивительный клад.

По всей видимости, сокровище попало в землю при случайных обстоятельствах, об этом свидетельствует и небольшая глубина, на которой лежали драгоценные сосуды.

Может быть, его владелец спасался бегством и у него не было времени зарыть золото поглубже, или эти сосуды были похищены и укрыты в надежде их скорого возвращения. Как бы то ни было, клад не был востребован обратно. Очевидно, что тот, кто его спрятал, погиб.

Сегодня золотые сосуды Вылчетринского клада хранятся в Национальном Археологическом музее в Софии и принадлежат к числу ценнейших экспонатов его коллекции.

Использованы материалы книги Н.Н. Непомнящего «100 великих кладов»
Источник: k2x2.info

Другие статьи по теме:

  • Корона Святого Стефана
  • 10 удивительных секретов, найденных под полом
  • Тайна замка Жизор
  • Царский курган в Крыму
  • Таинственные криптограммы Бейла
  • Загадка хрустального черепа
  • Чемоданчик «Аненербе» с черепами неизвестных существ нашли в Адыгее

Источник: mirtayn.ru

Что такое золото фракии

Фра­кий­ские золотые жен­ские бюсты.

Рас­ка­пы­вая гроб­ни­цу во фра­кий­ском погре­баль­ном ком­плек­се при­мер­но в 250 милях к севе­ру от Софии (Бол­га­рия), архео­ло­ги обна­ру­жи­ли собра­ние пре­крас­но изготов­лен­ных золотых арте­фак­тов. Экзем­пля­ры дати­ру­ют­ся кон­цом IV — нача­лом III в. до н. э.; в их чис­ло вхо­дят четы­ре брас­ле­та со зме­и­ны­ми голо­ва­ми, тиа­ра или оже­ре­лье со льва­ми и фан­та­сти­че­ски­ми живот­ны­ми, 44 малень­ких золотых жен­ских бюста, кото­рые мог­ли укра­шать кон­скую сбрую или одеж­ду, 100 золотых пуго­виц, боль­шое золо­тое коль­цо или брошь с жен­ским лицом в высо­ком релье­фе и неве­ро­ят­но нату­раль­ная мини­а­тюр­ная кон­ская голо­ва, кото­рая неко­гда кре­пи­лась к кон­цу удил.

Читайте также:
Как узнать куда потратил золото в танках

Фра­кий­ская золотая кон­ская голо­ва.

Высо­кое каче­ство работы ука­зы­ва­ет на то, что эти укра­ше­ния при­над­ле­жа­ли зна­ти, и дей­ст­ви­тель­но, гроб­ни­ца, в кото­рой было обна­ру­же­но сокро­ви­ще, — самая боль­шая из 150 гроб­ниц это­го ком­плек­са воз­ле дерев­ни Све­шта­ри. Ком­плекс был постро­ен гета­ми, фра­кий­ским пле­ме­нем воин­ст­вен­ных всад­ни­ков, оби­тав­шим на Ниж­нем Дунае в обла­стях, кото­рые сего­дня вхо­дят в состав Румы­нии и Бол­га­рии. Спер­ва они ста­ви­ли свои зна­ме­ни­тые спо­соб­но­сти к вер­хо­вой езде на служ­бу дру­гим фра­кий­ским царям, но к кон­цу IV в. раз­би­лись на соб­ст­вен­ные кня­же­ства.

Фра­кий­ское золо­тое коль­цо или брошь.

Гет­ские цари име­ли доступ к место­рож­де­ни­ям золота в устье Дуная, кото­рые были одним из важ­ней­ших источ­ни­ков золота в антич­ной Евро­пе. Уже в VII в. до н. э. геты тор­го­ва­ли с гре­че­ски­ми коло­ни­я­ми на запад­ном бере­гу Чёр­но­го моря, а позд­нее — с македо­ня­на­ми, про­жи­вав­ши­ми к юго-запа­ду от них, и со ски­фа­ми, оби­тав­ши­ми к севе­ру от Дуная. Стиль обра­бот­ки золота, обна­ру­жен­но­го в гроб­ни­це, отра­жа­ет раз­но­об­ра­зие куль­тур­ных вли­я­ний со вре­мён рас­цве­та гет­ско­го прав­ле­ния на этой терри­то­рии.

