Что значит восковка ювелирных изделий

изготовления восковой модели

Перед тем как готовое украшение предстанет перед взором создателя или заказчика, проходит много времени. По эскизу будущей драгоценности мастер ювелирного дела сначала создает восковую модель, по которой изготавливается форма будущего украшения. Раньше вырезать из воска модель мастеру приходилось вручную.

С развитием технологий появилась возможность механизировать эту процедуру. По выполненному из воска изделию изготавливается форма для отлива. Затем воск вытапливается, оставляя пустоты. В готовую форму уже заливается драгоценный металл и после застывания изделие отправляется на финальную доработку.

Процесс создания модели из воска называется восковкой. Благодаря технике восковки изделия отливаются с мельчайшими деталями. Современные технологии позволяют изготавливать из ювелирного воска для моделирования геометрически сложные образцы, которые невозможно сделать вручную. Для этого используются специальные станки, позволяющие тиражировать изделия и выполнять тончайшие работы.

Литье ювелирных изделий – Профессия Ювелир

Изготовление восковок из ювелирного воска

Работа по изготовлению выплавляемых моделей начинается с получения наряда – задания, написанного на специальном бланке. Мастер сверяет номера пресс-форм, то есть резинок, с номерами, указанными в наряде.

Затем мастер очищает пресс-форму от пыли и остатков воска. В зависимости от сложности модели и особенностей пресс-формы, некоторые резинки сбрызгиваются силиконом – воск легко отделяется от резины и не ломается. Затем все составные элементы резинки складываются, только после этого она считается готовой к работе. Работа с ручным инжектором. Вначале восковщик закручивает клапан и вручную накачивает давление, высота которого зависит от вида изделия.

Затем мастер крепко зажимает пресс-форму между двумя пластиковыми плашками, подносит к носику инжектора и надавливает на него. Горячий воск заливается в резинку и принимает форму вырезанной в ней модели – восковка готова!

Кстати, для того чтобы воск быстрее застывал, пресс-формы обязательно должны быть холодными. Поэтому по мере нагревания резинок восковщик кладёт их в морозильную камеру для охлаждения. Готовые восковки вместе с нарядом сдаются на проверку контролёру ОТК. С помощью микроскопа специалист оценивает качество выполненной работы, а восковщик тем временем может приступать к выполнению следующего наряда.

После контроля качества прототипы будущих изделий напаивают на восковой стержень. В результате получается заготовка для отливки в металле, напоминающая ёлку. Изготовление воскового дерева – очень кропотливая работа, так как плотно прилегающие друг к другу хрупкие модели легко повредить. После этого готовые ёлки отправляются на участок литья, где они отливаются в металле.

Состав и свойства ювелирного воска

ювелирный воск

Для восковки используется специальный материал. Он бывает нескольких видов. Основные свойства, которыми должен обладать качественный воск:

  • достаточная прочность после застывания, чтобы выдерживать постобработку мелких деталей;
  • должен плавиться без остаточной золы в процессе отжига формы;
  • поверхность изготовленной из ювелирного воска модели должна быть ровной и гладкой и не должна прилипать к формовочным материалам;
  • температура плавления не должна превышать 100 °С, а температура размягчения не ниже 35°С.
Читайте также:
Жемчуг черный в золоте

В состав основы ювелирного воска входит натуральный или искусственный материал с добавлением химических компонентов, необходимых для изменения механических свойств. Состав воска влияет на следующие свойства:

  • твердость и мягкость;
  • вязкость;
  • упругость;
  • механическая память;
  • текучесть в расплавленном виде;
  • взаимодействие с формовочными материалами;
  • скорость застывания;
  • усадка;
  • безотходность;
  • температура плавления.

В зависимости от целей, ювелир подбирает для работы необходимый воск. Возможны случаи, когда мастер смешивает несколько видов, например, наплавляя на стержень из более мягкого воска для моделирования мелкие детали из материала большей твердости.

Как выбрать ювелирный воск

Ювелирный воск — химический композит из очищенного воска с примесями, который по виду скорее схож с пластиком, чем с пчелиным воском
Ювелирный воск используется для изготовления различных предметов. Это могут быть корпусы часов, церковные сувениры и прочие изделия. При выборе воска обращайте внимание на следующее:

  • Он должен иметь минимальную усадку.
  • Поверхность изделия должна быть глянцевой и чистой.
  • Температура плавления должна находиться в пределах 60—100 °C.
  • Материал должен обладать достаточной текучестью.

