К знаменитому кладу золотых изделий из Вылчетрина определение «самый-самый» можно применить многократно, потому что это — самое древнее фракийское золото, найденное на территории Болгарии. Это и самый большой золотой клад Фракии. Наконец, это и самая таинственная находка, относящаяся к фракийской эпохе: действительно, что можно сказать о назначении загадочного сосуда, состоящего из трёх соединённых друг с другом золотых ковшей, явно не предназначавшихся для черпания жидкостей, ибо в каждом из них имеется сквозное отверстие?
Эти удивительные предметы были найдены при случайных обстоятельствах в 1924 году в урочище Долгите лозя, к северо-востоку от села Вылчетрин в Плевенском округе. В тот день, 28 декабря, местные жители братья Тодор и Никола Цветановы, собрав человек пятнадцать батраков, отправились на виноградник укрывать лозы на зиму и во время работ неожиданно наткнулись на скрытые в земле сосуды из жёлтого металла. Они лежали совсем неглубоко, всего в каких-то 30 см от поверхности, и возле них не было следов истлевшей ткани или деревянного короба, где они первоначально могли бы находиться. В большой сосуд, по форме напоминающий суповую миску, просто были сложены несколько сосудов поменьше, а сверху его накрывали несколько плоских не то крышек, не то тарелок.
Наследие фракийцев
«Где-то рядом должен быть клад», — решили крестьяне. О том, что клад уже находится в их руках, они и не подозревали, так как в их глазах «супница с крышками» не представляла собой большой ценности. Оставив сосуды на пашне, они принялись перекапывать всё вокруг на большую глубину в поисках спрятанных денег. Наконец, убедившись, что больше здесь ничего нет, крестьяне поделили найденные предметы. Большая их часть попала в руки собственников земли — братьев Цветановых.
В попытке продать находку братья обратились к местному ювелиру Косте Златареву. Рассмотрев находки, тот был весьма удивлён, ведь это было очень высокопробное и, несомненно, очень древнее золото.
В начале 1925 года клад поступил в Археологический музей в Софии. Он состоит из 13 золотых предметов общим весом 12,425 килограмм. Некоторые из них имеют настолько необычную форму, что даже трудно определить их назначение. В состав клада входят большой круглый сосуд с двумя ручками («супница»), один большой и три малых ковша, два больших (диаметром 0,37 метра) и пять малых дисков, а также один совершенно необыкновенный сосуд в виде трёх соединённых друг с другом ковшей эллиптической формы. Когда крестьяне извлекли эти предметы из земли, они находились в полной сохранности, но позже при дележе добычи часть их была серьёзно повреждена.
Металл, из которого изготовлены сосуды, содержит приблизительно одинаковый процент золота, серебра, меди и железа. В их обработке и украшении использовались электрон (сплав золота и серебра), никель и олово. Все изделия выполнены в едином стиле и с использованием одной и той же техники, часть их (малые ковши и диски) даже имеют почти одинаковую массу. Они просты по форме и разительно отличаются от подобных изделий, созданных древнегреческими мастерами. Мастерство, с которым изготовлены сосуды, поражает — лишь с помощью микроанализа удалось установить, что верхние части некоторых из них не представляют собой одно целое с нижними, но искусно спаяны с ними серебряным припоем.
Фракийское сокровище Панагюриште #находка #новости
Ряд исследователей Вылчетринского клада считают, что комплект драгоценных сосудов неполон — в нём не хватает подставки к трёхчастному сосуду (возможно, она была изготовлена в виде колесницы) и других явно «напрашивающихся» предметов. Неясно, присвоили ли их крестьяне (хотя они клялись, что сдали все предметы полностью) либо они были утрачены ещё до того, как сокровище попало в землю. Неясно и то, когда были пробиты отверстия в ковшах трёхчастного сосуда, ведь их наличие полностью исключает использование этих ковшей по их прямому назначению.
Учёные уверены, что все эти сосуды, несомненно, имели ритуальный характер. Возможно, ими пользовались фракийские жрецы, о которых упоминает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее», или фракийские цари. Но означает ли это, что в окрестностях села Вылчетрин в 1400–1300 годах до нашей эры (именно этим возрастом датируется клад) существовало древнее святилище или резиденция фракийских царей?
