Картины художника Яна Вермеера считают вершиной голландской живописи XVII века. Являясь приспешником реализма, он писал в бытовом жанре. Изображал жизнь разных сословий — настоящую, без прикрас, такой, какой мастер ее видел. Герои запечатлены за повседневными делами: игрой на музыкальных инструментах, изготовлением кружева, чтением писем, наливанием молока, разговорами.
Вермеер прожил 43 года. Несмотря на то, что он был уважаемым человеком, его работы не были известны повсеместно, а до нашего времени дошло всего 34.
«Девушка с жемчужной сережкой» — самая знаменитая и в то же время — самая таинственная. Кто изображен на картине, доподлинно не известно: жена художника, его дочь, служанка, любовница. Может, героиня и вовсе вымышлена? Но я думаю: неважно, кто она. Ведь это — само очарование.
Голландская Мона Лиза
«Девушка с жемчужной сережкой» — не просто традиционный портрет. Художник уловил короткий миг, когда незнакомка повернулась в сторону человека, которого только что заметила.
Девушка с жемчужной серёжкой (Ян Вермеер): описание и тайны картины
С какой стороны я ни смотрю на картину, кажется, что героиня смотрит мне прямо в глаза. Ее губы приоткрыты, по краям — два крошечных белых блика, которые подчеркивают живость взгляда. Изюминка всего полотна — жемчужная сережка. Она выделяется на темном фоне и перекликается с бликами на губах и глазах.
Девушка одета в простой однотонный жакет, из-под которого виднеется ослепительно-белый воротник. Он добавляет света в картину и подчеркивает свежесть взгляда.
На голове — нетипичный для того времени головной убор, экзотический тюрбан голубого цвета. Именно он наводит на мысль, что изображенная на холсте — таинственная девушка, пришедшая из снов или сказок. Светлые тона головного убора намекают на нежность и кротость героини. Вертикальные складки пиджака визуально вытягивают ее, делают еще более хрупкой, а также подчеркивают овал лица.
В отличие от остальных работ художника, на этой нет ничего лишнего. На других полотнах героев окружают тщательно прорисованные детали: предметы быта и интерьера.
Девушка с жемчужной сережкой стоит на однотонном фоне. Мне нравится смотреть на нее, ведь ничто не отвлекает от главного — открытого и чувственного взгляда. Темный фон усиливает трехмерный эффект — незнакомка кажется живой, она вот-вот сойдет с холста. За удивительную простоту, красоту и нежность ее заслуженно прозвали голландской Моной Лизой.
Споры вокруг сережки на картине
Жемчужные украшения лейтмотивом проходят через творчество Вермеера. На картинах «Женщина с лютней», «Женщина в красной шляпе», «Дама, пишущая письмо» и некоторых других уши девушек венчают такие же серьги.
Однако внимательные зрители отмечают, что они неправдоподобны — слишком велики по размеру. Большие жемчужины были редкостью, и могли встречаться только у самых богатых людей. А белый блик в центре картины не мог так ярко отражаться на перламутровой поверхности.
Считают, что серьги были сделаны из итальянского стекла, серебра или олова. Но по моему мнению, художник намеренно гиперболизировал украшение, чтобы подчеркнуть женственность модели, ее красоту и изящество.
Скорее всего, автору было интересно само впечатление от увиденного, нежели точность передачи и правдоподобие. Поэтому я и люблю голландскую живопись XVII века, именуемую золотым веком голландской живописи: на полотнах изображено не то, чем кажется.
История картины «Девушка с жемчужной сережкой»
Картина была написана в 1665 году, и более двух столетий пролежала в забытьи. В 1881 году голландский коллекционер А. А. дес Томбе приобрел ее на аукционе. Стоила она ему 2 гульдена и 30 центов. Я перевела сумму на современные деньги — получилось примерно 30 евро или 2,5 тысячи рублей. Гроши для мирового шедевра, не правда ли?
