Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.
Керамика и фарфор — в чем разница?
О материале
Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.
Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:
- кремнезём, шамот или дегидратированная глина в качестве отощающих присадок;
- пегматит;
- глинозём технический;
- легкоплавкая фритта;
- измельчённый фарфоровый бой;
- костяная зола;
- бентонит;
- калийная селитра;
- поташ;
- алебастр;
- известковый мергель;
- мел.
В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.
Этапы производства
Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней.
После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.
Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.
Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.
Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури.
Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.
Глазурование и роспись
«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.
Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.
Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.
По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.
Виды материала
После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).
Твёрдый фарфор
Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.
Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.
Мягкий фарфор
Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.
Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».
Костяной фарфор
До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки.
Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.
«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.
Лучшие производители сегодня
Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.
Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.
Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.
Советы по выбору
Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.
Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам:
- Посуда при ударе должна издавать мелодичный, постепенно угасающий звон. Постукивать по краю чашек или тарелок нужно специальной деревянной палочкой, не прикладывая усилий. Костяной фарфор издаёт более сильный звук с выраженными металлическими нотками.
- На свету почти все фарфоровые изделия становятся прозрачными. Исключение составляет продукция Гжели, стенки которой толще общепринятого стандарта в 2,5 мм.
- Если обратить внимание на донышко, нетрудно различить неглазурованный ободок. Он нужен, чтобы во время обжига изделия не «прикипали» к подставке. У фарфора такой ободок есть обязательно, у фаянса и других видов керамики – нет. Цвет «бисквита» должен быть таким же белым, как и глазурь, серые и жёлтоватые оттенки говорят о низком качестве продукции.
- Важно, чтобы глазурное покрытие не имело дефектов и микротрещин, так называемого цека. Его наличие свидетельствует о нарушении технологии обжига. Или под видом фарфора производитель пытается продать фаянс.
- Рисунок, нанесённый вручную, никогда не бывает полностью симметричным. Толщина линий варьируется – в центре они шире, затем постепенно сужаются, следуя за движением кисти. Как правило, не допускаются рельефные мазки, которые будут ощущаться на ощупь, поэтому гладкость фарфоровой поверхности не обязательно «скрывает» деколь. А вот полностью записанные поверхности скорее всего маскируют дефекты. Лучше, если рисунок будет занимать не более 15% от общей площади изделия.
Источник: yacollectioner.ru
Всё о фарфоре: история, отличительные черты, торговые марки
Впервые фарфор был получен в Китае в 6-7 веках. Пришел фарфор на смену нефриту, превзойдя его по качеству и оказавшись легче и доступнее в обработке.
Фарфоровую массу, пригодную для изготовления различных изделий, включая посуду, делали из брикетированного порошка «фарфорового камня» и каолина — глины, придававшей готовым изделиям белизну. Массу «вылеживали» не один десяток лет, чтобы она приобретала эластичность. Вот почему китайский фарфор стоил дорого и приобрести его могли разве что знатные особы и члены императорской семьи.
Массовое изготовление фарфоровых изделий в Китае датируется 15 веком. Центром производства становится город Цзиндэчжэнь, опять же в провинции Цзянси. Здесь удавалось получать фарфоровую массу, сравнимую по изяществу и хрупкости с яичной скорлупой.
Первый завод по производству фарфора в Европе открылся в Англии в 1710 г. Чуть позже в 1740-х годах в России (Санкт-Петербурге) открывается «Порцелиновая мануфактура», переименованная после в Императорский фарфоровый завод — одно из крупнейших и знаменитых во всем мире предприятий. Способы изготовления фарфора совершенствовались из года в год с учетом появления новых технологий и соответствующего оборудования.
Сегодня фарфоровые изделия производят из тонких смесей каолина, полевого шпата, кварца (кварцевого песка) и огнеупорной глины. В зависимости от состава и температуры обжига различаются разные виды фарфора.
