Григоренко, И. В. Систематизация дефектов ювелирных сплавов и их влияния на показатели надежности и безопасности / И. В. Григоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7683/ (дата обращения: 26.03.2023).
Золото давно является объектом научных исследований и относится к числу металлов, свойства которых изучены достаточно глубоко. В общем оно моноизотопно и в нормальных условиях инертно по отношению к большинству органических и неорганических веществ. Другое дело золотосодержащие сплавы, используемые для производства ювелирных изделий.
Сегодня изделия могут изготавливаться из более 300 сплавов на основе золота, большинство из которых создавались не на основании научных разработок, а путем опробования различных составов. В связи с этим лишь около 20 % сплавов обладают достаточным уровнем технологичности.
Целью данной работы является изучение и систематизация дефектов материала ювелирных изделий на основе сплавов золота, влияющие на показатели прочности, надежности и дефектности готовой продукции.
Научная заинтересованность ученых Richard V. Carrano, Mark B. Mann, Cristopher W. Corti и других направлена на изучение преимущественно влияния химического состава золотосодержащих сплавов на безопасность готовой продукции.
Последние научные исследования подтверждают вредное воздействие таких металлов как кадмий, цинк, индий на организм человека. Поэтому Европейское сообщество работает в направлении разработки общего законодательства по ограничению использования в драгоценных сплавах указанных выше элементов.
В общем, с января 2000 года во всех странах Евросоюза принята так называемая «Никелевая директива», которая ограничивает использование никеля в производстве ювелирных изделий.
Другое направление исследований, также развивают европейцы, в частности специалисты итальянской кампании-производителя лигатурных примесей ProGold — это повышение технологичности и износостойкости ювелирных сплавов и изделий из них последние исследования. Обнародованные в профессиональных изданиях данные, указывают на возможность введения в состав сплавов Ga, Co, Zn, In, Re в качестве составляющих, которые значительно повышают технологичность готовых сплавов.
Таким образом, нами очерчены главные показатели, которые обеспечивают качество готовых ювелирных изделий: технологичность, надежность, безопасность. Формируются указанные показатели под прямым влиянием комплекса химических и физико-механических свойств сплавов. Их взаимосвязь приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Взаимосвязь натуральных свойств металла и показателей качества ювелирных изделий
Кроме того, нами были проанализированы значительное количество дефектов материалов ювелирных изделий по стадиям их образования и влиянием на показатели надежности, безопасности и технологичности.
Дефекты материалов ювелирных изделий по стадиям их образования
Золотой гарнитур с рубинами. Золото 585 пробы. Ювелирные украшения
Технологическая операция
Название дефекта
Показатель
Физико-механические, химические свойства
Деформация геометрической формы, засорения восковых моделей, местная усадка, недолив, пузыри, вспучивания, волнистая поверхность, облой, шершавость поверхности трещины восковой модели, повреждения восковой модели режущими инструментами, раковины, изменение геометрии восковки после изменения размера
Расширение металла при нагреве
Несоответствие химического состава металла, газовая пористость, шлаковые включения, раковины правильной формы с блестящей поверхностью, усадочная пористость, раковины неправильной формы, грубая поверхность отливки, локальное скопление раковин правильной формы различных размеров, корольки, пригар, зернистая поверхность, недоливы, ребра, деформация отливки, пузыри, загрязнения, трещины, спай отливки, разрушение формы в опоке
Расширение металла на нагреве
Оплавления изделия при пайке, изменение геометрии и формы заготовки, некачественная шабровка, раковины шва пайки, непропай, демонтировка, трещины, недоработки каста, искажение геометрии при пайке, некачественное штифтование
Срез крапанов, некачественное штифтование (грубая поверхность), зашлифование элемента зашлифовка, уничтожения клейма, вырывание вставки, излом (разрыв) изделия, механические повреждения (царапины), деформация изделия
трещины клеймения, деформация изделия при клеймении, изменение геометрии при натирании, не пробное изделие
Раскалывание вставки, трещины, несоответствие посадочного места вставке, не заправленный крапан, срыв корнер (карпан), недостаточно сформирован элемент крепления, перекос вставки, невыдержанный уровень горизонта вставок, повреждения изделий режущим инструментом, деформация изделия, облой после закрепки вставок, раз крепкая, неверно подобранный цвет цветных вставок
Всего нами проанализирован характер более ста указанных выше дефектов. Как оказалось, наибольшее количество дефектов, которые не поддаются исправлению, образуются именно во время операции литья.
