За 43 года жизни голландский художник Ян Вермеер написал около 40 полотен. Он покинул этот мир в нищете и забвении, оставив на руках вдовы одиннадцать детей. В 1881 году его знаменитое полотно «Девушка с жемчужной серёжкой» ушло с молотка за 2,3 гульдена (около 30 долл.), а сейчас эту картину сравнивают с «Джокондой» да Винчи. Из-за простоты и лаконичности композиции, отсутствия лишних деталей героиню полотна часто называют северной Моной Лизой. А Вермеера лишь спустя три столетия признали выдающимся художником эпохи барокко.
Почему нам так мало известно о Яне Вермеере?
«Молочница» (1658). / «Концерт» (1664).
Современные искусствоведы ставят Яна (Йоханнеса) Вермеера в один ряд с такими великими голландскими художниками, как Рембрандт, Гойен, Блумарт. Более 200 лет его картины не представляли интереса и приписывались другим художникам. Только в 1860-х гг. немецкий критик Густав Вааген открыл миру Яна Вермеера.
Ян Вермеер / Секрет картины
О личности Вермеера известно крайне мало. Что говорить, если даже точная дата его рождения до сих пор остаётся неизвестной. Его возраст принято считать от даты крещения — 31 октября 1632 года. Ян родился в семье ткача, который в 1630-х занимался перекупкой произведений искусства. Скорее всего, именно наблюдая за работой отца, мальчик развил в себе художественное чутьё.
В 1652 году Рейньер Вермеер умер, оставив семью без гроша в кармане: все его сбережения ушли на погашение долгов. В 1653 году Ян Вермеер взял в спутницы жизни Катарину Борнс. Чтобы связать себя узами брака с любимой, протестанту Яну пришлось принять католицизм.
Ян Вермеер «Вид Делфта» (1661)/ «Вид Делфта» (1661).
В Делфте он обзавёлся постоянными клиентами. Его работы покупали местные меценаты — Хендрик ван Буйтен, Питер ван Рейвен и другие. Остаётся под вопросом, делал ли он картины специально на заказ или продавал уже готовые работы? Ведь в отличие от других мастеров того времени, Вермеер писал всего два полотна в год.
По всей видимости, за свои работы он получал немалые гонорары, раз мог прокормить семью из тринадцати человек. Также бытует мнение о том, что основным занятием Вермеера была вовсе не живопись. На тот момент его имя уже знали в Гааге, Антверпене, Амстердаме и других городах, но оно звучало не так часто, как имена художников, которые дни и ночи напролёт трудились у мольберта.
В 1672 году началась Голландская война. Искусство отошло на второй план, и Вермеер оказался не у дел. Финансовое положение семьи значительно ухудшилось. В декабре 1675 года художник скончался от сердечного приступа.
Нидерландский художник Ян Вермеер
Девушка с жемчужной сережкой (2003)
Леонард Браммет (1906–1994) и Герард Терборк (1617—1681).
Доподлинно неизвестно, чьим учеником был Вермеер. Его современники говорят, что художник тесно общался с Леонардом Брамметом и Герардом Терборком. Возможно, один из них и был учителем юного живописца. Кроме того, во многом повлиял на творчество Вермеера Карел Фабрициус, автор знаменитого «Щегла». В 1653 году Ян Вермеер становится учеником гильдии художников Делфта.
«Щегол» — картина голландского художника Карела Фабрициуса, написанная в 1654 году.
В его ранних работах можно найти следы влияния утрехтских караваджистов. А вот уже в более поздние годы Вермеер поэтизировал быт, который в его представлении имел женский облик. Стоит отметить, что в отличие от других художников, которые рисовали с натуры, практически все сюжеты и композиции картин Вермеера вымышлены.
Позы главных героинь, их жесты и мимика свидетельствуют о скрупулёзных наблюдениях Вермеера за людьми. На его картинах чаще всего одна-две фигуры занимаются мирскими делами. Они то читают письма, то дремлют, то музицируют или занимаются шитьём.
