День был жаркий серебряные облака тяжелели ежечасно завыл запел

Борис Петрович был чрезвычайно доволен своим горбачем (так в доме называли Вадима). Горбач везде почти следовал за ним, на охоту, в поле, на пашню, — исполнял его малейшие желания, предугадывал их.

Одним словом, делал всё, чем мог приобрести доверенность, — и если ему удавалось, то неизъяснимая радость процветала на этом суровом лице, которое выражало все чувства, все, — кроме одного, любимого сокровища, хранимого на черный день. Если Борис Петрович хотел наказать кого-нибудь из слуг, то Вадим намекал ему всегда, что есть наказания, которые жесточе, и что вина гораздо больше, нежели Палицын воображал; — а когда недосказанный совет его был исполнен, то хитрый советник старался возбудить неудовольствие дворни, взглядом, движеньями помогал им осуждать господина; но никогда ничего не говорил такого, что? бы могло быть пересказано ко вреду его — к неудовольствию рабов или помещика. Он был враждебный Гений этого дома. Однажды, не знаю зачем, Палицын велел его позвать; искали горбача — не нашли. Так это и осталось.

«Мцыри» М. Ю. Лермонтов. Аудиокнига

День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно; и синие, покрытые туманом, уже показывались на дальнем небосклоне; на берегу реки была развалившаяся баня, врытая в гору и обсаженная высокими кустами кудрявой рябины; около нее валялись груды кирпичей, между коими вырастала высокая трава и желтые цветы на длинных стебельках. Тут сидел Вадим; один, облокотяся на свои колена и поддерживая голову обеими руками; он размышлял; тени рябиновых листьев рисовались на лице его непостоянными арабесками и придавали ему вид таинственный; золотой луч солнца, скользнув мимо соломенной крыши, упадал на его коленку, и Вадим, казалось, любовался воздушной пляской пылинок, которые кружились и подымались к солнцу. Вчера он открылся Ольге; — наконец он нашел ее, он встретился с сестрой, которую оставил в колыбели; наконец. о! чудна природа; далеко ли от брата до сестры? — а какое различие. эти ангельские черты, эта демонская наружность. Впрочем разве ангел и демон произошли не от одного начала.

Однако Вадим заметил в ней семейственную гордость, сходство с его душой, которое обещало ему много. обещало со временем и любовь ее. эта надежда была для него нечто новое; он хотел ею завладеть, он боялся расстаться с нею на одно мгновение. — и вот зачем он удалился в уединенное место, где плеск волны не мог развлечь думы его; он не знал, что есть цветы, которые чем более за ними ухаживают, тем менее отвечают стараниям садовника; он не знал, что, слишком привязавшись к мечте, мы теряем существенность; а в его существенности было одно мщение. Постепенно мысли его становились туманнее; и он полусонный лег на траву — и нечаянно взор его упал на лиловый колокольчик, над которым вились две бабочки, одна серая с черными крапинками, другая испещренная всеми красками радуги; как будто воздушный цветок или рубин с изумрудными крыльями, отделанный в золото и оживленный какою-нибудь волшебницей; оба мотылька старались сесть на лиловый колокольчик и мешали друг другу, и когда один был близко, то ветер относил его прочь; наконец разноцветный мотылек остался победителем; уселся и спрятался в лепестках; напрасно другой кружился над ним. он был принужден удалиться. У Вадима был прутик в руке; он ударил по цвету и убил счастливое насекомое. и с каким-то восторгом наблюдал его последний трепет.

Читайте также:
Мицеллярный комплекс сила серебра

И бог знает отчего в эту минуту он вспомнил свою молодость, и отца, и дом родной, и высокие качели, и пруд, обсаженный ветлами. всё, всё. и отец его представился его воображению, таков, каким он возвратился из Москвы, потеряв свое дело. и принужденный продать всё, что у него осталось, дабы заплатить стряпчим и суду. — И потом он видел его лежащего на жесткой постели в доме бедного соседа. казалось, слышал его тяжелое дыхание и слова: отомсти, сын мой, извергу. чтоб никто из его семьи не порадовался краденым куском. и вспомнил Вадим его похороны: необитый гроб, поставленный на телеге, качался при каждом толчке; он с образом шел вперед. дьячок и священник сзади; они пели дрожащим голосом. и прохожие снимали шляпы. вот стали опускать в могилу, канат заскрыпел, пыль взвилась.

