Пошаговые мастер-классы с фото и видео уроки по теме Мастер-Классы на Ярмарке Мастеров. Все о хенд мейд в журнале Ярмарки Мастеров ► ✓Читай! ✓Узнавай! ✓Делись!
Когда появилась огранка камней
Огранку стали использовать значительно позже появления первых украшений с камнями. Это объясняется особым отношением к минералам и определенной трудностью их обработки. Раньше считалось, да и сейчас есть такие поверья, что камни обладают внутренней силой, поэтому с ними обращаться надо очень деликатно. Оправу подбирали индивидуально под форму камня. Затем стали делать шлифовку, и простейшую огранку. По ее виду можно приблизительно оценить возраст ювелирного изделия.
Так, обработка «кабошон» использовалась в Древнем Риме. С латинского слово "кабо" означает – "голова". По сути это полировка, которую применяли к мягким видам минералов, в том числе к рубинам, гранатам, изумрудам, сапфирам. Поверхность камня после нее становится гладкой и выпуклой. Граней в таком изделии нет. Оно напоминает линзу, поэтому в древние времена кабошоны иногда использовали в качестве увеличительных стекол. Известно, что Нерон через отшлифованный изумруд наблюдал бои гладиаторов.
Огранка ювелирных камней
Отшлифованные со всех сторон округлые кабошоны напоминали бусины. Их просверливали, нанизывали на нити и носили как бусы или подвески. Иногда для усиления цвета даже заполняли краской.
Некоторые камни и сегодня обрабатывают способом кабошон, потому что после этого они наилучшем образом проявляют свои достоинства – цвет, блеск, вкрапления. Кабошоны делают из кошачьего глаза, опала, бирюзы, малахита, лазурита, янтаря, нефрита, агата и других минералов.
Шпинель под названием "Рубин Черного принца" установлен в переднем кресте Британской короны. Наиболее древний известный с 14 века драгоценный камень. Раньше многие камни красного цвета называли рубинами. Камень был просверлен, и сейчас отверстие закрывает другой более мелкий рубин. На фото это хорошо видно.
Шпинель под названием "Рубин Черного принца" установлен в переднем кресте Британской короны. Наиболее древний известный с 14 века драгоценный камень. Раньше многие камни красного цвета называли рубинами. Камень был просверлен, и сейчас отверстие закрывает другой более мелкий рубин. На фото это хорошо видно.
На драгоценных камнях делали иногда надписи. Так известный красный шпинель "Рубин Тимура" покрыт письменами, позволяющими проследить его историю. На камне выполнена гравировка имен шести владельцев, начиная с Улугбека, с датами, когда им доставался камень. Это очень тонкая работа.
Алмаз долгое время не поддавался огранке по причине своей твердости. Единственное, что с ним делали – полировали. Наиболее древние известные месторождения алмазов находятся в Индии. Там и занимались самой первой обработкой. Когда в середине 17 века французский купец Тавернье прибыл в Индию, то там тоже уже умели выполнять огранку алмазов, превращая их в бриллианты.
Выше: византийский браслет 500-700 гг изготовлен с применением золота, серебра, жемчуга, аметистов, сапфиров, опалов. Это фото, а также фото колец с сердоликом и гранатом с сайта https://www.metmuseum.org/
Вначале форму кристаллов не исправляли, огранка была хаотичной. Постепенно научились подчеркивать красоту камня, раскрывать его оптические свойства, правильно подбирать для него оправу. В 15 веке начали использовать шлифовальный круг, что позволяло создавать грани. Так появилась фасетная огранка (фасет – грань). Существовала версия, что первым применил этот способ в 1465 году ювелир Людвиг ван Беркем из Брюгге.
Популярными до конца 16 века были два вида огранки: таблица и наконечник. Огранка таблицей применялась при изготовлении перстней – это две ступени и верхняя плоская площадка. «Алмазный наконечник» применялся для маленьких камней, при этом использовались природные грани кристаллов, которые тщательно шлифовали.
Затем появился способ огранки «роза». Есть предположение, что он был завезен из Индии немецкими купами. В зависимости от числа и формы граней (фасет) "розу" делят на голландскую, полуголландскую, антверпенскую и другие. Камни с огранкой розой очень нравились кардиналу Мазарини, и он изобрел одну из ее разновидностей. В настоящее время «роза» применяется редко. Более усложненная технология розы – бриолет (грушевидная капля).
