Что значит иисус воскрес

Содержание

Почему на Пасху красят яйца? Откуда взялось слово «пасха»? Что этот праздник вообще означает? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди

Семь ответов о Воскресении Христовом

Почему Церковь так настаивает на том, что Иисус именно телесно, физически воскрес из мертвых? Что это меняет в Его учении?

Слова «учение Иисуса» могут сбивать с толку – «учение» это что-то, что можно отделить от учителя. Учение Будды не изменилось бы (и никак бы не пострадало) если бы выяснилось, что никакого Гаутамы Будды на свете не было, а «четыре благородных истины» выдвинул кто-то другой. Это же можно сказать про большинство других учителей – платонизм, как философская концепция, мог бы существовать и без Платона. Если бы Платон умер в юности, к тем же идеям мог бы прийти и кто-нибудь другой.

Но «учение Иисуса» невозможно отделить от самого Иисуса. Значительная часть Его учения свидетельствует о Нем Самом.

Спроси и сохрани | Действительно ли Иисус Христос воскрес?

Все учителя говорили как посланники от лица истины, и только Иисус сказал, что Он и есть истина ( Ин.14:6 ). Они говорили о том, что желают обратить людей к свету – Иисус говорил, что Он есть Свет Миру ( Ин.8:12 ) Он говорил, что сошел с небес ( Ин.6:38 ), что видевший Его видел Отца ( Ин.14:9 ), что именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день ( Мф.25:31 ). Иначе говоря, Он утверждал, что в Его лице мы встречаем Бога, Создателя всего существующего, Того, кто определяет нашу временную и вечную участь.

Эти поразительные откровения вызвали – как и можно было ожидать – крайне враждебную реакцию: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Ин.10:33 )

Иисуса обвинили в богохульстве и мятеже, и приговорили к распятию. После того, как Он умер на Кресте и был погребен, Он воскрес из мертвых и явился ученикам. Бог, которого, по словам обвинителей, якобы хулил Иисус, воскресил Его из мертвых – это полагает печать Божиего одобрения на всем, что Иисус сказал и сделал в годы Своего земного служения. То, что Он говорил о Себе, истинно – Отец Небесный подтвердил это, вернув Его к жизни.

Это означает, что Иисус – не древний учитель, от которого остались кое-какие наставления. Он действительно Бог, Судия и Спаситель. Он жив сейчас. Как говорит апостол Павел, «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим.6:9 ) и мы можем обратиться к Нему в покаянии и вере; мы можем воззвать к Нему – и Он услышит. Люди могут присоединиться к созданной Им Церкви подданными Его Царства, поступить к Нему на службу, заключить с Ним завет.

Христианская вера подразумевает не просто следование набору предписаний она подразумевает определённые отношения с с Богом, с Господом Иисусом Христом. Воскресение удостоверят нас в том, что Иисус жив сейчас – и Он тот, за кого Себя выдавал.

смерть и воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Иоанна — главы 18-21 Russian gospel of John 18-21

Может быть, речь идет о духовном Воскресении?

Прежде всего, нам стоит уточнить, что мы называем «духовным». В современном языке это очень бледное слово, напоминающее о каком-то облачке пара – это слово означает что-то крайне неопределённое, если обозначает что-то вообще. Если человек, в наши дни, скажет, что кто-то жив «в духовном смысле», это могут понять так, что«он жив в памяти последователей», «его пример продолжает вдохновлять», в то время, как в прямом и буквальном смысле он просто мертв и его больше не существует.

Впрочем, возможен и другой вариант более мягкий – он живет в какой-то духовной, непостижимой для нас форме, но его тело просто истлело в земле.

И вот Апостолы прилагают немалые усилия, чтобы подчеркнуть, что Иисус воскрес из мертвых буквально, телесно, физически. То есть Его душа вновь соединилась с тем Телом, которое было пригвождено ко Кресту, а после погребено.

Все Евангелисты сходятся на том, что гробница оказалась пуста, и Его явление ученикам, определенно, не было явлением духа или призрака: « Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:37–43 )

Апостол Иоанн говорит о том, «что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» ( 1Ин.1:1 )

До Его воскресшего тела можно было дотронуться – и оно носило на себе следы Распятия:

«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:27:28 )

Конечно, тело Иисуса обладало необычными свойствами – Он мог проходить сквозь стены или делаться невидимым – но оно было именно материальным. Необходимость настаивать на этом возникла очень рано. Церковь практически сразу же столкнулась с гностиками – адептами лжеучений, которые полагали материальный мир чем-то в принципе злым, и поэтому отрицали, что у Господа Иисуса было материальное тело. В наше время попытки говорить о «духовном» воскресении связаны с популярностью такого ошибочного мировоззрения, как материализм – и отрицанием возможности чудес.

Но сами ученики Господа подчеркивают именно телесный характер воскресения.

Откуда мы знаем, что Он воскрес? Разве это не миф, подобный другим мифам?

Нет, это история. Слово «миф» используется в двух разных значениях. Иногда оно просто означает «неправда, выдумка». Но когда антропологи говорят о «мифах», они имеют в виду другое – «повествование, обычно о богах и героях, которое объясняет происхождение мира, его устройство или те или иные его особенности».

Мифы – о Мардуке и Тиамат, Зевсе или Осирисе – обладают определенными общими чертами. Их происхождение уходит в глубину веков, а действие разворачивается в неком особом, «мифическом» времени, когда мир был совершенно иным. Тексты Нового Завета носят совершенно другой характер – речь в них идет о событиях. которые происходят в истории, в годы правления совершенно определенных властителей, в них принимают участие совершенно конкретные лица, о существовании которых мы знаем и из других источников.

