О создании и реставрации иконы Андрея Рублева.
Икону «Святая Троица» Рублева впервые привезли в Троице-Сергиеву лавру
Икона Святой Троицы, написанная художником Андреем Рублевым, впервые была доставлена из Государственной Третьяковской галереи в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, сообщила ТАСС руководитель пресс-службы лавры Татьяна Денисюк.
«В течение двух дней, 17–18 июля, она будет находиться в Троицком соборе в специальной витрине», — сказала Денисюк.
При транспортировке икону сопровождали сотрудники Третьяковки, добавила она.
Икону Святой Троицы привезли в лавру по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которое отмечается 18 июля. По случаю празднования по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами Сергия Радонежского побывал уже на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Более 150 тыс. верующих смогли приложиться к святыне, сообщает Русская православная церковь. До конца августа прикоснуться к останкам святого смогут верующие еще из 20 городов.
Троица Андрея Рублева.
Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской ставропигиальный монастырь РПЦ, основанный в XIV веке Сергием Радонежским.
Икона «Святая Троица» считается главным произведением мастера. Рублев написал ее для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря между 1422 и 1427 годами.
«Я смогу тебя уволить»: к чему приводит дружба начальника с подчиненными
Моя жизнь на 99,5% состоит из работы: основатель Revolut — о приоритетах
В России остро не хватает 1С-специалистов: где их можно взять
В России от управленцев ждут маскулинности. Как это ограничивает креатив
Налоговая признала сведения в ЕГРЮЛ недостоверными. Почему и что делать
Как защититься от корпоративного мошенничества — 6 этапов
Богатый пенсионер: как скопить миллионы на низкооплачиваемой работе
Как «отаку» поможет вам сделать правильный выбор рыночной ниши
До революции 1917 года икона хранилась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Третьяковке ее передали в 1929 году. Стены музея она покидала единожды — во время эвакуации в Великую Отечественную войну.
В ноябре 2008 года протоиерей Владимир Вигилянский, занимавший тогда должность руководителя пресс-службы патриарха Московского и всея Руси, сообщал, что предшественник патриарха Кирилла, Алексий II, попросил у Третьяковской галереи икону на праздник Троицы. «Патриарх попросил икону всего на три дня — на праздник Троицы. Даже заключенных за хорошее поведение на время отпускают домой. Может быть, за 100 лет хорошего поведения эта икона заслужила хотя бы на три дня отпуск домой, а потом обратно в тюрьму», — говорил Вигилянский в ответ на протест музейных сотрудников.
Искусствоведы раскритиковали просьбу РПЦ перенести икону в лавру из-за угрозы ее порчи. Так, сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковки Левон Нерсесян пояснял, что между музеем и церковью есть договоренность об использовании «Троицы» Рублева в богослужениях: раз в год ее в специальной капсуле на руках переносят из музея в домовый храм святителя Николая в Толмачах. «Это опасно, но не смертельно. Лавра — практически смертельно», — говорил он тогда.
« Троица » Андрея Рублева была написана приблизительно в начале второго или середине третьего десятилетия XV века. Почему она стала символом русской культуры? « Троица » Андрея Рублева — символ русской культуры. История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято- Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому». « Троица » — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Композиция и интерпретация.
Краткая история «Троицы»
Недавняя транспортировка «Троицы» Андрея Рублева в Троице-Сергиеву Лавру и обратно вызвала много споров относительно безопасности и целесообразности такого перемещения. Поскольку в развернувшихся дебатах полезно иметь фактологическую базу, «Артгид» подготовил небольшую справку — текст сотрудницы Третьяковской галереи Валентины Ухановой (в 2009 году — хранителя иконы «Троица»), в котором кратко воспроизводится история создания и реставрации рублевского шедевра.
Икона Андрея Рублева «Троица» в Троице-Сергиевой лавре. 17–18 июля 2022. Источник: mospat.ru
Икона «Троица» была написана в начале XV века по заказу игумена Никона, ученика и преемника основателя Троице-Сергиева монастыря под Москвой Сергия Радонежского. Сведения об авторстве Рублева восходят к источникам XVI–XVII веков. Это прежде всего постановление «Стоглавого собора» 1551 года с указанием писать образ Троицы «как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы». По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», источника конца XVII — начала XVIII века, игумен Никон поручил написать икону именно Андрею Рублеву: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал… А преже живящее в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятые Троицы, в похвалу… святому Сергию чудотворцу».
Что касается даты создания иконы, то точных документальных сведений о времени ее написания нет, как нет и единого мнения у исследователей на этот счет. Существуют предположения, что икона была написана для деревянного собора во имя Троицы, построенного при Никоне после разорения Троицкого монастыря, сожженного во время нашествия Едигея (1408), и, следовательно, датируется 1410 или 1409–1412 годами. Другие исследователи связывают создание «Троицы» с постройкой каменного Троицкого собора, возведенного после обретения мощей Сергия (1422). Как следует из житийных текстов (Жития игуменов Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского и Никона Радонежского), написанных в середине XV века Пахомием Сербом (Лагофетом), который застал в живых современников Рублева, для украшения каменной церкви Троицы были приглашены Даниил и Андрей Рублев. Вероятно, именно в это время Андрей Рублев и написал икону «Троица», хотя в житийных текстах ничего не говорится о том, писали ли Рублев с Даниилом иконы для Троицкого собора. Специалисты Третьяковской галереи написание «Троицы» относят ко времени создания иконостаса для вновь построенного каменного собора Троицкой обители и датируют икону 1425–1427 годами.
