Дом символ
Дом символ самого важного в жизни — семейной трапезы и совместного отдыха. Двери и окна — общеупотребительные метафоры. Их можно открывать, как открываются двери разума, а потому необходимо защищать от зла. Даже ключи — важный символ: ключевой факт нередко помогает решить проблему. Еще ключи — символ власти, особенно папской: ключи от рая, данные святому Петру, символизируют связь между небом и землей.
Китайский чайный домик с изогнутой крышей.
В Англии орнаменты на крыше отгоняют или отвлекают ведьм, защищая от них дом и его обитателей.
Для защиты дома тоже используется множество символов. Изогнутые крыши, сложные углы, извилистые дорожки и красные двери китайских домов оберегают обитателей от демонов, которые летают только по прямой. Балки традиционно украшают керамическими изображениями животных-защитников.
Традиционные английские соломенные крыши украшают орнаментами — например, фазанами и лисами, которые отпугивают ведьм. По другой версии ведьмы останавливаются поиграть с украшениями и не причиняют вреда. Современные орнаменты имеют форму самолетов, рыб и драконов. Еще на дверь или притолоку часто прибивают подкову, чтобы поймать в ее дугу дьявола. Заодно подковы приносят удачу, но для этого их надо крепить концами вверх, иначе удача «выпадет». Шотландцы для защиты дома выращивают у дверей рябину. Молодило (очиток) — тоже растение-защитник. Карл Великий приказал сажать его на каждой крыше, чтобы уберечься от ведьм, пожаров и молний.
Бабочка как символ души человека. Мифология и бабочки.
Камины и трубы считались опасными участками дома, поэтому на каминную полку традиционно ставили защитные предметы, например, статуэтки собак.
Камины и трубы — особенно опасные зоны. На каминной полке обычно размещают часы (символ солнца), семейные фотографии (предки-защитники) и зеркала, потому что демоны боятся блеска. Зеркала отражают зло, дают защиту, приносят в дом красоту и жизненную энергию. Валлийские шахтеры обычно ставили на камин фигурки спаниелей короля Карла, которые были традиционным свадебным подарком и одновременно защищали домашний очаг и охраняли шахтеров в их опасной профессии. У собак на шее висел замок на цепи — символы безопасности.
Снаружи и внутри домов по всему миру можно увидеть символы статуса. На домах знати, расположенных вдоль Рингштрассе в Вене (Австрия), это геральдические знаки семьи, свидетельствующие о ее месте в обществе. Доходные дома украшены, как правило, ничего не значащими символами, потому что их временным жильцам нечего демонстрировать.
Ткани, вышивка и лоскутные одеяла
Символы нередко вышивают на одежде и тканых предметах обихода.
В Китае очень сложная символика. Белый журавль — символ высокой должности. Он смотрит на солнце, что означает верность императору. Драконы с языками пламени говорят о сверхъестественной природе и благожелательности. Определенные рисунки с драконами означали верность. Бабочки символизируют супружеское счастье, а розовые летучие мыши (обычно в группах по пять) — долгую жизнь, богатство, спокойствие, любовь к добродетели и счастливую смерть.
Что означает сова как символ
Часто встречаются также птицы, цветы и фрукты.
Солнце, луна и созвездия — сходные символы, связанные с придворными одеяниями. Четыре времени года обозначаются весенним пионом, летним лотосом, осенней хризантемой и цветами плодовых деревьев (вишни, персика и миндаля) или маками для зимы. Встречаются также символы даосизма (флейты, мечи и барабаны) и буддизма (балдахины, зонты, изображения чакр).
Лоскутные одеяла Лоскутные одеяла тоже нередко обладают символикой. На самом простом уровне лоскутные одеяла, сшитые из старой одежды без попытки составить узор, напоминают о тех, кто носил эту одежду.
Иногда на лоскутных одеялах собирают семейную или национальную историю — таковы лоскутные одеяла, посвященные Гражданской войне в США, патриотизму или Большой печати. На первых афроамериканских лоскутных одеялах встречаются узоры африканских тканей, а на более поздних — карты «подземной железной дороги» XIX века, по которой рабы бежали из южных штатов на север.
Довольно интересные сюжеты встречаются и на современных одеялах (например, розовый символ кампании против рака груди). «Мемориальное лоскутное одеяло СПИДа» было начато в 1987 году в Сан-Франциско — как памятник людям, которые не получили нормальных похорон из-за боязни заражения. Это одеяло огромно, и каждый его кусочек несет соответствующие символы в память об ушедших.
Китайский вышитый дракон -символ благожелательности.
15 ООО кусочков «Мемориального лоскутного одеяла СПИДа», выложенные в Национальном парке в Вашингтоне (США).
В Восточной Индии лоскутные одеяла часто рассказывают о домашней жизни. Сейчас на них изображают не только традиционные аспекты деревенского быта, но и помещают призывы прекратить убийства новорожденных девочек, домашнее и политическое насилие, отменить приданое, расширить женское образование.