Чем «Девушка с жемчужной серёжкой» покорила мир искусства
«Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665).
Её взгляд смотрит словно сквозь столетия. Голова девушки немного наклонена в сторону. Серо-голубые глаза искрятся, а влажные розовые губы слегка приоткрыты, но при этом её облик воплощает спокойствие и смиренность. Её голова закутана в жёлто-синий тюрбан. Весь её образ скромный и невинный. Лишь крупная жемчужная серьга в правом ухе разбавляет аскетичный вид героини.
Украшение настолько велико, что больше напоминает имитацию из стекла. Удивительно, но главный элемент картины был нарисован всего с помощью двух мазков белил.
На сегодняшний день это самая знаменитая работа Яна Вермеера. Портретом её никак не назовёшь, скорее изображение типажа. В подтверждение этому можно отметить отсутствие каких-либо отличительных черт главной героини.
Вермеер концентрирует наше внимание на игре света, аксессуарах, мягких линиях и выразительном взгляде. Работая в технике сфумато, Вермеер специально оставляет некоторые детали без особого внимания. Например, одежду он изображает практически схематично. Но вместе с тем художник показывает текстуры тканей, а в изображении экзотического тюрбана он использует и вовсе драгоценный пигмент ультрамарин. Голова девушки смоделирована так досконально, что напоминает фотографичную работу.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (нидерл. Het meisje met de parel) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера.
Особую роль в своих картинах Вермеер отводил свету. И эта картина не является исключением. Зритель видит мягкий рассеянный свет, падающий на выступающие части лица девушки. Блеск в глазах, влажное мерцание на губах и отражение света в украшении – во всём этом и был Вермеер.
Долгое время полотно оставалось без внимания. В 1881 году картина была выставлена на продажу на аукционе в Гааге. Ею заинтересовался коллекционер Виктор де Стюрс, который уговорил своего товарища Арнольдуса де Томба приобрести ещё не признанный шедевр за потешную сумму. После смерти Стюрса «Девушку. » передали в Королевский музей Маурицхёйс, Гаага.
Кто же она — девушка с картины?
Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» (2003). В главных ролях: Скарлетт Йохансон и Колин Фёрт.
По некоторым данным девушка, с которой Вермеер списывал героиню картины, была его любовницей. Однако биографы художника сильно сомневаются в этом. По словам современников, Вермеер любил свою жену и 15 детей (четверо из которых умерли во младенчестве). Ради неё он принял другую веру. Именно она стала его музой и была натурщицей для многих его полотен.
Конечно, существует версия о том, что девушка с картины — это и есть жена Вермеера. Однако разница в возрасте на тот момент была слишком большой. Некоторые говорят, что это была его старшая дочь Мэри в возрасте 12 или 13 лет. Однако доказательств этому нет.
По всей видимости, в картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеер изобразил свою жену Катарину.
Ещё одна теория предполагает, что девушка была обыкновенной служанкой. Однако, учитывая обычаи голландского общества XVII века, это маловероятно. Хозяева и слуги держались на расстоянии друг от друга. Так что трудно представить себе служанку, позирующую художнику. Впрочем, от Вермеера можно было ожидать всё что угодно.
Таким образом, по сей день неясно, кто именно изображён на портрете. «Девушка с жемчужной серёжкой» рьяно хранит секрет своего имени. Исходя из личности Вермеера и его нелюбви к референсам, можно вполне предположить, что завораживающий образ — это всего лишь очередной плод фантазии художника.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как несостоявшаяся певица стала самой знаменитой художницей XVIII века: «Кауфман, подруга муз»
Жемчужная серёжка или нет?
Жемчужная серьга в разных полотнах Вермеера.
Искусствоведы давно обратили внимание на эту жемчужную серьгу. Как для реально существующей она кажется уж слишком большой. В XVII веке подобные изделия были чрезвычайной редкостью. Да и владели ими лишь состоятельные люди, а Вермеер явно не был одним из них.
