Что значит отвергнуть себя и взять крест свой?
В общении с другими людьми Иисус часто переходил прямо к делу. Его призыв к ученичеству в Евангелии от Марка 8:34 не является исключением: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Ученичество равнозначно самоотречению и несению креста. Точка.
Но что Иисус подразумевает под «отвергнись себя»? Что означает «взять крест свой», ведь крест Иисуса и наш крест не могут совершить одно и то же? И почему Он использует такую суровую метафору для описания ученичества?
Предоставление собственных определений
Мы смутно понимаем, что самоотречение и несение креста означает, что ученичество, вероятно, трудно, а «я» — это какая-то проблема. Но если мы будем опираться на наши ассоциации с этими понятиями, то, скорее всего, неправильно поймем смысл слов Иисуса.
Например, если мы подумаем о том, как мы стремимся к самоотречению, мы можем обнаружить, что ассоциируем самоотречение с отказом от своих желаний. Поскольку «себя» относится к нам и к тому, чего мы хотим, мы добавляем прямой объект к «отвергнуть себя», так что получается «отвергнуть себя — это отказаться от каких-нибудь вещей для себя». Будь то материальные объекты или нематериальные предметы, такие как успех, любовь или значимая работа, отрицание желаний «я» — это распространенное заблуждение относительно самоотречения.
Что значит быть свободным и как стать таковым?
Но иногда мы идем дальше: мы игнорируем себя. Поскольку мы знаем, что мы по своей природе грешны, мы можем считать все, что исходит из «я», по меньшей мере подозрительным, если не угрожающим или неправильным. Боясь быть слишком сосредоточенными на себе и устремленными внутрь себя, мы создаем ложную дихотомию, в которой нам приходится выбирать между сосредоточением на Христе и самоанализом.
Несение креста, возможно, еще более неправильно понимается. «Нам всем нужно нести свои кресты» применяется к самым разным трудностям, начиная от шутки («Я еду на конференцию во Флориду на следующей неделе — нам всем нужно нести свои кресты»), до выражения разочарования по поводу мелких неудобств (таких как привычное опоздание члена семьи) и описания действительно трудных ситуаций, таких как искушения, продолжительная болезнь или сложные отношения.
Верующие могут быть склонны аллегоризировать любую неприятность как «крест», а затем одухотворять ее как часть ученичества. Или, что еще более экстремально, несение креста становится ссылкой на то, что ученичество равносильно боли — не как включающее страдание, а как его сущностная природа.
Такие прочтения опасны, потому что они основаны на частичных истинах. Конечно, мы должны остерегаться «я». Конечно, христианская жизнь включает в себя страдания. Но каждое из этих неверных толкований упускает то, о чем просит Христос.
Что говорит текст
Два соображения, в частности, могут помочь нам правильно понять смысл слов Иисуса в Евангелии от Марка 8:34.
1. Более пристальный взгляд на «отвержение»
Греческий глагол, переведенный здесь как «отвергнуть», — aparneomai. Хотя это слово может означать просто отрицание истинности утверждения, оно почти всегда имеет подтекст ассоциации или связи с человеком. Отвержение в Новом Завете — это намеренное отмежевание от отношений с конкретным человеком. Другим переводом этого слова может быть «отречься» или «откреститься».
Что такое нательный крестик?
Например, именно этот глагол используется, когда Петр «отрекается» от Иисуса. Он отрицает, что знает Иисуса или имеет с Ним какую-либо связь.
Самоотречение, таким образом, — это намеренное отречение от себя, или отход от отношений с самим собой как первичными. Иисус делает заявление не о том, плохо ли «я», а о том, с кем мы наиболее тесно связаны. Кому мы в первую очередь преданы — ему или себе?
2. Историческая практика крестоношения
Иисус сделал это заявление о взятии своего креста до того, как был распят. Хотя метафора, конечно, приобрела бы более глубокий смысл после Его смерти, она должна была что-то значить для Его слушателей и до этого.
Распятие предназначалось специально для преступников, восставших против власти. «Взять свой крест» означало заставить осужденного нести крестовину к месту казни. Это показывало, что хотя осужденный и восстал против власти, но теперь он настолько побежден, что его последним действием в жизни будет нести орудие своей смерти к месту казни. Это была демонстрация полной и абсолютной покорности. Призыв нести свой крест как часть следования за Иисусом, таким образом, является призывом быть таким же покорным Христу, как осужденный преступник был покорным своей смерти.
Поэтому, когда Иисус призывает к самоотречению и несению креста, Он претендует на власть. Следование за Христом означает отречение от себя и преданность Ему. И это значит, что мы должны быть преданы Ему до самых глубин нашего существа.
