Что у ангелов над головой

Содержание

Что у ангелов над головой

Золотой круг — разновидность солнечной короны — близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы.

Условное изображение сияния вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых. Символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову. Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника.

Эманация центральной духовной энергии, души. Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие.

Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск, — атрибут богов Солнца.

Одновременно (в восточной иконографии) означает идентификацию с солнечным божеством, могущество и принадлежность к власти либо – духовную силу, в отличие от светской (корона).

Иногда употребляется как атрибут Феникса – символа солярной силы и бессмертия.

Нимб обычно золотой в христианском искусстве, красный в индийском и голубой у античных богов.

5 ЗНАКОВ ОТ ВАШИХ АНГЕЛОВ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ!

Может быть радужным.

  • Близок к символике круга;
  • В искусстве Византии – знак умерших, заслуживших примерной жизнью на земле милость небес;
  • Нимб Девы Марии всегда круглый и часто изысканно украшен;
  • Нимбы святых или других божественных персон обычно без орнаментов;
  • Крестообразный нимб (крест внутри круга), — специфический символ Христа (Искупления и Распятия).
  • Ореол в форме эллипса символизирует духовный свет.
  • Указывает на живущего святого или отличает от святых обычных людей, например, жертвователей (Квадрат считался низшим по отношению к кругу, и служил символом земли, тогда как круг – знак небес или вечного бытия ).
  • Может символизировать цельность главы божества: три стороны – Троица, четвертая – глава как целое.
  • Три луча означают Триединого Бога или Святую Троицу.
  • Треугольный нимб или ромб означает Бога Отца (см. выше о квадратом нимбе).
  • Используются для изображений персон, символизирующих добродетели, или других аллегорических фигур.
  • Шестиугольное гало указывает на большие достоинства или аллегорический характер изображения.

Содержание

Буддизм

Красное гало Будды – показатель динамичной солярной активности.

Античность

В азиатском и позднеантичном искусстве эллинизма это – излюбленное средство передачи божественности, величия царей и обожествленных римских императоров на монетах.

Голубой нимб – атрибут Зевса и Юпитера (как бога Неба), Феба и Аполлона, Дионис и Вакх.

Индуизм

Шива с ободом пламени символизирует космос.

Митраизм

Указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.

Психология

Персия

В представлении персов символизировал могущество Ахура-Мазды.

Христианство

Заимствован у языческих изображений богов солнца или правителей, особенно из иконографии митраизма, вытесненного христианством в Римской империи.

В римских катакомбах Каликста появляется со II в. как увенчание головы Христа, позднее этим способом выделяются также Мария и ангелы. Не изображался широко до IV в., когда становится символом четырех евангелистов.

Означает святость; святого; Божественное происхождение и святость Троицы, Святого Семейства, ангелов.

Обычно используют стилизованные нимбы в виде сияющего обруча или круга.

Крестчатый нимб указывает на Христа. / На канонических иконах нимб Спасителя обязательно содержит вписанный крест.

В византийском искусстве Сатану иногда изображали с гало, означающим излучение силы.

Сияние вокруг головы — знак в виде диска или световых лучей как символ духовной славы, изображаемый средствами живописи. В отличие от Н. Богоматери и святых, служащего общим знаком святости, внутри Н. над головой Иисуса Христа прямыми линиями нарисован Крест, внутри рукавов которого расположены буквы o, w, n, состаляющие греческое слово «сущий», которым Бог назвал Себя Моисею из глубины Неопалимой Купины (Исх.

3:14). Н. Иисуса Христа с обозначением линий Креста принято называть «крещатый нимб». Внутрь окружности Н. над головой Спаса Благое Молчание введены линии восьмиконечной звезды: это символ Господа Саваофа, с которым Его изображают в Новозаветной Троице (неканоническая иконография).

С XVIII в. в русской иконографии Господа Саваофа иногда изображают в треугольном Н. или Н. в виде двух сомкнутых треугольников, образующих шестиконечную звезду. Поверх Н. на иконе часто закрепляют его повторение, выполненное из металла, иногда — из ткани, застеленной вышивкой из металлических нитей или из резной золоченой (по левкасу) древесины: такие украшения называют венцами.