Литье по выплавляемым моделям применяется на большинстве ювелирных предприятий Украины. Во время данной операции регистрируется 10–20 % брака, поэтому стоит более подробно остановиться на характеристике дефектов, сопровождающих данный технологический этап.
Значительный процент дефектов литья они занимают пористости, которые появляются в результате усадки и газовых образований. Форма пористости весьма разнообразна: от мелких сферических полостей при газовой пористости в древовидных дендритов при усадочных.
Виды брака после монтирования ювелирных изделий не менее разнообразны и нередко встречаются в изделиях, находящихся в реализации. Среди них: несовпадение с заданным размером, времени и непропая в местах пайки соединений, нарушение симметричности изделия при сборке, несовпадение цвета припоя с основным цветом изделия, непарность парных изделий, недостаточная плотность неразъемных подвижных соединений, люфт при работе застежек механизмов, недостаточная чистота обработки изделий.
К решению вопросов не только усовершенствование производства, но и объективной оценки и экспертизы качества ювелирных изделий сегодня в Украине только приступили. Процедура проведения оценки в рамках экспертизы ювелирных изделий представляет последовательность операций, осуществляемых экспертами, начиная от получения задания к составлению и передаче экспертного заключения заказчику. Как правило, она осуществляется по заявкам предприятий-получателей, предприятий торговли на отбракованные при реализации изделия, потребителей, купивших изделия с дефектами, по заявкам судебно-следственных органов, таможенных учреждений, потребителей для принятия решений о дальнейшем их использовании, банков для предоставление кредитов под залог и т. д..
Состав драгоценных сплавов, применяется для изготовления современных ювелирных изделий, включая пробу драгоценного металла, а также допустимые легирующие компоненты и примеси, регламентируется межгосударственным стандартом. Регламентированная номенклатура показателей качества драгоценного металла определена в пределах предельных показателей пробы, содержания основных компонентов и примесей. Поэтому, использование нестандартных сплавов необходимо рассматривать, прежде всего, в правовом и потребительском аспектах.
Анализ НТД свидетельствует, что стандарты и технические условия на полуфабрикат ювелирной продукции не содержат требований к механическим и технологических характеристик драгоценного металла. Между тем, эти данные необходимы как для решения ряда технологических вопросов по обработке драгоценных сплавов. Справочных данных для решения этих задач явно не достаточно, так как характеристики сплавов зависят от особенностей технологии их производства. Кроме того, в связи с расширением различных видов экспертиз в экспертном деятельности, в том числе и для прогнозирования оценочной стоимости, разработка рациональной методики оценки и контроля состояния материалов ювелирных изделий очень актуальна.
1. ГОСТ 24886–81 «Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры, потребительских свойств и показателей качества. Основные положения».
2. Артюх Т. М. Товароведная экспертиза ювелирных драгоценностей. Теория и практика: Монография. — М.: КНТЭУ, 2005. — 303 с.
Основные термины(генерируются автоматически): изделие, сплав, деформация изделия, драгоценный металл, восковая модель, газовая пористость, готовая продукция, Коррозионная стойкость, потребительская ценность, правильная форма.
Источник: moluch.ru
Что является браком для золотых сережек
Популярные статьи
- Ювелирные украшения
- Ювелирные украшения по сезонам
- Работа государственной пробирной палаты
- Инвестиции в золото
- Инвестиции в серебро
- Египетское золото
- Турецкое золото
- Золото в ломбардах
- Золото в слитках
- Российское золото
- Аффинажное золото
- Какого цвета может быть золото?
