Тайны мужского пирсинга
Но так было не всегда. Существует многовековая история мужских украшений, не связанных с ориентацией. И только в 70-е годы 20 века серьги у мужчин стали обозначать сексуальные предпочтения. (Парень вставлял серёжку в правое ухо, если хотел сообщить продвинутой части общества, что он гей).
Краткая история пирсинга
С древних времен люди делали пирсинг для демонстрации богатства или статуса. Для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в обществе. Судя по мумиям, у египетских фараонов были проколоты уши. Древние греки, носившие серьги, зарабатывали на жизнь проституцией. В древнем Риме серьга отличала раба, а центурионы Цезаря носили кольца в сосках в знак особой храбрости.
Средневековье сохранило традицию ношения серёг, но привычка постепенно стала женской. Рыцари не жаловали лишних деталей экипировки, поскольку она и так была тяжелой.
Горит левое ухо: подробное толкование приметы для женщин и мужчин
Мужские серьги то входили в моду, то подвергались гонениям. В XIII веке католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию» бога. Запрет коснулся и проколотых ушей. Поскольку сфера влияния церкви была безграничной, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из моряков, пиратов, воров и цыган, то они не спешили отказываться от пирсинга.
Воры и обитатели социального дна демонстрировали презрение к религиозной морали. У пиратов серьги означали захваченные корабли и число абордажей. По свидетельству Сабатини в «Хрониках капитана Блада»: «В левом ухе капитана поблескивала крупная грушевидная жемчужина, стоившая баснословных денег и представлявшая собой лишь незначительную часть фантастической добычи, захваченной его корсарами в такого же рода набеге на Рио-дель-Хача».
Джонни Депп, «Пираты Карибского моря»
В британском флоте традиция берёт начало в XVII веке. Королева Виктория, узнав о суровых условиях плавания в районе мыса Горн, издала указ, разрешающий английским морякам, прошедшим пролив, выпить чарку виски в портах за счет Ее Величества. Золотая серьга становилась своего рода знаком почёта после прохождения Мыса Горн, где круглый год стоит штормовая погода. Такой морской волк всегда мог рассчитывать на бесплатную выпивку и имел привилегию класть ноги на стол. Кроме того, моряки часто гибли при крушениях судов, мертвые тела иногда прибивало к берегу и тот, кто закапывал труп, забирал серьгу в качестве платы за похороны.
Эпоха Возрождения реабилитировала серьги и их носителей. В 1500-х годах в Европе серьга была свидетельством богатства. Мужчины украшали себя драгоценностями, вешая на ухо модную жемчужную серёжку. Де-юре церковный запрет никто не отменял, но де-факто опала была снята: о запрете попросту забыли. На портрете французского короля Генриха III его правое ухо украшает несколько серёжек.
Прокалываю ухо в салоне
Генрих III и Вильям Шекспир
На Руси
До XII века русские воины прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, «серьгач». В Древней Руси серьги были не просто украшением, по ним можно было узнать историю и социальное положение семьи. Простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра.
В Московском царстве от прокалывания ушей отказались. В петровскую эпоху серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были не видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах нижних социальных слоёв. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину.
В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников снова украсились серьгами.
Появление гей-пирсинга
В США пирсинг ушей потерял популярность в 1920-е годы. С 20-х по 50-е он был редкостью, независимо от сексуальной ориентации. Даже среди женщин модно было носить серьги-клипсы. Но в 1970-е, все больше людей снова стали прокалывали уши. Рок-звезды во многом способствовали возвращению моды на пирсинг.
В 70-е годы, в момент выхода гей-сообщества «из шкафа» и первого ЛГБТ-активизма, геи начали использовать пирсинг в виде сигнальной системы. Появилась первая потребность взаимодействия в публичном пространстве. Проколотое правое ухо указывало на секс-ориентацию на языке закрытой группы. Это было лучшим способом понять, кто из окружающих играет за вашу команду.
Но дело не только в круизинге и поиске сексуальных партнёров. Появилась мода на открытость — пусть пока и ограниченную.