Кровь кинулась Вадиму в голову, он шепотом повторил роковую клятву и обдумывал исполнение; он готов был ждать. он готов был всё выносить. но сестра! если. о! тогда и она поможет ему. и без трепета он принял эту мысль; он решился завлечь ее в свои замыслы, сделать ее орудием. решился погубить невинное сердце, которое больше чувствовало, нежели понимало. странно! он любил ее; — или не почитал ли он ненависть добродетелью. Вдруг над ним раздался свист арапника, и он почувствовал сильную боль во всей руке своей; — как тигр вскочил Вадим. перед ним стоял Борис Петрович и осыпал его ругательствами.

Кланяясь, слушал он и с покорным видом последовал за Палицыным в дом, где слуги встретили его с насмешливыми улыбками, которые говорили: пришел и твой черед.

С этих пор Вадим ни разу не забывал своей должности.

Источник: lermontovmikhaul.ru

Готовимся к экзаменам. тематические тесты по русскому языку

вступительная статья рассказывает о системе подготовки к итоговой аттестации. тематические тесты позволяют отработать трудные темы, включенные в экзамен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к экзаменам. тематические тесты по русскому языку»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Читайте также:
Водопад серебряные струи высота

БАБЕНКОВА Л.А.

Тематические тесты по русскому языку

Система подготовки к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку стр.3 Художественные средства стр.5 Н-НН в различных частях речи стр.8 Различай НЕ-НИ стр.10 НЕ слитно или раздельно стр.12

Пунктуация в осложненном предложении стр.13

Предложения с деепричастными оборотами стр.17

Ответы стр.19

Система подготовки учащихся

к промежуточной и итоговой аттестации.

В эпоху реформации школы роль учителя, несомненно, возрастает, поскольку требует от него не только передать знания ученику, но и активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащегося, готовить его к взрослой, самостоятельной жизни. При современном обучении школьнику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Всем известно, что русский язык – это предмет, который выносится на экзамены на протяжении всего школьного курса.

Процедура независимого оценивания учащихся введена в мою практику с 2000 года, когда все выпускники моего 9 класса приняли участие в независимом тестировании за курс основной школы. Тогда же были выявлены сильные и слабые стороны этого процесса. Сильной стороной я считаю то, что ученик, независимо от субъективного отношения к нему экзаменуемого, может проверить и объективно оценить свои знания. С другой же стороны, существует возможность того, что ученик, отмечая вариант ответа, просто случайно «попадает в цель», не зная сути вопроса.

В таком случае возникает ряд вопросов: что лучше – собеседование по билетам или оценивание по (+) и (-)? Как качественно подготовить учащихся к независимому экзамену?

Ни для кого не секрет, что не все учащиеся даже в 11 классе ответственно подходят к подготовке к ЕГЭ, а что говорить о семиклассниках, которым до получения аттестата еще далеко, а мотивация к учению еще слабая. Как нацелить учащихся на самостоятельную подготовку к экзаменам?

Систематически проводя мониторинг качества подготовки к независимому тестированию, я выявила, что у семиклассников западают некоторые темы, связанные с заучиванием теории вопроса, т.е. условий выбора орфограмм. К таким темам относятся: правописание Н-НН в различных частях речи, различение НЕ-НИ, слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи, построение предложений с деепричастными оборотами, пунктуация в осложненном предложении.

Проанализировав типичные ошибки учеников, я разработала комплекс упражнений для подготовки к тестированию по русскому языку, включив задания, в которых большинство семиклассников допускает ошибки. Кроме того, в подготовке к экзаменам мне помогает созданный ранее учебно-методический комплекс по ортологии. (мы берем раздел «Синтаксис простого предложения»).