В 17 веке появился бриллиантовый вид огранки. Его изобретателем считают Винченцо Перуцци – гранильщика из Венеции. Классическая бриллиантовая огранка дает возможность получить круглый в плане камень, имеющий 57 граней (33 на лицевой стороне и 24 на тыльной).
Остальные виды обработки появились только в 20 веке. Технологии совершенствовались, и сегодня для каждого камня можно подобать наиболее оптимальный способ обработки.
Выполнить качественную огранку довольно сложно, но она способна даже повысить стоимость камня, в то время как неудачная обработка снижает ценность в разы, а то и полностью губит драгоценность.
Ювелирные камни огранки Бриолет. В трактате содержится информация, что для того, чтобы алмаз получил площадку, грани и вершину, его закрепляют в держателе, который фиксирует камень для обработки на вращающемся колесе из закаленной стали. Колесо, в свою очередь, крепится к ручной мельнице и позволяет гранить и в то же время полировать за счет алмазной пыли от 4 до 6 алмазов одновременно. Позднее в арсенале огранщиков появился новый метод — пиление алмазов. Технология описана в 1647 году и применялась до XIX века.
Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста
Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.
Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.
Для этого нам понадобятся:
Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;
Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;
Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;
Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.
Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.
На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.
На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.
Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.
Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.
На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.
С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.
После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.
Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).
У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).
С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.
В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.
Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.
Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.
Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).
Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.
Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.
После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.
Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.
Полируем боковые грани коронки.
Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).
Драгоценные камни гораздо чаще обрабатывают в кабошон, чем гранят. В древности это был вообще единственный доступной вариант обработки драгоценного камня, за исключением использования естественных граней его кристаллической структуры. Исторически сложилось так, что граненые драгоценные камни были ограничены плоскими поверхностями, расположенными под разными углами. Тем не менее, последние достижения в области технологии сделали возможным развитие механизмов, которые могли бы производить вогнутые поверхности. Как правило, у таких огранок только грани павильона трехмерные и вогнутые, а коронка с традиционными плоскими гранями.
Виды ювелирной огранки камней и их особенности
Огранка драгоценных камней – один из важных этапов технической обработки камня, от которого зависит внешний вид, а значит и цена готового изделия. Причём, важна не столько форма, сколько качество работы – точность нанесения граней, а также умение мастера подобрать ту или иную технику к конкретному минералу. Будет ли камень блистать в дорогом украшении либо окажется негодным – зависит от квалификации ювелира.
Цель огранки
Огранка драгоценных и полудрагоценных камней – кропотливая и трудоёмкая работа. Главная задача ювелира – получить из невзрачного куска породы идеальный кристалл. Чтобы создать безупречный камень, необходимо добиться следующих целей:
- С помощью граней максимально раскрыть игру света.
- Сохранить или приумножить глубину цвета.
- Создать идеальную форму.
Достичь поставленных задач можно только тогда, когда учтены физические свойства конкретного минерала – твёрдость, хрупкость, чистота, оптические показатели. Эти моменты влияют на выбор способа огранки, количества граней, упор на сохранность цвета или же первоначальной массы самородка.
Ювелирная терминология
Прежде чем оценивать качество огранки, необходимо знать некоторые термины, которыми пользуются мастера при выполнении данного вида обработки самоцветов.
Для увеличения схемы кликните по ней.
Огранка минерала подразумевает разделения материала на такие зоны:
- Площадка или лицевой фацет – самая большая грань камня, верхнее плоское основание. Ширина площадки измеряется в процентном соотношении к общей ширине самородка.
- Павильон – нижняя часть камня.
- Рундист – линия, отделяющая павильон от верхней части самоцвета. Эта граница задаёт периметр камня. Рундист служит местом закрепления огранённого минерала в оправе изделия.
- Корона – верхняя часть камня, располагающаяся над рундистом и окружающая площадку.
- Калетта – нижняя точка огранённого самородка. Изредка каллета, как элемент огранки, отсутствует. Иногда отсутствие этой части говорит о повреждении минерала.
Высекаемые грани также называют фацетами. Зависимо от вида огранки на один кристалл наносится до 240 фацетов. Каждая грань должна быть идеально ровной и располагаться под конкретным углом. При соблюдении пропорций в итоге удаётся полностью раскрыть красоту минерала.