Наконец, серёжка в правом ухе могла включать (неявным образом) прежнюю символику, ретроспективно отсылая к значениям религиозного бунтарства, «городского дна» или свободной сексуальности моряка (знаковой фигуры в гей-культуре).
Кроме того, целый пласт транс- и квир-культуры требовал выхода на свет, постепенно вынося подпольную квир-эстетику в публичное пространство.
Олли Александр, певец, актёр.
Сигналы «свой — чужой»
Но прежде всего, необходимость появления системы тайных кодов была понятна с точки зрения безопасности. Гомосексуалы жили под угрозой уголовного преследования, не существовало правовой защиты; в поиске случайных знакомств геи подвергались физическому насилию. В 1970-е годы жизнь гей-сообщества ещё оставалась подпольной, протекая в тайных барах, на частных вечеринках и в местных парках. Пирсинг стал системой опознания «своих».
К 90-м годам этот код стал настолько известен, что о нем появилась статья в «New York Times». После этого система опознания превратилась из «оберега» в угрозу.
«Левое — правильно, правое — неправильно»
Среди американских школьников ходила поговорка, которую знали все. «Левое — правильно, правое — неправильно». То есть, любой, кто делал пирсинг уха (обычно мальчик, потому что девочки прокалывали уши симметрично), должен был делать его с левой стороны, потому что быть геем — «неправильно».
Эта поговорка от Флориды до Орегона успела причинить немало зла. Вероятно, многие подростки пострадали от рук хулиганов только потому, что им случайно прокололи «неправильное ухо».
Опознание и маскировка
Осознание гей-идентичности требует времени. Это не то, о чём можно судить по внешнему виду. Чтобы дать знать о своей сексуальности, вы должны каким-то образом сообщить о ней окружающим. В этих обстоятельствах пирсинг становится формой молчаливого (предварительного) каминг-аута, — порой более безопасного, чем прямое признание. По сравнению с идеологически-внятной ЛГБТ-радугой, пирсинг — это способ намекнуть на идентичность.
Серёжка в правом ухе — не только способ сообщить, что вы предпочитаете мужчин, но и способ избежать выхода из шкафа в глазах старших поколений или родителей, не знакомых с молодёжным языком. Не только средство опознания, но и способ маскировки.
Вместе с тем, проблема символического языка в том, что он становится слишком узнаваем и может создавать проблемы для группы.
Даня Милохин, ТикТокер
4 года колонии за «претензии» к серьге
Недавний судебный процесс в Петербурге показал, как пирсинг может вызывать волну агрессии, независимо от того, какое ухо у вас проколото (гомофобное невежество проявляется во всём). Нападение бородатых «гостей города» на 16-летнего подростка с серёжкой в ухе в этот раз закончилось судебным приговором. («Придурки кричали про нетрадиционную сексуальную ориентацию, которую она якобы означает»).
Напавший получил 4 года колонии строгого режима. Второй отделался условным приговором в 2,5 года и тремя годами испытательного срока. С фигурантов взыскали 450 тысяч рублей в качестве компенсации причинённого вреда. Но в условиях государственной гомофобии не всем везёт получить защиту.
Разница ушей (левого от правого) не волнует гомофобов. Достаточно того, что они что-то слышали о пирсинге. Серьга — это покушение на «скрепы» и недопустимый атрибут. Видимо, поэтому в прошлом году директор школы в Курской области просто вырвал у подростка серьгу из левого уха, называя его «п**ором». И наказания, конечно, не понёс.
В 70-80-е годы серьга в России никак не ассоциировалась с гей-сообществом. Код опознания «своих» пришёл сюда вместе с западной культурой в начале 90-х.
В «Неуловимых мстителях» (последний фильм трилогии вышел в 1977 году) серёжка в правом ухе Яшки-цыгана (которого играл Василий Васильев) воспринималась как этническая деталь и не вызывала возражений у бдительной цензуры. По воспоминаниям создателей картины, попытка (скромным силуэтом) показать купание одной из героинь, за которой подглядывал Яшка, наткнулась на гневный цензурный окрик: «Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек».
Точно так же, в позднем советском (российском) кино невозможно представить серьгу в правом ухе героя. Если он, конечно, не Яшка-цыган.
