Есть ли в мечетях иконы?
Икону — традиционное убранство церквей христианских, но не мусульманских мечетей. В мечетях вообще нет каких-либо изображений святых, ведь ислам запрещает делать изображения людей. Поэтому основным элементом декора мечети является роспись по камню в виде геометрических узоров — арабеска. Но тем не менее в мечети есть одна вещь, которую можно считать неким аналогом христианского алтаря — это михраб, специальная ниша в стене, которая показывает правоверному где находится Мекка, ведь молится он должен лицом именно к этому святому для ислама городу. Михраб также украшен причудливыми узорами и смотрится очень красиво:
Во-первых, давайте-ка разберемся в том, что же такое «иконы». Иконы-это изображение богов и святынь. Ислам-религия единобожия!
Во-вторых, мы не знаем, как выглядит Бог, нам нельзя думать об этом, представлять Его, говорить, что у Него есть то и то-это один из самых сильных запретов, это останется для нас секретом и загадкой до встречи с Всевышним, (О, Аллах, пусть тот день, когда мы увидим Тебя, будет самым лучшим днем.) После того, как человек осознанно скажет, что у Аллаха есть какая-то часть тела и.т.п, то он теряет свою веру, ему нужно заново принять Ислам. Вот до какой степени это опасно. Иконы. Хм, какие иконы?
Почему мусульмане не следуют за Иисусом, если Коран им велит это?!
Хоть и не в тему сказано будет, (ведь молимся мы только Аллаху!) но нельзя нигде изображать Посланника Мухьаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует), даже фильмы, снятые мусульманами про реальную жизнь Пророка Мухьаммеда , (да благословит Его Аллах и приветствует) бывают без какого-либо его участия.
Люди, пытаясь оскорбить чувства мусульман, создают всякие карикатуры, имея представление о том, на сколько же все серьезно!
В-третьих, нельзя изображать и держать дома вещи, на которых изображены люди и животные.
ИсточникПочему в исламе нет икон?
Не так давно был скандал мирового уровня, когда карикатуристы изобразили мусульманских пророков. Везде шли дебаты на эту тему. Давайте и мы сейчас попытаемся разобраться почему же в исламе нет изображений человека и нет икон, как в христианстве? Ведь в исламе поощряется развитие наук и культуры.
Негативное отношение к мусульманам
Взрывы слышны в долине Бамиан. Талибы уничтожают статую Будды, которой более полутора тысяч лет. Они подложили взрывчатку под основание и взорвали её за какой-то миг. Великий Будда распался на мелкие кусочки. В воздух поднялось красное облако из песка и глины.
Земля содрогнулась от рухнувшего на неё щебня и камней.
Люди столкнулись с величайшим варварством исламистов. Этот поступок у многих людей в мире сформировал негативное отношение к мусульманам. Когда прошли протесты против карикатуристов, это ещё больше усилило такое впечатление. Но в то же время существуют изображения в мире мусульман. Они даже есть в ортодоксальной Саудовской Аравии.
Мусульманам об иконах
Противоречия в исламском мире
Запрет изображения людей и животных вызывает противоречия даже в самом исламском мире. Специалист по исламу и его искусству Сильвия Наеф старается прояснить эту проблему. И это является очень проблематичной темой. Интересно, что обложка исламской книги немецкого издания украшена миниатюрой. На ней изображён силуэт мужчины.
Он одет в зелёные одежды и тюрбан. Его руки сложены на груди. Он стоит на цветочном ковре. Но вместо лица у него вуаль. За мужчиной горит золотое пламя. Оно является его венцом.
И этот рисунок не является необычным для исламского мира. У мусульман всегда присутствовала фигуративная живопись. Имеются и картины с изображением Пророка. Поэтому и становиться трудно понять, почему изображения в исламе запрещены?
В исламе считается, что творцом может быть только Аллах, поэтому человек не может быть скульптором или художником. Люди могут украшать только домашний интерьер и архитектуру. Создавая современные технические устройства, человек не может воссоздать подобное себе. Изображения в домашнем обиходе не должны отвлекать мусульманина от молитвы.