Полотно было в плохом состоянии, почти уничтоженное, и его реставрировали в 1882 году. В 1902 году владелец умер, и по его завещанию картина перешла музею Маурицхёйс в Гааге. В 1994 изображение реставрировали заново.
Долго время картина оставалась не только неизвестной, но и безымянной. Автор, в соответствии с традициями, не дал ей имени. Человек, который делал опись имущества в доме художника, обозначил полотно как «Трони в турецком стиле». С голландского это слово переводится как «лицо», «голова» и обозначает портрет, на котором изображен человек по пояс или по плечи, с необычным выражением лица или костюмом. Трони с анонимными моделями были популярны в Голландии того времени.
Позже картину называли «Девушка в тюрбане», «Лицо девушки». Я считаю, что ее настоящее название — лучшее и наиболее отражающее суть. Им работа обзавелась в 1995 году, когда полотна готовили к выставке в Вашингтоне.
Маурицхёйское исследование
В начале 2018 года ученые из музея Маурицхёйс провели исследование, а в апреле 2020 опубликовали его результаты. Современные микроскопы, рентген и спектрометры пролили свет на тайну.
Как оказалось, Вермеер изобразил модель не на черном фоне. Она стояла перед темно-зеленой занавесью с драпировкой. Со временем полупрозрачные краски выцвели и дали черный эффект. Неоднородность фона впервые обнаружили реставраторы в 1994 году. Сняв верхний слой покрытия от предыдущей реставрации, они обнаружили один зеленый участок в левом крае — и решили оставить его нетронутым.
Под микроскопом нашли и крохотные коричневые ресницы, которые выцвели со временем. Эти детали натолкнули исследователей на мысль, что модель — не абстрактное лицо, а была нарисована с натуры.
А анализ красок показал, что жемчужная серьга — не что иное, как иллюзия. Художник создал ее при помощи прозрачных и полупрозрачных белых штрихов. У сережки отсутствует контур и нет крючка, за который она крепится на ухо.
Исследователи даже определили источники красок. Ян был состоятельным человеком. Он не торопясь писал по 2 картины в год и безбедно жил с женой и 11 детьми. Возможно, хорошую прибыль ему приносил дополнительный доход, а возможно — богатые заказчики и покровители. Положение обеспеченного человека позволяло покупать дорогие краски, которые привозили в Делфт из разных концов света.
- Белый цвет был изготовлен свинцовых белил и привезен из Северной Англии.
- Ультрамарин, синяя краска, сделана из полудрагоценного лазурита в империи Тимуридов (современный Афганистан). Ее отправляли по Великому Шелковому пути в Европу. В XVII веке она стоила дороже, чем золото.
- Кармин, розовый оттенок на щеках незнакомки — из Мексики. Его изготавливали из кислоты, которую вырабатывают насекомые кошениль. Краска была экспортирована в Испанию, а оттуда расходилась по всем Европейским странам.
- Красный цвет на губах девушки — смесь из сульфида ртути. Пигмент для краски производили в Амстердаме.
Исследователи словно заглянули внутрь работы, разглядели все слои краски. Стало известно, что художник выстраивал портрет от заднего фона к переднему.
Сначала набросал фон, потом — овал лица, жакет и воротник. Аксессуары, платок и серьга, нарисованы в последнюю очередь. Во время работы над картиной Вермеер внес несколько поправок. Он менял положение уха, заднюю часть шеи и корректировал верхнюю часть повязки.
Под микроскопом ученые разглядели и монограмму художника. Скрытая от невооруженного взгляда, она оказалась в левом верхнем углу. Также в слоях краски нашли несколько волосков из кистей.
Весь мир с замиранием сердца наблюдал за ходом исследования. В одном из музейных залов на две недели поставили стеклянную комнату, в которой картину исследовали публично. Желающие могли наблюдать каждый из этапов. Ученые словно бы побывали в доме художника. Они стояли за его спиной, когда Ян рисовал портрет.
