Можно представить волнение американского археолога Джеймса Осборна из чикагского Института Востока и его коллеги из Британского института археологии в Анкаре Мишеля Массы, когда к ним пришел крестьянин и рассказал, что он нашел в канале полупогруженную в илистое дно каменную стелу с высеченными на камне иероглифами. Археологи достали при помощи трактора стелу, очистили ее от ила и мусора и приступили к переводу надписи, сделанной на лувийском – иероглифическом языке, на котором говорили жители Анатолии в XV-X веках до н.э. В ней рассказывалось о победе, одержанной хеттским царем Хартапу над соседним царством. По-лувийски оно называлось Мушка в честь жившего там народа муска, а нам это царство известно как Фригия.
Лингвистический анализ текста позволил сделать вывод, что Хартапу – личность до этого историкам, конечно, известная, но остававшаяся во многом загадкой, – повелел высечь надпись в конце VIII века до н.э. Поскольку стела была найдена в районе Туркмен-Канахоюка, бывшего одним из самых больших городов древнего мира в то время, можно было предположить, что он и был столицей царства Хартапу. Ученые раскрыли одну загадку, связанную с Хартапу, – определили местонахождение его царства – на территории современной турецкой провинции Самсун. Теперь им остается выяснить, как оно называлось.
Царь Мидас и его золото
Любителей истории больше всего в происшествии со стелой из канала поблизости Туркмен-Канахоюка заинтересовало не место нахождения царства победителя, а побежденный. Им, очевидно, был никто иной, как царь Мидас, правивший Фригией примерно в это время и известный всем, кто хоть что-то помнит из школьного курса истории древнего мира.
Мифы о Мидасе
То, что Мидас станет известной личностью, стало ясно еще в его младенчестве – к нему в рот заползли муравьи и начали складывать там пшеничные зерна, предвещая ему богатство.
Классический вариант главного мифа о Мидасе – о золотом прикосновении – можно найти в «Метаморфозах» Овидия. Сатир Силен, учитель Диониса, как обычно пьяный, отстал от свиты бога, гулявшего по лесистым склонам горы Тмол во Фригии. Крестьяне привели Силена к Мидасу. Хитрый царь, конечно, узнал сатира и решил воспользоваться подвернувшейся возможностью (по одной из версий мифа, он сам подпоил Силена и похитил его). Мидас девять дней развлекал Силена при своем дворе, а на десятый вернул его Дионису. В награду за гостеприимство Дионис велел Мидасу просить все, что он хочет.
– О, великий бог Дионис, – немедленно воскликнул фригийский царь, – повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое блестящее золото.
Сын Зевса исполнил желание Мидаса. Сначала царь превратил в золото ветвь дуба, затем сорванные в поле колосья пшеницы. Золотым стало и яблоко, до которого он дотронулся. В золото превращалась все, даже вода, когда он мыл руки.
Американский писатель Натаниэль Готорн красочно описал, как Мидас – случайно, конечно! – превратил в золотую статую даже собственную дочь Хризантему.
ГУРЗУФ — Детектив / Все серии подряд
Радость царя, ставшего самым богатым человеком на Земле, была недолгой. Он, естественно, мог бы попросить, чтобы дар не распространялся на еду, но в спешке не подумал о последствиях своей необдуманной просьбы.
– Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! – взмолился Мидас, когда понял, что обрек себя на голодную смерть. – Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!
Великодушный Дионис решил простить жадного царя. Он велел ему идти к истокам Пактола и смыть дар с тела вместе с виной. Омовение в реке стало символическим актом передачи дара – Пактол стал после этого золотоносным. Кстати, одним из объяснений мифа о золотом прикосновении Мидаса многие ученые считают как раз то обстоятельство, что во фригийских реках, включая Пактол, находили золото.
В отличие от Овидия и Готорна, у которых все для Мидаса закончилось благополучно, у Аристотеля в «Политике» ненасытная жадность привела царя Фригии к голодной смерти.
В любом случае все трактовки мифа о золотом прикосновении Мидаса объединяет один вывод: богатство менее важно, чем родные и еда.
Любопытно, что, несмотря на очевидную жадность, о которой красноречиво свидетельствует просьба к Дионису, Мидас был одновременно и довольно щедрым повелителем. Если верить «отцу истории» Геродоту, он подарил Дельфийскому оракулу – кстати, первым из негреческих правителей, – свой золотой трон, на котором вершил суд.
