Девушка с жемчужной сережкой чья картина

Почему картина Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» более 200 лет ждала признания искусствоведов и коллекционеров

За 43 года жизни голландский художник Ян Вермеер написал около 40 полотен. Он покинул этот мир в нищете и забвении, оставив на руках вдовы одиннадцать детей. В 1881 году его знаменитое полотно «Девушка с жемчужной серёжкой» ушло с молотка за 2,3 гульдена (около 30 долл.), а сейчас эту картину сравнивают с «Джокондой» да Винчи. Из-за простоты и лаконичности композиции, отсутствия лишних деталей героиню полотна часто называют северной Моной Лизой. А Вермеера лишь спустя три столетия признали выдающимся художником эпохи барокко.

Почему нам так мало известно о Яне Вермеере?

«Молочница» (1658). / «Концерт» (1664).

«Молочница» (1658). / «Концерт» (1664).

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» отзыв Анатолия о копии картины

Современные искусствоведы ставят Яна (Йоханнеса) Вермеера в один ряд с такими великими голландскими художниками, как Рембрандт, Гойен, Блумарт. Более 200 лет его картины не представляли интереса и приписывались другим художникам. Только в 1860-х гг. немецкий критик Густав Вааген открыл миру Яна Вермеера.

О личности Вермеера известно крайне мало. Что говорить, если даже точная дата его рождения до сих пор остаётся неизвестной. Его возраст принято считать от даты крещения — 31 октября 1632 года. Ян родился в семье ткача, который в 1630-х занимался перекупкой произведений искусства. Скорее всего, именно наблюдая за работой отца, мальчик развил в себе художественное чутьё.

В 1652 году Рейньер Вермеер умер, оставив семью без гроша в кармане: все его сбережения ушли на погашение долгов. В 1653 году Ян Вермеер взял в спутницы жизни Катарину Борнс. Чтобы связать себя узами брака с любимой, протестанту Яну пришлось принять католицизм.

Ян Вермеер «Вид Делфта» (1661)/ «Вид Делфта» (1661).

Ян Вермеер «Вид Делфта» (1661)/ «Вид Делфта» (1661).

В Делфте он обзавёлся постоянными клиентами. Его работы покупали местные меценаты — Хендрик ван Буйтен, Питер ван Рейвен и другие. Остаётся под вопросом, делал ли он картины специально на заказ или продавал уже готовые работы? Ведь в отличие от других мастеров того времени, Вермеер писал всего два полотна в год.

По всей видимости, за свои работы он получал немалые гонорары, раз мог прокормить семью из тринадцати человек. Также бытует мнение о том, что основным занятием Вермеера была вовсе не живопись. На тот момент его имя уже знали в Гааге, Антверпене, Амстердаме и других городах, но оно звучало не так часто, как имена художников, которые дни и ночи напролёт трудились у мольберта.

В 1672 году началась Голландская война. Искусство отошло на второй план, и Вермеер оказался не у дел. Финансовое положение семьи значительно ухудшилось. В декабре 1675 года художник скончался от сердечного приступа.

Художник использовал для этой картины ядовитые краски😮 «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера✨

Нидерландский художник Ян Вермеер

Леонард Браммет (1906–1994) и Герард Терборк (1617—1681).

Леонард Браммет (1906–1994) и Герард Терборк (1617—1681).

Читайте также:
Группа серьга а что мне надо да просто свет в оконце

Доподлинно неизвестно, чьим учеником был Вермеер. Его современники говорят, что художник тесно общался с Леонардом Брамметом и Герардом Терборком. Возможно, один из них и был учителем юного живописца. Кроме того, во многом повлиял на творчество Вермеера Карел Фабрициус, автор знаменитого «Щегла». В 1653 году Ян Вермеер становится учеником гильдии художников Делфта.

«Щегол» — картина голландского художника Карела Фабрициуса, написанная в 1654 году.

«Щегол» — картина голландского художника Карела Фабрициуса, написанная в 1654 году.

