ВЕЧЕРЯ (причастие)
Вечеря – с греч. языка переводится, как интимность, партнерство, ответственность, общение.
Базовое учение церкви о причастии (вечери) строится на следующих основных Библейских местах 26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. ( Мтф 26:26-28)
Так же (Марк.14:22-24) (Лук.22:19-20
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:23-29)
Тайная вечеря. 10 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Читаем Евангелие»
Итак, вплоть до времени тайной вечери, у церкви никогда не было заповеди о причастии. И только, в ту самую ночь, в которую Спаситель был предан, Он завещал нам совершать причастие в виде точного установления, в точных словах Его воли и завещания.
При изучении писания нам необходимо как можно точнее определить, что Бог имел в виду в определенном отрывке, а не то, что это значит для меня. Если принять точку зрения, согласно которой значение текста — это то, что он означает для меня, то Слово Божие может иметь столько же значений, сколько оно имеет читателей.
Поэтому, проговорим это еще раз, нам не следует искать подлинный смысл учения о причастии в каких-либо еще местах Библии, кроме тех мест, в которых Христос установил эту заповедь и Сам лично говорит об этом.
Что было в чаше?
К сожалению, в настоящее время среди христиан ходит очень много различных взглядов на вопрос о том, что же все-таки было в чаше: сок или вино?
Безусловным фактом является то обстоятельство, что никто из христиан, вплоть до двадцатого века никогда не понимал под «плодом виноградным» сок. Такой дискуссии в истории церкви просто никогда не существовало, так как никто никогда не ставил под сомнение тот факт, что в чаше причастия было именно вино, а не свежевыжатый сок.
Достоверно известно, что вплоть до конца девятнадцатого столетия человечество не имело технологий консервирования и хранения свежевыжатого виноградного сока. Пищевые добавки и консерванты стали использовать в промышленности только в двадцатом веке. Это позволило нам сегодня покупать в магазинах виноградный сок в неперебродившем состоянии.
ТАЙНА ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЧЕРИ
Смысл Вечери
Однако в Библии нет ни одного места утверждающего, что хлеб и вино превращаются в человеческие мясо и кровь, как, например, принято считать в некоторых деноминациях. Или, что Тело и Кровь – это всего лишь какие-то незначительные прообразы. Это абсурд.
Несомненно, что при причастии мы едим не один только хлеб, и пьем не одно только вино, так как Сам Христос об этом говорит: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть кровь Моя». Следовательно, мы вкушаем также Христово Тело и Его Кровь.
Так, как же это объяснить?
Можно совершенно уверенно сказать, что, если Бог говорит о хлебе, что это Его Тело, а о вине, что это Его Кровь, то так оно и есть на самом деле. Хотя на основании наших земных законов логики, физики, биологии и так далее, это обстоятельство объяснить невозможно.
Именно поэтому причастие является таинством, то есть священнодействием, через которое на человека, принимающего причастие особым образом действует Божественная благодать. Участие в вечере Господней совершенно очевидно является средством обретения благодати, которое Святой Дух использует для того, чтобы принести благословение как всей Церкви так и каждому причащающемуся её члену.
Понять тайну причастия в полной мере до настоящего времени не удалось ещё ни одному богослову. На эту тему существует масса споров и объяснений, но, несомненно одно: наше отношение к святому причастию должно оставаться неизменным и трепетным ровно настолько, насколько об этом говорит Библия.
Христос однажды сказал Апостолам: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоан.3:12). Следовательно, для нашего понимания бывают слишком сложными даже некоторые земные процессы, не говоря уже о небесных, для понимания которых требуется абсолютно новый уровень интеллектуального развития человека, который будет возможен только в новом теле.
Таким образом, после молитвы и благословения Церкви, хлеб становится непростым хлебом, а вино непростым вином. Они наполняются сверхъестественным Божьим присутствием, и, именно в этих Святых Дарах Бог является нам и соединяется с нами в одно Тело.
Две составляющие Вечери – хлеб и вино. Жизнь в Теле (хлеб), смерть в Крови (вино). Хлеб – представляет проявление Его Жизни (Его тело), и вино – представляет Его смерть на Кресте и пролития Крови за нас.
Вечеря – это наше единство с Иисусом.
Жизнь отождествляется с Телом Иисуса, смерть отождествляется с Его Кровью.
Кровь Иисуса отличалась от крови человека, она не была просто кровью человека. Кровь Иисуса уникальна, так как это кровь Самого Бога и она совершенно безгрешна. Кровь Христа прощает и смывает грех. Иисус сказал, что Его кровь является кровью Нового Завета. Завета, в котором мы с вами живём.