Однако самое главное так и осталось спрятанным за завесой времени.
Кто эта юная красавица — неизвестно до сих пор.
В современной культуре
Загадочная девушка не оставляет равнодушными современных деятелей искусства.
В 1999 году был опубликован одноименный роман английской писательницы Трейси Шевалье. В нем она воссоздала жизнь художника и историю написания главной его работы. В начале романа автор предупреждает читателей, что все совпадения — случайны. Но книга наполнена деталями и написана настолько живо, что мне хочется верить: история — не просто плод воображения.
В доме писательницы висела репродукция картины. Она смотрела на нее каждый день и посвящала ей стихи. Наверное, однажды девушка с портрета рассказала ей все, и Шевалье решила написать роман.
Согласно сюжету, таинственной незнакомкой с портрета была служанка в доме Вермееров. Она помогала хозяину творить: растирала краски, обращала внимание на детали, которые могли бы улучшить его творчество. В 2003 году вышел художественный фильм по роману, такой же яркий и красочный, как и сама книга. Главные роли сыграли известные актеры Скарлетт Йохансон и Колин Ферт.
В 2014 году граффити-художник Бэнкси нарисовал пародию, которую назвал «Девушка с проколотым ухом». На белом фасаде бристольского здания красуется гигантский серо-голубой портрет девушки, а сережкой ей служит вмонтированный в стену ящик сигнализации. Стоящий рядом вагончик с гамбургерами автор в шутку подписал «Кафе у галереи».
Заключение
Почему же столько поклонников у загадочной дамы в синей повязке? По мне, ответ прост: людям не дают покоя загадки и тайны. Кто была эта девушка, на кого так посмотрела, о чем думает и что чувствует? Какой она была в жизни? Скорее всего, история никогда не ответит на эти вопросы. Но я невольно додумываю историю загадочной незнакомки…
Источник: ratenger.com
nastya_casato
За последнее время я посетила несколько выставок, о которых не успевала вам рассказывать. Но не могу, хотя и постфактум, не сделать репортаж о выставке «Девушка с жемчужной сережкой. От Вермеера до Рембрандта» , по которой целый год сходила с ума вся Италия. Ажиотаж был нешуточный: огромная пиар-компания, сотни тысяч проданных онлайн билетов, посетители со всех уголков Европы. Мне уже приходилось наблюдать, когда смотрители строго регламентируют время пребывания в залах, но я впервые видела, чтобы к каждой группе был ещё и прикреплен отдельно выделенный надзиратель с рацией… Всеобщее помешательство было связано прежде всего с тем, что выставка в Болонье стала последней точкой мирового турне и единственной возможностью увидеть в Европе картину Вермера «Девушка с жемчужной сережкой», которая наравне с «Моной Лизой» Леонардо и «Криком» Мунка считается одним из самых обожаемых и тиражируемых произведений в мире.
Ян Вермер «Девушка с жемчужной сережкой», 1665, Маурицхейс, Гаага
Расскажу о самых любопытных явлениях этой выставки и о том, почему голландцев надо смотреть с лупой. А в заключении про вегатерианско-веганский ужин в Болонье.
Не буду тянуть и сразу начну с того, почему картину «Девушка с жемчужной сережкой» считают шедевром в общем, и шедевром иллюзионистики в частности. Прежде всего, это полотно невероятно эмоционально. Поза девушки запечатлена в движении, она поворачивается к нам и смотрит столь проникновенно.
Непрорисованные ресницы и брови ещё сильнее акцентируют внимание на магнетическом, тягучем и немного томном взгляде. У неё полуоткрыт рот, и создается впечатление, что она с нами разговаривает. Эту картину часто называют голландской Моной Лизой или северной Джокондой. Но Джоконда более холодная и отстраненная, а девушка с жемчужной сережкой общается со зрителем.
