Что значит позолота

Каждое изделие отполировано вручную. Именно поэтому нанесенный слой золота ложится на латунь без дефектов, это гарантирует прочность покрытия. В противном случае золотое покрытие очень быстро «сползает»- большинство производителей, экономя на себестоимости, производят полировку изделий в барабанах. При этом изделия, естественно, соприкасаются друг с другом, оставляя различного рода микроцарапины, которые в последствие становятся причиной некачественного наложения золотого слоя.

Как долго продержится золочение на серебряном украшении?

Значение слова позолота

позол о та, позолоты, мн. нет, жен. Тонкий слой золота, наложенного на поверхность предмета.

«Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.

Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.

Словарь Ожегова

ПОЗОЛОТА, ы, ж. Тонкий слой золота на поверхности чегон. Часы с позолотой.

| прил. позолотный, ая, ое.

Словарь С. И. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России (тогда — в Советском Союзе) после Октябрьской революции.

Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.

В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
  1. Тонкий слой золота или золотой, бронзовой краски, покрывающий что-л.
  2. перен. То, что внешне приукрашивает кого-л., что-л.

Толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.

Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей.

Читайте также:
Умывалка черный жемчуг голубая отзывы

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— Под этим названием подразумевается, в частности, покрытие листовым золотом (см. Золотобойное мастерство) в отличие от «золочения» гальванического или «через огонь» (см. Гальванопластика). По внешнему виду П. бывает «глянцевая» и «матовая», по способу производства «клеевая» и «масляная», выдерживающая действие влаги, но не способная получать глянец под влиянием агатового лощила.

На клею золотят обыкновенно деревянные предметы: «багеты» или «листель» для картинных рамок и украшения комнат, а также разную работу церковных иконостасов. Для этого поверхность дерева после проклейки покрывается сначала слоем особого грунта — «левкаса» — в 1—2 мм толщиною, способного принимать очень гладкую поверхность.

Для левкаса распускают очень хороший столярный клей в пропорции 1 часть по весу на 5 частей воды и в горячий раствор примешивают хорошо измельченный или «плавленый» (т. е. «отмученный», см.) мел в количестве от 6 до 10 и более частей на 1 часть клея, смотря по качеству материала. Готовую смесь, имеющую в подогретом состоянии густоту масляной краски, протирают через мелкое волосяное или проволочное сито, чтобы не оставалось нерастертых комочков, нарушающих однородность массы.

В раствор прибавляют около 1% ядрового мыла (по отношению к весу клея). Вместо мела часто берут белую английскую глину (корнваллийский каолин); левкас получается лучших качеств, только его нельзя удобно протирать через сито и приходится тщательнее размешивать при самом смешивании.

При работе левкас надо постоянно подогревать в закрытой водяной бане, чтобы от испарения не образовалась пленка, а сохранять в холодном месте, чтобы клей не загнил. Для первых двух слоев, нанося левкас, тыкают кистью, чтобы получить зернистую поверхность, которая сглаживается при намазывании следующих слоев, но дает более прочную связь.

Последний слой на резных поверхностях можно сгладить, проводя смоченной кистью по застывшему, только что нанесенному левкасу, но правильные поверхности багетов шлифуют после высыхания куском пемзы или песчаника соответственной профилю формы, умеренно смачивая водою и смывая губкою стертые частицы: левкас частью стирается, частью приглаживается; заплывшие углубления при этом расчищают инструментами вроде резчицких «резмусов». После высыхания поверхности левкаса придают окончательный лоск трением «хвощом» (Equisetum hiemale) или мелкой стеклянной шкуркою (см.

Наждак). При приготовлении багетов часто наносят последний слой левкаса более густо и, пока он еще не высох, протягивают под шаблоном, вырезанным по профилю из железа, как при штукатурной работе (см.).

Читайте также:
Колье ночь из бисера схема

Сухой левкас должен принимать слабый след от ногтя: если следа не получается, значит, клею взято было слишком много и можно ожидать впоследствии образования трещин; слишком слабый левкас подается под лощилом. На вышлифованную поверхность левкаса наносят мягкою кистью «полимент», разведенный в надлежащей пропорции 3% клеевой водой.

Главная составная часть полимента — очень нежный сорт глины, без малейшей примеси песчинок. Обыкновенно берется красный «болюс», его смешивают с разваренными в воде 1,5% марсельского мыла, 1% воска, 0,5% несоленого свиного сала и 0,25% спермацета и хранят в виде теста.

Итальянский полимент приготовляется из порошка болюса и графита, смешанного на огне с 0,1 ч. воска и потом растертого с яичным белком и высушенного; в таком виде его пускают в продажу. При употреблении для глянцевой П. полимент наносят тонким равномерным слоем раз пять; успех много зависит от надлежащей прибавки клея.

