Что значат надписи на кресте

ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ: ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМА, СИМВОЛИКА.

Шестиконечный крест

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) – косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы – плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Православный крест

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное.

Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника – это состояние богооставленности, ада.

Афонский крест

Афонский крест.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте.

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» – Иисус и «ХС» – Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в центре – «НИКА» (в переводе с греческого – победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании – небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается – «МЛ» и «РБ» – Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» – Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» – голова Адама.

ИИСУС НАЗАРЕЙ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ ( надпись на Кресте)

Читайте также:
Благородный берилл камень свойства

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами – это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Крест с полумесяцем

Православный крест с полумесяцем.

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери – так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Крест нательный

Мы в Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургской Духовной Академии. Стенд, на котором представлены нательные кресты (на Руси их называли тельники), найденные в раскопках. И сейчас, думаю, имеет смысл немного рассказать о происхождении и символике нательного креста.

В первые века христианства крест не носили. Носили медальоны, с изображением Закланного Агнца, или Распятия.

Обычай носить кресты появился около 4-го века. Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на просвещенных Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты носили как на теле (под одеждой), так и сверху одежды.

Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста.

Копия древнего камнерезного нательного креста - www.kamnirez.ru

Копия древнего камнерезного нательного креста - www.kamnirez.ru

Копия древнего камнерезного нательного креста - www.kamnirez.ru

Копия древнего камнерезного нательного креста - www.kamnirez.ru

Копия древнего камнерезного нательного креста - www.kamnirez.ru

Копия древнего камнерезного нательного креста - www.kamnirez.ru

Образцы копий древних камнерезных нательных крестов — www.kamnirez.ru

Металлические тельники отливались из серебра или бронзы или вырезались из металлической пластины либо монеты. Иногда крест покрывали несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, реже — скандинавского происхождения.

Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым — Христом.

На крестах XI-XIII веков Христос Распятый почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа… восседающего на троне. Да, именно так. Не Распятый Христос, а Сидящий на троне Христос, просто вписанный в знак креста.

Крест все более усложняется, и его формы развиваются, особенно в XIV-XVII веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину при Крещении давался крест (в Греции такого обычая не было).

В это время в форме нательного креста появляется подобие корабля, якоря, дерева, растения; кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.

Читайте также:
Как отбелить серебряную цепочку и крестик в домашних

Но распятый Спаситель все же встречается на крестах древнего времени, хоть и редко.

Интересно, что привычный нам крест, на котором изображен почивший Спаситель, имеет большое догматическое (то есть, вероучительное и богословское) значение.

Дело в том, что в V-VII веках Церковь вела догматическую борьбу с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сторона Богочеловечества Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на Христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия Христа во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м Правиле Трулльского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается умершим на Кресте. Глава склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» — Ин.19:30). Тело Спасителя — прямое или слегка изогнутое, руки — в горизонтальном положении, открытые ладони пробиты гвоздями, ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям.

Древние нательный кресты

Крестчатый нимб с греческой надписью ООН, что значит по-гречески Сущий, подтверждает догмат о Божественной сущности Иисуса и говорит о Крестной Жертве Господа ради спасения мира.

Римо-Католическая Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII-X веков Христос изображался живым, часто в царском облачении и короне.

В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем, голова увенчана терновым венцом.

  • Крест нательный — Азбука Веры
  • История нательного креста — священник Константин Пархоменко
  • Православная Церковь и сектанты. Святой Крест. Крестное знамение — протоиерей Дмитрий Владыков
  • Как разобраться в изображениях Креста? История развития формы креста — Православие и мир
  • Крест нательный (в вопросах и ответах) — Азбука веры
  • Нательный крест — как свидетельство веры и духовная зашита — иерей Константин Слепинин
  • Можно ли снимать нательный крест в определенных ситуациях? — протодиакон Сергий Шалберов
  • О крестном знамении и нательных крестиках (ответы на вопросы) — Азбука веры
  • Благословение креста для ношения на теле(Чин освящения) — Азбука веры

Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном — торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными Искупительными Страстями Христа.

Изображения Спасителя Распятого, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII-XX веках, когда Православная Церковь испытывала большое влияние римской культуры и веры.

Читайте также:
Свойства тампонажных материалов и формируемого из них цементного камня

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, зодчеством, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку «с надписью вины Его» (Мк.15:26), установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII по XVI век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе (в форме INRI: Rex — Царь), а затем, с XII века, и в русских памятниках.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие креста. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.

Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело человека, распятого на кресте.

Многие исследователи считают, что кроме этого, утилитарного, значения подножие имеет важный символический смысл. Согласно византийскому церемониалу, подножие подчеркивает величие и благородство изображаемого лица. Поэтому на древних крестах подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.

Постепенно, начиная с X века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в дощечку. В русских крестах в XV-XVII веках оно начинает изображаться скошенным, правым концом вверх, левым — вниз.

Появляется и толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой — просил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на благоразумного разбойника (справа от Христа, поэтому вверх направлена правая сторона подножия креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.

Два слова о дополнительных изображениях на нательных крестах:

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель, над головой Его может быть табличка с буквами (I.Н.Ц.И.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).

Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего спасения и источник (в некотором смысле) нашей веры, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить и иными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.

