Что значит череп на крестике внизу

Содержание

Череп и кости под крестом распятого Христа

Взгляните на рис. 131. Видите под крестом, на котором распят Христос, череп и кости? Это череп, или Лоб, Адама — так его называют в христианской традиции. Почему под крестом помещены череп и кости?

Ведь наши предки ничего просто так не делали, они всюду расставляли знаки, чтобы было легче пройти тем же путём, которым прошёл Христос.

Чем отличается живой человек от истлевшего, превратившегося в кости? Мясом. С помощью мяса (мускулов) человек перемещается по жизни, на мясо он записывает всё то, что пережил в жизни, все события, которые с ним произошли. Правила, образцы поведения, блоки, не выпущенные эмоции, боль — всё это записано в мясе, включая ткани различных органов. Это легко увидеть, если вы сядете в медитацию, успокоитесь и позволите себе войти умом в любую боль в теле.

А чем отличается голова живого человека от черепа? Тем же мясом и содержимым, то есть мозгами. Вся жизнедеятельность человека так или иначе управляется мозгом, это ясно ощущается. А под крестом Иисуса мы видим голый череп и кости, без мяса и содержимого.

ПОЧЕМУ НА КРЕСТИКАХ ИЗОБРАЖАЮТ ЧЕРЕП И КОСТИ?

Рис. 131. Голгофа и череп Адама с костями под крестом

Что это означает? Адам — первый человек, и он жил в раю… Следовательно, череп, то есть Лоб Адама, обозначает ЧИСТОТУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ЧИСТОТУ ПЕРВОБЫТНОГО БЫТИЯ, — а это тот самый древний корень дин, «чистота и невозмутимость внутренней изначальной природы, несмешанность с внешними феноменами, то есть с явлениями и образами», потерянный было нами и вновь обретённый. Иисус, будучи на кресте, соединяет в себе мужское и женское, вертикаль и горизонталь — крест, а соединение мужского и женского естественно рождает Огонь — Крес. Этот Огонь сжигает всё земное, всё, чем жил Иисус, и он проходит в первобытное состояние бытия — вот почему под крестом располагается Лоб Адама и голые кости.

Кстати, Баба-яга именно потому имеет прозвище «костяная нога», что тоже олицетворяет чистое сознание, чистоту первобытия. Она же соединяет в себе мужское и женское, как показывает её имя.

Как вы знаете, в древнерусском языке слово костер обозначало башню или крепость. Костер — костъ, так как ер это Ъ — твёрдый знак в кириллице. Костер — костъ — кость.

Крепость — костъ — собирает внутри себя и вокруг дома людей, а кость собирает вокруг себя мясо. Поскольку Верх Равен Низу, имена костъ и кость несут в себе одну и ту же суть: кость — корень кос — сус. Поэтому рядом с крестом иногда можно встретить слово костер (см. рис. 85). Оно означает, что Иисус Христос и его учение это одновременно и крепость — костер/костъ, которая собирает вокруг себя и защищает людей, и огонь, который даёт тепло и духовную пищу.

То есть слова костъ и кость играли важное значение в древности, по-моему, они несли в себе смысл основы основ и близко соотносились с сусом и сутью.

Но мы немного отвлеклись. Следующее знание о Лобном месте мы получим из «Песни о вещем Олеге».

Остановись и посмотри на свой нательный крестик. Вот что могут значить символы на нем

«Песнь о вещем Олеге»

«…И живяше Олег, мир имеа ко всем странам, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь, бе бо въпрашал волъхвов и кудесник: „от чего ми есть умрети?“ и рече ему кудесник один: „княже! конь, его же любиши и ездиши на нем от того ти умрети“.

Олег же приим в уме, си рече: „николиже всяду на нь, ни вижу его боле того“; и повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде. И пришедшу ему к Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от негоже бяхуть рекли волсви умрети, и призва старейшину конюхом рече: „кое есть конь мъй, егоже бех поставил кормити и блюсти его?“ Он же рече: „умерл есть“.

