Фарфоровая посуда- это белая прочная посуда из глины, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.
Фарфоровая посуда символизирует роскошь и комфорт. Чайный сервиз из фарфора способен превратить обычный завтрак в церемонию красоты и вкуса. Пользуясь изящными фарфоровыми чашками и тарелками, Вы наслаждаетесь не только истинным вкусом напитков и блюд, но и получаете необыкновенное эстетическое удовольствие.
Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков. Посуда из фарфора может украсить Ваш быт и улучшить настроение. В кругу обеспеченных людей в последнее время стало модным приобретать фарфоровую посуду под стиль и дизайн интерьера дома.
История фарфоровой посуды
Что такое фарфор
Фарфоровая посуда — это классика. Время над нею просто не властно.
Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. И в течение десяти столетий дарила радость только своим основателям-производителям. Этот драгоценный подарок китайцев миру увидел Старый Свет лишь в 14 веке. Но сразу же был принят на ура. Удивительно красивую и воздушную посуду из фарфора европейцы ценили на вес золота.
Причём не только в переносном, но и в прямом смысле: фарфоровая посуда в те времена была очень дорогим удовольствием. Позволить себе приобрести её в свой дом могли далеко не все. Между тем, китайские изготовители долгое время хранили тайну производства фарфоровой посуды. Европейцам никак не удавалось разгадать секрет её изготовления.
Лишь в начале 18 века немецкий алхимик Беттер смог наконец раскрыть тайну производства фарфора. Оказалось, что китайцы получали его из каолина (белой глины) и полевого шпата путём обжига при высокой температуре. Благодаря открытию Беттера, сегодня мы все можем наслаждаться удобством и красотой фарфоровой посуды у себя дома.
Виды фарфора
В зависимости от состава и способа обработки выделяют следующие виды фарфоровой посуды:
- посуда из мягкого фарфора;
- посуда из костяного фарфора;
- посуда из твёрдого фарфора.
Фарфоровая посуда непременно имеет в своём составе такие элементы как каолин, шпат и глина. «Настоящий» (твёрдый фарфор) зачастую именуют шпатевым, по основному составляющему элементу. Твёрдая и мягкая разновидности фарфора отличаются друг от друга по концентрации каолина. Чем больше этого вещества в составе, тем твёрже получается фарфор. Что касается твёрдого фарфора, то он обладает удивительной прочностью, поразительной жароустойчивостью, хорошей сопротивляемостью к воздействию кислот. Внешне посуда из фарфора твёрдой разновидности отличается утончённой прозрачностью, белоснежностью, отдающей в легчайшую синеву, и раковистым изломом.

Керамика и фарфор — в чем разница?
Декор фарфоровой посуды
Сегодня наибольшей популярностью пользуется посуда из естественного белого фарфора, классическая, безо всяких украшений. Чистая фарфоровая посуда — элегантная и роскошная — просто-таки демонстрирует своё высокое происхождение и исключительные внешние свойства. Серии белой посуды из фарфора отличаются только дизайном, качество изделий во всех одинаково безупречное. Однако многие предпочитают оригинальные фарфоровые сервизы с уникальным декором. Существует два основных вида декора фарфоровой посуды:Красочный декор.
Такой декор посуды из фарфора исполняется либо под глазурью, либо над ней. Что касается подглазурной росписи, то она особенно распространена на китайском фарфоре. Этот метод представляет собой нанесение рисунка непосредственно на черепок, после чего изделие обжигается вместе с глазурью.
Старейшая надглазурная техника — это роспись фарфоровой посуды эмалевыми красками, недостаток которых в том, что их палитра довольно ограничена. У разных видов фарфора есть свои особенности нанесения рисунка. На твердом фарфоре, например, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Рельефный декор.
Уход за фарфоровой посудой
Одним из недостатков фарфоровой посуды является то, что после продолжительной эксплуатации она темнеет и теряет свой безупречный первоначальный вид. Но посуде из фарфора всегда можно вернуть прежнюю белизну, протерев ее питьевой содой, или солью и уксусом, или кусочком ткани, смоченной скип@$https://www.posud.ru/porcelain_dishes.html» target=»_blank»]www.posud.ru[/mask_link]
ФАРФОР
Ф арфор характеризуется относительно высокой плотн. (2,4-2,5 г/см 3 ), сравнительно высокой прочностью ( 350-700 МПа,
60-140 МПа,
15-60 МПа), отсутствием открытых пор, газо- и водонепроницаемостью, термич. стойкостью, хорошими электроизоляц. св-вами. Температурный коэф. линейного расширения (3,8-6,7)·10 -6 К -1 ; уд. теплоемкость 0,2-0,3 Дж/(кг·К); коэф. теплопроводности 2,5-4,5 Вт/(м·К); уд. объемное электрич. сопротивление 10 12 -10 13 Ом·см; электрич. прочность при частоте 50 Гц более 30 кВ/мм, e 5,5-7,0. Состоит из стекловидной (55-80%) и кристаллич. фаз (муллит, кварц, кристобалит); в тонком слое (2,0-2,5 мм) просвечивает, при ударе издает звонкий, долго не затухающий звук.