Конечно, неверующие могут оспаривать историческую достоверность Нового Завета (что они и делают), но чем евангельские повествования точно не являются – так это мифами, подобными, скажем мифам об Осирисе. Это совершенно другой жанр.

Множество ученых (разных убеждений) исследуют Новый Завет именно как сборник исторических документов – и на уровне истории (не веры) все они (верующие и неверующие) сходятся на некоторых общепризнанных фактах. Во-первых, Иисус, как историческое лицо, несомненно существовал. Как пишет американский ученый Барт Эрман (неверующий и критик христианства), в своей книге «А был ли Иисус?»

Читайте также:
Как легко сделать кольцо из бисера

«историчность Иисуса признает практически каждый западный специалист по библеистике, античной истории и культуре и раннехристианской истории. При этом у многих этих специалистов нет личной заинтересованности в вопросе. Взять хотя бы меня. Я не христианин, а агностик атеистического толка, и у меня нет резона отстаивать христианские учения и идеалы.

Существовал Иисус или нет, в моей жизни и моем взгляде на мир это мало что меняет. У меня нет веры, которая бы строилась на историчности Иисуса. Историчность Иисуса не делает меня счастливее, довольнее, популярнее, богаче и знаменитее. Это не приносит мне бессмертия.

Однако я историк, а историку не безразлично, что было на самом деле. И всякий, кому это не все равно, кто готов взвешивать факты, понимает: Иисус существовал»

Во-вторых, он был распят на римском Кресте.

В-третьих, вскоре после Его смерти Его ученики стали с глубочайшей уверенностью возвещать, что Он воскрес их мертвых.

Атеистические исследователи не верят, что Он действительно воскрес – но они согласны с тем, что ученики Иисуса проявляли непоколебимую уверенность в этом. Достаточно сильную, чтобы идти на муки и смерть ради своего возвещения, что Он воскрес и они видели Его живым.

Само это возвещение Апостолов – из которого родилась Церковь – исторический факт, и он требует объяснения. Произошло что-то, что превратило людей, совершенно сокрушенных и подавленных страшной смертью своего Учителя, в бесстрашных проповедников Его воскресения. Что-то, что произвело точно такой эффект, как если бы Он действительно воскрес и они видели Его живым. Если это не Воскресение, тогда что?

Но Христос воскрес уже почти 2000 лет назад – и люди продолжают умирать. Что же изменилось?

Можно было бы указать на огромные изменения, которые принесло в мир Христианство – многие из ценностей, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися, принесла в мир именно проповедь Евангелия. Мы живем в мире, глубоко преображенном Благой Вестью. Но это не главное.

Христос пришел не для того, чтобы преобразовать человеческую цивилизацию (это, несомненно, благой, но не самый важный аспект следствия Его Пришествия в мир), а для того, чтобы даровать людям жизнь вечную и блаженную. Но он не может быть нам навязан помимо нашей личной воли.

Мы призваны принять этот дар нашим личным покаянием и верой – покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю, жить в послушании Его заповедям и в общении с Церковью, которую Он основал. Через покаяние и веру мы входим в ту вечную жизнь, наследование которой стало возможным в силу Жертвенных Крестных Страданий и смерти Искупителя. Как сказал Он сам, «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:47 )

Христос не отменил нашу смерть – а именно победил ее. Для христианина смерть – это врата в вечную жизнь.

Святой Апостол Павел говорит: « Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1:2 )

Он ожидает смерти не со страхом, а с радостью – «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:23:24 )

Смерть – это временное разлучение души с телом, и святитель Инн Златоуст сравнивает это с временным выселением из обветшавшего дома, после которого нас поселят в гораздо лучший. Наступит день, когда мы будем воскрешены в «нетленных», то есть не подверженных болезни, разрушению или смерти телах. Как об этом говорит святой Апостол Павел,

«вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:52–56 )

Разве нельзя быть Христианином, просто следуя этическому учению Христа?

Это зависит от того, что для нас обозначает слово «Христианин». Нередко его используют в значении «просто хороший человек». Но такое словоупотребление сбивает с толку – быть хорошим человеком необходимо, но не достаточно. Христос принес не только новое учение – но, прежде всего новую жизнь.

В Библии слово «Христиане» значит «ученики Апостолов» ( Деян.11:26 ). В центре возвещения Апостолов находилась жертвенная смерть и Воскресение Христа. Именно это событие было для них самым важным, определяющим все остальное – как они жили, как умирали, как относились друг к другу и к людям вообще.

Христианскую этику невозможно отделить от веры в Воскресение Христово – через которое Бог даровал верующим новую жизнь. Поведение христианина является проявлением этой новой жизни.

Как, например, пишет Апостол Павел:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:9–11 )

Люди, о которых идет речь, раньше поступали крайне дурно и безнравственно – «но омылись, но освятились, но оправдались», оставили прошлые грехи, и обратились к совершенно новой жизни. В центре этой жизни находится воскресший Христос.

Христианство – это не отношения с «учением», это отношения с Личностью, завет со Христом. Слово «завет» современному читателю может показаться непонятным, и его стоит пояснить.

Иногда его передают как «договор», и это отчасти верно – договор соединяет две стороны, но в нашем языке это слово носит какой-то холодноватый, официальный оттенок. «Завет» – это отношения глубокой близости и преданности, которые могут соединять, например, государя и его верных воинов. Это же слово используется применительно к браку или подданству. То есть речь идет об отношениях, которые охватывают всю жизнь человека и влияют на все его поступки. Библия говорит, что Христиане пребывают «во» Христе, то есть в единстве с Ним.

Мы пребываем во Христе через веру, которая проявляется в правом исповедании (мы признаем Господа Иисуса тем, кто он есть), в Крещении, в Евхаристии и хранении заповедей. И в основании всего этого лежит вера в Воскресение. Как говорит святой Апостол Павел, «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 )

Разве надежда на вечную жизнь – это не бегство от реальности?