Яшка-Цыган (Василий Васильев)
Гриндр вместо пирсинга
Сейчас нет необходимости разбираться в тонкостях презентации геев с помощью пирсинга. Чтобы понять чью-то позицию на «шкале Кинзи», есть более простые способы. Например, угостить незнакомого парня выпивкой в баре.
Можно зайти в приложение для знакомств, чтобы найти партнёра в «шаговой доступности». И обсудить любой аспект ваших отношений в Сети. Интернет значительно облегчил задачи сексуальной презентации. Вы можете просто быть собой, не опасаясь агрессии. Или можно затеять интригу с помощью баланса украшений на левом и правом ухе, намекая на процент гетеро- и гомо- в спектре вашей сексуальности.
В западных странах, которые задавали моду на пирсинг, он потерял символическую нагрузку, вернувшись к чисто-декоративной задаче. Сегодня каждый европеец или американец может проколоть любое ухо, независимо от ориентации, которая перестала быть запретной темой.
Так какое ухо вы хотите проколоть, правое или левое? Выбирайте любое. Это больше не имеет значения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ИсточникС каких пор русские мужчины стали носить серьги?
Russia Beyond (Константин Маковский / Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы; Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»)
Для древнерусского князя и для кавалериста времён наполеоновских войн серьга в ухе была обычным делом. А в Московской Руси мужские серьги были ценной частью наследства или приданого.
«Показался Святослав, переплывающий реку на скифской ладье. Он сидел на веслах и греб вместе с остальными, ничем не отличаясь от них. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода. Выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами».
Так византийский историк Лев Дьякон описывает Святослава Игоревича, Великого князя Киевского, во время его встречи с императором Византии Иоанном I Цимисхием (X век).
Меч-кладенец и в ухе одинец
Князь Святослав Игоревич, илл. Ф. Солнцев / Альбом «Одежды Русского государства», 1869
Русские воины прокалывали уши с древних времён. В культуре самых разных народов это было защитным магическим действием. Серьга в ухе воина носилась изначально как оберег от нечистой силы, но также и как банальный показатель статуса. Чем дороже и замысловатей украшение, чем больше бусинок или драгоценных камней на серьге, тем знатнее ее обладатель. Лев Дьякон, описывая вид Святослава, говорит, что «одеяние его было белым и отличалось от одежды других только чистотой», значит, золотая серьга была самым дорогим аксессуаром правителя Киевской Руси.
Ношение серьги в ухе у мужчин было популярно среди алан, волжских булгар, о чем говорят раскопки погребений знати. Известно, что у скифских племен были серьги с грибовидной шляпкой, которые носили и мужчины, и женщины – видимо, как признак племени. Серьги носили в улусах Золотой Орды, и оттуда они тоже распространялись на Русь.
Сначала популярны были серьги-«одинцы» – с одним звеном. Впоследствии, с XIV века, распространяются серьги с отходящим вниз стержнем или подвеской (в форме знака вопроса), на которые нанизываются одна или несколько бусинок. В 1358 году в своей духовной грамоте (завещании) князь Иван Иванович завещает своим двум сыновьям по одной золотой серьге с жемчугом.
Иван-царевич на Сером Волке,1889, Виктор Васнецов / Государственная Третьяковская галерея
С XVI века появляются серьги-«двойчатки» и «тройчатки» – соответственно, с двумя и тремя звеньями. У князя углицкого Дмитрия Ивановича в описании его казны можно найти серьги «большие» и «тройные» с яхонтами и лалами, украшенные зернью, новгородского и восточного производства. Яхонт – это сапфир или аметист, лал – чаще всего шпинель или рубин. Серьги делали из золота, серебра, медного сплава, покрывали золочением и обязательно украшали жемчугом.
Конечно, серьги на Руси носили не только знатные люди. Простые медные серьги в форме незамкнутого полумесяца носили и мужчины из простонародья. В XVII веке среди имущества крестьянина упоминается «ломаная» серьга – подтверждение того, что даже испорченные украшения ценились и хранились в крестьянских семьях.