В его ранних работах можно найти следы влияния утрехтских караваджистов. А вот уже в более поздние годы Вермеер поэтизировал быт, который в его представлении имел женский облик. Стоит отметить, что в отличие от других художников, которые рисовали с натуры, практически все сюжеты и композиции картин Вермеера вымышлены.

Позы главных героинь, их жесты и мимика свидетельствуют о скрупулёзных наблюдениях Вермеера за людьми. На его картинах чаще всего одна-две фигуры занимаются мирскими делами. Они то читают письма, то дремлют, то музицируют или занимаются шитьём.

Чем «Девушка с жемчужной серёжкой» покорила мир искусства

«Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665).

«Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665).

Её взгляд смотрит словно сквозь столетия. Голова девушки немного наклонена в сторону. Серо-голубые глаза искрятся, а влажные розовые губы слегка приоткрыты, но при этом её облик воплощает спокойствие и смиренность. Её голова закутана в жёлто-синий тюрбан. Весь её образ скромный и невинный.

Лишь крупная жемчужная серьга в правом ухе разбавляет аскетичный вид героини. Украшение настолько велико, что больше напоминает имитацию из стекла. Удивительно, но главный элемент картины был нарисован всего с помощью двух мазков белил.

На сегодняшний день это самая знаменитая работа Яна Вермеера. Портретом её никак не назовёшь, скорее изображение типажа. В подтверждение этому можно отметить отсутствие каких-либо отличительных черт главной героини.

Вермеер концентрирует наше внимание на игре света, аксессуарах, мягких линиях и выразительном взгляде. Работая в технике сфумато, Вермеер специально оставляет некоторые детали без особого внимания. Например, одежду он изображает практически схематично. Но вместе с тем художник показывает текстуры тканей, а в изображении экзотического тюрбана он использует и вовсе драгоценный пигмент ультрамарин. Голова девушки смоделирована так досконально, что напоминает фотографичную работу.

«Девушка с жемчужной серёжкой» (нидерл. Het meisje met de parel) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера.

«Девушка с жемчужной серёжкой» (нидерл. Het meisje met de parel) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера.

Особую роль в своих картинах Вермеер отводил свету. И эта картина не является исключением. Зритель видит мягкий рассеянный свет, падающий на выступающие части лица девушки. Блеск в глазах, влажное мерцание на губах и отражение света в украшении – во всём этом и был Вермеер.

Долгое время полотно оставалось без внимания. В 1881 году картина была выставлена на продажу на аукционе в Гааге. Ею заинтересовался коллекционер Виктор де Стюрс, который уговорил своего товарища Арнольдуса де Томба приобрести ещё не признанный шедевр за потешную сумму. После смерти Стюрса «Девушку. » передали в Королевский музей Маурицхёйс, Гаага.

Кто же она — девушка с картины?

Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» (2003). В главных ролях: Скарлетт Йохансон и Колин Фёрт.

Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» (2003). В главных ролях: Скарлетт Йохансон и Колин Фёрт.

По некоторым данным девушка, с которой Вермеер списывал героиню картины, была его любовницей. Однако биографы художника сильно сомневаются в этом. По словам современников, Вермеер любил свою жену и 15 детей (четверо из которых умерли во младенчестве). Ради неё он принял другую веру. Именно она стала его музой и была натурщицей для многих его полотен.

Конечно, существует версия о том, что девушка с картины — это и есть жена Вермеера. Однако разница в возрасте на тот момент была слишком большой. Некоторые говорят, что это была его старшая дочь Мэри в возрасте 12 или 13 лет. Однако доказательств этому нет.

Читайте также:
Серьги оберег лунница значение

По всей видимости, в картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеер изобразил свою жену Катарину.

По всей видимости, в картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеер изобразил свою жену Катарину.

Ещё одна теория предполагает, что девушка была обыкновенной служанкой. Однако, учитывая обычаи голландского общества XVII века, это маловероятно. Хозяева и слуги держались на расстоянии друг от друга. Так что трудно представить себе служанку, позирующую художнику. Впрочем, от Вермеера можно было ожидать всё что угодно.

