Нимб — отражение богословских истин
Его можно увидеть на иконах как сияние вокруг главы Христа, или святых. А вот сам термин появился в России только с XIX в., тогда как на Руси иконописцы называли его «окружок».
Перевод с латыни
Современные специалисты по истории иконописи утверждают, что слово «nimbus»пришло в русский язык из немецкого, который хорошо знали русские ученые XIX в. Ну а уж в немецкий – попало из латыни, с которой буквально переводится как «облако» или «туман». Употреблявшие это слово римляне применяли его к богам, которые, по их представлениям именно такими являлись людям. Впрочем, на немецком «nimbus» к XIX в. означало уже сияние, или ореол, а применялось именно к кругу, окружающему главы тех, кто изображен на иконах.
Значение слова
Сейчас под ним понимают особый символ, применяемый иконописцами, чтобы обозначить:
- Божественную Благодать, присущую Христу;
- Ее же, которая дана святым, как истинным рабам Божиим.
Происхождение
То, что само слово было известно еще древним римлянам, говорит о дохристианском происхождении этого символа. Его действительно знали многие народы, причем издревле бытовало представление, что именно лицо человека – отражение его души, так что, если она имеет сверхъестественную славу, полученную свыше, именно лик отразит ее. Например, с подобием сияния вокруг головы часто изображали царей, вообще правителей или героев, как носителей дарованной богами власти.
Jah Khalib — Созвездие ангела
Остатки древних представлений сохранялись в русском языке вплоть до революционных событий 1917 г.: очень распространенным, например, было обращение к родовитому аристократу «ваша светлость». А словами «свет мой» принято было выражать особую любовь к близкому человеку, например, мужу или жене, ребенку.
Представления об особом, нисходящем свыше свете, было не чуждо также иудеям и христианам:
- книга Исход повествует о сиянии, которое исходило от лица прор. Моисея после получения им от Бога «скрижалей Завета»; говорится даже, что он, чтобы не вызвать страха соплеменников, вынужден был закрывать лицо тканью, снимая ее лишь для молитвы во Святом Святых Скинии – походном храме иудеев (Исх. 34:29);
- Евангелисты рассказывают о видении нетварного света тремя учениками Христа на Фаворе, когда Господь преобразился во время ночной молитвы, являя ученикам Себя, как Истинного Бога;
- наконец, св. Лука в «Деяниях Апостолов» повествует о первомученике, архидиаконе Стефане, лицо которого во время суда над ним все присутствующие видели его лик, «как лице Ангела» (Деян. 6:15); можно предположить, что здесь речь тоже идет об особом сиянии, подобном «лучам» от лица прор. Моисея.
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» Исх.34:29
5 ЗНАКОВ ОТ ВАШИХ АНГЕЛОВ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ!
Росписи катакомб Присциллы. Середина III в. Рим
Нимбы на православных иконах
Их символика связана с изображаемым им нетварным светом – тем, что видели Апостолы на Фаворе, иудеи – на лице прор. Моисея:
- большое значение имеет, например, обводка, которая состоит из двух параллельных линий разных цветов, внешней, светлой (часто белой) и внутренней, темной; это – единство сокровенности (темная линия) света, исходящего от святого или Бога, но также – его открытости миру (светлая линия);
Современный исследователь иконописи В.Кучковой отмечает, что структура нимба – две обводки и внутренняя часть, собственно сияние – похожа на… построение церкви! Подобно тому, как притвор ее обращен к миру, нимб обведен светлой линией, это – видимая часть славы святого. Темная обводка – символ пространства, где собираются молящиеся – от людей скрыто сияние Божества. Наконец, внутренняя часть похожа по своему значению на алтарь, место присутствия Божия.
- особая символика – у золотистого цвета, которым примерно с XIV в. чаще всего обозначается сияние Божией славы (ранее были также распространены другие цвета – белый, синий, красный); с одной стороны, это – цвет Небесного Царства, с другой – как таковое золото не имеет собственного сияния, отражая падающие на него лучи – таким образом, оно – еще символ святости, когда через угодника Божия сияет свет иного мира.
Именно ввиду этого иконописцы Византии и Руси начинали написание иконы с размещения на ней нимба. Современный исследователь иконописи, Н.В.Гусев, пишет, что «нимб главной фигуры помещался в вершине равностороннего треугольника со стороной, равной ширине иконы», то есть его размещение, размер, даже определяли высоту изображаемой фигуры.