Просохший полимент протирают суконкою, обмахивают всю пыль мягкой кисточкой, смачивают другой кисточкой, обмокнутою в водку, и накладывают золото, разрезанное на подушке «золотарным» ножом (см.), расправляя и прижимая ватой или волосяной кисточкой «притычкой». Для переноса листочков пользуются особою плоской, широкой и тонкой кисточкой «лапкой», заклеенной в бумажную оправу, которую вставляют в ручку — «рефёлку».

Лапку слегка смазывают коровьим маслом, тогда золото с подушки пристает к ней, но прилипание к смоченной поверхности полимента оказывается сильнее. После высыхания и заделки мест, оставшихся сразу не покрытыми, — «фликовки» — золото полируют трением агатового лощила.

Места для матовой П. обрабатывают несколько иначе: полированный левкас покрывают желтой краскою из охры и крона и еще «шихтануют» хвощом. Потом покрывают раза два полиментом, затем теплым раствором рыбьего клея и опять раза два полиментом. Тогда накладывают золото, покрывают опять рыбьим клеем, «фликуют», где нужно, снова покрывают клеем погуще и затем кроют подогретым «матом».

Это смесь 25% раствора росного ладана в спирте и довольно крепкого, горячего раствора «пергаментного клея» (т. е. студня, вываренного из обрезков пергамента) в воде: от прибавления воды смола оседает из спиртного раствора и дает молочную смесь, засыхающую в виде матового лака. Такими же приемами золотят фальшивым золотом «поталью» (см.), также серебрят.

Фальшивую П. покрывают особым лаком, подкрашенным «драконовой кровью», гуммигутом, сандальным деревом, а иногда и анилиновыми красками в надлежащий цвет; матовые части покрывают шеллаковым лаком, смешанным с мелом. Особый род фальшивой П. получается от покрытия посеребренной поверхности окрашенным лаком.

Листель и рамы весьма часто украшают рельефными узорами, напоминающими резьбу, но выдавленными из особой массы и наклеенными на левкасный грунт. Для приготовления этой массы разваривают в водяной бане 3,5 кг столярного клея в 4 литрах воды с 375 г канифоли, 0,25 литра льняного масла и 0, 5 кг французского терпентина.

Читайте также:
Амулет черного цвета что это может быть

Горячую смесь наливают на кучку мела и приготовляют тесто, как для лапши. Пока тесто это горячо, оно очень пластично, но, остывая, становится достаточно твердым для вынимания из формы. Поэтому во время работы его разогревают на полотне, натянутом над сосудом с кипящей водой; формы делают металлические или из серы.

Эти последние легко приготовить, имея модель: ее натирают салом, кладут на гладкий камень или кусок металла и прямо обливают серой, расплавленной в железной ложке. Если она не перегрета, то застывает так быстро, что не успевает растечься по сторонам. Сера столь хрупка, что формы эти необходимо заливать в гипс.

Для фабричного производства багетов существуют машинки, выдавливающие украшения из массы на поверхности цинковой полоски при посредстве гравированного валька. П. на масле производится несколько проще: сначала обрабатываемая поверхность окрашивается несколькими слоями масляного грунта, как под лакировку (см.).

Для хорошей работы грунт этот шлифуют очень тонко, иногда даже для получения возможно более блестящей П. покрывают его масляным, тщательно шлифованным лаком. Такую поверхность «олифят» тонким слоем густого, вареного льняного масла. Если слой толст, П. удается хуже, поэтому избыток масла стирают раза два ватой.

Когда слой масла высохнет настолько, что становится липким, но не текучим, наносят золото вышеописанным способом и приглаживают ватой. Вареное льняное масло необыкновенно прочно, но высыхает медленно: поэтому, особенно для предметов, не подвергающихся влиянию дождя, золотят «на мордан». Это масляный, скоро высыхающий лак разнообразного состава, напр.

50 частей олифы из льняного масла, 50 частей сплавленного янтаря, 1 часть мастики и 3 части белого галлипота. Еще быстрее позволяет работать, на счет прочности, так назыв. «микстон» (mixtion des doreurs): это скип@$ растворы этих смол иногда приготовляют отдельно и смешивают в пропорции, соответствующей условиям предстоящей работы. На масло можно золотить и по клеевой подготовке; так, орнаменты для рамок из вышеописанной массы обыкновенно покрывают шеллаковым лаком и золотят на мордане. Ср. «Золочение и серебрение деревянных изделий» (изд. «Ремесл. газеты», М., 1890).

В. Лермонтов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов.

Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции.

Читайте также:
Что такое шарм в ювелирных изделиях

Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д.И. Менделеев.

Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени.

Источник: znachenie-slova.ru

Позолота: история и применение золочения

Позолота — это нанесение тонкого слоя сусального золота. Золочение обычно применяется для украшения рукописей и переплетных книг, фарфора и полезных предметов, таких как часы и чаши, для украшения картин и скульптур, а также в архитектуре для создания блестящих акцентов как на внутренних, так и на внешних поверхностях.