Таким образом, по сей день неясно, кто именно изображён на портрете. «Девушка с жемчужной серёжкой» рьяно хранит секрет своего имени. Исходя из личности Вермеера и его нелюбви к референсам, можно вполне предположить, что завораживающий образ — это всего лишь очередной плод фантазии художника.

Жемчужная серёжка или нет?

Жемчужная серьга в разных полотнах Вермеера.

Жемчужная серьга в разных полотнах Вермеера.

Искусствоведы давно обратили внимание на эту жемчужную серьгу. Как для реально существующей она кажется уж слишком большой. В XVII веке подобные изделия были чрезвычайной редкостью. Да и владели ими лишь состоятельные люди, а Вермеер явно не был одним из них.

В 2014 году художник Винсент Ике предположил, что жемчужная серёжка сделана вовсе не из жемчуга. По его мнению, материалом для украшения послужило серебро или полированное олово. Хотя, опять же, благодаря своей буйной фантазии Вермеер мог создать не только девушку, но и саму жемчужную серёжку. Стоит отметить, что подобная серьга появляется ещё на восьми полотнах живописца, включая «Девушку с жемчужным ожерельем».

Как «Девушка с жемчужиной» едва не лишила жизни Хана Мегерена

Великий фальсификатор - Хан Антониус Ван Мегерен.

Великий фальсификатор — Хан Антониус Ван Мегерен.

Вермеер прожил короткую жизнь и не оставил после себя ни учеников, ни последователей. Однако спустя века стали появляться всевозможные подделки на работы Вермеера. Наиболее известным аферистом, выдававшим свои работы за полотна Вермеера, был нидерландский портретист Хан ван Мегерен.

В 1940-е гг. Мегерену удалось обменять у одного из лидеров гитлеровской Германии свою подделку на 137 полотен из частной коллекции. За это художника обвинили в коллаборационизме и приговорили к смертной казни. Мошеннику пришлось полностью признать вину, чтобы избежать страшного наказания. В итоге Мегерен был приговорён к одному году тюремного заключения, где, как и Вермеер, умер от сердечного приступа.

«Кружевница» (1670). / «Бокал вина» (1658-1660).

«Кружевница» (1670). / «Бокал вина» (1658-1660).

Подделки в искусстве не были чем-то новым для того периода. А вот сумма ущерба в размере 30 млн долл. по курсу на 1967 год — действительно существенная. Какими бы профессионалами не были искусствоведы, даже они могут попасть впросак.

Комментарии:

18 апреля ’2022 09:48

Источник: www.neizvestniy-geniy.ru

«Девушка с жемчужной серёжкой» – загадки полотна

Портрет – сложнейший жанр живописи, ведь мастер должен рассказать целую историю о настроении, быте и жизни модели. Но когда ему это удаётся, результат просто поражает! Наша статья познакомит Вас с таким уникальным шедевром.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой»: история создания

Вермеера Делфтского, или Яна Вермеера (1632-1675) заслуженно причисляют к лучшим нидерландским художникам XVII ст., даже несмотря на то, что до наших дней дошли всего 34 его произведения, и сведений о них сохранилось очень мало.

Оригинал картины «Девушка с жемчужной серёжкой» - оригинал
Оригинал картины Вермеера
Холст, масло. 44,5 × 39 см

Миниатюрный (44,5*39 см) портрет юной красавицы с крупной серьгой в левом ухе написан в 1663-1667 г. Установить точную дату не удалось – шедевр впервые упоминается в реестре 1676 г., составленном после смерти мастера. Полотно относят к стилю «трони» – изображениям по плечи или по пояс, для которых натурщики позировали в странных костюмах или корчили рожи. И впрямь, наряд девушки довольно необычен – в ту эпоху голландка никак не могла надеть лазурно-жёлтый турецкий тюрбан или огромные драгоценности.

