Крест как символ знаком человечеству с древнейших времен. Крест входит в тройку самых узнаваемых знаков. Первые упоминания об этом символе мы находим в неолите, а более 2000 лет крест прочно ассоциируется с христианством.
Давайте разберемся откуда и как появился крест как символ.
В мифопоэтических и религиозных системах крест — один из наиболее распространенных символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак креста занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами — в Австралии, Океании доколумбовой Америке. В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, Крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут.
Что такое крест изначально?
![]() |
![]() |
Солнечная ладья из наскальных изображений Швеции
Возникновение образа креста , видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях, становясь всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия).
![]() |
![]() |
Символ четырех сторон света в эпоху неолита
Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.). Во многих культурно-исторических традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с крестом связывается идея процветания, удачи. Это позволяет объяснить ту важную роль, которую играет крест в ритуале и ритуализованном поведении, в магии, народной медицине, гаданиях, волшбе, в архаичном искусстве и в быту.
Почему на православный крест ставят косую перекладину и что она значит?
Крест часто, выступает как модель человека или антропоморфного божества — антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре (ср. загадки), в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности.
Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого.
![]() |
![]() |
![]() |
Мировое древо в различных культурах
Однако мировое древо не было единственным или даже преимущественным источником образа креста Возможно, в формировании сложной символики креста участвовали такие мотивы, как изображение деревянного огнива, солярный знак (перекрещивающиеся лучи) и схема воловьей упряжки.
Общеизвестна ключевая роль перекрёстка (ср. ключ в виде креста ) как выбора между жизнью и смертью в сказках, героическом эпосе, заговорах, бытовом поведении и т. д. (перекрёсток — переход из одного царства в другое, и добро и зло пытаются контролировать его: здесь почитают Иисуса Христа, Гермеса, Меркурия, Диану-Тривию, но здесь же место свидания ведьм и демонов и последний приют самоубийц, лишаемых креста ).
![]() |
Идея «крестного» выбора отражена в евангельском рассказе о распятии Иисуса Христа на кресте [в русской низовой традиции произошло полное отождествление названия К. с именем Христа и с обозначением верующих в крест и в Христа (хрест, «крест» — Христос — хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название креста происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist (другая точка зрения возводит это название креста к лат.сruх)].
Это направление развития мифологемы о Христе как человеке весьма показательно, тем более что сама эта идея возникла лишь в начале 7 в. (ранними христианскими символами были агнец, рыбы, осел, а не крест). Если образ креста в этом сюжете апеллирует к космологической проблематике мирового древа (ср. широко распространённое представление о кресте как о крестном древе, что соотносилось с распятым Христом с висящим на дереве Иггдрасиле Одином, а крест — с древом жизни и смерти; ср. «материальную» четверичность К.: он был сделан из четырёх деревьев стран света — кедра, кипариса, оливы и пальмы), то образ Христа обращен к сфере исторического, а сам крест на рубеже двух эпох приобретает черты временного и стадиального перекрёстка, пограничного столба в эволюции диалога между человеком и богом. Именно так и понимался образ Христа на кресте многими христианскими авторами (ср. традицию, отчетливее всего начатую Августином).
![]() |
Один и мировое древо. Скандинавская орнаменталистика.
Следует, однако, отметить,что часто акцент ставится не на выборе как таковом (в связи с крестом), а на его положительном результате (жизнь,счастье, удача). Ср. символику К. в сновидениях и дивинациях (удача, выигрыш, везение, счастье); числовые значения креста (напр., в Китае крест означает 10, 3 креста — 30 или «поколение»); символические, эмблематические и т. п. значения креста (в Китае, Индии, Скандинавии крест — символ неба; у вавилонян, египтян, финикийцев крест в виде двух кусочков дерева, предназначенных для получения огня, — образ будущей жизни; в Ассирии и Древней Британии крест — эмблема производительной силы и вечности и т. п.).
![]() |
Мандала Калачакра. Крест в буддизме.
Символическая роль креста в мифологических и религиозных системах, в искусстве и сфере быта не может быть понята вполне без учёта трансформированных и специализированных образов креста , а также без учета более сложных знаковых фигур, в состав которых входит крест. Ср. лишь некоторые примеры: крест и круг — соединение мужского и женского, единство и триада; крест и шар (обычно крест на шаре) — верховная власть, империя, торжество духовного; крест, якорь, сердце — вера, надежда, милосердие; крест и голубь — осенённость крестом святым духом; крест из громовых перунов — священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом — соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); иерусалимский крест — преданность (ср. крест как знак веры и верности в контексте противопоставления «верных» верующихи «неверных» неверующих); крест с равными лучами — связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов, эмблема Гекаты как богини перекрестков и т. п.
