Почему епископы прославляются в лике святителей?
Различие ликов святости указывает на различие определенных значимых аспектов в деле достижения святости лицами, причисляемыми к тому или иному лику святых. Достижение святости епископом предполагает, что он стяжает её и как христианин вообще (соблюдает заповеди Божьи, борется со злом, стяжает добродетели), и как священноначальник.
Чем отличались частные особенности земного служения святителей?
Общее направление земного служения прославляемых Церковью святителей можно охарактеризовать одним словом – святительство. Между тем, формы служения разных святителей нередко различались частными сторонами. Одни больше известны широкой общественности как миссионеры, другие – как церковные писатели, иные – как просветители, как устроители церковных дел, другие – как аскеты и молитвенники, стремившиеся к уединению о Господе, иные – как борцы с ересями и т. д. Разумеется, они прославились не только одной какой-либо стороной своего служения: святители совмещали в себе множество добродетелей и, совершая свое святительское служение, осуществляли не однобокую, а многогранную архипастырскую деятельность.
Святитель Иоанн. Возвращение домой
Связано ли почитание святителей с почитанием апостолов, от которых ведется апостольское преемство?
В лоне Православной Церкви рукоположение епископов осуществляется не иначе как в соответствии с принципом апостольского преемства. Помимо прочего это означает и то, что в значительной мере рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в прямой связи с почитанием апостолов.
Как складывалось почитание святителей?
Утверждается, что первоначально местная христианская община чтила и праздновала память всех своих епископов (предстоятелей) со времени ее основания, кроме впавших в ересь или как-либо иначе проявивших недостойность, несоответствие епископскому сану. Имена епископов заносились в диптихи и регулярно вспоминались по время богослужения. К V веку ежегодное чествование памяти святителей стало установившейся практикой, память их праздновалась в дни их преставления. По мере распространения и утверждения практики чествования святых почитание прославляемых святителей распространялось за пределы отдельных епархий и достигало общецерковного масштаба.
Кто является первым русским святителем?
Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является святой Леонтий, третий епископ Ростовский († ок. 1070–1077).
Это очень ВАЖНЫЕ СЛОВА. Святитель Николай Сербский.
Как святители поминаются на проскомидии?
В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго…» Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. патриарх Иоанн Милостивый.
Пример использования слова «святитель» в ином значении
В богослужебных текстах слово «святитель» может использоваться в значении «первосвященник», например: «Днесь, ве́рнии, ликовству́им,/ во псалме́х и пе́снех Го́сподеви пою́ще и чту́ще Того́ свяще́нную Сень, одушевле́нный Киво́т, невмести́мое Сло́во вмести́вшую: приво́дится бо Го́сподеви, па́че eстества́ пло́тию младе́нствующи, и святи́тель вели́кий Заха́рия прие́млет с весе́лием Сию́, я́ко Бо́жие Жили́ще» (1‑я стихира на «Го́споди воззва́х» на Великой вечерни, праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы).
Источник: azbyka.ru
СВЯТИТЕЛЬ
Святи́тели – сонм святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному.
Епископ являет своей Церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) уподобляет епископов Христу, а пресвитеров, помогающих ему в управлении церковью, – апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом.
Как писал Св. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.), “епископ в Церкви, и Церковь в епископе”.
Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства (см. Тит.
1. 9) и продолжают апостольское служение, выражением их непрерывной связи с апостолами служит апостольское преемство – рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов.
Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи и регулярно вспоминались по время богослужения.
Созомен в своей Церковной истории (V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников, память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана (315-325 гг. правления) и до Евстафия (1019-1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь.
В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность).
Существует новелла императора Льва Мудрого (886-911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща.
В Русской Церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является святой Леонтий, третий епископ Ростовский (+ ок. 1070/1073/1077).
Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 году в день обретения его мощей (23 мая); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр, Алексий и Иона, св. Стефан Пермский.
В честь святителей вынимается четвертая частица из “девятичинной” просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: “Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей”.
Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый.
Молитвословия
Тропарь, кондак, величание общие святителю
Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче (имярек), / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Божественный гром, труба духовная, / веры насадителю и отсекателю ересей, / Троицы угодниче, / великий святителю (имярек), / со Ангелы предстоя присно, / моли непрестанно о всех нас.
Величаем тя, / святителю отче [имя рек], / и чтем святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.
Тропарь, кондак, величание общие святителям
Тропарь, глас 4
Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.
Кондак, глас 8
Яко добродетелей учителие и иерархов украшение, / Церковь поющи вас славит, / молитвами вашими подайте чтущим вас любовию, / добродетелей исправление и соблазнов избавление, / яко непобедимии.
Величаем вас / святителие велиции, / и чтем святую память вашу: вы бо молите за нас / Христа Бога нашего.
Использованные материалы
- Живов В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:
- http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
- http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chasoslov_prilozhenie/pril17.shtml — «Тропари и кондаки общие»
- http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-i-velichaniya-obshhie.html — «Тропари и величания общие»
Редакция текста от: 06.12.2014 05:33:47
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«СВЯТИТЕЛЬ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Источник: drevo-info.ru
Значение слова святитель
свят и тель, святителя, муж. церк. Торжественное название высших лиц в церковной иерархии, архиереев. «Он от себя прогнал святителей, бояр и патриарха.» Пушкин .
| Православный святой, бывший во время жизни архиереем. Святитель Гермоген.
«Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.
Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.
Источник: znachenie-slova.ru