Передача драгоценных металлов и драгоценных камней в Гохран России
Подраздел создан для оказания помощи при передаче посылок с ценностями в Гохран России для зачисления ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – Госфонд России) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (за исключением посылок с ценностями, передаваемых на основании договоров/государственных контрактов).
Подраздел содержит следующие термины:
Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;
Маркировка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них Ювелирсофт
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней — изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней. Не относятся к ювелирным изделиям изделия из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов, а также бижутерия и галантерейные товары;
Сдатчик — владелец, уполномоченный орган или уполномоченное лицо.
Ценности — драгоценные металлы и (или) драгоценные камни и изделия из них, а также их лом и отходы.
Место — ценности, упакованные в одну внешнюю упаковку.
Посылка — ценности, поступившие в Гохран России от сдатчика и оформленные одним актом приема посылок с ценностями. Посылка может состоять из одного или нескольких мест.
Поэтапный порядок действий при наличии ценностей, подлежащих передаче в Гохран России для зачисления в Госфонд России
1. Определить, являются ли ценности подлежащими передаче в Гохран России
- Иметь документ, согласно которому имущество или вещественные доказательства обращены в собственность государства (конфискованы):
— судебные акты, а также выданные на их основании исполнительные листы;
— постановление уполномоченного должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановление следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования;
— для ценностей, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства – разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с порядком, установленным Федеральной таможенной службой , и акт приема-передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с формой, утвержденной Федеральной таможенной службой ;
— для кладов – документы, выданные органом внутренних дел Российской Федерации, подтверждающие, что ценности из состава клада не числятся по учету похищенных вещей и предметов, а также невозможность установления законного владельца ценностей из состава клада. Экспертное заключение специалиста об отнесении ценностей из состава клада к культурным ценностям. - Определить отношение имущества или вещественного доказательства (далее — ценности) к драгоценным металлам, драгоценным камням с учетом Постановления Правительства РФ от 23.09.2019 № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» о содержании не менее 10% драгоценных металлов (наличие пробирного клейма, экспертное заключение, справка об исследовании и т.п.). При наличии в установочной части документа, подтверждающего обращение ценностей в собственность государства, ссылки на проведение экспертизы (исследования и др.) с указанием общей и химически чистой массы ценностей (общей массы и % содержания в ценностях драгоценных металлов) или пробы иметь и предоставлять документы (экспертное заключение, справку об исследовании и т.п.) не обязательно.
Контролируемые операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
2. Составить опись ценностей, подготавливаемых к передаче в Гохран России.
В описи указать сведения о наименовании каждого предмета, количестве, массе ценностей, их описание в соответствии с ранее направленным в Гохран России уведомлением.
3. Направить в адрес Гохрана уведомление о наличии ценностей.
В уведомлении обязательно указать контактные данные исполнителя или лица ответственного за передачу ценностей, и сведения о наименовании, количестве и месте нахождения ценностей, их описание, в том числе сведения об их размерах, массе, пробе и (или) содержании драгоценных металлов, о наличии (в том числе в виде вставок) драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения, их количестве и характеристиках, а также модели, цвете, упаковке, артикуле, маркировке, товарном знаке, индивидуальных идентификационных номерах и иных характеристиках ценностей. Указанные признаки не являются исчерпывающими и применяются с учетом особенностей ценностей. В случае, если в документах, подтверждающих обращение в собственность Российской Федерации на передаваемые ценности в виде сырья, сплавов, полуфабрикатов, изделий (продукции), химических соединений, лома и отходов производства и потребления, отсутствуют данные, свидетельствующие, что такое имущество содержит в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов, к уведомлению прилагаются экспертные заключения (справки об исследовании и т.п.), подтверждающие, что указанные сырье, сплавы, полуфабрикаты, изделия (продукция), химические соединения, лом и отходы производства и потребления содержат в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов.
В случае наличия иных документов, характеризующих ценности, в том числе сертификаты соответствия, они также прилагаются к уведомлению. Уведомление и документы, указанные в настоящем пункте, могут быть направлены по электронной почте с последующим предоставлением оригиналов уведомления, документов или их заверенных копий одновременно с направлением (передачей) ценностей в Гохран России.
4. Получить ответ Гохрана России
Получить ответ Гохрана России о готовности к приему ценностей либо об отказе в приеме с разъяснением причин отказа.
В случае отказа в приеме произвести действия, перечисленные в ответе Гохрана (направить в адрес Гохрана документы, предоставить запрошенную информацию и т.п.) При наличии вопросов связаться с исполнителем, указанным в письме.
5. Подготовить и упаковать в отдельный от ценностей пакет, сопроводительные документы (письмо, опись).
На пакете указать номер и дату ответа Гохрана о готовности к приему.
6. Упаковать ценности.
7. Направить или передать посылки с ценностями и сопроводительные документы к ним в Гохран России.