Стили огранки
Выбор техники обработки камня зависит от разновидности минерала. Для непрозрачных самородков используется техника «кабошон» или попросту шлифовка. Прозрачные и полупрозрачные самоцветы гранят фацетной (или фасетной) огранкой.
Техника «Кабошон»
Шлифовка считается самым древним стилем обработки минералов. Для придания куску породы привлекательных форм, мастера отсекали лишние части кристалла и с помощью шлифовки добивались гладкой, ровной, блестящей поверхности. Сегодня этот способ обработки, названный «кабошоном», применятся к непрозрачным или частично пропускающим свет самоцветам.
Форма кабошона предусматривает выпуклость поверхности, что выгодно отражает световой поток. С обратной стороны отшлифованные камни плоские. Этот стиль особенно хорошо подчёркивает красоту минералов с эффектом кошачьего глаза или звездчатых камней, на поверхности которых красуется рисунок лучевой звезды.
Фацетная огранка
Для обработки драгоценных и полудрагоценных самоцветов применяется фацетная огранка, которая заключается в нанесении на поверхность камня определённого количества плоских граней. Такой вид обработки предусматривает несколько стилей:
- Ступенчатый. Используя такой стиль, мастера делают боковые фацеты в форме равнобедренных треугольников либо трапеций. Площадка камня имеет вид многоугольника. Сами грани, имитируя ступеньки, наносятся друг над другом. Ступенчатая обработка также включает технику огранки таблицей – простая разновидность, предусматривающая всего две ступени (низ и верх).
- Клиньевидный. Техника предусматривает комбинацию треугольных граней, создающих четырёхгранные пирамиды с трапецевидным основанием.
- Фантазийный. Этот стиль объединяет в себе две техники – ступенчатую и клиньевидную.
Смешанная (фантазийная) огранка считается самой сложной, требующей от мастера высокой степени профессионализма. Стоимость такого камушка будет соответствовать проделанной работе. В итоге получают самоцвет, играющий всеми красками и бликами при разном освещении.
Русская огранка
Этот стиль стоит отдельным особняком среди всевозможных техник обработки драгоценных камней. Русская огранка, как самостоятельный вид, стала известна в те времена, когда западный мир увидел бриллианты, огранённые русскими ювелирами.
Отличительной особенностью этого стиля выступает первоочерёдность формы и симметрии, а не сохранность исходной массы минерала. Таким образом, русские мастера нещадно отсекали необходимое количество сырья, получая на выходе безупречно огранённый алмаз без малейших следов полировки или царапин. Этот совершенный стиль обработки используется сегодня повсеместно, а камни русской огранки считаются самыми дорогостоящими.
Приспособление для огранки
Многообразие разновидностей
Вставки из драгоценных камней в ювелирных украшениях пестрят разнообразием форм. Пытаясь раскрыть потенциал того или иного минерала, мастера годами придумывали различные способы нанесения фацетов, создавая шедевры привычных и необычных форм.
Эту форму разработали ювелиры на заре XX века – эпоху, когда появились первые инструменты, с помощью которых стала возможной обработка самого твёрдого минерала на земле – алмаза. Классическая разновидность бриллиантовой огранки подразумевает нанесение 57 граней – 24 фацета располагают на павильоне и 33 фацета, включая площадку, наносят на корону. Некоторые алмазы обрабатывают проще, используя 17 или 33 фацета. Однако нанесение меньшего количества граней влечёт за собой значительную потерю исходной массы.
Изумруд
Эта форма ступенчатой огранки получила название благодаря элитному дорогостоящему самоцвету. Однако изумрудной огранкой обрабатывают не только одноимённый минерал, но и другие самородки, обладающие большими размерами и высокой степенью прозрачности. Выглядит такой камень, как прямоугольник со скошенными краями. «Изумруд» не предусматривает бриллиантового блеска или переливов, зато завораживает яркими вспышками света, отражающегося от поверхности камня.
Овальная форма стала популярной после 50-х годов ХХ века. Самоцветы в виде овала гранят клиньями, нанося 57 фацетов, что наделяет готовый камень ярким блеском и переливами. Овал лучше всего подходит для колец, зрительно утончая женские пальчики.