Видеть это полотно вживую это ни с чем несравнимое ощущение осязаемой жизни. Мне казалось, что я действительно заглянула в глаза живой девушке из XVII века. И как будто физически пообщалась с ней. Несмотря на то, что общению не особо способствовал огромный стеклянный пуленепробиваемый колпак на всю стену и плотная шушукающая толпа, которую время от времени разгоняли смотрители.
Девушка определенно околдовывает, от неё исходит свет, о ней хочется узнать больше. Видимо поэтому она неоднократно вдохновляла писателей на литературные произведения, и режиссеров впоследствии на фильм, что перевело её в разряд pop-star планетарного масштаба.
И потом важно упомянуть саму сережку, которая является шедевром иллюзионистики. Сережка есть, и мы её видим. Но художник её на самом деле не изображал… Мы видим каплю, которая не нарисована, крючок (ювелиры сказали бы «швензу»), который не нарисован, дырку в ухе, которая не нарисована. Наш мозг видит сережку, потому что мы видим отблеск воротника у шеи.
Мы сами достраиваем часть серьги, которую Вермер не нарисовал. Это абсолютно естественный процесс. На самом деле серьга состоит из двух мазков кисти у шеи. Это особенно заметно, если взглянуть на репродукцию в большом формате. Например, это было отчетливо видно на огромных афишах, расклеенных по всему городу Болонья.
Но только после того, когда тебе об этом расскажут… Поскольку мозг совершенно не фокусируется на этом, а наоборот склонен к достраиванию картинки. Блестящий пример виртуозности техники Вермера.
И, наконец, огромная опаловая жемчужина на самом деле ненастоящая. Жемчуг такого размера очень редкий и вряд ли смог бы так отражать белый воротник. Сережка была изготовлена либо из серебра, либо из стекла. Эксперты приходят к мнению, что речь идёт об имитации из муранского стекла.
Адриен Курте «Пять абрикосов», 1704, Маурицхейс, Гаага
Теперь о том, почему я отправилась на выставку с лупой… Дело в том, что голландцы невероятно реалистично прорисовывали каждую деталь и мастерски умели передавать фактуру: волосистую часть кожуры персиков, влажную мякоть пористого лимона или маслянистый блеск жирной селедки. Безусловно, вживую это заметно и невооруженным глазом.
Но если навести лупу, то тактильное чувствование пробирает до мурашек. Склонность голландцев к прорисовыванию деталей объяснима. Они считали, что художник – это не призвание, а профессия, которой можно научиться. На 100 жителей обязательно приходился как минимум один художник. Соответственно, нужно было делить сферы влияния и специализироваться, скрупулезно оттачивая технику.
Среди голландцев были художники, которые всю жизнь изображали исключительно портреты или пейзажи, фрукты или цветы, лодки или коров.
Питер Клас «Натюрморт со свечой», 1627, Маурицхейс, Гаага
Здесь мы видим идеальное отражение свечи в стеклянном бокале и даже готовы пальцами вытащить из картины ножницы, настолько они реалистичны. Эта картина относится к любопытному жанру «ванитас», для которого характерно изображение черепа, увядшей розы, песочных или механических часов, догорающей или потухшей свечи.
Подобные символы призваны напоминать о скоротечности жизни и неизбежности смерти. Нередко на таких картинах присутствуют также кубки, игральные карты, курительные трубки, кошельки с монетами или шкатулки с драгоценностями в качестве знаков ошибочной жизненной цели. Кстати, некоторые относят к этому жанру даже портреты старцев. В наше время ванитас вновь стал обретать популярность в связи с экономическим кризисом. Изначально же ванитас зародился в Европе в XVII веке после долгожданного окончания череды беспощадных эпидемий чумы, и именно голландцы особенно широко применяли этот жанр.