Больше, чем лозунг
Вместо того чтобы заимствовать эти библейские слова как самодостаточные лозунги для ученичества (как однажды сказал один из моих профессоров семинарии), что означает призыв Иисуса для нашей жизни?
Во-первых, самоотречение — это не просто периодическая практика. Нас не призывают время от времени поднимать определенный крест; нас призывают к целому образу жизни. Мы часто говорим о том, готовы ли мы «посчитать цену» ученичества. Но на самом деле вопрос не в дороговизне следования за Иисусом, а в нашей готовности следовать за Ним, несмотря на цену. Величие или малость цены больше не подчеркивается; скорее, вся жизнь должна быть отдана Ему.
Во-вторых, правильное понимание себя необходимо для ученичества. Если самоотречение и несение креста — это призывы к самоотдаче, то самость должна не только присутствовать, но и быть известной и хорошо изученной. Как мы можем подчинить себе то, что мы не осознаем? Как мы можем покориться тому, о чем не знаем? Проводить время, исследуя свое сердце, изучая свои мотивы, желания и грехи, не только допустимо в ученичестве, но и необходимо для него.
В-третьих, всякое ученичество — это крайность. Кажущаяся суровость призыва Иисуса призвана разъяснить это. В следовании за Христом нет полумер. Это все или ничего. По определению, это не хобби, а полная и абсолютная преданность Ему в каждом уголке сердца.
Христос призывает нас к исключительной верности и полному подчинению Ему. Хотя самоотречение и крестоношение являются крайними и всеобъемлющими, они не искореняют и не подавляют самость. Напротив, Святой Дух действует через них, восстанавливая в нас образ Божий, когда мы возрастаем во Христе и становимся более целостными теми, кем мы были созданы быть.
ИсточникПочему нужно обязательно «нести свой крест», что это значит?
В Евангелии написано: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф. 16:24). В Синодальном переводе Библии на русский язык над словом «крест» стоит пометка, а в сноске указано, что под крестом подразумевается жизнь человеческая.
То есть в данном контексте слово «крест» и слово «жизнь» – синонимы. Потому выражение «нести свой крест» можно заменить фразой «нести свою жизнь». Отсюда выплывает вполне логичный вопрос: «Куда ее нести?» и вполне логичный ответ: «К Богу». Почему Господь определил жизнь нашу человеческую как крест?
Ведь мир и тысячи лет назад, и сейчас воспринимает ее совсем по-другому: как карнавал, фейерверк, море удовольствия и «вечный» праздник. Но православие говорит нам о том, что зачастую это пир во время чумы. И чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство: крест – одновременно как орудие казни греха и страстей и как орудие воскресения, спасения рода человеческого.
«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», – точно сказал святой первоверховный апостол Павел (Гал. 5:24). Выразительна символика крестоношения в Таинстве Крещения. Почему в нем используется вода? Она – символ земли, а земля – символ смерти и погребения.
Троекратное погружение в воду при Крещении – образ смерти ветхого человека, а также первородного и всякого другого греха. Троекратное восстание во имя Отца и Сына и Святаго Духа – символ воскресения нового обновленного духовного человека – новой твари. Но для того чтобы стать таким, нужно последовать за Христом, подняв на плечи свой крест – на личную СВОЮ Голгофу, без которой не бывает и воскресения.
Под крестом (крестоношением) каждого человека подразумевается все в его жизни – таланты, способности, обстоятельства и события, с ним случающиеся, люди, которые его окружают, и вообще все то, что формирует душу человека.
Как писал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было». Все, что ни случается с человеком в жизни, – от Господа. Это можно сравнить с тем, что Бог – наш Учитель, мы на земле – ученики. Все, что происходит с нами в жизни – от Бога, и люди, которых мы встречаем во время своего земного пути, тоже посланы Им. Даже враги.
В великой книге православной аскезы «Добротолюбии» сказано, что нужно любить своих врагов. Для падшего, запутавшегося в грехах человеческого сознания это почти не возможно. Но святые отцы поясняют, вернее, указывают тот путь, с которого нужно начать дело любви к врагам. Они пишут о том, что мы должны воспринимать наших врагов как орудие в руках Господа, служащее для нашего исправления. Образно выражаясь, враги (и вообще все люди) – хирургический скальпель в ладони Всевышнего, которым он вскрывает глубоко закоренелую рану нашей гордыни, чистит гной грехов да страстей.
Вспомним великолепную меткую фразу героя сельского православного батюшки (его роль играет Сергей Маковецкий) в фильме «Преображение», которую он сказал о своей матушке: «Она – мой точильный камень». Развивая эту мысль, можно сказать, что мы все друг для друга точильный камень.