В 2014 году художник Винсент Ике предположил, что жемчужная серёжка сделана вовсе не из жемчуга. По его мнению, материалом для украшения послужило серебро или полированное олово. Хотя, опять же, благодаря своей буйной фантазии Вермеер мог создать не только девушку, но и саму жемчужную серёжку. Стоит отметить, что подобная серьга появляется ещё на восьми полотнах живописца, включая «Девушку с жемчужным ожерельем».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как одна картина-обманка прославила каталонского художника на весь мир: Пере Боррель
Как «Девушка с жемчужиной» едва не лишила жизни Хана Мегерена
Великий фальсификатор — Хан Антониус Ван Мегерен.
Вермеер прожил короткую жизнь и не оставил после себя ни учеников, ни последователей. Однако спустя века стали появляться всевозможные подделки на работы Вермеера. Наиболее известным аферистом, выдававшим свои работы за полотна Вермеера, был нидерландский портретист Хан ван Мегерен.
В 1940-е гг. Мегерену удалось обменять у одного из лидеров гитлеровской Германии свою подделку на 137 полотен из частной коллекции. За это художника обвинили в коллаборационизме и приговорили к смертной казни. Мошеннику пришлось полностью признать вину, чтобы избежать страшного наказания. В итоге Мегерен был приговорён к одному году тюремного заключения, где, как и Вермеер, умер от сердечного приступа.
«Кружевница» (1670). / «Бокал вина» (1658-1660).
Подделки в искусстве не были чем-то новым для того периода. А вот сумма ущерба в размере 30 млн долл. по курсу на 1967 год — действительно существенная. Какими бы профессионалами не были искусствоведы, даже они могут попасть впросак. Так, вашему вниманию предлагается статья о 10 искусных подделках, которые музеи приняли за оригиналы .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Девушка с жемчужной серёжкой
Картина подписана «IVMeer», но не датирована. Согласно данным музея Маурицхёйс, где картина хранится в настоящее время, она была написана около 1665 года. О ней известно очень мало. Неизвестно, писал ли её Вермер на заказ, кто в таком случае был заказчиком и имя изображённой девушки. По одной из версий художник изобразил собственную дочь Марию.
В любом случае очевидно, что это необычный портрет. Художник попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила. В соответствии с названием внимание зрителя фокусируется на жемчужной серёжке в ухе девушки. Рот юной особы полуоткрыт, что часто служит в голландской живописи знаком обращения к зрителю. Голова ее слегка наклонена — так рождается впечатление мечтательности и рассеянности мыслей, но в то же время ее взгляд сосредоточенно устремлен на смотрящего.
В современных Вермееру описаниях картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII века « tronie», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты. В ходе реставрации картины в 1994 году удалось подчеркнуть изящество цветового решения и притягательность взгляда девушки, направленного на зрителя. По совету Виктора де Стюра, который много лет настойчиво боролся за сохранение на родине художника его редких полотен, А. А. дес Томбе приобрёл картину на аукционе в Гааге в 1881 году всего лишь за два гульдена и тридцать центов. Картина находилась в плачевном состоянии. У дес Томбе не было наследников, и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902 году.
В 1937 году объявилась очень похожая картина, которую тоже приписывали Вермееру. Её передал в Национальную галерею искусств в Вашингтоне коллекционер Эндрю У. Меллон. Сейчас она считается подделкой под Вермеера, которую в начале XX века написал копиист Тео ван Вейнгарден, друг Хана ван Меегерена.
