Что значит украсить предмет вещь

Урок 9. Зачем людям украшения

В рамках урока мы узнаем какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Научимся характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как знака социального статуса, определяющего роль человека в обществе, в социуме.

  • Сформировать понятие украшение (предмет, украшающий собой кого-то или что-то); понимание единства декора одежды людей разных сословий в обществе;
  • формировать художественный вкус;
  • осмыслить место украшений в утверждении социальной роли конкретного человека в обществе.

На уроке мы узнаем:

  • какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям;

мы научимся:

  • характеризовать смысл украшения как социального знака определяющего роль человека в обществе, в социуме;
  • различать украшения воинов, древних охотников, вождя племени, царя.

Глоссарий по теме урока:

23 Гениальных способа организовать свои вещи

Декор (от лат. decorare — украшать) — совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов.

Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека, включённое в повседневную жизнь людей. К этому искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно — из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла).

Обязательная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В.

Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5

Открытые электронные ресурсы:

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  2. Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  3. Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  4. Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  5. Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

Теоретический материал

Человек украшал себя с давних времён. На раскопках древних захоронений, были найдены вещи, призванные украшать своих обладателей. Наиболее древние, из найденных археологами, — бусины из раковин морских моллюсков с отверстием для шнурка датируют возрастом 100-135 тыс. лет.
Первыми украшения стали носить именно мужчины — шаманы, воины или охотники. Шаманы использовали бусы и ожерелья в ритуалах и праздничных церемониях. Ожерелья охотников были сделаны из клыков диких животных как свидетельство силы, храбрости и ловкости. Чем животное было сильнее и могучее, тем труднее его было поймать и убить, тем ценнее было украшение. Поэтому воины и охотники были особо почитаемы и уважаемы другими соплеменниками.

Если бы украшения были людьми!

У древних людей существовали другие способы украшений, например, раскраска тела специальными красками, татуировка и даже шрамирование. Раскрашивать тело люди начали с давних времён. Для раскраски использовали белила (мел, известь), черную краску (древесный уголь, марганцевая руда), охру. Всего было известно до 17 цветов.

Нанесение на лицо и тела краски (грима) люд использовали в основном в обрядовых действиях. Например, краску наносили на лицо и тело юношей во время церемонии посвящения во взрослые полноправные члены племени, раскраска являлась признаком взрослого мужчины-воина.

В качестве постоянного украшения на тело наносилась татуировка или шрамирование (наколотый или вырезанный на коже узор). Татуировка обозначала принадлежность человека к определённому племени или роду, положение человека в племени или рассказывала о количестве поверженных врагов и о количестве добытых животных. Традиционно сложными татуировками украшали свои тела и лица люди племени маори, проживающие в Новой Зеландии. У мужчин сложным геометрическими узорами было покрыто всё тело, у женщин – только лицо. Причём только члены знатных семей могли носить индивидуальный татуаж, так как он указывал на их особое высокое происхождение.

Читайте также:
Как сделать брошь из полимерной глины

Со временем общественные отношения в племени усложнялись и украшения стали своеобразным знаком социального отличия. Например, только вожди племени могли носить головной убор из разноцветных перьев попугая или орлиных перьев.

Украшения обозначали не только статус и положение, но и служили определёнными знаками принадлежности к племени. Особенностью украшений женщин народа падаунги являются латунные обручи на шее. С 5-летнего возраста на шею девочки начинали накручивать латунные спирали. Количество колец с возрастом увеличивалось и к преклонному возрасту могло достигать в высоту до 30 сантиметров.

По одной из версий такая традиция была придумана для защиты. Когда мужчины оставляли своё жильё в поисках пропитания, женщины оставались одни и могли стать лёгкой добычей тигра. Сегодня такой опасности нет, но традиция сохранилась. И в наше время женщина падаунги с длинной окольцованной шеей считается эталоном красоты.

Женщины племени мурси имеют другое украшение. В племени мурси символом красоты женщины служит маленькое блюдечко «дабэ», вставленное в нижнюю губу. Иногда блюдечко достигает в диаметре от 12 до 15 сантиметров. Размером блюдца «дабэ» определялся статус и возраст женщины мурси. Считают, что чем больше тарелочка, тем статус выше.

Кроме того, мурси свято верят, что через рот в тело женщины могут попадать злые духи, поэтому тарелочка выполняет ещё как оберег.
Свой статус и положение во все времена люди демонстрировали через одежду и украшение. Цвет, материал, покрой платья, ювелирные украшения – все это подчёркивало особое социальное положение в обществе.
Например, видный политический деятель и выдающийся полководец Гай Юлий Цезарь носил пурпурную тогу и лавровый венок, которые являлись символами могущества и власти древнего Рима. В древней Шотландии одежды разных сословий отличались количеством цветовых оттенков. Король носил семицветную одежду, его придворные пятицветную одежду, а простой народ однотонную.