Вот какие глубокие корни имеет символ креста. Для ставрографии эта информация бесценна. Ну, а наш читатель будет представлять какую сложную работу проделало человеческое сознание, чтобы прийти к такому знакомому и узнаваемому для нас символу, как крест.
Использованы материалы из книги А. Голан «Миф и символ.»
Источник: rukrest-shop.ru
Символика круга. Совершенная форма
Подобные вещи выдумать нельзя, но они должны подниматься из позабытых глубин, если призваны выразить глубочайшее озарения сознания и высочайшие прозрения духа, соединяя таким образом уникальность сегодняшнего сознания с вековым прошлым человечества.
• Круг – символ бесконечности, идеального абсолюта и совершенства. Круг представляет собой бесконечную линию, замыкая время и пространство. Самые древние места поклонения имели форму круга: костры, алтари, жертвенные камни.
• Сакральный смысл круга определяется множеством рассуждений и умозаключений:
• Круг – целостность, изначальное совершенство. Круг или округлость считается наиболее естественным, священным состоянием, наполненным самостью, вечностью, бесконечной мудростью.
• Время и его отсутствие, материя без начала и конца, без верха и низа.
• Солнечные циклы, небесное единство, движение, динамика.
• Символ вод, женственности, материнства, животворящей силы. Противопоставление мужской созидательной силе, силе Солнца.
• Форма кочевых шатров и поселений. Воплощение символики динамики, бесконечного движения. Противопоставление – квадратные дома и города оседлых народов.
• Цветочная символика – лилия, роза, лотос.
• Круг с точкой внутри – циркумпункт – символ полного цикла, возобновляющегося совершенства.
• Астрология: круг – символ Солнца, алхимия: круг – символ золота.
• Символическое воплощение солнечных богов. Круги могут быть символами как солнца, так и луны, небес.
Круг – древнейший мистический символ, обозначающий небо, вечность, вселенную. Внутрь круга нередко вписывают другие простейшие фигуры – квадрат, крест, равносторонний треугольник, пентаграмму. В таком случае вписанный символ повествует свое значение, в то время как круг обозначает вечность. Таков, к примеру, мистический смысл древней задачи о «квадратуре круга»: решив ее, адепт постигает равнозначность Земли и Неба, Пространства и Времени, Человека и Вселенной.
Согласно суждению Платона и его учеников, круг – совершенная форма Вселенной. Мифический храм Аполлона также был круглым, а город Платон в Атлантиде состоял из бесконечных кругов суши и воды.
В мистических представлениях Бог парафразируется как круг с вездесущим центром, чтобы дать понять его совершенство и непостижимость, неосязаемость для человеческих понятий (безграничность, вечность, абсолют).
Еще задолго до христианства круг обозначал солнце, сложный символ, который превосходит все остальные геометрические формы. Все точки круга эквивалентны друг другу. Линия этой фигуры – единственная среди всех геометрических форм не имеет начала и конца. По этой причине круг в масонских практиках – это источник бесконечного времени и пространства, в нем заключена тайна творения, круг – конец всех фигур.
Разумное пользование знаком тотчас создает магическую цепь в определенном круге и вызывает эгрегора данной общины. Например, крестное знамение приобщает человека к духовным благам всей общины верующих, для которых этот знак был знамением религиозного сближения, иероглифом искупления и схемой доктрины. С другой стороны, маг, находящийся в магическом круге и держащий в руке пентаграмму, входит по желанию, сознательно и с намерением, в общение со всеми живыми и мертвыми посвященными, которые пользовались кругом как символом братского общения и каббалистическим знаком пентаграммы – этими двумя классическими эмблемами неизменной истины, при всемирном церемониале знания.[1]
Движение по кругу – самый популярный символ для выражения идеи вечности, идеи возвращения к самому себе, возвращения в начало. Циферблат часов, шкала на компасе также выражают эту идею.
У буддистов единение внутреннего и внешнего миров сплетаются в Колесе Сансары в три круга. Первый, внешний, круг означает демона, который держит в своей пасти 12 первопричин: неведение, карма, сознание, физическое тело, чувственные опоры, прикосновение, ощущение (чувственные впечатления), жажда (желание), привязанность, существование (становление), рождение, старение или смерть. Средний круг вмещает в себя шесть категорий, шесть областей: люди, боги (небеса), демоны, животные, царство ада, голодные духи. А внутренний круг отражает борьбу трех животных начал: вцепившиеся друг другу в хвосты петух (алчность, похоть), змея (зависть, ненависть) и свинья (невежество, иллюзии).
В дзен-буддизме круги концентрации означают высшую степень просветления и совершенства. Именно поэтому принципы инь и ян изображаются заключенными в круг. Тех же убеждений придерживались и строители храмов языческих богов. Как правило, это круглые постройки, образованные круглой колоннадой и сводом собора.