Он должен открыть в себе границы вечности. Человек не должен любить изображения.
Возврат к религиозным корням
Наеф пытается тщательным образом разобраться в этом вопросе. Для этого её приходится вернуться к своим религиозным корням. Тщательно изучив Коран, ей становится ясно, что в нём нет прямого запрета на изображения. Такая позиция лишь озвучена в хадисах, пророческих высказываниях. Это некоторые указания на ограничения. Это объясняется боязнью идолопоклонства во времена Мухаммеда.
Во многих религиях во время молений совершаются ритуалы вокруг идолов.
Люди поклоняются животным и божествам в человеческом облике. На запреты нужно смотреть разных ракурсов, задавая вопросы. Для чего были изображены животное или человек? Для чего это будет использоваться? С какой целью живописец сделал это изображение? Если такие изображения находятся в доме, то они мешают проникновению ангелов.
В доме можно только держать небольшие скульптуры или изображения человека, если на них чётко не обозначено лицо. Такое отношение называется аниконизмом.
Наеф изучила множество трудов учёных по этому вопросу. Она пришла к выводу, что нет таких записей, где прямо указывалось на запрет изображений в исламе. С развитием средств массовой информации: телевидения, радио, интернета, где постоянно мелькают изображения животных и людей, то вызывает настоящее недоумение, почему в современном исламе запрещена портретная живопись.
Наеф разделила мусульман на категории: «реформаторы», «фундаменталисты», «революционные исламисты». Если посмотреть на мнение фундаменталистов, то вырисовывается картина, что некоторые изображения разрешены мусульманам, а другие находятся под строжайшим запретом. Таким образом, даже среди них не существует абсолютный запрет на изображения.
Но её продолжает волновать причина таких радикальных мер. Ей интересно, направлен ли запрет на сам портрет или на мысль, которую он несёт. Для фундаменталистов очень важен современный мир и изображаемые в нём образы.
В давние времена изображение образов присутствовало в исламской культуре. Но они не играли той роли, что исполняют иконы в христианстве. Животных и людей можно было изображать на коврах, одеялах, подушках, монетах. Христианские же образы крепко связаны со Священным Царством и массами. Наеф пришла к выводу, что распространённое мнение о том, что в исламе никогда не было священных образов, сформировалось в соответствии с христианским взглядом на этот вопрос.
Фотография в исламе
В исламе образы несут другую нагрузку, чем в христианстве. Например, в Саудовской Аравии, где живут ваххабиты, фотографии и портреты правителей не являются редкостью. Они изображены на бумажных государственных банкнотах. Конечно, в прежние времена такого не было. Но развитие технологий делает революцию в социальной среде.
Первым в исламском мире, кто начал делать фотографии, был иранец Насер ад-Дин Шах.
Он снял на фотоаппарат женщин своего гарема, которых держали подальше от посторонних глаз. Он сделал фото матери, жён и некоторых наложниц. Не отстал от него и турецкий султан Абдул-Хамид II. У него имелась огромная коллекция фотографий, собранная в альбомы. Он делал снимки Османской империи, которые стали важными историческими документами.
У него были придворные фотографы армянского происхождения братья Абдуллахян. Они считались лучшими фотографами османской империи.
О своих исследованиях Наеф написала книгу. В ней она подвергает сомнению многие сложившиеся мнения о запрете изображений в исламском мире. Она помогает людям преодолеть интеллектуальные запреты и глубже проникнуть в понимание ислама.
ИсточникПочему у мусульман нет икон и свечей?
Мы настолько привыкли уже к тому, что в православных церквях и домах христиан есть иконы, к которым обращаются в сложных ситуациях и благодарят за какие-то хорошие моменты, и даже представить не можем, что эти изображения где-то могут быть запрещены. А ведь действительно есть религии, которые запрещают поклоняться иконам, жечь свечи и носить амулеты. Одним из таких вероисповеданий является ислам. Почему же у мусульман нет икон, свечей и амулетов?