Читайте также:
Серьги по типу гвоздиков 6 букв ответ сканворд

А вот личность модели так и осталась тайной. Есть версии, что ею была супруга живописца Катарина Болнес, его старшая дочь Мария либо её подружка Магдалена, 13-летняя наследница мецената Питера ван Рюйвена. А согласно книге британской романистки Т. Шевалье и снятому по ней фильму, великий художник вдохновлялся своей горничной Грид.

Однако до XIX ст. картина пребывала в забвении. В 1881 г., когда филантроп А. А. дес Томбе (1816-1902) приобрёл её на аукционе в Гааге, он заплатил менее 3 гульденов (около 27 $) – в таком ужасающем состоянии находилось полотно. Повреждения частично устранили уже в начале ХХ ст., когда шедевр перешёл в собственность королевского музея Маурицхёйс (Гаага, Нидерланды).

В 1915 г. портрет очистили и заново покрыли лаком. В 1960 г. осыпающуюся с холста краску закрепили смесью воска и смолы. А в 1994 г. полотно подвергли генеральной реставрации, что длилась дольше года. Её проводили прямо в музейном зале, оборудовав там отдельный бокс.

Девушка с жемчужной серёжкой

Сейчас это произведение Яна Вермеера – чрезвычайно популярный экспонат. В 1995-1996 гг., когда шедевр демонстрировали в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (США), им любовалось более 330 тыс. зрителей.

Кстати, своё современное название картина «Девушка с жемчужной серёжкой» («Girl with a Pearl Earring», или, на языке автора, «Het meisje met de parel») получила именно перед той поездкой. Раньше она значилась в каталогах как «Трони в турецком стиле», «Лицо девушки» либо «Девушка в тюрбане». Также портрет побывал в Париже (заслужив там титул «Северной Джоконды»), Лондоне, Риме, Делфте и Амстердаме. А музей Маурицхёйс ежегодно принимает до 2,2 млн. посетителей!

Граффити Бэнкси «Девушка с жемчужной серёжкой»

Полотно растиражировано и в массовой культуре. Оно фигурирует даже в юмористических мультсериалах «Симпсоны» и «Южный парк». В 2014 г. на стене портового строения в Бристоле (Англия) появилась граффити-пародия на шедевр, выполненная эпатажным Бэнкси – он назвал её «Девушка с пирсингом барабанной перепонки». А живописцы-постмодернисты изготавливают копии рисунка из самых неожиданных материалов – от полимерной пластмассы до пыльцы на крылышках мотылька!

Секреты художника – неординарный талант или новаторская техника?

«Девушка с жемчужной серёжкой» - картина из янтаря
«Девушка с жемчужной серёжкой»
картина из янтаря

Учёные давно спорят о том, как работал Ян Вермеер. Картины гения отличаются почти фотографической реалистичностью. Поэтому изобретатель из Техаса Тим Дженисон заявил, что нидерландский мастер использовал камера-обскура (от латинского слова «camera obscūra» – «тёмная комната») – светонепроницаемый ящик с зеркалами и отверстием в одной из стенок, формирующий оптические проекции. Сфокусированные лучи падали на экран, и живописец повторял изображение с помощью красок.

Правдива ли такая гипотеза? По мнению исследователей, художник действительно применял подобные инструменты – об этом свидетельствует контраст затенённых и светлых областей на лице модели, а также мягкие, закруглённые границы между ними. Похожие эффекты заметны и в одежде: синяя полоса в головном уборе написана лишь двумя оттенками, а остальной наряд вышел абстрактным и размытым – непонятно даже, рубашка это, платье или кафтан.

Впрочем, открытие не умаляет ценности шедевра. Цветущая молодость натурщицы, изящный поворот её головы, пытливый взгляд, устремлённый прямо на зрителя и губы, с которых будто бы слетает оклик – вот чем очаровывает картина «Девушка с жемчужной серёжкой». Художник создал чрезвычайно яркий и запоминающийся образ, и не важно, как именно.

