Что в руках у николая чудотворца

Святитель с мечом в руках

Николай Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству.

Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо — Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.

Тысячи храмов, часовен и монастырей было построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве их насчитывалось более 125. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стояла икона любимого святого.

Однако, почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу святителя Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но, в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Этот образ именуется Никола Можайский, или Ратный.

Стояние Зои

По преданию, святитель Николай помог жителям города Можайска, осажденного в XIV веке татаро-монголами. Силы защитников города были на исходе. И в ответ на горячее молитвенное обращение святому угоднику в Никольском соборе города последовало чудесное видение: святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над церковью.

Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска.

Благодарные жители в воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том виде, который увидели на небе, и разместили его в древнем Можайске на главных крепостных воротах кремля как охранителя города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями и крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град — позлащены.

Было время, когда древний Можайск, стали называли не иначе как «Священный город русских». Исследователи отмечают, что ни один из центров Святой Руси так не называли: ни Киев, ни Новгород, ни Владимир, ни Москву… Удивительно, но в Можайск не допускали иноверцев. Причем, исключений не делали даже для вельможных особ.

Зато сюда часто наведывались на богомолье цари и патриархи. В 1547 году Иван Грозный ездил «в Можайск к Николе».

Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится «деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье…, да сам великий князь каждый год жалует туда вклад святому». В 1559 году он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении, поскольку предполагали, что она отравлена.

Читайте также:
В каком храме находятся мощи

Девушка с иконой в руках простояла неподвижно 128 дней. Стояние Зои Карнауховой

В 1603 году на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством. В 1648 году царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску». В 1680 году царь Феодор Алексеевич был здесь «на праздник святого Чудотворца Николая… Божественныя литургии слушал…» О глубоком уважении Петра Великого к этому Образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до октябрьского переворота 1917-го выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 рублей 81 копейке на свечи и просфоры в Никольский собор. Неоднократно у святителя бывали Святейшие Патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.

И в дальнейшем святитель Николай неоднократно помогал можайцам. После чудесного видения двести лет набегов на Можайск не было.

Новое разорение постигло город в Смутное время. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада.

Уходя, поляки унесли с собой образ Николы Можайского. «В 1613 году святого Николу увезли в Польшу, – пишет известный современный исследователь академик Геннадий Мокеев, — и он пропал там невесть где. Но после этого произошли еще большие чудеса. Именно с момента «пленения» святыни по всей Русской земле распространился «боевой» образ Меченосца. Это не были «копии» с него, а его местные оригинальные «реплики» (здесь секрет их чрезвычайного своеобразия, уникальности каждого образца). Во многих городах и весях, по храмам и монастырям святители Николы как бы «вооружились и дружно подняли обнаженные мечи», всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от «поганой литвы и поляков», от католического нашествия…

После возвращения в 1618 году образа Николы Можайского, город, где он был явлен, снова два столетия сохранял свою независимость.

Святой Николай исстари считался защитником и покровителем москвичей. В XVI-ХVII веках он представал уже в образе Николы Можайского на Никольских воротах Московского Кремля. В середине XVII века Павел Алеппский писал: «На вторых воротах (Кремля) снаружи – образ святого Николая, который держит в правой руке обнаженный меч, а в левой – этот город…» Кстати, в честь освобождения столицы в 1612 году от поляков к 1636 году возвели Казанский собор. В нем был помещен список с резного образа Николы Можайского, что был на Никольских воротах Кремля.

Арзамасский-Никола-Можайски+++

Как уже было, сказано образ Николы Можайского прославился чудесами и в других городах России. Так, резная икона святителя является одной из главных святынь старинного Арзамаса. В 1588 году игуменом арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием образ Николы Можайского был принесен в дар образовавшемуся в городе около 1580 года Свято-Николаевскому женскому монастырю. В начале XVII века по молитвам пред образом было явлено множество чудесных исцелений и даже сама обитель в то время стала называться монастырь Николая Чудотворца Новые Прощи — от слова прощать, прощать грехи.