Маркиз
Благородное название отображает вытянутый овальный камень с заострёнными краями. Считается, что это наименование дано в честь одной из фавориток французского короля Людовика XV – маркизы де Помпадур. Эта особа славилась страстной любовью к украшениям, а также обворожительной улыбкой. Этот вариант предполагает нанесение 55 граней, блики которых напоминают улыбку маркизы и выгодно смотрятся в разных видах ювелирных изделий.
Груша
Очертания граней грушевидных кристаллов схожи с камнями вида «Маркиз». Такие самоцветы также по форме напоминают каплю, заострённый конец которой закрепляют в оправе изделия. Для получения камня «Груша», мастера наносят 55 или же 56 граней. Такой самоцвет привлекателен в подвесках или колье, так как визуально удлиняет шею обладательницы украшения.
Сердце
Такая форма считается самой женственной и романтичной, равно как и наиболее дорогостоящей. Трудоёмкий процесс огранки требует соблюдения пропорций ширины и длины самоцвета 1:1. Технология создания «сердечек» напоминает огранку грушевидных кристаллов.
Принцесса
Это кристаллы квадратной или прямоугольной формы, зависимо от которой наносится разное число фацетов – 49, 65 или 68. «Принцесса» использовалась с конца 70-х годов прошлого века, находя применение, как вставка для обручальных колец. При этом углы камня обязательно фиксировались оправой.
Багет
Этот вариант ступенчатой огранки подходит только для минералов безупречного качества, так как малейшие изъяны самородка просматриваются даже без увеличения. Тем не менее, прямоугольный «Багет» смотрится благородно и респектабельно.
Форма «Ашер» похожа на изумрудную огранку, только с большим числом уровней. Зависимо от размера исходного сырья, мастер наносит от 25 граней, увеличивая число фацетов до 49, 72 или больше для крупных самоцветов. Обретя популярность в 30-х годах ХХ века, «Ашер» и сегодня держит свои позиции.
Октагон
Октагон представляет собой ступенчатый восьмигранник. Преимущества разновидности – раскрытие чистоты самоцвета, игры переливов, а также защита от всевозможных повреждений хрупкого самородка.
Радиант
Радиант – результат совмещения форм огранки «Принцесса» и «Изумруд», раскрывающий цвет, блеск и чистоту кристалла. Такой восьмигранник создают из исходников больших размеров, чаще используя готовые вставки для мужских ювелирных изделий.
Бриолет
Одна из первых форм обработки крупных вытянутых алмазов. Для создания «Бриолета» самоцвет вдоль диаметра покрывается треугольными гранями, которых в классическом случае 56 штук. Этот метод усиливает игру световых бликов камня.
Кушон
Огранка «Кушон» пришла со времён эпохи Барокко. В XVII – XVIII веках европейские бриллианты гранились «Кушоном», так как эта техника предполагала максимальную сохранность веса исходного сырья. Другое название формы – «Антик».
Квадрат
Одна из форм ступенчатой огранки, предусматривающая одинаковую длину всех сторон самоцвета. Такие вставки выгоднее смотрятся в браслетах.
Триллион
Заключение
Качество огранки непосредственным образом влияет на красоту камня. Выбранная форма огранки, соблюдение пропорций, симметричность граней играют решающую роль при оценке приобретаемого изделия. Ведь от этих факторов зависит игра света, глубина и насыщенность цвета, чёткость форм самоцвета. Небрежность мастера приводит не только к утрате главных показателей качества, но и к повреждениям самородка, понижению стоимости, что автоматически переводит камень в категорию брака.
Какие существуют виды огранки камней? Из каких частей состоит ограненый драгоценный камушек? В чем отличие огранок принцесса, кабошон, изумруд, багет, марких и других. Какая из них лучше? Чтобы придать драгоценному камню правильную форму и раскрыть его истинный цвет, блеск и игру, ювелиры прибегают к помощи такого технически сложного процесса, как огранка. Руководствуясь знаниями о виде, размере, твердости и чистоте минерала, мастера наносят на его поверхность геометрически правильные грани и создают тем самым из грубых и неотшлифованных камней великолепные образцы, которые займут центральное место в ювелирном украшении. Круглая огранка.
- https://zen.yandex.ru/media/id/5b33267990cdf400a9227292/kogda-poiavilas-ogranka-kamnei-5bc1d44cbfa02800a97a4c51
- https://www.livemaster.ru/topic/1459529-ogranka-poludragotsennyh-kamnej-na-primere-ametista
- https://ogems.ru/interesnoe/vidy-ogranki-kamnej