Как известно, наши школьники не очень любят читать и сами добывать знания из книг. Но готовить к ЕГЭ надо. Поэтому я переориентировала свою работу на применение ИКТ при подготовке к экзаменам и разработала электронное приложение, которое позволяет учителю самому выбрать задания, необходимые его ученикам, и самому сделать электронный вариант по любой теме или разделу с учетом именно их уровня ЗУН.

Читайте также:
Серебро люди икс кто такой

Электронное пособие формирует аналитическую деятельность учащихся, самостоятельность при выполнении тестовых заданий. С данным пособием учащиеся имеют возможность работать не только на уроках, но и дома, и потому результаты высокие.

Поскольку я работаю со старшими классами практически каждый год, то мною накоплена хорошая методическая и дидактическая база именно по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, которую использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Индивидуальные и групповые консультации по русскому языку, работа по индивидуальным маршрутам по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, решение и составление олимпиадных заданий сильными учащимися – все это в комплексе помогает повысить качество обучения и подготовить учащихся к независимой аттестации в форме ЕГЭ.

Конечно же, начинать готовить к ЕГЭ в 11 классе и даже в 9 классе уже поздно. Лучше всего вести эту работу с 5 класса.

На первом этапе проводится диагностика остаточных знаний за курс начальной школы. На каждого ученика заводится диагностическая карта. Форма ее может быть любая: блокнот, таблица с перечнем тем, мониторинг контрольных работ. Затем следует выявить психические процессы, влияющие на усвоение учащимися получаемых знаний: внимание, память, мышление, темперамент.

А потом уже, исходя из этих данных, строить индивидуальную и групповую работу. Кроме того, следует учитывать умение учащихся работать самостоятельно. В этом мне помогают родители. Многие из них контролируют выполнение учащимися домашних заданий.

Когда подготовительный этап завершен, приступаю к следующему этапу. Это анализ работы учащимися и самооценка.

Учащиеся ставят задачу – улучшить результат.

Психологи утверждают, что если человек ставит перед собой задачу-минимум, то он и добьется минимума. А если задачи посложнее, то человек будет стремиться преодолеть трудности.

Естественно, на одних психологических наблюдениях подготовку к экзаменам не построишь. Здесь нужна еще и практическая подготовка по предмету.

Я не буду говорить о тех учащихся, которым достаточно объяснения на уроке и выполнения тренировочных упражнений дома. Остановлюсь на тех, кому необходима дополнительная помощь.

Как известно, не всегда ученик, зная теорию, может применить ее на практике. Поэтому необходим комплекс упражнений, способствующих развитию орфографической и пунктуационной зоркости.

Есть такая методика, которая называется «Орфография без правил» (автор Тоцкий). Суть ее сводится к механическому запоминанию правописания, т.е так называемому орфографическому проговариванию.

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Ученик запоминает условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Следующий этап (именно такого типа есть упражнения в учебном комплексе В.В. Бабайцевой) – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. Таким образом идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).

Для слабо успевающих хорошо использовать простое списывание с самопроверкой и проверкой родителями (в идеале!). Это тоже методика Тоцкого. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. На следующем этапе можно проводить словарные диктанты из учебника с последующей самопроверкой, а потом и диктанты-тексты. Все это в комплексе будет способствовать эффективной подготовке к экзаменам, а в конечном счете — развитию грамотности.

Читайте также:
Серебро порошковое что это

Уже в 5 классе можно проводить тестовую работу. Это позволит подготовить учащихся к ЕГЭ и ГИА и снять эмоциональное напряжение при сдаче таких экзаменов. В 5–6 классах можно создавать адаптированные для данного возраста тесты с учетом изученного материала, а можно (в зависимости от уровня ЗУН определенного класса) использовать сборники для подготовки к ЕГЭ, что я делю в 7 классах уже в ноябре-декабре. Кроме того, сейчас выпускается много тематических тестов для 5-9 классов к нашему учебно-методическому комплексу. Это облегчает подготовку учителя к уроку и помогает систематизировать знания учащихся и выявлять пробелы.

Такую работу можно проводить не только по орфографии, но и по пунктуации.

Все это способствует эффективной подготовке к промежуточной и итоговой аттестации.