Читайте также:
Серьга на одно ухо длинная Золотая

Анализ картины Яна Вермеера

Ткань, пигменты и пыль – из чего состоит шедевр?

В 2018 г. в галерее Маурицхёйс стартовал проект «Девушка в центре внимания» («Girl in the Spotlight»). В течение двух недель шедевр сканировали, просвечивали рентгеновскими, инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами, помещали под масс-спектрометры, электронные микроскопы и газовые хроматографы. Что же показали эксперименты?

Прежде всего, мастер очень требовательно подбирал материалы. В Антверпене он закупал прочные льняные холсты тонкого плетения (до 14,66 горизонтальных и 14,5 вертикальных нитей на см2). Краски художник готовил самостоятельно, на основе растительного масла, нагретого до 300̊С. Эта субстанция была густой, глянцевитой и позволяла писать как пастозно (плотными, непросвечивающими слоями), так и точечными мазками.

Картина Вермеера

Довольно дороги и пигменты, которыми пользовался Ян Вермеер. Произведения гения переливаются оранжево-алыми тонами киновари (химического соединения на базе ртути и сероводородной кислоты), насыщенным багрянцем кармина (эту вытяжку из насекомых, питающихся кактусами-опунциями, ввозили из Мексики), чистым сиянием свинцовых белил из восточной Германии и глубокой синевой ультрамарина – сырьём для него служил растолчённый лазурит, поставляемый из Средней Азии.

К сожалению, не все материалы выдержали испытание временем. Так, фон картины, который из-за фотостарения и грязи кажется однородно тёмным, на самом деле является комбинацией угольно-чёрной подложки с полупрозрачной индиговой и резедовой (лимонной) глазурью. Светлые участки сильно пожелтели. Годы не пощадили ни подпись «IVMeer» в левом углу сверху, ни мелкие элементы рисунка – например, волоски бровей и ресниц натурщицы.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой»

Чем украшена «Девушка с жемчужной серёжкой»?

Ян Вермеер очень внимательно относился к своим работам – говорили, что он мог годами искать нужный реквизит. Несомненно, живописец знал, как выглядит жемчуг, и хорошо умел изображать его рассеянное мягкое мерцание. Но серьга на портрете блестит слишком ярко – она скорее похожа на изделие из металла, стекла или фарфора, даже если учесть, что один из бликов был лишь кусочком краски, упавшим с другого фрагмента.

В галерее Маурицхёйс уверены, что подобный эффект, как и замысловатая одежда натурщицы, был намеренным. Так мастер указывает, что запечатлённый им образ – игра фантазии, иллюзия, возникшая благодаря силе искусства.

Популярные товары Популярные товары Популярные товары

Источник: ukrburshtyn.com

Девушка с жемчужной сережкой: рождение легенды

Многие известные полотна обрастают со временем легендами. Легенды прилепляются намертво и тащатся, подобно павлиньим хвостам, за картинами на протяжении десятилетий. Легенды создают новые истории и имена, романтический флер пополам с драматическим ореолом, добавляют изюминку, и, конечно, увеличивают стоимость произведения искусства. Все любят легенды, но особенно журналисты, писатели и киношники. И совершенно не важно, если реальные исторические события выглядели немного… по-другому.

«Сводница», Ян Вермеер, 1675 г. Считается, что персонаж слева- автопортрет мастера

В 2003 году по роману американской писательницы Трейси Шевалье английский режиссер Питер Вэббер снял замечательный, во многих отношениях фильм «Девушка с жемчужной сережкой», посвященный истории создания одной из самых известных картин голландского художника 17 века Яна Вермеера. Замечательный, в первую очередь, прекрасной актрисой Скарлет Йохансон. А также тем фактом, насколько события в фильме далеки от известной на сегодняшний день исторической реальности.

По сюжету фильма, художник, обремененный нелюбимой, алчной и недалекой супругой, которая заставляет его работать на вульгарный денежный мешок, влюбляется в тонко чувствующую цвет служанку. И рисует ее портрет в жемчужных сережках, тайком изъятых у жены.