«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», — говорится в акафисте святителю и чудотворцу Николаю.

Читайте также:
К чему ломается обручальное кольцо у мужа

К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского — оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня — ревностный защитник православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее – «Победитель»! Не случайно, Никола Ратный особо почитается военными людьми.

Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Источник

Никола Можайский – святой с мечом в руке

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

Святой Николай – христианский святой, почитаемый во всем мире. Он родился в третьем веке и был епископом в одном из греческих городов Малой Азии. Изображения этого святого в разных странах схожи. Николай предстает на иконах, как правило, в образе старца в священнических одеждах, одна рука которого сложена в жесте благословения, а другая держит книгу Евангелия.

В ином облике предстает перед нами Никола Можайский. О том, при каких обстоятельствах в древнем городе Можайске появился столь самобытный и популярный в России тип иконографии древнего святого, читайте в статье.

На самой первой скульптуре Николы Можайского, вырезанной в пятнадцатом веке из дуба, кроткий священнослужитель неожиданно получил в руки вместо Евангелия маленькую крепость с церковью и меч. Традиционно Николай Угодник считался добрым помощником бедных, путешествующих и сирот. В Можайском же его образе вооруженный мечом святой приобрел грозный и воинственный вид.

Появление необычного для иконографии Николая Чудотворца облика связывают с легендой о чудесном спасении города от внезапного нападения врага. Можайцам, чей город являлся важным оборонительным укреплением на западных границах Руси, было привычно ожидать угрозу со стороны литовцев и поляков.

Однако в начале пятнадцатого века жители города столкнулись с не вполне «естественным» для себя врагом – к городу подошел отряд татарского хана Едигея. Кочевники успели сжечь церковь и многие дома, но это было последнее разорение. Когда враги вновь подошли к городу, в воздухе над Никольским собором Можайска появился сам святой Николай. В одной руке он держал меч, а в другой – крепость и церковь. Пораженные страшным видением, враги в спешке бежали из города, а жители Можайска в благодарность за чудесную помощь святого вырезали из дерева икону, на которой запечатлели Николая Чудотворца в том виде, каким запомнили его в видении.

Считается, что с тех пор до самого Смутного времени Можайск оставался неприступным для завоевателей. Два интересных варианта одного и того же старинного предания приводит в своей заметке, посвященной святыням Можайска, дореволюционный автор А. Н. Величков. Согласно первому, литовский канцлер Радзивилл, захвативший во время одной из битв скульптурный образ Николы Можайского, якобы вспоминал следующее: «Николая Чудотворца взял с собой и пошел я старой дорогой на Смоленск… Остановился я здесь на Куньем бору. И когда я был на том стане, пришел на мой скот и на моих коней гнев Божий, великий падеж, так что кони у меня все выпали, – за такое мое прегрешение, что я взял Николая Чудотворца Можайского… отсек ему ухо своей саблей, и было тогда великое чудо: кровь потекла из головы его, и тогда я очень испугался… и клялся, что поставлю его опять в Можайск». Утром литовец обнаружил, что отсеченное им ухо как бы вновь приросло к голове изваяния, а на мече святого он увидел надпись на русском языке «Я есть великий Николай Чудотворец».

Читайте также:
Можно ли покупать обручальные кольца в ломбарде и носить

В другом варианте этой же истории ухо иконе отсек польский король, который отступая из Москвы, украл в Можайске из собора образ святого и старинное дорогое паникадило, то есть храмовую люстру. После святотатства солдаты короля стали слепнуть, а их кони умирать. Когда в польской армии осталось в живых только два королевских коня, монарх взмолился перед Николаем, прося помиловать его и позволить уйти в польские земли. Величков приводит интересный факт, косвенно подтверждающий достоверность этого предания. Вплоть до 1820 года Никольскую церковь Можайска украшали подаренные неким знатным человеком пять серебряных лампад с надписью на польском языке, в которой он благодарил за излечение от слепоты.

В 1812 году Никольский собор Можайска был вновь осквернен, на этот раз уже французами. Образ святого удалось спасти, зарыв его в земле. После войны с Наполеоном взамен обветшавшего храма на том же месте был построен новый грандиозный собор в экзотическом стиле «русской готики».

