Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!Евангелие от Матфея
Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
Евангелие от Матфея
Историки долго не могли найти логического объяснения этим евангельским строчкам. Знаменитое Римское право исключало возможность подобного издевательства над приговоренными к смертной казни людьми. Насмехаться же над иудеем из-за его религиозных убеждений, будучи абсолютно веротерпимыми, римляне вообще не могли. Этот евангельский эпизод показался бы исследователям аллегорией, если бы не святость Писания и факт существования Тернового Венца.
Терновый венец. Видеоинфографика
Свет на загадку Тернового Венца пролили археологи. В конце 19 столетия ученые раскопали резиденцию прокуратора Иудеи – евангельскую Преторию, вместе с гарнизонной тюрьмой и каменным помостом, на котором Пилат судил Спасителя. По-гречески, он называется лифостротоном.
На каменных плитах Лифостротона до наших дней сохранились рисунки, чем-то напоминающие детскую игру. При внимательном рассмотрении на некоторых из них можно обнаружить корону, меч или греческую букву «В» — начальную от слова «Василевс» — царь. Перед нами излюбленная игра римских солдат в кости. Её победитель на три дня становился шутовским царём.
Его одевали в красную одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Одетому таким образом «царю» в течение трёх дней оказывали почести, соответствующие «царскому» положению, давали право на удовлетворение самых низменных чувственных прихотей. По окончании игры победителя убивали.
Христа обвиняли в том, что Он называет себя царем Иудейским. Солдаты знали это. Поэтому, когда Пилат велел бичевать Иисуса, они, охотно выполнив приказание, решили уже «от себя» позабавиться и выразить перед толпой евреев свое римское презрение к жалкому претенденту в цари.
В 96 году новой эры христианство пришло в Лютецию – один из провинциальных городков Римской Империи. Его принес ученик апостола Павла, знаменитый писатель и богослов Дионисий Ареопагит. Местные жители сочли, что его проповедь подрывает нравственно-религиозные устои общества и обезглавили вместе с двумя учениками далеко за городом, на лесистом холме, увенчанном храмом Меркурия. Сегодня это место называется Холм Мучеников, по-французски Монмартр.
В 1226 году на французский престол вступил Людовик Девятый. Ему досталось государство с богатой тысячелетней историей христианства, но вместе с тем давно отступившее от христианских идеалов. Раздробленное и потонувшее в житейских делах. Благочестивый молодой король, воспитанный в простоте и честности, решил сделать вверенную ему Францию процветающей и нравственно чистой страной. Какой некогда была Византия.
Для такого идеального царства, о котором он мечтал, нужен был символ.
В 1239 году Людовик IX — знаменитый король-крестоносец, «святой Луи», которого современники заслуженно считали образцом монарха-христианина — для того чтобы поднять религиозный престиж Франции покупает у византийского императора Бодуэна II «терновый венец». Он платит за это 135 тысяч ливров – сумму неимоверно высокую по тем временам. Для сравнения строительство жемчужины мировой архитектуры капеллы Сен-Шапель, предназначенной для хранения святыни, обошлась Людовику Девятому втрое дешевле.
Долгое время большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи. В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене. Царьград был столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для них закрыта.
В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную. Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь. То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом церкви-сестры. Установив здесь свою империю и собственный патриархат без малого на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию.
Часть святынь была навсегда утрачена, часть – расхищена и растаскана по всей Европе. Терновый Венец продан.
До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом – ризничим государева храма. Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами. Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается терновый венец. Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа. На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться – гладкий и нежный.
При Людовике Девятом впервые расцвел Латинский квартал со скандально известными школярами и религиозными спорами. Париж стал интеллектуальной столицей средневековой Европы. Но с появлением схоластики исчезла святость. Вопреки всем стараниям короля, скромной христианской жизни образованные парижане предпочли шумные попойки.
Парижский университет Людовика Святого не верил в Бога. Единственной святой, которую искренне почитала Сорбоннская братия, была Геновефа Парижская, по-французски Женевьева. Она и сегодня единственная святая, имя которой известно французским студентам. Настолько, насколько святая Татьяна знакома московским.
Женевьева родилась в начале пятого века, когда Римская Империя уже разделилась на восточную и западную, но Церковь еще повсюду была православной. Западный Рим потерял свою власть. Европу раздирали войны и анархия. Римская Галлия была захвачена воинственными языческими племенами франков.