«Девушка с жемчужной сережкой», Ян Вермеер, 1665г.

фото http://commons.wikimedia.org

На самом деле, история в чистом виде вранье. Во-первых, предполагают, что Вермеер жил в довольно счастливом браке: женился по собственному желанию, против воли родителей и даже поменяв для осуществления этого брака вероисповедание: его жена католичка, Вермеер же был рожден в протестантской семье. Жену Катерину он рисовал часто и с видимой нежностью, детей в семье было нетипично много даже для того времени – 17. А в последние годы жизни художника, когда положение семьи заметно ухудшилось, жена демонстрировала преданность супругу, взяв на себя бытовые и финансовые хлопоты, ходатайствовала о списании долгов.

Читайте также:
Надо ли снимать серьги на кт грудной клетки

«Молодая женщина, примеряющая жемчужное ожерелье», Ян Вермеер, 1664-1665 г.
Эту работу Катарина, жена Вермеера, держала в своей спальне, и до последнего не хотела продавать после его смерти. Поэтому считается, что на картине — именно она.

Во-вторых – и это еще одно довольно грубое толкование исторических событий – в годы написания знаменитой картины, Вермеер не имел никаких денежных затруднений и был довольно состоятельным человеком. У художника было несколько покровителей, которые покупали его картины с завидным постоянством: коллекция одного из них составляла почти два десятка работ мастера, из 45 существующих (Вермеер писал очень медленно и умер в возрасте 43 лет, так что наследие его оказалось не слишком велико). Кроме доходов от продажи полотен, Ян Вермеер занимал должность декана гильдии художников Делфта (что говорит об уважении коллег по цеху и социальном статусе). Скорее всего, он также занимался продажей предметов искусства, как это было принято в среде голландских художников того времени. Но что совершенно точно известно, Вермеер был признанным экспертом в вопросах искусства – в 1672 году он был приглашен в Гаагу для оценки подлинности коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I. В результате проведенного исследования, художник в присутствии нотариуса опроверг подлинность картин и подверг сомнению целесообразность уплаты за нее такой крупной суммы.

фото http://commons.wikimedia.org

Третье, и, пожалуй, самое вольное разночтение в интерпретации реальных событий, касается личности самой модели. По одной из наиболее распространенных версий, «Девушка с жемчужной сережкой» — это портрет 13-летней дочери художника, Марии. По другой – моделью стала дочь одного из меценатов и покровителей художника, примерно того же возраста. И никаких намеков на любовную историю.
Впрочем, живой интерес к этой картине вполне объясним. Необычный портрет, который еще иногда называют «голландской Моной Лизой», полон загадок: поза, в которой художник запечатлел девушку, редкий поворот головы в сторону зрителя, и, особенно, взгляд — полный неясного, но живого и сильного чувства — создают очень тонкий образ, который непреодолимо хочется разгадать.

«Портрет молодой девушки», Ян Вермеер, 1666-1667 г.

И напоследок, гораздо менее известная пара к портрету «Девушки с жемчужной сережкой»: «Портрет молодой девушки», написанный между 1666 и 1667 годами. Здесь мы видим все те же жемчужные серёжки, тот же тюрбан на голове, тот же не типичный для художника пустой темный фон.

И точно так же загадочной остается личность двушки — достоверной информации на счет того, кто стал моделью для портрета нет. Единственное отличие — не соответствие черт лица модели признаным канонам красоты. При этом- все та же доверчивая просветленность во взгляде, что и у ее «красивой» пары. Возможно обе работы написаны с использованием камеры-обскуры: считается что художник был одним из первых, кто начал применять этот предшественник фотокамеры для создания изображения на бумаге. С помощью линз в нем можно было увеличить яркость и резкость изображения, и увидеть как оно будет выглядеть на плоскости (считается что в это секрет такой высокой контрастности и четкости на картинах Вермеера).

Источник: izobragarium.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...