Одежды царственных особ всегда отличался роскошью и декоративностью. Костюм подчеркивал, что — это первые лица в государстве.
В древней Руси парадное облачение царя для особо торжественных случаев называлось Большой наряд или Царский чин. Состояло оно из длинного платья с рукавами – Царского платна; бармы греческой работы; золотого креста; символов царской власти. Царское платно шилось только из очень дорогих золотных тканей: алтабаса, аксамита, а по краям и разрезам обшивалось жемчужным кружевом.

Бармы одевались на плечи и считаются одним из самых древних и ценных царских регалий. Бармы украшены небольшими иконками, выполненными цветными эмалями — финифтью, мозаикой из самоцветов, золотой и жемчужной вышивкой. Поверх надевался золотой крест. Облачение царя дополняли символы царской власти: скипетр, держава, царский венец.

Скипетр — разновидность жезла, держава — шар в виде золотого яблока с чеканкой и драгоценными каменьями, увенчанный крестом. Царский венец по–другому назывался «Шапка золотая» или «Шапка Мономаха» была изготовлена мастерами с востока, приблизительно в конце XIII — начале XIV века. Существует легенда, что шапка была сделана по заказу византийского императора Константина Мономаха. Позже Константин подарил её своему внуку Владимиру Мономаха, отсюда и название «Шапка Мономаха».
С момента вступления на царский престол царя Ивана Грозного, шапка Мономаха вошла в обязательное облачение царя на важных событиях.
Всё царское убранство говорило о его власти над миром и были знаками державного величия.
Ещё одним атрибутом власти было царское место (трон или престол русского царя). Трон стоял на специальном возвышении, как место монарха во время торжественных церемоний и символ власти и могущества.

Читайте также:
Видеть во сне кольцо с красным камнем

Самый древний трон, из сохранившихся до нашего времени, принадлежал Ивану Грозному. Это был деревянный трон, декорированный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы, изготовлен он в XV веке.

В 1660 году армянские купцы преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу трон. Трон был сделан из сандалового дерева, украшен золотыми и серебряными пластинами, огромным количеством алмазов и других драгоценных камней. Трон царя Алексея Михайловича считается одним из самых дорогих тронов. Ныне трон хранится в Оружейной палате.

В 1742 году мастерами умельцами для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, был изготовлен трон в стиле рококо. Элегантное тронное кресло, изогнутые ножки и подлокотники декорированы изящными завитками из резных цветочных и растительных орнаментов. На пластинах из серебра и золота, изображены грифоны и единороги, львы и барсы, символизирующие силу и власть.

И сегодня каждый человек старается подчеркнуть свой собственный образ. Мы, как и много лет назад уделяем особое внимание одежде, украшениям, макияжу и причёске. Образ человека может рассказать о том, что мы успешны, амбициозны, профессиональны. Или, наоборот, не организованы, не опрятны, агрессивны. Одежда подчёркивает нашу индивидуальность, определяет принадлежность к профессии, наше настроение.

Каждый человек за свою жизнь не раз сталкивается с ношением профессиональной формы. Военной формой является одежда, утверждённая правилами или специальными положениями и уставами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. В Российской империи декор был использован для распознавания военных чинов впервые в 1827 году.

На форме по званиям у офицеров и генералов появились звездочки на эполетах. В 1843 году декор появился на форме солдат и унтер-офицеров – это были «лычки» на погонах. Сделано это было для того, чтобы солдаты, находясь в строю могли ориентироваться на действия командира данного подразделения. Для различных родов войск обмундирование могло отличаться.

Современную форму для солдат и офицеров сегодня шьют, используя новейшие технологии из инновационных материалов. Она не только служит для распознавания военных чинов и рангов, для распознавания рода войск, но имеет еще и функциональную нагрузку. Она очень комфортная благодаря многослойности. В комплекте одежды присутствует большое количество предметов, которые используются в зависимости от погодных условий и обстановки.
Или, например одежда, предназначенная для занятий спортом. Спортивную одежду отличает свободный стиль, практичность, функциональность, свобода движений. К спортивной одежде относится униформа для различных видов спорта.