Новый Завет скреплен кровью Иисуса, поэтому это нерушимый завет.
Отношение к вечере
Апостол Павел пишет:
1 Кор 11:24. «…сие творите в Мое воспоминание…».
Когда мы принимаем вечерю, то должны вспоминать о жизни Христа и Его смерти, и ожидать Его пришествия снова на эту землю.
Он показал нам, как жить, прощая. У Христа было больше оснований осудить человечество, чем у нас. Тем не менее, Он простил людей. Мы должны делать то же самое, иначе наши сердца будут почвой для разделений, злости, распрей и ссор.
Прощение – это огромная сила, это Божья милость, которая действует в тебе и позволяет тебе владычествовать над всякими силами огорчения, злости, неприязни и распри
«. кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор 11:29-32).
Это указание Апостола Павла должно означать для нас то, что:
Вечеря Господня – это когда мы испытываем себя и судим самих себя, сверяя свои действия и слова с Библией. Значение вечери заключается в том, чтобы дать возможность каждому, кто в распрях, ненависти, непрощении и раздорах исследовать себя и судить себя самих.
Вечеря дает возможность каждому покаяться, потому что она напоминает о нашем единстве с Богом и друг с другом. Это означает, что мы судили себя сами, покаялись и Господь, таким образом, исправил нас. И теперь мы не умрем от тех болезней, от которых умирает мир.
Рассуждения о Теле Господнем дает нам возможность пребывать в здоровье, и мы сможем завершить поприще, которое Бог задумал для нас. Чтобы нам не быть виновными против тела Христова, нам необходимо примириться с братьями и сестрами, простить их и себя и раскаяться в своих грехах, если это есть в нашей жизни, до совершения Вечери.
Иисус Христос учил о том, чтобы вечеря принималась постоянно. В современных церквях заведено совершать вечерю раз в месяц (у нас – первое воскресение месяца).
Каждый христианин должен подходить к участию в Вечере Господней с покаянием в своих грехах, с уважением к Искупителю, с осознанием того, что Иисус страдал и умер именно за меня, с благодарностью за Его подвиг, с верой в то, что Он вскоре придет забрать с земли своих и надежной на то, что Он воскресит нас в новых телах и мы будем с Ним вечно.
Немаловажно соблюдать порядок вечери.
1 Кор. 11:20-22.
Мы видим, что апостол Павел укоряет церковь в Коринфе за то, что они не достойно, без почитания и уважения принимали вечерю Господню. Когда мы принимаем вечерю, то должны это делать, как говорит Писание «достойно», то есть, рассуждая о теле Господнем.
Отношение почитания, с которым мы принимаем вечерю, должно выражаться на протяжении всей вечери. Когда мы идем к чаше и хлебу (не болтать, а пребывать в молитве), когда непосредственно вкушаем (1 кусочек хлеба и один глоток вина), когда мы возвращаемся на свои места (также не разговаривать, пребывать в молитвенном состоянии), и после чего мы должны не мешать другим принимать участие в вечере.
Вечеря незакончена до тех пор, пока последний человек не принял в ней участия.
Подтверждение прощения
Мтф 26: 27-28
« И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»
Выражение «во оставление грехов», в греческом оригинале Нового Завета имеет значение, как «освобождение, отпускание или прощение грехов». То есть, Бог лично подтверждает, что каждый участник в Его Трапезе примирился с Ним путем смерти на Голгофском Кресте и пролития Крови Его Сына Иисуса Христа.
Кто может участвовать в вечере?
На основании книги Деяний Апостолов и посланий Апостола Павла, что также подтверждается и другими историческими источниками, описывающими жизнь первохристианской церкви, мы можем сделать определенный вывод о том, что церковь под руководством Апостолов, придерживалась строгого правила, согласно которому к участию в Вечере Господней допускались только члены церкви, принявшие водное крещение. Никто из посторонних к участию в Тайной Вечере не допускался.
«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:41-42).
Источник«Причащение апостолов» и «Тайная Вечеря» — в чем различие?
И к она «Тайная Вечеря» есть в каждом храме. Ее трудно не заметить: как правило, она располагается прямо над Царскими вратами. На ней мы видим Христа и апостолов за пасхальной трапезой. Спаситель предсказывает предательство Иуды.