Виды воска

виды ювелирного воска

Различают два вида воска для ювелирный изделий: литейный и для моделирования. Воск для моделирования отличается большей прочностью, он твердый, как дерево. Его можно сверлить, строгать и шлифовать на станке, даже самые мелкие детали будут прочными. Литейный воск более мягкий и пластичный, для работы с ним не требуется станок, вырезать форму можно минимальным набором инструментов.

Мелкие детали из такого воска более хрупкие, чаще всего литейный воск используется для восковки. С литейным воском рекомендуют начинать работать новичкам, так как он более пластичен, податлив и быстрее плавится.

Мастер модель

Восковая модель – сердце всего ювелирного производства. Модельер, используя в начале своей работы эскиз, нарисованный на бумаге, постепенно превращает его в объемное изделие.

Модельер играет роль связующего звена между идеями дизайнера, воплощенными в виде эскиза и практической работой ювелира, выполненной в металле, с учетом всех возможностей, проблем и особенностей производства ювелирных изделий. Именно поэтому модельер, работающий с воском, должен хорошо понимать и учитывать все технологические процедуры, которые шаг за шагом превращают воск в оригинальное изделие из метала – литье, грубая и финишная обработка, пайка, закрепка и т.д.

Модельер не должен забывать, что готовая модель, изготовленная из воска – это не результат работы, а только первый шаг в создании ювелирного изделия. В основе массового ювелирного производства лежит технология точного литья по выплавляемым моделям. Эта технология известна с древнейших времен.

Индейцы Майя много столетий назад отливали из золота сложнейшие изделия с высокой степенью проработки деталей именно по этой технологии. Тот же технологический процесс (с учетом использования современных знаний и более качественных формовочных расходных материалов) используется и в настоящее время.

Процесс достаточно подробно описан в литературе и широко практикуется, поэтому не будем останавливаться на нем подробно в настоящей статье. Восковка является обязательной составляющей всего процесса – как при тиражировании изделий, так и при отливке изделия из единичной восковой модели, являющейся результатом длительной работы модельера. Инструменты и оборудование.

Основная работа модельера – вырезать из грубой восковой отливки или воскового блока модель, готовую для литья, и при этом, при необходимости, добавить к ней некоторые детали, которые не могут быть сразу изготовлены из цельного блока. Безусловно, чем шире диапазон доступного инструментария и оборудования, тем больше возможностей при работе.

Читайте также:
Как огурцы порезать соломкой

Воск не оказывает сопротивления металлическому инструменту и не затупляет режущие кромки, т.е. вложение денег в приобретение комплекта инструментов и оборудование для работы будет практически единовременным. Ниже приведены самые популярные инструменты и оборудование для работы с воском: • Бачок для растопки воска.

Широко используется в тех случаях, когда в работе необходим расплав воска. Наиболее существенное требование – способность работать при заданной температуре, без перегрева, так как кипение воска при его расплавлении недопустимо. • Восковой инжектор. Основное устройство, применяемое при тиражировании изделий.

Служит для впрыскивания инжекционного воска в резиновую форму за счет разности давлений внутри и вне формы. На рынке представлен широкий выбор инжекторов с различной емкостью бачка, с различным способом задания и контроля температуры инжекции и т.п.

Наиболее современными (и наиболее дорогими) являются вакуумные инжекторы, в которых впрыскивание воска происходит в вакуумируемую форму, что значительно улучшает качество восковок и существенно расширяет технологические возможности инжектора. • Бормашина. Несмотря на то, что резьба воска вручную не требует приложения серьезных усилий, использование бормашины настолько упрощает и облегчает работу модельера, что практически является неизбежным.

Для работы по воску, как правило, используются специальные боры, в которых расположение режущих зубов и кромок более редкое, чем в стандартных борах по металлу. В этом случае боры не забиваются воском и не требуют частой чистки щеткой. • Восковой пистолет.

Позволяет выдавливать тонкую проволоку различного сечения из расплавленного модельного воска специальной рецептуры. • Прибор для работы по воску разогретым резцом. Аналог приспособления для выжигания по дереву или паяльника. Разнообразие сменных рабочих резцов позволяет существенно разнообразить дизайн восковой модели. • Режущий инструмент.

Выбор инструмента для резьбы – дело индивидуальное. Следует отметить, что заточка режущих кромок производится очень редко. Часто в работе используются хирургические скальпели со сменными лезвиями и стоматологические инструменты (шпатели и т.п.), которые также могут быть заточены при необходимости. • Напильники, надфили.