Большинство авторов, включая, кстати, ученых, все же, подобно Аристотелю, были пессимистами и писали о мучительной смерти Мидаса. Древнеримский мифограф Гигин, живший во II веке н.э., в своем пособии по мифологии «Генеалогии», более известном сейчас как «Фабулы» («Мифы»), написал, что Мидас не усвоил урок, полученный от Диониса.
Лишившись своих алхимических способностей, он стал поклонником бога лесов и пастбищ Пана, родившегося с козлиными ногами и рогами. Во время музыкального состязания между Паном и Аполлоном Мидас необдуманно отдал победу Пану. Разгневанный Аполлон – как известно, очень не любивший проигрывать, – схватил незадачливого члена жюри за уши и вытянул их.
Мидас пытался прятать длинные уши под большим тюрбаном, известным в истории как «фригийский колпак», но его невольно выдал цирюльник, который был не в силах хранить тайну. Он вырыл ямку в земле и, шепнув в нее: «У царя Мидаса ослиные уши», засыпал. Тростник, выросший на этом месте, шелестел на ветру и рассказывал всем, кто проходил мимо, об ослиных ушах Мидаса. Царь не вынес позора и совершил самоубийство, выпив бычьей крови.
Особенностью крови быка быстро сворачиваться, хорошо известной античным медикам, в древности часто пользовались люди, желавшие свести счеты с жизнью. Употребление бычьей крови гарантировало быструю смерть от удушья. Кстати, Мидас был далеко не единственной знаменитостью, воспользовавшейся таким экзотическим способом уйти из жизни. Кроме фригийского царя, покончили с жизнью при помощи бычьей крови, по версии Плутарха, афинский политик Фемистокл и полководец Ганнибал.
Реальность Мидаса
Мидас – один из немногих мифических героев, имевший реального прототипа. В истории Фригии, царства на западе Малой Азии, известны три царя, носившие это имя. «Наш» Мидас – первый по счету. Он, скорее всего, был сыном основателя Фригии – Гордия.
Гордий был известен не только как основатель могущественного царства, память о котором хранится уже почти три тысячелетия, но и как автор Гордиева узла – сложной конструкции из кизилового лыка, которым царь прикрепил ярмо к повозке. Согласно легенде, человек, который сумеет распутать этот узел, не имевший видимого конца, станет правителем Малой Азии. Многие пытались совершить этот подвиг, но удался он лишь Александру Великому, да и то благодаря хитрости. В самом начале своего знаменитого похода на восток Александр, как и все, попытался разобраться с Гордиевым узлом, но, не достигнув успеха и потеряв терпение, выхватил из ножен меч и просто его разрубил. Конечно, условия задания юный завоеватель выполнил лишь частично, но повелителем не только Малой, но и Средней Азии все же стал.
Фригийцы (мушки) и македонцы, кстати, были, возможно, родственными народами. По крайней мере, они жили на одной территории. Фригийцы отправились в конце второго тысячелетия до нашей эры на восток с Балкан и осели на западе Малой Азии.
Мидас I правил Фригией, если верить древним авторам, порядка полувека, а может, и больше: последнюю треть VIII и начало VII веков до н.э. (по Евсевию Кесарийскому между 740–739 и 696–695 годами до н.э.). В восточных источниках он фигурирует под именем Митта (Митаа). При нем Фригийское царство достигло наивысшего могущества и простиралось от верхнего течения Галиса (современный Кызылырмак) до южных границ Киликии, области на юго-востоке Малой Азии. Фригия не без успеха боролась с могущественной Ассирией, Урарту и другими государствами того времени и играла заметную роль в политической жизни Малой Азии.
В начале VII века Фригия не устояла перед нашествием воинственных киммерийцев, степных кочевников, вторгшихся в Малую Азию с юга современной России. Мидас – правда, неизвестно, первый или какой-то другой, – как считают многие историки, понял, что все потеряно, и покончил жизнь самоубийством, выпив яд.
Гробницу Мидаса на месте Гордиона, столицы Фригии (рядом с современной турецкой деревней Йассыхёйюк), нашел в середине прошлого века американский археолог Родни Янг. Раскопки продолжались почти четверть века (1950–1973).
Не исключено, что сообщения о баснословных богатствах Мидаса были преувеличены или к концу жизни он изрядно обеднел, потому что в гробнице находился пусть и богато украшенный, но все же деревянный гроб с хорошо сохранившимся скелетом приблизительно 60-летнего мужчины. В погребальной камере, выложенной бревнами, кроме гроба, Янг нашел тоже богато украшенную деревянную мебель. Все предметы относятся к концу VIII века до н.э., что совпадает со временем правления Мидаса. Однако недавно выполненный анализ артефактов в могиле отнес их приблизительно к 740 году до н.э. Это значит, что гробница может принадлежать не самому Мидасу, а его отцу Гордию.