Последнего легко узнать среди апостолов: Иуда тянется рукой через стол или собирается уходить, иногда пряча за спиной, иногда прижимая к груди мешочек с тридцатью сребрениками. Мы легко найдем апостола Иоанна Богослова: он рядом со Христом, как сказано в Евангелии: один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Позы и лики апостолов полны драматизма, ученики напряженно смотрят друг на друга и на Иисуса, вопрошая: не я ли, Господи?
Икона «Тайная Вечеря» несет в себе несколько смыслов, в том числе благодаря своему расположению в храме. Это не только исторический сюжет, но и указание на непрерывность совершения в Церкви таинства Причащения: с апостольских времен до XXI века и далее Евхаристия объединяет верующих друг с другом и со Христом.
Литургический смысл этого события более полно выражен в другой иконографии, развивавшейся параллельно с «Тайной Вечерей». Она так и называется — «Евхаристия» или «Причащение апостолов». Как правило, «Причащение апостолов» помещают на восточной стене алтаря — прихожане видят его, когда открыты Царские врата. Так, в соборе Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге виден центр большой мозаичной композиции в алтаре: Христос и склонившиеся к нему апостолы Петр и Павел.
На иконе «Причащение» нет возлежащих или восседающих, нет трапезы как таковой. В центре композиции изображен Христос у престола — Первосвященник, подающий Святые Дары шествующим к нему апостолам. Рядом со Христом часто изображают ангелов в диаконском облачении. Первыми в ряду апостолов стоят Петр и Павел. Да, Павла не было на Тайной Вечери, он и апостолом стал уже после Пятидесятницы, но здесь икона изображает литургию Небесную, и Павел как первоверховный апостол — полноправный ее участник.
Можно сказать, что «Тайная Вечеря» и «Евхаристия» — это две разные, но родные иконы, ведь обе говорят нам о незыблемости и важности таинства Причащения.
Источник«Причащение Апостолов» и «Тайная Вечеря»: одно событие – две традиции
Событие, которые произошло во время первой литургии, по-разному раскрывают православные иконы. Почему так вышло?
В Великий Четверг, в день свершения Тайной Вечери, вместе с протоиереем Николаем Чернышевым, иконописцем и клириком храма Святителя Николая в Кленниках, мы пытаемся вглядеться в иконные образы, являющие это событие Священной истории.
До скончания века
Каждый Божий день в течение всего года (за редчайшими исключениями) Церковь совершает таинство Евхаристии. Поэтому образ Тайной Вечери или Причащения Апостолов находится в самом иконостасе, непосредственно над царскими вратами, через которые священник выносит Чашу с Телом и Кровью Христовой для причащения народа.
Но в церковном году есть один единственный день – Великий Четверг Страстной Седмицы, когда совершается воспоминание этого священного исторического события, которое произошло в Сионской горнице.
Когда собрал Господь Своих учеников, для того чтобы разделить с ними Свою последнюю трапезу, когда преломил самый простой хлеб, благословил самое простое вино и Своею властию Божией преложил их в Свои Тело и Кровь.
И благословил своих учеников это таинство совершать до скончания века, сказав, что в этом таинстве – залог жизни с Ним и в Нем, пребывания в Боге и сейчас, в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Потому в течение всех двух тысяч лет по всей вселенной, по всему земному шару каждый день, за исключением будней Великого поста и еще нескольких редчайших дней в году исполняется это благословение Христово.
«Нас же всех соедини друг ко другу»
Литургия в переводе с греческого – «общественное служение», «общее дело», общее дело всех христиан, поэтому Литургия по определению не может совершаться в пустом храме, не может священник для самого себя ее совершать. Принципиально важно, чтобы хоть несколько человек даже в самые «незначительные» будние дни, участвовали в Божественной литургии, причащались Тела и Крови Христовых.
Но Великий Четверг – это тот день, когда все без исключения стараются принять участие в этом таинстве, разделить трапезу Господню, быть вместе и друг с другом, и со Христом, когда Спаситель соединяет всех нас воедино.
Сейчас мы поговорим о композиции «Причащение апостолов», которую мы видим, например, здесь, в иконостасе Никольского придела храма Святителя Николая в Кленниках.
А в Казанском приделе нашего храма на алтарной преграде мы увидим белокаменный барельеф, изображающий Причащение апостолов. Справа и слева от апостолов мы видим такую надпись: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие», – это слова из текста божественной литургии святителя Василия Великого.
Как они важны, как они должны быть дороги для каждого из нас. «Всех нас, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друк ко другу, в причастие единого Святого Духа» – это призыв к единству и друг с другом, и со Христом, и во Христе.