Почему у мусульман нет икон
Стоит отметить, что иконы отсутствуют как в исламе, так и в иудаизме. Да, в этих религиях иконы не просто отсутствуют, но и строго запрещены. И все потому, что и иудеи, и мусульмане, являясь авраамическими конфессиями, строго соблюдают десять заповедей, данных Богом (Аллахом) Моисею (Мусе).
Центральной заповедью является та, которая призывает не делать себе кумиров.
А вот христиане считают, что первая икона была дана нам самим Иисусом. Таким образом, согласно библейской легенде, Спаситель после Тайной вечери, умывшись, вытерся полотенцем и на нем отразился его лик. Так возникла икона «Спас Нерукотворный».
Однако ни один историк не подтверждает данное событие. И крайне интересно следующее: если был первый портрет Иисуса Христа, то все другие должны были бы, по логике, на него быть похожи. Но изображение одного и того же святого на разных иконах разное. То есть, однозначно утверждать, каким был Иисус, да и все остальные святые — невозможно. К тому же, искажать лицо святого — разве не кощунство?
Православные также создают иконы: изображения Бога, Богородицы, святых, апостолов. А вот в исламе нет таких живописных и графических изображений святых, пророков и т. д. И вообще, мусульмане изображают любое живое существо каллиграфически — арабской вязью в стиле сулюс.
У мусульман нет изображений религиозных идолов потому, что приверженцы этой веры считают правильным обращаться к Всевышнему без посредников в виде икон и прочих предметов, а напрямую, через небо. И не нужно мусульманам для этого ни священников, ни икон, ни каких-либо других атрибутов богослужений.
Действительно, в Коране говорится, что Аллах не нуждается в помощи посредников. Он и сам слышит молитву своих рабов, сам отвечает на нее и помогает.
Иконы — только формальность?
По убеждению христианских богословов, иконы помогают людям сосредотачиваться в молитвах.
А вот в статье Дмитрия Таланцева «Ересь иконопечатания» отмечается, что на самом деле молитвы являются мысленно-словесным обращением к Богу, как к Личности. Но для того, чтобы обратиться к кому-то из людей, нам ведь не нужно его изображение. Мы же не ставим перед собой портреты тех, кому пишем письма, чтобы изложить получше свои мысли. Поэтому мысль о сосредоточении внимания Таланцев считает глупостью.
Также мусульмане аргументируют отсутствие икон у себя следующим образом: никто не знает наверняка, как выглядели святые.
Массовое иконопоклонничество
Сегодня люди толпами пробиваются к той или иной иконе, якобы привезенной со святых мест, «энергетически заряженных» и исцеляющих. Однако этого делать не стоит, ведь в Псалтыре четко сказано:
«Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них».
Мусульмане молятся без свечей
Кроме того, у мусульман нет не только икон, но и свечей. Это связано с тем, что религиозные традиции приходят к человеку через пророков. Однако стоит отметить, что ни православный Иисус, ни мусульманский Иса не жгли свечи во время молитвы, и вообще не нуждались в них никогда.
Так, пророки, посланники Бога никогда не жгли свечи, они просто поднимали руки к небу и обращались к Творцу. Стало быть, свечи — это выдумка людей, новшество. Более того, мусульмане считают языческим обряд сжигания свечей. И действительно, жечь свечи задолго до появления религий ислама и христианства было традицией тех, кто не поклонялся Богу. Эти люди поклонялись огню.
И уже христианские священнослужители пеняли этот, по сути, языческий обряд в свои церкви, тем самым присвоив традицию огнепоклонников.
«Спасительные амулеты»
Сегодня в христианской религии довольно прибыльный бизнес — это торговля амулетами и оберегами, которые излечат ото всех недугов, защитят от всех бед, принесут здоровье, успех, любовь. Одиноким помогут найти свою пару, замужним/женатым — сохранить семью. Прямо-таки всемогущие вещицы!
У мусульман же такие амулеты не только не разрешены, но и строго запрещены, особенно те, которые якобы защищают от порчи, сглаза, болезней и бед. Ношение амулетов в исламе считается поклонением нескольким богам. Но человек должен обращаться за помощью исключительно к Аллаху.
Источник