Совет Федерации освободил от НДС покупку золотых слитков у аффинажных заводов
YKTIMES.RU – Совет Федерации на заседании в пятницу одобрил закон, предусматривающий освобождение от НДС покупки физическими лицами слитков драгоценных металлов и драгоценных камней напрямую у аффинажных предприятий и у организации, изготавливающей банкноты и монеты Банка России (у Гознака), сообщает ТАСС.
От обложения НДС освободят продажу драгоценных металлов Центральному банку РФ, Госзнаку, банкам и физическим лицам (независимо от помещения этих слитков в хранилище ЦБ РФ или хранилища банков), а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилищах банков).
Целью закона является развитие розничного рынка инвестиционных драгоценных металлов (слитков аффинированного золота, серебра, платины, палладия и иных драгоценных металлов, приобретаемых и реализуемых физическими лицами в инвестиционных целях). Ранее был принят закон, освобождающий от НДС покупку слитков драгметаллов гражданами у банков.
Нормы в отношении операций по продаже обработанных природных алмазов банками физлицам независимо от помещения этих алмазов в хранилища банков и положения в части применения ставки 0% при реализации обработанных природных алмазов применяются по 31 декабря 2023 года включительно. Речь идет о продаже алмазов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ и банкам со стороны налогоплательщиков, которые добывают драгоценные камни.
Источник: www.yktimes.ru
Россия на мировом рынке цветных ювелирных камней: цена вопроса
Согласно Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203, сводные сведения о российском экспорте и импорте драгоценных камней за исключением природных алмазов отнесены к государственной тайне. Таким образом, давать оценку роли России на мировом рынке цветных драгоценных камней на основании данных ФТС, Росстата или Минфина России не представляется возможным. И хотя для драгоценных камней не являются секретными данные об их балансных запасах в недрах России, объемах их добычи и производства, тем не менее в основе оценки доли России на мировом рынке цветных ювелирных камней во избежание риска нарушения данного Указа лучше ориентироваться исключительно на доступные данные по экспорту и импорту от зарубежных источников.
Для экспертной оценки воспользуемся данными о международной торговле рубинами, сапфирами и изумрудами от Интернет-платформы Observatory of Economic Complexity, OEC ( https://oec.world/en/profile/hs/rubies-sapphires-and-emeralds-worked-but-not-set ), поддерживаемой компанией Datawheel.
По данным OEC, объем мирового экспорта обработанных рубинов, сапфиров и изумрудов (код HS6 ID 710391) в 2020 году достигал $2,83 млрд, что составило 64,7% всего рынка цветных ювелирных камней*.
Александр Артамонов — Зачем нужна рокировка в Генштабе РФ
Детализированную динамику экспорта и импорта по данному коду ресурс OEC позволяет проследить с 1998 по 2020 год, что достаточно для ясного видения ситуации.
Доля России в международном обороте обработанных рубинов, сапфиров и изумрудов оказалась, по данным OEC, очень невелика и составила в 2020 году всего $0,468 млн экспорта (0,017% мирового экспорта в данной подгруппе) и $3,88 млн импорта (0,14% мирового импорта в данной подгруппе).
Промышленной добычи и обработки рубинов и сапфиров в России нет вообще, поэтому весь экспорт в этой позиции составляют ограненные изумруды. На протяжении последней четверти века добыча изумрудов шла крайне неравномерно, что отражалось и на экспорте. Не могла Россия похвалиться и постоянными покупателями на мировом рынке. В отдельные годы наблюдался всплеск экспорта изумрудов:
— в 1999 г. в США ($3 млн);
— в 2011 г. в Китай ($4,52 млн);
— в 2013 г. в Великобританию ($3,3 млн);
— в 2016 г. в Китай ($1,73 млн);
— в 2019 г. в Швейцарию ($2,43 млн).
На протяжении всех 25 лет шли очень незначительные (от менее, чем $0,1 млн до $0,9 млн) и не постоянные поставки изумрудов из России на экспорт также в Бельгию, Индию, Францию, Японию. Хотя за последние 10 дет поставки изумрудов из России на экспорт более-менее стабилизировались, их объемы оставались совершенно незначительными для мирового рынка, причем с понижательной тенденцией.
Импорт в Россию ограненных рубинов и сапфиров и изумрудов, по данным ресурса OEC, в сколько-нибудь заметных размерах начался примерно с 2004 года. Сначала это были поставки из Таиланда (от $0,316 млн, через пиковые $5,16 млн в 2008 г. и до последнего всплеска в $3,26 млн в 2014 году), но в последние годы импорт этих камней из Таиланда существенно сократился (до $0,466 в 2020 г.).
