Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.
Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.
Алексей Глызин «Зимний сад» («Песня-года 1989»)
Дровни — это сани, на которых возили дрова. Бразды — колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка — крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, «капюшон», это прообраз современного кабриолета.
Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке — сидении для кучера впереди повозки.
Тулуп — шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком — поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик — маленький слуга в барском доме. Салазки — наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке «Репка»?)
Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме. » и открывающие собой пятую главу поэмы:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Вот потому радуются все — ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.
Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес.
Багровое желание, что это?|Genshin Impact|Лайфхак для Драконьего хребта
Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.
Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу — для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается.
Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.
В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова «Не в духе» (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав — полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):
«- «Зима. Крестьянин, торжествуя. — монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. — Крестьянин, торжествуя. обновляет путь. «
— «Торжествуя. «» — размышляет невольно слушающий пристав. — «Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил.
— «Его лошадка, снег почуя. снег почуя, плетется рысью как-нибудь. «» — слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:
«- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча — кляча и есть.
— «Вот бегает дворовый мальчик. дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. «
— Стало быть, наелся, коли бегает да балуется. А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол.
— «Ему и больно и смешно, а мать грозит. а мать грозит ему в окно. «
— Грози, грози. Лень во двор выйти да наказать. Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить. А то, гляди, выйдет из него пьяница.
Кто это сочинил?» — в конце концов не выдерживает Прачкин.
— Пушкин? Гм. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут — и сами не понимают! Лишь бы написать!»
Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям — младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: «Пушкин — это наше все».
Источник: www.7ya.ru
А.С. Пушкин. Стихи, с. 27-28
Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017
Ответы к стр. 27 — 28
3. О чём говорит поэт? Напиши кратко.
Деревья в зимнем серебре — деревья стоят в инее .
Зимы блистательный ковёр — земля покрыта снегом .
4. Вспомни, как называется этот поэтический приём. Запиши термин, соответствующий определению
Метафора — слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе аналогии, сходства.
5. Как ты понимаешь эти пословицы о зиме? Объясни.
В зимний холод всякий молод.
Во время холода, чтобы не замёрзнуть люди начинают активно двигаться .
Зима без трёх подзимков не становится.
Зима проходит свои стадии: заморозки, первый снег, морозы.
Зимой дороги не уравняешь — метель своё возьмёт.
Как не расчищай зимой дороги, метель всё заметёт .
7. Узнай новый термин. Постарайся его запомнить.
Антитеза — приём, состоящий в сопоставлении резко различных описаний, слов или словосочетаний с противоположным значением. Например, в названиях таких произведений: «Война и мир», «Преступление и наказание».
8. В стихотворении «Зимнее утро» есть антитеза: резкая смена настроения, противопоставление в описании природы. Как ты думаешь, почему поэт использует этот приём?
Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придаёт особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. Таким образом, природа в этом произведении созвучна настроению человека, испытывающего удивительное чувство радости и полноты жизни.
Источник: volzsky-klass.ru
В тот год осенняя погода… • cтихотворение и анализ
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Иллюстрация Л. Белюкина
Словами «В тот год осенняя погода…» начинается первая строфа пятой главы романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.
По сюжету произведения Евгений уже получил письмо Татьяны, и в своем ответе прямо заявил, что отвергает ее, так как не питает к ней никаких чувств. Однако, безответная любовь еще сильнее укрепилась в сердце девушки. Это лирическое отступление, которое предваряет знаменитый святочный сон Татьяны, можно назвать бессюжетным описанием природы.
В тот год осень долго не хотела сдавать свои права. Пушкин пишет, что вся природа ждала наступления зимы. Он дважды повторяет слово «ждала», чтобы усилить ощущение этого нетерпения. Природа словно истомилась под гнетом угрюмой осени, но «снег выпал только в январе». Поэт описывает это событие, как нечто важное и долгожданное, поэтому календарная точность «на третье в ночь…» здесь вполне уместна.
Раннее пробуждение героини, увидевшей в окно преображенную землю, как бы свидетельствует о конце кризиса, как в природе, так и в ее душе. Побелевший двор, куртина (клумба), кровля, забор – все покрыто зимним узором. На стекле мороз своей кистью нарисовал затейливые картины. Все говорит о том, что зима, как полноправная хозяйка, наконец-то, вошла в свои владения.
История создания
Стихотворение было написано в процессе работы над пятой главой «Евгения Онегина», в 1826 году. Двадцатисемилетний поэт проводил в Михайловском последние месяцы ссылки. Осенью этого же года он будет вызван императором для выяснения всех разногласий. Встреча пройдет успешно, и собеседники расстанутся на волне взаимного понимания.
Вскоре Пушкин станет членом редакции нового журнала «Московский вестник». Но все это случится позже, а пока поэт пишет пятую главу, которую посвятит своему другу, критику П.А. Плетневу. Опубликована она будет в 1828 году.