ИсточникСловарь символов: ДОМ
ДОМ — с конца охотничьего кочевничества ледникового периода символ средоточия существования оседлого человека. Наиболее древние дома (в сегодняшнем смысле), являвшиеся прочным и постоянным местом обитания, раскопаны в Иерихоне (см. Семь) и ЧаталХююке (Анатолийское высокогорье) и относятся ко времени ок. 6500 г. до н. э. Таким образом, дома появились задолго до возникновения собственно городской культуры, до настоящего животноводства и земледелия. Дом стал точкой кристаллизации в создании различных достижений цивилизации, символом самого человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной.
Еще до изобретения гончарного производства на Ближнем Востоке сооружались настоящие дома из высушенных на воздухе глиняных кирпичей. В ЧаталХююке в таких домах были выделены места для совершения культа и погребений (под настилом пола). В речевых оборотах «дом» зачастую обозначает человека («надежный дом», «толковый дом»), его социальное («из хорошего дома») или потомственное, профессиональное происхождение (дом Габсбургов, дом Ротшильдов) и т. п. Церковь является «домом Божьим» (см. Башня), могила «последним или вечным домом» (лат. ёотш ае1егпа) вплоть до Страшного суда (см. Конец света).
Дом. Этрусская погребальная урна для пепла как символ дома умершего. Терракота, ок. 780 г. до н. э.
Во многих малоисследованных культурах дом является местом заседаний сословных или групповых советов, совершения празднеств и ритуалов, например мужской дом обрядовых союзов, дом возрастных классов (Тамба ран на Новой Гвинее), или «большой» (общий) дом как символ племенного союза и единства у ирокезов, причем по своей архитектуре такое здание является центром и памятным знаком союзного образования.
Дом является важным символом в глубинной психологии, например при толковании сновидений: «Серьезные сны говорят лишь о доме… Что происходит «в доме» — происходит внутри нас самих. Мы сами часто являемся домом. Конечно, известно, что фрейдовская психология соотносит домсимвол с женщиной, женой, матерью, и притом в некоем сексуальном или акушерском смысле. В сущность дома вложено больше женственноматеринского, чем мужского. И все же каждый сновидец может сам являться благоустроенным, опустившимся, старым или обновленным домом» (Э. Эппли).
ИсточникПортал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
Дом – сакральное пространство неба и земли
Как часто мы задумываемся о том, что такое для нас дом? Родной, уютный уголок, или нелюбимая, надоевшая, тесная «бетонная коробка», или просто место, куда мы приходим только отдохнуть, не замечая ничего вокруг? Но если спросить себя: «А чем же был дом для человека в древности?»
Перед строительством дома важно было привести в гармонию с природой не только место и материал, из которого строили дом, но и собственную душу. Дом, изба – с этим понятием у человека были связаны представления о мире, основных жизненных ценностях – счастье, достаток, единство семьи.
Ученые пишут: древние племена лесной зоны Европы нередко строили дома таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были овеянные легендами «благородные» деревья (дубы, ясени, березы). Дерево, растущее внутри дома, было для славян (и не только для славян) зримым воплощением Мирового древа. Дом не просто возводился по священному образцу: самый акт строительства являлся священнодействием, будучи в определенной степени равен сотворению мира. Не только в определенном отношении к делу, но и в огромном количестве магических действий, связанных с оптимальным выбором материала для постройки, выбором места для будущего жилья, выбором времени начала строительства, с разными этапами и деталями стройки и, наконец, с переездом в новую избу.
Это был Путь к созданию своего сокровенного, «живого» пространства, защищенного от внешнего мира, где есть свои границы (стена, крыша, пол и т.д.), свой Центр (печь, красный угол). В глазах предков изба была настоящей Вселенной – с небом, землей, «нижним миром» и сторонами света. Восток и юг символизировали солнечный восход, «красную весну», полдень, «красное лето», жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Запад и север – ассоциировались с «гибелью» Солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными Богами.
Дверь и окна («глаза дома») были частью жилища, обеспечивающими связь жилого пространства дома с внешним миром (если открыты) и защиту от него (если закрыты). Вместе с полом, стенами и некоторыми другими элементами они символизировали нижнюю границу жилища. Верхняя граница – крыша, осмыслялась не только как граница между верхом (небом) и низом (миром людей), но и между внешним и внутренним, как бы отделяя пространство дома от внешнего мира.
Очаг, печь и красный угол – были организующими центрами дома, символами духовного и материального единства живущих в доме родственников, а печь, еще и источником жизни. Не случайно печь располагалась в северной части дома, в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилище. Огонь в древние времена был поистине Центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. Первое возжигание огня в построенном доме, в новой печи, «закрепляло» только что созданную «домашнюю Вселенную» за ее хозяевами – людьми. Не просто так родилось тогда в народе выражение «начать от печки», т.е. с самого начала.
Но наиболее ценная и почетная часть жилища, бывшая в нем еще одним Центром — был красный угол, который, если не реально, то условно был сориентирован на восток или юг. В свою очередь все в доме было сориентировано по отношению к красному углу. На образа в этом углу молились; в нем происходила трапеза; к красному углу были обращены изголовья постелей и т.п.