Сам этот вопрос подразумевает, что бегать от реальности – плохо. Мы должны стремиться к истине – даже если она окажется не такой, как мы рассчитывали. Неправильно принимать желаемое за действительное.

И это очень верно – реальность не зависит от наших убеждений или желаний. Жить в мире фантазий и самообмана и безответственно, и недостойно, и крайне рискованно: истина может выйти на поверхность в самый неподходящий момент, и тогда все наши построения рухнут нам на голову.

Но что если бегством от реальности является именно атеизм? Конечно, верующие высоко ценят свою надежду – и, естественно, страстно желают, чтобы она была истинной. Но ведь и атеисты страстно желают, чтобы не было ни Бога, ни вечной жизни. Как шутили лекторы по научному атеизму, «если Бога нет – то слава Богу, если Он есть – то не дай Бог».

Осознание бытия Божия означает, что до сих пор мы жили неправильно, находились в ложных отношениях с реальностью, совершили множество поступков, которых нам не стоило совершать – иначе говоря, это признание означает глубокий пересмотр нашей жизни. Покаяние ведет к радости и надежде – но оно начинается с болезненного признания, что мы были неправы все это время.

Если человек строил свою личную идентичность, самооценку, смысл жизни и отношения с другими на каких-то воззрениях, то ему очень и очень трудно признать их ложными. Люди склонны избегать того, что ставит под вопрос дорогие им убеждения.

Поэтому может оказаться, что именно неверующие бегают от реальности.

Очень часто неверие – это не тщательно продуманная позиция, к которой человек пришел, внимательно рассмотрев все данные, а отказ от рассмотрения данных, страх столкнуться с тем, что старательно нарисованная карикатура на христианство может иметь очень мало общего с действительностью.

Читайте также:
Что значит родированное покрытие на серебро радированное

Как-то давно я беседовал с одним атеистом, историком по образованию. Я сказал «Если бы любое другое событие – дворцовый переворот, битва или рождение наследника – было бы засвидетельствовано также хорошо, как Воскресение Христово, вы бы в нем ни минуты не сомневались» «Конечно – ответил он с подкупающей честностью – но никакое другое событие не требует от меня, чтобы я изменил всю мою жизнь».

Признать истинность Воскресения – значит открыться навстречу огромным переменам в жизни. Эти перемены будут благими – но не всегда легкими.

Что это меняет для меня лично?

События мировой истории могут быть существенны для нас – они сформировали мир, в котором мы живем, были важны для страны, гражданами которой мы являемся. Но мы не принимали в них участия – мы не сражались в этих битвах и не совершали эти открытия. Это не факты нашей биографии.

Воскресение Христово – это реальность, которая радикально меняет именно нашу жизнь. Если мы верим – это важнейший факт нашей биографии.

Апостол Павел пишет о Крещении:

«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 )

Крещение и вера соединяет нас со смертью и Воскресением Христа, мы искуплены через Его Жертвенные Страдания и смерть – и нам дарована новая жизнь, в которой Сам Бог действует в нас, чтобы сделать нас жителями рая.

Если мы, через веру и участие в Таинствах, пребываем во Христе, мы живем в доброй надежде на жизнь вечную и блаженную. Эта надежда глубоко меняет нашу жизнь уже здесь и сейчас.

Конечно, Крещение – как и другие Таинства Церкви – не действует автоматически, помимо воли самого человека. Если мы были крещены – но не задумывались о том, что это означает, мы еще не вошли в ту жизнь, которую дарует Крещение. Это дело печальное – но поправимое.

Крещение ни в коем случае не нужно повторять (оно может быть совершено только один раз в жизни), но к нему можно вернуться – через исповедь и возобновление церковной жизни.

Как говорит Христос, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 )

Источник

Воскресение Иисуса Христа — потрясающее событие, которое очевидно и явно превосходит законы природы, являет собой уникальный пример Божественного вмешательства в естественный порядок вещей. Поверить в это просто потому что где-то об этом услышал, на самом деле довольно сложно. И если Христос не воскрес , то значит этот процесс уврачевания, который, начинается в Вифлеемской пещере и завершается Вознесением на Елеонской горе, прерван, не завершен. Если Христос не воскрес , значит не произошло восстановления, исцеления и преображения человеческой природы. Именно поэтому Воскресение Христово составляет главное содержание Нового Завета.

Зачем говорят «Христос воскресе» и ещё 7 вопросов про Пасху

Почему на Пасху красят яйца? Откуда взялось слово «пасха»? Что этот праздник вообще означает? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди. Ответить на них нам помогает Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.

1. Что это за слово такое — «Пасха»? Почему этот день так называется?

Согласно Священному Писанию, три с половиной тысячи лет назад Бог совершил суд над Египтом за то, что египтяне жестоко обращались с Божьим народом — израильтянами, которые были у них в рабстве в то время: на страну обрушились десять так называемых «казней Египетских», последней из которых была смерть первенца в каждой семье. Эта казнь не коснулась находившихся в то время в Египте израильтян: по повелению Бога они помазали косяки дверей своих домов кровью ягнят, и ангел, который проходил и убивал первенцев, проходил мимо их домов.

Это «прохождение мимо» — по-еврейски «песах» — и дало название празднику. Каждый год евреи вспоминают, что они были рабами, но Бог освободил их и исполнил обещание: «Приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх. 6:7).

2. Почему христиане празднуют еврейский праздник?