Археологи тщательно исследовали место находки и всю прилегающую территорию. Увы, никаких следов древних построек найдено не было. При расспросе местных жителей выяснилось, что землю здесь начали обрабатывать сравнительно недавно. Ещё в 1860–1870 годах на этом месте простирались густые леса. Под одним из деревьев и был зарыт удивительный клад.
По всей видимости, сокровище попало в землю при случайных обстоятельствах, об этом свидетельствует и небольшая глубина, на которой лежали драгоценные сосуды.
Может быть, его владелец спасался бегством и у него не было времени зарыть золото поглубже, или эти сосуды были похищены и укрыты в надежде их скорого возвращения. Как бы то ни было, клад не был востребован обратно. Очевидно, что тот, кто его спрятал, погиб.
Сегодня золотые сосуды Вылчетринского клада хранятся в Национальном Археологическом музее в Софии и принадлежат к числу ценнейших экспонатов его коллекции.
Использованы материалы книги Н.Н. Непомнящего «100 великих кладов»
Источник: k2x2.info
Другие статьи по теме:
- Корона Святого Стефана
- 10 удивительных секретов, найденных под полом
- Тайна замка Жизор
- Царский курган в Крыму
- Таинственные криптограммы Бейла
- Загадка хрустального черепа
- Чемоданчик «Аненербе» с черепами неизвестных существ нашли в Адыгее
Источник: mirtayn.ru
Что такое золото фракии
Фракийские золотые женские бюсты.
Раскапывая гробницу во фракийском погребальном комплексе примерно в 250 милях к северу от Софии (Болгария), археологи обнаружили собрание прекрасно изготовленных золотых артефактов. Экземпляры датируются концом IV — началом III в. до н. э.; в их число входят четыре браслета со змеиными головами, тиара или ожерелье со львами и фантастическими животными, 44 маленьких золотых женских бюста, которые могли украшать конскую сбрую или одежду, 100 золотых пуговиц, большое золотое кольцо или брошь с женским лицом в высоком рельефе и невероятно натуральная миниатюрная конская голова, которая некогда крепилась к концу удил.
Фракийская золотая конская голова.
Высокое качество работы указывает на то, что эти украшения принадлежали знати, и действительно, гробница, в которой было обнаружено сокровище, — самая большая из 150 гробниц этого комплекса возле деревни Свештари. Комплекс был построен гетами, фракийским племенем воинственных всадников, обитавшим на Нижнем Дунае в областях, которые сегодня входят в состав Румынии и Болгарии. Сперва они ставили свои знаменитые способности к верховой езде на службу другим фракийским царям, но к концу IV в. разбились на собственные княжества.
Фракийское золотое кольцо или брошь.
Гетские цари имели доступ к месторождениям золота в устье Дуная, которые были одним из важнейших источников золота в античной Европе. Уже в VII в. до н. э. геты торговали с греческими колониями на западном берегу Чёрного моря, а позднее — с македонянами, проживавшими к юго-западу от них, и со скифами, обитавшими к северу от Дуная. Стиль обработки золота, обнаруженного в гробнице, отражает разнообразие культурных влияний со времён расцвета гетского правления на этой территории.
Фракийская золотая тиара или ожерелье.
Диана Гергова, глава группы археологов, считает, что размеры гробницы и богатство её содержимого предполагают, что она имеет отношение к одному из первых гетских правителей.
« Судя по тому, что мы уже увидели, гробница может быть связана с Котеласом, первым известным гетским правителем » , — сказала Гергова, известная исследовательница фракийской культуры из Национального археологического института в Софии.
Фракийская золотая конская голова, вид сбоку.
Котелас прославился тем, что в 341 г. до н. э. заключил договор с македонским царём Филиппом II, когда тот сражался с балканскими племенами к западу от Фракии. Он стал вассалом Филиппа и скрепил сделку, выдав за македонского царя свою дочь Меду. Она стала его пятой женой, через шесть лет после его брака с четвёртой женой Олимпиадой, матерью Александра Великого. Когда в 336 г. до н. э. Филипп умер, Меда совершила ритуальное самоубийство, чтобы сопровождать его в загробной жизни; этот поступок, не соответствовавший ни греческим, ни македонским обычаям, дал ей место в гробнице Филиппа в Вергине.