Современные историки также установили, что размер нимба образа, который писался для храма, обязательно связывался с его величиной. Например, радиус нимба Христа на иконе «Спас в силах», созданной для Успенского собора Владимира – ровно 1/100 длины храма. Ту же закономерность историки видят в Дмитриевском соборе того же города – радиус нимбов Апостолов на фреске Страшного Суда также составляет сотую часть длины здания.
Еще одна особенность нимба на православной иконе – то, что его расположение совершенно статично, не зависит от того, изображен ли святой лицом к зрителю, или, например, боком. Это говорит о том, что изображаемый свет – вечен, неизменен, находится вне человеческого времени.
Виды нимбов
Наиболее распространен сферический, о чем говорит даже именование, данное символу на Руси, «окружок». Реже не иконах можно увидеть нимбы другой формы.
Круглый
Первые христиане изображали с ним Христа, Богородицу, Ангелов. Святых с таким нимбом начали изображать с IV в.
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Что символизирует круглый нимб
Он не случайно встречается чаще всего: это – символ вечности, принадлежности изображаемого к Небесному Царству.
Крещатый нимб над главой Иисуса Христа (что означают буквы)
С ним пишется только Он. Это – единственный из нимбов, где изображен крест, а также есть надпись. Это греческие буквы «ό ών», которые читаются как «О ОН». При этом буква «ό» (омикрон) является артиклем, вместе с «ών» означая «Сущий», слово, которым назвал Себя Бог согласно Книге Исход, когда посылал прор. Моисея вывести из Египта израильский народ.
Иногда крещатый нимб можно также увидеть на иконах, созданных по образцу «Троицы» прп. Андрея Рублёва, причем у одного (чаще всего – среднего) Ангела. Таким образом, иконописец, как правило, показывает, кто из Ангелов, являющих Триединое Божество, символизирует Второе Лицо Троицы, Сына Божия, Христа.
Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения. Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом.
1. Нимб крещатый
2. Красный плащ
3. Голубой хитон
4. Книга с цитатой
5. Имя
Квадрат
Он иногда встречается на фресках, мозаиках византийских церквей. Два таких изображения известны по храму вмч. Димитрия Солунского (VII-VIII вв.) в Салониках. На них представлены не канонизированные святые, а жившие на момент создания изображений люди, жертвователи этой церкви. Их главы окружены сиянием квадратной формы, причем нимбы эти еще задрапированы изображением покрывал, слегка прикрывающих их сверху.
Символика изображения, непривычного современному христианину, легко читалась греками того времени: квадрат, символ четырех сторон света, считался образом земного совершенства. Например Аристотель пишет, что можно и должно «назвать хорошего человека – четырехугольным», что представляет особую похвалу его земным добродетелям. Таким образом, квадраты указывали на то, что изображаемые, в отличие от пребывающего в вечности святого, пока находятся на земле. Ткани же, драпирующие квадраты, были, как считают современные историки, знаком одобрения свыше жизни этих церковных благотворителей, когда Божия благодать как бы покрывает их.
Квадратные нимбы, тесно связанные с греческой философией, не прижились в иконописи других православных стран, оставшись редкостью. Так, русские иконописцы, также не раз изображавшие античных философов как предвосхитивших Воплощение Сына Божия, размышлявших о Творце «христиан до Христа», вообще не пользовались никакими нимбами.
Византия, Греция, Салоники, мозаики
А вот у католиков квадратные нимбы можно встретить –с тем же значением, что у греков: так пишутся современные художнику короли, Папы, церковные благотворители.
Что означает треугольный нимб
Такой можно увидеть:
- на изображениях Святого Духа как голубя;
- на иконах, именуемых Троицей Новозаветной: треугольник окружает главу Бога Отца, представленного как старец с белыми власами, бородой.
Символика здесь достаточно понятна – речь идет о Триединстве Бога. Однако, с 1551 г., когда соответствующее решение принял Стоглавый Собор, иконы Троицы Новозаветной считаются неканоничными, так как Отец не являл Себя миру в каком-либо чувственно воспринимаемом облике.