Для работы по воску используются инструменты с редким расположением зубов, не требующие частой очистки щеткой. • Лобзики. Пилки для резки воска – с редким расположением зубов. В некоторых пилках зубья расположены по спирали, что позволяет пилить воск в любом направлении. • Спиртовка. Используется для размягчения воска, нагрева шпателей и т.д. Важно использовать именно спирт, т.к. пламя спиртовки должно быть достаточно жарким и не давать копоти, что характерно для бензинового, а также керосинового пламени. • Виды воска, используемые при моделировании. С точки зрения литейщика наиболее важными для воска являются две характеристики: • Воск, который применяется для инжекции, литья, пайки или резьбы, должен быть достаточно прочным, чтобы тонкие части модели без разрушения выдерживали все прилагаемые к ним усилия (при освобождении из резиновой формы, при резьбе, обработке бормашиной, абразивной обработке и т.п.) • Воск должен плавиться при достаточно низкой температуре и при этом не оставлять остаточной золы после отжига. •

Источник: art-posh.ru

Обучение ювелирному делу. Как формовать восковую ювелирную модель?

изготовления восковой модели

Перед тем как готовое украшение предстанет перед взором создателя или заказчика, проходит много времени. По эскизу будущей драгоценности мастер ювелирного дела сначала создает восковую модель, по которой изготавливается форма будущего украшения. Раньше вырезать из воска модель мастеру приходилось вручную.

Читайте также:
Обжимные бусины для бижутерии как

С развитием технологий появилась возможность механизировать эту процедуру. По выполненному из воска изделию изготавливается форма для отлива. Затем воск вытапливается, оставляя пустоты. В готовую форму уже заливается драгоценный металл и после застывания изделие отправляется на финальную доработку.

Процесс создания модели из воска называется восковкой. Благодаря технике восковки изделия отливаются с мельчайшими деталями. Современные технологии позволяют изготавливать из ювелирного воска для моделирования геометрически сложные образцы, которые невозможно сделать вручную. Для этого используются специальные станки, позволяющие тиражировать изделия и выполнять тончайшие работы.

Воск модельный Ferris плитка 92х38 мм зеленый

Этот вид модельного воска Ferris предназначен для изготовления восковых моделей колец, печаток, подвесок, звеньев цепочек, пуссет и т.д. Зеленый — наиболее популярный воск для резьбы. Это самый твердый воск, на нем возможна прорезка наиболее тонких деталей и сложных дизайнов. Наиболее важной особенностью зеленого воска является простота его обработки напильниками, надфилями и фрезами при высоких оборотах (в том числе и на токарных станках) без оплавления материала.

  • Толщина изделий из воска может достигать 0,2 мм, при этом восковка остается прочной и не подвержена деформации.
  • Идеал для создания больших, сложных моделей.
  • Смягчается при Т=116С.
  • Комплект — 15 плиток.
  • Размер — 92х38 мм.
  • Толщина: — 1шт. — 25 мм; — 3шт. — 18 мм; — 4шт. — 8 мм; — 7 шт. — 5 мм.
  • Вес — 454 г.

Купить ювелирный воск можно в интернет-магазинах. Про наличие воска в физических магазинах вашего города можно поинтересоваться у мастера в ювелирной мастерской — вероятнее всего он даст вам дельный совет.

Состав и свойства ювелирного воска

ювелирный воск

Для восковки используется специальный материал. Он бывает нескольких видов. Основные свойства, которыми должен обладать качественный воск:

  • достаточная прочность после застывания, чтобы выдерживать постобработку мелких деталей;
  • должен плавиться без остаточной золы в процессе отжига формы;
  • поверхность изготовленной из ювелирного воска модели должна быть ровной и гладкой и не должна прилипать к формовочным материалам;
  • температура плавления не должна превышать 100 °С, а температура размягчения не ниже 35°С.

В состав основы ювелирного воска входит натуральный или искусственный материал с добавлением химических компонентов, необходимых для изменения механических свойств. Состав воска влияет на следующие свойства:

  • твердость и мягкость;
  • вязкость;
  • упругость;
  • механическая память;
  • текучесть в расплавленном виде;
  • взаимодействие с формовочными материалами;
  • скорость застывания;
  • усадка;
  • безотходность;
  • температура плавления.