В зависимости от разных жизненных обстоятельств и мероприятий мы одеваем разную одежду. Например, для проведения свадебного торжества жених и невеста надевают особенный наряд, который отражает многовековые традиции. Например, в Европе традиционным цветом свадебного платья является белый, а на Востоке – красный. В древней Руси на замужество смотрели как на смерть девушки в своем роду и рождение в ином образе в роду мужа. Поэтому в первый день свадебное платье было белого (печального) цвета, а на второй день — красного цвета (цвета новой жизни).

Костюм, его декор и сегодня является уникальным языком культуры, который содержит в себе важную информацию об исторической памяти, мировоззрении, это ключ к пониманию самого человека, его характера, его жизненных целей и надежд. Украсить – значит наполнить вещь смыслом.

Читайте также:
Определить по свойствам что за камень

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Бусы из раковин.

Текст задания. Выберите изображение древнейших бусин.

А)

Б)

В)

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

А)

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Б)

В)

2.Название задания. Древние виды украшения.

Текст задания. Самыми древними видами украшения являются раскраска и татуировка. Определите, где изображены украшения раскраской, а где татуировка.

1

2

3

4

5

6

Источник

Зачем людям украшения

Ты уже знаешь, что с давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже тогда украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.

Зачем, например, разрисовывали свое тело устрашающими узорами воины перед тем, как выступить против другого племени? Конечно, не ради забавы. Нанося узоры, они стремились защитить себя, повергнуть в страх своих врагов.

Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Зачем, просто ради красоты? Нет. Каждый клык в украшении означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы.

И отношение к такому охотнику было почтительное, уважительное.

Наверное, не для развлечения носил вождь племени пышный головной убор из перьев, яркие украшения, наносил на тело татуировки. Так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.

Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду, его придворные надевали костюмы только из пяти цветов, а простолюдины — однотонные. Короли, цари облачались не просто в роскошные и декоративные, а как бы символические одежды. Их костюм подчеркивал, что они — первые лица в государстве.

Великий государь-самодержец всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, унизанные рубинами и изумрудами. Государево облачение состояло из платна — длинного, расширенного книзу одеяния, украшенного круглым оплечьем — бармой с небольшими иконками, выполненными цветными эмалями, с мозаикой из самоцветов, с золотой и жемчужной вышивкой. Поверх его надевался золотой крест.

Не просто тщеславие заставляло царей заботиться о пышности и великолепии своего облика. Царское платье олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства. Облачение царя дополняли скипетр и держава, которые символизировали его власть над миром, а также царский венец. Эти декоративные знаки были знаками державного величия.

Вот, к примеру, царский трон. Сама его форма является украшением, он богато и изысканно отделан. Это отличает его от предметов повседневного быта — скамьи, табурета, стула, кресла. Все они могут быть украшены по-своему, исходя из их цели и условий использования. Однако только трон удостоен особого внимания.

Во время торжественных церемоний на него восходит царь или король, и тогда трон обретает высшее общественное звучание. Он олицетворяет силу и могущество государства и того, кто им управляет. Эта идея выражена в декоре, во всем образном строе вещи.

Тебе, вероятно, не составит труда и сегодня по одежде, убранству определить, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен и какого общества, кто невеста, а кто ее подруга. Или, например, это деловой кабинет, парадная или детская комната. Вообще, здесь праздник или траур. А если представить, что одежды и предметы не выделяют этих ролей, то сможешь ли ты во всем этом разобраться?

Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить — значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.

Читайте также:
Какое кольцо дарят на помолвку золотое или серебряное

Эта роль сказывается на всем образном строе вещи — в ритме и рисунке орнамента, в сочетании цветов, в композиции.

Источник

Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения»

б) для учителя: учебник изо, иллюстрации м фото материалы, детские рисунки предыдущих лет, презентация, музыка.

План и ход урока :

1. Организационная часть.

2. Водная беседа. Задачи урока.

3. Беседа по теме урока.

4. Практическая работа.

5. Итог урока.

1. Проверка готовности класса к уроку.

2. Дети, что значит украшения? Сегодня на уроке мы говорим об украшениях, об их роли в жизни человека в давние времена и сегодня, а затем вы сами будете рисовать — создавать украшения.

3. С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми он пользовался. В древности украшения представлялись людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.

«Древние» люди зачем — то разрисовывали свое тело разными узорами и устрашающими рисунками. а охотник украшал себя ожерельем из клыков животных. Зачем?

По украшениям можно было судить какое положение занимает человек в общине. Вождь племени носил пышный головной убор, украшенный разноцветными перьями птиц и амулетами.

Шотландский король носил семицветную одежду, а его подданные — пятицветную, простолюдины могли носить только однотонную одежду.

Великий государь Всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, украшенные рубинами и изумрудами. Царское одеяние (платье) олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства.