Чем нимб отличается от ореола
Иногда оба слова, имеющие иностранное происхождение, употребляют, как синонимы. Однако, французское «aureole» (от «aurum», по-латыни – золото) буквально означает золотую корону и чаще употребляется в светском ключе – например, говорят об «ореоле славы» героя или гениального человека. Однако, такое употребление слов известно именно в России, тогда как на Западе нимб рано начал пониматься как действительно «корона» или «венец», видимое обозначение святости.
У католиков
Глубокое осмысление нетварного света, характерное для восточно-христианской традиции, оказалось недоступно для Запада, где христианство восприняли с внешней стороны, как систему «правил жизни», обрядов, богослужений. При такой «системе координат» сияние над главой святого стало пониматься но просто, как знак святости или небесной награды.
Лучезарный, звездный
В ходу были такие вполне земные, связанные с человеческими почестями, термины, как «корона» и «венец», которые, как известно, буквально носятся на голове. Отсюда изображения:
- действительно короны из лучей; примером может быть Остробрамская икона Божией Матери, имеющая западно-европейское происхождение – глава Богородицы окружена синяием из лучей;
- круга, украшенного по краю звездами; подобное изображение можно увидеть на иконах, а также скульптурах Богоматери, католических святых.
Нимб исчезающий
Кроме того, сами изображения на католических иконах с течением времени становятся все более натуралистическими, напоминая портрет, так что нимбы не вписываются в эту живописную традицию.
Поэтому, по католической традиции они:
- по своей форме начали зависеть от ракурса, в котором изображается Бог или святой: при повороте головы принимали форму эллипса; постепенно его начали помещать над головой святого как светящийся овал;
- стали делаться сначала прозрачными, напоминая как бы сияющие обручи, позже обозначенная светом граница становится все менее четкой, наконец, святые начинают зачастую писаться вовсе без нимбов – как, например, на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна», которая изначально была создана для алтаря церкви св. Сикста в Пьяченце (Италия); на ней Дева Мария, предстоящие Ей святые, даже Христос показаны вообще без нимбов.
Католические традиции изображения ангельских нимбов
В современных католических храмах можно увидеть образы Ангелов:
- соответствующиме византийской традиции, как правило, подобные изображения и похожи на православные иконы;
- с полупрозрачными ободками вокруг главы или как эллипс над головой;
- вообще без подобных обозначений святости, принадлежность к миру Ангелов показана таком случае, например, крыльями.
Другие религии
Индуисты называют нимб «прабхамандала», это сердце, наполненное светом Космоса. Поэтому индуистских богов изображают с сиянием вокруг головы.
Буддистские изображения с сиянием окружающим голову или все тело, появляются около I-II вв. н.э., причем являются знаком именно духовной силы, а не мирской власти. Такие ореолы могут быть различных цветов, или даже сочетать многие, подобно радуге. Будда – основатель религии – изображается с красным нимбом.
Ислам запрещает изображения живых существ, тем более они не могут быть предметом поклонения. Тем не менее, в некоторых арабских, персидских рукописях XIV-XV вв. можно встретить миниатюры, изображающие пророка, его сподвижников, метафорически, символически. Их головы могут окружать круги света по подобию христианских, либо они могут быть показаны как бы охваченными пламенем.
Это очень простой по форме элемент иконы. Но, как говорил еще П.А.Флоренский, «простое» вовсе не так просто, как его хотят представить». Вот и нимб – отражение богословских истин, о которых лишь «гадательно» думали язычники, глубоко осмысленных христианским Востоком, почти не понятых, а после – вовсе забытых Западом.
ИсточникНимб над головой – что это означает
Что означает нимб над головой или вокруг изображения Лика Бога и святых? И почему существует множество вариаций этого символа? Слово «нимб» имеет латинские корни и переводится как «облако» или «сияние». В русский лексикон этот термин пришёл из немецкого языка в конце 19 века. До этого на Руси нимб называли «окружком» или «венчиком».
Нимб над головой Младенца Христа и Богородицы (мозаики Собора Святой Софии, Стамбул)
В искусстве восточного христианства нимб изображается в виде вертикального круга. Это условное изображение сияния вокруг головы святого. Оно свидетельствует о святости человека, который преображён Божественной благодатью. В изображениях Бога нимб показывает изначально присущую Ему благодать.
Католическая традиция имеет несколько иное понимание нимба. В искусстве западного христианства он представлен в виде горизонтального кольца или диска над головой священной личности. Такой нимб может изображаться в разных ракурсах. Он символизирует венец или корону, которыми праведник награждается свыше. В Православии же нимб – это символ не награды извне, а идущего изнутри просветления лика святого, который соединился с Господом.