- Твердый фарфор. В его состав входит 47-66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, он, соответственно, богаче каолином (глиноземом) и беднее флюсами (вспомогательное вещество, способствующее стеклообразованию). Для получения необходимой просвечиваемости и плотности твердый фарфор требует более высокой температуры обжига (от 1400°С до 1460°С).
- Мягкий фарфор разнообразнее по химическому составу: 25-40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата. Подходящая для этого вида фарфора температура обжига не должна превышать 1300°С-1350°С.
- Костяной фарфор — один из видов мягкого фарфора, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также каолин, кварц и проч. Отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Отличительные черты фарфора
Отличия профессионального фарфора от бытового:
- Утолщенный край и дно (большая износостойкость и прочность);
- Устойчивость к перепаду температур (подходит для использования в посудомоечной машине и микроволновой печи);
- Гладкий (дает повышенные гигиенические характеристики, легче моется);
- Широкая линейка.
Отличия фарфора от фаянса:
- Фаянс менее твердый, черепок на изломе пористый;
- Фарфор просвечивается, фаянс — нет;
- Если с обратной стороны изделия на ободке есть глазурь — это фаянс. Надо отметить, что сейчас некоторые производители в сегменте премиум (например, Steelite) выпускают полностью глазурованный фарфор.
- У фаянса глухой звук, у фарфора звонкий;
- Фарфор проходит двойной обжиг;
- Практически у всего фаянса глазурь с возрастом покрывается паутиной трещинок.
Белый фарфор
Белый фарфор без росписи является старейшим
из видов фарфора в строгом понимании этого слова. Однако, стоит обратить внимание, что белый цвет фарфора, подразделяется на три градации:
Выбор фарфора. Особенности торговых марок
Современный рынок фарфора предлагает множество торговых марок и стилей. Как не запутаться в многообразии фарфоровой посуды и сделать достойный выбор?!
Производители и характеристика
Chan Wave Ivory
Изделия этой серии обладают молочным оттенком, благодаря костной муке, содержащейся в составе. Простая лаконичная форма дает большие возможности для сервировки блюд.
Сервизная линейка состоит из двух видов – Quadro и Classic.
Из преимуществ данной серии можно выделить следующие: красивый оттенок, сочетающийся с любым дизайном заведения, высокое качество глазури, возможность использования под большое количество блюд, сочетание цены и качества, высокие эксплуатационные свойства, известность бренда Chan Wave.
CaBaRe
Расширенная серия фарфора Cabare идеально подойдет для сложных блюд, требующих подачи к ним соусов и различных дополнений, а также для сервировки банкетов. Сервизная линейка состоит из двух видов – Quadro и Classic. Преимущества фарфора CaBaRe:
- высокое качество;
- широкие линейки;
- доступная цена;
- обладает повышенной белизной;
SamSquito Classic — идеальный образец традиционной сервировки с точки зрения не только цветового решения, но и дизайна. Плавные закругленные поля — то, что отличает данную серию от других. В ассортимент SamSquito Classic выполнена в молочном цвете. В SamSquito Quadro, Chan Wave Ivory и Lequn.
Элитный фарфор Corone
Выпускает китайский завод с одноименным названием. Посуду этой марки можно увидеть в ресторанах по всей Европе. Дизайн каждого изделия был до мельчайших деталей разработан в провинции Венеции. Элегантный стиль и неповторимость форм – вот что заставляет возвращаться к этой серии снова и снова.
Удобство в применении делает эту посуду незаменимыми помощниками на кухне ресторана. Преимуществами данной марки являются устойчивость к сколам и пятнообразованию, возможность использовать в СВЧ печи и мыть в посудомоечной машине, способность сохранять тепло длительное время, нанесение декора и шлифование каждого изделия проводится вручную. Серия представлена двумя линейками – гладкой и с орнаментом, которые отлично сочетаются между собой. В составе более 60 оригинальных предметов.