Олег же посмеася и укори кудесника, река: „то ти неправо глаголють волъсви, но все лжа есть: конь умерл есть, а я жив“. И повеле оседлати конь: „а то вижю кости его“. И прииде на место, идеже беша лежаще КОСТИ его ГОЛЫ: и ЛОБ ГОЛ и сседе с коня, и посмеяся рече: „ОТ СЕГО ЛИ ЛБА СМЬРТЬ БЫЛО ВЗЯТИ МНЕ?“ И ВЬСТУПИ НОГОЮ НА ЛОБ; И ВЫНИКНУВШИ ЗМИЯ ИЗО ЛБА, И УКЛЮНУ В НОГУ, и с того разболеся и умре. И плакашася людие вси плачем великим и несоша и погребоша его на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всех лет княжениа его 33».

Читайте также:
Ювелирные изделия своими руками

Я не буду толковать весь отрывок, нас интересует только место про голый лоб и про змею, которая укусила Олега. О чём здесь идёт речь? Посмотрите на рис. 132. Теперь видите?

Рис. 132. Фараон Рамзес II. Правитель должен обладать пустым умом, тогда Великий Змей сможет соединиться с Мудростью

Лоб гол, значит, ПУСТ, а пустота принадлежит нави. Пустота всегда принадлежит нави, в то время как явленный мир — это мир явленных форм, мир полноты. Великий Змей — Сила Жизни — где обитает? В нави, то есть в пустоте, в пустоте ума, правильнее сказать.

А когда Змей пробуждается и поднимается? Когда соединяются верх и низ, то есть когда прежний, заполненный образами половинчатый ум умирает, становится пустым и обретает мудрость. Именно поэтому фараоны, то есть правители, соединившие верх и низ, изображаются со змеем во лбу.

Олег ступил ногою на лоб голый? Значит, когда он опустошил свой ум, верх и низ у него соединились. Когда верх и низ соединились, Сила Жизни в виде змеи выползла и укусила его. Олег умер — его «я» умерло. Умер он от коня, а именно на коне — на смертном одре — наши предки спускались в мир иной к Велесу.

Под конём, на котором спускаются в царство смерти, также понимается ум с его желаниями. Именно он низводит нас в ад, где «я» умирает.

То есть весь вышеприведённый отрывок описывает то, как Олег спустился в навный мир к Велесу за Силой Жизни и Мудростью и умер там (его «я» умерло). После этого он стал называться «вещим».

Далее. Имя Олег означает на древнерусском ВОЛЯ (мы это увидели, расшифровав историю княгини Ольги). Следовательно, когда Олег ступил на лоб и его укусила змея, он обрёл ВОЛЮ, заметьте, не свободу, а ВОЛЮ. В данной истории речь идёт о том, как выйти на ВОЛЮ, и знаком, указывающим читателям и слушателям на этот факт, является само имя Олег.

Полностью историю вещего Олега вы поймёте, когда мы с вами будем обсуждать, что такое врата в рай и кто такой ключник Пётр. А пока вернёмся к Христу и его Голгофе, мы уже готовы растолковать этот миф.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Если умершего кремировали вместе с крестом

Если умершего кремировали вместе с крестом Известно, что иконы и кресты не сжигают, чтобы не предавать огню Иисуса Христа. По христианской вере усопшего хоронят. Вспомните, ведь даже матушку Господа положили в землю.Сейчас появились крематории, а вместе с ними и ошибки,

Череп мятежного священника

Череп мятежного священника Этот череп и поныне находится в поместье Уордли-Холл, в нескольких милях от Манчестера. Легенда, связанная с его происхождением, возвращает нас в эпоху правления короля Эдуарда VI, когда некий католический священник был обезглавлен, будучи

30.06.2005 ДЕРИ — Слава Христа — умножение Христа, малое царство Христово — Божественный напиток вышней любви

30.06.2005 ДЕРИ — Слава Христа — умножение Христа, малое царство Христово — Божественный напиток вышней любви Благодать старой церкви ушла вместе с фантомной скинией. Тебе дана благодать большая и другая. Ее храни, как зеницу ока, и умножай ее по мере вхождения в белые

Защита крестом

Защита крестом Мысленно окружите себя со всех сторон крестами, расположенными вплотную к телу. Медленно, с усилием начните отодвигать их от себя не далее чем на метр. Почувствуйте, как кресты укрепились, образовав единое целое. Сравните свое самочувствие до и после этого

Христос — это путь, а Голгофа — это череп

Христос — это путь, а Голгофа — это череп Гора под Иерусалимом, на которой был распят Иисус Христос, называлась Голгофой. Но Голгофа значит «Череп». Почему? Можетбыть, гора по своей форме действительно напоминала человеческий череп? Такой горы с явными внешними признаками