В зависимости от целей, ювелир подбирает для работы необходимый воск. Возможны случаи, когда мастер смешивает несколько видов, например, наплавляя на стержень из более мягкого воска для моделирования мелкие детали из материала большей твердости.

Восковая модель Ювелирный музей восковых фигур Орудия труда восковщиков Орудия труда восковщиков Изготовление восковок Изготовление восковок

Когда то давным давно, еще одна из моих двоюродных сестренок заинтересовалась моделированием по воску, но она жила в другом городе и лично ей чем то помочь в освоении этого дела не мог. И я решил сделать для нее фото урок моделирования по воску. Раздвигаем циркуль, к примеру на 8 мм (8+8мм = 16мм = 16 размер), чертим круг, раздвигаем на 10мм, чертим внешний круг. Не торопимся, не нервничаем, циркулем тоже надо уметь работать.

Любым из этих инструментов сверлим отверстие для пилки, примерно в миллиметре от внутренней окружности. Только надо быть внимательным, сверлим даже не ровно перпендикулярно, а под наклоном, чтоб сверло с противоположной стороны вышло чуть ближе к width=»800″ height=»600″[/img] Почувствуйте разницу, наша пилка самая нижняя, самая грубая — иначе пилка моментально забивается воском и не пилит. А вообще есть специальные спиралевидные пилки для воска, ими работать еще легче.

Читайте также:
Как поменять стержень в ручке

Заряжаю пилку в лобзик. Зажимаю «барашком» (винтом) пилку с ближней к себе стороны, продеваю пилку в просверленное отверстие («чертеж» должен быть наверху), грудью упираясь в рукоятку давлю чтоб закрепить пилку с натягом. Она должна быть натянутой как струна, иначе будет ломаться.

Выпиливать надо так: лобзик надо держать не ровно перпендикулярно а под наклоном. То есть со стороны «чертежа» пилка идет вдоль линии с запасом в 1мм (на обработку), а с противоположной стороны идет еще немного ближе к центру. Так делается потому что при выпиливании, с верху ход пилки можно контролировать визуально, а с другой, нижней стороны нет, и можно отрезать лишнее, поэтому лучше перестраховаться, лишнее всегда можно отрезать, сточить. После того как выпилена «дырка от бублика», надо подровнять будущую внутреннюю сторону надфилем.

Ровнять надфилем (грубым) нужно уже перпендикулярно (правда на фото надфиль не перпендикулярен, фото не удачное). Не спешим, работаем аккуратно, иначе одно неловкое движение и можно случайно сточить ненужное, грубый надфиль режет быстро. Работать надфилем тоже надо учиться, руку набивать.

Далее вырезаем кусок наждачки примерно 4 на 5 см и берем какой нибудь из ригелей.

Вот так оборачиваем ригель наждачкой, надеваем заготовку и аккуратно крутим вокруг оси, выравнивая, шлифуя внутреннюю часть кольца. Сначала одну сторону, затем переворачиваем и шлифуем вторую (ригель то под конусом).

Кстати, надфиль и наждачку в процессе работы надо периодически очищать от прилипшего воска.

Теперь надо выпилить заготовку по внешней линии. Лобзик опять надо держать под наклоном, но уже в другую, внешнюю сторону, то есть от центра. Готово. Теперь берем грубый напильник (для сравнения рядом мелкозернистый напильник).

Обрабатываем напильником внешнюю сторону. Я сфотографировал не очень удачно, а так обтачивать надо в том же положении восковки относительно напильника, только держится двумя руками и обтачивается не «лежа». Как мог объяснил )))

Обтачиваем до такого вида

Опытным путем, примеряясь циркулем то с одной то с другой стороны, находим центр. То с одной

То с другой стороны )

Чаще всего получается две близко расположенные линии, середина — между ними. Чертим центр по всей окружности, он нам очень пригодится как ориентир при следующей обточке. Теперь надо обточить грубым напильником края, закруглить их. Напильник лучше всего держать как на фото ниже, так им легче управлять.

Сначала грубо стачиваем углы, затем уже более аккуратно придаем полукруглую форму.

Теперь берем заготовку в левую руку, и держим ее примерно вот так:

В правую берем тот самый кусок грубой наждачки, и держать лучше всего именно так как на фото. Пальцами прижимаем наждачку к большому пальцу и к кисти

Обрабатываем заготовку, придаем четкую форму обручального кольца

Теперь небольшая хитрость. Набираем в шприц немного керосина (или авиационного бензина, что нибудь в этом роде, чем чище тем лучше). Мочим небольшую хб тряпочку и тщательно полируем кольцо. Керосин немного растворяет воск, благодаря этому воск хорошо полируется, главное чтоб тряпочка все время была влажной.