8. Прием посылок с ценностями Гохраном России (без вскрытия) посредством формирования акта приема посылок с ценностями и акта приема- передачи ценностей, обращенных в собственность государства.
9. Зачисление в Госфонд России и направление в адрес сдатчика приемо-расчетного акта о зачислении ценностей в Госфонд России и их стоимости.
1) Ценности, подлежащие передаче в Гохран России
1. принудительно изъятые в установленном законом порядке драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, изделия из них и лом таких изделий, обращенные в собственность Российской Федерации;
2. бесхозяйные драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, изделия из них и лом таких изделий, обращенные в собственность Российской Федерации;
3. ценности, входящие в состав клада, обнаруженного на земельном участке или в ином имуществе, собственником которых является Российская Федерация;
4. ценности, входящие в состав клада и являющиеся культурными ценностями, вне зависимости от собственника земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад;
5. драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, изделия из них и лом таких изделий, переданные государству по праву наследования;
6. изготовленные из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней подарки, полученные гражданами Российской Федерации в связи с государственной деятельностью;
7. драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, а также изделия из них, зачисляемые в Госфонд России по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Принудительно изъятые в установленном порядке, бесхозяйные, переданные государству по праву наследования либо поступившие по иным установленным законодательством Российской Федерации основаниям, сырье, сплавы, полуфабрикаты, изделия (продукция), химические соединения, лом и отходы производства и потребления зачисляются в Госфонд России при условии содержания в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов.
2) Направление уведомления
Уведомление (Письмо в произвольной форме на бланке организации с приложением документов) направляется в Гохран России с указанием сведений о наименовании, количестве и месте нахождения ценностей, их описание, в том числе сведения об их размерах, массе, пробе и (или) содержании драгоценных металлов, о наличии (в том числе в виде вставок) драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения, их количестве и характеристиках, а также модели, цвете, упаковке, артикуле, маркировке, товарном знаке, индивидуальных идентификационных номерах и иных характеристиках ценностей. Указанные признаки не являются исчерпывающими и применяются с учетом особенностей ценностей.
В случае, если в документах, подтверждающих обращение в собственность Российской Федерации на передаваемые ценности в виде сырья, сплавов, полуфабрикатов, изделий (продукции), химических соединений, лома и отходов производства и потребления, отсутствуют данные, свидетельствующие, что такое имущество содержит в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов, к уведомлению прилагаются экспертные заключения(справки об исследовании и т.п.), подтверждающие, что указанные сырье, сплавы, полуфабрикаты, изделия (продукция), химические соединения, лом и отходы производства и потребления содержат в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов.
В случае наличия иных документов, характеризующих ценности, в том числе сертификаты соответствия, они также прилагаются к уведомлению. Уведомление и документы, указанные в настоящем пункте, могут быть направлены по электронной почте с последующим предоставлением оригиналов уведомления, документов или их заверенных копий одновременно с направлением (передачей) ценностей в Гохран России, и обязательно указать контактные данные исполнителя или лица ответственного за передачу ценностей.
Источник: www.gokhran.ru
Операции с ДК и ДМ подлежащие обязательному контролю
Операции по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 26.03.1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
В приложении №8 к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержится справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий об операциях, с которыми нужно сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу:
Серебро в условной цене
Родий в граммах
Палладий в граммах
Палладий в унциях
Платина в граммах
Золото в унциях
Серебро в унциях
Платина в унциях
Золото в граммах
Серебро в граммах
Золото в условной оценке
В отличие от драгоценных металлов, драгоценные камни и ювелирные изделия не классифицированы по подвидам.
Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.
Также, к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. №8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням». Основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:
- масса — свыше 1000 граммов;
- форма — разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;
- целостность — относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;
- включения — прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;
- цвет — разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней — изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Согласно пункту 2 приказа Роскомдрагмета от 30.10.1996 г. №146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным» к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с Законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.
От ювелирных изделий следует отличать изделия ювелирной и металлической галантереи. К изделиям ювелирной галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных металлов с покрытием драгоценными металлами, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.
Вам также может быть интересно:
К изделиям металлической галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных металлов, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.
Источник: law115.ru
Минфин подготовил новые правила скупки ювелирных изделий и их лома у населения: что изменится?
Минфином России разработан и вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий». Участники рынка ДМДК могут принять участие в публичном обсуждении проекта постановления до 15 апреля 2021 г.
В новом проекте предлагается признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 24, ст. 2456).
Основными изменениями в законе станет:
- необходимость регистрации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота с 1 марта 2022 года.
- обязанность направить скупленные ценности в аффинажные организации.
Ознакомиться с текстом проекта можете ниже:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от «___» ___________ 2021 г. № ______
«Об утверждении Правил скупки у физических лиц
ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
и драгоценных камней, лома таких изделий»
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемые Правила скупки у физических лиц ювелирных
и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий (далее – Правила).