Господь, как ЛУЧШИЙ Врач, моделирует для каждого из нас именно те жизненные обстоятельства и посылает именно тех людей, которыми в целокупности нас исправляет и направляет на верный путь.
Мне очень нравится выражение «Земная жизнь – училище для души». Точно сказано!
Мы ученики на земле. Наш жизненный крест, кажущийся порой очень тяжелым, нужен для того, чтобы распять наши страсти, пронзить гвоздями событий наши пороки и похоти, вознести руками встречающихся нам по жизни людей, нашу душу от земли с тем, чтобы умер ветхий наш плотский человек и воскрес-восстал новый – духовный гражданин Царства Небесного.
Это необходимо. И крест – основа нашего спасения.
Именно потому грех самоубийства – тягчайший. Ведь человек добровольно лишает себя креста. Он внутренне будто говорит Богу:
– Мне то, что Ты даешь, не нужно. Не хочу этого знать. Ну и что, что спасительно?! Я не желаю. Если Ты не даешь мне того, чего я хочу, хотя и знаю, что для меня это губительно, то я не приму и того, что Ты мне даешь.
В этом грех сатанинской гордыни.
Потому, дорогие братья и сестры, накануне Крестопоклонной недели хочется сказать о том, что нужно смиренно и терпеливо нести свой крест. Умер близкий родственник – Божья воля. Попал в больницу – Божья воля, посмотри, проанализируй, следствием какого греха явилась болезнь.
Может, Господь тебя останавливает в земном суетном беге, чтобы ты поднял голову ввысь: помолился, попостился, пособоровался, поисповедовался, причастился. Родился ребенок – Божья воля. Приняли на работу – радуйся! На то Божья воля! Уволили с работы.
Ничего, радуйся! На то тоже Божья воля. А Он то, как любящий Отец, тебя не оставит.
Просто прими своей крест. Прими Божью волю – и ты увидишь, как Он все устроит. Одна игуменья говорила о том, что просит у Бога только двух вещей: полностью предаться Его воли и покаяния. А еще она говорила, что не нужно искать земной справедливости. Ее нет.
А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту. И это космический вселенский закон. Ведь недаром Крест называют Честным и Животворящим. В нем – источник жизни для человеков. Важно это понять.
И когда это осознаешь, получишь радость Богообщения, которую никто и никогда у тебя не отнимет. И крест откроет тебе новую прекрасную жизнь.
ИсточникЧто значит «поставить крест»
На очереди подборка фразеологизмов со словом крест.
В нее включено более 20 фразеологизмов.
Они распределены по тематическим группам: клятва, креститься, крестить, испытания. Приводятся значения фразеологизмов.
Фразеологизмы про клятву
- Крестное целование (присяга, клятва, сопровождаемая целованием креста)
- Целовать крест (давать твёрдое обещание; присягать)
- Вот (те) крест (святой) (божба, клятвенное заверение)
- На кресте (твердо обещать что-либо, крестясь)
Фразеологизмы про креститься
- Осенять себя крестным знамением (креститься)
- Осенять себя / осеняться крестом (креститься)
- Класть крест (креститься)
- Крестное знамение (знак креста, молитвенный жест христиан)
Фразеологизмы про крестить
- Осенять крестным знамением ((крестить кого-либо (делая рукой знак креста над ним))
- Осенять крестом (крестить кого-либо (делая рукой знак креста над ним))
Фразеологизмы про испытания
- Нести крест (терпеливо и последовательно переносить испытания, страдания)
- Тяжёлый / тяжкий крест (тяжелая доля, трудная судьба)
Прочие фразеологизмы к крест
- Поставить / ставить крест (решительно отказаться от продолжения дела, посчитав его бесперспективным)
- Не детей крестить (ничто не связывает кого-либо с кем-либо)
- Креста нет (поступать бесчестно, бессовестно)
- Крест-накрест (крестообразно; пересекая одно другим)
- Крестный ход (церковное шествие с крестами, хоругвями, иконами)
- Крестовый поход (кампания против кого-либо или чего-либо; походы западноевропейских рыцарей против мусульман или еретиков)
- Крестовый брат (человек, с которым заключён союз на вечную дружбу, закреплённую обменом нательными крестами) – кстати, фразеологизмы с брат
- С нами крестная сила! (восклицание, которое употребляли при испуге, выражая желание избавиться от кого-либо или чего-либо)
- Аллюр три креста (образное выражение, означающее сверхбыстрое исполнение какого-либо дела) – кстати, фразеологизмы с числом три
Таким образом, фразеологизмы к слову крест в основном связаны с христианским культом, а также с близкими ему народными обычаями (целовать крест, обмен крестами).