Вообще, пиковым для России по импорту ограненных рубинов, сапфиров и изумрудов, согласно данным OEC, стал 2008 год, когда помимо Таиланда, камни завозились из Великобритании ($2,66 млн), Гонконга ($1,98 млн), Германии ($1,47 млн), а также, в меньших количествах, из Индии, Арабских Эмиратов, Швейцарии.
Где-то с 2010 года роль основного поставщика на российский рынок ограненных рубинов и сапфиров и изумрудов в связи с развитием Таможенного союза ЕАЭС стала играть Армения. В 2010 году это было всего $0,103, достигнув в 2019 году $10,4 млн. Впрочем, в 2020 году произошел спад импорта этих камней из Армении до $1,69 млн. В этот год на $1,54 млн камней поставила в Россию Швейцария, на $0,466 – Таиланд, и на $0,095 – Германия.
С учетом того, что в целом доля России в мировом производстве ювелирных изделий все же выше – около 4%, а собственной добычи (и огранки) рубинов и сапфиров в России нет (т. е. все эти камни ввозятся в Россию по импорту), доля России в мировом импорте рубинов, сапфиров и изумрудов в 0,14% явно непропорционально мала.
Объяснение можно найти простое: со времен СССР российские женщины привыкли пользоваться ювелирными изделиями исключительно с дешевыми вставками из синтетических камней. Бесчисленные ограненные синтетические рубины огромных размеров (до 10 карта и более) в советские времена заполоняли прилавки ювелирных магазинов. Синтетических изумрудов и сапфиров было гораздо меньше, и их «роль» в ювелирных изделиях часто выполняли цветные стразы. Культура потребления цветных драгоценных камней в стране отсутствовала полностью.
Такой аскетизм потребления цветных драгоценных камней с успехом поддерживался все годы и в новой России. В основном – благодаря национальному законодательству, с удивительным упорством запрещающему гражданам под страхом уголовного преследования не только совершать сделки с драгоценными камнями, но даже просто хранить их вне состава ювелирных изделий.
Отсутствие по-настоящему свободного рынка цветных драгоценных камней в современной России привело как к деградации гранильной отрасли, так и к отсутствию коммерческого продвижения в представлении населения самой идеи ценности обладания природными рубинами, сапфирами и изумрудами.
Мало кто из россиян сегодня не только понимает реальную ценность цветных драгоценных камней хорошего качества, но и вообще испытывает к ним практический интерес. Бриллианты – это россиянам понятно, но все остальные, т.е. цветные драгоценные камни в представлении наших соотечественников ценности имеют мало… И только незначительная часть покупателей в какой-то степени знакома с существованием градаций цен в зависимости от качественных характеристик цветных драгоценных камней.
Безусловно, из любого правила есть исключения. Какая-то часть состоятельных россиян приобретала ювелирные изделия с качественными цветными драгоценными камнями во время нахождения за рубежом. Кто-то покупал ювелирные изделия с хорошими рубинами, сапфирами и изумрудами и внутри России, как правило – у художников-ювелиров, производящих такие эксклюзивные изделия в штучном порядке. Но до мировых масштабов массового производства ювелирных изделий с цветными драгоценными камнями в России дело не дошло.
Кроме фактора низкого спроса на цветные драгоценные камни, на российском рынке работает и другой фактор, снижающий обороты импорта рубинов, сапфиров и изумрудов – относительная бедность наибольшей части населения и наивное стремление состоятельных покупателей что-то дорогое приобрести дешево. Поэтому те цветные драгоценные камни, которые все же завозятся в Россию, обычно очень невысоких качественных характеристик и небольшого размера. А также невысокого качества огранки.
А, кроме того, такие камни, с вероятностью в 99%, еще и глубоко облагорожены. Как пример: если это рубины, то сверх всякой меры содержащие стекло, если это сапфиры – то наверняка с диффузионной окраской (а не термически обработанные), если изумруды – то нещадно пропитанные, и хорошо еще, если бесцветными веществами. Почему они и дешевые.
Увы, на таком рынке внутренняя реализация дорогих, не облагороженных уральских изумрудов – занятие бесперспективное – спроса на них почти нет. Как минимум, нет массового спроса.
Есть еще несколько факторов, снижающих емкость российского рынка цветных драгоценных камней. Но эти факторы действуют не только в отношение именно этой подгруппы, а распространяются на импорт всех драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, ювелирных изделий и т.д. Это, прежде всего, сложность и затратность для бизнеса администрирования процедуры импорта.