Иллюстрации

  • Крестовый нимб Вседержителя (Пантократора) в византийской церкви в . афни, ок. 1100 г.

Якопо делла Кверча. Сотворение Адама. 1425-1435 гг. Разновидности нимба 00-03-587-000.jpg

Черновые материалы

Нимбы, или гало, окружающие головы святых, символизирует исходящий от них Свет Божий. Изображенная в центре мандорла, или vesica piscis, окружает все тело персонажа.

В религиозном искусстве зона света, расположенная вокруг головы божественной или причисленной к лику святых личности.

Иногда так изображались древние боги Индии и Китая.

Он являлся атрибутом богов-солнце — Митры, Аполлона и Гелиоса (обычно в форме излучаемого света) и был принят в образах уже умерших римских императоров.

Ореол, по-видимому, появился в христианском искусстве около V века.

Его использование поначалу ограничивалось тремя лицами Троицы и ангелами, но постепенно распространилось на апостолов, святых и других.

На Востоке нимб символизировал скорее силу, нежели святость, и по этой причине в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана.

Нимб приобрел несколько очертаний.

  • Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа, хотя в некоторых изображениях Троицы он может быть у всех трех её лиц.
  • Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу.
  • Квадратным нимбом наделяются живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы.
  • Богословские и основные добродетели и другие аллегорические фигуры имеют шестиугольные нимбы.
  • Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым.
Читайте также:
Жадеит камень свойства магические и кому подходит

В живописи позднего средневековья он изображался как плоская золотая пластинка, на которой (особенно в XIV веке) было начертано имя обладателя нимба. Художники раннего Возрождения свели это к простому кругу, который показывался в перспективе.

Но нимб вышел из употребления и в искусстве пост-Ренессанса использовался редко.

Термин «ореол» обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа, особенно в Преображении -, и Девы Марии. По поводу стилизованного миндалевидного ореола см.

Мандорла.

Нимб, сияние, гало или ореол — светящийся круг наподобие короны, которым древние наделяли своих божеств, а христиане — святых.

Визуальное выражение лучезарной сверхъестественной силы; или же, более упрощенно, интеллектуальной энергии в её мистическом аспекте. Подтверждением этому служит и тот факт, что античная традиция, как правило, приравнивала разум к свету.

Иногда ореол имеет сферическую форму; мусульмане, например, представляют рай в виде жемчужины и верят, что в раю праведники живут в жемчужинах, каждый со своей гурией. Ореол сравнивается с клеткой и, в особенности, со сферой как таковой (Керл-46).

Юргис Балтрушайтис в «Фантастическом Средневековье» собрал множество средневековых изображений существ, заключенных в прозрачные, очевидно, стеклянные сферы. В работах Иеронима Босха также часто встречаются подобные примеры. В этом случае ореол — просто визуальное выражение своего рода детерминизма, окутывающего каждого человека в его собственный образ жизни и его судьбу, как благоприятную и райски-счастливую, так и полную страданий и адских мук.

Изображение видимого лучистого сияния, используется в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых.

Ореолы бывают следующих форм:

  • гало — светящееся кольцо;
  • нимб — светящийся круг;
  • мандорла — стилизованный миндалевидный ореол.

Символизм ореола связан с сияющими божествами древнейших культов — Солнца и Огня.

Этимология слова «ореол» (произошло от латинского «aureola corona» — «золотая корона») показывает, что этот термин очень удачен для обозначения свечения в форме короны, сформированной из лучей света.

Ореол иногда окружает лишь голову, а иногда и всю фигуру.

Ореол — символ божественности, и следовательно, высшей силы.

Его использование предназначено для представления Бога: Отца, Сына и Святого Духа или для символов, служащих выражением ипостасей Троицы.

Кроме того, изображение ореола может распространяться на образы Пресвятой Девы.

Ореол состоит из поля света и величия, исходящего из всего тела.