Сырьем для произ-ва фарфора служат беложгущиеся пластичные глины, каолин, кварц, полевые шпаты, пегматит, дробленый фарфор; для нек-рых видов фарфора, кроме того,- глинозем, циркон, костяная зола.
Мягкий фарфор разделяют на хозяйственный и художествен-но-декоративный. Содержит (за исключением т. наз. костяного фарфора) до 50% глинистого компонента, 10-45% кварца, 30-55% полевого шпата; состав костяного фарфора: 45% костяной золы, 32% глинистого компонента, 15% кварца, 8% полевого шпата. Наличие последнего способствует улучшению декоративных св-в фарфора, напр, просвечиваемости, и смягчению режимов термич. обработки.
Произ-во фарфора состоит из предварит, подготовки сырья, приготовления формовочных масс, формования полуфабриката, сушки, обжига, глазурования, художеств, росписи. На первом этапе сырье тонко измельчают в условиях, предотвращающих его загрязнение соед. Fe. Формовочные массы в зависимости от влажности м. б. порошкообразными, тестообразными или жидкотекучими.
Формование осуществляют полусухим или влажным прессованием, лепкой руками или на гончарном круге, с помощью шаблонов, раскаткой вращающимися роликами, выдавливанием через мундштук, литьем в гипсовые формы под давлением или без него с послед, сушкой и обжигом. Пов-сть фарфора обычно покрывают белой или цветной глазурью, создающей гладкую блестящую пов-сть и повышающую мех. прочность. Не покрытый глазурью фарфор наз. бисквитным, или бисквитом.
Массивные изделия санитарно-строит. и электротехн. назначения покрывают тугоплавкими глазурными составами и подвергают однократному обжигу в пламенных печах туннельного типа при 1320-1400 0 C. Художественный и хозяйственный фарфор украшают под- или надглазурными росписями, к-рые наносят на пов-сть изделий методами живописи, аэрографии, шелкографии, декалькомании и др. Для ручной росписи используют спец. керамич. краски, содержащие, как правило, неорг. пигменты, флюсы (напр., легкоплавкое стекло) и разбавители (напр., скип@$ второй — при 1320-1400 0 C приводит к спеканию изделия и растеканию глазури; третий — при 600-800 0 C закрепляет рисунок на изделии.
Ф арфор впервые изготовлен в Китае в 23 в. до н. э.; полноценные изделия появились в 6-7 вв. н. э. Первый завод в Европе по произ-ву фарфора основан в 1710 (Мейсен, Саксония), в России -в 1744 (Петербург, ныне завод имени M. В. Ломоносова).
Лит.: Будников П.П., Геворкян X. О., Фарфор, M., 1955; Технолога* фарфорового и фаянсового производства, под ред. И. А. Булавина, M., 1975; Мороз И. И., Технология фарфоро-фаянсовых изделий, M., 1984.
Источник: xumuk.ru
Фарфор
Фарфо́р(тур. farfur, fağfur, через перс. فغفور из парф. βaγpur— императорский титул, «калька» кит. tien-tse — «сын неба») [1] — разновидность керамики, изделий из тонкой белой глины (каолина) со спёкшимся «остеклованным» (из-за присутствия в шихте полевого шпата и кварца) после обжига около 900—1000° С, звонким и полупрозрачным в тонких слоях (в отличие от фаянса и полуфаянса) «черепком»: профессиональный термин, обозначающий неглазурованную обожжённую массу: бисквит, либо массу, покрытую прозрачной свинцовой глазурью [2] .
В западноевропейской традиции используют термин «порцелан» (фр. porcelaine , из (итал. porcellana , от итал. porcellino — морская раковина «поросёнок»), по ассоциации с белоснежной блестящей поверхностью раковины «поросёнка». В России XVIII века также использовали слово «порцелан». Другое название: čini (китайский) свидетельствует о месте изобретения фарфора. Русское слово «фарфор» указывает, что изделия китайского фарфора попадали на Русь посредством арабских торговцев [3] .
Термин «фарфор» в англоязычной литературе (porcelain, / ˈpɔːrsəlɪn /) часто применяется к медицинской и технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевыйи др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
- 1 Свойства фарфора
- 2 Состав и разновидности
- 2.1 Твёрдый фарфор
- 2.2 Мягкий фарфор
- 2.3 Ультрафарфор
- 2.4 Роспись фарфора
Источник: wiki2.org