Началось все с того, что две тысячи лет назад Бог избрал еврейский праздник Пасхи как время смерти Своего Сына Иисуса Христа — и сделано это было не случайно. Между исходом из Египта и распятием Христа есть сходство: когда-то кровь ягнят защитила израильтян; теперь же кровь Христа, Сына Божьего, избавила от вечной гибели тех, кто поверил Ему.

Когда-то Бог вывел один народ из рабства; теперь смерть Христа освободила нас, принадлежащих к разным народам, от старой жизни, в которой мы были рабами греха. Не случайно в Библии церковь названа «церковью первенцев» (Евр. 12:23), а Христос — «нашей Пасхой» (1 Кор. 5:7). Мы празднуем не древний еврейский праздник выхода из Египта, а новый «исход» — от мира преступлений и смерти к миру благой и вечной жизни с Богом.

3. Что значит «Христос воскресе — Воистину воскресе»?

Суть этой фразы-приветствия такова: приветствующий утверждает, что Иисус Христос воскрес из мертвых, а приветствуемый подтверждает: Он действительно воскрес.

Дело в том, что главная радость Пасхи — в воскресении Христа. Если бы Христос только умер, то нам не на что было бы надеяться. Кому бы верили? Тот факт, что Он воскрес, означает, что жертва Христа принята Богом-Отцом вместо смерти нас, грешников, грех и смерть побеждены, вечная жизнь доступна.

Кроме того, эта фраза означает: Христос живёт, и мы будем жить. Поэтому так естественно выразить наши пасхальные чувства именно словами о воскресении. В этом традиционном приветствии есть и исповедание веры, и радость от победы, и восхищение Богом, явившем Свою любовь в смерти на кресте.

4. Какое отношение Пасха имеет ко мне?

Действительно, кажется, что никакого: Христос же умер две тысячи лет назад. Однако для Бога время не преграда. Поэтому и мы можем быть реальными соучастниками пасхального события.

Иисус Христос призывает нас присоединиться к Нему, поверив Его вести о прощении грехов и раскаявшись в своих грехах. Апостол Павел писал: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4).

Сегодня Иисус соединяет нас с Собой в Своей смерти и воскресении. Суть жизни каждого христианина уже изменена умершим за него и воскресшим Христом. Так что Пасха — это главный праздник не только в Божией истории, но и в моей личной жизни.

5. Как нужно готовиться к празднику и праздновать Пасху?

Центральная часть любого христианского праздника — поклонение Богу. Он «Тот, для Которого всё и от Которого всё» (Евр. 2:10), поэтому христиане — Его народ — собираются вместе, и мы вслушиваемся в Его слова через Библию, обращаемся к Нему в молитвах, поём и славим Его. Но и просто украшение церквей, и общение верующих за одним столом — всё это выражает нашу радость о Христе и Его церкви.

Также, чтобы Пасха ощущалась как праздник, важна подготовка. Празднование входа Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи, воспоминание Его страданий в четверг и пятницу, приобщение к Его распятому телу и пролитой крови через вечерю Господню (евхаристию) — это особенно помогает нам подойти к радости воскресения.

6. Зачем на Пасху делают и светят куличи и яйца?

Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора. Исторически она весьма сомнительна. Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством.

Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи — узнаваемые пасхальные символы. Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть.

7. Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа?

В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи — 14-е число месяца авива (позже он стал называться «нисан») — выпадает на разные числа нашего солнечного календаря. Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой. Сегодня, правда, используется не астрономия, а давно составленные таблицы с датами (пасхалии), которые, кстати, астрономическим данным уже не соответствуют.

Читайте также:
Камень обсидиан кому подходит свойства и значение для человека

8. Почему в Европе и России Пасху празднуют в разное время?

На западе в конце XVI века была принята другая пасхалия и другой, григорианский календарь. Русская Православная Церковь по-прежнему использует древнюю пасхалию и юлианский календарь. Из-за этого в некоторые годы даты могут совпасть, а в некоторые разница доходит до пяти недель.

Любопытно, что первый спор о дате празднования Пасхи случился ещё во втором веке. Тогда малоазийские общины праздновали её 14-го нисана, а римские — в первое воскресение после 14-го нисана. Хотя Поликарп Смирнский и Аникита Римский не смогли договориться о едином порядке, у них хватило мудрости терпеливо отнестись к данному различию и сохранить христианское общение.

Этому и нам стоит поучиться. Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25) — вот что действительно важно, а не дата события. Христос Воскрес!

Источник

« Что значит – воскреснуть из мертвых?» Таков был до времени остававшийся без ответа вопрос, который задавали люди, слыша «странные слова» Иисуса . Пророчества Спасителя. Проповедь грядущей победы над смертью, очевидно, была самой непонятной людям частью проповеди Спасителя. Намного полнее Воскресения описаны учениками Христа последующие явления Спасителя Воскресшего . И это понятно. Ученики, после столь дерзновенно проповедовавшие Воскресение, не могли быть при происшедшем лично, ибо, трагически потеряв Учителя, на них глазах погибшего на кресте, опасались уже за собственную жизнь, а потому «страха ради иудейска» оставались дома, предаваясь глубокой скорби.

Воскресение Христово — событие и значение

Православная Церковь верит в воскресение мертвых. А Воскресение Христово — самый великий христианский праздник и основа христианской веры. Однако у некоторых эта вера вызывает недоумение. Как это вообще возможно, воскресение мертвых?

«Бог сотворил мир из ничего, создал все законы мироздания и привел их в действие, что есть для Него невозможного? Воскресение мертвых? Да ведь когда-то не было вообще никого — разве труднее воскресить, чем дать жизнь? И если я верю в чудо бытия человека как такового, в чудо сотворения мира, то и природа всех остальных чудес не является чем-то от этого принципиально отличной. В возможностях же Бога я совершенно уверен, поскольку Он есть Бог, творящий чудеса» (игумен Нектарий Морозов).