В одних случаях ореол повторяет форму тела и, как бы обволакивая его, проявляется в виде световой оболочки. В других случаях ореол отделен от тела и представляет собой множество световых лучей, исходящих из некого центра. Иногда ореол заканчивается заостренными языками пламени или весь состоит из них.

Он может быть оттенен цветами радуги.

В раннехристианской живописи ореолы были белыми, но в эпоху Возрождения, чтобы создать ощущение света, обычно использовалось золото.

Источник

Нимб над головой – что это означает

Что означает нимб над головой или вокруг изображения Лика Бога и святых? И почему существует множество вариаций этого символа? Слово «нимб» имеет латинские корни и переводится как «облако» или «сияние».

В русский лексикон этот термин пришёл из немецкого языка в конце 19 века. До этого на Руси нимб называли «окружком» или «венчиком».

нимб над головой

Нимб над головой Младенца Христа и Богородицы (мозаики Собора Святой Софии, Стамбул)

В искусстве восточного христианства нимб изображается в виде вертикального круга. Это условное изображение сияния вокруг головы святого. Оно свидетельствует о святости человека, который преображён Божественной благодатью.

В изображениях Бога нимб показывает изначально присущую Ему благодать.

Католическая традиция имеет несколько иное понимание нимба. В искусстве западного христианства он представлен в виде горизонтального кольца или диска над головой священной личности. Такой нимб может изображаться в разных ракурсах.

Он символизирует венец или корону, которыми праведник награждается свыше. В Православии же нимб – это символ не награды извне, а идущего изнутри просветления лика святого, который соединился с Господом.

Происхождения нимба

Нимб, как правило, ассоциируется только с христианской культурой. Однако этот символ уходит своими корнями далеко в античность, в эпоху эллинизма. Существует несколько теорий происхождения нимба.

Согласно первой, этот символ происходит от менисков. Так называются круглые металлические пластины, которыми древние греки прикрывали стоящие на открытом воздухе статуи от дождя и птичьего помёта.

Другая версия гласит, что нимб обязан своим происхождением древней традиции вешать щит на спину героям. Согласно третьей теории, нимб изначально был атрибутом языческих божеств, которые олицетворяли небесные светила. Позднее этот символ начали присваивать другим божествам, а также людям, которые были достойны пребывать с ними на небе.

Наиболее вероятной является версия, согласно которой символ нимба берёт своё начало от конкретного народного верования древних греков. Они считали, что боги, принимая человеческий облик, излучают ослепительное сияние и пребывают в облаке небесного эфира. Эти народные представления отразились в античной поэзии и искусстве.

Так как неземное сияние богов затруднительно передать живописными средствами (особенно в сложной композиции), художники ограничивались его условным изображением в виде нимба.

Нимб над головой: история символа

Из Древней Греции символ нимба перешёл в культуру Рима, Египта и эллинистической Азии. Поэтому нимб постепенно проник в художественные традиции многих цивилизаций. Например, в исламе с ним изображали многих личностей, не обязательно святых. В древности исламский нимб изображался в виде пламени вокруг головы или всей фигуры священной личности.

Огненный ореол свидетельствовал о божественности и святости. Позднее в традицию вошли и плоские круглые нимбы, с которыми изображали правителей. Таким образом подчеркивалась официальность и торжественность портрета.

В Византии нимб использовали в изображениях царственных особ. В буддизме нимб символизирует духовную силу, он может быть голубым, жёлтым или радужным. Символ нимба также присутствует в индуизме.

Читайте также:
Поделки из бисера схемы легкие

Божество Шива изображается в ореоле пламени, символизирующим космос.

Христиане начали изображать Спасителя с нимбом в 4 веке. В то время последователи Христа были вынуждены тайно проводить богослужения в катакомбах, так как подвергались гонениям со стороны язычников. Поэтому первые изображения нимбов относятся к катакомбной живописи.

С 5 века этот символ используется в изображениях апостолов, а позднее и святых.