- Магазины ювелирных изделий
- Заводы ювелирных изделий
- Бракованное золото
- Подделки драгоценных металлов
- Как определить подлинность серебра, золота?
- Подделки драгоценных камней
- Подделка полудрагоценных камней
- Гальванизация
- Ювелирные техники
- Сусальное золото
- Брак ювелирных изделий
- Пробирование
- Изготовление ювелирных изделий
- Ювелирные изделия из .
- Каталог ювелирных украшений
- Эксклюзивные ювелирные украшения
- Как открыть свой ювелирный магазин
- Купить эксклюзивные украшения
- Мужские ювелирные украшения
- Ремонт ювелирных украшений
- Ювелирные украшения на заказ
- Где заказать ювелирные изделия?
- Как выбрать ювелирное изделие
- Ювелирные украшения в подарок
- Драгоценные новости
- Вопрос-Ответ
- Форум
- О проекте
Брак ювелирных изделий
В ювелирном бизнесе, как и в любом другом, немало подделок и некачественного товара, причем, нарваться на него можно не только покупая золотые украшения с рук, но и приобретая драгоценности в приличном ювелирном салоне. Брак ювелирных изделий не всегда можно заметить, порой дефект обнаруживается только в процессе ношения изделия.
Часто оказываются сломанными застежки в серьгах, или же вставка плохо закреплена в оправе. Что делать, если из дорогого кольца выпал бриллиант, а ювелирный магазин отказываются возвращать деньги за изделие? Только не паниковать и не устраивать скандалы. Гораздо результативнее оказываются иные пути разрешения ситуации, ведь в законе четко прописывается алгоритм действий при подобных конфликтах.
Возможные дефекты ювелирных изделий
- -дефекты крепления вставки, в результате которых драгоценный вываливается и теряется.
- -благородный металл меняет цвет вследствие несоответствия заявленной в документах пробы реальному положению дел (иногда проба или оттиск пробирной палаты вообще отсутствует).
- -несоответствие качества драгоценных камней (чистота, цвет, огранка) в ювелирном изделии заявленному на ярлычке вследствие чего изделие продается по завышенной цене.
Если вы обнаружили подобный брак ювелирных изделий или зафиксировали факт подделки, мошенничества, не стоит тратить время на бессмысленные препирательства с продавцами ювелирного магазина — они будут убеждать вас в неправильной эксплуатации Вами ювелирного украшения, в его случайном повреждении, но никогда не признают свою вину. Без помощи независимой экспертизы не обойтись — в подобных учреждениях можно определить причину дефекта, будь то нерадивость ювелира, или низкий уровень ограночного процесса. Проводятся лабораторный анализ и органолептические исследования, в ходе которых оценивают физико-механические и химические характеристики изделия.
Виды дефектов
- -дефекты литья (поры),
- -дефекты монтажа и закрепки (непропаи, разный оттенок припоя и оправы, несимметричность изделия, разболтанность застежек, кривизна закрепки, неровное обжатие камня и т.д.),
- -нарушения гальванического покрытия,
- -коррозия,
- -дефекты эмали,
- -ошибки апробирования
При обнаружении производственного дефекта, а чаще всего бывает именнно так, ювелирный салон обязан возвратить покупателю деньги, а дефектное изделие вернуть ювелирному заводу. После проведение независимой экспертизы, подтверждающей заводской брак ювелирного изделия, ювелирный салон, как правило, тут же выплачивает деньги покупателю, а до суда дело редко доходит, ведь на ответчика ложится весь груз судебных издержек. Автор Озерова Юлия.
03.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.
Источник: www.serdza.ru
Возврат бракованных ювелирных изделий — опыт и практические советы.
Я, Злата Сереброва, являюсь независимым экспертом ювелирного рынка и амбассадором проекта Ювелирный Клуб.