В столь непривычном для православного зодчества облике храма некоторые усматривают якобы и нехристианские символы. Например, с внешней стороны стен можно увидеть узор из шестиконечных звезд, напоминающих символ иудаизма. Стоит отметить, что такого вида звезду можно обнаружить во многих культурах и религиях, в том числе и на памятниках и орнаментах древних христиан.

Существует мнение, что звезда истолковывалась христианами первых веков в своем ключе. Шестиконечная звезда состоит как бы из двух треугольников. Вершина первого треугольника смотрит вверх, а другого – вниз. Верхний треугольник обозначал для христиан божественную природу Иисуса, а нижний – человеческую, в то время как треугольники символизировали Троицу.

Несомненно, что шестиконечным звездам очень часто и вовсе не придавали какого-то особого значения. Например, две такие звезды есть на гербе города Коломна, а на некоторых немецких надгробиях, которые можно увидеть, например, на Введенском кладбище в Москве, шестиконечная звезда просто обозначала дату рождения погребенного, а напротив даты смерти ставился крест.

Образ Николы Можайского после многих чудес, случившихся в подмосковном городе, стал так любим верующими, что его копии распространились по всей стране. Не исключением стала и Москва. «Плоский» вариант Николы Можайского появился в нише одной из башен московского кремля, получившей название Никольской.

Символично, что именно через эти ворота въезжало в кремль народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским после победы над поляками. Бои вокруг Никольской башни развернулись и вскоре после революции 1917 года. Красноармейцы прицельно стреляли из тяжелых орудий по башне и иконе, чтобы разбить укрепившихся в кремле юнкеров.

Несмотря на повреждения, образ Николая Чудотворца уцелел, но вскоре новая власть решила избавиться от религиозных символов на кремлевских стенах. Икона исчезла с башни, и долгие годы никто не мог рассказать ее дальнейшую судьбу.

Читайте также:
Как почистить жемчуг натуральный в домашних условиях

Несколько лет назад исследователи выяснили, что святой Николай никуда не делся, а многие десятилетия был «замурован» в башне под толстым слоем штукатурки. Сегодня отреставрированный образ можно вновь увидеть на своем законном месте. Легендарная резная икона Николы из Можайска, которая стала прототипом для бесчисленных образов и статуй из дерева, сегодня также находится в Москве. В советские годы полутораметровую скульптуру пятнадцатого века перевезли из Можайска в Третьяковскую галерею.

Источник

Святитель Николай — зачем почитание нетщеславному святому?

Есть почитание, вмещающееся целиком в восхваление и воспевание. Зачем оно святому, который не тщеславен? Но есть почитание как подражание, когда почитатели стремятся научиться именно тому, что было дорого для святого. Вот это — то, что надо.

Есть почитание, вмещающееся целиком в восхваление и воспевание. Зачем оно святому, который не тщеславен? Но есть почитание как подражание, когда почитатели стремятся научиться именно тому, что было дорого для святого. Вот это — то, что надо.

Когда мы говорим о святителе Николае Мирликийском, вспоминаем в первую очередь о чудесах. А на что было бы разумнее обратить внимание? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев.

Все, кто чтит Николая Чудотворца, кто собирается в день его памяти подарки дарить, песни петь, в храм идти, посмотрите, прошу вас, на то, что на иконах находится в руках у святителя. У него в левой руке — Книга, и не думаю, что нужно быть телевизионным «знатоком», чтобы при помощи мозгового «штурма» в течении минуты угадывать, что же это за книга. Это — Четвероевангелие Господа Иисуса Христа, которое Николай, как епископ Церкви, должен был проповедовать словом и делом.

Если бы нам пришлось, удалось, посчастливилось жить во времена Николая и быть в числе его паствы, то он нам проповедовал бы именно эти живые слова. Он говорил бы нам о том, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь; что нельзя бояться убивающих тело и потом не могущих более ничего сотворить; что нельзя смотреть на женщину с вожделением. Одним словом, он был бы для нас учителем Небесных истин. Чудеса были бы следствием Евангельского учения. Они были бы «прилагательными» к святости, а «существительным» была бы жизнь, согласная с учением Господа.