Серьги-двойчатки, конец XVII в., Россия
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
А что же русские женщины? Как пишет археолог Наталья Жилина, «исконным в славяно-русском уборе было ношение крупных височных колец, скрепленных с металлическим венком, в VIII веке распространились миниатюрные серьги провизантийского облика». Однако русские знатные женщины в XIV-XV веках дорогих серег не носили, парадным украшением была рясна – тоже своеобразные металлические подвески, крепившиеся к головному убору.
Рясны – подвески к головному убору. Русь, 12 в. Серебро, золочение, пайка, скань, зернь.
shakko (CC BY-SA 3.0)
Показательно, что князь Рузский Иван Борисович в XVI веке унаследовал «двои серьги яхонты, а третьи лалы» от своей матери, а передал их сестре, которая лишилась приданого. То есть, серьги в те времена не имели какой-то жесткой гендерной принадлежности. Драгоценные женские серьги становятся популярны снова в XVI-XVII веках, уже под влиянием европейской культуры – в описаниях имущества царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, встречаем «серьги розными образцы».
Для милого дружка
Степан Разин, 1985-1988, художник Сергей Кириллов (CC BY-SA 3.0)
Сергей Кириллов (CC BY-SA 3.0)
С расширением пределов русского государства все больше становилось казаков – вольных людей, которые были одновременно земледельцами, торговцами, и солдатами казацкого войска, охранявшего рубежи страны. Среди них серьги стали формой знака различения в строю.
В левом ухе серьгу носили те казаки, которые были единственными сыновьями в семье (могли быть сестры). Серьги в обоих ушах – единственный ребенок мужского пола. А серьга в правом ухе – знак последнего мужчины в роду. Таких старались не брать на опасные задания и в самое пекло.
Мужская серьга у высшей русской знати ненадолго вышла из моды в XVII-XVIII веках – в это время ее носят в основном казаки, а также европейские моряки, солдаты, ремесленники, которых становилось все больше в Московском царстве. Для мастеровых из немецких земель золотая серьга – часто запас «на чёрный день», который сложно потерять, но можно заложить, продать, в отчаянии пропить.
Запорожский казак, 1884, Константин Маковский
Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы
В начале XIX века мужская серьга вновь вошла в моду – сначала в военных кругах. Бытописатель Михаил Пыляев вспоминал, что принесли эту моду «с Кавказа, от грузин и армян», где тогда шла Кавказская война, через битвы которой пришлось пройти многим русским офицерам. «Мода на серьги особенно процветала у военных людей в кавалерийских полках, и трудно поверить, что гусары прежних лет, «собутыльники лихие», все следовали этой женской моде, и не только офицеры, но и солдаты носили серьги», – писал Пыляев. «Женской» мода называлась, в частности, потому, что военные носили украшения своих возлюбленных дам – в качестве оберега и сентиментального подарка. «Уверяют, – писал Пыляев, – что известная пословица “для милого дружка и сережка из ушка” придумана в то время солдатами».
Серьга в СССР
2 сентября 1996 г. Лидер мотоклуба "Ночные волки" "Хирург" в подмосковном пионерлагере "Мир" во время фестиваля "Международное байк-шоу"
К началу XX века серьга в мужском ухе уже была атрибутом только казака или цыгана. «Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…» – описывает Михаил Шолохов в «Тихом Доне» донского казака Пантелея Прокофьевича.
В Советском государстве, особенно с ужесточением условий жизни в 1930-е годы, любые детали облика мужчины, которые могли встречаться в образе женщины, стали жестко отвергаться. Советские чиновники и рабочие не могли позволить себе колец и перстней – это считалось бы «буржуазной», «декадантской» блажью. Даже обручальные кольца в первые десятилетия СССР вышли из моды.
Идейный рабочий, физически крепкий и подчеркнуто маскулинный, и трудящаяся женщина, сбросившие оковы бытового рабства – с обликом этих советских граждан украшения как-то не вязались. И хотя женские украшения постепенно возвращаются и становятся более замысловатыми, мужские ещё долго останутся признаком «красивой жизни». В фильме «Бриллиантовая рука» на пальцах шефа мафии красуются перстни и кольца, атрибут негодяя.