На удивление натюрморты ванитас меня совсем не удручают. Я их расцениваю исключительно как предупреждение от тщеславия (итальянцы бы сказали моё любимое непереводимое слово umilta`) и напоминание о бренности таких понятий, как богатство, наслаждение, успех. Что-то подобное я бы даже разместила у себя в доме. Необязательно в качестве картины, можно и виде другого предмета интерьера. Тема черепов вообще хорошо обыграна у дизайнеров, и они мне очень даже симпатичны.
Ян Стен «Больная и врач», 1660, Маурицхейс, Гаага
И ещё из любопытного. Вы знали о существовании болезни «furor uterinus» или «бешенство матки»? Именно, речь пойдёт о нимфомании. Этот вид расстройства поведения женщин известен издревне. Симптомами являются похотливость, набухание половых органов, истерия, конвульсии, меланхолия или мания.
В качестве терапии врачи прописывали холодные ванны, клизмы, опиум и прежде всего…скоропостижное замужество. Нередко девушки симулировали дурную болезнь, как в сценке на этой картине. Термином «furor uterinus» любил оперировать небезызвестный Казанова, считая себя чуть ли не свыше посланным знахарем и укротителем женских сексуальных нужд.
В заключении хочу сказать, что выставка полностью оправдала мои ожидания. Меня немного настораживал растапливаемый ажиотаж, но теперь я с чистой совестью могу сказать, что он был вполне обоснованным, а не искусственным. Прекрасная подборка произведений и невероятный свет.
После выставки я отправилась со своей университетской подругой Эльвирой в вегатерианско-веганский ресторан. Эля, увлекающаяся трансцендентальной медитацией, в другие не ходит, поэтому выбора не было. Но такой симбиотический ужин очень даже вписывался в болонскую культурную программу. На первое по её рекомендации я взяла совершенно волшебное клубничное ризотто, до сих пор вспоминаю его вкус.
На второе подруга порекомендовала мне взять ассорти из вегетарианских специалитетов и с большим энтузиазмом помогала разобраться в дебрях неизвестных мне ингредиентов. «Белая паста – это крем из тофу, желтая паста – крем из нута, это шашлык из сои, а это колбаса сейтан». Хорошо хоть, что про кускус не пришлось мне объяснять. Вегетарианское «мясо» сейтан оказалось странным пористо-рыхлым продуктом со вкусом хлеба, не представляю, как можно это есть на постоянной основе. Похоже, что вегетарианец из меня не получится.
На десерт был веганский пирог ничем не отличающийся от обычного, на мой взгляд. Эля рассказывала мне о своих успехах в медитации и персональном развитии, я за неё радовалась и внимательно слушала. Она сыпала специализированной терминологией на двух языках, я старалась не запутаться и разграничивать понятия «астральная матрица» и «эфирное тело». Мы прекрасно провели время, и место было очень приятное. За воду в дизайнерских бутылках от Pininfarina я простила им слишком кучно расположенные столики.
В этот деть я заночевала у Эльвиры в Болонье. Она встала рано на утреннюю медитацию, я же продолжала спать ещё целых полтора часа, почти мучаясь совестью. Я так и не прочитала подаренную Элей книгу La Psicologia dello Yoga, а она меня уже два раза спрашивала. На завтрак хозяйка подавала травяной чай и биологический хлеб с био-пастой из артишоков.
Прекрасный утренний бонус к здоровой культурной программе предыдущего дня. После завтрака я отправилась в Верону продолжать употреблять пищу с низкой вибрацией, Эля же через две недели отправлялась просветляться в Тибет.
Источник: nastya-casato.livejournal.com
История одного шедевра: «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера – картина, хранящая не один секрет
Даже если вы не знаток искусства, как минимум, одну картину голландского художника Яна Вермеера вы точно знаете, если видели фильм «Девушка с жемчужной сережкой» со Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом в главных ролях. А это уже «одна тридцатьчетвёртая» часть наследия художника. Ян Вермеер не был очень плодовитым, но считается величайшим живописцем Золотого века голландской живописи. И сегодня исполняется 387 лет со дня его рождения.