LeQun
Профессиональная линейка Lequn — это классика, выдержанный стиль, элегантность и строгость в каждом изделии. Благодаря красивому молочному оттенку Lequn прекрасно подойдет как для сервировки праздничных мероприятий, так и для ежедневных трапез. В линейку входят прямоугольная посуда с изогнутыми краями и посуда с круглыми краями, которые прекрасно подойдут для интерьера любого ресторана или кафе.
Линейка Lequn отлично гармонирует с сериями ChanWave Ivory и Sam имеет высокую термостойкость (250 °C) и легко переносит многократный перепад температур.
«ORGANICA» P.L. PROFF CUISINE
Посуда «ORGANIC» радует лаконичным дизайном, удобной формой и выгодной ценой. В данной серии посуды есть все необходимые формы для оснащения ресторана, кафе, бара — круглые, овальные тарелки, салатники, бульонницы, тарелки для пасты, чайная и кофейная посуда. Огромный плюс – широкая цветовая гамма.
KunstWerk
Широчайшая линейка форм от классики до модерна, безупречное качество, соответствующее самым строгим европейским стандартам, а также приемлемые конкурентоспособные цены, все это делает фарфор «KunstWerk» уникальным в своем сегменте
Источник: www.barneo.ru
Как отличить фарфор от других видов керамики и почему на британской дорогой посуде ставят надпись «Сhina»
Надпись China на задней стороне изделия редко вызывает восторг у покупателей. Обычно это слово ассоциируется с низким качеством и массовым производством. Однако есть исключение. Если вы видите надпись на обороте керамической чашки, а целиком она звучит как «fine china», значит, перед вами не предмет китайского ширпотреба, а настоящий (скорее всего, английский) фарфор.
Фарфор можно без лишних сомнений назвать элитой керамического общества. Изделия из этого материала имеют чистый белый (или близкий к белому) цвет, высокую прочность и термостойкость. Они высоко ценятся, и со временем их ценность только возрастает, за счет чего фарфоровые вещи представляют собой большой интерес для коллекционеров.
Сегодня фарфор перестал быть предметом роскоши и, к счастью, доступен отнюдь не только представителям аристократии, как это было прежде, когда его именовали «белым золотом». Хотя наличие такой посуды в доме все еще считается признаком хорошего вкуса хозяина.
Каким бывает фарфор
Фарфоровая масса создается из нескольких компонентов, главными из которых являются каолин, глина, кварц и полевой шпат. Готовые фарфоровые изделия почти всегда покрыты прозрачной глазурью, позволяющей видеть оригинальный цвет предмета.
Различают две основные разновидности фарфора – твердый и мягкий, также отдельно выделяют костяной фарфор.
Твердый
Как это логично следует из названия, твердый фарфор отличается повышенной прочностью. В его состав входит до 50% каолина и значительно меньше кварца и полевого шпата. Обжигается при 1300–1460 градусах. Имеет очень плотную структуру и чисто белый цвет. Устойчив к высоким температурам.
Мягкий
Мягкий фарфор имеет меньшую прочность, но большую пластичность и просвечиваемость. Количество каолина не превышает 40%. Обжигается на средних температурах (от 1200 до 1300 градусов). Структура такого фарфора более пористая, цвет варьируется от айвори до нежно-голубого. Такой фарфор может быть чувствителен к высоким температурам.
Костяной
Особенность костяного фарфора состоит в том, что в его составе много (до 50%) костной золы, которая сегодня все чаще заменяется идентичным искусственным материалом. Добавление этого ингредиента позволяет добиться особой тонкости и прозрачности изделия. Такой фарфор имеет теплый белый цвет и устойчив к перепадам температур. Чаще всего используется для создания чайных и кофейных пар.
Как отличить фарфор от фаянса и других керамических изделий
Профессиональные коллекционеры способны узнавать фарфор и его производителей издалека, но, если вы не собираетесь устраивать домашний музей в бабушкином буфете, достаточно будет хотя бы просто научиться отличать фарфоровые изделия от всех остальных видов керамики, в том числе фаянса.