Прообразы христианского нимба, символически отображающего Божественное присутствие в праведниках, можно найти в Ветхом Завете. Например, в Книге Исход упоминается, что лицо Моисея после общения с Богом на горе Синай «стало сиять лучами» (Исх. 34:29).

В Новом Завете с сияющим ангельским ликом сравнивается лицо первомученика Стефана. Он был раннехристианским священнослужителем и проповедником. Иудеи обвинили Стефана в богохульстве, и разгневанная толпа забила его камнями.

Подобно Спасителю, Стефан принял мученическую кончину в молитве за своих палачей (Деян. 7:60).

Символика нимба в Православии

Крещатый нимб также присутствует в аллегорических изображениях Христа: в виде Доброго Пастыря и Агнца. Вместо креста иногда изображаются три пучка света, исходящих из середины нимба. Возле нимба Девы Марии обычно присутствуют древнегреческие буквы Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ, означающие «Матерь Бога».

Также Богородичный нимб украшается звёздами, диадемой или сияющей короной.

Святые и ангелы изображаются с простым круглым нимбом. В случае с апостолами и мучениками он обычно золотого или желтого цвета. Если же изображён пророк или патриарх, то нимб серебристый.

Образы ангелов и святых также могут иметь голубые, синие, красные и зелёные нимбы. У каждого цвета существует своё значение. Золотой цвет – Божественный, белый – райский, голубой – цвет Неба, красный – Жертвы и Воскресения, а зелёный – цвет вечной Жизни.

Нимб над головой: различные формы

Существуют различные формы этого символа. С круглым нимбом изображают Троицу, Господа, Богоматерь, святых и ангелов. Треугольный и шестиугольный нимб долгое время являлся атрибутом Бога-Отца.

Однако в 16 веке Русская Православная Церковь предписала не изображать Бога-Отца в человеческом облике, поскольку таковым Его не видел никто из смертных. С треугольным нимбом нередко изображали Святого Духа в виде голубя, а также Всевидящее Око.

Квадратный нимб над головой – что это? Такой символ чаще всего использовался в Западном христианстве для обозначения высокого статуса изображённых живых людей: Папы Римского, императора или церковного мецената. Последних на Западе называли донаторами, а на Востоке – ктиторами. Квадрат издревле считался символом земли и земной жизни.

Круг же являлся символом Неба и духовного мира. В православной традиции не святых, но благочестивых людей изображали и с круглым нимбом. Одним из первых подобных изображений на Руси является образ московского князя Василия III в Архангельском соборе (16 век).

Шестиугольные нимбы в Западной Церкви свидетельствовали об аллегоричности изображения. Они присутствовали в персонифицированных образах пороков и добродетелей. Миндалевидный нимб-сияние называется мандорлой.

Она полностью обводит фигуру Спасителя или Богородицы и таким образом передаёт их величественность и славу.

Нимб над головой – это аура?

Сегодня существует ошибочное восприятие нимба как изображения «сильной ауры» святых личностей. Однако ни в Западном, ни в Восточном христианстве нет понятия «аура». Чаще всего оно употребляется в эзотерическом контексте как некое проявление человеческого духа, его собственного биополя.

Такой взгляд противоречит пониманию нимба как свидетельства Божественной благодати. Священник Аркадий Северюхин отмечает:

«Нимб не только символизирует свет и святость, но и отображает суть, раскрывает тайну Божественного присутствия. Икона земными красками передает неземное. И золото на ней, обозначая свет, не испускает его, а лишь отражает.

Как и свет, исходящий от святого – он по природе принадлежит не лично ему, а Богу».

Также приведём слова протоиерея Димитрия Шушпанова:

«Нимб – это вовсе не биополе, а сияние обожевающей человека благодати Святого Духа, нетварной Божественной энергии. Термин «биополе» – оккультного происхождения, и само это понятие Церковью и традиционной наукой отрицается. В оккультном мировоззрении, Бог – безликая космическая энергия. Для Христианства – Разумный, Личностный Творец мира.

В оккультизме, для приобщения к энергии космоса, нужны лишь технические навыки: медитация, ритуалы. В Христианстве – нравственное преображение, выражающееся в победе над страстями и уподоблении Богу в любви и смирении».