В России помимо таможенного контроля, при ввозе драгоценных и полудрагоценных камней действует есть еще и другой, так называемый государственный контроль. И завозить эти ценности можно только через специализированные таможенные посты, обладающие необходимой компетенцией. Причем с уплатой таможенных пошлин.
Немаловажно, что любой вид бизнеса, связанного с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями, очень жестко контролируется в России в соответствии с действующим отраслевым законодательством Федеральной пробирной палатой. Такой контроль ведет к издержкам бизнеса, снижению его маржинальности, и, в конечном итоге, снижению привлекательности. А с введением в действие государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК) сложность и затратность ведения бизнеса, связанного с драгоценными материалами, еще более возросла.
Можно ли улучшить ситуацию на внутреннем рынке цветных драгоценных камней, подняв его потенциальную емкость? Безусловно, можно, т.к. исторически россияне самоцветы всегда любили. Не вина населения, что приучено оно оказалось не к настоящему продукту, а его дешевым синтетическим заменителям. Нет продвижения, рекламы товара – не будет и спроса, а без него – не будет и предложения. Но никакой рынок не может жить без свободы.
Все, что нужно сделать для развития здорового внутреннего рынка цветных драгоценных камней, повышения спроса на них – это сделать рынок цветных драгоценных камней совершенно свободным, ликвидировав упоминание о цветных драгоценных камнях в статьях 191 и 192 УК РФ и изменив нормы Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», переименовав его в Федеральный закон «О драгоценных металлах и алмазах». Т.е. о тех объектах регулирования, которые, действительно, имеют важность для экономики государства.
А дальше частная инициатива рынок поднимет рынок цветных драгоценных камней, которые, впрочем, пусть лучше будет называть не драгоценными, а ювелирными камнями. Не сразу, но с годами, их российский рынок станет емким!
Владимир Збойков для Rough&Polished
* — другие доли рынка цветных ювелирных камней составляют группы по коду HS6 ID 710399 «Камни драгоценные и полудрагоценные, обработанные» ($1,13 млрд, или 25,9% всего рынка цветных ювелирных камней) и по коду HS6 ID 710310 «Камни драгоценные, полудрагоценные, необработанные или частично обработанные» ($0,41 млрд, или 9,39%).
Источник: www.rough-polished.com
Драгоценные камни в рф это
Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней является неотъемлемым элементом экономики многих современных государств.
Современный рынок драгоценных металлов характеризуют определённые тенденции, которые, как правило, носят постоянный характер. Однако существует группа так называемых временных тенденций рынка драгоценных металлов. Так, именно эта группа тенденций на протяжении 2014 года и формировала особенности рынка драгоценных металлов Котировки драгметаллов: Россия и мир. 25 ноября 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http: //siqnalrp.ru/ceny-na-dragocennye-metally/491-kotirovki-dragmetallov-rossiya-i-mir-25-noyabrya-2014-goda.html#hcq=c1VntHp (дата обращения: 20. 04.2016) .
Говоря об особенностях рынка драгоценных металлов, следует разграничивать, в первую очередь, внутренний (национальный) рынок и рынок мировой. Такое разделение целесообразно в контексте определения тенденций и характерных особенностей развития рынка.
Как правило, мировой рынок драгоценных металлов является более-менее установившейся, сформировавшейся площадкой, особенности которой формировались веками. Что касается национальных рынков драгоценных металлов, то их характер может незначительно отличаться от характера мирового рынка ввиду специфических особенностей функционирования внутренней экономики, наличия сырьевых ресурсов и прочих факторов.
Российский рынок драгоценных металлов отличается от мирового специфической особенностью формирования цены. Ценовая политика внутреннего рынка драгоценных металлов всегда определяется рядом важнейших задач, в частности: обеспечение ликвидности золота за рубежом; поддержка курса национальной валюты; создание устойчивого резерва страны.
Как правило, акцент делается на золоте, однако и другие драгоценные металлы выступают существенной опорой национальной валюты, национального производства и всей внутренней экономики страны.
Спецификой современного состояния рынка драгоценных камней является то, что в мире имеется не так много стран, богатых драгоценными камнями. Следует отметить, что на этом рынке достаточно отчетливо проявляется специализация.
Драгоценные камни традиционно добываются в одних странах, обычно не очень богатых, обрабатываются в других, чаще индустриальных либо развивающихся странах с дешевой рабочей силой, и реализуются в третьих — экономически развитых странах. Это сложилось традиционно и связано с тем, что данная продукция малообъемна, обладает высокой стоимостью и ее транспортировка экономична.