Ювелирный Клуб- это социальный интернет проект, созданный независимыми энтузиастами и экспертами ювелирного рынка.
Наша миссия — Помогать Потребителям ювелирных изделий ориентироваться в непростом и многогранном мире ювелирных украшений и сделать их приобретение максимально доступным, при помощи современных технологий, креативных и инновационных решений.
Сайт проекта — ювелирныйклуб.рф
В данной статье мы рассмотрим практику сложившуюся у Покупателей при возврате/обмене некачественных/бракованных ювелирных изделий.
Всегда необходимо помнить, что любое ювелирное украшение – «нежное» и хрупкое изделие и, при его эксплуатации (ношении), оно подвергается постоянному контакту с агрессивной окружающей средой (вода, воздух, различные кислоты и т.д.) и различными объектами (стол, руль автомобиля, дверные ручки, перчатки, головные уборы, одежда и т.д.).
Поэтому, если Вы хотите чтобы ювелирное украшение радовало Вас долго, то носить его необходимо аккуратно и крайне бережно, помня о его уязвимости и ценности.
Не стоит путать повреждения ювелирного украшения при его неправильной эксплуатации с производственным браком, который может возникнуть при производстве ювелирного изделия, из за нарушении технологии его производства.
Если, по каким то причинам, Вы все таки столкнулись с покупкой некачественного ювелирного украшения и Вам предстоит процедура его возврата/обмена, будет очень полезно знать как в реальности обстоит данный процесс.
К сожалению в российской розничной ювелирной торговле сложилась устойчивая практика возврата/обмена некачественных ювелирных изделий, которая в 99% случаев — не отвечает интересам конечных Потребителей ювелирных украшений, т.е. нас с вами.
Фото из открытых источников
Итак напомним, что согласно Закону о защите прав потребителя, Покупатель может вернуть Продавцу только некачественное/бракованное ювелирное украшение в период гарантийного срока ювелирного изделия, либо не позднее 2 лет с момента его покупки.
Покупатель может по своему выбору потребовать от Продавца: заменить изделие на новое — аналогичной модели; заменить изделие на другое, с последующим перерасчетом стоимости; снизить цену за счет брака; потребовать устранение дефекта изделия — ремонта; потребовать компенсировать расходы за ремонт, если он уже сделан Покупателем самостоятельно; компенсировать расходы, которые понес Покупатель при самостоятельном устранении брака; полностью вернуть деньги за бракованное изделие.
Отлично, свои права мы теперь знаем и идем в ювелирный магазин с надеждой решить свою проблему.
В ювелирном магазине обращаемся к продавцу и объясняем свою проблему.
Первое, что Вы вероятнее всего услышите от продавца — это цитату из Постановления Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г. «Ювелирные изделия надлежащего качества возврату и обмену не подлежат».
На что мы резонно возразим ему – заявив, что изделие до его покупки было ненадлежащего качества, т.е. изначально имелся скрытый брак, а бракованное изделие, согласно гарантийному сроку и/или Закону о защите прав потребителя, может быть возвращено Продавцу- розничной торговой точки, продавший данный товар…
Далее, после череды препирательств с продавцом магазина, сославшись на статью 476 ГК РФ (Гражданского кодекса), которая гласит, что Продавец не должен нести ответственность за возникшие после продажи поломки и возврат может осуществляться только при выявлении производственного брака, который еще необходимо доказать экспертизой – Вам предложат написать Претензию и сообщат, что магазин самостоятельно организует проведение экспертизы по Вашей Претензии.
К данному документу попросят приложить: копию своего паспорта (возможно просто попросят указать паспортные данные), контрольно-кассовый чек, подтверждающий покупку данного ювелирного изделия в их магазине и бирку/ярлык ювелирного изделия, подтверждающий все его технические и потребительские характеристики, и являющегося «паспортом ювелирного изделия», а также само изделие и все его детали, в случае, если изделие было сломано.