Виктор Цой и группа «Кино», 1984
Разумеется, кольца и перстни носили модники, фарцовщики, «стиляги». Но серьга в ухе у мужчины в СССР ещё долго оставалась эксцессом – на неё не решались даже хиппи. Простая сережка при повальной гомофобии, насаждавшейся самим государством, делала её носителя жертвой первых же уличных хулиганов.
И только в 1980-е серьга – «одинец», по старой терминологии – вернулась в уши панков и рок-музыкантов, но только в левые. Вплоть до недавнего времени серьга у мужчины в правом ухе была намеком на альтернативную сексуальную ориентацию, но уже с 2010-х годов, с глобализацией мировой моды, это отличие почти стерлось. Мужчины в России теперь, как и во всем мире, часто носят не только серьги, но и пробивают тоннели в мочках ушей, приобретая облик по-настоящему угрожающий. Такая мода наверняка была бы по сердцу древним дружинникам и казакам.
ИсточникОткуда пошел обычай носить мужчинам серьгу в ухе
Серьга в ухе у мужчины сегодня мало кого удивляет. Тем не менее, сказать, что мода на подобные украшения прошла, будет неправдой. Она не уходит, но трансформируется. Модные когда-то кольца сменяются небольшими гвоздиками со стразами, бриллиантами или природными минералами.
Содержание статьи
- Откуда пошел обычай носить мужчинам серьгу в ухе
- Что означает одна серьга в правом ухе у парня
- Какое ухо можно проколоть мужчине
Казачество и родовые украшения
Начало в истории ношения серег в ушах среди мужчин в России было положено военным казачьим движением. Появился этот субэтнос на территории России со времени вхождения в состав нашего государства Запорожской Сечи. Населявшие Запорожскую Сечь казаки вошли в состав России не полностью, часть из них ушла в Турцию, но большинство расселились по южным границам Российской империи.
Серьга в ухе казака указывала на его статус в роду. Известно, что в левом ухе носил серьгу единственный в семье сын у матери-одиночки или крайний мужчина в роду, на котором заканчивалась мужская линия. В правом ухе – единственный сын в семье. Две серьги в правом ухе носил единственный ребенок в семье.
С одной стороны серьга являлась защитным талисманом, оберегающим казака в бою. С другой – командир видел, кого следует беречь в битве. Именно отсюда происходит известная в армии команда «Равняйсь!», солдаты специально поворачивали головы, чтобы продемонстрировать командиру наличие или отсутствие в правом или левом ухе серьги.
История ношения серег мужчинами в различных культурах и субкультурах
Интересно, что серьги изначально появились, как мужское украшение. Например, в азиатских культурах на протяжении нескольких тысячелетий существует традиция, внутри которой умелые мастера делают украшения для мужчин. Древние египтяне также носили серьги в ушах, что было показателем высокого социального статуса, богатства.
В древнем Риме, напротив, серьга в ухе указывала на раба, а в Древней Греции – на мужчину, зарабатывающего на жизнь проституцией. В цыганской традиции серьгу в ухо продевали тому мальчику, который родился после гибели предшествовавшего ребенка. В воровской традиции серьга в ухе указывает на принадлежность к «дну жизни» и отсутствие страха перед церковью.
У пиратов каждое новое кольцо в ухе обозначало очередной захваченный корабль. Простые моряки продевали серьгу в ухо как только им удавалось пересечь экватор. «На суше» такой моряк был очень уважаем и в среде коллег ему многое позволялось и прощалось.
Пирсинг в XXI веке
Сегодня серьгой в мужском ухе никого не удивишь. К мужчине, решившему украсить себя серьгой, не предъявляется никаких специальных требований, он не должен иметь особого социального статуса, чем-то выделяться на фоне других мужчин. Символика ношения серьги выветрилась и трансформировалась в знак, привлекающий внимание противоположного пола. Следует отметить, что серьга, как намек на гомосексуальность больше также не действует, т.к. очень много молодых людей традиционной ориентации делают в ушах проколы. Практического или концептуального применения ношение серьги в настоящее время также не имеет.
Источник