2. Правила действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
и лома таких изделий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 24, ст. 2456).
Российской Федерации М. Мишустин
от________ 2021 г. №_______
Правила
скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий
1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – скупщик)
у физических лиц (далее – сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий (далее – ценности).
2. К скупке допускаются:
ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов
и (или) драгоценных камней, лом таких изделий, за исключением изъятых
из оборота, оборот которых запрещен или ограничен (холодное, огнестрельное оружие с отделкой и т.д.);
аффинированные драгоценные металлы в мерных слитках, имеющие документы о качестве (паспорт, сертификат);
сертифицированные драгоценные камни.
3. Не допускается скупка:
ценностей у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
государственных наград Российской Федерации.
4. Для осуществления деятельности по скупке ценностями скупщик должен:
иметь лицензию на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий в соответствии с Федеральными законами
от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
и от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
располагать на праве собственности или ином законном основании зданием, строением, сооружением и помещением (части зданий, строений, сооружений
и помещений), необходимыми весоизмерительным оборудованием, находящимся
в исправном состоянии и соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, приборами
и оборудованием для определения наименования драгоценных камней
и их характеристик, реактивами для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе;
иметь контрольно-кассовою технику в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;
иметь системы учета, хранения и обеспечения сохранности ценностей;
иметь в штате не менее одного работника, имеющего высшее образование по направлению подготовки «Товароведение» или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и не менее одного эксперта, обладающего квалификацией по экспертизе и оценке ценностей.
5. Скупщик обязан довести до сведения сдатчика:
фирменное наименование (наименование) своей организации, место
ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель — информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
сведения о наличии лицензии на осуществление деятельности по скупке
у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
и драгоценных камней, лома таких изделий;
Указанная информация размещается в доступном для ознакомления месте.
6. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия
на них именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм.
Юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями принимаются в скупку при предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право их владения.
7. Все операции, связанные со скупкой ценностей (определение наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, определение пробы драгоценного металла и характеристик драгоценных камней, взвешивание, удаление из ценностей недрагоценных материалов — вставок недрагоценных камней; механизмов часов, зажигалок и подобных изделий; лезвий ножей, винтовых частей штопоров и подобных частей изделий; штифтов, пружин, осей шарниров, булавок брошей, булавок зажимов для галстуков, булавок значков
и других подобных изделий; клеевых наполнителей рукоятей столовых приборов и других подобных изделий) производятся в присутствии и с согласия сдатчика.
Определение наименования и пробы драгоценных металлов, наименования и характеристик драгоценных камней должны производиться методами, позволяющими не нарушать целостности ценностей.
8. Взвешивание ценностей производится с точностью:
изделий из золота, платины и палладия — до 0,01 грамма;
изделий из серебра — до 0,1 грамма;
изделий из драгоценных камней без оправы — до 0,01 карата.
Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделий или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется расчетным методом на основании линейных размеров драгоценного камня
с точностью до 0,1 карата.
Сдатчику должна быть предоставлена возможность убедиться
в правильности определения массы сдаваемых им ценностей.
Скупщик несет ответственность за правильность оценки принимаемых ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику причитающую ему сумму денежных средств, кассовый чек, подтверждающий оплату ценностей, а также квитанцию (оформляется в двух экземплярах и подписывается скупщиком и сдатчиком).
В квитанции указываются:
а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя — скупщика;
б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;
в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий — оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий — оттиска импортного клейма);
г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена
за грамм и стоимость;
д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении:
бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних
(от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов — также
их размерно- весовая группа, группа цвета и чистоты;
бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной (модифицированной) огранки — также их группа цвета и чистоты;
жемчуга природного и культивированного — количество жемчужин
и их масса;
е) общая масса изделия;
ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.
Указанная информация регистрируется в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота
с 1 марта 2022 года.
10. Принятые ценности после их оплаты возврату не подлежат.
11. Скупщик направляет скупленные ценности в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или юридическим лицам
или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обработку (переработку) дома и отходов драгоценных металлов, для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями, либо реализует аффинажным организациям
для последующего аффинажа драгоценных металлов или юридическим лицам
или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обработку (переработку) дома и отходов драгоценных металлов, для обработки (переработки) и последующего направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.
12. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Федеральная пробирная палата и ее территориальные органы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О б утверждении Правил скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней,
лома таких изделий »
Проект постановления Правительства Российской Федерации
« О б утверждении Правил скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий » (далее – проект постановления) разработан в соответствии с частью 4
статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2021 г. № ДГ-П36-2241.
Проектом постановления устанавливаются правила скупки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями у физических лиц находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
и (или) драгоценных камней, лома таких изделий.