К тем же принципам вернулись и зодчие Ренессанса в XV веке, взяв круг и сферу в качестве совершенной формы. К тому же, идеальная форма удачно сочеталась с ренессансной концепцией Бога, согласно которой он был космическим разумом, принявшим форму сферы, заключающей в себе весь космос – дух, ум и материю – в нисходящих концентрических сферах.
В христианстве круг означает духовную иерархию, или различные этапы сотворения всего живого на земле. Кругом символически изображают расположение учеников вокруг Иисуса. Три пересекающихся круга обозначают святую Троицу.
Прежде всего Бог потенциально существует в неизреченном единстве, это первое лицо Троицы – Бог-Отец. Затем Он проявляется Самому Себе, создавая целый постигаемый мир, Он противопоставляется Самому Себе, как мировой разум, это второе лицо Троицы – Бог-Сын. Наконец, Он действует и творит. Его воля проявляется, и Его мысль осуществляется вне Его, это третье лицо Троицы или Святой Дух. Бог, вечно проходящий эти три состояния, являет нам подобие круга, центр которого везде и окружность нигде.[2]
В противоположность символике квадрата, который обозначает обычно все земное, устоявшееся, человеческое, круг имеет отношение только к высшему, совершенному, предвечному. В каббалистике круг – это знак божественной искры, скрытой в материи. Магический круг – традиционные очертания места для магических операций. Большинство практических магов уверены, что именно круг обладает достаточной магической силой и защитной функцией. Поэтому в круг обязательно вписывают различные знаки, которые могут остановить злых духов.
В 1892 году один из членов нашего общества, хорошо знакомый с операциями, сопровождал одного экспериментатора в окрестностях Лиона. Круг был начертан на перекрестке трех дорог. Вызывание началось ровно в полночь. Вскоре показался экипаж, мчавшийся на них во весь опор по одной из дорог.
Молодой человек от светящихся фонарей, топота лошадей и щелканья бича так испугался, что хотел выскочить из круга, но экспериментатор удержал его силой. Это видение было не более как такая же галлюцинация, как и в первом случае.
Папюс. Практическая магия. СПб.: 1912.
В традиционной астрономии круг является изображением Солнца, в алхимии – золота, у розенкрейцеров – императорской власти.
В поэме «Божественная комедия» Данте строит строгую систему загробного мира с точки зрения католического христианства, представляя его в виде 9 кругов Ада, окружающих вмороженного в лед Люцифера. Выстраивая модель Ада, Данте подражает Аристотелю, который в своей «Никомаховой этике» относит:
• к 1-му разряду грехи невоздержанности,
• ко 2-му – грехи насилия,
• к 3-му – грехи обмана.
У Данте 2–5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8–9-е – для обманщиков. Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.
Известны также средневековые романы о рыцарях Круглого стола. Впервые Круглый стол появляется в историях о короле Артуре, рассказанных в английских хрониках середины XII века. Там король Артур предложил рыцарям собираться вокруг круглого стола, за которым установится равноправие, то есть невозможны будут сословные распри (по существовавшему тогда этикету формальным выражением знатности рода служило место за столом – чем ближе к первому лицу – королю или хозяину замка ты сидишь, тем выше знатность, должности, награды, почести). В более поздних романах создание Круглого стола оказывается идеей волшебника Мерлина, который подал ее отцу Артура.
В современной традиции термин «круглый стол» обозначает возможность равноправного общения. Так, в рамках научных симпозиумов и конференций «круглый стол» означает собрание части участников, заинтересованных в обсуждении определенной темы. В дипломатической практике за «круглым столом» для принятия важных решений собирается узкое сообщество избранных. В широком смысле «круглый стол» означает возможность обсудить проблему, с терпением относясь к точке зрения любого из участников.
«Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии»
Прокопенко Иоланта
Поделиться Сохранить в закладках Ещё
Источник: www.b17.ru
Крест, круг, треугольник — значение символов
Среди огромного разнообразия символических понятий и их графических и скульптурных изображений, поэтических образов и литературных описаний, метафор, эмблем и знаков особое место занимают древние символы, сохранившие свою силу до наших времен, значимые для жителей разных стран и континентов, — одним словом, универсальные символы всех времен и народов , которые встречаются во всех мировых религиях и магических практиках. Речь пойдет о кресте, круге и треугольнике.
Крест
Крест — универсальный символ, служащий людям в сакральных целях с незапамятных времен. Например, так называемый солнечный крест — графическое изображение равноконечного креста, заключенного в круг, — известен еще с эпохи неолита. Присутствует крест и в религии Древнего Египта (анх), древних государств Месопотамии, Сирии, Персии, Индии, Северной и Южной Америки.
