Ян Вермеер – нидерландский художник XVII в. Его работы ценились как вершина творчества голландских живописцев Золотого века.
Одним из наиболее узнаваемых шедевров является «Девушка с жемчужной серёжкой». Хотя эта картина рождает множество вопросов и не даёт ответов.
Прежде всего, искусствоведы не знают, кто изображён на портрете. Некоторые специалисты утверждают, что это жена художника. Другие полагают что портрет списан с его дочери или служанки. Первая версия не выдерживает никакой критики: супруге живописца на момент написания было около 40 лет, этот возраст совершенно не вяжется с образом юной девушки.
Гораздо более правдоподобным кажется вариант с дочерью – ей тогда было около 12 лет. А версия с молодой служанкой, позировавшей для картины, была раскрыта в одноименном фильме.
Не меньше споров вызывает сережка, упомянутая в названии. Для настоящего жемчуга она слишком крупная. Скорее всего, это имитация, изготовленная из стекла или перламутра. Кроме того, на украшении нет крючка, с помощью которого оно бы крепилось на ухо. А характерный жемчужный блик — это, по мнению экспертов, лишь повреждение полотна во время реставрации.
Девушка с жемчужной сережкой (The Girl with a Pearl Earring)
Поэтому сейчас невозможно с точностью сказать, как выглядело украшение изначально. Возможно, эта деталь вовсе не была жемчужной серёжкой.
Изображенную девушку называют голландской Моной Лизой – она так же прекрасна и загадочна. Она сидит в пол оборота к зрителю и оглядывается через левое плечо. Черты ее лица очень утончённые: большие глубоко посаженные глаза, ровный гордый профиль и влажные, чуть приоткрытые губы. Волосы убраны под сине-желтый тканевый тюрбан.
Одежда песочно-желтого цвета больше похожа на халат или накидку, поскольку совершенно не соответствует моде того времени. Белый воротничок, выглядывающий из-под ткани, символизирует невинность девушки.
Особую бархатную глубину работе придаёт совершенно чёрный фон. Но мало кто знает, что изначально цвет покрытия был зелёным, просто со временем краска выцвела и облупилась.
Источник: muzei.club
Сочинение-описание картины «Девушка с жемчужной серёжкой», Вермеер (2 варианта — кратко и подробно)
«Девушка с жемчужной серёжкой» стала одной из самых значимых работ голландского художника Яна Вермеера. На портрете мы видим юную модель, которая словно бы только что обернулась к зрителю и выразительно смотрит на него взглядом своих больших по-детски наивных глаз, чувственно приоткрыв рот.
Художник изобразил девушку по плечи на тёмном, изначально зелёном фоне. Так, чтобы ничто не отвлекало внимание от её чистого светлого лица.
Героиня одета в коричневое платье с белоснежным воротником, а на её голове красуется экзотический синий тюрбан, который полностью скрывает волосы девушки. В левом ухе модели красуется большая жемчужная серёжка.
ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЕЖКОЙ | КНИГА ИЛИ ФИЛЬМ?! Анатолия Лия
Вариант 2 — Подробно
15 предложений/ 207 слов
«Девушка с жемчужной серёжкой» — это одна из самых известных работ голландского художника Яна Вермеера. Наивный открытый взгляд юной героини на портрете и её чувственный приоткрытый рот приковывают к себе внимание зрителя.
Картина относится к жанру так называемых портретов-трони. На них живописец обычно изображал свою модель по пояс или по плечи. И действительно на полотне мы видим лишь лицо героини и очертание её красивых покатых плеч. Кажется, будто девушка только что обернулась к художнику, чтобы рассказать ему о чём-то важном, и Вермеер, поймав этот удачный момент, успел искусно запечатлеть его на холсте.
Портреты-трони также отличало наличие необычных деталей. Так, на голове у девушки надет высокий синий турецкий тюрбан, полностью скрывающий волосы героини. Край этого экзотического головного убора ниспадает на спину изящной волной. Он имеет песочный оттенок, который гармонирует с цветом одежды модели.
Другой выразительной деталью портрета является жемчужная серёжка в левом ухе девушки. Размеры этого украшения настолько велики, что оно неизбежно привлекает к себе внимание своей роскошью и красотой.