Облачение царя дополняли скипетр и держава, что символизирует власть над миром, а также царский венец.

Царский трон и палаты также изысканно отделаны украшениями.

И сегодня по одежде можно понять, кто генерал, а кто солдат и какого рода войск. Кто священник, а кто невеста, а кто ее подруга или определить где деловой кабинет, а где парадный зал, где детская комната.

УКРАСИТЬ — значит наполнить вещь смыслом. Определить положение человека в обществе.

Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя

слайд 17, 18, 19, 20

Основу казачества составили русские люди, но органически влились в него украинцы, поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в своеобразном облике их костюма гармонично слились черты, характерные для многих народностей.

Приходили беглые на Дон в своей одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах и поисках. Сами казаки об этом говорили: «Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем».

Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. На Нижнем и Среднем Дону наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока. Одежда жен казачьей старшины отличалась «восточной пышностью и богатством».

Основную часть костюма составляло платье — кубелек, — напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. У богатых он шился из парчи.

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы — повойник или рогатую кичку. Казачки очень любили украшения. Самые характерные из них — чикилики. Это была широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга.

Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки. Жемчужные украшения, прикрепленные на плечах и спускавшиеся до пояса, назывались перла, капчак. Носили браслеты (базилики) из гнутой серебряной или золотой пластинки, украшенной драгоценными камнями. В комплекс украшения богатой казачки входили золотые перстни и кольца.

Читайте также:
Что будет если одеть чужое обручальное кольцо

Такой костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение XVIII—XIX веков. Европейские моды, которые стали проникать на Дон только после Отечественной войны 1812 года, коснулись лишь верхушки казачества. Другие комплексы женской одежды (с поневой, сарафаном, сукманом) бытовали у казаков, живших на Верхнем Дону и по его северным притокам. Одежда здесь была в основном русской.

Быстрый процесс экономического развития Дона 80—90-х годов XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствуя нивелировке в одежде. Яркий красочный старинный женский костюм ушел из быта, и преобладающим стал комплекс женской одежды с юбкой и кофтой.

Сейчас вам предстоит выполнить рисунок, где можно изобразить человека с украшениями, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Можно нарисовать эскиз украшения — оберега.

При выполнении работы используйте инструкцию.

4. Самостоятельная, практическая работа учащихся.

5. Просмотр работ. Дети по рядам выходят к доске демонстрируют рисунки. Проводим анализ работ, оцениваем.

Дети, что значит украшения? Что значит украсить ВЕЩЬ? Куда можно одевать украшения и с какой одеждой?

Инстркукция к практической работе

• композиционно разместить изображаемый предмет на плоскости листа с таким расчетом, чтобы изображение не было слишком велико (не подходило близко к краям листа) или слишком мелко;

• — можно использовать метод композиционного размещения изображаемого предмета по крайним точкам, ориентируясь на геометрический центр и края листа бумаги (альбома);

• — найти общую массу предмета с определением опорных точек, пропорциональных соотношений между отдельными частями фигуры предмета и его общей формы;

• — прорисовать эскиз более конкретными, выверенными линиями.

Аспектный анализ урока изобразительного искусства в 4 классе «Украшение деревянных построек и их значение» Аспектный анализ урока Тема урока: «Украшение деревянных построек и их значение» Урок изобразительного искусства был проведен в 4 классе.

Конспект занятия «Зачем человеку дом» Конспект к презентации «Зачем человеку дом?» Цель: Систематизировать знания детей о доме, его частях, материалах из которых делают дома.

Конспект урока изобразительного искусства в четвертом классе коррекционной школы «Овощной человечек» (Д. Арчимбольдо) Цель урока: Формирование интереса к предмету изобразительного искусства,выявление творческого потенциала, через знакомство с картинами.

Конспект занятия на тему «Зачем человеку кожа?» Занятие внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 1 класс Дата проведения: 15.12. 2015 г. Предмет: «Планета Здоровья» УМК: Л. А. Обухова.

Конспект занятия в старшей группе «Зачем человеку кожа» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о том, какую роль для человека играет чистая кожа. 2. Развивать представления детей о коже, желание.

Коррекционное внеклассное мероприятие в 6 классе «Зачем человеку труд» «Зачем человеку труд?» Цель: Формирование у детей развития своих трудовых навыков. Задачи: способствовать формированию качеств характера:.

Пластилинография-нетрадиционная техника изобразительного искусства Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением.

Статья «Влияние изобразительного искусства на процесс адаптации детей к ДОУ» С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зачем человеку камень» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Задачи.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...