В своей работе я применяю следующие технологии:

Во-первых, развивающие (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов, Л.В. Занков). Понравилась мне и технология саморазвивающего обучения К.Г. Селевко, и личностно ориентированное обучение И.С.

Якиманской.

Использую я и игровые технологии (сюжетные и ролевые игры в средних классах, деловые – в старших).

Во-вторых, нельзя на уроках русского языка обойтись и без проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения с использованием ОК (С.Н. Лысенкова), модульной технологии.

В-третьих, использую технологию проектирования, групповые технологии, информационно-коммуникативные.

Но больше всего в работе со слабыми учащимися, на мой взгляд, годится «орфография без правил» Тоцкого и теория поэтапного формирования умственных действий (Волович М.Б.). Эта теория больше рассчитана на обучение математике, но применима и к русскому языку.

Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будет в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно ориентированные, психосберегающие и здоровьесберегающие технологии и не будет мотивации к учению.

Источник: kopilkaurokov.ru

День был жаркий серебряные облака тяжелели ежечасно завыл запел

НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА

Панова Г. Изобразительно-выразительные средства языка. Тесты. IX класс

В течение двух лет я вела в IX классах элективный курс «Культура речи», где рассматривались вопросы изобразительно-выразительных средств нашего языка. Думаю, что отдельные задания можно использовать и на уроках русского языка, и при домашней подготовке к ЕГЭ. Предлагаю свои тесты на распознавание изобразительно-выразительных средств языка.

I. Найдите троп или стилистическую фигуру.
1. В каких предложениях использована антитеза?
A. Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.
Б. Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый.
B. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Г. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

2. В каких примерах использован параллелизм?
A. Ты вел мечи на пир обильный.
Б. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
B. Я любуюсь тобою: Твоими глазами, твоею улыбкой,
твоими речами.
Г. В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.

Читайте также:
В обменном пункте можно совершить одну из операций за 2 золотые монеты получить 3 серебряные

3. Выберите примеры, содержащие эпифору.
A. Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.
Б. Степям и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
B. Голова представляла собой точную копию яйца.
Лысой она была тоже, как яйцо.
Г. Приветствую тебя, пустынный уголок.

4. В каких предложениях использована инверсия?
A. Полночь сошла, непроглядная темень.
Б. Тучки грозовые по небу плывут.
B. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
Г. Изумительная весна наступила.

5. В каких предложениях использована анафора?
A. Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
Б. Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди.
B. Мне бы только видеть тебя,
Мне бы только слышать твой голос.
Г. Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.

6. В каких предложениях использована градация?
A. Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьется ввысь.
Б. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка
опрокидывается.
B. Берег быстро темнел, становился голубым, синим,
лиловым.
Г. Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.

7. Отметьте примеры, содержащие метафору.
A. У меня в душе ни одного седого волоса.
Б. Ты вел мечи на пир обильный.
B. Как чайка, парус там белеет в вышине.
Г. Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

8. Отметьте примеры, содержащие олицетворение.
A. Улыбнулись сонные березки.
Б. Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.
B. И дряхл, и сед закат осенний.
Г. Плачет дождь, воет вьюга.

9. Отметьте примеры, содержащие метонимию.
A. Чашка из серебра.
Б. Золото и серебро на столе.
B. Это старинное серебро.
Г. Цепочка из серебра.

10. Отметьте примеры, содержащие эпитет.
A. Золотое изделие.
Б. Золотой характер.
B. Золотые руки.
Г. Золотые годы.

11. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.
A. Студент нынче пошел не тот.
Б. Часок! Я сейчас освобожусь.
B. И раб судьбу благословил.
Г. В сумерки луга похожи на море.

12. Отметьте примеры, содержащие сравнение.
A. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Б. Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених.
B. Как чайка, парус там белеет в вышине.
Г. Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

13. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.
A. Напугал до смерти!
Б. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
B. Василий принес тысячу извинений.
Г. Тысячи людей в мире голодают.

14. Отметьте примеры, содержащие литоту.
A. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем.
Б. Стоит избушка на курьих ножках.
B. От горшка два вершка.
Г. Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.

Источник: www.den-za-dnem.ru

Рейтинг
Загрузка ...