Для оценки производства драгметаллов приведем статистические данные о структуре экспорта в РФ, размещенные на официальном сайте Росстата (см. таблицу 1.1) Товарная структура экспорта российской федерации (в фактически действовавших ценах) [электронный ресурс]. URL: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/27-08. htm (дата обращения: 11. 05.2016) .
Таблица 1.1 Товарная структура экспорта российской федерации (в фактически действовавших ценах)
Миллиардов долларов США
Экспорт — всего
продовольственные товары и сельско — хозяйственное сырье (кроме текстильного)
продукция химической промышленности, каучук
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
древесина и целлюлоз — но-бумажные изделия
текстиль, текстильные изделия и обувь
металлы, драгоценные камни и изделия из них
машины, оборудование и транспортные средства
В процентах к итогу
Экспорт — всего
продовольственные товары и сельско — хозяйственное сырье (кроме текстильного)
продукция химической промышленности, каучук
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
древесина и целлюлоз — но-бумажные изделия
текстиль, текстильные изделия и обувь
металлы, драгоценные камни и изделия из них
машины, оборудование и транспортные средства
Таким образом, в структуре экспорта Российской Федерации металлам, драгоценным камням и изделиям из них отведено всего лишь 10,6 % из всех производств. Что касается объема в фактически действовавших ценах, то он увеличился с 2000 года более чем в два раза, а процентное соотношение доли драгметаллов среди прочих товаров наоборот сократилось.
Оценка структуры импорта, размещенной на официальном сайте Росстата, говорит о том, что импорт драгоценностей занимает в ней незначительное место (см. таблицу 1.2) Товарная структура импорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах) [электронный ресурс]. URL: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/27-11. htm (дата обращения: 14. 05.2016) .
Таблица 1.2 Товарная структура импорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)
Миллиардов долларов США
Импорт — всего
продовольственные товары и сельско — хозяйственное сырье (кроме текстильного)
продукция химической промышленности, каучук
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
древесина и целлюлоз — но-бумажные изделия
текстиль, текстильные изделия и обувь
металлы, драгоценные камни и изделия из них
машины, оборудование и транспортные средства
В процентах к итогу
Импорт — всего
продовольственные товары и сельско — хозяйственное сырье (кроме текстильного)
продукция химической промышленности, каучук
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
древесина и целлюлоз — но-бумажные изделия
текстиль, текстильные изделия и обувь
металлы, драгоценные камни и изделия из них
машины, оборудование и транспортные средства
Таким образом, цена импорта драгоценных металлов с 2000 года по отношению к 2014 возросла в десять раз, процентное соотношение с прочими товарами не изменилось.
Рассмотрим соотношение оборота драгоценных камней и металлов в России по категориям (см. рис. 1)
Рис. 1. Объемы продаж в России по категориям
Таким образом, больший объем продаж приходится на ювелирные украшения (украшения с бриллиантами). Второе место занимают одиночные бриллианты.
Также оценивая рынок золота, отметим, что Банк России за январь-март 2016 года приобрел для пополнения своих резервов 45,84 т золота, что в полтора раза превышает объемы закупки драгоценного металла в первом квартале 2015 года (30,05 т), следует из статистики, опубликованной Всемирным золотым советом (ВЗС). По его данным, большая часть золота была приобретена ЦБ на внутреннем рынке.
Совокупный объем покупок золота ЦБ РФ в первом квартале 2016 года стал наибольшим среди всех учтенных ВЗС стран. Китай, по данным ВЗС, пополнил свои резервы за тот же период лишь 35,14 т золота, а резервы Турции, наоборот, сократились на 36 т.
Общий объем золотого запаса России, по данным на май 2016 года, оценивается ВЗС в 1460,4 т, большими резервами золота в мире обладают только пять стран — США (8133,5 т), Германия (3381 т), Италия (2451,8 т), Франция (2435,7 т) и Китай (1797,5 т).
По данным ЦБ, общая стоимость золота в его резервах на 1 мая 2016 года составляла $60,506 млрд, что составляет примерно 15,5% от общего объема золотовалютных резервов ($391,521 млрд).
За первый квартал 2016 года мировые цены на золото выросли на 16,7% — с $1060 до $1237 за унцию ЦБ в полтора раза увеличил объем закупки золота [электронный ресурс]. URL: http: //www.rbc.ru/rbcfreenews/573494fa9a7947ceda534c43 (дата обращения: 05. 05.2016) .