Подобно тому, как наша великая княгиня Ольга нашла путь к сердцу диких варягов, святая Женевьева стала просветительницей новых хозяев ее земли. Очарованный ее потрясающей чистотой, милосердием и бесконечной любовью к людям, вождь франков Хлодвиг решил принять веру Женевьевы и крестил свой народ.
В конце восемнадцатого века знаменитое французское «просвещение» принесло свои плоды. Страна, хранившая Терновый Венец Спасителя, стала первым в мире атеистическим государством. Горели храмы, монастыри, библиотеки… Якобинцы боролись с Богом, мешавшим жить «так, как хочется».
Священников и сохранивших веру мирян со всей строгостью революционного времени судили как врагов народа. На Гревской площади обезумевшая от крови толпа сожгла мощи святой Женевьевы. Сгорела Сент-Шапель. Терновый Венец сразу сжечь не решились. Отправили в музей.
В годы Великой французской революции знаменитый Нотр-Дам-Де-Пари был включён сознательными гражданами в список зданий, подлежащих уничтожению. Его спасла только безумная идея Робеспьера, перепосвятить храм некоему абстрактному разуму, культ которого диктатор пытался насаждать в последние дни своего правления. В таком осквернённом виде собор простоял вплоть до 1804 года, когда он был возвращён архиепископу Парижскому и заново освящён специально для коронации императора Наполеона Первого Бонопарта. Для этой же целей из кабинета исторических древностей национальной библиотеки в Собор Парижской Богоматери был перенесён терновый венец.
Плох генерал, который не мечтает стать императором священно-римской империи. Это ведь единственный исторически-оправданный способ объединить под своим началом мир. Помимо Тернового Венца Наполеон потребовал, чтобы его «венчание на царство» проходило в присутствии главной имперской святыни Австрии – Копья Судьбы. Считалось, что этим оружием был пронзен распятый на Кресте Христос. Мистически настроенная Европа верила в то, что эта реликвия обладает магической силой, дающей безграничную власть.
Получив поддержку и благословение Рима, новоиспеченный преемник империи Августа понес семена просвещения в Москву. Очень скоро Россия поняла, что это новый крестовый поход. Лучшие сыны двенадцати европейских народов с редким для культурных наций остервенением грабили и оскверняли православные храмы. Может быть, впервые Наполеон задумался о том, что такое душа народа.
В конечном итоге судьба всех крестоносцев всегда заканчивалась бесславно. Какими бы ни были их лозунги, на деле походы превращались в обыкновенный бандитизм, бессмысленное убийство мирного населения и грабеж. Даже войско Людовика Святого, возглавившего седьмой и восьмой крестовый походы, по большому счету было сбродом наемников, которые легко отступали перед серьезным противником. Сам король попал в плен к египетскому султану, был выкуплен за огромные деньги и умер во время очередного похода в Тунисе. От чумы.
В 1898 году в Париже проходила всемирная выставка. К ее открытию был приурочен первый общественный показ Туринской Плащаницы, которую решено было поместить в папском дворце Авиньона. Именно здесь специально аккредитованный итальянский фотограф Секундо Пиа сделал её первые снимки. Мир был потрясён. Нечеткое изображение на ткани, оказалось негативом.
На пленке отчетливо проявились черты завернутого в древнюю плащаницу человека. Стали видны следы от ударов бичей, кровавые раны на запястьях, на ступнях, на боку, огромный след на плече от несения тяжелого предмета и кровь, стекающая со лба.
Историческая наука не знает ни одного случая использования тернового венца в качестве орудия пытки или поругания осуждённого. Ни одного, кроме казни Спасителя. Долгое время это было поводом для разного рода недоумений со стороны учёных. Но когда в конце 19 века открылось чудо нерукотворного образа на знаменитой Туринской Плащанице сомнения скептиков были развеяны.
Характер пятен крови и кровоподтёков на Плащанице явно свидетельствует об истинности евангельского повествования. Кроме того, стало известно, что Терновый Венец представлял собой не «венок», подобный лавровым венкам римских триумфаторов, а каску, сплетенную из терновых веток, с 70-ю шипами, охватывавшую всю голову и вызывавшую неимоверно острую боль и страдания.