Невозможно оторваться и от больших тёмных глаз героини. Они словно бы смотрят с портрета прямо в душу зрителя. Вермеер намеренно не стал изображать никаких деталей на заднем фоне картины, оставив его просто тёмным, что ещё больше фокусирует внимание на светлом, чистом, почти детском лице девушки с жемчужной серёжкой.
Источник: www.sdamna5.ru
В романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» оживает сюжет самой известной картины Иоганна Вермеера. Девушка с жемчужной серёжкой» – это Грит, горничная Вермееров, нанятая, в частности, для уборки студии Вермеера, не нарушая её порядка. Для этой работы Вермееру нужен человек, который был бы очень внимателен и заинтересован в его творческих начинаниях, помимо обещания (мизерной) оплаты.
Грит очарована тем, как Вермеер видит мир, его мастерским использованием цвета и вниманием к деталям. Помимо относительной роскоши, которую она находит в доме Вермеера по сравнению со своим собственным, её привлекает интеллектуальная стимуляция, которую она видит в мире художника.
Девушка с жемчужной серёжкой. Ян Вермеер
Помимо беллетризованной истории о том, как была написана «Девушка с жемчужной серёжкой», роман также является романом детства Грит. Роман состоит из четырёх частей, в каждой из которых описывается один год из жизни Грит – с шестнадцати до восемнадцати лет, а последняя часть посвящена периоду десять лет спустя, после смерти Вермеера. В первой части, «1664 год», Грит – наивная шестнадцатилетняя девушка, вынужденная устроиться горничной, потому что её отец потерял работу маляра, ослепнув в результате взрыва печи. Она покидает дом, почти ничего не зная о путях внешнего мира, но находясь на пороге половой зрелости, и сталкивается с неуверенностью протестантки, попавшей в католическую семью, где практически не было знакомых, не разделяющих её религиозное воспитание.
Работая служанкой у Вермееров, она знакомится с молодым человеком Питером, который со временем станет её мужем, и переживает смерть младшей сестры, что служит ещё большим испытанием для тесных семейных уз, которыми были отмечены ранние годы жизни Грит.
Вторая часть, «1665 год», повествует о том, как Грит исполняется семнадцать лет, и построена на эпизодах её художественного образования у Вермеера. В качестве его ассистентки она учится растирать краски, а также приобретает некоторые технические и визуальные навыки, необходимые для хорошей живописи. По мере развития её отношений с Питером растёт и её преданность Вермееру, и эта часть романа отмечена конфликтом между желанием Питера и притягательностью Вермеера.
Третья часть, «1666 год», посвящена первым нескольким месяцам года и заканчивается восемнадцатым днём рождения Грит в марте, который также является днём её последнего сеанса «Девушки с жемчужной серёжкой». Жемчужные серьги, которые она надевает для картины, принадлежат жене Вермеера, и когда она узнаёт, что её служанка носит её серьги, она взрывается от ярости и навсегда высылает Грит из дома.
На протяжении всех лет работы Грит в доме Вермеера читатели являются свидетелями болезненного, но в то же время стимулирующего образования, которое получает Грит о своём социальном положении служанки и об ограниченности выбора, который она может сделать. Мы также являемся свидетелями попыток Грит вырвать из-под контроля то немногое, что она может сделать для себя, и наблюдаем, как она рассматривает и отвергает или принимает пути, открывающиеся перед ней, в конечном итоге выбирая наиболее респектабельный путь, который обеспечит ей место в обществе и обеспечит её родителей в старости.
Помимо размышлений о художественном видении и гениальности (и их стоимости), книга также является исследованием ограничений, налагаемых на женщин в голландском обществе XVII века и того, как они их преодолевают в зависимости от своего социального положения. Хотя поначалу кажется, что Грит находится в более ограниченном положении как женщина из рабочего класса, её наблюдения за окружающими её буржуазными женщинами показывают строгие рамки их жизни. Например, жена ван Рюйвена (чьё имя так и не названо), как модель Вермеера, символизирует то, что женщины её класса всего лишь декоративны. Она – идеальная модель и, символически, идеальная женщина, благодаря своей способности сидеть тихо, спокойно, не думая. Пытаясь угодить своему «хозяину», Грит перенимает это поведение, учась сидеть без мыслей, пока Вермеер рисует её.
Источник: gallerix.ru