Если же рассматривать ауру как некое материальное поле вокруг человека (электромагнитное и т.п.), то связь с нимбом тем более исключается. Ведь Божественная благодать – это проявление высшего, духовного мира, а не нашего вещественного. Любое физическое явление можно зафиксировать и измерить с помощью науки.

Духовная же энергия постигается не рациональными размышлениями и научными средствами, а искренней верой и открытым сердцем.

Источник

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых: рассматриваем главное

Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .

При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 473
Источник: https://pravoslavie.guru/atributika/chto-takoe-nimb-nad-golovoj-i-chto-znachit-eto-siyanie.html

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света.

Читайте также:
Мистические свойства камней книга читать

Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности.

В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного.

Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения.

И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2197
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/nimb-u-svyatyh-na-ikonah.html

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Происхождение

Есть такая фраза «человек светится».

Часто эти слова употребляют не относительно того, кто принял существенную дозу радиации или переполняется какими-то временными эмоциями, а для описания человека, который как бы излучает какую-то внутреннюю энергию, чистоту, свет истины или нечто подобное.

На самом деле, подобный языковой феномен основывается на фактическом материале. Многие, действительно, могли видеть у святых своеобразные отличия от простого человека.

Великие подвижники или небесные посланники воспринимаются как существа совершенно иного порядка. Такое понимание существовало довольно давно в человеческой культуре.

Обратите внимание! Не следует путать произведения искусства, где нимбы используются в рамках религиозной традиции и такие, где они являются, грубо говоря, своеобразным комплиментом значимому человеку.

В истории средневекового искусства возможно увидеть нимб над головой, который венчает не канонизированных людей. Чаще всего речь идет о правителях и обладателях какого-то высокого статуса, а изображаемое свечение используется, чтобы дополнительно подчеркнуть статус этого человека и выделить из числа остальных.

К примеру, Википедия рассказывает об античной культуре греков, которые в своих сказаниях выделяли свечением представителей божественной расы:

  • сначала свечение было присуще только богам, которые спускались с Олимпа в человеческом обличии и творили различные дела в мире;
  • после этого (в эпоху героев, когда боги начали вступать в браки с людьми и рождали полубогов) некоторые особые личности тоже стали выделяться таким свечением;
  • далее появился именно нимб – сияние, которое охватывает не полностью тело, но распределяется поблизости от головы.

Характерное изображение мы можем видеть в самых разнообразных религиях, к примеру, в буддизме у святых тоже есть вокруг головы нечто наподобие особой светящейся оболочки.

Это интересно! Библейские истории: кто это такой Иуда

Подобное мы можем наблюдать практически во всей культуре, поэтому вполне логично принять, что это является универсальным изображением и признаком святости, связи с небесным миром.

Немного этимологии

Слово исходит от католического языка, а точнее от слова nimbus, которое переводится как «облако» или «туча». Соответственно, если точнее рассмотреть, что означает рассматриваемый термин, то речь идет более о каком-то облачном свечении, своеобразной дымке, которая окутывает некую область тела (в частности голову) и испускает свет.

Хотя иконы предлагают четкие геометрические формы, такое изображение с высокой вероятностью является условным, а в действительности существует нечто наподобие светящегося облака.

На протяжении длительного периода до 19 века на Руси использовалось слово окружок, которое описывало атрибут просто по принципу подобия.

Важно! Адрес и расписание богослужений в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Далее было заимствовано из европейских языков слово «нимб», а также появилось и периодически использовалось слово венец, которое все-таки больше соответствует католической традиции, так как дает ассоциацию с какой-то наградой или награждением каким-то отличительным признаком.

Познавательно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3183
Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/izuchaem-tserkovnye-terminy-chto-eto-takoe-nimb.html

Значение нимба с религиозной точки зрения

Нимб – это многозначный священный символ. На иконах изображается в виде светлого круга вокруг головы. Нимб это образ вечности, святости и божественной благодати.