Мы укажем на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дадим их краткое истолкование.

Рядом со Крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом со Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это делается в согласии с Евангелием от Иоанна (19:29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся как кропило (им во время обрядов очищения священники окропляли евреев жертвенной кровью: «…окропиши мя иссопом и очищуся. «)

Читайте также:
Как носить помолвочное кольцо если расстались

Часто у Христа на Распятии пронзен бок. Рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым видна стена или строение. Это стена Иерусалимская. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую сторону Креста могут стоять: Матерь Божия, апостол Иоанн Богослов, кто-нибудь из жен-мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные Апостолы Петр и Павел, святые и вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа над смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних (преимущественно византийских) крестах под Распятием мог изображаться поверженный сатана в виде дракона или просто пасть дракона. Иногда на крестах внизу изображается восставший из гроба Адам, иногда — Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие во ад. Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на оборотной стороне которых изображаются Двунадесятые праздники. Оборотная сторона вообще дает творческий простор для иконописца.

Надписи на Распятиях

Целым направлением иконографии Креста можно считать изучение помещавшихся на крестах надписей. Приведем некоторые из наиболее часто встречающихся полных надписей:

Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим.

Величай, душе моя Пречестный Крест Господень.

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. [с большим или меньшим количеством текста].

Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви, крест царей держава, крест верным утверждение, крест ангелов слава, крест демонов язва.

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Спаси и помилуй.

Иногда встречаются цитаты из Нового Завета.

Понятно, что длинные надписи очень сложно уместить на крохотном крестике (особенно нательном), поэтому знаки препинания соблюдаются не всегда.

В Греции возникает традиция обозначать слова или даже целые фразы начальными буквами слов.

Так, в Греции чрезвычайно популярной была надпись, переводимая как: «место лобное раем стало». Отсюда переносится и в русскую традицию как М. Л. Р. Б. («место лобное рай бысть»).

Думаю, что после такого небольшого экскурса в историю происхождения и символики нательного креста вы, дорогой читатель, сможете более сознательно рассматривать нательные кресты, которые встретите в музеях, на иконах, на магазинных полках. В России сегодня есть ряд небольших ювелирных мастерских, в которых изготавливаются нательные кресты по древним или старинным образцам.

Читайте также:
Черный бриллиант магические свойства камня для знаков
Источник

Какие слова написаны на обороте православного крестика и что они означают?

Какие слова написаны на обороте православного крестика и что они означают?

Каждый человек, приняв решение пройти обряд святого Крещения, обязуется носить на груди православный крестик — знак веры и богослужения. По поверьям, нательный крест защищает своего хозяина, а те, кто отказывается от его ношения, сам отвергает Божью помощь. Нательный крест напоминает о клятве служить Богу. Название «нательный» пошло из требований носить изделие под одеждой, подальше от чужих глаз.

Абсолютно неважно, из какого металла будет изготовлен крестик. Будь то сталь или золото, главное, какой смысл человек в него вкладывает. Для верующего христианина нет ничего дороже его веры и всего, что ее отождествляет. Наверное, из-за этого и пошла «мода» на изготовление крестов из драгоценных металлов с инкрустацией камнями. Также не имеет значение, на цепочке он будет висеть или на тесьме.

Многие думают, что для Крещения подходит только крест, с обратной стороны которого есть гравировка «Спаси и Сохрани». Она вошла в обиход христианских людей только в конце 19 века, а до этого использовались и другие надписи молитвенного характера.

С развитием технологий наносить гравировки на крестики стало легче. Современное оборудование позволяет писать на обороте надписи любых размеров. На сегодняшний день можно встретить крестики с такими молитвами, как:

  • «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Молитва прописана в Евангелии. Принадлежит мытарю — сборщику податей в древние времена, покаявшегося в своих грехах и получившему прощение от Бога;
  • «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи!». Молитва часто пишется на обороте нательного крестика в качестве оберега от злых духов и бесов;
  • «Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя». Молитва пишется на кресте с изображением Господа Вседержателя.Говорит об уповании на милосердие Бога, полюбившего мир и отдавшего своего единственного сына на страдания во имя искупления людских грехов;
  • «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Фраза взята из псалма Давида, 76 псалом. Это самое сильное изречение из всех существующих. Если прочитать текст молитвы полностью, то станет понятно, что он имеет достаточно близкое отношение к кресту, поэтому выбирать украшение с такой молитвой предпочтительней всего;
  • «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Молитва помогает защитить себя и близких от видимых и невидимых врагов, злых сил, порчи, укрепляет веру, дарит душевное спокойствие и ощущение благодати.

На нательных крестиках может быть выгравирована не только молитвенная фраза. Часто ювелирные мастера изображают на обороте образ святого, например, Георгия Победоносца или Николая Чудотворца.

Часто люди покупают священный образ Покров Пресвятой Богородицы.Она помогает православным, когда тем требуется защита. Также встречаются образы Владимирской и Казанской Божьей Матери, которые дополняются молитвой матери Иисуса Христа на земле: «Господи, молитвами Богородицы спаси мя».

Все упомянутые варианты крестов подходят для свершения обряда Крещения, как взрослому человеку, так и ребенку. Но при выборе символа веры стоит учитывать, кто именно будет его носить и какие потребности у человека.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...