Для чего ангелам нимб

Что такое нимб и каким он бывает?

Нимб (от лат. nimbus — туча, облако) принадлежит к тем символическим формам, которые в нашем сознании прочно связаны с христианским искусством. Между тем с лучистым сиянием вокруг головы представляли своих богов и героев еще древние греки. Тем самым они хотели показать внеземное происхождение этих персонажей. Нимб также был известен изобразительной культуре Древнего Египта, Древнего Рима и Индии. Так что христианским художникам этот символ достался как бы в наследство.

В раннехристианскую эпоху с нимбом почти всегда изображали Христа, редко Богоматерь и ангелов и уж совсем в исключительных случаях — особо почитаемых святых. В то же время им награждали земных правителей, то есть персон царского происхождения. На мозаиках V века в римской базилике Санта-Мария-Маджоре дважды с нимбом представлен царь Ирод: в сценах с волхвами и с избиением вифлеемских младенцев. А вот нимбы у апостолов впервые встречаются только в мозаиках Арианского баптистерия в Равенне, которые выполнены на рубеже V-VI веков.

#ДМ Что такое нимб и аура. Секреты и смыслы.


В христианском искусстве можно встретить нимбы различных форм и цветов. Самые распространенные, традиционно встречающиеся — это круглые золотые или серебряные. Но помимо того существуют еще треугольные, шестигранные, звездчатые, а по цвету — голубые, розовые, зеленые и даже радужные. Пожалуй, самая необычная форма нимба — прямоугольная.

Читайте также:
Кольцо соломона на каком пальце носить

Оказывается, таким способом художники показывали, что представленный на иконе, на мозаике или фреске человек на момент создания произведения был жив. Он мог быть его ктитором, то есть жертвователем и заказчиком росписи.

Источник

Очень краткая история нимба в религиозном искусстве

Чем круглый нимб отличается от прямоугольного? Кто злоупотреблял использованием нимбов на своих портретах? И как выглядит нимб с обратной стороны?

Мы привыкли видеть нимб вокруг голов святых на христианских иконах. Но нимб присутствовал в сакральном искусстве многих культур — от Древней Греции и Рима до Индуизма, Буддизма и Ислама.

Нимб использовался в иконографии многих религий для обозначения на изображениях сакральные фигуры и святых . Нимб часто изображался как корона из лучей света, либо светящийся диск вокруг головы персонажа или вокруг всего тела (такое изображение нимба называется мандорла, от итальянского слова ‘миндаль’, а в русской иконографии — ореол или слава).

Предистория нимба

Древнеегипетский бог солнца Ра изображался с диском солнца на голове, и мы можем предположить, что такие изображения были прообразами того, что впоследствии станет изображениями нимба.

Одно из «Семи чудес света» Колосс Родосский, также изображающий бога солнца, но уже Гелиоса, по свидетельствам имел на голове корону с лучами, расходящимися в разные стороны (позднее воспроизведенную на Статуе Свободы).

В 4 утра / Почему ДЬЯВОЛА изображают с рогами, а АНГЕЛА с нимбом?

По некоторым данным у статуи Колосса Родосского на голове была корона, похожая на корону на современной Статуе Свободы.

В буддийском искусстве нимб использовали с самых ранних периодов, например в изображении Будды Амитабхи.

Интересно, что в тибетском буддизме разные цвета нимба использовали для передачи разного смысла: оранжевый нимб рисовали для монахов, зеленый — для Будды; и часто фигуры имели два нимба—один вокруг головы, другой круглый вокруг тела,— пересекавшиеся в районе шеи.

Читайте также:
Браслет на ногу как носить

Нимб в христианстве

В раннехристианском искусстве нимб впервые стали изображать около 4-го века, и поначалу только на изображениях Христа. И именно в это время нимб Христа стали изображать с крестом внутри или исходящим вовне.

Позднее цельные круглые нимбы изображали у святых, Девы Марии, старозаветных пророков, ангелов и некоторых других сакральных фигур.

Нимб в исламе

В раннем исламском искусстве нимб изображали в виде пламени вокруг головы или всего тела ангелов, пророка Мухамеда и других сакральных фигур.

Начиная с 17-го века более плоские и круглые нимбы изображали на портретах императоров Моголов. Так четвертый падишах Империи Великих Моголов Джахангир особо “злоупотреблял” нимбами: он изображен с нимбом на всех его портретах, и зачастую нимб на его портретах достигает невероятных размеров.