Фра­кий­ская золотая тиа­ра или оже­ре­лье.

Диа­на Гер­го­ва, гла­ва груп­пы архео­ло­гов, счи­та­ет, что раз­ме­ры гроб­ни­цы и богат­ство её содер­жи­мо­го пред­по­ла­га­ют, что она име­ет отно­ше­ние к одно­му из пер­вых гет­ских пра­ви­те­лей.

« Судя по тому, что мы уже увиде­ли, гроб­ни­ца может быть свя­за­на с Коте­ла­сом, пер­вым извест­ным гет­ским пра­ви­те­лем » , — ска­за­ла Гер­го­ва, извест­ная иссле­до­ва­тель­ни­ца фра­кий­ской куль­ту­ры из Нацио­наль­но­го архео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та в Софии.

Фра­кий­ская золотая кон­ская голо­ва, вид сбо­ку.

Коте­лас про­сла­вил­ся тем, что в 341 г. до н. э. заклю­чил дого­вор с македон­ским царём Филип­пом II, когда тот сра­жал­ся с бал­кан­ски­ми пле­ме­на­ми к запа­ду от Фра­кии. Он стал вас­са­лом Филип­па и скре­пил сдел­ку, выдав за македон­ско­го царя свою дочь Меду. Она ста­ла его пятой женой, через шесть лет после его бра­ка с чет­вёр­той женой Олим­пи­а­дой, мате­рью Алек­сандра Вели­ко­го. Когда в 336 г. до н. э. Филипп умер, Меда совер­ши­ла риту­аль­ное само­убий­ство, чтобы сопро­вож­дать его в загроб­ной жиз­ни; этот посту­пок, не соот­вет­ст­во­вав­ший ни гре­че­ским, ни македон­ским обы­ча­ям, дал ей место в гроб­ни­це Филип­па в Вер­гине.

Соглас­но антич­ным источ­ни­кам (напри­мер, Стра­бон. « Гео­гра­фия » . Кни­га VII. Гла­ва 3), геты покло­ня­лись сво­им пра­ви­те­лям, и это может объ­яс­нять, поче­му Меда покон­чи­ла с собой, когда умер её царь и супруг. Царь, гла­вен­ст­во­вав­ший в воен­ной и поли­ти­че­ской сфе­ре, мог взять в каче­стве сопра­ви­те­ля рели­ги­оз­но­го вождя со спо­соб­но­стя­ми к про­ри­ца­нию, кото­рый затем давал боже­ст­вен­ное одоб­ре­ние реше­ни­ям царя.

Читайте также:
Как очистить шлиховое золото

Фра­кий­ские золотые брас­ле­ты.

Эта наход­ка при­ме­ча­тель­на так­же тем, что сохра­ни­лась в архео­ло­ги­че­ском кон­тек­сте. Фра­кий­ское золо­то все­гда было при­ман­кой для гра­би­те­лей, со вре­мён захо­ро­не­ния и до наших дней. Боль­шин­ство гроб­ниц ком­плек­са Све­шта­ри было раз­граб­ле­но в антич­но­сти, а куль­тур­ное наследие Бол­га­рии рас­хи­ща­ет­ся вслед­ст­вие огром­но­го роста гра­бе­жей после паде­ния « желез­но­го зана­ве­са » в 1989 г. Геты пыта­лись защи­тить свои гроб­ни­цы от воров тем, что стро­и­ли боль­шие сети под­зем­ных погре­бе­ний без вся­ких укра­ше­ний или соору­же­ний над зем­лёй. Эта гроб­ни­ца, по-види­мо­му, была спря­та­на осо­бен­но тща­тель­но.

Кари­а­ти­ды и рельеф из фра­кий­ской гроб­ни­цы в Све­шта­ри.