Для позолоты можно использовать золото, серебро, медь, платину и различные «композитные» материалы, которые либо выглядят как чистый металл, либо создают особый внешний вид. Золото предпочтительнее для архитектурных целей, потому что оно не тускнеет.

История золочения

Золото как элемент был с нами с незапамятных времен. Его использование в скульптуре и архитектурном декоре широко распространено, начиная с 3000 г. до н.э. в Сирии, где серебряные гвозди были обернуты золотой фольгой. На гробницах в Египте того времени изображены люди, отбивающие золото в тонкие листы фольги.

Ранее золотые листы толщиной как фольга прикреплялись к поверхности с перекрытием листов и полировались до тех пор, пока не прикреплялись друг к другу и поверхности. Очевидно, это было очень кропотливо и не очень прочно.

Утонченность работы заключалась в том, чтобы вырезать канавки в подложке, вдавить края фольги в канавки и закрыть швы. Хотя этот метод был применим к деревянным и металлическим предметам, он был не так эффективен для хрупкого камня. В конце концов, был использован клей из шкуры животных, но со временем он портился и позолота облетала, оставшись только в швах и щелях.

В конце концов, в 300 г. до н.э. было разработано огненное золочение, когда золото плавили, добавляли к горячей ртути и перемешивали железной палочкой до тех пор, пока золото не растворялось. Эту жидкость дополнительно обрабатывали с образованием амальгамы.

После того, как амальгама была нанесена на объект, ее нагревали до фиксации. Это был стандартный метод позолоты до эпохи Возрождения. В середине девятнадцатого века от этого метода отказались из-за опасений, что испаряющаяся ртуть влияет как на рабочих, так и на жителей, окружающих золотые заводы.

Когда около 2000 г. до н.э. в Месопотамии были разработаны методы аффинажа золота (металлургический процесс очистки некоторых тяжёлых металлов от примесей), золотую фольгу можно было измельчать на более тонкие листы. Более чистое золото позволяло «отбивателям золота» измельчать золото в такие легкие листы, что они вибрировали при вдохе/выдохе.

Читайте также:
Как оценить янтарь

Производство сусального золота было таким с 14 века. Имитационное золото (поталь) была разработана в 19 веке для растущего среднего класса Золотого века, который хотел показать свое богатство за небольшую плату.

Giusto Manetti Battiloro и наследие Леонардо Да Винчи

Бренд, созданный в 1820 году и до сих пор управляемые одной и той же семьей, поколение за поколением, они по-прежнему используют метод обработки золота, изобретенный самим Леонардо да Винчи, и каждый лист проверяется вручную, чтобы убедиться, что он соответствует самым высоким стандартам.

Семья работает в этой отрасли с 1600 года, но фактически основала торговую марку в 1820 году Луиджи Манетти. Бренд Manetti был первой компанией, экспортирующей золотые листы по всему миру, и всегда был в тесных отношениях с королевскими семьями, правившими во Флоренции, особенно с самой семьей Медичи, когда они правили Флоренцией (и Европой).

Сокровищница ремесленного мастерства и вдохновенного маркетинга находится в промышленной зоне на окраине Кампи-Бизенцио, к северо-востоку от Флоренции. Каждый лист проверяется 10 раз перед отправкой клиенту, это важная гарантия качества. Эта компания была аккредитована самой семьей Медичи, когда они правили Флоренцией (и Европой).

Представительства Giusto Manetti Battiloro в мире

Всемирно известный бренд Giusto Manetti Battiloro имеет дочерние компании в Кампании, Польше, Испании и эксклюзивное сотрудничество в США, Бразилии и России. В 2013 году было открыто новое производство в Кампи Бизенцио, где сусальное золото преобразуется фольгу.

Обладая более чем 50-летним опытом разработки фольги для горячего тиснения, сегодня Giusto Manetti Battiloro Spa может предложить широкий спектр продуктов для различных промышленных применений:

  • От графики (принтеры этикеток, переплеты книг, роскошная упаковка) до теплового и цифрового кодирования (даты, штрих-коды, даты истечения срока годности),
  • От улучшения пластиковых материалов (профили, края, галантерейные товары, настенные покрытия) до декорирования панелей и секций для внутренней мебели (рамы, зеркала, предметы интерьера, дерево, стеклянные панели).

Чтобы быть в курсе событий из мира Манетти, загляните на сайт официального представительства компании в России — ooomanetti.ru. Сайт разработан для позолотчиков, скульпторов, дизайнеров интерьеров, иконописцев, здесь много интересной и полезной информации по техникам золочения. Офис компании Giusto Manetti Battiloro в России находится Москве по адресу: ул. Кузнецкий мост, д. 21/5, тел: +7 (495) 626-03-44.

Источник: yoptel.ru

Рейтинг
Загрузка ...