Начало Церкви Христовой
Как образ Евхаристии являет нам то, что совершалось в Сионской горнице? На второй, на третий, на десятый план по смыслу отходят эмпирические подробности, не так важно, как на самом деле выглядел интерьер Сионской горницы.
На дальнем плане мы видим некие городские строения города Иерусалима разнообразные, иногда очень сложные. Их покрывает покров, который называется «велум» Таким образом наброшенная ткань – это символ того, что изображаемое происходит не где-то на открытом воздухе, а в интерьере, внутри Сионской горницы.
Но самое главное, мы видим, как Спаситель преломляет хлеб и раздает каждому из апостолов Тело Свое, видим, как он преподает ученикам Чашу с вином, которое стало Его Честною Кровью.
Изображение Тайной Вечери мы можем увидеть на фреске Леонардо да Винчи, на картине художника Николая Ге, на многих других полотнах и настенных изображениях художников ренессансной или классицистической культуры. Перед этим искусством ставились совершенно другие задачи.
Фреска да Винчи
А искусство иконы стремится передать самое существенное из происходившего. Да, тут присутствуют и человеческие эмоции, мы видим апостолов вовсе не безучастных, и личность каждого из них здесь раскрывается присущими ей особенностями. Но все же главное на этом образе, как Христос в этом таинстве напояет Самим Собой, окормляет Самим Собой тех, кто и стал началом Церкви Христовой.
Обратите внимание, на этой иконе нет Иуды, но есть изображение апостола Павла, который не присутствовал тогда на Тайной Вечере. Но именно он стал вместе с апостолом Петром первоверховным апостолом, он оставил для нас с вами наибольшее количество посланий, поучающих нас в жизни во Христе.
Причастниками Божественного естества стали те, кто после сошествия Святого Духа разошлись по всей вселенной, для того чтобы проповедывать Евангелие, возвещать тайны Царствия Небесного.
Днем рождения, а вернее – актуализации Церкви, началом воплощения ее практической деятельности называют день Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа.
Но ведь зачинается Церковь именно с этого события, с Тайной Вечери Великого Четверга. Мы видим то, чем стала жива церковь – Телом и Кровью Христовыми. Именно поэтому этот образ помещается над Царскими вратами для явления того, что именно совершается и в алтаре, и во всем храме, и для всего верующего народа.
И сколько бы веков и тысячелетий ни проходило, как бы далеко мы ни жили от града Иерусалима, за каждой Литургией совершается все та же Евхаристия, которую совершил Господь на Тайной Вечере. Она длится, совершается и сейчас.
Реальность наполняется смыслом вечности
Попробуем внимательнее вглядеться в некоторые важные элементы иконы. Мы видим, например, стол, а над ним – сень. В то время в реальности был такой стол? Нет, конечно. Тогда, наверное, стола, как такового, и не было в Сионской горнице.
На иконе мы видим то, что мыслится уже как Престол, необходимый для совершения Евхаристии. Спаситель причащает своих учеников, жителей самого начала нашей эры, но у Престола, за которым мы сейчас совершаем Божественную литургию. Изображаемое на иконе выходит из понятия исторической правды – это уже Священная история. Реальность в иконе через символизм переплавляется, преображается, наполняется смыслом вечности.
Мы знаем примеры большей повествовательности на иконах русских, балканских и поздних греческих изображений, где на столе Тайной Вечери изображено множество приборов с ножами и ложками, разнообразные яства с рыбой, горькими травами и прочими подробностями, характерными для того времени, когда создавалась фреска или икона.
Но мы помним икону преподобного Андрея Рублева, где он символически изобразил Предвечный Совет Пресвятой Троицы. Там на столе находится одна единственная Чаша с главой жертвенного Ангца.
Это и есть та самая Чаша, со спасительными Телом и Кровью, которую Господь Иисус Христос заповедал пить своим ученикам и всей Церкви. Так исполнился Предвечный Совет о спасении мира через Жертву Христову за каждого из нас.
Символизм и реализм Тайной Вечери
Интересно, что существует две иконографии этого праздника, сходные по сюжету, но отличающиеся по смыслу, по степени повествовательности и символичности – Причащение апостолов и Тайная Вечеря.
На иконе Тайной Вечери мы видим именно Сионскую горницу, мы смотрим словно сверху, чуть отстраненно. Круглый стол, за которым сидят равные между собой ученики Христовы и их Божественный Учитель. Впрочем Он может быть несколько выделен по масштабу, фигура Его может быть чуть крупнее.