Если очень кратко и очень просто, главное отличие – в составе. Фарфор содержит больше вещества, которое называется каолином, и меньше глины. Именно количество каолина влияет на основные качества готовых изделий, которые мы перечислим ниже. В фаянсе каолина значительно меньше, а глины больше (до 70–80%).
В связи с этим готовое изделие из фаянса отличается более пористой структурой и меньшей прочностью. И именно поэтому фаянс всегда сверху покрыт глазурью (иначе он будет впитывать любые жидкости).
Критерии определения фарфора
Толщина
Одна из особенностей фарфора заключается в том, что этот материал позволяет делать тонкостенные предметы. Фарфоровая чашечка может быть не толще обычного листа бумаги, оставаясь при этом прочной. Добиться подобного изящества от обычной глины довольно сложно. Впрочем, фарфор бывает и толстостенным, кроме того, данный критерий подходит только для идентификации посуды, но не статуэток и других предметов интерьера.
Прозрачность
Будучи очень тонким, фарфор по своим способностям пропускать свет (и химическому составу тоже) близок к стеклу. Если взять в руки фарфоровое блюдце или чашку и посмотреть сквозь них на просвет, они покажутся полупрозрачными. Никакая другая керамика не способна давать такой эффект. Данное качество особенно хорошо заметно на примере костяного фарфора.
Звонкость
Подобно хрусталю, фарфор имеет способность красиво звучать. Если вы легонько постучите ногтем или деревянной палочкой по стенкам фарфоровой чашки, она отзовется долгим чистым звуком, как если бы вы держали в руке колокольчик.
Цвет
Ободок на донышке фарфоровой посуды всегда остается зачищенным от глазури (особенность производства). Эта часть изделия слегка шероховата и имеет точно такой же оттенок, как и весь предмет. Фаянсовая посуда в большинстве случаев глазуруется целиком, включая ободок, а если он остается непокрытым, его цвет отличается от цвета самого изделия.
Вес
Фарфоровая посуда намного легче, чем фаянсовая, за счет своей тонкостенности. Если вы возьмете ее в руки, то сразу же ощутите непривычную легкость предмета, будь то чашка, тарелка или чайник. Особенно это заметно, если фарфор костяной.
Роспись
Качественный фарфор красив сам по себе, поэтому мастера редко покрывают его росписью целиком. Как правило, значительная часть изделия остается чисто белой.
Прочность
Со временем фаянс имеет склонность покрываться сеткой микротрещин. Это похоже на эффект кракелюра и на профессиональном языке керамистов называется словом «цек». Чем больше проходит времени, тем выше риск появления цека на глазури фаянсового изделия (необязательно, но вероятно). Фарфор почти никогда не «цекается». Этот критерий важен для старых изделий, если, например, вы выбираете тарелку на блошином рынке или в антикварном магазине.
Как определить, настоящий фарфор или нет
Если вы не специалист-антиквар, скорее всего, никак. Отличить настоящий фарфор от подделки не всегда просто, а иногда и совсем невозможно. Чтобы застраховать себя от покупки фаянса или меламина, покупайте фарфор в проверенных магазинах, где вам могут предоставить сертификаты на всю продукцию.
Что делают из фарфора
Многие привыкли думать, что фарфор – это чайный сервиз или красивое блюдо. Но у «белого золота» гораздо больше областей применения.
Во-первых, это, конечно, посуда. И не только чашки и блюдца, а всевозможные предметы для сервировки – от салфетницы до подставки под торт. Из фарфора делают и супницы, и сахарницы, и молочники, и полные сервизы на двенадцать персон по 5–6 предметов на каждого.