Но никогда не стоит забывать о том, что прежде всего, священное пространство создается в сердце человека, самим человеком. Чтобы потом возникнуть во внешнем мире, как попытка создания зеркального отображения не только Божественного Неба, но и нашего внутреннего.
Сколько мудрости, глубокого понимания Природы и окружающих вещей, пусть порой и неосознанных, мы увидим, заглянув хотя бы на несколько мгновений в прошлое. А может быть и будущее?
АРХЕТИП ДОМА
Архетип дома
Для человека дом больше, чем жилище, дело его рук и фантазии. Архетип Дома как символическое представление Эго в личном и коллективном бессознательном по К. Юнгу относится к психологии человека, его культуре, корням. Праобразом архетипа Дома в аналитической психологии является башня в Боллингене, строение, созданное швейцарским психиатром и психологом Карлом Густавом Юнгом. Представляет собой небольшой замок с несколькими башнями, расположенный в местечке Боллинген на берегу Цюрихского озера у устья реки Оберзее.
Архетип Дома — это образное представление и культурное выражение микро и макрокосмоса человека, его уютного места, обители. Дом отождествляется с родом, местом рождения, семейным устройством, родителями и родными, родовым статусом человека, его микро- и макромиром. Символические изображения дома, замка, крепости используются в геральдике, обозначая силу, крепость и историю рода. Дом также является духовным храмом, символом духовного объединения семьи, связи поколений у алтаря домашнего культа, который выражают камин, печь, домашний очаг. Будучи жилищем для общины, в своей многоплановой организации, дом представляет социальное устройство человека, иногда символическое представление о его телесной структуре и о самом человеке в целом.
Архетип Дома — это центр Эго человека, его символическое представление в личном и коллективном бессознательном по К. Юнгу.
В культурных традициях дом может представлять и женское, и мужское начало, что отражает представления человека о дуальной структуре Мироздания, андрогинности самого человека по К. Юнгу. В целом, Архетип Дома связан с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может представлять также мужской символ и рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции семьи, рода. Общая символика дома дополняется значением различных архитектурных элементов: так, например, дверь и порог выступают как символы перехода из внутреннего, освоенного человеком пространства в мир внешний, неупорядоченный, другой. Облик дома отражает внутренний мир субъекта.
Строительство дома во все времена осуществлялось по определённым математическим расчётам с учётом ландшафта, и разворачивалось вокруг центральной природной реликвии, горы, Млечного Пути, городища, объекта поклонения племени, одухотворённого природного места (долина реки, горная вершина и др.), вокруг которых вращается мир. Племя и человек тщательно выбирали надел земли для строительства своего дома, фактически своего микрокосмоса, своего Уютного места. Изначально, простые жилища и дворцы строились вокруг этой оси мира, обеспечивающей связь между тремя уровнями существования: подземным-потусторонним, наземным и наземным-небесным, прошлым — настоящим — будущим.
Круглый купол и квадратный фундамент имеют как христианские храмы, так и мечети, мавзолеи. В римской и арабской традиции дома расположены вокруг сада, где бьёт ключом фонтан, — своего рода напоминания об Эдеме, Эросе, источнике жизни, символической груди архетипа Великой матери.
Культовый дом, шатёр или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, общинный мир, Вселенную, а также возврат в утробу, нисхождение во тьму дня перед заходом солнца, с дальнейшим пробуждением, и выходом за внешние пределы дома при инициации Героя. Архетип Дома является важнейшим аспектом индивидуации, жизненного пути человека.
Первобытная хижина человека, как и город, храм, дворец, гора, являются копией символической Космической Горы, Мирового Дерева или центральной Колонны, поддерживающей в верованиях древних людей небосклон, космическое пространство в коллективном бессознательном. Таким образом, желание человека строить свой дом относится к культуре личного и коллективного бессознательного.
Архетип Дома связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага — оси мира, освященного стенами дома, которые защищают человека по образу и представлению: «мой дом — моя крепость», «дома и стены лечат», «у домашнего очага», «дом всегда тебе рады» и др. За порогом своего дома человек несёт в себе его частицу, простирает культуру своего дома в социальное пространство.
В женском аспекте Архетип Дома представлен образом Вселенной, связью между небом и землей, жизнью и смертью. Дающим и принимающим началом. Мир был домом, теперь дом станет миром: «ступать с миром», «обрести мир и покой». Дом рассматривался как Чаша, как место рождения, плодов жизни и достатка — «дом полон детского смеха», «дом полная чаша», «мир дому твоему», — что и есть равновесие, воплощение Великого женского.
Архетип Дома в юнгианской аналитической песочной психотерапии выражен песочными формами, художественными материалами и миниатюрными фигурами, изображая различные символические аспекты дома, и предстаёт перед нами как аппарат личности, его культурное и социальное устройство.
практический психолог, кандидат психологических наук,
автор психологической технологии Art mind,
книги «Интеллектуальное творчество в мета-рисунках Т. Репновой»,
монографии «Культура эмоций» одесской научной школы эмоциональной
регуляции. Специализируется в технике SandPlay юнгианская песочная
Источник