Мужчина на картине «У сводни» — предполагаемый автопортрет 24-летнего Вермеера
Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о создании самого знаменитого шедевра художника, рассмотрим его биографию.
Церковные книги утверждают, что Ян Вермеер (он же Вермеер Дельфтский) родился в 1632 году в городке Делфт неподалеку от Гааги в Нидерландах, в семье торговца. Информации об обучении Яна где-либо нет. Но известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки как торговец искусством. А принятию в гильдию должны были предшествовать шесть лет обучения у одного из мастеров той же гильдии.
Ян Вермеер. У сводни. 1656г
Спустя несколько месяцев после принятия Вермеера в гильдию, он женился на Катарине Болнес, хотя ее родители поначалу препятствовали браку католички и кальвиниста. У пары было 15 детей, четверо из них умерли еще в младенчестве.
Живопись, очевидно не была основным источником дохода большой семьи, так как Вермеер писал не более двух картин в год. У него были богатые заказчики-меценаты, которые ждали картин долго, а платили за них много.
При этом Ян Вермер был авторитетным оценщиком живописи. Он был одним из экспертов, которых пригласили установить подлинность коллекции римских и венецианских полотен, которые курфюрст Бранденбурга Фридрих Вильгельм I собирался купить за 30 тысяч гульденов. Ян Вермеер заявил, что полотна поддельные, и вся коллекция стоит не более 3 тысяч гульденов.
Ян Вермеер. Бокал вина. 1661г
Авторитет Яна Вермеера распространялся и на гильдию Святого Луки. Дважды он занимал должность ее декана, что и в его обязанности входило регламентировать деятельность всех художников региона, так как в XVII веке любой художник и ремесленник обязан был состоять в гильдии.
Но к концу жизни Яна Вермеера (а прожил он всего 43 года) его материальное положение значительно ухудшилось. В 1672 году началась война с Францией, и торговля живописью приносила одни убытки. Искусствоведы допускают, что именно из-за нервных переживаний и стыда за угрожающую нищету Ян Вермеер заболел и скоропостижно умер в 1675 году. Его жена Катарина вынуждена была отказаться от наследства в пользу кредиторов.
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. 1664г
Художественное наследие Яна Вермеера не впечатляет количеством, но достойно презентует Золотой век голландской живописи. Доподлинно известно лишь 34 картины Яна Вермеера. Об авторстве ещё нескольких продолжаются споры.
После смерти имя художника Вермеера было незаслуженно забыто. Вновь о нём вспомнили лишь в ХХ веке. Начались поиски утраченных картин, не обошлось из без фальсификаций.
Сегодня работы Яна Вермеера хранятся в музеях с мировыми именами – в Рейксмузее (Амстердам), в Маурицхёйс (Художественная галерея Гааги), в Галерее старых мастеров (Дрезден), в Старой Национальной галерее (Берлин), в Метрополитен-музее и в Коллекции Фрика (Нью-Йорк), в Национальной галерее искусств (Вашингтон), в Лувре, в Лондонской национальной галерее и в некоторых частных коллекциях.
Такая популярность однажды привлекла и воров. В марте 1990 года преступники, переодевшись полицейскими, украли из Музея Изабеллы Стюарт в Бостоне 13 полотен, среди которых был «Концерт» Яна Вермеера (1670-1672). Картину так и не нашли, и сегодня её оценивают в 100 миллионов долларов.
Ян Вермеер. Концерт. 1670-1672гг
«Девушка с жемчужной сережкой»
«Девушка с жемчужной сережкой» — одно из самых известных творений Яна Вермеера. Эта картина вошла в историю мировой живописи как «северная Мона Лиза»: безымянная девушка не уступает в красоте и загадочности именитой Джоконде. Главный вопрос, который волнует искусствоведов уже на протяжении более 300 лет: кто же изображен на полотне?