За время своего бытования в Троицком соборе Троицкого монастыря икона не избежала многочисленных поновлений, прописей. На протяжении столетий было прочно установившейся традицией прописывать иконы заново, когда олифа (верхний покровный слой) темнела и делалась совершенно черной. Такая процедура повторялась несколько раз, примерно каждые 70–100 лет. «Троица» была поновлена, т. е. прописана не менее пяти раз. Первое поновление ее было сделано в годуновское время — в самом начале XVII века, следующее — в 1635 году, когда поновлялись и роспись, и иконостас Троицкого собора. Далее икона была записана в конце XVIII века, при митрополите Платоне, во время такой же переделки Троицкого иконостаса, и дважды в XIX веке (по сведениям В.П. Гурьянова — в 1835 и в 1854–1855 годах).
В начале ХХ века была произведена первая попытка снять с живописи XV века позднейшие наслоения. По инициативе И.С. Остроухова, члена Императорской археологической комиссии, в 1904–1905 годах в Троице-Сергиевой лавре под руководством В.П. Гурьянова проводилось раскрытие «Троицы» Рублева. Однако после удаления позднейших записей частично раскрытую подлинную авторскую живопись ввиду значительности ее утрат снова прописали. В результате икона была не вполне дочищена, на ней оставались записи начала XVII века, к которым прибавились новые прописи (Гурьянова).
Собственно реставрацией в современном научном понимании этого слова можно назвать раскрытие памятника, проведенное в 1918–1919 годы в Сергиевом филиале реставрационной мастерской Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусского искусства. В Отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся «Протоколы расчистки иконы “Троица” письма Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора 1918–1919 гг.», составленные Ю.А. Олсуфьевым на основании ежедневных протокольных реставрационных записей. К работе были привлечены самые известные реставраторы того времени — Г.О. Чириков, И.И. Суслов, В.А. Тюлин и Е.И. Брягин. И только когда «Троица» была освобождена от скрывавших авторскую живопись позднейших поновительских наслоений, оказалось возможным увидеть подлинную живопись мастера.
В Третьяковскую галерею икона поступила в 1929 году, с этого времени икона покидала галерею только один раз, во время Великой Отечественной войны, когда она находилась в эвакуации в Новосибирске. По решению расширенного реставрационного совета, созванного Министерством культуры РФ № 71 от 10.09.98 г., «Троица» не должна подвергаться транспортировке с территории галереи — лишь один раз в год ее в богослужебных целях на руках переносят в храм-музей Николы в Толмачах.
Валентина Уханова,
старший научный сотрудник ГТГ, хранитель иконы «Троица»
История написания иконы Андреем Рублевым, значение святыни в православии, дни празднования. Интересное и детальное описание одной из самых сильных икон в христианстве. Но в 1667 году Московский Собор запретил изображать Отца в образе старца. Однако иконы с Отцом-старцем существуют до сих пор. Икона Рублева выглядит несколько иначе. Художник изобразил Троицу в виде ангелов, подобных по обличью, а образов Авраама и жены его Сары в композиции нет. Ангелы сидят за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного животного – отсылка к жертве Христа во имя человечества. Ангелы абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого изображен персональный фон.
«Троица» Андрея Рублева
«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.
Знаменитый образ «Троицы», ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века.
«Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.
«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры
История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».
«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.
Композиция и интерпретация
Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.
Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.
Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.
Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.
Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.
Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.
В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.
Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.
История открытия и современное состояние
В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.
Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.
В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.
К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.
Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.
Интересные факты
— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными — следствие реставраций и поновлений. Изначально икона была написана яркими красками.
— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Икона Андрея Рублева « Троица » в Троице -Сергиевой лавре. 17–18 июля 2022. Источник: mospat.ru. Икона « Троица » была написана в начале XV века по заказу игумена Никона, ученика и преемника основателя Троице -Сергиева монастыря под Москвой Сергия Радонежского. Существуют предположения, что икона была написана для деревянного собора во имя Троицы, построенного при Никоне после разорения Троицкого монастыря, сожженного во время нашествия Едигея (1408), и, следовательно, датируется 1410 или 1409–1412 годами. Другие исследователи связывают создание « Троицы » с постройкой каменного Троицкого собора, возведенного после обретения мощей Сергия (1422).
- https://www.rbc.ru/society/17/07/2022/62d3d2ff9a79479aa3b1b505
- https://artguide.com/posts/2442
- https://www.pravmir.ru/troitsa-andreya-rubleva/