Происхождения нимба
Нимб, как правило, ассоциируется только с христианской культурой. Однако этот символ уходит своими корнями далеко в античность, в эпоху эллинизма. Существует несколько теорий происхождения нимба. Согласно первой, этот символ происходит от менисков. Так называются круглые металлические пластины, которыми древние греки прикрывали стоящие на открытом воздухе статуи от дождя и птичьего помёта.
Другая версия гласит, что нимб обязан своим происхождением древней традиции вешать щит на спину героям. Согласно третьей теории, нимб изначально был атрибутом языческих божеств, которые олицетворяли небесные светила. Позднее этот символ начали присваивать другим божествам, а также людям, которые были достойны пребывать с ними на небе.
Наиболее вероятной является версия, согласно которой символ нимба берёт своё начало от конкретного народного верования древних греков. Они считали, что боги, принимая человеческий облик, излучают ослепительное сияние и пребывают в облаке небесного эфира. Эти народные представления отразились в античной поэзии и искусстве. Так как неземное сияние богов затруднительно передать живописными средствами (особенно в сложной композиции), художники ограничивались его условным изображением в виде нимба.
Нимб над головой: история символа
Из Древней Греции символ нимба перешёл в культуру Рима, Египта и эллинистической Азии. Поэтому нимб постепенно проник в художественные традиции многих цивилизаций. Например, в исламе с ним изображали многих личностей, не обязательно святых. В древности исламский нимб изображался в виде пламени вокруг головы или всей фигуры священной личности.
Огненный ореол свидетельствовал о божественности и святости. Позднее в традицию вошли и плоские круглые нимбы, с которыми изображали правителей. Таким образом подчеркивалась официальность и торжественность портрета.
В Византии нимб использовали в изображениях царственных особ. В буддизме нимб символизирует духовную силу, он может быть голубым, жёлтым или радужным. Символ нимба также присутствует в индуизме. Божество Шива изображается в ореоле пламени, символизирующим космос.
Христиане начали изображать Спасителя с нимбом в 4 веке. В то время последователи Христа были вынуждены тайно проводить богослужения в катакомбах, так как подвергались гонениям со стороны язычников. Поэтому первые изображения нимбов относятся к катакомбной живописи. С 5 века этот символ используется в изображениях апостолов, а позднее и святых.
Прообразы христианского нимба, символически отображающего Божественное присутствие в праведниках, можно найти в Ветхом Завете. Например, в Книге Исход упоминается, что лицо Моисея после общения с Богом на горе Синай «стало сиять лучами» (Исх. 34:29).
В Новом Завете с сияющим ангельским ликом сравнивается лицо первомученика Стефана. Он был раннехристианским священнослужителем и проповедником. Иудеи обвинили Стефана в богохульстве, и разгневанная толпа забила его камнями. Подобно Спасителю, Стефан принял мученическую кончину в молитве за своих палачей (Деян. 7:60).
Символика нимба в Православии
Крещатый нимб также присутствует в аллегорических изображениях Христа: в виде Доброго Пастыря и Агнца. Вместо креста иногда изображаются три пучка света, исходящих из середины нимба. Возле нимба Девы Марии обычно присутствуют древнегреческие буквы Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ, означающие «Матерь Бога». Также Богородичный нимб украшается звёздами, диадемой или сияющей короной.
Святые и ангелы изображаются с простым круглым нимбом. В случае с апостолами и мучениками он обычно золотого или желтого цвета. Если же изображён пророк или патриарх, то нимб серебристый. Образы ангелов и святых также могут иметь голубые, синие, красные и зелёные нимбы. У каждого цвета существует своё значение.
Золотой цвет – Божественный, белый – райский, голубой – цвет Неба, красный – Жертвы и Воскресения, а зелёный – цвет вечной Жизни.
Нимб над головой: различные формы
Существуют различные формы этого символа. С круглым нимбом изображают Троицу, Господа, Богоматерь, святых и ангелов. Треугольный и шестиугольный нимб долгое время являлся атрибутом Бога-Отца. Однако в 16 веке Русская Православная Церковь предписала не изображать Бога-Отца в человеческом облике, поскольку таковым Его не видел никто из смертных. С треугольным нимбом нередко изображали Святого Духа в виде голубя, а также Всевидящее Око.