Тем не менее на табличке к реконструкции лица, хранящейся в Музее Анатолийской цивилизации в Анкаре и выполненной по черепу из могилы Мидаса, написано, что она принадлежит царю Мидасу.
Источник: telegra.ph
«Легко ли быть чьим-то сокровищем?» — анонс нового романа Рейвен Келли «Блеск»
Первый роман цикла Кеннеди “Блеск” получил более 7000 отзывов на Amazon и более 40000 оценок на Goodreads.com. Чувственная, волшебная, а порой жестокая, эта история будет держать вас в напряжении до последней страницы. Узнайте вместе с главной героиней, каково золото на вкус на самом деле.
Тысячу лет назад на краю света правило Седьмое королевство. За Раскидистыми Соснами, за замерзшей горой Хайбелла, за Пустошью и даже за арктическим морем. Далеко, так далеко, что даже солнце и луна лишь слегка касались его горизонта. Так далеко, что плоская земля заканчивалась обрывом, ниже которого ничего не было. Седьмое королевство жило в вечной серости — без света, темноты и без границ.
В издательстве Freedom выходит долгожданный бестселлер Рейвен Кеннеди “Блеск”.
Серия романов американской писательницы Рейвен Кеннеди о пленнице короля Мидаса стала бестселлером и хитом продаж на сайте Amazon. Этот необычный цикл соединил в себе сразу несколько современных трендов: во-первых книга написана в популярном жанре дарк фэнтези, а, во-вторых, вдохновлена античным мифом о царе Мидасе. Пересказ классических сюжетов стал одним из излюбленных приемов современных авторов, и в цикле Кеннеди история Мидаса, царя, который все обращал в золото, становится ярким атмосферным фоном, на фоне которых тьма человеческих пороков кажется еще более зловещей.
Кеннеди создала вселенную, которая понравится всем поклонникам романов Лоры Талассы, Сары Маас и Дж. Арментроут. Это мир, который людям оставили фейри, властью в нем наделены лишь те, кто владеет магией. В замке Хайбелл живет необыкновенная пленница, золотая крепость служит ей и тюрьмой, и убежищем. Царь Мидас нашел ее в трущобах и превратил в свое сокровище, в чистое золото.
В обмен на тепло и безопасность она подарила ему свою любовь.
Золото. Золотые полы, золотые стены, золотая мебель, золотая одежда. В замке Хайбелл из золота все. Даже я.
Но так ли искренни чувства ее господина? Действительно ли он ценит свою птичку в золотой клетке? Когда на горизонте возникает призрак скорой войны, мир роскоши покрывается патиной. Мидас совершает жестокое предательство, он использует свою возлюбленную, свою Аурен как разменную монету. Чтобы сохранить себя, ей придется сломать прутья своей золотой тюрьмы и вырваться в полный опасностей и соблазнов мир.
Источник: www.ixbt.com
Реальный или мифологический персонаж Царь Мидас, все обращавший в золото
Имена двух правителей древности неразрывно связаны с огромными богатствами: Крез и Мидас. Истории о них больше похожи на детскую сказку, особенно миф о Мидасе: дар-проклятие, превращающее все, к чему прикасался мужчина, в золото. Однако в каждой сказке или легенде скрыто зерно истины. Существовал ли Мидас на самом деле и насколько он был богат – вопрос сложный, а ответ неожиданный.
Миф о Мидасе
Мидас, царь Фригии, знаком широкой публике не за особые заслуги или талант полководца, а благодаря мифам древности. Многие писатели прошлого говорили о нем, как о реально существующей фигуре, оставляя исследователям хлебные крошки то тут, то там. И лишь Овидию удалось собрать всю информацию воедино.
В книге Овидия представлено огромное разнообразие типов трансформации. Из человека в неодушевленный объект, созвездие или животное, из животного или растения в человека, трансформации пола, трансформации цвета
Овидий упоминал великого царя в «Метаморфозах». По его мнению, Мидасу удалось захватить Силена, наставника великого Диониса. Старый мудрец жил в чудесном саду, куда повезло проникнуть Мидасу. Царь решил пойти на хитрость и наполнил фонтан вином. Перед таким искушением наставник божественного виночерпия не смог устоять, и Мидасу удалось выкрасть захмелевшего Силена.
