Что значит слово тайная вечеря
В чем смысл и значение Тайной вечери?
Тайной вечерей мы называем последнюю трапезу Иисуса и Его учеников перед предательством и арестом. Тайная вечеря записана в синоптических Евангелиях (Матфея 26:17–30; Марка 14:12–26; Луки 22:7–30). Это было нечто большее, чем просто последняя трапеза Христа; это также была пасхальная трапеза. Одним из важных моментов Тайной вечери является повеление Иисуса вспоминать о том, что Он собирался совершить ради всего человечества: пролить Свою кровь на кресте, тем самым покрыв долг наших грехов (Луки 22:19).
Помимо предсказания о Своих страданиях и смерти ради нашего спасения (Луки 22:15–16), Иисус также использовал Тайную вечерю, чтобы наполнить Пасху новым смыслом, установить Новый Завет, учредить таинство для церкви, а также предсказать отречение Петра от Него (Луки 22:34) и предательство Иуды Искариота (Матфея 26:21–24).
Тайная вечеря являлась соблюдением ветхозаветного праздника Пасхи. Пасха была особенно священным событием для еврейского народа, знаменуя время, когда Бог избавил их от физической смерти и вывел из рабства в Египте (Исход 11:1–13:16).
Отец Андрей Кураев. Слово о Тайной вечери
Во время Тайной вечери со своими апостолами Иисус взял два символа, связанных с Пасхой, и наполнил их новым смыслом, напоминанием о Его жертве, которая спасает нас от духовной смерти и избавляет от духовного рабства: «Взяв чашу и поблагодарив за нее Бога, Он сказал: Возьмите ее и разделите между собой. Говорю вам, что Я уже не буду пить от плода виноградного до тех пор, пока не придет Божье Царство. Затем, взяв хлеб и поблагодарив за него Бога, Он разломил его и дал им со словами: Это Мое тело, отдаваемое за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне. Также взял и чашу после ужина и сказал: Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается» (Луки 22:17–20; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Слова Иисуса во время Тайной вечери о пресном хлебе и чаше перекликаются с тем, что Он сказал после накормления 5000 человек: «Я Сам и есть хлеб жизни. Кто приходит ко Мне, тот никогда не останется голодным, и кто верит Мне, тот не будет испытывать жажды … Я – живой хлеб, пришедший с небес. Кто ест этот хлеб, тот будет жить вечно. Этот хлеб – тело Мое, которое Я отдаю ради жизни мира … Каждый, кто ест тело Мое и пьет кровь Мою, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний День, потому что тело Мое – это истинная пища, и кровь Моя – это истинное питье» (Иоанна 6:35, 51, 54–55). Спасение приходит через Христа и жертву Его физического тела на кресте.
Также во время Тайной вечери Он продемонстрировал принципы служения и прощения, омывая ноги Своим ученикам: «Пусть самый великий среди вас будет как самый меньший, и начальник – как слуга. Ведь кто важнее: тот, кто возлежит за столом, или тот, кто прислуживает? Разве не тот, кто возлежит? Я же среди вас как слуга» (Луки 22:26–27; Иоанна 13:1–20).
Сегодня Тайная вечеря вспоминается во время Вечери Господней или причастия (1 Коринфянам 11:23–33). Библия учит, что смерть Иисуса была прообразом пасхальной жертвы (Иоанна 1:29). Иоанн отмечает, что Его смерть напоминает пасхальную жертву тем, что Его кости не были сломаны (Иоанна 19:36; сравн. с Исход 12:46). И Павел сказал: «Христос, наш пасхальный Ягненок, уже принесен в жертву» (1 Коринфянам 5:7). Иисус является исполнением Закона, включая праздники Господни (Матфея 5:17).
Тайная Вечеря
Обычно пасхальная трапеза была семейным праздником. Однако во время Тайной вечери ученики были наедине с Иисусом (Луки 22:14), что предполагает, что эта конкретная трапеза имеет особое значение для церкви, основанием которой стали апостолы (Ефесянам 2:20). Хотя Тайная вечеря имела значение для евреев, она была предназначена и для церкви. Сегодня Вечеря Господня – это одно из двух таинств, соблюдаемых церковью.
Тайная вечеря уходила корнями в Ветхий Завет, даже когда она провозглашала Новый. В Иеремии 31:31 был обещан новый завет между Богом и Израилем, в котором Господь сказал: «Я вложу в их разум Мой Закон и запишу в их сердцах. Я буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иеремии 31:33).