Квадратный нимб над головой – что это? Такой символ чаще всего использовался в Западном христианстве для обозначения высокого статуса изображённых живых людей: Папы Римского, императора или церковного мецената. Последних на Западе называли донаторами, а на Востоке – ктиторами. Квадрат издревле считался символом земли и земной жизни.
Круг же являлся символом Неба и духовного мира. В православной традиции не святых, но благочестивых людей изображали и с круглым нимбом. Одним из первых подобных изображений на Руси является образ московского князя Василия III в Архангельском соборе (16 век).
Шестиугольные нимбы в Западной Церкви свидетельствовали об аллегоричности изображения. Они присутствовали в персонифицированных образах пороков и добродетелей. Миндалевидный нимб-сияние называется мандорлой. Она полностью обводит фигуру Спасителя или Богородицы и таким образом передаёт их величественность и славу.
Нимб над головой – это аура?
Сегодня существует ошибочное восприятие нимба как изображения «сильной ауры» святых личностей. Однако ни в Западном, ни в Восточном христианстве нет понятия «аура». Чаще всего оно употребляется в эзотерическом контексте как некое проявление человеческого духа, его собственного биополя. Такой взгляд противоречит пониманию нимба как свидетельства Божественной благодати. Священник Аркадий Северюхин отмечает:
«Нимб не только символизирует свет и святость, но и отображает суть, раскрывает тайну Божественного присутствия. Икона земными красками передает неземное. И золото на ней, обозначая свет, не испускает его, а лишь отражает. Как и свет, исходящий от святого – он по природе принадлежит не лично ему, а Богу».
Также приведём слова протоиерея Димитрия Шушпанова:
«Нимб – это вовсе не биополе, а сияние обожевающей человека благодати Святого Духа, нетварной Божественной энергии. Термин «биополе» – оккультного происхождения, и само это понятие Церковью и традиционной наукой отрицается. В оккультном мировоззрении, Бог – безликая космическая энергия. Для Христианства – Разумный, Личностный Творец мира.
В оккультизме, для приобщения к энергии космоса, нужны лишь технические навыки: медитация, ритуалы. В Христианстве – нравственное преображение, выражающееся в победе над страстями и уподоблении Богу в любви и смирении».
Если же рассматривать ауру как некое материальное поле вокруг человека (электромагнитное и т.п.), то связь с нимбом тем более исключается. Ведь Божественная благодать – это проявление высшего, духовного мира, а не нашего вещественного. Любое физическое явление можно зафиксировать и измерить с помощью науки. Духовная же энергия постигается не рациональными размышлениями и научными средствами, а искренней верой и открытым сердцем.
ИсточникЧто такое нимб: значение и особенности в иконографии разных культур
Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .
При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.
Что такое нимб
Нимбом называется круг над головой у святых , который присутствует на всех религиозных изображениях. Значение слова может претерпевать незначительные изменения в различных культурах.
Так, в индуизме художественной особенностью является свечение ауры всего тела человека или божества, а в буддизме свет вокруг человека несет значение внутреннего духовного просветления.
Происхождение слова
Термин «нимб» в переводе с латинского языка (nimbus) значит «облако, туча». В русский язык это слово попало из немецкого в 19 веке. Немецким словом «nimbus» называлось кольцо над головой ангела или святого.
До заимствования эти символы святости в России называли «окружками», а после стали использовать еще и название "венец ", распространившееся под влиянием католицизма как образ награды, данной свыше.
Значение понятия
В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).
Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:
- святость;
- близость к божественному;
- проявление сверхъестественного.
Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:
- светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
- атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.
Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)
Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.
Существуют три теории о происхождении этого символа:
- Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
- Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
- Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.
Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.
Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .
Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.
Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).
Что символизируют ореолы над головой святых
Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.
На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.
В православии
В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.
В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:
- ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
- свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
- иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.
В католицизме
Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.
- имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
- не являются частью святого, исходят извне.
В буддизме
В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.
В индуизме
В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.
Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)
Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.
Цвета
Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.
Среди цветовых особенностей выделяются:
- иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
- красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
- серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.
Формы
Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.
Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:
- круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
- персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
- иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
- овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
- квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
- многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.
Особенности нимба Спасителя
Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы "χ " и "ρ " (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).
Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.
Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».
Видео
В представленном видео священник объясняет, что такое нимб, и какое значение он имеет в православном христианстве.
Источник