Тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью появилась у отечественных производителей еще несколько лет назад, а в 2018 году дизайнеры предвещают пик популярности таких изделий. Хотя я, если честно, не заметила особой любви у модниц к ювелирной эмали. Возможно, это вызвано тем, что не все знают об этой технике и поэтому опасаются приобретать украшения с эмалью. Поэтому сегодня в выпуске мы расскажем о том, что же такое «ювелирная эмаль», как она изготавливается и различается ли между собой.
В первую очередь напомню, что история эмали имеет древние корни. Взять хотя бы украшения Древнего Египта.
Если не знать, что авторы этих шедевров — мастера Древнего Египта, то можно легко принять их за современные украшения.
Также во всем мире давно известны эмали индийского происхождения. Считается, что техника эмали пришла в Индию из Персии и достигла своего расцвета во времена Великих моголов (XVI-XVIII века.)
Западные ювелиры обязаны расцвету техники эмали Византии, где мастера выполняли свои шедевры в технике перегородчатой эмали.
Советское золото/СССР.Необычные золотые украшения с ЭМАЛЬЮ/Soviet russian gold with Enamel/USSR☆583
У нас же ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль».
В Эрмитаже можно любоваться великолепными украшениями, выполненными в технике эмали. Также нельзя не вспомнить изделия Фаберже, которые стали образцами роскоши и элегантности.
Яйцо Фаберже «Петр Великий» 1903г.
Подвеска «Лебедь». Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг; чеканка, гравировка. Нидерланды. Около 1590г. Эрмитаж.
Шея, крылья и хвост в подвеске «Лебедь» сделаны из золота и покрыты белой и черной эмалью. Лебедь изображен плывущим по воде, выполненной из синей эмали. Банты, растительные побеги дополняют подвеску. Такие украшения носили обычно на цепи. Они являлись аксессуарами костюма или амулетами.
Мода на подобные подвески сохранилась вплоть до XVIII столетия.
Подвеска «Каравелла». Изумруд, золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. Испания. 1580-1590г. Эрмитаж.
Испанская каравелла прикреплена золотыми цепочками к кресту, составленному из четырех изумрудов. Парус, контур корпуса корабля, вершины мачт украшены белой и черной, характерной для испанских работ эмалью. На корме — золотые арабесковые узоры. Вес колумбийского изумруда, использованного для ювелирного изделия, — 125 карат. Общий вес всех изумрудов — 190 карат.
Перстень с вензелем Александра I. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, эмаль; чеканка, полировка. Начало 19в. Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Читайте еще больше интересных статей в нашем Телеграм-канале https://t.me/Uvelirochka
На Руси эмалью также украшали богатую утварь — кубки, ларцы, чаши.
Золотые серьги с эмалью, артикул 384278 и золотое кольцо с эмалью, артикул 430182
Серебряная шкатулка с эмалью. Россия. Конец 19 — начало 20в.
Ценность ювелирных и декоративных эмалей измеряется не стоимостью материала, а исключительно тонкостью работы и талантом мастера.
Сегодня современные мастера продолжают создавать уникальные коллекции с применением ювелирной эмали. Серьги, кольца, подвески, браслеты выглядят очень стильно и придают каждому изделию свою неповторимость.
Отличный комплект на каждый день
Прекрасное дополнение к вечернему наряду
Летом браслеты с эмалью смотрятся особенно гармонично
Кстати, благодаря эмали ювелиры могут создавать самые разные формы детских сережек: бабочки, рыбки, птички, животные, цветы и т.д. Украшения получаются яркими, как любят маленькие девочки и интересными по дизайну.
Из чего состоит эмаль?
Эмаль – это стекловидный порошок, в состав которого входят кремнеземы и различные оксиды. Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт. Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов.
Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.
Способы нанесения эмали
1.Перегородчатая эмаль или Клаузоне. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком.
2. Выемчатая эмаль или Шамплеве . На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветным эмалевым составом. Это самая древняя технология нанесения покрытия.
3. Техника эмалевого художественного покрытия или Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет никаких перегородок и ямок. Изделие покрывают нужным количеством слоев и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет.
Способы закрепления эмали
1. Горячие покрытия. Этот способ используют с очень давних времен. Если в двух словах, то эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют.
2. Холодные покрытия. В этом случае процесс нанесения эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое.
Горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.
Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной?
1.Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.
2.Холодные эмали неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.
Как ухаживать за изделиями с эмалью
1. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
2.Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.
3.Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.
4.Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.
Поэтому носите украшения с эмалью с удовольствием и гордостью, зная, что в этой технике воплощены знания и умения многих поколений ювелиров!
Источник: dzen.ru
Выбираем ювелирные украшения с эмалью
Ювелирные украшения с эмалью завораживают своей изысканностью и красотой. Разнообразие цветов и оттенков, которыми могут быть расписаны такие украшения, позволяет создавать неповторимые изделия, подчеркивающие вашу индивидуальность. В этой статье мы расскажем, что такое ювелирная эмаль, как правильно выбрать украшения с эмалью и как о них заботиться?
Интересно, что эмаль использовалась для изделий еще в Древней Руси (тогда она называлась финифть). Техника росписи эмалью металлических изделий известна с давних времен. Она применялась не только для украшения ювелирных изделий, но и в декоративно-прикладном искусстве — при оформлении кубков, чашей, ларцов. Сегодня свойства эмали по-прежнему ценятся на вес золота, а технологии ее производства постоянно совершенствуются.