Равноконечный крест в эзотерике — это символ равновесия, баланса, деления мира на четыре стороны света, четырех времен года и четырех стихий — Огня, Воды, Земли и Воздуха. Каждой стихии соответствует один из концов креста, а его центр — это средоточие духа. Таким образом обозначается сбалансированный обмен природных энергий.
Равноконечный крест в магических практиках используется для гармонизации пространства. С этой целью в жилище следует сделать символическое отображение энергий, которые крест связывает воедино. Тоесть на востоке, в секторе Земли, разместить то, что соотносимо с землей, — горшок с комнатным растением, мисочку с солью или просто изображение квадрата.
В северном секторе, секторе Воздуха, поместите украшение из перьев, веер. На юге (Вода) установите емкость с водой либо аквариум или декоративный фонтанчик. Западный сектор (зона Огня) — место для свеч, светильников, аромалагипы для благовоний. Центр же комнаты — символический центр креста, обозначающий дух — должен быть свободен.
Если в вашем жилище будет этот символический естественный баланс энергий — это крайне благоприятно, вы находитесь под его защитой. Равноконечный крест можно также носить на себе в качестве гармонизирующего талисмана. При этом крест должен располагаться в области сердца. Центр такого креста, как уже говорилось выше, соотносим с духом, а также сердцем, дыханием жизни.
Ведь и сам человек символически соотносим с равноконечным крестом: наше физическое тело — это Земля, эмоции — Вода, воля — Огонь, ментальная энергия — Воздух и, наконец, сердце, дух — центр. И когда все это в человеке находится в гармонии, это самое лучшее, что только может быть.
Круг
Круг — символ временного цикла. В нем точка начала соединена с концом, что обозначает цикличность времени, его вечной текучести, где все взаимосвязано и каждое начало приводит к концу, а конец чего-либо рождает новое начало. Круг всегда был одним из мощнейших защитных символов. Почему так, какая связь у идеи временной цикличности с функцией защиты?
Дело в том, что всякое действие начинается в какое-то время. И в какое время это действие начинается, к такому результату оно и приведет. И если мы совершаем действие в благое время, то и получаем благо, мы находимся под защитой у Высших сил. В этом суть. Важно только определить удачное для действия время.
Разумеется, для этого следует обратиться за помощью и советом к сведущим людям, гуру, наставникам, обладающим пониманием временного цикла. Если человек хочет привлечь удачу, надо выбрать благоприятное время для этого.
В качестве защиты от неприятностей либо если предстоит проблемный, трудный день или вас одолевают тревоги, хорошо поставить круг защиты. Самое благоприятное время для этого — на рассвете либо сразу после пробуждения. На закате или перед сном такое действие защитит от порождений мрака, Нави, темных сущностей. Делается это таким образом.
Совершив омовение, обратитесь лицом на восток, жестом от сердца поднимите руки со сложенными ладонями над головой, попросите благословения Высших сил. Затем вытяните перед собой правую руку ладонью вперед, придерживая ее за локоть левой, и попросите у Высших сил защиты и блага. Повернитесь вокруг себя по часовой стрелке — один либо три раза, очерчивая круг защиты. Такая защита укрепляет ауру.
Треугольник
Равносторонний треугольник является символом божественного Абсолюта, духовной реальности, где первая грань треугольника — энергия созидания, вторая грань — энергия сохранения и третья — энергия разрушения. Это символическое выражение метафизической энергии Вселенной, того, что находится за пределами физических форм — трех аспектов энергии духовного мира. Во многих религиях эта тройственность нашла отражение в трех ипостасях Бога — Троице.
Если говорить о человеке, то в нем эта тройственность выражается через три высшие чакры: первая — горловая, вторая — межбровная и третья — макушка. Равносторонний треугольник как магический знак используется для привлечения духовных благих энергий. Назначение этого знака зависит от начертания. Чертится треугольник перед собой таким жестом — ладонью правой руки.
Если начертать треугольник, обращенный вершиной вверх (от верхней точки по часовой стрелке), это будет жест обращения к Богу- создателю, хранителю, разрушителю зла, с целью получения от него благословения. Если начертать треугольник вершиной вниз — это обозначает проявленную энергию, материализацию, низведение.
Такой треугольник чертится, если нужно сконцентрироваться на воплощении желаемого. Проговаривается трижды свое желание и произносится обращение: «Господи, дай мне силу воплотить желаемое!» Здесь тоже проявлено триединство — мысли, слова и действия. При этом очень важна сила намерения. Четкая мысль, четко выраженное словами намерение, проявленное в действии. Это триединство способствует тому, что желаемое начинает воплощаться.
Источник: vedmochka.net