Кроме того, в РФ расширяются рынки импортного сбыта золота. Так, ВТБ первым из российских кредитных организаций начал поставлять золото в Китай. Об этом 26 апреля сообщается в пресс-релизе банка. В дальнейшем ВТБ планирует активно наращивать объемы сделок с драгметаллами и увеличивать количество контрагентов, чтобы стать одним из лидирующих поставщиков на рынке КНР.
По словам первого заместителя председателя правления ВТБ Юрия Соловьева, ВТБ имеет прочные позиции на китайском финансовом рынке и «начало поставок физического золота в Китай является важным шагом в усилении бизнеса группы в рамках нашей региональной стратегии» ВТБ начал поставки золота в Китай [Электронный ресурс] URL: https: //lenta.ru/news/2016/04/26/goldchina/ (дата обращения: 22. 04.2016) .
Таким образом, в условиях экономического кризиса, золото и другие драгоценные камни и металлы получают все большую популярность, так как они являются наиболее надежным вложением для национальной экономики. Их стоимость неуклонно растет.
В рамках проведенного исследования можно отметить, что драгоценные камни и металлы, а в особенности золото, являются опорой экономики Российской Федерации. За последние годы РФ ведет курс на укрепление золотовалютного фонда с целью стабилизации экономики. Это позволило выйти на шестое место среди всех стран мира по количеству золота, находящегося в распоряжении у государства.
Источник: studbooks.net
ТО Роспотребнадзора по г.Югорску и Советскому району даёт рекомендации при покупке ювелирных украшений.
На сегодняшний день современный рынок предлагает населению достаточно широкий ассортимент изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. В преддверии Нового года Роспотребнадзор напоминает потребителям, на что стоит обратить внимание при покупке ювелирных изделий.
Следует знать, что при покупке ювелирных изделий нужно руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ 19.01.1998 № 55. Перед покупкой рекомендуем внимательно осмотреть изделие и изучить его маркировку, в которой должна быть размещена информация об изготовителе. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь опломбированные ярлыки с указанием вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней).
Внимание!
Продажа ювелирных изделий без оттиска государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именных изготовителей (для изделий Российского производства) не разрешается.
Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.
После покупки обязательно сохраняйте кассовый и товарный чек и бирку.
К каждому продаваемому ювелирному изделию должен быть прикреплен опломбированный ярлык, в обязательном порядке содержащий:
— наименование ювелирного изделия,
— название изготовителя (импортера),
— драгоценный металл, из которого изготовлено изделие, с указанием пробы,
— размер изделия (для колец, цепей, браслетов)
— виды драгоценных вставок с указанием веса и качественных характеристик,
Согласно Правилам продажи изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар.
Если Вы обнаружили в приобретенных изделиях недостатки не оговоренные продавцом при покупке то Вы имеете право:
- заменить данное изделие на аналогичное или другое с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков;
- расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Главный специалист-эксперт Айль Ю.А
Источник: 2goroda.ru
СФ разрешил Гохрану с марта 2024 г продавать на внешнем рынке ценности из Госфонда РФ
МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Сенаторы одобрили закон, позволяющий Гохрану с марта 2024 года продавать на внешнем рынке драгоценные металлы и драгоценные камни Госфонда России.
Документ направлен на совершенствование правового регулирования в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней. Он приводит положения базового закона о драгметаллах в соответствие с нормами соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС.
При этом уточняется порядок распоряжения аффинированными драгоценными металлами и добытыми из недр драгоценными камнями, порядок реализации уполномоченными госорганами преимущественного права их покупки, а также порядок пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонд) и порядок отпуска ценностей из него.
Гохран России в связи с передачей ему части полномочий «Алмазювелирэкспорта» получает право с 1 марта 2024 года продавать на внешнем рынке драгоценные металлы и драгоценные камни, отпущенные из Госфонда. Переходный период необходим для передачи таких полномочий.
Помимо этого, лица, занимающиеся добычей и производством драгоценных металлов или добычей драгоценных камней, которые являются их собственниками, смогут продавать их самостоятельно или передавать по договору другим лицам для реализации на внутреннем или внешнем рынках. Однако они могут передаваться лишь ограниченному кругу лиц: участникам рынка драгоценных металлов или драгоценных камней, Гохрану и уполномоченным органам субъектов РФ, на территориях которых добыты эти драгметаллы или камни.
Документ также предусматривает, что выплата вознаграждения за клад, содержащий драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из них, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение, зачисленный в Госфонд России, будет осуществляться уполномоченным федеральным органом в установленном им порядке.
Закон должен вступить в силу через 10 дней после официального опубликования, за исключением норм, для которых предусмотрен иной срок.
Источник: mfd.ru