На этой иконе могут не совпадать геометрический и смысловой центры иконы, Спаситель может располагаться ближе к краю композиции, но мы всегда первый взор обращаем именно на Него, потому что Он является видимым смысловым центром этого образа.
Спаситель начинает Вечерю, как обычную иудейскую пасхальную трапезу, но вслед за этим начинает происходить что-то необычное. И слова Спасителя, и Его священнодействия перестают укладываться в какие бы то ни было традиции. Он говорит, что отдает Себя, свои Тело и Кровь ради спасения Своих учеников и всего мира…
А еще во время трапезы Спаситель говорит, что один из ближайших учеников предаст Его.
Эти слова Он произносит так, что ученики замирают, один лишь Иоанн по просьбе Петра спрашивает: «Кто это?», Христос отвечает: «Омочивший со мною руку в солило». Но ведь все апостолы принимают трапезу из одних и тех же сосудов…
На иконе мы видим жест одного единственного человека. С малых лет родители учат детей: не тянись через весь стол! А здесь мы видим руку Иуды, тянущуюся к чаше. Этот жест не просто не этичен, здесь речь идет не только лишь о нарушении условных договоренностей между людьми, речь идет о верности и измене Богу.
На этой иконе показано то, что было сокровенно для учеников в тот момент, который описывает данный евангельский текст: мы видим безнравственность измены. Икона являет этот жест Иуды, ставший очевидным лишь для Самого Спасителя.
И в этом превосходство иконы над иллюзорными реалистическими изображениями, в этом – символизм в иконографии Тайной Вечери. Этот символизм выражается и в отстраненном – не в активном, действенном, деятельном, а именно отстраненном взгляде на Тайную Вечерю, за которой не было никого, кроме ближайших учеников; и в видении этого события с некоторой высоты Священной истории; и в дерзком жесте Иуды, с которого началась его измена…
Мы видим и других апостолов: и нежного, возлежащего на груди или на коленях Спасителя, Иоанна Богослова, и самого горячего, пылкого и эмоционального апостола Петра. При всем их равенстве мы видим неповторимые характеры учеников Христовых, и икона не скрывает, а выявляет это.
Замковый камень
Но есть и совсем иная иконография этого же события, которая еще более возвышается над историзмом и повествовательностью, еще один вариант образа Причащения апостолов – их шествие ко Христу. В ряд расположены подходящие с обеих сторон ученики, среди которых и апостол Павел, а в центре, в Горнем месте – Христос.
Это изображение часто помещается на втором ярусе алтарной апсиды. Во время совершения Божественной литургии священнослужители и народ Божий, созерцая образы Тайной Вечери и Причащения апостолов в глубинах алтаря или в иконостасе над царскими вратами, снова и снова переживают событие происходившее и 2000 лет назад, и сегодня, и в вечности…
В отличие от камерной композиции Тайной Вечери, иконография Причащения апостолов, особенно в алтарном, имеющем, как правило, сферическую поверхность, изображении, такова, что в нее включаются и все люди, стоящие в храме, мы с вами.
Когда священнослужители стоят рядом с образами апостолов у Престола, мы видим начало того апостольского преемства, которое дошло и до сего дня. А ведь есть фрески Причащения апостолов, где вместе с человеческим миром явлен и ангельский, участвующий в Литургии: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат».
Есть множество разнообразных изображений этого события – икон разных веков, стилей, которые передают богатство этого непостижимого содержания. Давайте вместе посмотрим на композицию Причащения апостолов, которая располагается на алтарной преграде в Казанском приделе храма святителя Николая в Кленниках.
Когда только начинал создаваться иконостас, мы с другими художниками понимали, как именно изображать его верхние ярусы, но когда дошел черед до нижних ярусов, возникла некая заминка.
И только тогда, когда мы вспомнили одновременно и о художественной, и о смысловой, богословской значимости Евхаристии, стало понятно, что именно это изображение и должно стать тем «замковым камнем», священным камнем. Архитекторы знают, что такое «замковый камень», как он важен, как на нем держится вся арка.
Когда мы ввели в эскиз проекта эту барельефную композицию, иконостас получил свое логическое завершение – стройность и цельность.
Видите, эта композиция Евхаристии значима не только сама по себе, она соединяет и киоты с образами Спасителя и Божией Матери. В центре за Престолом мы снова видим фигуру Христа, который раздает Свое Тело и Кровь апостолам и со всеми кто приходит в храм, чтобы разделить Трапезу Господню со всей Церковью.
Подготовила Алиса Струкова
Видео: Виктор Аромштам
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Источник