При отказе предоставить хотя бы один из требуемых документов – Вы вполне можете получить отказ в принятии Претензии.
Претензия оформляется в двух экземплярах по одному для Покупателя и Продавца, на Вашей экземпляре ставится отметка о принятии ее Продавцом — дата, время и ФИО и должность принимающего лица.
Отдельно хочу упомянуть, что продавец ювелирного магазина лично крайне не заинтересован в возврате/обмене изделия как минимум по двум причинам:
— Очень часто, в случае возврата денег за бракованное изделие у продавца магазина забирают обратно бонус/премию, который он когда-то получил за продажу этого изделия, т.к. продавцы в магазинах работают не только за стабильный оклад, но и за премии/бонусы от продаж, которые могут составлять до половины его месячного заработка..
— Продавца может оштрафовать его работодатель(владелец магазина), т.к. считается, что не умение «уболтать» клиента (т.е. нас) и избежать конфликтной ситуации, приносящей убытки магазину — профессиональный недостаток продавца.
Вы можете удивиться – «Почему Магазин должен отказать мне(Покупателю) и почему это ему невыгодно, если действительно (по Вашему мнению) производственный брак на лицо и Производитель ювелирного украшения, продавший когда-то Магазину данное изделие, должен принять его обратно без проблем и возместить Магазину его стоимость…» Ответ на Ваше вопрос будет звучать так:
— Магазину нужно подготовить кучу бумажек- документов для оформления возврата бракованного изделия Производителю и потратиться на пересылку бракованного изделия на завод (возможно без последующей компенсации).
— Производитель может просто отказать принимать возврат, т.к. больше не является поставщиком данного Магазина, либо по большому перечню других надуманных и объективных причин, и тогда Магазину придется за свой счет проводить независимую экспертизу (которая возможно не подтвердит производственный брак и тогда расходы на экспертизу полностью лягут на Магазин) и в судебном порядке добиваться возврата денег и всех понесенных в связи с этим расходов…
Своими словами — возврат бракованного изделия Магазинов в адрес Производителя, достаточно сложный, затратный и долгий процесс, который займет 2-6 месяцев при благоприятном развитии событий…
— Даже получив деньги от Производителя, Магазин в случае возврата вынужден будет вернуть Покупателю всю свою прибыль ( ведь он продавал изделия со своей торговой наценкой), полученную от продажи бракованного изделия, забрав эту сумму из своей текущей выручки.
По Закону о защите прав Потребителя на Вашу Претензию магазин должен ответить в течение 30 календарных дней. Вероятность более раннего решения по Претензии ожидать не стоит, т.к. мы выяснили, что это не в интересах ювелирного магазина.
По окончании 30 дневного срока рассмотрения Претензии, с вероятностью 99% Вы получите ответ, что, согласно проведенной экспертизе, в ювелирном изделии производственного брака не обнаружено, а поломка украшения связана с неправильной эксплуатацией изделия и произошла по вине Покупателя- т.е. Вас.
Достаточно часто, якобы в качестве «жеста доброй воли» Магазин, после отказа в удовлетворении Вашей Претензии, попытается «подсластить пилюлю» — предложив Вам скидочный сертификат на определенную сумму для будущих покупок, скидочную карту или еще какой-нибудь «бонус/подарок» (по факту абсолютно незначительный или совсем бесполезный). Магазин делает это только по одной причине – заставить Вас признать свою вину в порче изделия, закрыть конфликт и не допустить его продолжения…
Фото из открытых источников.
Вы можете не согласиться с решением Магазина и попытаться обратиться в суд для защиты и отстаивания своих законных интересов. Для этого Вам за свой счет необходимо будет провести независимую экспертизу бракованного изделия и самостоятельно нести все расходы по судебному разбирательству.