Согласно античным источникам (например, Страбон. « География » . Книга VII. Глава 3), геты поклонялись своим правителям, и это может объяснять, почему Меда покончила с собой, когда умер её царь и супруг. Царь, главенствовавший в военной и политической сфере, мог взять в качестве соправителя религиозного вождя со способностями к прорицанию, который затем давал божественное одобрение решениям царя.
Фракийские золотые браслеты.
Эта находка примечательна также тем, что сохранилась в археологическом контексте. Фракийское золото всегда было приманкой для грабителей, со времён захоронения и до наших дней. Большинство гробниц комплекса Свештари было разграблено в античности, а культурное наследие Болгарии расхищается вследствие огромного роста грабежей после падения « железного занавеса » в 1989 г. Геты пытались защитить свои гробницы от воров тем, что строили большие сети подземных погребений без всяких украшений или сооружений над землёй. Эта гробница, по-видимому, была спрятана особенно тщательно.
Кариатиды и рельеф из фракийской гробницы в Свештари.
Ещё одна гробница из комплекса Свештари обрела славу и место в Списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО за своё необычное украшение: ряд из десяти кариатид — полуженщин-полурастений. Хотя источником вдохновения явно послужили кариатиды, поддерживавшие некоторые из самых знаменитых эллинистических храмов, эти женщины в хитонах в форме перевёрнутой пальметты представляют собой новый фракийский дизайн и совершенно уникальны.
Археологическое богатство этой гробницы, которое датируется серединой III в. до н. э., также подтверждает свидетельства античных авторов о том, что геты поклонялись своим царям. Над кариатидами расположен рельеф с богиней, которая подаёт золотой венок правителю, сидящему верхом, а процессии слуг с обеих сторон несут подношения. На стене также изображён правитель на коне, направляющийся к богу, который держит предназначенный для него лавровый венок. Остатки лошадиных скелетов указывают на то, что верховые животные царя были ритуально принесены в жертву, чтобы в загробной жизни он продолжал на них ездить.
“From what we see up to now, the tomb may be linked with the first known Getic ruler Cothelas,” said Gergova, a renowned researcher of Thracian culture with the Sofia-based National Archaeology Institute.
Thracian gold horse head, side viewCothelas is known for having struck a treaty with King Philip II of Macedon in 341 B.C. while the latter was fighting the Balkan peoples to the west of Thrace. He became Philip’s vassal and sealed the deal by marrying his daughter Meda to the Macedonian king. She was his fifth wife, coming six years after his marriage to his fourth wife, Olympias, mother of Alexander the Great. When Philip died in 336 B.C., Meda committed ritual suicide to accompany him to the afterlife, a gesture that was not Greek or Macedonian practice and thus secured her a place in Philip’s tomb at Vergina.
According to ancient sources like Strabo’s Geography, Book VII, Chapter 3, the Getae worshiped their rulers, which might explain why Meda killed herself when her king and consort died. The military and political king would take on as co-ruler a religious leader with divination abilities who would then give his divine imprimatur to the king’s decisions.
Thracian gold braceletsThe find is also remarkable in its survival in context. Thracian gold has been a consistent lure for looters from its time of burial to the present. Most of the tombs in the Sveshtari complex were looted in antiquity, and Bulgaria’s cultural patrimony has been devastated by a massive increase in looting since the fall of the Iron Curtain in 1989. The Getae tried to keep their tombs safe from robbers by building vast networks of underground burials with no decoration or construction whatsoever above ground. This tomb appears to have been hidden with particular thoroughness.
Caryatids and relief from Thracian tomb of SveshtariAnother tomb from the Sveshtari complex has garnered fame and a place on the UNESCO World Heritage List for its one-of-a-kind decoration: a chorus line of ten caryatids that are half human and half plant. Though clearly inspired by the caryatids who supported some of the most famous temples in the Hellenist tradition, these ladies with their inverted palmette chitons were a new Thracian design and entirely unique.