Иисус прямо указал на это: «Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается» (Луки 22:20). На горизонте уже виднелась новая диспенсация. По Божьей благодати Новый Завет применим не только к Израилю – каждый, кто верит во Христа, будет спасен (см. Ефесянам 2:12–14).
Тайная вечеря была значительным событием и знаменовала поворотный момент в Божьем плане для мира. Сравнивая распятие Иисуса с праздником Пасхи, мы легко можем увидеть искупительную природу Его смерти. Как и символизировала первоначальная пасхальная жертва в Ветхом Завете, смерть Сына Божьего искупает грехи Его народа; Его кровь спасает нас от смерти и рабства. Сегодня Вечеря Господня – это событие, когда верующие размышляют о совершенной жертве Христа, помня, что через нашу веру в принятии Его мы будем с Ним вовеки (Луки 22:18; Откровение 3:20).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
ИсточникТайная вечеря
Порядок проведения основан на указаниях апостола Павла (1 Коринфянам 11:23—34):
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. 32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. 33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
В течение нескольких столетий многие исповедовавшие христианство отмечали смерть Иисуса один раз в год. Так как они делали это 14 нисана (соответствует 5 апреля в 2012 году), их назвали квартодециманами (квартодецимианами), что означает «четырнадцатники» («четыренадесятники»).
В связи с обычаем, существовавшим во II веке, историк Иоганн Лоренц фон Мосхайм пишет: «Христиане Малой Азии привыкли праздновать этот священный праздник, знаменующий учреждение Вечери Господней и смерть Иисуса Христа, в то же самое время, в которое евреи ели своего пасхального агнца, а именно вечером четырнадцатого дня первого месяца [нисана]. …Они считали, что пример Христа для них — закон».
Макклинток и Стронг сообщают: «Церкви Малой Азии праздновали день смерти Господа в день, соответствующий 14-му дню месяца нисан, в тот день, когда, согласно убеждению всей древней церкви, произошло распятие» [2] .
Историк Амброджо Донини также пишет о Пасхе, что «христиане Малой Азии отмечали одновременно с евреями, в четырнадцатый день месяца нисан» [3] .
«День празднования пасхи в малоазийских церквах большинство учёных определяют одинаково. Все источники говорят о 14-м нисана… Феодорит прямо говорит о четыренадесятниках, что они, ссылаясь на евангелиста Иоанна, „торжествуют“ в 14-й день луны память страдания (Спасителя)» ( [4] ).
Профессор Лениградской духовной академии Н.Д. Успенский пишет, что «христиане апостольского времени в своем богослужении основывались на тех же благочестивых традициях иудейства и связанных с этими традициями текстах Ветхозаветного Писания, которые…соблюдал Сам Иисус Христос. Не нужно забывать, что первые христианские священные книги появились около 20 лет спустя после Вознесения Господа, тогда как Вечеря Господня совершалась с первых дней после Сошествия Святого Духа на апостолов. Мы ближе будем к истине, допустив, что апостолы и христиане ближайшего к ним поколения, совершая Вечерю Господню, следовали примеру Самого Господа» [5] .
Сюжет
В Великий Четверг (в народе этот день называется Четверток, а Страстная Пятница — Пяток) Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.
Об установлении таинства Евхаристии на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея (26,20-30).
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; |
В Великий Четверг обычно причащаются все православные христиане, поэтому храмы бывают наполнены верующим народом до отказа. В России до 1917 года большинство православных причащалось только в Великий Четверг — один раз в год; сейчас причащаются чаще, поскольку редкое причащение противоречит как установлению Самого Христа («сие творите в Мое воспоминание», — говорит Христос Своим Апостолам о Евхаристии), так и предание Церкви, но причащение в Великий Четверг все же остается совершенно особенным. В этот день на Литургии несколько раз повторяется молитва, читаемая перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», эту молитву поет хор, читают священники, повторяют все верующие.
После Литургии Великого Четверга — в том случае, если служит епископ, — совершается чин умовения ног. По образу Христа, по величайшему смирению умывшего ноги Своим ученикам, епископ умывает ноги служащим с ним священникам и отирает их особым полотенцем. Этот чин совершается в воспоминание описанного в Евангелии от Иоанна события (Ин 13, 2-17).
И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, |
Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец — дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может прийти в храм и причаститься в храме.