Воскресение Христово

Православная икона Воскресения Христова («Сошествие во ад»)

Догмат о всеобщем воскресении мертвых тесно связана с верой в Воскресение Христа. Согласно Православному Учению, при кончине видимого нами мира всех живших когда-либо людей ожидает воскресение. Бог восстановит нашу плоть из праха, после чего люди получат преображенные, одухотворенные и бессмертные тела.

Ещё в ветхозаветные времена существовала вера в Воскресение мертвых. Ведь Бог — это единственный Владыка жизни и смерти. Он

«умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (Первая Книга Царств, 2:6).

Ветхозаветный Иов говорил:

«Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Книга Иова, 19:25-26).

А пророчество Исаии гласит:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Книга пророка Исаии, 26:19).

Воскресение Христа стало исполнением этой веры и надежд. И одновременно Пасхальное Чудо дает веру и надежду нам, людям Нового Завета.

«Как вначале из персти произошел человек силою и искусством всепремудрого и всесильного Господа, так и при конце настоящего века из пепла последует воскресение истлевшего тела, и восстанет человек оживотворенный и одушевленный, свергнувший с себя предшествовавшее тление и облеченный в Божественное нетление» (преподобный Нил Синайский, 5 век).

Воскресение Христово — победа над смертью

Но почему Православие утверждает именно Воскресение, а не воскрешение Христа? Воскресение Иисуса Христа — таинственное сверхъестественное событие возвращения Спасителя к жизни после Его распятия на Кресте, смерти и погребения. Совершено оно было Самим Богочеловеком, Сыном Божиим по Его воле и Его властью. О Своей власти над жизнью и смертью Спаситель говорил ещё при земной жизни (Евангелие от Иоанна, 11:25).

Во время проповеди Им воскрешались умершие. Например, дочь Иаира (Евангелие от Матфея, 9:18-19, 23-25), сын вдовы из города Наин (Евангелие от Луки, 7:11-15), друг Лазарь из селения Вифания (Евангелие от Иоанна, 11:1). Однако эти люди все равно оставались со временем подвластными смерти. Воскресение же Христа было совершенно другим. Иисуса воскресил не Кто-то извне, а Он сам Себя, своим могуществом.

«Смерть и воскресение Христа явилась победой над смертью в том смысле, что Он стал первым человеком, живущим вечно, Который уже никогда не умрет. Чтобы преодолеть власть смерти над греховным человеческим естеством, нужно, чтобы была явлена такая человеческая природа, которая была неподвластна действию смерти, будучи абсолютно безгрешной.

Христос в Себе явил такое чистое, безгрешное человеческое естество и ввел его в соприкосновение со смертью. Оказалось, что смерть над ним не властна: она не смогла им овладеть и сама была умерщвлена. Таким образом, она принципиально побеждена и уже не властвует над людьми безраздельно. Как сказано в тропаре Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав» (доктор богословия Антон Сергеевич Небольсин).

Как воскрес Иисус Христос?

Иисуса Христа распяли на кресте в пятницу, накануне праздника еврейской Пасхи (воспоминание исхода израильского народа из Египта). До захода солнца Иосиф Аримафейский и Никодим сняли тело Спасителя с креста для погребения. По еврейской традиции тело Иисуса помазали благовонными маслами и обернули специальным полотном — плащаницей. Затем Его положили в погребальной пещере неподалеку от Голгофы, места распятия.

На следующий день к этой гробнице для охраны были приставлены воины. Первосвященники запечатали камень, закрывавший вход в гробницу. Это делалось из предосторожности, чтобы, похитив тело Христа, апостолы не смогли бы объявить о Его воскресении. Однако своими предосторожностями первосвященники невольно подготовили доказательства Чуда, произошедшего на третий день. Ранним утром, ещё до восхода солнца, произошло Воскресение Иисуса.

«Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным» (епископ Александр Милеант, 1938-2005).

После Своего воскресения Господь покинул гробницу, не повредив первосвященнической печати. Охранявшие пещеру воины ничего не видели. Однако, когда сошедший с неба Ангел отвалил камень от гроба, стража в панике разбежалась.

Воскресение Христово: первые свидетели

Практически очевидцами произошедшего чуда Воскресения Спасителя стали жены-мироносицы, пришедшие на рассвете ко гробу. Они хотели завершить погребальное помазание тела умершего Христа, незавершенное в день Его смерти. Эти женщины поверили проповеди Иисуса и следовали за Ним при Его земной жизни.

Так и после Крестной смерти Спасителя они, неся ко гробу благовонные масла — миро, стремились послужить Ему. Поэтому их называют мироносицами. Не зная о стерегущих воинах и о печати, женщины дорогой обсуждали, кто поможет им открыть вход в пещеру. Мария Магдалина шла быстрее всех и первой пришла ко гробу (Евангелие от Иоанна, 20:1). Еще издалека она увидела отваленный от входа камень.

Женщина поспешила сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну Богослову.

Не успели Петр и Иоанн прийти ко гробу, как к пещере подошли другие жены-мироносицы. Получив от ангела известие о Воскресении Спасителя (Евангелие от Марка, 16:6-7), женщины поспешно направились к ученикам Христа.

После ко гробу пришли апостолы Иоанн Богослов с Петром и увидели, что тела Иисуса там нет. Лежали лишь погребальные пелены, в которые было обвернуто тело Спасителя. Когда апостолы удалились, в гроб вошла Мария Магдалина. Ей первой явился воскресший Господь (Евангелие от Иоанна, 20:11-17).

Получив от Христа повеление возвестить о свершившемся чуде прочим ученикам, Мария Магдалина поспешила в Иерусалим. Апостол Матфей сообщил о явлении Христа женам-мироносицам по дороге в город (Евангелие от Матфея, 28:8-10).