Тем не менее, можно встретить и сугубо светское употребление слова крест («поставить крест», «крест-накрест», «аллюр три креста»).
Мне самому наиболее понравились фразеологизмы «нести свой крест» и «аллюр три креста».
Вы можете также ознакомиться со следующими подборками:
- Фразеологизмы из Библии
- Фразеологизмы о человеке
- Фразеологизмы с душа
- Фразеологизмы с русский
- Исторические фразеологизмы: Россия и СССР
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
На чем, или на ком, ставят крест
Но кроме прямого, это словосочетание имеет устойчивое переносное значение, то есть является фразеологизмом. Его применяют по отношению к чему-либо, от чего вынуждены окончательно отказаться, когда признают невозможным осуществить желаемое: поставить крест на карьере, поставить крест на отпуске в этом году. Это экспрессивно окрашенное, очень эмоциональное выражение.
Слова «поставить крест» применяют и по отношению к человеку. В этом смысле они имеют неодобрительную окраску и означают: «окончательно разуверившись в ком-либо, считать его неспособным на что-либо, конченым, никчемным». На человеке «ставят крест», потеряв надежду его исправить, это значит, совсем отказываясь от него.
Выражение «поставить крест» первоначально появилось в речи царских чиновников и не имело никакого религиозного подтекста. Служащие, чтобы не утонуть в ворохе бумаг, чтобы отделить уже обработанные от тех, что еще предстоит изучить, перечеркивали ненужные бумаги двумя наклонными пересекающимися линиями — крестом. Так им было понятнее и удобнее.
Выражение «поставить крест» синонимично устаревшему слову «похерить» — зачеркнуть хером , где «хер» — древнерусское название буквы «Х», внешне напоминающей крест.
В основе образа фразеологизма «поставить крест» символизация действия: перечеркнуть, те есть «сделать недействительным, уничтожить».
Сходные по образу выражения: перечеркнуть прошлое (все хорошее), вычеркнуть из жизни (из памяти), зачеркнуть прошлые заслуги.
К этому добавляется устойчивый для сознания образ креста, как надгробия. В целом фразеологизм «поставить крест» имеет символическое значение прекращения чего-либо.
Что значит взять свой крест?
Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем.
Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно — и да сделает возможным — всё то, что люди считали невозможным.
Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет. По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.
Отвергнись себя. И первый человек, Адам, отвергся себя, когда впал в грех, но он отвергся себя настоящего и истинного. Требуя ныне от людей, чтобы они отверглись себя, Господь требует отвергнуться себя ложного. Проще говоря: Адам отвергся Истины и прилепился ко лжи; ныне Господь требует от потомков Адама, да отвергнутся лжи и снова да прилепятся к Истине, от коей отпали.
Отсюда, отвергнуться себя означает: отвергнуться иллюзорного не-существа, навязавшегося тебе вместо твоего существа, кое от Бога. Отвергнуться плотяности, вытеснившей в тебе духовность, и страсти, вытеснившей в тебе добродетель; и рабского страха, помрачившего в тебе образ богосыновства; и богохульного ропота, умертвившего в тебе дух послушания Богу.
Отвергнись злых мыслей, злых желаний и злых дел. Отвергнись языческого поклонения природе и своему телу. Одним словом, отвергнись всего, что, как ты считаешь, является тобой, на самом же деле это не ты, а диавол, и грех, и тлен, и обман, и смерть. О, отвергнись злых навыков, ставших для тебя вторым естеством; именно: отвергнись этого второго естества; ибо сие не естество, сотворенное Богом, но нагроможденный и окаменевший в тебе обман и самообман — олицетворенная ложь, коя живет под твоим именем, как и ты — под ее именем.
Что значит, и возьми крест свой? Значит — добровольно прими из рук Провидения всякую цельбоносную горечь, тебе предлагаемую. Произойдут ли великие катастрофы — будь послушен воле Божией, как Ной. Требуется ли от тебя жертва — принеси ее с тою же верой в Бога, с какою Авраам хотел принести в жертву своего сына.
Пропадет ли имение, умрут ли неожиданно твои дети, найдет ли лютая болезнь — всё переноси с терпением, как Иов, не удаляя своего сердца от Бога. Оставят ли тебя друзья, будут ли тебя окружать одни враги — переноси всё без ропота, с упованием на скорую помощь Божию, как поступали апостолы.
Поведут ли тебя на казнь за Христа — будь благодарен Богу за такую честь, подобно тысячам христианских мучеников и мучениц. От тебя не требуют делать то, что до тебя никто никогда не делал; но требуется последовать многочисленным примерам других, исполнивших волю Христову: апостолов, святителей, исповедников и мучеников.