Во-вторых, фарфор изначально был популярным материалом для статуэток, ваз и других украшений интерьера, включая плафоны для настольных ламп, часы и целые картины, а также церковную утварь (иконостасы, лампады и т. п.) и, конечно же, кукол.
В-третьих, фарфор используется с практическими целями: в промышленности (изоляция), медицине (протезирование), парфюмерии (специальная посуда), строительстве (плитка).
Для каждого из этих направлений подходят разные виды фарфора: где-то идеально пригождается мягкий, где-то твердый, а где-то костяной.
Семь базовых правил по уходу за фарфором
- Для мытья фарфора (особенно коллекционного и раритетного) не стоит использовать посудомоечную машину и агрессивные химические средства.
- Лучше всего подходят обычное хозяйственное мыло или сода (для сильных пятен) и мягкая губка.
- Во время мытья фарфоровой посуды нужно снимать кольца, чтобы не поцарапать ее поверхность.
- Не рекомендуется оставлять фарфоровые изделия с рисунком в воде надолго.
- После мытья посуду из фарфора лучше вытирать сразу.
- Фарфор с металлическими элементами нельзя ставить в СВЧ-печь.
- При хранении стопками фарфоровые тарелки следует перекладывать мягкими салфетками, чтобы донышки верхних изделий не поцарапали нижние.
Цены на фарфор, самые известные производители фарфора и другие интересные факты
Фарфор не обязательно должен быть сказочно дорогим. Цены на простые фарфоровые кружки и даже чайные пары сегодня начинаются в среднем от 200 рублей.
Изделия из фарфора могут быть чисто белыми, без рисунка, но часто они покрыты росписью. Роспись бывает двух видов – подглазурная и надглазурная. Первая, как это следует из названия, делается под глазурь (на чистую фарфоровую поверхность), вторая наносится сверху на слой глазури. В обоих случаях изделие после росписи снова проходит через обжиг, чтобы узор прочно закрепился.
Иногда узор на фарфоровом изделии имеет металлические элементы (чаще всего золотые), такие предметы нужно мыть особенно осторожно, потому что слой металлической краски легко можно повредить (поцарапать).
Хотя фарфор, как и фаянс, как правило, покрыт глазурью, делается это по большей части с эстетическими целями и для защиты росписи. В отличие от фаянса, фарфор даже без глазурования остается непроницаемым для воды и может быть использован в быту. Неглазурованный фарфор тоже встречается, его называют бисквитом.
В России самыми известными и старейшими производителями фарфора являются Императорский фарфоровый завод (г. Санкт-Петербург) и Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулёво, Московская область).
Самым известным в мире европейским фарфором считается мейсенский (по названию немецкого города Майсена, где и был разработан рецепт этого материала).
Наиболее ценным признан древнекитайский фарфор. Стоимость изделий доходит до нескольких миллионов долларов.
Слово «фарфор» имеет тюркское происхождение и обозначает титул китайского императора на персидском языке. Дословно faɣfur можно перевести как «сын неба». Таким образом термин, приложенный к керамике, определял ее высокое качество. В царской России и других странах Европы фарфор чаще называли словом «порцелин» (porcelaine, porcelain, porzellan), имеющим итальянское происхождение и обозначающим морскую раковину (porcellana).
Первые попытки сделать фарфор были предприняты в Китае еще за сотни лет до нашей эры. Только в XII веке фарфоровые изделия впервые были экспортированы в другие страны, а стабильные экспортные продажи в Европу начались с XVII века.
На вопрос, какой фарфор ценится больше всего, знатоки отвечают по-разному, но если в общих словах, то это:
- антикварный фарфор,
- костяной фарфор,
- фарфор с ручной росписью,
- фарфор известных европейских фабрик (Villeroy https://tea.ru/article/kak-otlichit-farfor-ot-drugikh-vidov-keramiki-i-pochemu-na-britanskoy-dorogoy-posude-stavyat-nadpis-shina/» target=»_blank»]tea.ru[/mask_link]