В этот же первый день Воскресшего Господа видели сначала апостолы из 70-ти Лука и Клеопа. Затем Христос явился 10-ти апостолам. Иуда Искариот, предавший Учителя, утратил своё апостольство. А апостола Фомы в тот вечер не было вместе с остальными учениками.

Воскресение Христово: свидетельства

О Воскресении Христа свидетельствовали не только Его ученики. Этот исторический факт подтверждали и биограф правителя Иудеи Грек Гермидий, и врач Пилата сириец Эйшу. Об этих свидетелях упоминается в докладе академика Александра Ивановича Белецкого (1884-1961). Однако до сих пор вопрос о подлинности данных сведений остается открытым.

«Воскресение Христа подтверждено историческими данными с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого… Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона» (историк античности Владислав Петрович Бузелкул, 1858-1931).

Свидетельствами реальности Воскресения были несломанная печать, опустевшая гробница, отваленный без человеческой помощи камень, погребальные пелены. До наших дней сохранилась плащаница, в которую было обернуто тело Иисуса. По месту своего хранения (Турин в Италии) плащаница называется Туринской.

Читайте также:
Как заправлять ручку роллер

Воскресение Христово: зачем воскрес Спаситель?

В Священном Писании подчеркивается, что Воскресение Господа ознаменовало победу над смертью. Это событие свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе. Крестная смерть Спасителя была искупительной Жертвой за все человеческие грехи (Евангелие от Марка, 10:45). Воскресение же из мертвых является победой над смертью, дарованием вечной жизни.

«Благодаря Воскресшему Христу ад побежден и люди будут вкушать неисчислимые блага. Согласно апостолу Павлу, в Царстве Божием исполнятся древние пророчества (Ос. 13, 14; Ис. 25, 8) и смертное облечется в бессмертное (1Кор. 15, 54). Христос сошел во ад и освободил души праведников.

Теперь души верующих во Христа и хранящих заповеди Его после смерти отходят в преисполненные света обители и получают частичное воздаяние, ожидая, когда они примут совершенство блаженства после общего воскресения мертвых. Эта «иное житие» будет не только блаженным, но и вечным, т.е. бесконечным и великим, даром Божиим людям» (преподобный Никодим Святогорец, 1749-1809).

Значение Воскресения Христова для человечества

Своим Воскресение из мертвых Иисус Христос показал всему человечеству, что Он Истинный Бог. Он пришел на землю, проповедовал, исцелял больных, воскрешал умерших, изгонял бесов, укрощал силы природы. Он добровольно принял страдания для искупления от грехов всех людей. На третий день собственной силой Иисус Христос воскрес (Евангелие от Иоанна, 2:19; 10:18).

Это означало, что Он не обычный человек, а Бог. Только Богу свойственно столь очевидное всемогущество. Следовательно, если Он — Бог, то в Его власти воскресить каждого.

Молитвы праздника Воскресения Христова

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Источник

После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег.

Почему в христианстве так важен факт Воскресения Иисуса Христа? И как поверить в это сегодня — в XXI веке?

Воскресение Иисуса Христа — потрясающее событие, которое очевидно и явно превосходит законы природы, являет собой уникальный пример Божественного вмешательства в естественный порядок вещей. Поверить в это просто потому что где-то об этом услышал, на самом деле довольно сложно.

Яркий пример — апостол Фома, который, несмотря на свидетельства апостолов, хотел опытным путем убедиться в Воскресении Спасителя. Да и сами апостолы, как замечает евангелист Марк, не поверили поначалу ни Марии Магдалине, первой увидевший воскресшего Господа, ни Луке с Клеопой, которым Иисус явился по дороге в Эммаус (Мк 16, 9-13).

Такое первоначальное недоверие к услышанному характерно не только для веры в чудо Воскресения, но и для любой сколько-нибудь серьезной веры. Вера — не пассивный акт, она требует от человека усилия, решимости, нередко сложной внутренней борьбы. Это всегда выход за пределы человеческого опыта и знания. И еще. Вера — это не теоретическое признание некоего феномена, но сила, движущая всей жизнью человека.

Это апостольское свидетельство имеет решающее значение для нашей веры. Может показаться странным, но нам, читающим Евангелие, изучающим историю Церкви, имеющим возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять гораздо легче поверить в Воскресение, чем тем людям, к которым непосредственно была обращена апостольская проповедь.

Слушатели апостола Павла в афинском ареопаге стали насмехаться над ним, едва он упомянул о воскресении: одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17:32), — читаем мы в Деяниях святых апостолов.

Понимая сложность осмыслить и понять факт Воскресения, тот же апостол Павел писал: мы проповедуем Христа распятого — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1:23). Но повторяю — нам поверить гораздо легче. Почему? Думаю, одним из главных аргументов может стать история самих апостолов и основанной ими Церкви в первые века христианства.

Поведение апостолов после Воскресения Христа и Сошествия на них Святого Духа разительно отличается от того, как они вели себя в первые дни после казни Иисуса Христа. Из робких, трясущихся от страха, сомневающихся людей они превращаются в пламенных проповедников, которые, несмотря на гонения, сопротивление и неприятие со стороны общества, насмешки и скепсис, вплоть до мученической кончины большинства из них, несут миру радостную весть о Воскресении.

Потому что они — непосредственные свидетели воскресшего Спасителя. Они действительно видели Его. Он говорил с ними, Он их учил, Он показывал им Свои пронзенные гвоздями руки и ноги.