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой, ок. 1665г
Предполагается, что картина была написана в 1665 году. Живой интерес к ней проявился после одноименного бестселлера, написанного под впечатление от картины, современной американской писательницей Трейси Шевалье и особенно после того, как в 2003 году история, рассказанная в книге, была экранизирована.
Девушка с жемчужной сережкой: знаменитая картина Вермеера и кадр из одноименного фильма
После выхода книги и фильма на теме того, кем же была загадочная героиня картины, стали активно спекулировать. Выдвигались предположения, что это дочь или любовница художника. Однако сказать достоверно – сложно. Ведь даже о жизни самого Яна Вермеера известно совсем немного.
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»
Картины Вермеера отличаются тем, что он рисовал женщин в домашних интерьерах и не перенасыщал композицию деталями. Кроме того, он всегда оставлял интригу: каждый зритель невольно задумывается, что же хочет сказать девушка?
Сам живописец, как и его коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Обычно это делали стряпчие, составляя реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «два трони в турецком стиле» (трони – портреты-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».
В 1881 году картину купил на аукционе всего за 2,3 гульдена некий коллекционер, после смерти которого она попала в Маурицхёйс. В 1995 году, перед подготовкой к ретроспективе Вермеера в Вашингтоне, полотну и дали его сегодняшнее название Meisje met de parel (Girl with Perl Earring).
Вермеер создал картину приблизительно в 1665 – 1667 годах. Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная фантазия, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или, как в данном случае, в странном костюме. Так что мы не знаем, кто позировал художнику.
Есть предположение, что это его старшая дочь Мария, которой на тот момент исполнилось 12 – 14 лет, хотя героиня портрета выглядит несколько старше. Вряд ли художник умышленно прибавил своему ребенку лет десять, ведь на картине и так присутствует изрядная доля фантазии: тюрбан, сережка… Кстати, у Марии была подруга, дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру.
Эта юная особа тоже могла оказаться героиней портрета. Но девочки были ровесницами, так что их шансы оказаться в роли модели примерно равны. Вторая догадка — на картине Вермеер изобразил свою жену, Катарину Болнес. Но и в этом случае возраст героини снова вызывает сомнение. Действительно, художник часто приглашал красавицу-жену стать моделью.
Считается, что Катарина позировала для картин «Женщина, держащая весы» и «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Однако ко времени написания «Девушки в тюрбане» жена художника уже не была столь юна, как героиня портрета.
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной сережкой, фрагмент
И вокруг украшения – жемчужной серьги – героини портрета развернулись нешуточные споры. Некоторые исследователи указывают на его маловероятные размеры и странный блеск, словно оно сделано из металла или окрашено металлической краской. В XVII веке крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты.
Но были довольно широко распространены более дешевые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, считает ряд искусствоведов, что у девушки именно такая жемчужина ручной работы.
Несколько лет назад – в 2014 году, голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике написал в журнале New Scientist: «…главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоев кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины. Это создает знаменитый мягкий белый — жемчужный — блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…». Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».
В ответ галерея Маурицхёйс, в которой и сегодня находится знаменитая картина, опубликовала следующее: «Статья Винсента Ике подтверждает то, что мы писали о «Девушке с жемчужной сережкой» Вермеера некоторое время назад… В музейном описании картины также упоминаются нереальные размеры жемчуга. Винсент Ике приходит к тому же выводу, но через иное понимание и изучение. Маурицхёйс с большим интересом воспринял его результаты. Это иллюстрирует то, почему голландские картины XVII века так интересны: на них все не то, чем кажется».
Но главный секрет притягательности картины – в очень точно продуманной композиции. На темном фоне девушка выглядит, как живая, ее рот приоткрыт, и каждый зритель пытается понять, что же она хочет мне сказать.
Источник: www.radiovan.fm