Ещё одна гроб­ни­ца из ком­плек­са Све­шта­ри обре­ла сла­ву и место в Спис­ке объ­ек­тов все­мир­но­го наследия ЮНЕСКО за своё необыч­ное укра­ше­ние: ряд из деся­ти кари­а­тид — полу­жен­щин-полу­расте­ний. Хотя источ­ни­ком вдох­но­ве­ния явно послу­жи­ли кари­а­ти­ды, под­дер­жи­вав­шие неко­то­рые из самых зна­ме­ни­тых элли­ни­сти­че­ских хра­мов, эти жен­щи­ны в хито­нах в фор­ме пере­вёр­ну­той паль­мет­ты пред­став­ля­ют собой новый фра­кий­ский дизайн и совер­шен­но уни­каль­ны.

Архео­ло­ги­че­ское богат­ство этой гроб­ни­цы, кото­рое дати­ру­ет­ся середи­ной III в. до н. э., так­же под­твер­жда­ет свиде­тель­ства антич­ных авто­ров о том, что геты покло­ня­лись сво­им царям. Над кари­а­ти­да­ми рас­по­ло­жен рельеф с боги­ней, кото­рая пода­ёт золо­той венок пра­ви­те­лю, сидя­ще­му вер­хом, а про­цес­сии слуг с обе­их сто­рон несут под­но­ше­ния. На стене так­же изо­бра­жён пра­ви­тель на коне, направ­ля­ю­щий­ся к богу, кото­рый дер­жит пред­на­зна­чен­ный для него лав­ро­вый венок. Остат­ки лоша­ди­ных ске­ле­тов ука­зы­ва­ют на то, что вер­хо­вые живот­ные царя были риту­аль­но при­не­се­ны в жерт­ву, чтобы в загроб­ной жиз­ни он про­дол­жал на них ездить.

“From what we see up to now, the tomb may be linked with the first known Getic ruler Cothelas,” said Gergova, a renowned researcher of Thracian culture with the Sofia-based National Archaeology Institute.

Thracian gold horse head, side viewCothelas is known for having struck a treaty with King Philip II of Macedon in 341 B.C. while the latter was fighting the Balkan peoples to the west of Thrace. He became Philip’s vassal and sealed the deal by marrying his daughter Meda to the Macedonian king. She was his fifth wife, coming six years after his marriage to his fourth wife, Olympias, mother of Alexander the Great. When Philip died in 336 B.C., Meda committed ritual suicide to accompany him to the afterlife, a gesture that was not Greek or Macedonian practice and thus secured her a place in Philip’s tomb at Vergina.

According to ancient sources like Strabo’s Geography, Book VII, Chapter 3, the Getae worshiped their rulers, which might explain why Meda killed herself when her king and consort died. The military and political king would take on as co-ruler a religious leader with divination abilities who would then give his divine imprimatur to the king’s decisions.

Читайте также:
Как определить массу золота в кварце

Thracian gold braceletsThe find is also remarkable in its survival in context. Thracian gold has been a consistent lure for looters from its time of burial to the present. Most of the tombs in the Sveshtari complex were looted in antiquity, and Bulgaria’s cultural patrimony has been devastated by a massive increase in looting since the fall of the Iron Curtain in 1989. The Getae tried to keep their tombs safe from robbers by building vast networks of underground burials with no decoration or construction whatsoever above ground. This tomb appears to have been hidden with particular thoroughness.

Caryatids and relief from Thracian tomb of SveshtariAnother tomb from the Sveshtari complex has garnered fame and a place on the UNESCO World Heritage List for its one-of-a-kind decoration: a chorus line of ten caryatids that are half human and half plant. Though clearly inspired by the caryatids who supported some of the most famous temples in the Hellenist tradition, these ladies with their inverted palmette chitons were a new Thracian design and entirely unique.

Dating to the mid-3rd century B.C., the tomb’s archaeological wealth also provides material support for the ancient writers’ claims that the Getae worshiped their kings. Above the caryatids is a relief depicting a goddess presenting the horseback ruler with a gold wreath while processions of servants on either side carry offerings. A mural again shows the ruler on horseback, heading toward a god who is holding out a laurel wreath for him. The skeletal remains of horses inside the tomb indicate the king’s mounts were ritually sacrificed to carry him once again on the other side.—>

Источник: ancientrome.ru

Спасенные сокровища Древней Фракии приехали в Москву

Государственный музей искусства народов Востока заполонило фракийское золото и серебро. Часть древних артефактов воинственной цивилизации впервые выставлена для показа. Одним из первых увидел раритеты корреспондент Infox.ru.