По информации Федеральной пробирной палаты, в 2019 году количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состоящих на специальном учете по ОКВЭД 46.72.23. (Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами) и 46.76.4. (Торговля оптовая драгоценными камнями)
с примечанием «скупка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
и драгоценных камней, а также лома таких изделий», составляло
6 222 хозяйствующих субъекта, в 2020 году их количество увеличилось до 6 676.
По состоянию на 31 декабря 2020 года на специальном учете состояло
36471 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты, осуществляющие скупку ювелирных и других изделий из драгоценных металлов
и (или) драгоценных камней, а также лома таких изделий, составляют порядка 18% от общего количества лиц, состоящих на специальном учете в Федеральной пробирной палате.
При осуществлении скупки ювелирных изделий из драгоценных металлов
и драгоценных камней имеются риски несоблюдения законных интересов и прав граждан, а также легализация контрабандной и контрафактной продукции.
Принятие проекта постановления не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация положений проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий,
и не повлечет необходимости внесения изменений в другие акты.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления содержит обязательные требования в соответствии
с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях,
или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Источник: goldglobe.ru
Новые украшения из старых: отправлять ли металл на аффинаж?
В Ассоциацию «Гильдия ювелиров России» часто обращаются за уточнением норм действующего законодательства в части необходимости аффинажа ломов ювелирных изделий, поступающих от физических лиц при изготовлении новых изделий по индивидуальным заказам. Сегодня многие предприятия малого и микро- бизнеса практикуют выполнение таких заказов.
По действующей норме в Российской Федерации любой лом и отходы драгоценных металлов, за исключением лома и отходов, образовавшихся в процессе собственного производства, подлежат обязательному аффинажу. Согласно пункту 1.1. Статьи 20 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»:
«… Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями . в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации . направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов».
Однако, анализируя текст проекта новой редакции пункта 1.1. статьи 20 Федерального закона 41-ФЗ, эксперты Ассоциации обратили внимание на то, что в новой редакции норма сдачи на аффинаж изложена более четко и исключает неопределенность в вопросе необходимости аффинажа всех ломов и отходов, кроме образовавшихся на собственном производстве:
«Собранные индивидуальными предпринимателями, художниками-ювелирами и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями, художниками-ювелирами и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов.
Приобретенные лом и отходы драгоценных металлов, а также собранные лом и отходы драгоценных металлов, за исключением указанных в абзаце втором пункта 1.1 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели, художники-ювелиры и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов».
Учитывая текст нормы в проекте новой редакции 41-ФЗ, однозначно предписывающий направление на аффинаж металла при изготовлении ювелирных изделий по заказу физлиц из принадлежащих им старых изделий и лома, Ассоциация обратилась с просьбой разъяснить применение рассматриваемой нормы 41-ФЗ к директору Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Гончаренко Ю.А.
Ответ департамента Минфина России также оказался категорично отрицательным по сути вопроса: «Нет, самим перерабатывать полученные от заказчика изделия нельзя, необходимо направлять на аффинаж».
Приведем текст ответа:
«Департамент государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней рассмотрел Ваше обращение от 26.07.2021 № УЭ-21/99 и сообщает, что на основании статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Федеральный закон № 41-ФЗ) ломом и отходами драгоценных металлов признаются изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащий драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства. Производством драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.
Обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 41-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 20 Федерального закона № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов, а также лом и отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, лом и отходы драгоценных камней. Собранные индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением воинских частей и воинских формирований, в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов. Иные лом и отходы драгоценных металлов индивидуальные предприниматели и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.
Таким образом, полученный от физического лица драгоценный металл в виде бывших в употреблении ювелирных изделий и их лома не может быть отнесен к лому и отходам драгоценных металлов, а также к ювелирным и другим изделиям из драгоценных металлов, собранным в процессе собственного производства, и подлежит направлению на аффинаж».
Необходимость аффинажа ювелирных изделий, полученных от физических лиц, выглядит довольно логичным действием с точки зрения технологии литьевого процесса. Вряд ли кто из производителей будет отливать новое изделие «в одиночку», скорее «в один котел» попадут изделия сразу нескольких заказчиков. Но в этом случае не факт, что в их числе не окажется какое-нибудь изделие или его лом, сильно выходящие за пробу. Качество изделий из этой «ёлочки» будет зависеть от качества изделий разных заказчиков.
Многие участники рынка придерживаются иной трактовки закона, которая допускает самостоятельную переработку бывших в употреблении ювелирных изделий заказчика для изготовления новых.
Ассоциация подчеркивает, что в случаях неоднозначной трактовки действующего отраслевого законодательства все риски ложатся на плечи участников рынка. Более того, т.к. в Российской Федерации не действует прецедентное право, то даже различные судебные решения, если до них будет доходить дело, могут также иметь неодинаковые вердикты.
Источник: agjr.ru