Таким образом восковку можно отполировать до такой степени, что в ней можно увидеть как в зеркале свое отражение

Читайте также:
Ах этот миг неповторимый когда стучат

Затем так же обрабатываем внутреннюю поверхность, и готово. Не задолго до этого урока делал подобным образом кольцо «чалма» (на фото слева)

Для облегчения веса вырезал внутри все лишнее, сделав кольцо полым

После к восковке припаивается литник (восковой стержень), и модель отливается. Про литье как нибудь по позже постараюсь написать.

Виды воска

виды ювелирного воска

Различают два вида воска для ювелирный изделий: литейный и для моделирования. Воск для моделирования отличается большей прочностью, он твердый, как дерево. Его можно сверлить, строгать и шлифовать на станке, даже самые мелкие детали будут прочными. Литейный воск более мягкий и пластичный, для работы с ним не требуется станок, вырезать форму можно минимальным набором инструментов.

Мелкие детали из такого воска более хрупкие, чаще всего литейный воск используется для восковки. С литейным воском рекомендуют начинать работать новичкам, так как он более пластичен, податлив и быстрее плавится.

Источник: color-diamonds-jewelry.ru

Как делаются украшения из воска

Virezanie_yuvelirnoy_mopdeli_iz_voska1[1].jpg

Воск является материалом, который часто используется для изготовления прототипов золотых колец, кулонов, ожерелий и других ювелирных изделий. Работать с ювелирным воском для изваяния ювелирных моделей намного сложнее, чем со свечным воском. Он больше похоже на кусок пластика, поэтому он достаточно прочен для резьбы и механической обработки.

Здесь, ремесленник вырезает скульптуруиз блока твердого воска, которая является основой для колье из танзанита. Изготовитель модели использует напильники, резцы, и вращающиеся инструменты, чтобы вырезать нужную форму. Как только скульптура завершена, он может быть отлита в золоте или платине путем выплавления воска.

Финишная обработка восковых моделей

Здесь, восковая модель начинает напоминать будущее украшение. Теперь важно, чтобы восковую модель очень осторожно обработали вручную. Тонкая модель является хрупкой и слишком большое давление рук ювелира или инструмента может легко раскрошить модель, и проект придется начинать с нуля.

Finishnaya_obrabotka_yuvelirnoy_modeli2[1].jpg

Ozherelie_sozdannoe_iz_voska3[1].jpg

Ожерелья, созданные из воска

После завершения литья золота, грубые формы металла будут отполированы. Используя горелку, ювелиры мастерской «Палата Злата» изготовили зубцы из листовой платины и скрепили их, а затем добавили цепь. Установщик камней добавил большой драгоценный камень — танзанит, 19 карат, а полировщик закончил финишную обработку ожерелья.

Прототип восковой модели

В некоторых случаях, восковые формы создаются, чтобы установить масштаб и основные элементы для того, чтобы дизайнер смог оценить необходимые изменения. Вот предварительная грубая модель из воска колибри с рубиновым горлышком. Грубая модель была вырезана просто, чтобы поэкспериментировать с возможность использования большого морского жемчуга, который установлен в восковую модель.

Colibri_virezannaya_iz_voska4[1].jpg

Voskovaya_model_colibri_iz_zolota_i_platiny5[1].jpg

Финальная обработка скульптуры восковой модели

По мере продвижения проекта с колибри, наша оригинальную модель из воска видоизменилась. В этой новой модели можно увидеть, что мы изменили высоту головы, шеи и крыльев, сравнение с оригинальной восковой моделью видно на предыдущей иллюстрации. Окончательная модель была вырезана из пяти отдельных, взаимосвязанных частей, чтобы мы могли отлить отдельные части тела в из разных драгоценных металлов.

Литье из драгоценных металлов

Здесь вы можете увидеть грубые формы колибри из драгоценного металла, которые получились после литья восковой скульптуры. Основная часть колибри отлита из 18-каратного желтого золота. Крылья и хвост в платине. В готовый колибри были установлены яркие желтые бриллианты, черные бриллианты, рубины, и изумруды.

Источник: jewel-design.ru

Рейтинг
Загрузка ...