План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»
Цель: Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.
1) знать о значении камней в жизни человека;
2) вызвать интерес к изучению новой темы;
3) расширение кругозора учащихся.
1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;
2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;
3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.
I. Оргмомент.
Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем.
Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.
❗❓Наука для детей — Откуда берется кислород? Фотосинтез | Смешарики Пинкод — Будь проще
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
У: Как называет раздел, который мы изучаем?
— Чему учит экономика.
У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?
— Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.
У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.
На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал)
Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные)
Какой бывает труд? (Умственный и физический.)
Пересказ домашнего задания
III. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
Д: О полезных ископаемых
Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых? (Ответы)
Конечно, сегодня вы узнаете о некоторых их свойствах, познакомитесь с использованием их человеком, способами добычи, с некоторыми профессиями людей.
Как вы думаете, что означает сочетание этих слов ( ответы детей). Это тела созданные природой из веществ находящихся в земной коре.
Назовите мне полезные ископаемые?
Какие вы молодцы, что знаете столько полезных ископаемых! А сегодня мы с вами более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много.
IV. Работа по теме урока.
✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅
От какого слова произошло слово «Ископаемые»(от слова «копать»)
Почему они полезные? (Приносят пользу людям)
– Подберите синонимы к каждому слову.
(Полезные ископаемые, нужные доставать, необходимые добывать,приносят пользу извлекать)
Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали? (Ответы детей)
– А теперь откройте учебники. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили?
(Дополнительно: минерал – твёрдое природное кристаллическое вещество; горная порода – природная совокупность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре)
Полезные ископаемые- богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
Большинство из них твердые. Нефть – жидкое , природный газ – газообразное.
Ребята, скажите, кто ищет полезные ископаемые? Люди какой профессии ищут полезные ископаемые? (Геологи)
Всё правильно, ребята.
Физкультминутка.
По дорожке геологи шли.
Много камешков разных нашли.
И дальше вприпрыжку пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгали на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгали на правой ножке.
«Стоп! Немного отдохнём
И камни изучать пойдём!»
– Сейчас вы будете работать «геологами» в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника попробуйте определить, какое полезное ископаемое вы «нашли».
Практическая работа:
У: Посмотрите, у вас на столах образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, что это за полезные ископаемые?
Д: Каменный уголь, известняк, гранит.
У: Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли вы определили.
У: А что такое полезное ископаемое?
У: Прочитайте в учебнике
На какие группы делятся полезные ископаемые?
Д: Жидкие, твердые, газообразные
Полезные ископаемые делятся на 3 группы
1 Горючие: Каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
2. Рудные (металлические): медная руда, железная руда.
3. Нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит
У: Какие ещё полезные ископаемые вы здесь увидели?
Сейчас мы будем составлять таблицу в тетрадях «Полезные ископаемые» по плану.
Назови исследуемое полезное ископаемое
Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.
Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.
Сыпучее или несыпучее это вещество?
Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.
Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.
Запиши все полученные данные в таблицу.
— Давайте проверим, как каждый ряд справился с работой.
Зернистый, твёрдый и прочный
Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников
Белого, чёрного или розового цвета
Строительство, мел, мрамор
Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета
Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч
Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи
Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча
Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло
Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы
Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы
А сейчас я дополню ваши рассказы.
Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.
Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы.
Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный.
Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.
Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров.
Особая разновидность известняка – мел.
Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо.
Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений . Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.
Газ. – Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (– Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)
Добыча полезных ископаемых
Для чего добывают полезные ископаемые?
(Для использования в экономике)
— Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.
Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.
– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?
— Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.
В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.
С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.
— Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
— Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)
А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)
Вывод: полезные ископаемые – бесценное богатство Земли.
А сейчас послушайте о полезных ископаемых.(диск)
А теперь рассмотрите коллекции полезных ископаемых (рассматривают)
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
V. Закрепление изученного материала.
Тест »Полезные ископаемые»
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:
2. Как называется открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые?
3. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых ?
4. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?
6.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:
Б Каменный уголь
В .Природный газ
Г .Железная руда
7. Какое полезное ископаемое относится к рудным полезным ископаемым?
А Каменный уголь б Нефть в Гранит г Железная руда
12. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют как топливо:
А Мрамор б Медь в Газ г Глина
14. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для приготовления пищи:
А Известняк б Нефть в Каменная соль г Глина
VI. Рефлексия
Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке
Мне было интересно…
Сегодня я научился…
VII. Домашнее задание.
Стр.45-50 пересказать, тест
Тест « Полезные ископаемые» 3 класс
Тест 11 вопросов 3 варианта ответов.
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
б) полезные ископаемые
2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки
б) кирпич, бензин, известняк
в) нефть, глина, торф
3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руда
б) глина, известняк
в) каменный уголь, природный газ
5. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?
6. Жидкое горючее полезное ископаемое
а) природный газ
7. Где добывают поваренную соль?
б) в подземных шахтах
8. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
9. Кто создал горные породы?
10. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
11. Места залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для их добычи называются..
ИсточникПушкин сделал!
Home » Полезные ископаемые. Стр. 28-31 Окружающий мир. Плешаков. 3 кл. 2 ч. Ответы.
Рабочая тетрадь.
Полезные ископаемые. Стр. 28-31 Окружающий мир. Плешаков. 3 кл. 2 ч. Ответы.
Рабочая тетрадь.
1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.
Я живу в доме, который построен из кирпича. Пищу мы готовим на газовой плите. Наша машина ездит на бензине. Столовые приборы сделаны из металла.
2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».
Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.
Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».
Ход работы (по заданиям учебника).
Заполните таблицу.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута, я определил полезные ископаемые и установил их свойства
3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце.
4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.
1. Из нее делают бензин. – Нефть
2. С его помощью готовят обед. – Газ
3. Из нее делают кирпичи. – Глина
4. Из нее выплавляют сталь. – Руда
5. С ним играют дети. – Песок
6. Из него делают памятники. – Гранит
7. Его добывают на болотах. – Торф
8. Его добывают в шахтах. – Уголь
9. Ее добавляют в суп. – Соль
10. Из него делают известь. – Известняк
5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.
6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.
7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.
8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.
План описания полезного ископаемого
- Описание полезного ископаемого
- Область применения
- Места добычи
Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас.
Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь
Источник