Их пример был настолько мощным, что верой в Воскресение Христово прониклось множество других людей, сделавших над собой усилие, преодолевших внутреннее сопротивление и позволивших себе шире взглянуть на мир. И настолько сильной была их вера, что многие из них пожертвовали ради нее своей жизнью. Именно в этом смысле, как писал раннехристианский апологет Тертуллиан, «кровь христиан есть семя». «Мученики, не прибегая ни к каким аргументам, предлагали свою кровь вместо доказательств той истины, в которой они были убеждены, которая для них “свидетелей“ имела очевидность факта», — пишет М.Э. Поснов в «Истории христианской Церкви». Неслучайно по-гречески мученик — μάρτῠρος — переводится как свидетель.

Это свидетельство, запечатленное кровью, если не убеждает, то, по крайней мере, не может не заставить задуматься. Ни развитие новых технологий, ни образование не делают его менее достоверным или неправдоподобным. А задуматься означает сделать первый шаг к вере. Как рассказывал митрополит Сурожский Антоний, «помню, один человек сказал мне, что невозможно принять на веру Воскресение Христа — хотя в Воплощение он верил. И когда я заметил, что гораздо легче поверить, что Бог, ставший человеком, восстал из мертвых, чем поверить, что Бог, ставший человеком, мог умереть, он посмотрел на меня с изумлением и сказал: Я никогда не задумывался над этим в таком плане!».

Источник

Действительно, воскрес ли Христос из мертвых? На воскресении Господа построено всё христианство и без этого Церкви просто и быть не может. Будем разбираться. В христианстве имеется краеугольный камень, на котором зиждется вся Христианская Церковь.

Это Иисус Христос : «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1Петра 2:6). Господь Иисус есть средоточие всех устремлений христиан: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Римлянам 11:36). Действительно, воскрес ли Христос из мертвых?

На воскресении Господа построено всё христианство и без этого Церкви просто и быть не может. Будем разбираться.

Как воскрес Иисус Христос: точная дата и время, где это произошло

На фото изображен кадр из мультфильма. Иисус с учениками.

Жизнь и учение

Главное событие в христианстве выражается простой фразой – Иисус Христос Иисус воскрес. В Евангелия описаны несколько случаев, когда людей после смерти возвращались к жизни. Это Лазарь, дочери Иаира и другие люди, которые после своей смерти воскресли и продолжили свою земную жизнь в том же теле. Затем они умерли, прекратив свое земное существование.

Воскресение Иисуса отличается от судьбы простых мирян. Оно было предсказано. Умер Иисус как человек, возродился к жизни Богом.

Пророчества о воскресении Христа

Многие пророки говорили о приходе на землю спасителе и его воскрешении из мертвых. Их повествования зафиксированы в ветхом Завете. В рассказах древних, живущих в седьмом-первом веке до нашей эры, можно узнать все подробности предательства Христа одним из его учеников и даже есть указание на то, что в выдаче примут участие духовные лидеры Израиля.

Читайте также:
Святая матрона где находится

Ветхозаветные пророки с точностью предсказывали все страдания Христа за народ, муки и распятие, которые он вынесет. В древних записях подробно описано воскрешение, как завершение земного служения Господа.

Самым древним считается пророчество Исаии. Оно сделано за семь столетий до рождения Христа и подробно, до мелочей, описываются все страдания Христа, которые он вынужден будет терпеть, взяв на себя грехи всего человечества. Пророк рассказал, как произойдет воскресение. В 53 главе подчеркивается, что после возвращения к жизни, человек Христос будет Богом, бессмертным.

Царь Давид рассказывает о воскресении в своем 15 псалме. Он ведет повествование от имени Христа, беседующего с Богом Отцом. В словах выражается благодарность Бога-сына за воскрешение в образе равном себе.

Ветхозаветные предсказания воскрешения подчеркивают, что смерть бывает духовная и физическая. Христос знал, что он умрет в своем физическом теле, а возродиться в теле духовном, вечном. Он воскрес Богом, равным его Отцу. Сорок дней ходил Спаситель по земле, пока вознесся на небеса. В честь этого события, начиная с Пасхи, ежедневно проводится моление, поется тропарь.

Где воскрес Иисус Христос?

Иисус Христос был схвачен римлянами и распят в Иерусалиме. Обычно, тела казненных оставляли после смерти на крестах. Хоронить их наместник запрещал. Разлагающаяся плоть должна была устрашать население и демонстрировать им, что ждет каждого, кто примет христианскую религию или совершит другой проступок против власти. Останки висели до тех пор, пока их не расклевывали птицы.

На фото изображено распятье Иисуса Христа.

Христиане не могли позволить, чтобы тело их учителя было растерзано зверями. Иосиф, ученик Христа и богатый человек из Аримафеи, пошел к Понтию Пилату и, рискуя жизнью, репутацией своей и семьи, выпросил у него разрешения забрать тело Иисуса.

Местность вокруг Иерусалима была скалистая. В те времена не рыли в каменистой почве могилу каждому покойнику. Делали склепы-пещеры, и каждая семья хоронила в них своих усопших. Иосиф был достаточно богат, чтобы иметь в запасе несколько таких пещер. В одной из них и похоронили тело Христа, завернув его в специальную ткань – плащаницу. Это заменяло евреям гробы.

Деревья вокруг росли в малых количествах, небольшие и корявые. Вход завалили большим камнем.

Фарисеи и первосвященники не верили в предсказания о воскрешении, но попросили Пилата поставить на всякий случай стражу. Они боялись, что христиане выкрадут тело, и объявят, что покойник воскрес и ушел.

На третий день, как было указано в предсказаниях, Иисус Христос воскрес. По одним данным он сам отвалил камень и ушел. По другим ему помог с валуном спустившийся на землю ангел. Охрана, услышав грохот, увидев, как отодвигается камень, в страхе разбежалась.