Что такое ювелирная эмаль и как выполняется покрытие ювелирных изделий эмалью
Ювелирная эмаль — это, по сути, стеклянный сплав. Он может быть более легкоплавным или менее, разных цветов и различного типа нанесения. В состав сплава входят раствор кремнезема и других оксидов, а для создания цвета используют никель, кобальт, оксид цинка. Эмаль во все времена славилась своей устойчивостью к воздействию окружающей среды и прочностью, поэтому и сегодня ее нередко используют в оформлении экстерьеров.
Для ювелирных украшений может применяться горячая и холодная эмаль. Горячая эмаль наносится на изделие в виде порошка, а затем сплавляется ровным слоем. Для этого украшение помещают в печь, разогретую до 600–800 градусов. Получается, что оно будто бы покрывается стеклянной пленкой, которая образуется уже после остывания.
Из истории
Самые древние серебряные украшения с эмалью были найдены во время раскопок на Кипре. Оттуда традиция изготовления таки изделий перекочевала в Индию, Египет и Византию. А во времена тесной связи Киевской Руси с Византийской империей техника дошла и до нас.
Существует несколько разновидностей горячей эмали:
- Перегородчатая эмаль, считающаяся одной из самых сложных техник, заливается в «ячейки» между перегородками, или «ленточками». Каждая такая ячейка имеет свой цвет. Эта техника пришла к нам из Византии.
- Выемчатую эмаль заливают в углубления металла. В данном случае самое сложное — создать эти углубления, а вот заливка происходит намного проще.
Нередко мастера сочетают оба вида техники — и перегородчатую, и выемчатую — для создания еще более уникального и интересного рисунка.
- Популярна прозрачная, или сквозная, эмаль, которой чаще всего покрывают золото и серебро для создания большего блеска и яркости.
- А вот непрозрачная («глухая») эмаль обычно используется в качестве основы (например, на меди).
Холодная эмаль — это стеклопластик, она намного более проста в нанесении, для этого порой даже не требуется каких-то специальных ювелирных инструментов или навыков.
Двухкомпонентную эмаль смешивают и заливают (нередко это можно делать даже дома), теплоотверждаемую плавят при температуре 160 градусов (технология очень похожа на заливку горячей эмали, только температура плавления гораздо ниже), а светоотверждаемую холодную эмаль облучают ультрафиолетом, она широко используется при реставрации ювелирных украшений.
Существует еще финифть — это роспись изделия эмалью, которая также широко используется в ювелирном деле.
Какие ювелирные украшения с эмалью бывают
Работа с эмалью была и остается технически сложной, поэтому ювелирные изделия с эмалью всегда ценились очень высоко (а порой даже больше, чем украшения с драгоценными камнями!). Ведь то, как будет выглядеть украшение с эмалью, главным образом зависит от мастерства ювелира. Сегодня с эмалью изготавливают кольца, браслеты, серьги, подвески, колье, броши и даже запонки.
Эмаль выгодно подчеркивает красоту металла и используемых драгоценных камней, создавая интересные цветовые переливы и дополнительный блеск.
Как выбрать качественные украшения с эмалью
Как уже говорилось выше, нанесение эмали — сложный, кропотливый процесс, требующий от мастера особенного искусства. Поэтому украшения с эмалью (особенно золотые) просто не могут стоить дешево! Сегодня зачастую они относятся к изделиям премиум-класса.
При выборе украшения с эмалью обратите внимание, чтобы на эмалевом покрытии не было каких-либо дефектов (царапин, сколов, пузырей, трещин и т.д.). Помните, что лучшей основой для эмали считается золото, поскольку при нагревании оно не деформируется. Однако вполне можно использовать и серебро, и медь.
При ношении и хранении украшений с эмалью соблюдайте следующие правила:
- Несмотря на то, что эмаль защищает изделие от повреждений, все-таки не стоит подвергать его ударам, трению о металлические предметы или поверхности. Носите украшение бережно, иначе эмаль может отколоться, ведь это, по сути, стекло.
- Избегайте резких перепадов температур и прямого попадания солнечного света.
- Наносите косметику до того, как наденете украшение, а при выполнении домашних работ обязательно снимайте его. Следите, чтобы не было контакта с бытовой химией.
- Для ухода за украшением с эмалью используйте мягкую тряпочку, также его можно полоскать в теплой воде, если вы хотите удалить какие-либо загрязнения.
- Длительный контакт с водой запрещен, поэтому перед посещением душа, бассейна, бани изделие с эмалью нужно обязательно снимать.
И конечно, если вы хотите быть уверенными на 100% в гарантии качества, обращайтесь за покупкой изделий с эмалью к известным ювелирным брендам, имеющим большой опыт работы.
Источник: www.kp.ru
Серебряные и золотые украшения эмалью
В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.
Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.
Украшения с эмалью – техника выполнения
Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.
Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.
Перегородчатая эмаль. Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.
Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.
Выемчатая эмаль. Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть. Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.
Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».
Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.
Интересны эмали-гильоше. Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).
Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.
В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.
Витражная эмаль – это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.
Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.
Сеяная эмаль выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.
Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.
Горячие эмали
Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто.
На самом же деле всё гораздо сложнее.
Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.
Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.
Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.
Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.
Холодные эмали
Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.
После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.
Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.
Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.
В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.
Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.
Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.
Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.
Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь
Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол.
Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?
Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.
Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.
Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.
И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.
Источник: mylitta.ru