В случае, если проведенная Вами независимая экспертиза подтвердит брак изделия и Вы выиграете суд с Магазином, у Вас будет право получить деньги как за само ювелирное украшение, так и за все расходы потраченные на экспертизу и судебные разбирательства (включая услугу адвокатов – если они привлекались), а также разумную сумму (как правило не более 20% от стоимости ювелирного изделия) компенсации морального ущерба.
На данную процедуру Вы потратите не менее 10 000 руб. и от 2 до 6 месяцев своего времени и много потраченных нервных клеток.
В случае, если после получения судебного решения, вступившего в законную силу, и получением исполнительного листа, Магазин добровольно по решению суда не рассчитается с Вами, то еще порядка 2-4 месяцев может затянуться процедура принудительного погашения через службу судебных приставов.
Вывод – судебный порядок взыскания — не дешевая, не простая и долгая процедура, которая в большинстве случаев (99,99%) не оправдывает времени и расходов потраченных на нее, при условии стоимости ювелирного украшения до 25 000 руб. (а это, по статистике покупок, 80% всех случаев). При этом, не будучи ювелирным экспертом, у Вас нет никаких гарантий того, что независимая экспертиза признает брак изделия заводским и, соответственно, в этом случае Вы потеряете сумму равную стоимости экспертизы и останетесь с бракованным ювелирным украшением.
Отдельно хотим немного рассказать о независимой экспертизе ювелирных украшений. Экспертизу ювелирных изделий могут осуществлять частные эксперты, либо экспертные организации, входящие в СРО — саморегулируемую организацию оценщиков (ФЗ-135. Федеральный закон об оценочной деятельности) ,с 1 июля 2006 года лицензирование оценочного бизнеса – прекращено.
В 99,99% случаев «независимая экспертиза» ювелирного украшения проводится Магазинами у «карманных» оценщиков, либо не проводится вовсе, а просто составляется необходимый магазину акт.
Во всех российских городах миллиониках найти независимую экспертизу ювелирных изделий Вам не составит проблем, в малых городах и населенных пунктах в сельской местности – практически нереально…
Четких тарифов на экспертную оценку ювелирных изделий не существует, в зависимости от региона цена за услугу может составлять от 1 500 до 5 000 руб. за ювелирное изделие масс маркет сегмента, без драгоценных камней: бриллиантов, сапфиров, рубинов, изумрудов и александритов. Стоимость экспертизы ювелирных украшений с драгоценными камнями на много дороже.
Теперь когда Вы ознакомились с типичной практикой по возврату/обмену бракованного ювелирного изделия, Вы должны удивиться и спросить – «Неужели все так плохо и не бывает альтернативного развития ситуации?».
Короткий ответ экспертов Ювелирного Клуба – «До все плохо…, альтернатива бывает в 1% случаев».
Альтернативное развитие ситуации, с возвратом/обменом бракованных изделий бывает, как правило, только в несетевых ювелирных магазинах и в населенных пунктах, в которых есть большое количество ювелирных магазинов и как следствие происходит активная конкурентная борьба за конечного Потребителя.
В ювелирных магазинах сетевой розницы, несмотря на кажущуюся «продвинутость лидеров рынка» – реальной клиентоориентированности в вопросах обмена/возврата бракованных ювелирных изделий – Вы не найдете.
Принцип работы такой ювелирной розницы базируется на постулатах: «Не Вы так другие…»; «И так купят…» и т.д.
Наши утверждения Вы можете самостоятельно проверить, погуглив отзывы о сетевых ювелирных магазинах и почитав сообщения по тематике обмена/возврата бракованных изделий в многочисленных группах в социальных сетях.
В заключении нашей статьи мы расскажем о появлении новых альтернативных способов покупки ювелирных украшений, которые позволят Вам избежать возможных неприятностей при покупке некачественных изделий.
«Ювелирный Клуб» не только социальный интернет проект, созданный независимыми экспертами и энтузиастами ювелирного рынка для помощи Потребителях, но и разработчик и агрегатор уникальной услуги не имеющей аналогов на российском рынке — «Прокат ювелирных изделий».
Источник: dzen.ru