Место, где воскрес Христос, стало почитаемым у христиан. Мать императора Константина через 300 лет посетила эти места. Она была благочестивой христианкой и повелела на месте пещеры воздвигнуть храм. В 335 году его торжественно освятили в присутствии самого императора Константина.

В течение веков власть в Иерусалиме несколько раз менялась. Храм Воскресения Христова разрушался врагами веры и восстанавливался сторонниками. Поток паломников все эти столетия не иссякал. В настоящее время миряне на пасху наблюдают восхождение Благодатного огня – света, и разносят пламя по всей планете.

Почему воскрес Иисус Христос?

В период до Рождества Христова люди в большинстве своем были язычниками и погрязли в грехах. Они не понимали тех слов, что говорили им проповедники христианства. Необходимо было свершение какого-то великого чуда, чтобы люди уверовали в истинность христианства. Кроме этого следовало избавиться от огромного количества грехов, которые были на людях.

На фото изображен Иисус Христос.

Языческие боги были похожи на человеческих предводителей. Они не заботились о своей пастве, только старались получить от них различные жертвы и подношения. Каждый клан поклонялся своему Богу, который больше всего подходил под их деятельности: огню, дереву, воде и другим. Народ не представлял, что Бог может заботиться о них, защищать и направлять.

Бог принял решение, что только его сын, такой же бессмертный дух, равный ему, сможет принять на себя все человеческие грехи и страдания по их искуплению. Но для этого он должен быть человеком.

Результатом стало непорочное зачатие девы Марии. Она носила в себе плод от Святого духа. Родившийся на свет Иисус Христос вместе со своими учениками ходил по миру и проповедовал истинную религию. Но ни его слова, ни чудеса, творимые им, не смогли убедить невежественных людей в истинности христианства. За Спасителем пошли только единицы.

Гонение со стороны правителей разных стран было огромным. Христиане вынуждены были скрываться или держать свою веру в тайне. Необходимо было чудо, которое доказало бы всем могущество Бога. Предсказание о воскрешении существовало уже несколько столетий. О нем говорили разные пророки и писали в своих книгах.

Это событие должно было стать началом зарождения новой веры, вот почему воскрес Иисус Христос.

После воскрешения апостолы понесли известие о случившемся чуде в разные стороны. Люди с трудом меняли свои взгляды и верили в случившееся. Для подтверждения случившегося вместе со своими учениками 40 дней Иисус Христос, уже святой Дух, ходил вместе с ними. И только на 40-й день он вознесся на небеса, как Бог, Став Богом. Свидетелей этого события было много и люди окончательно убедились в истинности христианской веры и что Бог един.

В каком году воскрес Иисус Христос?

Посчитать, в каком году воскрес Иисус Христос довольно просто. Все православные знают, что летоисчисление ведется от Рождества Христова, от момента, когда дева Мария произвела на свет младенца. Дата рождения у разных религий может отличаться на несколько дней, но год один.

На фото изображен Иисус Христос.

Возраст Иисуса Христа, когда его схватили слуги Пилата и распяли на кресте, был тридцать три года. Именно в 33 году от Рождества Христова умер Иисус. Это случилось накануне еврейской Пасхи, в пятницу, примерно в 3 (15) часа дня.

Воскрес Спаситель на третий день, в воскресенье, рано поутру. Когда женщины мироносицы пришли к могиле, камень был отодвинут, тела в гробу не было.

Пасха празднуется не в числе, а по луне. Поэтому, во сколько часов, и какого именно числа воскрес Спаситель, сказать точно невозможно. Пасха празднуется по лунному календарю, всегда в воскресенье, но числа разные.

Само событие воскрешения описывается несколькими авторами и имеет незначительные отличия. Например, в Евангелие от Луки когда женщины пришли поутру, чтобы смазать тело Иисуса ароматическими маслами, камень уже был отвален от входа в пещеру. Внутри находились два мужа в сияющих одеждах – Отец и Сын, Бог в двух обликах.

Евангелие по Марку гласит, что к приходу Марии Магдалины, матери Христа и других женщин, камня, закрывавшего вход в пещеру, не было, стража разбежалась в страхе. Тела в гробу не было, только сидел ангел.

Смерть и погребение Иисуса в Евангелие от Матфея, описаны также. Только когда мироносицы подошли к пещере, затряслась земля, у них на глазах ангел отвалил камень. Эти отличия незначительные и не противоречат друг другу. Все они подтверждают, что в воскресенье рано утром Иисус воскрес, но уже бессмертным.

Воскресение Христа в иконографии и культуре

Церковная жизнь является неотъемлемой частью мирской. Ее влияние усиливалось и ослабевало в разные времена, но всегда культура была отражением религии. Многие исторические события мирские и церковные неразрывно связаны.

Иконография

В своем развитии иконография прошла длинный путь. Ни один источник не описывает, как именно происходило воскрешение Христа и его вознесение на небо через 40 дней. Поэтому первые иконы, изображающие оба события, были символическими.

Постепенно образ Иисуса все четче вырисовывался на иконах. Стали появляться иконы с четким ликом Христа и святой Троицы. На иконах стали изображать разные события, связанные со Спасителем, его явления людям, совершение чудес.

Источник

Зачем говорят « Христос воскресе » и ещё 7 вопросов про Пасху. Почему на Пасху красят яйца? Откуда взялось слово «пасха»? Что этот праздник вообще означает ? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди.

Суть этой фразы-приветствия такова: приветствующий утверждает, что Иисус Христос воскрес из мертвых, а приветствуемый подтверждает: Он действительно воскрес . Дело в том, что главная радость Пасхи — в воскресении Христа . Если бы Христос только умер, то нам не на что было бы надеяться. Кому бы верили?

Рейтинг
Загрузка ...