А что же мы? Мы бы, конечно, обращались к нему с просьбами о помощи, потому что это понятнее и легче. Мы жаждали бы молитв святого, прикасались бы к краю риз его в конце Литургии с надеждой освятиться, и он бы не лишал нас чудотворного своего заступления. Но раз за разом он все равно бы возвращал наш ум к слушанию Божественных слов и к питанию души ими.

Есть почитание, вмещающееся целиком в восхваление и воспевание. Зачем оно святому, который не тщеславен? Но есть почитание как подражание, когда почитатели стремятся научиться именно тому, что было дорого для святого. Вот это — то, что надо.

Ну, каким образом можно почтить святителя, пренебрегая, скажем, Книгой, которую он проповедовал? Если свят он в наших глазах, то свято должно быть вдвойне и то, что для него было свято. Для него же была свята Нагорная проповедь в изложении Матфея, и стремительная краткость Маркового благовествования, и притчи, переданные Лукой, и небесные созерцания Иоанна. Мы же хотим почтить святого, выпрашивая чудес для себя, помощи для себя, подарков для себя, а на дела Господни не взираем.

Читайте также:
Самые дорогие колье в мире

Посмотрите, редко в каком храме на Николая будет столько же народу, сколько в рядовое воскресенье. Как правило, в рядовое воскресенье народу будет меньше, а на Николая — больше. И как это назвать? Какое имя подобрать этому хождению на голове и перевертыванию жизни вверх тормашками? Хотим чтить святых — должны в первых почтить Господа, освятившего Своих избранников.

Должны почтить Того, перед Кем меркнет всякая святость, ибо Он един Свят! Перед Ним «падают двадцать четыре старца и поклоняются, и полагают венцы свои перед Престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10–11)

Николай может спросить всех своих неразумных чтителей: «Почему это ты в мой день в храм идешь, а в день Воскресения Господа — нет? Почему ты чтишь меня, а не чтишь достойно Того, кому я служу и делом, и словом, и мыслью? Почему ты умеешь читать, но не усердствуешь в чтении Евангелия?» И так далее.

Нужно в день памяти Николая взять у него из рук святую Книгу. Как только мы у него ее возьмем, тотчас в руках у него появится другая такая же, так что всем желающим хватит. Взяв Книгу, возьмем за правило читать ее ежедневно: утром главу до работы, вечером главу перед сном. Читаемое, хоть и не сразу, хоть и не без труда, будет цепляться за память и станет предметом размышления среди дневной суеты и повседневных занятий.

Со временем совершится даже такое чудо, что встретившись, два христианина будут спрашивать друг друга о смысле евангельских слов и об их возможном толковании. Не скажет один другому: «Как вчера Спартак сыграл?», или «За кого ты голосовать будешь?», зато спросит: «Как ты понимаешь притчу о закваске и трех мерах муки?»

Это будет означать, что Евангельские слова Спасителя заняли в сознании людей подобающее, то есть главное место, и потеснили с первых мест всякую чепуху. Это будет верным признаком выравнивания искривленной прежде жизни, поскольку, как только Бог займет в жизни человека главное место, все остальное поспешит занять свои подобающие места.

Все в мире указует на Господа и к Господу возводит окрыленную верой мысль. Достигнув святости в чине архиерейском, Николай напоминает нам о Небесном Первосвященнике, Который «всегда жив» (Евр. 7:25) Он — Христос — есть подлинный Архиерей. Живущий вовеки, «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный превыше небес» (Евр. 7:26)

К нему должна взойти мысль христианина и в день памяти Николая. И сами персты правой Николаевой руки сложены так, чтобы благословить нас именем Христовым, а в левой руке у святителя — Евангелие Господа. То самое Евангелие, о котором мы условились, что начнем вдумчиво читать его не далее, как с сегодняшнего дня.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...