15 апреля в Государственном музее искусства народов Востока открылась выставка «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова». Она приурочена к году Болгарии в России. На выставке представлено более 200 уникальных экспонатов, многие из них впервые экспонированы для публики. Они относятся к периоду с X века до н. э. до I-II веков н. э.

Что такое Фракия?

Фракия — это историко-географический регион в Юго-Восточной Европе. Он занимал территории современного юга Болгарии, северо-востока Греции и европейской части Турции. Фракия омывалась Черным, Эгейским и Мраморным морями. Турки называли этот регион также Румелией.

Фракийцы славились своей воинственностью и часто становились наемниками у правителей Греции, Пергама и Вифинии. На фракийских воинов всегда был спрос, хотя их услуги стоили недешево. Хорошо известна любовь фракийцев к золоту и пиршествам.

Читайте также:
Как по ложить золото

Фракийские сокровища

Традиции обработки золота во Фракии восходят еще к началу II тыс. до н. э. Археологи находят множество золотых кладов на территориях Болгарии, Румынии, Молдавии и Украины, относящихся к бронзовому веку. В XI веке во Фракии распространился новый металл — железо. Фракийцы начали делать из него различные украшения, амулеты и культовые предметы.

Из бронзы отливались украшения для конского снаряжения. В VI веке опять в моду вошло золото и серебро — из драгоценных металлов делали оружие, конское снаряжение, сосуды и всевозможные ювелирные украшения. Большое влияние на фракийское искусство оказала Древняя Греция, с которой Фракия находилась в тесных отношениях (в IV веке фракийцы входили в войско Александра Великого и весьма прославились на полях битвы).

Большинство предметов фракийского искусства археологи находят в погребениях или в виде кладов. Особенно богаты находками погребения — богатые представители аристократии хоронились с множеством драгоценных предметов, которые и после смерти свидетельствовали об их высоком статусе.

Экспонаты

На выставке выставлено множество предметов, каждый из которых представляет особый интерес. Например, ритоны — металлические сосуды, выполненные в виде рога животного. Конец рога обычно украшался изображениями голов различных животных, например льва, грифона, горного козла, барана, коня или оленя.

Фракийцы делали эти кубки из золота и серебра, украшали их гравировкой и листовой позолотой. Особенно популярны были ритоны с изображением коней и оленей. Кони ассоциировались с богами солнца и войны, играли роль помощников эпических героев и просто были одним из знаков высокого социального статуса. Коней часто приносили в жертву, свидетельства чему обнаруживают археологи.

Есть среди экспонатов и золотые маски. Они клались на лицо покойного и играли в погребальном обряде очень важную роль. Фракийцы считали, что самая важная часть тела — это голова, она не только позволяла человеку мыслить, но и была вместилищем спермы — жизненной силы человека. Фракийцы считали, что у мертвых нет лица, а маска придавала умершему лицо, делала его индивидуальностью. В маске делались прорези для глаз — через них покойный мог смотреть на живых.

На выставке есть и такие необычные предметы, как бальзамарий и стригилы. Бальзамарий — это погребальный сосуд, в нем хранились благовония, которые покойный брал с собой в царство мертвых. А стригилы использовали молодые люди, которые занимались тем или иным видом спорта. Во время игр они покрывали тело маслом, а после упражнений очищали кожу с помощью специальных предметов — стригил.

Открытию выставки сопутствовала международная конференция «Сокровища Евразии», в которой приняли участие болгарские и российские историки и искусствоведы. 25 апреля профессор Болгарского университета, доктор наук и искусствовед Иван Маразов проведет в Музее Востока открытую лекцию о фракийской культуре.

А выставка продлится до 21 июня.

Источник: www.infox.ru

Рейтинг
Загрузка ...