Если умершего кремировали вместе с крестом

Если умершего кремировали вместе с крестом Известно, что иконы и кресты не сжигают, чтобы не предавать огню Иисуса Христа. По христианской вере усопшего хоронят. Вспомните, ведь даже Матушку Господа положили в землю.Сейчас появились крематории, а вместе с ними и ошибки,

[Видения Христа выдающимися подвижниками; человечность истинного Образа Христа]

[Видения Христа выдающимися подвижниками; человечность истинного Образа Христа] Вы спрашиваете, можно ли понять указание о явлении (видении) Христа в умаленных обликах и реально? Конечно – да. Ибо средневековье сделало из Христа недосягаемого Идола и лишило Его всякой

[Видения Христа выдающимися подвижниками; человечность истинного Образа Христа]

[Видения Христа выдающимися подвижниками; человечность истинного Образа Христа] Вы спрашиваете, можно ли понять указание о явлении (видении) Христа в умаленных обликах и реально? Конечно – да. Ибо средневековье сделало из Христа недосягаемого Идола и лишило Его всякой

1. Ранние встречи с Крестом

1. Ранние встречи с Крестом Мы можем задаться вопросом, как зерно вести о Кресте упало на эту плодородную почву. У нас нет никаких свидетельств, когда и как Хуан впервые воспринял образ Распятого. Возможно, когда он был еще ребенком, глубоко верующая мать водила его в

Хрустальный череп из Луаантума

Хрустальный череп из Луаантума Впервые о хорошо обработанных хрустальных черепах заговорили в 1920-х гг. До сих пор поражает таинственность этих удивительных находок, представляющих собой одну из величайших загадок нашей планеты. До настоящего времени найдено и

Читайте также:
На какой руке носят обручальное кольцо женщины мусульманки

Череп

Череп Вообще, черепа используются ещё для вызывания духов. Есть садхана, где черепа служат для вызывания Кали. Для этого необходимо пять черепов, которые складываются определённым образом в ямке, закапываются, поверх кладётся покрывало, а человек начинает медитировать и

Глава 9 Крестом и мечом

Глава 9 Крестом и мечом Раскачка такая пойдет, Какой еще мир не видал… Затуманится Русь, заплачет Земля по старым богам… Ф.М. Достоевский, Бесы Ранним июньским утром 1941 года началась война. Как и во всех учреждениях оборонного значения, в 13-м отделе НКВД тоже вскрыли

Глава IV Смерть под крестом

Глава IV Смерть под крестом Спустя некоторое время хохот наполнил своды церкви. Затем послышалось чирканье зажигалки, и Гроссмейстер, все так же продолжая хохотать, зажег свечу. Она осветила его бледное лицо. Не обращаясь ни к кому, Гроссмейстер возбужденно

Кости

Кости Дорогой архангел Рафаил, спасибо тебе за то, что поддерживаешь мои кости в здоровом, крепком состоянии с помощью своего исцеляющего присутствия и энергии. Благодарю тебя за полное восстановление моей костной ткани, что позволяет мне стоять прямо и уверенно на

б) Человек, спасенный крестом и воскресением Иисуса Христа

б) Человек, спасенный крестом и воскресением Иисуса Христа Что справедливо для акта творения, то не в меньшей степени справедливо и для акта спасения. Что имеет универсальное значение – исполнение спасения для всех через Иисуса Христа[205], должно быть привнесено

Источник

Что значит череп на крестике внизу

Его после освящения наносят на машины и в домах на стены. "М.Л.Р.Б." – расшифровывается: место лобное распятъ бысть,

"Г.Г." – ГораГолгофа, (?голгофа? с евр. – "лобное место")

"Г.А." – Голова Адамова;

"К" и "Т"– означаютъ копіе сотника и трость съ губкой:

"IС" "ХС"– аббревиатура Имени Сына Божія: Iисусъ Христосъ;

"НИКА" – с греческого «Ника» переводится,как «Победитель»;

"СНЪ" "БЖIЙ" – аббревиатураслов: «Сынъ Божій».

"I.Н.Ц.И." – расшифровывается: «Iисусъ Назорей Царь Iудейскій»;

"ЦРЬ" "СЛВЫ" – Царь Славы.

Православный христианский крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА- Победитель.

Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями символизирует падшего Адама (включая его потомков).

Крест схимнический или "Голгофа"

С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — “лобное место”), где и был распят Христос. “На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”, — пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения “Голгофы” следующие обозначения: “ М.Л.Р.Б.” — место лобное распят бысть, “ Г.Г.” — гора Голгофа, “ Г.А.” — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы “ К” и “ Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: “ IС” “ ХС” — имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” — Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” — Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ”

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Крест “Голгофа” (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

“Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва”, — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Источник

Крестик

С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.

Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.

С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога.

На фотографии — фрагмент погребального саркофага христианки IV-го века. Обратим внимание на монограмму «ХР», находящуюся слева от женщины. Это так называемый, Константиновский крест. Этот тип изображения Креста Господня получил на Западе распространение во времена св. равноап. Константина Великого (IV век). Фото Азбука. ру

Читайте также:
Почему нельзя носить золотое кольцо мужчинам мусульманам

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг. В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили.

Впрочем были и исключения. В актах VII-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).

После легализации христианства в IV веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Уже на рубеже VII-го — IX-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в V-м — VII-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трулльского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» — Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями.

Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Традиционные православный и католический тип изображения Распятия Христова на Кресте. Фото Азбука. ру

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X вв. Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение XIII-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII-XX вв.

Крестик

«Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном — торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», — замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII-го по XVI-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I. Н. Ц. И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — только с XVII-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.

Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь.

В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты.

Читайте также:
От чего темнеет серебро на теле человека

Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны.

Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.

Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.

На ней стоял осужденный на смерть, на нее опирался пробитыми ногами, подтягиваясь, чтобы сделать живительный глоток воздуха.

. Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.

Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.

Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XV-го — XVII-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I. н. ц. и.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).

Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.

Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на Распятии — пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

Источник

Зачем на нательных крестах изображают череп и кости

Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.

Адамова глава – символ спасения

Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.

Читайте также:
Какой самый большой алмаз в мире

Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоились голова и две кости предка всех людей, Адама.

Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей. И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества.

Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая. Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаявшихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение. Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».

Как попала голова Адама на Голгофу

Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне? Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?

Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Златоустный? Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама.

Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются? Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.

Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.

Как использовали этот символ на Руси

С крещением Руси символ Адамовой главы прочно вошел в обиход русских христиан. Известно, что русский Святой Сергий Радонежский пред Куликовской битвой возложил на инока Пересвета (Александра) схиму, на которой была изображена глава первого человека. Инок погиб в поединке с татарином, который тоже был убит, но битва была выиграна.

Главный смысл, который вкладывается в Адамову главу православием, звучит так: «Смертью смерть поправ!». В Российской армии «глава» впервые использовалась в Отечественной войне 1812 года в конном полку, который именовали «Бессмертным» – Адамова голова изображалась в виде серебряного черепа, который крепился на головные уборы.

Перед мировой войной Адамова голова стала эмблемой Алексaндрийского гусaрского полка, украшала фуражки Четвертого Мариупольского полка и Семнадцатого Донского казачьего полка. В Первую мировую этот символ использовали русские авиаторы – количеством «мертвых глав», изображенных на фюзеляже самолета, они вели счет сбитым самолетам противника.

В Гражданскую войну голова Адама стала символом готовности умереть за правое дело. На знамени «Царскосельского батальона смерти» красовался череп с костями и надпись – «Лучше смерть, чем гибель Родины».

Мертвая голова присутствовала на флагах и отличительных знаках частей генерала Марковна у дроздовцев, казаков Аненнкова, бойцов генерала Авалова, в частях казачьего атамана Булaк-Бaлaховича и в других. Использовали главу Адама и большевики – сотрудники ВЧК: они прикрепляли золотые значки на отвороты комиссарских кожаных курток и рисовали их на лозунгах, сопровождая надписью: «Да здравствует красный террор! Смерть мировой буржуазии!». В советское время Адамова голова утратила свой смыл, превратившись в знак опасности. Сейчас черепу с костями постепенно возвращается первоначальный православный смыл, однако в молодежной субкультуре он по-прежнему обозначает прежде всего человеческий грех и смертность человеческого тела.

Источник

Православный схимнический крест Голгофа

Существует особый монашеский ( схимнический ) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоющегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой.

Так же на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы». Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова». Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении .

Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается напарамане и аналаве.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...