Есть еще один вариант легенды, где Дионис со свитой пировали, затем просто потеряли по дороге изрядно подвыпившего Силена, прикорнувшего под кустом. В любом случае, Мидас несколько дней держал у себя Силена, всячески задабривая старика, устраивая пиры в его честь. После этого правитель вернул Дионису наставника, потребовав в знак благодарности исполнение желания.
Расплата за жадность
Мидас попросил сделать так, чтобы все, к чему бы они ни прикоснулся, превращалось в золото. Не учел он только того, что древнегреческие боги были существами мстительными и изворотливыми. Дионис выполнил обещание, однако вскоре Мидас об этом пожалел.
Божественное наказание за гордыню было жестоким: даже люди превращались в золотые статуи от прикосновения Мидаса.
Сначала он радостно прикасался ко всему в своем дворце, смотря на то, как обычное дерево тут же становится золотом, как меняется мебель, и даже вода в чаше для омовения. Вся пища и напитки превращались в золото, стоило только им соприкоснуться с телом царя.
Мидас тут же кинулся Дионису в ноги, моля забрать дар обратно. Бог решил простить смертного, но заставил пройти ритуал очищения, искупавшись в истоке реки Пактол (рядом с горой Тмоло в Лидии). Мидас избавился от проклятия, но с тех пор в водах Пактола часто находили золотые самородки.
А был ли Мидас?
Легенда о царе Мидасе была связана с древней историей фригийцев. Именно они привезли с собой в Азию легенду о Силене. Он в их верованиях был кем-то вроде полубожественного духа природы, который входил в свиту бога Диониса.
Силен был воспитателем и спасителем маленького Диониса.
С другой стороны, байка о божественном даре, полученном Мидасом, который позволял ему превращать в злато все, к чему он прикасался, носила под собой материальное подтверждение. Фригийские цари и в самом деле были одними из богатейших правителей в те времена. Все территории фригийцев от Македонии и Фракии до некоторых областей Малой Азии были буквально пронизаны золотоносными жилами, которые располагались очень близко к поверхности. А в нескольких реках (например, в упомянутой Пактоле) намыть слитки можно было без малейшего труда.
Главный герой мифа, царь Мидас, был фигурой, которая действительно существовала и соответствует одному из первобытных монархов Фригии. Во времена его правления в конце VIII и начале VII веков до н. э. фригийцы достигли наибольшего развития. Эти даты подтверждаются восточными источниками, документирующими существование царя по имени Митта (Мита).
Прототип царя Мидаса
Во времена правления Митта фригийцы вели активную внешнюю политику, создавали союзы с соседями и старались завоевать земли Ассирии. Среди других действий Митта безуспешно пытался обосноваться в Киликии (на юго-восточном побережье Малой Азии), а затем по договоренности с монархами Армении поощрял народные восстания, вспыхнувшие в Каппадокии. Именно в это время королевство Мидаса достигло своего максимального расширения.
Название «Фригия» произошло от имени бригов или фригийцев — народа, переселившегося сюда с территории южных Балкан около 1200 года до н. э.
Вскоре враги так близко подобрались к границам королевства Мидаса, что пришлось идти на поклон ко вчерашним врагам. Царь решил поставить себя под защиту ассирийцев, так что между 710 и 709 годами до н. э. он подписал мирный договор и пообещал ежегодно платить дань ассирийскому царю.
Союз с греками и золотой трон для Дельфийского оракула
Древние греки тоже не смогли пройти мимо союза с таким богатым правителем, прекрасно понимая свою выгоду. И не прогадали: Геродот упоминал, что король сделал пожертвование в дельфийскую святыню, подарив им трон из чистого золота, который вскоре перекочевал в государственную сокровищницу.
Дельфийский оракул, где главным лицом была жрица (пифия), был одним из главных прорицателей в эллинском мире.
Во времена Геродота (середина V века до н. э.) трон все еще оставался в сокровищнице. Все источники указывали на то, что это было подношение ритуального толка, а не тонкий политический ход, дабы задобрить чиновников и политиков.
Конец царя Мидаса
Такой роскошный дар Дельфийскому оракулу подтверждает «добрососедские» отношения между Древней Грецией и Фригией. Кроме того, существуют и другие доказательства, например, тот факт, что Мидас вступил в брак с Демодис (или Гермодис, по другим версиям), дочерью царя Агамемнона. Правда, вполне вероятно, что это был исключительно политический союз, дабы отвести жадный взор фригийцев от границ родной Греции.
В Гордионе тоже были обнаружены курганы с богатыми захоронениями, предполагается, что принадлежали они детям Мидаса.
Источник: navote.ru