В Великий Четверг издавна совершается в Православной Церкви еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро — особое благоуханное, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и преумножить. Благословленное Патриархом в Великий Четверг миро затем развозят по епархиям, а из епархиальных центров — по приходам, вплоть до самого маленького, дальнего и захолустного сельского прихода. Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь входящий в Церковь через Крещение человек помазуется тем самым миром, которое варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику. Раньше чин мироварения совершали непременно в Успенском соборе Московского Кремля.
Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. Это Последование 12-ти Евангелий. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа.
Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода, — обо всем этом слышат собравшиеся в храме скорбное евангельское повествование. Существовал в России обычай, кое-где удержавшийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12-ти Евангелий, а постараться донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые православные прихожане несут из храма домой.
В живописи
Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение это «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, что объясняет наличие множества пародий на это произведение.
ИсточникЧто значит «тайная вечеря»
последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (страстной пятницы) крестной смерти Христа. Во время тайной вечери Христос предрекает, что его предаст Иуда Искариот, и учреждает таинство евхаристии (причащения), дав ученикам вкусить хлеба и испить из чаши с вином.
Википедия
«Та́йная ве́черя» ( или L’Ultima Cena) — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи , изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками . Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане .
- Событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа с его учениками, произошедшая незадолго до Его крестных страданий. Во время Тайной Вечери было установлено таинство Евхаристии . Вспоминается Православной Церковью в Великий четверг .
- Поскольку Евхаристия была установлена во время Тайной Вечери, на церковно-славянском языке она также иногда называется тайной вечерей.
«Тайная вечеря» — название нескольких фресок и картин:
- « Тайная вечеря » (1308—1311) — картина Дуччо ди Буонинсеньи .
- « Тайная вечеря » (1320) — фреска Пьетро Лоренцетти .
- « Тайная вечеря » (1447) — фреска Андреа дель Кастаньо .
- « Тайная вечеря » (1464—1467) — картина Дирка Баутса .
- « Тайная вечеря » (1480) — фреска Доменико Гирландайо .
- « Тайная вечеря » (1480—1482) — фреска Козимо Росселли и Бьяджо д’Антонио.
- « Тайная вечеря » (1495—1498) — фреска Леонардо да Винчи.
- « Тайная вечеря » (1542) — картина Якопо Бассано .
- « Тайная вечеря » (ок. 1592) — картина Тинторетто.
- « Тайная вечеря » (1631—1632) — картина Питера Пауля Рубенса .
- « Тайная вечеря » (1640) — картина Никола Пуссена .
- « Тайная вечеря » (1838) — картина Василия Шебуева .
- « Тайная вечеря » (1863) — картина Николая Ге.
- « Тайная вечеря » (1903) — картина Ильи Репина .
- « Тайная вечеря » (1955) — картина Сальвадора Дали.
Тáйная вéчеря — событие новозаветной истории , последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.
«Тайная вечеря» — картина испанского художника Сальвадора Дали , написанная в 1955 году . Находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне .
«Тайная вечеря» — фреска работы Козимо Росселли и Бьяджо д»Антонио , написанная в период 1480 — 1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле , Ватикан .
«Тайная вечеря» — картина Тинторетто , написанная около 1592 года . Эта работа — последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. «Тайная вечеря» была написана Тинторетто специально для венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре , где картина и пребывает по сей день. Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали.
«Та́йная ве́черя» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге ( Ж-4141). Размер картины — .
Николай Ге работал над этим полотном в 1861—1863 годах в Италии , во Флоренции , во время его пенсионерской поездки за границу. После того как Ге привёз картину в Петербург , она экспонировалась на Академической выставке 1863 года. Совет Академии художеств высоко оценил мастерство художника, проявленное им при написании этой картины, и присвоил ему звание профессора исторической живописи , а само полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств.
На картине изображена тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами , во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его.
Картина пользовалась большим успехом, её много обсуждали, но мнения критиков разделились: одни одобряли новаторскую трактовку евангельского сюжета, а другие считали, что образы Христа и апостолов слишком далеки от традиционного понимания, и они написаны недостаточно убедительно.
Николай Ге создал по крайней мере два уменьшенных авторских повторения картины, одно из которых принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи , а другое находится в Саратовском государственном художественном музее имени .
Транслитерация: taynaya vecherya
Задом наперед читается как: яречев яанйат
Тайная вечеря состоит из 12 букв