Следует также знать, что, требуя нашего распятия на кресте, Господь требует только распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный.
Как и апостол говорит: ветхий наш человек распят с Ним, — и тут же объясняет, почему распят: — чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6:6). Крест тяжек для ветхого, плотского человека, тяжек для плоти со страстями и похотями (Гал. 5:24), но не тяжек для человека духовного. Крест для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор.
1:18). Посему мы хвалимся Крестом Христовым; и хвалимся крестом своим ради Христа. Господь требует от нас не того, чтобы мы взяли Крест Его, но крест свой. Его Крест — тягчайший. Он распялся на Кресте не за Свои грехи, а за наши; потому Его Крест — тягчайший. Мы распинаемся за свои собственные грехи; потому крест наш легче.
И когда мы наиболее страдаем, мы не должны говорить, что наши страдания слишком велики и чрезмерны. Жив Господь, и ведает Он меру страданий наших, и не попускает нам страдать свыше сил. Мера наших страданий определена и исчислена не в меньшей степени, нежели мера между днем и ночью и мера движения звезд. Усиливаются ли наши страдания, отягощается ли наш крест — растет и сила Божия, как и апостол говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1:5).
Прежде всего, великое наше утешение — в том, что Господь призывает нас следовать за Ним. И следуй за Мною, — глаголет Господь. Почему Он призывает к сему взявших на себя крест свой? Во-первых, для того, чтобы они не пали и не сломились под тяжестью креста.
Такова достойная жалости слабость человеческого естества: и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола!
Как беспомощно гнутся из стороны в сторону, ища опоры и защиты в пустоте мира сего, хотя и считают весь мир одной отчаянной пустотой, не могущей дать им ни опоры, ни защиты! Потому Господь призывает нас идти за Ним. Ибо, только идя за Ним, мы сможем понести крест свой. В Нем найдем мы силы, храбрость и утешение.
Он будет для нас светом на темном пути, здравием в болезни, другом в одиночестве, радостью в скорби и богатством в нищете. Болящему телесно оставляют горящий свет на всю ночь. И в ночи жизни сей нам необходим негасимый свет Христов, который будет умягчать нашу боль и поддерживать надежду на рассвет.
Другая причина, по коей Господь требует, чтобы мы шли за Ним, точно так же важна, как и первая, и касается цели добровольного отвержения себя и несения креста своего. И многие наружно отвергались себя, дабы еще более возвыситься в мире сем. Многие налагали на себя бесчисленные труды и подвиги только для того, чтобы люди восхищались ими и прославляли их.
Многие так поступали и поныне поступают, главным образом в языческих народах, для приобретения чрез то некоей колдовской, магической силы, чтобы с ее помощью властвовать над людьми, вредить одним и приносить пользу другим; и всё сие — из пустого личного славолюбия и корыстолюбия. Такое самоотвержение — никакое не самоотвержение, а самопревозношение; и такой крест ведет не к воскресению и спасению, а к полной погибели и преданию себя в руки диавола. Тот же, кто со крестом своим следует за Христом, свободен от всякой гордости, от всякого превозношения над другими людьми и от всякого стремления к мирской славе и выгоде. Как больной принимает горькое лекарство не с целью показать, что он может такое горькое лекарство проглотить, но да исцелится; так и истинный христианин отвергается себя, то есть гнушается своего больного естества, берет крест свой на себя как горькое, но спасительное лекарство и идет за Христом, своим Врачом и Спасителем, не ради человеческих похвал и славы, но да спасет душу свою от смертоносного безумия в мире сем и от червя и огня в мире ином.
Из книги святителя Николая Сербского “Беседы на Евангелие”
Значение татуировки в зависимости о места на теле:
Крест на руке — символ терпения и силы. Это символ человека, ставящего честь превыше всего. Крест на запястьях, предплечьях или плечах, также указывают на особое отношение к собственной чести со стороны владельца тату.
Крест на спине — человек «сам несущий свой крест». Тату означает, что человек не согласен соответствовать ожиданиям и стереотипам других людей. Он сам выбирает свою судьбу и отвечает за свой выбор.
Крест на шее — покорность перед судьбой. Для женщин означает тоже самое, что и для мужчин на спине.
Крест на пальце — память и скорбь о погибшем близком человека.
Крест на груди — Для татуировки в центре груди, человек обычно выбирает символ имеющий решающее значение в его жизни.
Тату с крестом на ноге несет чисто декоративный характер. Может служить памятью о каком-то важном событии.
Источник