Источник: greatartists.ru
galik_123
Ян Вермеер (1632-1675). Дама, пишущая письмо, со своей служанкой, между 1670-1671. Национальная галерея Ирландии, Дублин
В парижском Лувре 22 февраля открылась долгожданная выставка «Вермеер и мастера жанровой живописи». Подготовка выставки заняла около пяти лет. Необычность ее заключается в том, что впервые за долгие годы в Париже выставлены 12 работ кисти знаменитого голландца, а всего его шедевров в разных музеям мира с подтверждённым авторством — 34! Экспозиция продлится до 22 мая 2017 года.
Выставка «Вермеер и мастера жанровой живописи» в Лувре стала крупнейшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.
Молочница, 1658. Рейксмюсеум, Амстердам
Выставка организована в партнерстве с Национальной галереей Ирландии в Дублине и Национальной галереей искусств в Вашингтоне (США), и, помимо картин самого Вермеера, представляет работы его современников, в том числе Герарда Доу, Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха.
В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины «Женщина с весами» символизируют предстоящий в конце жизни — Божий Суд, на котором будут «взвешены» все помыслы и поступки.
Женщина, держащая весы, между 1662–1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Среди работ мастера — «Астроном», «Кружевница», «Женщина с жемчужным ожерельем». Как и у других голландских живописцев того времени, герои картин — обычные люди. В каждом сюжете большое внимание уделено деталям.
Астроном, 1668. Лувр, Париж
Кружевница, 1664. Лувр. Париж
>
Женщина с жемчужным ожерельем, 1662-1665. Берлинская картинная галерея, Берлин
«Девушка с жемчужной серёжкой» — одна из наиболее известных картин Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было «Девушка в тюрбане».
Девушка с жемчужной серёжкой, 1665. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
На выставке также представлены такие полотна Вермеера, как «Гитаристка», «Географ», «Девушка, сидящая за вирджиналем».
Гитаристка, 1600-е. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Географ, 1669. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне
Девушка, сидящая за вирджиналем, 1670-1672. Лондонская национальная галерея
Работы других голландских художников, в частности Геррита Доу, Герарда Терборха, Яна Стена, Питера де Хоха и Габриеля Метсю показывают место Вермеера среди мастеров жанровой живописи. Все они жили и творили в разных городах Республики Соединённых Провинций Нидерландов, но в их картинах заметно сходство стиля, тематики, композиции и техники.
Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо, 1670. Габриель Метсю. Женщина, читающая письмо, 1664-1666.
Ян Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом, 1670-1672. Франц ван Мирис. Дует, 1658
Загадочный Вермеер Делфтский
Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными.
Катарину можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так часто, как, например, Саскию Рембрандта. Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса, учеником. Беременную Катарину мы видим на картине «Женщина с весами».
Тёща Вермеера — жёсткая и волевая Мария Болнес, дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала медлительность зятя.
У сводницы, 1656. Дрезденская картинная галерея, Дрезден
Считается, что персонаж на картине «У сводницы», стоящий слева — автопортрет художника.
Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин, их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин скончался.
Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656
После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, потому что стыдился разорения». В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.
Дама, пишущая письмо, 1665. Национальная галерея искусства, Вашингтон
До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был «открыт» искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером, которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником «Золотого голландского века».
Урок музыки, 1662-1665
Вермеер был самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» — самом крупном объединении художников Делфта. За всю жизнь он написал не более 40 — 45 работ ( часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.
Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру, среди них «Девушка с флейтой».
Девушка с флейтой, 1665–1670, предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера
Картина Вермеера «Концерт» была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего неизвестно.
Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для «коробочек» — популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.
Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661. Маурицхёйс, Гаага
Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тонкую передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или уникальное сочетание всех этих факторов.
Маленькая улица, 1657. Государственный музей, Амстердам
Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и белизне некоторых деталей. Тщательное изучение полотен Вермеера показало, что почти две трети из них написаны в одном и том же помещении, вероятно, на чердаке его дома.
Женщина в красной шляпе, 1665-1666. Национальная галерея, Вашингтон
Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них — безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.
Картина Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе», выдававшаяся за работу Яна Вермеера.
Источник: galik-123.livejournal.com