Но уже Османы избегали использование нимбов в изображениях султанов.

Постепенный отказ от нимбов

При все возрастающем реализме в живописи, изображение нимба начало становиться проблемой для художников. Это особенно очевидно на некоторых картинах Фра Анджелико, где на сложных композициях с множеством фигур нимбы неизбежно перекрывали другие фигуры, но при этом позволяли выделить ключевые фигуры и отделить их от толпы (а заодно и показали нам как же выглядят настоящие нимбы с обратной стороны).

Некоторые художники, чтобы обойти эту проблему изображали нимб лишь у части персонажей. Ниже мы видим картину Дуччо ди Буонинсенья «Воскресший Христос перед Одиннадцатью», на которой нимбы изображены лишь у тех апостолов, у которых они не перекрывают важные части композиции.

К тому времени, когда перспектива стала неотъемлемой частью композиции, нимб был заменен с круга за головой фигуры на диск парящий над ее головой, так же в перспективе. Мы можем видеть такие нимбы на картинах Доменико Венециано, Леонардо да Винчи, Мазаччо, Бернардино Фунгаи и многих других художников периода Ренессанса.

Читайте также:
Нефрит для какого знака зодиака

Такой последовательный переход иногда приводил к использованию разных нимбов в одной картине, так на одной из картин Фра Анджелико (ок.1450) Дева Мария изображена с нимбом в перспективе, Иосиф с плоским, а у Христа нимб все еще с крестом.

Ко времени высокого возрождения (начало 16-го века) большинство художников отказались от изображения нимбов в своих картинах на религиозные темы. Однако церковная реакция на протестантскую реформацию привела к принятию декрета, предписывавшего обязательное изображение нимбов.

К 19-му веку изображение нимбов в искусстве стало весьма необычным, и осталось лишь в иконографии.

Нимб не только у святых

Нимб использовали не только в религиозной иконографии. В разные периоды и в разных культурах нимб также могли рисовать на фигурах правителей или героев. Например, еще в Древней Греции Гомер описывал сверхъестественный свет вокруг голов воинов в битве. А эллинистические правители часто изображали себя на монетах с короной с расходящимися лучами.

Нимб также часто можно видеть у византийских императоров, при чем у них он часто был изображен в виде ободка. Позднее эта традиция была скопирована и русскими царями.

В Четвероевангелии болгарского царя Ивана Александра вся его семья изображена с нимбами.

И даже местных феодалов не стеснялись изображать с нимбами, как, например, сербский феодал Константин Деянович, изображенный в том же Четвероевангелии.

Как еще изображали нимбы?

Мы можем найти изображение нимбов почти любого цвета, но чаще всего их изображали золотом, желтым или белым цветом, когда нимб символизировал свет, либо красным, когда он символизировал огонь.

Интересно, что в период между 500–1100 годами в Италии существовала традиция изображения прямоугольных нимбов, которые обозначали ныне живущих людей, в основном пап католической церкви. Ниже мы видим такой нимб у Папы Пасхалия I и его матери Феодоры, при чем на этой мозаике она была подписана как episcopa.

В Нидерландской традиции 14-го века нимб могли изображать символически, как, например, ниже мы видим картину неизвестного художника ранней нидерландской школы, на которой нимб изображен в виде плетеной заслонки камина.

Читайте также:
Какой драгоценный камень подходит водолеям женщинам

Уильям Блейк на гравюре для фронтисписа книги Мэри Уолстонкрафт «Оригинальные рассказы из действительности» изобразил нимбы у девочек в виде шляпок.

Иллюстрация Уильяма Блейка для фронтисписа книги Мэри Уолстонкрафт «Оригинальные рассказы из действительности».

Заключение

Как мы можем видеть, использование нимба в искусстве на протяжении тысячелетий отражает в целом одну общую религиозную концепцию Бога как источника света, а также желание сильных мира сего обозначить свою приближенность к божественному.

В христианстве нимб приобрел особую важность. Так в теологии православной церкви икона это “окно в рай”, через которое можно видеть и общаться с Христом и святыми, а нимб — символ Фаворского света (таинственного божественного света в момент преображения Иисуса Христа).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...