На иконах Христа, внутри нимба изображен крест – главный религиозный символ христианства. Также на нимбе можно увидеть три буквы «ό ώ ν», которые в переводе с греческого означают «Сущий». Нимбы бывают разного цвета и форм.

Читайте также:
Как померить обхват кисти

На образах можно увидеть круглые, квадратные, треугольные и даже шестиугольные ореолы. У каждого из них есть свое сакральное значение.

В иконописи очень серьезно подходили к выбору цвета. Со временем установилась символика, передающая через цвета определенный смысл образа. Так золотое и белое сияние означало райскую, божественную благодать; голубой нимб – связь с Небом и духовным миром ангелов; зеленое сияние – знак вечной жизни; красный ореол – символ мученической жертвы и Воскрешения.

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне.

Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом.

Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1425
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/nimb-u-svyatyh-na-ikonah.html

Что показывают нимбы святых

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился Дух Святой.

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 605
Источник: https://pravoslavie.guru/atributika/chto-takoe-nimb-nad-golovoj-i-chto-znachit-eto-siyanie.html

Подведем итоги

Соответственно, сказать однозначно и сделать выбор между символом и фактом, тоже не является возможным. Нимб в какой-то степени является символом, но в такой же степени является и фактом духовного мира, он виден не только иконописцам в воображении, но и некоторым людям вполне явно.

Наподобие того, как к святым в видениях приходят Богородица или Христос. Некоторые люди могут ощущать фаворский свет, им вполне может быть видно свечение вокруг человека, может проявляться нимб, сияние или нечто подобное.

Тут хорошо привести пример с инфракрасным излучением, которое не видно простому взгляду. Тем не менее, оно существует, определяется приборами и действует в этом мире.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 683
Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/izuchaem-tserkovnye-terminy-chto-eto-takoe-nimb.html

Галерея

Изображение Святого Духа в виде голубя

Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)

бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.

Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами

Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

Кол-во блоков: 24 | Общее кол-во символов: 20855
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Источник

Что такое нимб: значение и особенности в иконографии разных культур

Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .

При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.

Читайте также:
Что приносит удачу и деньги

значение слова

Что такое нимб

Нимбом называется круг над головой у святых , который присутствует на всех религиозных изображениях. Значение слова может претерпевать незначительные изменения в различных культурах.

Так, в индуизме художественной особенностью является свечение ауры всего тела человека или божества, а в буддизме свет вокруг человека несет значение внутреннего духовного просветления.

Что означает цвет нимба на иконе святого? - Православный журнал Фома

Происхождение слова

Термин «нимб» в переводе с латинского языка (nimbus) значит «облако, туча». В русский язык это слово попало из немецкого в 19 веке. Немецким словом «nimbus» называлось кольцо над головой ангела или святого.

До заимствования эти символы святости в России называли «окружками», а после стали использовать еще и название «венец «, распространившееся под влиянием католицизма как образ награды, данной свыше.

Что такое аура с икон?

Значение понятия

В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).

Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:

  • святость;
  • близость к божественному;
  • проявление сверхъестественного.

Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:

  • светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
  • атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.

Презентация на тему: иконыкартины С. 26 Умеют ли говорить иконы .

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Нимбы святых - не выдумки

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

Нимбы – это многоплановое понятие

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

Казанская Икона Божией Матери золото в нимбе на красном фоне 17 х 21 .

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

Нимб - Wikiwand

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

Нимб - это. Что такое Нимб?

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Бог Брахма в индуизме: кто это, происхождение и мифы, образ и .

Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)

Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.

Цвета

Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.

Среди цветовых особенностей выделяются:

  • иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
  • красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
  • серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.

Формы

Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.

Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:

  • круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
  • персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
  • иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
  • овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
  • квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
  • многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.

Архивы Интересное | Страница 11 из 65 | Дышу Православием

Особенности нимба Спасителя

Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы «χ » и «ρ » (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).

Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков.

Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.

Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».

Нимб на иконе Спсителя. Иконография нимба Спасителя. Значение букв в .

Видео

В представленном видео священник объясняет, что такое нимб, и какое значение он имеет в православном христианстве.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...