Только в конце двадцатого века техника превратила утверждение о подлинности Туринской Плащаницы в научный факт. Но и раньше было понятно, что это единственное, всеми узнаваемое и неповторимое, царственно спокойное лицо принадлежит Иисусу Христу. Это фотография Бога.
Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Книга пророка Исаии
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru
Что значит терновый венец
В чем смысл и значение тернового венца?
После судебных разбирательств над Иисусом и бичевания, но перед Его распятием, римские солдаты, «сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матфея 27:29; см. также Иоанна 19:2-5). Хотя это было крайне болезненным, терновый венец был скорее ради издевательства, чем принесения боли. «Царя Иудейского» избивали, оплевывали и оскорбляли предположительно рядовые римские солдаты. Терновый венец стал завершением их издевательств, они превратили символ королевской власти и величия – венец – в нечто болезненное и унизительное.
Для христиан терновый венец служит напоминанием о двух вещах. Во-первых, Иисус на самом деле был и остается царем. Однажды вся вселенная склонится перед Ним как «Царем царей и Господом господствующих» (Откровение 19:16).
То, что римские солдаты задумали как издевательство, на самом деле продемонстрировало картину двух ролей Христа: страждущего слуги (Исаии 53) и победоносного Мессии-Царя (Откровение 19). Во-вторых, Иисус ради нас был готов терпеть боль, оскорбления и позор. Терновый венец и страдания, которые его сопровождали, уже давно в прошлом, и теперь Он получил венец, которого достоин. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евреям 2:9).
В терновом венце содержится еще один символ. Когда Адам и Ева согрешили, принеся в мир зло и проклятие, часть проклятия человечества заключалась в следующем: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Бытие 3:17-18). Римские солдаты неосознанно взяли объект проклятия и превратили его в корону для Того, Кто должен был избавить нас от этого проклятия. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Галатам 3:13). Терновый венец стал прекрасным символом того, кем был Иисус и что Он совершил.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Источник: bibleonline.ru
Терновый венец Спасителя. Инфографика и видео
Терновый венец — это венец из растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед его распятием.
Воины возложили на Арестанта «корону», сплетенную из веток колючего кустарника с острыми длинными шипами, завязали Иисусу глаза и били палками по голове. Терновый венец причинял невыносимую муку и очень сильное кровотечение.
Пилат хотел показать народу: Се, Человек! (Ин 19:5), — Он обычный слабый человек. Увы, сердца людей ожесточились, и, подговариваемые старейшинами, они в лицо истерзанному и поруганному Царю кричали: возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).
7 фактов о Терновом венце:
1. Венец разделили на три части, чтобы сохранить хотя бы часть святыни в годы Французской революции. Уцелели все три. Золотые скобы футляра прикрывают места рассечения Венца.
2. Раны от шипов видны на Туринской плащанице — погребальных пеленах Христа. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 на затылке.
3. Венец, сплетенный из прочных прутьев колючего растения без шипов, к которым добавлены веточки благовонного растения зизифуса, хранится в специальном запаянном футляре.
4. До сих пор ведутся споры, из какого растения сделан Венец. Наиболее распространенные версии: зизифус настоящий, или унаби; держи-дерево, или Христовы тернии; саркопотериум колючий; боярышник.
5. Изначально Венец насчитывал около 70 четырехсантиметровых шипов. Перед продажей Людовику IX венецианцы срезали шипы. Они попали в различные храмы и монастыри по всему свету.
6. Половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров — отдал король Франции Людовик IX, чтобы выкупить Венец у венецианских купцов. К ним святыня попала после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Встречать Терновый венец Людовик выехал за 40 километров от столицы — босиком и в простой рубахе — и нес святыню на плечах до самого Парижа.
Каждый год на Венце распускались зеленые листочки. Об этом в 1201 году сообщает ризничий константинопольского императора Николай Мессарит.
7. В 1806 году Терновый венец поместили в ризницу собора Парижской Богоматери. Терновый венец выносится для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу католического Великого поста и в Страстную Пятницу.
Почему Терновый венец стал святыней? Как получилось, что реликвия была заложена и кем была выкуплена? Какую роль Терновый венец сыграл в судьбе ученого и философа Блеза Паскаля? Где сегодня можно соприкоснуться со святыней? Рассказывает историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап.
Фомы в Европе Тимофей Китнис.
Источник: foma.ru