Dating to the mid-3rd century B.C., the tomb’s archaeological wealth also provides material support for the ancient writers’ claims that the Getae worshiped their kings. Above the caryatids is a relief depicting a goddess presenting the horseback ruler with a gold wreath while processions of servants on either side carry offerings. A mural again shows the ruler on horseback, heading toward a god who is holding out a laurel wreath for him. The skeletal remains of horses inside the tomb indicate the king’s mounts were ritually sacrificed to carry him once again on the other side.—>
Источник: ancientrome.ru
Спасенные сокровища Древней Фракии приехали в Москву
Государственный музей искусства народов Востока заполонило фракийское золото и серебро. Часть древних артефактов воинственной цивилизации впервые выставлена для показа. Одним из первых увидел раритеты корреспондент Infox.ru.
15 апреля в Государственном музее искусства народов Востока открылась выставка «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова». Она приурочена к году Болгарии в России. На выставке представлено более 200 уникальных экспонатов, многие из них впервые экспонированы для публики. Они относятся к периоду с X века до н. э. до I-II веков н. э.
Что такое Фракия?
Фракия — это историко-географический регион в Юго-Восточной Европе. Он занимал территории современного юга Болгарии, северо-востока Греции и европейской части Турции. Фракия омывалась Черным, Эгейским и Мраморным морями. Турки называли этот регион также Румелией.
Фракийцы славились своей воинственностью и часто становились наемниками у правителей Греции, Пергама и Вифинии. На фракийских воинов всегда был спрос, хотя их услуги стоили недешево. Хорошо известна любовь фракийцев к золоту и пиршествам.
Фракийские сокровища
Традиции обработки золота во Фракии восходят еще к началу II тыс. до н. э. Археологи находят множество золотых кладов на территориях Болгарии, Румынии, Молдавии и Украины, относящихся к бронзовому веку. В XI веке во Фракии распространился новый металл — железо. Фракийцы начали делать из него различные украшения, амулеты и культовые предметы.
Из бронзы отливались украшения для конского снаряжения. В VI веке опять в моду вошло золото и серебро — из драгоценных металлов делали оружие, конское снаряжение, сосуды и всевозможные ювелирные украшения. Большое влияние на фракийское искусство оказала Древняя Греция, с которой Фракия находилась в тесных отношениях (в IV веке фракийцы входили в войско Александра Великого и весьма прославились на полях битвы).
Большинство предметов фракийского искусства археологи находят в погребениях или в виде кладов. Особенно богаты находками погребения — богатые представители аристократии хоронились с множеством драгоценных предметов, которые и после смерти свидетельствовали об их высоком статусе.
Экспонаты
На выставке выставлено множество предметов, каждый из которых представляет особый интерес. Например, ритоны — металлические сосуды, выполненные в виде рога животного. Конец рога обычно украшался изображениями голов различных животных, например льва, грифона, горного козла, барана, коня или оленя.
Фракийцы делали эти кубки из золота и серебра, украшали их гравировкой и листовой позолотой. Особенно популярны были ритоны с изображением коней и оленей. Кони ассоциировались с богами солнца и войны, играли роль помощников эпических героев и просто были одним из знаков высокого социального статуса. Коней часто приносили в жертву, свидетельства чему обнаруживают археологи.
Есть среди экспонатов и золотые маски. Они клались на лицо покойного и играли в погребальном обряде очень важную роль. Фракийцы считали, что самая важная часть тела — это голова, она не только позволяла человеку мыслить, но и была вместилищем спермы — жизненной силы человека. Фракийцы считали, что у мертвых нет лица, а маска придавала умершему лицо, делала его индивидуальностью. В маске делались прорези для глаз — через них покойный мог смотреть на живых.
На выставке есть и такие необычные предметы, как бальзамарий и стригилы. Бальзамарий — это погребальный сосуд, в нем хранились благовония, которые покойный брал с собой в царство мертвых. А стригилы использовали молодые люди, которые занимались тем или иным видом спорта. Во время игр они покрывали тело маслом, а после упражнений очищали кожу с помощью специальных предметов — стригил.
Открытию выставки сопутствовала международная конференция «Сокровища Евразии», в которой приняли участие болгарские и российские историки и искусствоведы. 25 апреля профессор Болгарского университета, доктор наук и искусствовед Иван Маразов проведет в Музее Востока открытую лекцию о фракийской культуре.
А выставка продлится до 21 июня.
Источник: www.infox.ru